Укрепления Гибралтара

История Гибралтара |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Полуостров Гибралтар , расположенный на крайнем южном конце Иберии , имеет большое стратегическое значение благодаря своему расположению у Гибралтарского пролива , где Средиземное море встречается с Атлантическим океаном . Он неоднократно оспаривался между европейскими и североафриканскими державами и пережил четырнадцать осад с момента своего первого заселения в 11 веке. Оккупанты полуострова – мавры , испанцы и британцы – построили последовательные уровни укреплений и оборонительных сооружений, включая стены, бастионы , казематы , артиллерийские батареи , склады , туннели и галереи . На пике своего развития в 1865 году в укреплениях находилось около 681 орудия, установленных в 110 батареях и позициях, охранявших все сухопутные и морские подходы к Гибралтару. [1] Укрепления продолжали использоваться в военных целях вплоть до 1970-х годов, а к моменту прекращения прокладки туннелей в конце 1960-х годов было вырыто более 34 миль (55 км) галерей на площади всего 2,6 квадратных миль (6,7 км2). 2 ).
Укрепления Гибралтара сгруппированы в трех основных областях. Самые плотные укрепления находятся в районе, где исторически Гибралтар находился под наибольшей угрозой – на северной оконечности полуострова, Северном фронте, обращенном к перешейку с Испанией. Другая группа укреплений охраняет город и гавань , называемую Вест-Сайд. Южный конец города охраняется Южным сухопутным фронтом. На восточной стороне мало укреплений, поскольку отвесная скала Гибралтарской скалы является практически непреодолимым препятствием. Дальнейшие укрепления занимают плато Уиндмилл-Хилл и Европа-Пойнт на южной оконечности полуострова. Смотровые посты и батареи на вершинах Скалы обеспечивают обзор на 360° через пролив и далеко вглубь Испании. Хотя Гибралтар в настоящее время в значительной степени демилитаризован, многие укрепления все еще не повреждены, а некоторые, такие как Великие осадные туннели и Стена Карла V Гибралтара , где живет большая часть популяции берберийских макак , стали туристическими достопримечательностями. .
Топография
[ редактировать ]
территории Характер и положение оборонительных сооружений Гибралтара были продиктованы топографией . Это длинный и узкий полуостров размером 5,1 км (3,2 мили) и максимальной шириной 1,6 км (1 миля) с площадью суши около шести квадратных километров (2,3 квадратных мили). Единственный сухопутный доступ к полуострову осуществляется через песчаный перешеек, расположенный всего в трех метрах (9,8 фута) над уровнем моря , большую часть которого сейчас занимает испанский город Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон . На полуострове преобладает известняковый массив Гибралтарской скалы , который представляет собой отвесную скалу высотой более 400 метров (1300 футов) на северном конце, обращенную к перешейку. Скала простирается на юг на 2,5 километра (1,6 мили) с несколькими вершинами, а затем спускается на два южных плато на высоте от 90–130 метров (300–430 футов) до 30–40 метров (98–131 фут) над уровнем моря. Южная оконечность Гибралтара окружена крутыми скалами. Сама Скала асимметрична, с умеренным наклоном на западной стороне и очень крутым (а местами почти вертикальным) склоном на восточной стороне. Первоначальный центр города Гибралтар занимал нижнюю северо-западную часть Скалы, примыкая к Гибралтарский залив , хотя он значительно разросся до такой степени, что застроенная территория теперь простирается до мыса Европа на южной оконечности полуострова. Значительная мелиорация земель 20-го века на западной стороне также расширила прибрежную зону, которая раньше была довольно узкой. Несколько небольших поселений, первоначально рыбацких деревень, занимают восточную сторону. [2]
Эти особенности сделали Гибралтар естественно сильной оборонительной позицией. На перешейке нет естественного укрытия, что делает любого приближающегося противника открытым огнем. Высоты Скалы образуют естественный барьер для движения, а скалистые выступы служат естественными платформами для артиллерийских батарей. Отвесные скалы на северной и восточной сторонах Скалы блокируют доступ с этих направлений, а морские скалы вокруг южной оконечности полуострова затрудняют высадку там, особенно если противостоять им. [3] Единственная дорога соединяет Гибралтар с Испанией, и на территории большинство дорог узкие и часто крутые из-за ограниченной территории. [4] На протяжении веков сменявшие друг друга оккупанты Гибралтара строили все более сложный комплекс укреплений вокруг природных особенностей территории и учитывали их. [3]
В 1610 году испанский историк Фернандо дель Портильо заметил, что Гибралтар был «цитаделью по самой своей топографии, которую с помощью небольшого искусства можно было сделать неприступной», и так оно и было доказано. [5] Ирландский писатель Джордж Ньюэнхем Райт заметил в 1840 году, что «поверхность Скалы полностью занята оборонительными сооружениями; там, где это было возможно, а часто там, где это казалось почти невозможным, были сформированы батареи и укрепления. море на южной стороне, до самой высокой точки Скалы, нет ни одного пункта, который не был бы приведен в оборонительное состояние. Двигаясь к мысу Европа, у входа в город, укрепления, склады, казармы. , а батареи размещаются там, где это позволяет природа поверхности». [6]
История
[ редактировать ]Мавританский период
[ редактировать ]Укрепления Гибралтара развивались в несколько этапов. Говорят, что его первые постоянные жители, мавры из Северной Африки , основали форт на Джебель-Тарике (гора Тарика, название, которое в конечном итоге было искажено в Гибралтаре ), «чтобы быть на страже и наблюдать за событиями на другой стороне Гибралтара». Проливы» еще в 1068 году. [7] Гибралтар был впервые укреплен в 1160 году султаном Абд Альмохадов аль-Мумином в ответ на прибрежную угрозу, исходящую от христианских королей Арагона и Кастилии . Гибралтарскую скалу переименовали в Джебель аль-Фатх (Гора Победы), хотя это название не сохранилось. [8] укрепленный город под названием Мединат аль-Фатх (Город Победы). а на верхних склонах Скалы был построен [9] Неясно, какая часть Мединат аль-Фатх была фактически построена, поскольку сохранившиеся археологические находки мавританской Гибралтара скудны. [10] Часть стены длиной около 500 метров (1600 футов) до сих пор сохранилась к югу от основной части города Гибралтар и по конструкции похожа на оборонительные стены в Марокко . Возможно, он защищал поселение в верхней части Скалы, где находится современная Дорога Королевы , но убедительных археологических свидетельств недостаточно. [11]
Город пал перед кастильцами в 1309 году после первой осады Гибралтара , а его укрепления были отремонтированы и улучшены королем Кастилии Фердинандом IV , который приказал построить крепость над городом. [12] Кастильцы сохраняли контроль над Гибралтаром до 1333 года, сопротивляясь мавританской осаде в 1315 году , но отказались от него в 1333 году после третьей осады Гибралтара . После разгрома кастильской контросады, которая закончилась через два месяца , Маринидов султан Абу аль-Хасан Али ибн Осман приказал восстановить Гибралтар «с сильными стенами, подобными ореолу, окружающему серп луны». [13] Многие детали перестроенного города известны благодаря работе биографа Абу аль-Хасана Ибн Марзука , чей Муснад (написан около 1370–1371 гг.) описывает реконструкцию Гибралтара. Город был расширен, и была построена новая оборонительная стена, прикрывающая западный и южный фланги, с добавлением башен и соединительных проходов для их укрепления. Существующие укрепления также были укреплены и отремонтированы. Слабые места, которыми воспользовались кастильцы, были улучшены. [9]


- Внутренняя и внешняя крепость
- Касба
- Старая вилла
- Порт (Барсина)
- Башня Почитания
- Фланговая стена
- Ворота Гранады
- Сторожка
- Башня
- Башня Хиральда ( Северный бастион )
- Лэндпорт
- Морские ворота ( Большие казематные ворота )
- Барцина Ворота
- Камбузный дом
Восстановленный город занимал северо-восточную часть современного города, простираясь от площади Больших Казематов до Аппер-Касл-роуд . Он был разделен на три основных квартала, которые функционировали как ряд дворов, через которые войска могли поэтапно отступать. Башня Почести (теперь обычно называемая Мавританским замком , хотя точнее это название относится ко всей укрепленной зоне мавританского города) располагалась на самой высокой точке и служила последним редутом. Башня представляла собой огромную квадратную крепость, расположенную внутри касбы , и имела самую большую площадь из всех башен, построенных в мавританском Аль-Андалусе (320 квадратных метров (3400 квадратных футов)). [14] Это была значительно усиленная перестройка более ранней башни, и на ее восточной стене до сих пор сохранились шрамы от снарядов, выпущенных кастильцами во время осады 1333 года. [13] Доступ к касбе можно было получить только через единственные ворота, которые сохранились до сих пор; надпись, видимая до 18 века, гласила, что он был посвящен Юсуфу I, султану Гранады . [15]
Ниже касбы находилась территория, позднее названная Вилла Вьеха испанцами (Старый город), доступ к которой осуществлялся через Баб-эль-Гранада ( Ворота Гранады ), а ниже располагалась портовая зона, названная Ла Барсина испанцами , которая, возможно, заняла свое место. название от Галерного дома ( араб . Дар-эль-Синаха ), построенного здесь маврами. [16] У него было три отдельных входа: Сухопутные ворота (ныне Сухопутные ворота ), Морские ворота (ныне Большие казематные ворота ) и южные ворота, Барсинские ворота . [14] Ядро города было окружено мощными оборонительными стенами с высокими башнями, увенчанными зубцами . [17] Помимо Башни Почета, еще сохранились две такие башни; времена были установлены часы одно квадратное основание, на котором в викторианские (ныне Часовая башня Стэнли ) [18] и еще один, построенный en bec (клюв, конструкция, предназначенная для защиты от мин ). [19] Стены сначала были построены с использованием тапии — раствора на основе извести, приготовленного из местного песка и облицованного декоративной кирпичной кладкой, имитирующей каменную кладку. Позже строители изменили методы строительства и стали использовать камень, переплетенный с кирпичом, — более прочную конструкцию. Южный фланг стен сохранился относительно нетронутым, а остатки других стен, скорее всего, все еще можно найти под современными оборонительными стенами, построенными британцами. [15] К югу от укрепленного города находился городской район, известный как Турба аль-Хамра , буквально «красные пески», названный в честь преобладающего цвета почвы в этом районе. [14] Ибн Баттута посетил город в 1353–1354 годах и написал:
Я обошел гору и увидел чудесные произведения, выполненные на ней нашим хозяином, покойным султаном Марокко, и вооружение, которым он ее оснастил, вместе с дополнениями, сделанными к нему нашим мастером Абу Инаном , да укрепит его Бог.. [Он] укрепил стену на краю горы, которая является самой грозной и полезной из ее стен. [20]
Испанский период
[ редактировать ]
Кастилия восстановила контроль над Гибралтаром во время восьмой осады 1462 года. [21] Мавританская угроза отступила после завершения Реконкисты , и укрепления пришли в упадок, а на батареях было установлено очень мало пушек. [22] В 1535 году испанский военно-морской командующий Альваро де Базан Старший предупредил короля Карла I , что оборона Гибралтара серьезно недостаточна, и рекомендовал продлить Линию стены до мыса Европа на южной оконечности Гибралтара и чтобы южная стена города была быть усилен. Однако его совет был проигнорирован. [23] Солдат и писатель Педро Баррантес Мальдональдо отмечал, что к 1540 году северо-западный бастион Гибралтара (предположительно, имеется в виду Северный бастион ) имел всего четыре орудия, в то время как немногочисленные орудия замка были все демонтированы (и, следовательно, непригодны для использования), а артиллеристов не было. Техника гарнизона была устаревшей, и их численность была немногочисленна. Стены города все еще были по существу средневековыми и не могли противостоять артиллерии середины 16 века. Падение Константинополя 90 лет назад показало, насколько уязвимыми могут быть такие стены перед лицом тяжелых артиллерийских обстрелов. [24]
Жители города поплатились за это пренебрежение в сентябре 1540 года, когда берберийские пираты из Северной Африки совершили крупный набег, воспользовавшись слабой защитой. Сотни жителей Гибралтара были взяты в заложники или рабы. Испанская корона отреагировала на уязвимость Гибралтара, построив стену Карла V, чтобы контролировать южный фланг Скалы. Строитель стены, итальянский инженер Джованни Баттиста Кальви , также укрепил ворота Сухопутного порта. Другой итальянский инженер, Джован Джакомо Палеари Фратино , расширил стену до Верхней скалы где-то, вероятно, между 1558 и 1565 годами. [25] Смотровая башня, одна из нескольких, построенных на южном побережье Испании в этот период, была построена на восточном конце перешейка, соединяющего Гибралтар с материковой частью Испании. Это сооружение, известное как Башня Дьявола , было снесено во время Второй мировой войны . [26] Считается, что немецкий инженер Даниэль Спеклин также участвовал в улучшении укреплений Гибралтара между 1550 и 1552 годами. Хотя прямых доказательств нет, испанские укрепления в южной части города практически идентичны по конструкции рисункам в посмертно опубликованной книге Спеклина « Архитектура». фон Вестунгена («Архитектура крепостей»), и на этом основании было высказано предположение, что он был проектировщиком южных сооружений Гибралтара. [25]
Хотя работы XVI века значительно улучшили обороноспособность Гибралтара, они все же имели серьезные недостатки. Фернандес дель Портильо отметил в 1610 году, что, хотя Гибралтар был «опоясан довольно хорошей стеной с бастионами по углам», все еще оставалось проделать работу для завершения планов укреплений, которые были составлены в предыдущем столетии. Он чувствовал, что «возможно, того, что существует, достаточно, чтобы выдержать нападение и даже больше». [5] Самой большой слабостью было отсутствие эффективной морской дамбы, способной противостоять морским бомбардировкам, и в 1618 году Филипп III Испанский санкционировал работы по созданию нового мола для глубоководной гавани, защищенной недавно построенной артиллерийской платформой и Торре-дель-Туэрто. фортом . [27] Впоследствии Филипп IV приказал провести масштабную модернизацию укреплений Гибралтара из-за враждебной деятельности в проливе протестантских держав Северной Европы, особенно Англии и Голландской республики . Посетив Гибралтар в 1624 году, король обнаружил, что его карета не может пройти через ворота сухопутного порта. Вместо этого ему пришлось пойти в город и выразить свое недовольство, на что, как говорят, военный губернатор Гибралтара ответил: «Сэр, ворота были созданы не для проезда экипажей, а для того, чтобы не допускать врагов». [28]

Укрепления имели лишь относительно тонкие зубчатые стены, недостаточно прочные для отражения артиллерийских обстрелов. Вокруг них было много высоких башен для лучников, но их нельзя было использовать для установки пушек. Дон Луис Браво де Акунья , губернатор Гибралтара, представил королю отчет, в котором рекомендовал ряд изменений в укреплениях территории. Вдоль Линейной стены была построена серия новых батарей, каждая из которых названа в честь святых, а также был построен Новый мол (позже переименованный в Южный мол) для обеспечения дополнительной защиты кораблей в гавани. [29] На северной стороне Гибралтара Муралья-де-Сан-Бернандо (ныне Большая батарея ) была полностью приспособлена для установки пушек, обращенных к перешейку, при этом старые башни для стрельбы из лука были снесены и заменены бастионами. Старый Мол , простирающийся до Гибралтарского залива, служил дополнительным местом установки пушек для обстрела перешейка. Ряд оборонительных сооружений, построенных на гласисе над въездом в город, обеспечивал дальнейший анфиладный огонь. Для защиты юга города был построен грозный бастион; известный как Балуарте-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио («Бастион Богоматери Розария»), а теперь как Южный бастион , он окружал ров через Ворота Африки, ныне Ворота Саутпорта . [30] Однако эффективность новых укреплений была подорвана продолжающейся неспособностью испанской короны предоставить достаточное количество войск для их укомплектования. [29]
В августе 1704 года англо-голландские силы вторжения вошли в Гибралтарский залив и быстро разгромили плохо укомплектованный гарнизон. Дон Диего де Салинас , последний испанский губернатор Гибралтара, неоднократно призывал к усилению гарнизона и укреплений, но безуспешно. Когда флот адмирала Джорджа Рука осуществлял захват Гибралтара , его 350 орудиям противостояли в Гибралтаре всего 80 железных и 32 латунных пушки разного калибра. Большинство испанских орудий даже не были укомплектованы экипажем. У Де Салинаса было всего около 150 регулярных солдат, очень немногие из которых были артиллеристами, и около 250 вооруженных гражданских лиц. [31] Гибралтар пал всего после четырех дней боев. [32] Вскоре после этого франко-испанская армия осадила город и смогла нанести существенный ущерб старым испанским укреплениям, которые рухнули под постоянными обстрелами. [33] Однако англо-голландский гарнизон смог устранить самые серьезные повреждения и отразить франко-испанские атаки, одновременно получая пополнение запасов и подкрепление с моря. Через восемь месяцев французы и испанцы отказались от двенадцатой осады Гибралтара . [34]
Британский период
[ редактировать ]восемнадцатый век
[ редактировать ]Наиболее существенное развитие укреплений Гибралтара произошло во время британской оккупации территории с 1704 года по настоящее время. Первоначально мало что было сделано для улучшения укреплений, кроме скромной модернизации и устранения повреждений, нанесенных осадой 1704 года. [35] В 1709 году генерал Джеймс Стэнхоуп жаловался графу Голуэю , что «[оборонные сооружения] в целом находятся в очень плохом состоянии, и деньги, которые они стоили, я боюсь, были потрачены плохо», под этим он имел в виду, что были незаконно присвоены. [36] Вместо того, чтобы тратить средства на укрепления, коррумпированные офицеры направили средства на ремонт собственных домов в городе. Других офицеров обвинили в краже пушек и их продаже с целью получения прибыли в Лиссабоне. [37] Стэнхоуп выразил обеспокоенность тем, что перспектива потери Гибралтара «весьма реальна», учитывая плохое состояние обороны. [36]
Еще одна осада была предпринята в 1727 году, но испанцам не удалось вернуть Гибралтар, поскольку британцы снова смогли подкрепить и пополнить запасы гарнизона по морю. [35] После осады испанцы в 1730 году начали строительство Линий контравалляции — укрепленного сооружения по всей ширине перешейка, закрепленного двумя крупными фортами на каждом конце. [38] Это было предназначено для того, чтобы заблокировать доступ Гибралтара к материковой части Испании, а также служить базой для любых будущих осад. Важность территории возросла после поражения Великобритании в битве при Менорке в 1756 году, когда победа французского флота привела к капитуляции британского гарнизона . [39]
Первый этап серьезных улучшений, предпринятых британцами после осады, был сосредоточен на Северном фронте, где тяжесть любой будущей атаки, вероятно, будет самой тяжелой. Болотистая местность перед воротами Лэндпорта была затоплена и превратилась в то, что стало известно как « Наводнение », грушевидный водоем с солоноватой водой, заблокированный частоколами , подводными рвами и другими скрытыми препятствиями, препятствующими проходу. В результате к городу оставалось только два узких подхода, каждый из которых охранялся заграждениями и охранялся пушками, заряженными смертоносной картечью . была Батарея «Язык Дьявола» построена на Старом Кроте для обеспечения анфиладного огня через перешеек. Северная оборона вокруг Большой батареи и Лэндпорта также была усилена. [35]

Дальнейшие улучшения были сделаны при лорде Тироули во время его пребывания на посту губернатора, но прогрессу препятствовали его конфронтационные отношения со своим старшим инженером Уильямом Скиннером . Оборона Гибралтара была сильнее, чем во время предыдущей осады, но все же имела много недостатков. [40] На первый взгляд крепость казалась хорошо вооруженной: в 1744 году в ней было 339 пушек, но за этим числом скрывал тот факт, что они состояли как минимум из восьми различных калибров, некоторые из латуни, а некоторые из железа, что означало сильно различающиеся уровни надежности. – и им требовалось множество различных запасных частей и боеприпасов, что усугубляло логистические проблемы гарнизона. [41]
Скиннер и Тироули согласились, что наиболее серьезной угрозой была комбинированная атака с суши и моря, сосредоточенная на самой слабой части обороны - открытой местности между южным фронтом города и мысом Европа на конце полуострова. Однако они резко разошлись во мнениях относительно того, где и как строить оборону. Тайроули вложил много энергии в строительство новых земляных валов, батарей и ряда сокращенных линий между Южным бастионом и Новым Молом, получивших название «Линии принца Уэльского». [40] О нем говорили, что он не пропускал ни дня, «без того чтобы не посетить один или два раза за время своего пребывания завод, где была возможность выйти». [42] Скиннер не согласился с размещением новых укреплений и раскритиковал использование утрамбованной земли и обожженных на солнце кирпичей, которые позволили строить их с большой скоростью и с минимальными затратами, а не камня. Возможно, Скиннер был прав, поскольку большинство работ Тироули было смыто дождем всего за несколько лет. [43]
Более фундаментальные и прочные изменения были внесены при полковнике Уильяме Грине , который был назначен в Гибралтар старшим инженером в 1761 году. Солдат-ветеран, имеющий опыт кампаний в Нидерландах и Канаде , он прибыл в Гибралтар с богатыми знаниями новейших методов. укрепления. [44] Его решительно поддержал преемник Тироули на посту губернатора, генерал-лейтенант Эдвард Корнуоллис , который писал в 1768 году:

У Гибралтара есть свои недостатки, но вместе с ними, по моему мнению, он так же устойчив, как и любое место в Европе: уязвимым местом является море. . . хотя часто говорили, что Гибралтар неприступен, чего, по моим представлениям, нет ни в одном месте, это всегда понималось «пока вы хвалите море». Залив обширен, а наш гарнизон невелик. . ." [45]
В 1760-х годах средств было мало, но был внесен ряд улучшений в оборону Северного фронта и морскую дамбу от Южного бастиона до мыса Европа, которая была серьезно повреждена сильным штормом в 1766 году. Грин провел несколько лет, проверяя состояние укреплений. и разработать план их улучшения. Он отправил отчет в Управление артиллерийских вооружений в Лондоне в 1762 году, а затем еще один в 1768 году. [46] В следующем году он отправился в Лондон, чтобы представить свои выводы комиссии, назначенной Уильямом Питтом Старшим . [45] Он резюмировал свои три основные цели: предотвратить возможную высадку с моря; улучшить качество гарнизона и его снабжение; и держать противника на расстоянии артиллерией. [47]
После длительных дебатов правительство одобрило его планы, и Грин вернулся в Гибралтар, чтобы реализовать их. Укрепления территории по-прежнему в основном основывались на старой испанской и мавританской обороне, хотя с годами они укреплялись и дополнялись. [46] Морская дамба все еще оставалась такой же, как и в испанский период, и по-прежнему представляла собой слабое место, а нехватка жилья для 4000 офицеров и солдат гарнизона также была серьезной проблемой. Грин приступил к капитальному ремонту, перепроектированию и перепланировке укреплений, строительству новых бастионов, реданов , складов, госпиталей, складов, бомбоустойчивых казарм и казематов. [47] Среди его наиболее важных улучшений было строительство Королевского бастиона , укрепления, выступающего из морской дамбы между Старым и Новым Молами. Он установил двенадцать 32-фунтовых орудий и десять 8-дюймовых гаубиц спереди, а еще десять орудий и гаубиц - на флангах, что позволяло вести сильный огонь в залив и охватывать морскую дамбу в обоих направлениях. Его массивная конструкция с прочными каменными парапетами толщиной до 15 футов (4,6 м) могла вместить в казематах 800 человек. [48]
Чтобы провести улучшения более эффективно и с меньшими затратами, Грин создал роту солдат-ремесленников – предшественницу Королевских инженеров – из квалифицированных рабочих, подчиняющихся военной дисциплине. [45] Он также улучшил состояние подготовки гарнизона к новой осаде. Улучшилось качество орудий; к 1776 году их было 98, направленных на север, плюс две мортиры и две гаубицы. Еще 300 орудий были установлены на Линейной стене и южном фронте, а еще оставалось место для еще 106. Орудия были постоянно заряжены, а рядом располагались несколько снарядов в резерве на случай внезапного нападения. [49] Испанский историк Лопес де Айала отметил, насколько хорошо был подготовлен гарнизон:
Одна из самых примечательных особенностей этого места — то, что здесь нет ни пушки, ни миномета или гаубицы без известной и заранее определенной цели. . . дважды в день, на восходе и заходе солнца, командир батареи сам осматривает орудия. Он проверяет, горит ли фитиль, заряжено ли ружье, заряжено ли оно и направлено ли на назначенную цель». [49]

Усовершенствования Грина пришли как раз вовремя, чтобы ответить на вызов Великой осады Гибралтара между 1779 и 1783 годами. Несмотря на осаду, оборона постоянно улучшалась под руководством Грина. На Северном фронте, вплоть до вершины Скалы, были построены новые батареи и бастионы. [50] Также был построен первый из многих туннелей Гибралтара с первоначальной целью достичь скалистого обнажения под названием «Выемка» на северной стороне Скалы, чтобы закрыть слепой угол на средиземноморской стороне. Во время строительства туннеля с помощью взрывчатки прорыли вентиляционное отверстие. Туннелеры поняли, что можно использовать шахту как амбразуру для орудия. Они превратили туннель в первую из серии галерей с амбразурами, выходящими на перешеек, которые можно было использовать для безнаказанной бомбардировки позиций противника. [51] Прокладка туннелей продолжалась после осады, и к 1790 году было выкопано более 4000 футов (1200 м) туннелей, обеспечивших бомбобезопасные пути сообщения между различными линиями и батареями на северном фронте Скалы. Также был достигнут Нотч, который превратился в большую галерею, названную Георгиевским залом, способную вместить пять орудий. [52]
Дальнейшие работы были проведены по ремонту, восстановлению и совершенствованию оборонительных сооружений вокруг фронта Уотерпорта, в который входили старые ворота Уотерпорта. В этом районе были построены новые казематы, контргарды , тенали и люнеты , а бастионы Монтегю и Оранж были расширены. Работы проводились в условиях серьезных разногласий, поскольку между губернаторами и старшими инженерами того времени существовали серьезные разногласия по поводу того, как следует проводить работы и действительно ли следует вообще продолжать некоторые из них. [53]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Гибралтар оставался в мире в течение 121 года после Великой осады – одного из самых длительных периодов мира в его истории – но работа по развитию укреплений продолжалась, во многом благодаря все более быстрым темпам изменения мощи и дальности артиллерии. . Большие казематы — огромные бомбоубежища, построенные в 1817 году. [54] В 1826 году были выдвинуты предложения о перестройке Линейной стены с новыми бастионами, но они так и не были реализованы на практике. В 1841 году генерал сэр Джон Томас Джонс из Королевских инженеров провел исследование обороноспособности Гибралтара, которое вызвало серьезные изменения и определило характер укреплений на многие годы вперед. [55]
Рекомендации Джонса основывались на ряде ключевых предположений об угрозах, с которыми можно было столкнуться на конкретных участках укреплений. Во-первых, Северный фронт был настолько сильно защищен, что его уязвимость была маловероятна. Во-вторых, морская оборона под Южным бастионом может быть прорвана, но захватчик все равно столкнется с барьером Южного фронта. В-третьих, оборона Европы также может быть прорвана, но защитник, удерживающий узкий перевал Европа или высоты холма Уиндмилл, может легко атаковать захватчика; как выразился Джонс, «двести человек на холме Уиндмилл и перевале Европа должны сдерживать столько же тысяч». В-четвертых, главная угроза исходила – как Грин осознал 80 лет назад – самому городу. Противник, прорвавший морскую стену в городе, обойдет два сухопутных фронта и сможет атаковать их с их весьма уязвимого тыла. [56]
Джонс также признал, что развитие более мощной и точной артиллерии сделало старую систему береговых батарей чрезвычайно уязвимой. Он предложил отвести береговую артиллерию примерно на 300 ярдов (270 метров) к «отставным батареям», расположенным выше на холме, оснащенным новейшими и самыми мощными орудиями и ведущим огонь из барбетов , а не через амбразуры. Такие позиции было трудно увидеть с моря, они находились вне зоны досягаемости вражеских кораблей и не могли быть окружены наземными орудиями. Морская дамба будет защищена исключительно мушкетным огнем, а артиллерийская поддержка будет осуществляться со стороны бастионов и отставных батарей. [57]

Рекомендации Джонса были немедленно приняты и реализованы на практике. Была построена серия новых батарей, выровненных примерно по оси север-юг и обращенных на запад в сторону гавани, в том числе батареи Джонса , Гражданского госпиталя , Рэглана , Гардинера , королевы Виктории , леди Августы , принца Уэльского и Камберленда . Дальнейшие батареи и укрепления были построены вокруг залива Росия недалеко от юга полуострова, а холм Уиндмилл был укреплен по всему периметру, а заброшенные казармы на его северном конце блокировали доступ к возвышенности позади. Морская дамба в городе была выпрямлена и усилена за счет строительства двух новых навесных стен: Фронта принца Альберта и Фронта Веллингтона . Перед обоими были построены оборонительные волнорезы, чтобы не дать бронированному вражескому кораблю протаранить стены. [1]
Орудия Гибралтара были реорганизованы и модернизированы с 1856 года. Многие 24-фунтовые орудия были заменены на 32-фунтовые, а списанные батареи были оснащены 68-фунтовыми. Все еще использовалось большое количество старых орудий, в том числе чугунные 6-, 12- и 18-фунтовые орудия, что усложняло снабжение и обслуживание батарей. На пике своего развития крепость имела 681 орудие в 110 батареях и позициях. Как выразился в 1851 году британский художник Уильям Генри Бартлетт : «Ряды батарей, поднимающиеся из моря, ярус за ярусом, простираются вдоль всей набережной, на северной оконечности которой находится город; каждый уголок скал щетинится артиллерия». [58] Однако всего десять лет спустя быстрое внедрение нарезной артиллерии, стреляющей фугасными снарядами, уже начало делать укрепления устаревшими. В результате рекомендаций полковника Уильяма Джервуа береговые батареи были модернизированы бронированными казематами, изготовленными из дорогостоящих ламинатов железа. Он также предложил построить в заливе морской форт по образцу британских фортов Пальмерстон , но это так и не было реализовано. [59]

В 1879 году растущая угроза сверхтяжелой морской артиллерии привела к установке двух гигантских 17,72-дюймовых орудий RML , получивших название «100-тонные орудия», — самых больших, тяжелых и одних из последних когда-либо созданных артиллерийских орудий с дульным заряжанием. Их никогда не использовали в гневе, и они не были особенно надежными, поскольку их скорострельность составляла всего один выстрел каждые четыре минуты. [60] Вскоре они были заменены более надежными и мощными казнозарядными орудиями, и процесс отвода орудий на удаленные позиции продолжался до тех пор, пока не достиг своей логической конечной точки — размещения основных батарей на самой вершине Скалы, на высоте 1400 футов (430 метров). ) над уровнем моря. На этой высоте погода и связь стали серьезными проблемами. Гибралтар подвержен образованию погодных образований, называемых облаком Левантера , которое часто закрывает вершину Скалы. Телеграфные кабели были проложены через Скалу, чтобы обеспечить связь батарей с наблюдательными постами, расположенными ниже. Наблюдатели будут планировать движение вражеских целей и передавать координаты на расположенные высоко над ними батареи. [61]
Перевод вооружения Гибралтара на казнозарядные орудия привел к дальнейшей переоценке оборонительных потребностей крепости в 1888 году. В отчете генералов Уильяма Хоули Гуденаф и сэра Лотиана Николсона , тогдашнего губернатора, рекомендовалось сократить и стандартизировать орудия, чтобы сделать их проще в обслуживании и поставке. шестидюймовые (150-мм) скорострельные орудия и пулеметы На береговых позициях были введены , а в отведенных батареях - 9,2-дюймовые орудия. Меньших орудий было бы достаточно для защиты от быстро движущихся вражеских судов, таких как торпедные катера , в то время как более крупные орудия могли бы прикрыть весь пролив до побережья Северной Африки и могли вести огонь прямо над Скалой, чтобы контробстреливать наземные корабли. артиллерия. В конечном итоге были установлены четырнадцать 9,2-дюймовых орудий и еще четырнадцать 6-дюймовых орудий для обеспечения основной артиллерийской защиты Гибралтара. [62] Еще четыре 4-дюймовых и десять 12-фунтовых орудий были установлены на различных стратегических позициях, в основном вдоль береговой линии, для обеспечения береговой обороны. [63]
Двадцатый век
[ редактировать ]
К началу 20-го века стало ясно, что Гибралтар можно относительно безнаказанно бомбардировать с материковой части Испании. Были выдвинуты предложения построить новую гавань на восточной стороне Скалы, где корабли были бы менее уязвимы для прямого артиллерийского огня с материка, но от них отказались из-за огромных затрат и лишь незначительного повышения безопасности. [64] Был проведен новый этап прокладки туннелей, чтобы обеспечить более защищенные от бомб помещения для гарнизона, а также глубокие укрытия и казематы, способные вместить 2000 человек. В конечном итоге в 1906 году было решено, что Гибралтар не сталкивается с реальной угрозой с суши и что оборона будет организована для борьбы с угрозой с моря. [65]
В действительности самая большая угроза, с которой столкнулся Гибралтар в 20 веке, исходила с воздуха. Единственное действие береговой обороны Гибралтара во время Первой мировой войны произошло в августе 1917 года, когда 6-дюймовая пушка батареи Devil's Gap поразила и потопила немецкую подводную лодку, идущую на поверхности. Вторая мировая война стала гораздо более серьезной проблемой для обороны Гибралтара в результате развития бомбардировщиков дальнего действия. [66] По всему Гибралтару были созданы многочисленные зенитные позиции, многие из них были построены на вершинах существующих укреплений и оснащены 40-мм и 3,7-дюймовыми зенитными орудиями. [67] К марту 1941 года насчитывалось двадцать восемь 3,7-дюймовых орудий и двадцать два (а в конечном итоге и сорок восемь) орудий «Бофорс» , а также два помпона. Были установлены многочисленные прожекторы (к 1942 году их было двадцать четыре вокруг Гибралтара), а также были завезены ракетные проекторы — ранняя, хотя и довольно неэффективная форма зенитных ракет. [68] Бункеры и доты были построены для защиты от высадки десанта, особенно на восточной стороне Скалы. [67] противотанковые орудия, рвы и заграждения были установлены напротив перешейка для защиты от нападения с суши. [69]
Возможность нападения с суши не вызывала теоретического беспокойства, поскольку Адольф Гитлер искал поддержки у Испании для проведения операции «Феликс» — вторжения в Гибралтар, которое позволило бы немцам закрыть вход в Средиземное море, к большому невыгоду для союзников. . Предполагалось, что Гибралтар падет всего за три дня. [70] В конечном итоге Гитлеру не удалось прийти к соглашению с испанским диктатором Франсиско Франко . [71] Оборона Гибралтара несколько раз подвергалась испытаниям воздушными налетами, проведенными Италией и Вишистской Францией , которые причинили лишь ограниченный ущерб и легкие жертвы. [68] а также атаками итальянских подводных лодок и диверсиями, в результате которых было повреждено или потоплено несколько кораблей в заливе. [72]

Несмотря на резкий характер атак стран Оси, во время войны была проделана огромная работа по дальнейшему развитию укреплений Гибралтара. Под Скалой была вырыта новая сеть туннелей, чтобы разместить значительно увеличившийся гарнизон. Туннели превратились в подземный город, защищенный от бомбардировок и способный укрыть 16 000 человек. Они включали в себя госпиталь, складские помещения, мастерские, магазины с боеприпасами, пекарню, продовольственные склады, способные вместить достаточное количество пайков, чтобы прокормить весь гарнизон на шестнадцать месяцев, электростанцию, водоперегонную станцию и телефонную станцию. [73] Большая часть добычи была использована для строительства взлетно-посадочной полосы через перешеек, ведущей в залив, с конечной длиной 1800 ярдов (1600 метров) и шириной 150 ярдов (140 метров). [74] База Королевских ВВС на Гибралтаре поддерживала воздушные операции союзников в битве за Атлантику , Средиземное море и Северную Африку. Во время операции «Факел» в 1942 году на единственной взлетно-посадочной полосе Гибралтара было забито более 600 самолетов союзников. [75]
После Второй мировой войны изменения в военных обязательствах Великобритании и стратегической обстановке в конечном итоге сделали роль Гибралтара как крепости излишней. Историческая роль Королевского военно-морского флота в Средиземном море была фактически передана Шестому флоту США , и стратегические интересы Великобритании переместились в Атлантику. [73] Дальнейшая работа проводилась в период с 1958 по 1968 год, когда Гибралтар использовался в качестве станции наблюдения НАТО для наблюдения за движением военно-морских сил через пролив. [76] Были вырыты соединительные туннели, чтобы соединить существующие туннели, были построены новые камеры хранения и резервуары, а также построены подъездные пути для облегчения передвижения между районами полуострова. Работы по прокладке туннелей завершились в апреле 1968 года, ознаменовав конец 200-летнего периода строительства туннелей британской армии. [77] 9,2-дюймовые орудия, установленные на Верхнем хребте Скалы, оставались в эксплуатации до 7 апреля 1976 года, когда все орудия лорда Эйри , О'Хары и Spur Batteries были выпущены в последний раз. [78] единственная батарея «Экзосет »; противокорабельных ракет В октябре 1985 года на «Скале» была установлена [79] они представляли собой специально адаптированную версию корабельной ракеты MM38, известную как «Экскалибур», и управлялись радаром Тип 1006 . Сообщается, что к 1997 году эта система была отменена. [80] В 1980-х и 1990-х годах министерство обороны Великобритании закрыло военно-морскую верфь Гибралтара и значительно сократило военное присутствие на территории, оставив сформированный на месте Королевский Гибралтарский полк в качестве основной военной силы в Гибралтаре. [76]
Укрепления Гибралтара сегодня
[ редактировать ]Многие укрепления Гибралтара уже были ненужными задолго до того, как британский гарнизон был выведен с территории в 1990-х годах, а быстрый упадок вооруженных сил в 1980-х и 1990-х годах оставил гражданским властям большое количество избыточного военного имущества. Многие из наиболее хорошо сохранившихся укреплений находятся в заповеднике Аппер-Рок , заповедной зоне, занимающей около 40% площади Гибралтара. Несколько батарей Аппер-Рока сохранились нетронутыми; все четыре 5,25-дюймовых орудия на батарее принцессы Анны все еще на месте, что делает это единственное место в мире, где все еще можно увидеть целую 5,25-дюймовую батарею. [81] в 9,2-дюймовые орудия Брейкнеке , Батареях Лорда Эйри и О'Хары все еще находятся на своих местах , и теперь их можно посетить. В других местах большая часть боеприпасов удалена. На батарее Дьявол-Гэп остались два уцелевших 6-дюймовых орудия, одно из которых — орудие, поразившее немецкую подводную лодку в августе 1917 года. [82] В Нейпире батареи Магдала одно из двух 100-тонных 17,72-дюймовых орудий RML все еще находится на месте и было восстановлено вместе с 3,7-дюймовой скорострельной зенитной пушкой . Сейчас этот объект находится в ведении Совета по туризму Гибралтара совместно с природным заповедником. [83]
Также можно посетить некоторые туннели 18 и 20 веков. Верхние галереи (ныне известные как Великие осадные туннели) на северной стороне Гибралтарской скалы являются популярной туристической достопримечательностью природного заповедника. Было установлено несколько картин, воссоздающих внешний вид оригинальных артиллерийских батарей 18 века, расположенных в туннелях. [84] В их число входит несколько викторианских 64-фунтовых пушек на оригинальных гибралтарских лафетах. [85] Средние галереи, где туннели времен Второй мировой войны соединяются с оригинальными туннелями 18 века, открыты под названием «Туннели Второй мировой войны». [86] Нижние галереи закрыты для посетителей, так как они находятся в плохом состоянии из-за вандализма и пренебрежения, но все еще содержат множество реликвий их бывшего военного использования. [87]
Многие укрепления на уровне моря сохранились, хотя и не всегда в своем первоначальном состоянии. Значительное их количество было застроено. Наводнение было осушено после Второй мировой войны, и сейчас на нем расположено поместье Лагуна, названное в честь лагуны Наводнения. Гласис также использовался в качестве фундамента поместья Гласис. [85] Ровная поверхность списанных батарей сделала их лучшими местами для строительства во время послевоенного строительного бума в Гибралтаре, поэтому многие из них исчезли в результате недавних событий. Городские стены почти полностью сохранились, и их постепенно очищают от современных построек, чтобы вернуть им первоначальный вид. Однако они больше не находятся у кромки воды из-за обширной мелиорации земель. [88] Различные части укреплений были переоборудованы для использования в гражданских целях. После нескольких лет использования в качестве общежития для марокканских рабочих-мигрантов, казармы «Большие казематы» были отремонтированы и превращены в рестораны и магазины. [85] Электростанция была построена внутри Королевского бастиона в 1960-х годах, но с тех пор была снесена, а бастион превратился в развлекательный центр. [88]
Оборона Северного фронта, все еще повторяющая курс, проложенный маврами в 11 веке, все еще практически не повреждена. Значительную часть первоначальных испанских и мавританских стен все еще можно увидеть, поднимаясь в виде пилы ( en crémaillère ) от Большой батареи. [82] Хотя в стенах были вырезаны бреши, позволяющие транспортному средству въезжать в центр города, пешеходы все еще могут пройти по деревянному подъемному мосту через ров Северного фронта и пройти через ворота Лэндпорта в город. [88] Мавританская Башня Почестей продолжает стоять над Большой Батареей на нижних склонах Скалы. Сейчас он открыт для публики как часть природного заповедника Аппер-Рок. [89]
Стены Южного фронта также практически не повреждены. На воротах Саутпорта до сих пор изображен герб Карла V, а колонны по обе стороны представляют собой Геркулесовы столбы , перевитые свитками с надписью « плюс ультра », национальным девизом Испании. По бокам королевского герба расположен герб Гибралтара и одного из испанских губернаторов. [90] Ров, который когда-то примыкал к воротам, в значительной степени засыпан, хотя часть его была повторно использована для создания Трафальгарского кладбища, примыкающего к воротам Саутпорта. Южнее верхняя часть Стены Карла V сохранилась, и по ней можно ходить; Самая нижняя точка этого участка, Батарея принца Фердинанда , в настоящее время является местом обитания логова обезьян, где живут многие представители гибралтарской колонии берберийских макак . [83] Многие оборонительные сооружения и огневые точки на вершинах скал на крайнем юге полуострова все еще видны, хотя некоторые из них были надстроены, а другие превращены в смотровые площадки. [82]
Сохранение укреплений
[ редактировать ]Сохранение укреплений Гибралтара и его архитектурного наследия в целом было проблемным вопросом. На полуострове крайне мало земли; В начале 1980-х годов почти половина имеющихся земель использовалась в военных целях, включая военно-морскую верфь, всю южную часть Гибралтара, верхнюю часть Скалы и значительное количество собственности в пределах городских стен, а также взлетно-посадочная полоса и военные объекты на перешейке. До недавнего времени Гибралтар не имел собственной общественной морской линии из-за использования земель в военных целях. [91] Поскольку военное присутствие сократилось, имущество Минобороны было передано правительству Гибралтара, но у последнего не было ресурсов для ухода за всеми переданными зданиями и землей. Это привело к заброшенности и серьезному физическому ухудшению значительной части военного наследия Гибралтара. [92]
Ярким примером является Северная оборона , состоящая из Королевских линий, Королевских линий и Линий Принца, выходящих на перешеек и вход в Гибралтар. В основном датированные периодом Великой осады и вскоре после нее, они были описаны как «не просто одно из самых, а возможно , и самых навязчиво ярких впечатлений от посещения Гибралтара... [стоящее] сравнение с некоторыми из самых известных военных объектов. в мире." [93] Джон Харрис из Королевского института британских архитекторов , они «способны создать одно из величайших архитектурных событий в западном мире… атмосфера Великой осады чрезвычайно ярка и запоминающаяся». Как выразился [94] В начале 1980-х годов Общество охраны природы Гибралтара предложило схему стоимостью 500 000 фунтов стерлингов для сохранения и повторного открытия линий и окружающих батарей, галерей и бомбобезопасных складов. [93] но план не был реализован, и Линии продолжали игнорироваться и подвергаться вандализму, несмотря на то, что они были внесены в список Древних памятников. [95]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 91
- ^ Роуз (2001) , с. 95
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , стр. 4–5.
- ^ Роуз (1998) , с. 92
- ^ Jump up to: а б Хиллз , с. 121
- ^ Райт , с. 25
- ^ Джексон , стр. 31–32.
- ^ Хиллз , с. 13
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 11
- ^ Джексон , стр. 34–35.
- ^ Хиллз , с. 39
- ^ Хиллз , с. 49
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 9
- ^ Jump up to: а б с Фа и Финлейсон , с. 12
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 16
- ^ «Исламский город и укрепления». Мавританский замок, Гибралтар
- ^ Фа и Финлейсон , с. 14
- ^ Фа и Финлейсон , с. 56
- ^ Фа и Финлейсон , с. 13
- ^ Хиллз , с. 86
- ^ Джексон , с. 57
- ^ Джексон , с. 73
- ^ Фа и Финлейсон , с. 17
- ^ Хиллз , с. 106
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 31
- ^ Джексон , с. 75
- ^ Хиллз , с. 124
- ^ Джексон , с. 82
- ^ Jump up to: а б Джексон , с. 84
- ^ Фа и Финлейсон , с. 20
- ^ Джексон , с. 96
- ^ Джексон , с. 99
- ^ Джексон , с. 108-9
- ^ Джексон , с. 110-11
- ^ Jump up to: а б с Фа и Финлейсон , с. 25
- ^ Jump up to: а б Хиллз , с. 216
- ^ Хьюз и Мигос , с. 36
- ^ Хьюз и Мигос , с. 364
- ^ Джексон , с. 144
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 40
- ^ Хьюз и Мигос , с. 38
- ^ Хьюз и Мигос , с. 42
- ^ Хьюз и Мигос , с. 41
- ^ Джексон , с. 147
- ^ Jump up to: а б с Хиллз , с. 308
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 43
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 48
- ^ Хьюз и Мигос , с. 280
- ^ Jump up to: а б Хиллз , с. 309
- ^ Фа и Финлейсон , с. 29
- ^ Хьюз и Мигос , с. 59
- ^ Хьюз и Мигос , с. 72–3
- ^ Хьюз и Мигос , стр. 76–82.
- ^ Фа и Финлейсон , с. 31
- ^ Хьюз и Мигос , стр. 88–89.
- ^ Хьюз и Мигос , стр. 89–90.
- ^ Хьюз и Мигос , с. 90
- ^ Бартлетт , с. 128
- ^ Хьюз и Мигос , с. 92–3
- ^ Хьюз и Мигос , с. 125
- ^ Хьюз и Мигос , с. 128
- ^ Хьюз и Мигос , с. 130
- ^ Фа и Финлейсон , с. 36
- ^ Джексон , с. 258
- ^ Хьюз и Мигос , с. 134
- ^ Хьюз и Мигос , с. 141
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 45
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 151
- ^ Фа и Финлейсон , с. 46
- ^ Джексон , с. 282
- ^ Джексон , с. 283
- ^ Хьюз и Мигос , с. 150
- ^ Jump up to: а б Хьюз и Мигос , с. 153
- ^ Фа и Финлейсон , с. 47
- ^ Роуз (2001) , с. 107
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 53
- ^ Роуз (2001) , с. 112
- ^ Хьюз и Мигос , с. 365
- ↑ Exocet Deployed , The Montreal Gazette, 25 октября 1985 г. (стр. 15)
- ^ Фридман, Норман (1997), Руководство военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 , Военно-морской институт США, Аннаполис, Мэриленд, ISBN 1-55750-268-4 (стр. 227)
- ^ «Откройте для себя Гибралтар – батарея принцессы Анны» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Фа и Финлейсон , с. 58
- ^ Jump up to: а б Фа и Финлейсон , с. 57
- ^ «Откройте для себя Гибралтар – великие осадные туннели» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Фа и Финлейсон , с. 54
- ^ «Откройте для себя Гибралтар – туннели Второй мировой войны» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ «Откройте для себя Гибралтар – Звездная палата» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Фа и Финлейсон , с. 55
- ^ Фа и Финлейсон , стр. 55–6.
- ^ Фа и Финлейсон , с. 22
- ^ Бинни и Мартин , с. 11
- ^ Бинни и Мартин , с. 13
- ^ Jump up to: а б Бинни и Мартин , с. 18
- ^ Харрис , с. 7
- ^ Аллан , с. 9
Библиография
[ редактировать ]
- Аллан, Джордж (1982). «Защита наследия Гибралтара». Спасите наследие Гибралтара . Лондон: спасти британское наследие. ISBN 0-905978-13-7 .
- Бартлетт, Уильям Генри (1851). Крупицы живописи и антиквариата на сухопутном маршруте . Лондон: Hall, Virtue & Co. OCLC 27113570 .
- Бинни, Маркус; Мартин, Кит (1982). «Туризм, охрана и развитие». Спасите наследие Гибралтара . Лондон: спасти британское наследие. ISBN 0-905978-13-7 .
- Фа, Даррен; Финлейсон, Клайв (2006). Укрепления Гибралтара . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84603-016-1 .
- Харрис, Джон (1982). «Архитектурная оценка». Спасите наследие Гибралтара . Лондон: спасти британское наследие. ISBN 0-905978-13-7 .
- Хиллз, Джордж (1974). Рок раздора: история Гибралтара . Лондон: Роберт Хейл и компания. ISBN 0-7091-4352-4 .
- Хьюз, Квентин; Мигос, Афанассиос (1995). Крепкий, как Гибралтарская скала . Гибралтар: Обмен публикациями. ОСЛК 48491998 .
- Джексон, Уильям Г.Ф. (1986). Скала гибралтарцев . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press. ISBN 0-8386-3237-8 .
- Роуз, Эдвард П.Ф. (1998). «Экологическая геология Гибралтара: жизнь с ограниченными ресурсами». В Беннетте, Мэтью Р.; Дойл, Питер (ред.). Проблемы экологической геологии: британская точка зрения . Лондон: Геологическое общество. стр. 95–121. ISBN 978-1-86239-014-0 .
- Роуз, Эдвард П.Ф. (2001). «Военная инженерия на скале Гибралтара и ее геоэкологическое наследие». В Элен, Джуди; Хармон, Рассел С. (ред.). Экологическое наследие военных операций . Боулдер, Колорадо : Геологическое общество Америки. ISBN 0-8137-4114-9 .
- Райт, Джордж Ньюэнхэм (1840). Берега и острова Средиземноморья, нарисованные сэром Дж. Темплом, барт . Лондон: Фишер, Сын и Ко.