Еврейский муниципалитет Сараево
Еврейский муниципалитет Сараево | |
---|---|
![]() | |
Osnovano | 1565 . |
Хазан | Игорь Кожемякин |
Сиденье | Сараево |
Состояние | Босния и Герцеговина |
Еврейский муниципалитет Сараево , также еврейская община Сараево , — религиозная организация граждан Боснии и Герцеговины еврейского происхождения . Штаб-квартира муниципалитета находится в Сараево .
История
[ редактировать ]История еврейской иммиграции в Боснию и Герцеговину и Сараево началась в 1492 году после того, как испанской католической королевской чете Фердинанду и Изабелле удалось сломить власть мусульманских правителей на территории современной Испании. Для оставшихся граждан мусульманской и иудейской конфессий началось время дискриминации и давления с целью заставить их принять христианство или уйти. В этот момент османское правительство разрешило евреям-изгнанникам из Испании поселиться на своей территории.
Еврейский муниципалитет Сараево
[ редактировать ]Около 1551 года в Сараево переселились первые еврейские семьи, а уже в 1565 году еврейский ( сефардский в Сараево был основан ) муниципалитет. По просьбе мусульманских лидеров Сараево Каниели Сиявуш-паша , когда он прибыл в Сараево в 1581 году, построил большую гостиницу в качестве квартир для евреев, чтобы они могли жить в городе как особые люди. Однако османское правительство не навязало евреям условия гетто, впервые установленные христианскими правителями. Сиявуш-паше удалось добиться от султана разрешения евреям Сараево на строительство собственной синагоги . [ 1 ]

Раввин Самуэль Барух, родившийся в Салониках , служил раввином среди сараевских евреев с 1623 по 1649 год. Его считают первым раввином Сараево. При нем было построено еврейское кладбище , где по сей день сохранилась могила Самуила Баруха. Когда австрийский генерал Евгений Савойский вошел со своей армией в Сараево в 1697 году, он сжег весь город, а самые старые книги регистрации евреев были утеряны. В 1731 году еврейский муниципалитет в Сараево открыл свой старейший из сохранившихся Уставов, а раввин Давид Пардо уже в 1768 году основал в Сараево еврейскую теологическую школу, или ешиву , которая в просторечии называлась ешивой. Три года спустя он основал такую школу для евреев Травника . Службу раввина с 1815 по 1830 год исполнял раввин Моше Данон , который отправился в Палестину с намерением умереть там, но умер по дороге в Столаце , куда евреи Боснии и Герцеговины до сих пор совершают паломничество к его могиле . С приходом Австро-Венгрии в 1878 году в Сараево начали иммигрировать граждане еврейской веры, известные как ашкенази. В 1879 году в Сараево была основана Ашкеназская еврейская община, а уже в 1901 году по проекту Карела Паржика на другой стороне Милячки была построена ашкеназская синагога, которая до сих пор служит местом поклонения евреям Сараево. . [ 2 ] С образованием Югославии в 1918 году в этой стране была основана Федерация еврейских религиозных общин. С 1928 по 1941 год «Еврейский глаз» издавался в Сараево как политическая, культурная и религиозная еврейская газета. О важности еврейской общины Сараево говорит тот факт, что в 1923 году Союз еврейских общин Белграда принял решение о создании Средней духовной семинарии в Сараево, поскольку еврейская община Сараево была самой старой, имела большое количество синагог. и община сефардов и ашкенази. две пристройки и больше всего места для проживания.

Средняя духовная семинария в Сараево была открыта в 1928 году, что свидетельствует о том, что Сараево в тот период было центром евреев Югославии. В 1930 году в Сараево была открыта новая синагога Сефардского Храма (Великий Новый Храм), крупнейшее на тот момент сводчатое здание на Балканах.
В апреле 1941 года в Югославии началась Вторая мировая война, и Сараево вошло в состав Независимого государства Хорватия. Усташские власти поручают Сречко Буясу руководить еврейским муниципалитетом Сараево. В том же месяце Храм был подожжен и разграблен. Сначала немецкие солдаты и грабители напали на молельную часть Храма, опрокинули паникадило с тысячей свечей, бросили на пол реликвии, растоптали книги Моисея, разорвали ножами ткани, дрались друг с другом из-за золота и серебра, скатывались с земли. медное покрытие с купола, мебель из офиса выбросили. А потом, уставшие и убежденные, что взяли все, что можно было взять, ближе к вечеру ушли. Прохожие отвернулись, склонили головы и поспешили прочь. Пока все это происходило, Морич Папо, секретарь еврейского муниципалитета Сараево, Морич Данити, курьер, и Альберт Финчи стояли на противоположной стороне улицы. Они стояли и беспомощно смотрели. Убедившись, что немецкие солдаты и мародеры ушли, они направились к разрушенному Храму. Курьер Данити погрузил все книги на тележку и отвез их в частную квартиру. Позже реестры были переданы религиозному учителю Якову Маэстро, а Пинкас, более новый 1925 года, а старый 1720 года – Финчи, который поместил их в сейф. После этого пришел немецкий офицер и спросил Пинкаса. ↓1 Когда их ему передали, он взял меньшую, 1720 года, и положил в кошелек. Он не оставил реверса. Неизвестно, кто был этим немецким офицером, и так и не было установлено, кто это был. После Второй мировой войны многие пытались найти того самого Пинкаса. Ходят слухи, что оно могло находиться в австрийской библиотеке или где-нибудь в Германии, возможно, в Лейпциге. [ 2 ]
В том же 1941 году евреям было приказано носить желтую звезду, а затем были организованы депортации на принудительные работы. В лагеря было депортировано около 5000 евреев, хотя некоторые видные жители Сараево протестовали по этому поводу. В 1942 году наибольшее количество евреев было депортировано в лагеря Ясеновац и Освенцим. По переписи 1926 года в Боснии и Герцеговине проживало 13 643 еврея. После Второй мировой войны в 1945 году в Боснии и Герцеговине проживало всего 1292 человека еврейского происхождения. В 1946 году еврейские муниципалитеты сефардов и ашкенази были объединены в один еврейский муниципалитет в Сараево. Евреи, пережившие Вторую мировую войну, остались в Боснии и Герцеговине. В СФР Югославии еврейская община получила шанс снова восстановиться, поэтому после войны большинство евреев женились за пределами своей этнической группы. Из-за этого многие сербы, хорваты и боснийцы ассимилировались с еврейской общиной. Эти смешанные браки оказались важными в Сараево во время войны в Боснии и Герцеговине, поскольку еврейская община численностью около 2000 человек была единственной, в равной степени связанной с тремя воюющими сторонами. [ 2 ]

В 1966 году множество мероприятий в Сараево было посвящено 400-летию прибытия евреев в Боснию и Герцеговину. Самая старая синагога, Иль Каль Гранди, была приспособлена под Музей евреев Боснии и Герцеговины, а на руинах сефардского храма был построен «Рабочий университет Джуро Джаковича» (ныне Боснийский культурный центр) в в фойе которого установлена мемориальная менора в честь 400-летия прибытия евреев в Боснию и Герцеговину. В том же году была проведена обширная перестройка ашкеназской синагоги в Сараево, которая была структурно устроена так, что ее верхняя часть сохранила функцию синагогального храма, а нижняя часть была устроена под конторы и рабочие помещения, а также два больших помещения. функциональные залы социального, культурного и развлекательного содержания. и для сбора членов и друзей еврейской общины. Всего два года спустя (1968 г.) умер Менахем Аврам Романо, последний сараевский раввин.
В 1992 году 500-летие изгнания евреев из Испании было отмечено в Сараево многодневным культурным мероприятием «Сефарад 92». В том же году, в начале войны в Боснии и Герцеговине, еврейский муниципалитет Сараево организовал закупка продовольствия, медикаментов и всякого рода помощи, а также несколько колонн с сараевскими гражданами, бегущими из осажденного города. После войны в Боснии и Герцеговине Еврейская община Сараево продолжает свою деятельность. Сегодня здесь есть собственная аптека и кухня, которыми могут воспользоваться члены организации. Постоянно проводятся многочисленные культурные мероприятия, издается несколько важных публикаций. [ 2 ]
Сараевские раввины
[ редактировать ]# | Заголовок | Имя и фамилия | Мандат начался | Мандат выполнен | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1. | раввин | Сэмюэл Барух | 1623 | 1640 | |
2. | раввин | Хахам Цеви Хирш об. Ашкенази | 1686 | 1689 | |
3. | раввин | Раввин Исак Чеви | 1691 | 1716 | |
4. | главный раввин | Шем - Тов Цеви | 1716 | 1732 | |
5. | раввин | Йозеф Накази Аврам Макоро | 1732 | ? | |
6 | главный раввин | Якоб Пардо об. Морено | 1768 | 1781 | |
7. | раввин | Исаак Пардо | 1781 | 1810 | |
8 | главный раввин | Моше Данон | 1815 | 1830 | |
9. | раввин | Меир Механем Данон | 1830 | 1839 | |
10. | главный раввин | Моисей Перера | 1839 | 1849 | |
11. | главный раввин | Бенджамин Данон | 1849 | 1852 | |
12. | раввин раввин раввин |
Джичако Леви Кадик Данон Аврам Леви |
1852 | 1856 | Бет-Дин ↓2 |
13. | главный раввин | Саймон Хейсон | 1856 | 1858 | |
14. | главный раввин | Аврам Леви | 1858 | 1868 | |
15. | раввин раввин раввин |
Бенсьон Пинто Элиэзер Шемтов Папо Иуда Йозеф Финчи |
1868 | 1884 | Бет-Дин |
16. | главный раввин | Иуда Йозеф Финчи | 1884 | 1887 | |
17. | главный раввин | Аврам Абинун | 1887 | 1902 | |
18. | раввин раввин раввин |
Аврам Дж. Романо zv. Меркадо Моисей Маэстро Джошуа Салом |
1902 | 1917 | Бет-Дин |
19. | главный раввин | Морик Леви | 1917 | 1941 |
# | Заголовок | Имя и фамилия | Мандат начался | Мандат выполнен | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1. | раввин | Бернард Бухвальд | 1885 | 1896 | |
2. | раввин | Н. Функ | 1896 | 1898 | |
3. | главный раввин | Samuel Vesel | 1898 | 1928 | раввин (1989. – 1902.) главный раввин (1902-1928) |
4. | главный раввин | Хинко Урба | 1928 | 1946 |
# | Заголовок | Имя и фамилия | Мандат начался | Мандат выполнен | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1. | главный раввин | Менахем Аврам Романо | 1946 | 1968 | |
2. | главный раввин | Кадик Данон | 1972 | 1992 | |
3. | раввин | Элиэзер Папо | 1992 | - | нерезидент |
Синагоги Сараево
[ редактировать ]
За несколько столетий проживания в Сараево евреи внесли большой вклад в развитие города. В начале войны в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 гг. В этом году большая часть евреев Сараево была эвакуирована из оккупированного города. Те, кто остался, разделили судьбу других граждан и оказали большую помощь своим согражданам посредством деятельности общества La Benevolencija. В Сараево было большое количество еврейских религиозных построек.
Кал Вижу
[ редактировать ]Иль Кал Вьежу или Старый Храм — первая синагога в Сараево, построенная в 1581 году. Она также известна как Старая синагога , Дайра Сиявуша-паши , Кортиж , Кортижико, Куртижико и Чифутана . Синагога несколько раз разрушалась при пожаре, особенно в 1778 году. Она была отремонтирована в 1821 году и приспособлена в 1909 году. Во время Второй мировой войны она служила тюрьмой для евреев перед отправкой в лагеря. После войны он был восстановлен как Музей евреев Боснии и Герцеговины. [ 3 ]
Иль Кал Нуэву
[ редактировать ]Иль Кал Нуэву или Новый Храм (Нови храм) — синагога, построенная в семидесятых годах XIX века. Он расположен во дворе Сиявуша-паши рядом с Иль-Кал-Вьежу. Эта синагога перестала функционировать в 1930 году, после открытия Иль Кал Гранде, также известного как Храм. Перед началом войны в Боснии и Герцеговине в этой синагоге была открыта Галерея Нового Храма (Galerija Novi Hram).
Бет Тефила, он же Иль Кал ди ла Билава
[ редактировать ]
Бет Тефила (Дом молитвы) или Иль Каль ди ла Билава — бывшая синагога в районе Мейташ Сараево. Бет-Тфила была построена в 1900/1 году и основана главным раввином Аврамом Папо . Здание синагоги, но с другим назначением, существует и сегодня. В 1941 году усташи превратили эту синагогу в тюрьму. На фасаде Бет-Тфила узнаваемые еврейские символы меноры и Звезды Давида . и сегодня можно увидеть [ 3 ]
Сараевская синагога
[ редактировать ]Синагога Ашкенази расположена в Дрвении на левом берегу реки Милячка , между мостами Чумурия и Дрвения . Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Карло Паржика для еврейского ашкеназского муниципалитета в Сараево. Здание представляет собой образец псевдомавританского стиля . После Второй мировой войны эта ашкеназская синагога долгое время была единственным действующим еврейским храмом в Сараево. Сегодня он служит местом поклонения как ашкенази, так и сефардов, но здесь также находится штаб-квартира еврейского муниципалитета в Сараево, общества «Ла Беневоленция» и еврейской общины в Боснии и Герцеговине.
Тупой Луд Кал
[ редактировать ]Il Kal di Lud Mudus (Храм немых; Hram nijemih) — небольшая синагога, расположенная в еврейском дворце на улице Чемалуша. Дворец был построен по проекту Иосипа Ванкаша в 1903 году для Еврейского муниципалитета и школы Талмуд-Тора (позже Дегель Тора, а в 1928 году — Еврейского среднего теологического института). Этот храм также назывался Иль Каль ди Капон, в честь знаменитого главного раввина Авраама Капона , основателя на языке ладино еврейской газеты «Ла Альборада» , и Иль Каль ди Джайен, в честь раввина Шабетая Джайена . Название Il Kal di lus Modernus происходит от нововведений в интерьере (на женском балконе не было деревянных решеток), а название «Храм Немой» связано с тем, что Авраам Капон ввел в синагогу хор, поэтому верующим приходилось молиться молча. [ 3 ]
Иль Кал ди Тижу Maci Bohor
[ редактировать ]Il Kal di tiju Maci Bohor - это небольшая синагога, расположенная на Баньском мосту на улице Пехливануша, которая проходила через Сараево начала 20 века. Это была любимая синагога Аврама Романа , известного как Мачи Бохор (дядя Бохор). Это также была синагога Ассоциации Олат Хабокер .
Великий Кал
[ редактировать ]
Иль Кал Гранде , также известный как Храм (Велики Нови Храм) — сефардская синагога в Сараево, расположенная на улице Бранилаца Сараева, сегодня здесь находится боснийский культурный центр . Строительство Храма началось 15 июня 1926 года и завершилось 14 сентября 1930 года, когда храм был освящен. Архитектором был Рудольф Любинский из Загреба. Храм построен в псевдомавританском стиле . Эта еврейская синагога имела эллипсоидный купол , покрытый медью, третий по величине в Европе того времени. Во время оккупации во время Второй мировой войны немцы и усташи разграбили и полностью разрушили Храм, архив, богатую библиотеку, Еврейский музей и еврейскую ратушу, существовавшую рядом с храмом. Храм был отремонтирован и перестроен в 1964 году боснийским архитектором Иваном Штраусом и подарен городу еврейской общиной. [ 3 ]
Тикун Хакот
[ редактировать ]Тикун Хакот представляла собой небольшую синагогу, расположенную на улице Ярослава Черния, которую сефарды называли La kaleža di lus Ashkenazim (улица Ашкенази). Он был открыт в конце 19 века, в жилом доме. Он прекратил свою деятельность в начале Второй мировой войны. Тикун хакот — каббалистический термин. «Тикун» — еврейское слово, означающее «исправление» или «восстановление». Это также мистический термин, который означает установление истинного порядка и единства. «Хакот» на иврите также означает «полночь». По традиции, Бог наполняет чашу слезами каждый раз в полночь, поэтому, когда чаша наполнится, придет Мессия. Благочестивые сараевские евреи собрались вокруг синагоги «Тикун Хакот», вставали в полночь, издавали причитания, называемые «кинот», и плакали, помогая наполнять чашу.
Взгляните
[ редактировать ]
Цидук адин — часовня на Старом еврейском кладбище в Сараево. Построен в 1923/1924 году. по проекту инженера Франца Шайдига, совладельца тогдашней сараевской строительной компании Horvath & Scheidig . Здание спроектировано по образцу синагоги в Эссене . Освящено в 1924 году. В 1919–1930 годах кладбище было окружено массивной каменной оградой. Также были возведены большие трехчастные кованые ворота. Он был перестроен перед войной в Боснии и Герцеговине и сильно пострадал во время войны. После боснийской войны часовня была основательно восстановлена. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]↓1 Пинкас — запись, реестр общины. Иногда также регистр рождений, браков, смертей. Хроника общины.
↑2 Бет-Дин т.е. общий суд. Они вместе совещались и вместе принимали решения до избрания нового раввина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мадс Якобсен (12 октября 2017 г.). «Еврейская жизнь в Сараево» . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дорогие финны (12.10.2017). «Краткая хронология еврейской общины в Боснии и Герцеговине — Из Пинкаса еврейского муниципалитета Сараево» (pdf) . Ла Беневоленсия . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Валериан Жуджо (12 апреля 2012 г.). «Сараевские синагоги» . Проверено 13 декабря 2019 г.