Лейла Саз
Лейла Саз | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1850 |
Умер | 6 декабря 1936 г. |
Место отдыха | Кладбище мучеников Эдирнекапы , Стамбул |
Род занятий | Композитор, поэт и писатель |
Известный | Османская классическая музыка |
Супруг | Критский Секрет Паша |
Дети | Ведат Тек (последний) |
Лейла Саз , также известная как Лейла Ханымефенди (1850–1936), была османским , а затем турецким композитором , поэтом и писателем.
Биография
[ редактировать ]Родившаяся в 1850 году, она была дочерью Исмаила Хакки-паши (часто называемого Хекимом Исмаил-пашой (Исмаил-паша Доктор). Детство она провела во дворце Долмабахче в качестве члена императорского гарема . В возрасте семи лет она начала брала уроки игры на фортепиано у итальянского пианиста. После 1876 года она изучала турецкую музыку у Медини Азиза Эфендиу. Она также брала частные уроки. уроки французского языка , а затем древнегреческого языка и богословия , в то время как ее отец был османским губернатором Крита . Она утверждает, что критская писательница и политическая активистка Елизавета Контаксаки учила ее греческому языку. [ 1 ]
Она вышла замуж за Гиритли Сирри-пашу , высокопоставленного османского администратора критского происхождения, который позже стал премьер-министром и сам по себе поэтом. В соответствии с назначениями мужа она путешествовала по Анатолии и Балканам . В 1873 году она родила сына по имени Ведат , который стал архитектором. Она поселилась в Стамбуле после смерти мужа в 1895 году и поддерживала тесные отношения с османским дворцом.
С 1895 года она посвятила себя поэзии и музыке как в турецких, так и в европейских школах. Она брала уроки игры на фортепиано и принимала в своем особняке людей искусства и науки.
Стихи Саза впервые появились в 1887 году в женском журнале « Мюрюввет» . [ 2 ] Она также работала в писательском коллективе Hanımlara Mahsus Gazete (газета для женщин). Ее дом также служил своего рода литературным салоном, где художники, писатели и музыканты обсуждали интеллектуальные вопросы и играли музыку.
Она написала около 200 вокальных и инструментальных произведений, в том числе более пятидесяти песен, тексты которых написаны современными поэтами-романтиками. Ее песни сильны по технике, эмоциональны и полностью соответствуют традициям османской классической музыки .
Лейла Ханым также писала прозу и опубликовала свои мемуары под названием « Императорский гарем султанов: Мемуары Лейлы (Саз) Ханимефенди», в которых в простых деталях объяснялась внутренняя жизнь и истории Османского дворца, которые были переведены на английский язык , среди прочего, . языки. Оригинальные мемуары, а также многие другие ее произведения. погибли во время пожара в ее доме и были воссозданы.
Она приняла фамилию «Саз» ( семейство турецких музыкальных инструментов ) в рамках Закона о фамилиях в Турции 1934 года. Помимо того, что она является композитором в традициях турецкой классической музыки , она также, благодаря своим мемуарам, написанным ближе к концу ее жизни, является одним из основных источников из первых рук, доступных историкам об османском гареме в конце 19 века. контекст этого учреждения.
Она умерла 6 декабря 1936 года и была похоронена на кладбище мучеников Эдирнекапы в Стамбуле.
Западные композиционные влияния
[ редактировать ]Помимо музыки в турецком стиле, в гареме Саз также слушала музыку западной традиции. Некоторые султаны захотели, чтобы во дворце исполнялась западная музыка. Султан Махмуд II пригласил во дворец европейских музыкантов для выступлений и преподавания. Одним из таких людей был Джузеппе Доницетти , брат оперного композитора. Учителем западной классической музыки Саза был Никогос Ага.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Поэт-и Эльхан-Ашина Лейла Ханымефенди, Kulliyat-ı Musikiyesi, Османские ноты, 1-я часть, Matbaa-i Amire, Стамбул, 1923.
- Императорский гарем и султаны в XIX веке, адаптированный на французский язык его сыном Юсуфом Рази, преф. Клод Фаррер, Кальман-Леви, Париж, 1925 год.
- Увядшие цветы, Стамбул, 1928 г., новое издание 1996 г., Peva Publications, Стамбул.
- Лейля Саз, Внутри гарема, под редакцией Сади Борака, Стамбул, Milliyet Publications, 1974. (Перевод с французского на турецкий)
- Императорский гарем султанов: повседневная жизнь во дворце Чираган в XIX веке: воспоминания Лейлы (Саз) Ханымефенди, Стамбул, 1994. (Перевод с французского на английский)
- Лейля Саз, Увядшие цветы, Стамбул, Peva Publications, 1996.
- Воспоминания: Дворцовый гарем в XIX веке, Стамбул, Джумхуриет Китаплари, 2000.
- Юсуф Рази, Софи Баш (редактор), Императорский гарем и султанши в XIX веке, Брюссель, Editions Complexe, 2000.
- Императорский гарем султанов: повседневная жизнь во дворце Чираган в XIX веке: воспоминания Лейлы (Саз) Ханымефенди, Стамбул, Хиль Яин, 2001.
- Хосе Х. де Оланета (редактор), Императорский харен и султанши в XIX веке: мемуары дамы османского двора, Пальма-де-Майорка, 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханум, Лейла (15 января 1928 г.). «Детские странствия по Криту» . Живой век . 334 (4322) – через 163.
- ^ Серпиль Чакыр, Османское женское движение, Стамбул, 2011, стр. 66-67.
- ^ «Лейла Саз» . www.istanbulkadinmuzesi.orgi .
Источники
[ редактировать ]- Коэн, Аарон И. Международная энциклопедия женщин-композиторов, изд. 2, том 1 «Ханим, Лейла», Нью-Йорк; Лондон: Книги и музыка 1987.
- Сельчук Аксинь Сомель. «Лейла Саз». Османская империя от А до Я. Роуман и Литтлфилд, 2010, стр. 256
- Вудард, Кэтрин. « Музыка в императорском гареме и жизнь османского композитора Лейлы Саз » Международный союз женщин в музыкальном журнале, Vol. 10, № 1 (май 2004 г.), 1-7.
- Стамбульский женский музей - Лейла Саз
Внешние ссылки
[ редактировать ]«Марш Победы» (переложение для фортепиано) на SheetMusicPlus
- Писатели из Стамбула
- Турецкие композиторы-классики
- Турецкие женщины-поэтессы
- Поэты Османской империи
- 1850 рождений
- 1936 смертей
- Похороны на кладбище мучеников Эдирнекапы.
- Композиторы османской классической музыки
- Композиторы турецкой музыки макам
- Турецкие женщины-композиторы-классики
- Поэты XIX века
- Музыканты из Стамбула
- Композиторы Османской империи