HMS Калькутта (1795 г.)
Регулюс высадился на мели Ле-Паллеса 12 апреля 1809 года; Калькутта справа, тоже на мели.
| |
История | |
---|---|
Ост-Индская компания Великобритании | |
Имя | Уорли |
Строитель | Перри и компания, Блэкволл |
Запущен | 16 октября 1788 г. |
Судьба | Продан Королевскому флоту в 1795 году. |
Великобритания | |
Имя | HMS Калькутта [ 1 ] |
Приобретенный | 9 марта 1795 г. |
Введен в эксплуатацию | Май 1795 г. |
Судьба | Захвачен французским флотом 26 сентября 1805 г. |
Франция | |
Имя | Калькутта |
Захваченный | 26 сентября 1805 г. |
Судьба | Разрушен пожаром 12 апреля 1809 года в битве на Баскских дорогах. |
Общие характеристики [ 2 ] | |
Тип |
|
Тонны нагрузки | 1,175, [ 3 ] [ 4 ] или 1175 73 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 41 фут 3 + 1 ⁄ 2 дюйма (12,6 м) |
Черновик | 17 футов 2 дюйма (5,2 м) |
Дополнить | |
Вооружение |
|
HMS Calcutta — это East Indiaman Warley , переоборудованный в 56-пушечный корабль четвертого ранга Королевского флота . Этот линейный корабль какое-то время служил вооруженным транспортом. Она также перевозила осужденных в Австралию в ходе путешествия, которое стало кругосветным плаванием. Французский 74-пушечный «Маньяниме» захватил Калькутту в 1805 году. В 1809 году, после того как он сел на мель во время битвы на Баскских дорогах и его команда покинула его, британский абордажный отряд сжег его.
Ост-Индианец
[ редактировать ]East Indiaman Warley Джона Перри был построен на верфи в Блэкуолле в 1788 году и стал первым судном с таким названием, которое Перри построил для Ост-Индской компании . [ а ] Она совершила два торговых рейса на Дальний Восток для Ост-Индской компании. Уорли Капитаном в двух рейсах был Генри Уилсон. [ 3 ] Он получил каперскую грамоту 7 сентября 1793 года. [ 4 ]
Первое путешествие EIC (1789–1790 гг.)
[ редактировать ]Капитан Генри Уилсон отплыл из Фалмута 8 марта 1789 года и направился в Мадрас и Китай. Уорли достиг Мадраса 22 июня, уехал 9 августа и прибыл в Вампоа 28 сентября. Направляясь домой, она пересекла Второй бар 11 февраля 1790 года, достигла острова Святой Елены 28 апреля и прибыла в Даунс 23 июня. [ 3 ]
Второе путешествие EIC (1793–1794 гг.)
[ редактировать ]Капитан Генри Уилсон отплыл из Даунса 19 января 1793 года и снова направился в Мадрас и Китай. Уорли достиг мыса Доброй Надежды 3 апреля и прибыл в Мадрас 30 мая. [ 3 ]
К 6 июля 1793 года Уорли находился у Пондичерри с эскадрой адмирала Корнуоллиса. [ 3 ] Warley , Triton и Royal Charlotte вместе с HMS Minerva участвовали в захвате Пондичерри , выдерживая блокаду порта. [ 5 ] К 28 августа 1793 года Уорли вернулся в Мадрас. [ 3 ] Затем в начале сентября индийцы отплыли в Китай.
К 4 октября 1793 года жители Ост-Индии были на Пенанге, а две недели спустя - в Малакке. [ 3 ] По пути в Китай жители Ост-Индии участвовали в боевых действиях в Малаккском проливе . Они наткнулись на французский фрегат с шестью или семью наградами , пополнявшими свои бочки с водой на берегу. Три британских судна немедленно бросились в погоню. Фрегат бежал в сторону Зондского пролива . Индийцы смогли догнать ряд призов и после нескольких пушечных выстрелов отвоевать их. Британцы вернули призы своим экипажам, а французские призовые экипажи взяли в плен. [ 6 ] Если бы у них не было каперских грамот, такое поведение вполне можно было бы квалифицировать как пиратство.
Уорли прибыл в Вампоа 13 декабря. [ 3 ] Когда Уорли была в Вампоа в декабре того же года, она присоединилась там к другим жителям Ост-Индии, среди которых было несколько, которых по возвращении в Британию Адмиралтейство приобрело: Ройал Шарлотта , Церера , граф Абергавенни и Индостан . [ 7 ] Британское правительство уполномочило Индостан перевезти лорда Макартни в Китай в безуспешной попытке установить дипломатические и торговые отношения с Китайской империей.
Направляясь домой, Уорли пересекла Второй бар 13 марта 1794 года. Она достигла острова Святой Елены 18 июня и прибыла в Даунс 7 сентября. [ 3 ]
Крейсер и вооруженный транспорт
[ редактировать ]В начале 1795 года Королевский флот приобрел Warley и поручил ее первоначальным строителям, Perry & Co., переоборудовать ее в 56-пушечный корабль четвертого ранга под названием Calcutta за 10 300 фунтов стерлингов. Он был одним из девяти крупных торговых судов, приобретенных в том же году Военно-морским советом для переоборудования в сопровождение конвоев . [ 8 ]
Капитан Уильям Блай был ее первым командиром, которому было поручено наблюдать за ее обращением. Он принял командование 16 апреля 1795 года и ввел ее в эксплуатацию в мае. [ 2 ] В октябре 1795 года экипаж 74-пушечного HMS Defiance (тогда им командовал капитан сэр Джордж Хорн) поднял мятеж. Блаю в Калькутте было приказано погрузить 200 солдат и взять их вместе с «Дефайансом» , чтобы они могли подняться на борт и восстановить контроль. Угроза солдат на время положила конец мятежу, хотя команда «Дефаенса » снова взбунтовалась в 1797 и 1798 годах. Блай продолжал командовать Калькуттой, пока в феврале 1796 года ей не заплатили и не перевели в Транспортное управление . [ 2 ]
Чтобы она могла выполнять свою новую роль, Транспортный совет снял орудия с ее нижней палубы. В результате ей больше не требовался такой большой экипаж, и ее численность сократилась до 160 офицеров и солдат. [ 2 ] Калькутта выполняла роль транспорта под командованием лейтенантов Роберта Арнольда (июнь 1796 г. - август 1797 г.), Эдварда Джекила Кейнса (август 1797 г. - январь 1798 г.), Ричарда Поулдона (или Поулдена, или Полдена; январь 1798 г. - декабрь 1799 г.). и Джон Андерсон (декабрь 1799 г. - май 1802 г.).
Под Поулденом Калькутта находилась при взятии Менорки в декабре 1798 года. [ 9 ] 11 ноября он входил в состав эскадры, которая безуспешно преследовала четыре испанских фрегата, хотя два дня спустя «Арго» отбила шлюп «Петерель» , который испанцы захватили 11 ноября.
Лейтенант Джон Андерсон (декабрь 1799 – май 1802) заменил Поулдона. 6 июня 1800 года он отплыл из Калькутты в Гибралтар на борту Banffshire Fencibles . [ 10 ]
Транспорт для осужденных
[ редактировать ]В период с мая 1802 года по февраль 1803 года военно-морской флот оборудовал Калькутту как транспорт для заключенных, отправляемых в британские исправительные колонии в Австралии. Он получил новое вооружение в виде шестнадцати 24-фунтовых карронад на верхней палубе и двух шестифунтовых орудий на баке. [ 2 ] Капитан Дэниел Вудрифф повторно ввел ее в строй в ноябре 1802 года и отплыл из Спитхеда 28 апреля 1803 года в сопровождении Оушена , чтобы основать поселение в Порт-Филлипе . Калькутта перевозила команду из 150 и 307 осужденных мужчин, а также гражданских офицеров, морских пехотинцев и около 30 жен и детей осужденных. [ 11 ] [ 12 ] Преподобный Роберт Нопвуд во время путешествия вел дневник. [ 13 ]
Калькутта прибыла на Тенерифе 13 мая; пять осужденных умерли на этой ноге, что позволяет предположить, что многие из них, вероятно, уже были отправлены на борт в плохом состоянии здоровья. [ 11 ] Она достигла Рио-де-Жанейро 19 июля и голландской колонии на мысе Доброй Надежды 16 августа.
Пока Калькутта находилась на мысе, прибыло судно с известием о том, что Британия теперь находится в состоянии войны с Батавской республикой . Голландский коммодор колонии отправил представителя на борт Калькутты, чтобы потребовать сдачи ее и ее содержимого. Пока представитель ждал, Вудрифф два часа готовил ее к бою. Затем он показал представителю ее матросов и морских пехотинцев у их орудий и велел голландцу сообщить коммодору, что «если ему нужен этот корабль, он должен прийти и забрать его, если сможет» . Чтобы ускорить подготовку, Уильям Гаммон, помощник капитана, спросил осужденных, не выразится ли кто-нибудь из них, кто добровольно будет сражаться и работать на корабле. Все вызвались добровольцами. Коммодор дал Вудриффу 24 часа на то, чтобы уйти, заявив, что он «не желает ловить такое большое количество воров» . [ 14 ]
12 октября она достигла места назначения; к этому времени умерли еще трое осужденных. Из восьми погибших осужденных один утонул при попытке побега на мысе. [ 11 ]
В Порт-Филлипе Дэвид Коллинз , командир экспедиции, обнаружил, что плохая почва и нехватка пресной воды делают этот район непригодным для размещения колонии. Коллинз хотел переместить колонию к реке Дервент на южном побережье Тасмании (тогда Земля Ван Дименса ) на место нынешнего Хобарта . Вудрифф отказался использовать Калькутту , утверждая, что Океан достаточно велик, чтобы перевезти колонию, и что ему было приказано забрать военно-морские припасы для транспортировки в Англию.
В декабре Вудрифф отплыл в Сидней, где взял на себя груз пиломатериалов. В полночь 4 марта Вудрифф высадил 150 членов своей команды и морских пехотинцев , чтобы помочь Корпусу Нового Южного Уэльса и Лояльной ассоциации , местному ополчению, в подавлении восстания каторжников в поддержку восстания каторжников Касл-Хилла , восстания около 260 ирландцев. осужденных против губернатора Кинга . [ 15 ] После этого командующий отрядом морской пехоты в Чарльз Калькутте Мензис предложил губернатору свои услуги в качестве суперинтенданта нового поселения в Коул-Харборе , и губернатор Кинг принял это предложение. Другой офицер Калькутты , лейтенант. Джон Хьюстон принял назначение исполняющим обязанности вице-губернатора острова Норфолк , пока майор Джозеф Фово находился в отпуске. [ 16 ]
Калькутта вышла 17 марта 1804 года, обошла мыс Горн и 22 мая достигла Рио. Достигнув Рио, она, таким образом, совершила кругосветное плавание за десять месяцев и три дня. Она прибыла в Спитхед 23 июля. [ 17 ]
Линейный корабль
[ редактировать ]В сентябре 1804 года Адмиралтейство вновь переоборудовало «Калькутту» в крейсер, перевооружив ее в 56-пушечный четвертого ранга. [ 2 ]
Захватывать
[ редактировать ]3 августа 1805 года Калькутта , все еще находившаяся под командованием капитана Вудриффа, покинула остров Святой Елены в качестве сопровождения разношерстного конвоя в Англию. Конвой состоял из «дополнительного корабля» Ост-Индской компании « Инд » из Мадраса, южного китобойного судна «Африканский» из «Пустоши» , китобойного судна «Фокс» из Мозамбикского канала, китобойного судна «Гранд Сахем» с перуанского побережья и направлявшегося в Милфорд, прусского корабля «Вильгельмина». (или «Анна Вильгельмина» ), которую Калькутта задержала на пути к острову Святой Елены, и большой шведский корабль «Каролина» , шедший из Китая и попросивший присоединиться. [ 18 ]
14 сентября 1805 года к конвою присоединился бриг « Братья» из Лондона из Тобаго. Она отделилась от своего конвоя во время шторма. К сожалению, она была негерметичной и очень медленно плыла. [ 18 ]
25 сентября 1805 года конвой находился в Ла-Манше к югу от островов Силли , когда наблюдатели заметили вдалеке несколько неизвестных судов. [ 19 ] Калькутта заняла позицию между конвоем и неизвестной флотилией. [ 19 ]
На следующее утро стало ясно, что неизвестные суда, вероятно, были французскими, поэтому Калькутта дала конвою сигнал отплыть без нее и двинулась на перехват французских судов. Она поплыла к ближайшему судну, которым оказался 40-пушечный фрегат «Армида» . Бой был бессистемным, но Калькутте удалось заманить французов на юг и подальше от конвоя. [ 19 ] В результате французы отделили бриг « Сильф» , захвативший в плен только тихоходных «Братьев» . [ 18 ]
Однако в конце концов начала прибывать остальная часть французской эскадры. Это оказалась эскадрилья Аллеманда , в состав которой входили 74-пушечные «Маньяниме» . Вудрифф вывел Калькутту рядом с Магнаниме , но после сражения, продолжавшегося около трех четвертей часа, был вынужден нанести удар. Французы выстрелили высоко, обрушив Калькутты снасти и выведя ее из строя. Поскольку французы стреляли высоко, в Калькутте погибло только шесть человек убитыми и шесть ранеными. из экипажа в 350 человек [ 20 ] [ 21 ] французы передали Калькутту на вооружение Франции и сохранили ее название. На следующий день [ 22 ]
Вудрифф был заключен в тюрьму в Вердене и обратился к министру иностранных дел Франции Талейрану с просьбой об освобождении. В конце концов, в начале 1807 года его отправили в Сен-Мало , где французское правительство предоставило ему судно картеля, чтобы доставить его в Англию. Британское правительство немедленно ответило взаимностью, освободив французского офицера того же звания. [ 23 ] Военный трибунал на «Гладиаторе» 1 января 1808 года оправдал Вудриффа и его офицеров, похвалив капитана за его храбрость и умелое маневрирование, которые позволили конвою уйти. [ 21 ]
Владельцы и страховщики корабля и груза « Инда» , одного из спасенных Калькуттой жителей Ост-Индии , предложили подписку в размере 21 процента от страховой суммы. Полученные деньги должны были быть вручены Вудриффу, его офицерам и команде в знак небольшой благодарности. [ 24 ]
Французский сервис
[ редактировать ]12 апреля 1809 года Калькутта входила в состав эскадры Ла-Рошели под командованием капитана Жана Батиста Лафона . Во время битвы на Баскских дорогах « Калькутта» села на мель на отмелях Ле-Паллеса, как и большинство других французских кораблей. Под огнем Империи под командованием капитана лорда Кокрейна команда запаниковала Калькутты и покинула корабль без приказа. Гардемарин с небольшим отрядом из Империи захватил Калькутту , но затем поджег ее, чтобы предотвратить ее повторный захват, в результате чего она взорвалась. [ 25 ]
Военный трибунал признал Лафона ответственным за потерю своего корабля и счел его поведение трусливым. Пятью голосами против четырех суд приговорил его к смертной казни; его расстреляли на палубе «Океана» . 9 сентября [ 25 ]
Другая информация
[ редактировать ]В Национальной библиотеке Австралии есть три картины маслом Томаса Уиткомба, изображающие битву между Калькуттой , Маннаниме и Армидой . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Второй Warley , также East Indiaman , был больше и был построен в 1795 году на той же верфи, что и его предшественник. Ее капитаном в первых пяти рейсах был Генри Уилсон. [ 3 ] Находясь под его командованием в своем четвертом путешествии, Уорли участвовала в Натаниэля Дэнса победе в битве при Пуло-Ауре .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б HMS Calcutta. Архивировано 17 мая 2011 года в Wayback Machine , База данных ВМФ.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уинфилд (2008) , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Британская библиотека: Уорли (1).
- ^ Jump up to: а б с д Каперское свидетельство, [1] Архивировано 9 июля 2015 г. на Wayback Machine - по состоянию на 15 мая 2011 г.
- ^ Universal Magazine , январь 1794 г., стр. 60.
- ^ Ежемесячный журнал , июль 1812 г., стр. 595, ссылка: Kilpatrick & Crawley, стр. 595. 127.
- ^ Андерсон (1795), стр.448.
- ^ Уинфилд (1997).
- ^ Джеймс (1837), Том. 2, стр. 195-7.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 3, с.512.
- ^ Jump up to: а б с Бейтсон (1959) , с. 168.
- ^ Чаевые, стр.49.
- ^ Нопвуд, Роберт . «Роберт Нопвуд - Журналы на борту HMS Резолюция и HMS Калькутта, 1801–1804» .
- ^ Чаевые, с. 61.
- ^ Чаевые, стр.106.
- ^ Чаевые, с. 106.
- ^ Патешолл.
- ^ Jump up to: а б с Военно-морская хроника , Том. 19, стр. 170–172.
- ^ Jump up to: а б с Хеппер (1994) , стр. 112.
- ^ Джеймс и Чамье, стр. 148-50.
- ^ Jump up to: а б Госсет (1986) , стр. 48–9.
- ^ Winfield & Roberts (2015) , стр. 77–78.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 17, с.28.
- ↑ Ньюкасл Курант , октябрь 1805 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс и Чамье, стр. 98–129.
- ^ Вудрифф, Дэниел (1756–1842) , Австралийский биографический словарь , онлайн-издание
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Эней (1795). Рассказ о посольстве Великобритании в Китае в 1792, 1793 и 1794 годах . Лондон: Дж. Дебретт. ОЛ 205044W .
- Бейтсон, Чарльз (1959). Корабли каторжников . Браун, Сон и Фергюсон. ОСЛК 3778075 .
- Колледж, Джей-Джей (1987) Корабли Королевского флота: полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней. (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института.) ISBN 0-87021-652-X .
- Госсет, Уильям Патрик (1986). Затерянные корабли Королевского флота, 1793-1900 гг . Мэнселл. ISBN 0-7201-1816-6 .
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Хеппер, Дэвид Дж. (1994). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1650–1859 гг . Ротерфилд: Жан Будрио. ISBN 0-948864-30-3 . OCLC 622348295 .
- Джеймс, Уильям и Фредерик Шамье (1837 г.) Военно-морская история Великобритании: от объявления войны Францией в 1793 году до вступления на престол Георга IV . (Лондон: Р. Бентли)
- Килпатрик, Джейн и Джейн Кроули (2007) Дары из садов Китая: завоз традиционных китайских садовых растений в Великобританию 1698–1862 гг . (Лондон: Фрэнсис Линкольн)
- Пэтешолл, Николас (1980) Краткий отчет о кругосветном путешествии на корабле HMS Calcutta, 1803–1804 гг . (Карлтон, Вика: Queensbury Hill Press).
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней 1 1671–1870 гг . ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Чаевые, Марджори. (1988) Освобожденные осужденные : история осужденных из Калькутты и их поселения в Австралии. (Рингвуд, Виктория: Penguin Books). ISBN 0-670-90068-0
- Таки, Джеймс Хингстон (1805 г.), Отчет о путешествии с целью основания колонии в Порт-Филип, в Бассовом проливе, на южном побережье Нового Южного Уэльса, на корабле Его Величества «Калькутта» в 1802-3-4 годах , Портсмут : Напечатано для Longman, Hurst, Rees, and Orme и JC Mottley, а также для австралийских коллекций Etext.
- Уинфилд, Риф (1997) 50-пушечный корабль . (Лондон: Чатем).
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-84415-717-4 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .
- 1788 кораблей
- Линейные корабли ВМС Франции
- Линейные корабли Королевского флота
- Корабли Британской Ост-Индской компании
- Военная история Нового Южного Уэльса
- 1804 год в Австралии
- Восстания в Австралии
- Корабли, построенные на верфи Blackwall Yard
- Осужденные отправляются в Викторию (Австралия)
- Захваченные корабли
- Корабли наполеоновской эпохи
- Морские происшествия 1805 года
- Морские происшествия 1809 года
- Кораблекрушения в Бискайском заливе
- Торговые корабли Age of Sail
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Корабельные пожары
- Взрывы военно-морских магазинов
- Затопленные суда