Битва на Баскских дорогах
Битва на Баскских дорогах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
Уничтожение французского флота на Баскских дорогах , Томас Уиткомб | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
43 убитых и раненых |
|
Битва на Баскских дорогах , также известная как Битва на Экс-Роудс ( фр . Bataille de l'ile d'Aix , также Affaire des brûlots , редко Bataille de la rade des Basques ), была крупным морским сражением Наполеоновских войн. сражался на узких Баскских дорогах в устье реки Шаранта на Бискайском побережье Франции . Сражение, которое длилось с 11 по 24 апреля 1809 года, было необычным тем, что в нем наспех собранная эскадра небольших и нестандартных военных кораблей Британского Королевского флота противостояла основным силам французского Атлантического флота. Обстоятельства были продиктованы теснотой и мелководностью прибрежных вод, в которых велся бой. Битва также известна своими противоречивыми политическими последствиями как в Великобритании, так и во Франции.
В феврале 1809 года французский Атлантический флот, блокированный в Бресте на бретонском побережье британским флотом Ла-Манша , предпринял попытку прорваться в Атлантику и усилить гарнизон Мартиники . Замеченные и преследуемые британскими блокадными эскадрами, французы не смогли покинуть Бискайский залив и в конце концов бросили якорь на Баскских дорогах, недалеко от военно-морской базы Рошфор . Там в течение марта они находились под наблюдением британского флота под командованием сурового адмирала лорда Гамбье . Адмиралтейство , откровенному и , желая атаковать французский флот, приказало лорду Кокрейну популярному младшему капитану, возглавить атаку, несмотря на возражения ряда старших офицеров. Кокрейн организовал прибрежную эскадру боевых кораблей и бомбардировочных кораблей , включая переоборудованный фрегат, и лично возглавил эти силы на Баскские дороги вечером 11 апреля.
Атака не причинила прямого ущерба, но в узких водах канала боевые корабли вызвали панику у моряков французского флота, и большинство их кораблей приземлились и остались неподвижными. Кокрейн ожидал, что Гамбье последует за его атакой с основным флотом, который затем сможет уничтожить уязвимые французские силы, но Гамбье отказался. Кокрейн продолжал битву в течение следующих нескольких дней, успешно уничтожив несколько французских кораблей, но при небольшой поддержке со стороны Гамбье. Это позволило большей части французского флота сняться с мели и отступить вверх по Шаранте в безопасное место. Гамбье отозвал Кокрейна 14 апреля и отправил его обратно в Великобританию, одновременно выведя большую часть прибрежной эскадры, хотя разрозненные бои продолжались до 24 апреля. Все более маргинализированный французский флот был серьезно поврежден и оказался в ловушке в своих портах приписки; несколько капитанов предстали перед военным трибуналом за трусость, а один был застрелен .
В Великобритании битва была отмечена как победа, но многие военно-морские силы были недовольны поведением Гамбье, и Кокрейн использовал свое положение члена парламента , чтобы публично протестовать против руководства Гамбье. Возмущенный Гамбье потребовал созвать военный трибунал, чтобы опровергнуть обвинения Кокрейна, а политические союзники адмирала позаботились о том, чтобы в состав присяжных входили его сторонники. После ожесточенных и спорных разбирательств с Гамбье была снята всякая ответственность за неудачи во время битвы. Военно-морская карьера Кокрейна была разрушена, хотя он оставался заметной фигурой в Британии на протяжении десятилетий. Историки почти единогласно осудили Гамбье за его неспособность поддержать Кокрейна; даже Наполеон считал, что он « имбециль ».
Фон
[ редактировать ]К 1809 году Королевский флот доминировал в Атлантике . Французский флот потерял свои лучшие корабли и матросов в битве на Ниле и до сих пор не смог восстановиться. Во время Трафальгарской кампании 1805 года и Атлантической кампании 1806 года французский Атлантический флот понес большие потери на море, а выжившие оказались в ловушке во французских портах Бискайи под тесной блокадой британского флота под Ла-Маншем . [ 1 ] Самая большая французская база находилась в Бресте в Бретани , где основная часть французского флота стояла на якоре под командованием контрэмираля Жана-Батиста Вийоме , а более мелкие французские отряды дислоцировались в Лорьяне и Рошфоре . Эти порты находились под наблюдением флота Ла-Манша, возглавляемого адмиралом лордом Гамбье у Бреста . [ 2 ] Гамбье был непопулярным офицером, чья репутация основывалась на том, что он был первым капитаном, прорвавшим французскую линию в славное первое июня 1794 года на корабле HMS Defense . [ 3 ] С тех пор он провел большую часть своей карьеры в качестве администратора в Адмиралтействе , получив титул барона Гамбье за командование флотом при бомбардировке Копенгагена в 1807 году. Строгий методист , Гамбье получил от своих людей прозвище «Мрачный Джимми». [ 4 ]
Круиз Уилломеса
[ редактировать ]начать операции против Французской заморской империи Британское превосходство на море позволило Королевскому флоту безнаказанно , в частности против прибыльных французских колоний в Карибском бассейне . В конце 1808 года французы узнали, что британское вторжение на Мартинику , и поэтому Вилломесу был отправлен приказ вывести свой флот в море, сконцентрироваться с эскадрами из Лорьяна и Рошфора и укрепить остров. готовится [ 1 ] Когда флот Гамбье находился у Ушана, Вильомез был бессилен действовать, и только когда зимние штормы вынудили блокадный флот отступить в Атлантику в феврале 1809 года, французский адмирал почувствовал себя способным выйти в море, пройдя на юг через Раз-де-Сейн на рассвете. 22 февраля с восемью линейными кораблями и двумя фрегатами . [ 5 ] Гамбье оставил единственный линейный корабль, капитана Чарльза Пэджета , HMS Revenge чтобы следить за Брестом, и Пэджет наблюдал за передвижениями французов в 09:00, правильно определив следующий пункт назначения Уилломеса. [ 6 ]

Блокадная эскадра у Лорьяна состояла из линейных кораблей HMS «Тезей» , « Триумф» и « Валиант » под командованием коммодора Джона Бересфорда , наблюдавших за тремя кораблями в гавани под командованием Контре-амирала Амабля Труда . [ 4 ] В 15:15 Пэджет, потерявший из виду французов, достиг вод Лорьяна и подал Бересфорду сигнал предупреждения. В 16:30 эскадра Бересфорда заметила флот Уиллаумеса, поворачивавший на юго-восток. Уиллаумез приказал своему заместителю, контрэмиралу Антуану Луи де Гурдону , отогнать Бересфорда, а Гурдон привел четыре корабля, чтобы преследовать британскую эскадру, а остальная часть французского флота последовала за ним на более отдаленном расстоянии. Бересфорд повернул на северо-запад, освободив таким образом путь на Лорьян. Его цель была достигнута, Гурдон воссоединился с Уилломесом, и флот отплыл к берегу, став на якорь возле острова Гроа . [ 7 ]
Ранним утром 23 февраля Уиллаумез отправил в Лорьян отправочную шхуну «Сорока» с указанием Труде плыть, когда это возможно, и направиться к Пертюи д'Антиош возле Рошфора, где должен был собраться флот. Затем Уиллаумез повел свой флот на юг, а с 09:00 за ним последовала эскадра Бересфорда. Французский флот прошел между Бель-Илем и Кибероном , а затем вокруг Иль-д'Йе , миновав Фарес-де-Бален на Иль-де-Ре в 22:30. [ 7 ] Там флот был замечен фрегатом HMS Amethyst под командованием капитана Майкла Сеймура , разведчика блокадной эскадры Рошфора HMS Caesar , HMS Defiance и HMS Donegal под командованием контр-адмирала Роберта Стопфорда , стоявшего на якоре у Phare de Chassiron на острове Олерон. . [ 7 ] Сигнальные ракеты с Аметиста предупредили Стопфорда о присутствии Уилломеса, и Стопфорд ночью приблизился к Уилломесу, но не был достаточно сильным, чтобы воспрепятствовать его проникновению на Баскские дороги в устье реки Шаранта утром 24 февраля. [ 8 ]
Блокада Гамбье
[ редактировать ]Предполагая, что французский флот вышел из Бреста, Стопфорд послал фрегат HMS Naiad под командованием Томаса Дандаса, чтобы предупредить Гамбье. Британский командующий обнаружил, что французский флот пропал с якорной стоянки 23 февраля, и в ответ отправил восемь кораблей под командованием контр-адмирала Джона Томаса Дакворта на юг, чтобы заблокировать любую попытку французов войти в Средиземное море, 120-пушечный корабль. в то время как Гамбье развернул свой флагман, первоклассный HMS Caledonia возвращается в Плимут за подкреплением. [ 9 ] В Ла-Манше Наяда обнаружила Каледонию и передала сообщение Стопфорда. Гамбье продолжил путь в Плимут, собрал четыре линейных корабля, стоящих там на якоре, и немедленно отплыл обратно в Бискайский залив, присоединившись к Стопфорду 7 марта, чтобы сформировать флот из 13 кораблей, который позже сократился до 11 после того, как Defiance и Triumph были отделены. [ 10 ]
Вскоре после ухода эскадры Стопфорда с Баскских дорог «Наяда» в 07:00 24 февраля заметила три паруса, приближающихся с севера. Это были Итальянка , Калипсо и Кибела ; эскадра французских фрегатов, посланная из Лорьяна Трудом, линейные корабли которого были задержаны неблагоприятными приливами. [ 11 ] Более легкие фрегаты вышли в море без боевой эскадры и накануне утром направились к Уиллаумесу. За их проходом наблюдали британский фрегат HMS Amelia и шлюп HMS Doterel , которые ночью следили за французами. На юге Дандас подал сигнал Стопфорду, и адмирал оставил «Аметист» и HMS Emerald наблюдать за французским флотом, а сам повел свою главную эскадру в погоню за французскими фрегатами. [ 12 ] Оказавшись в ловушке между двумя британскими войсками, французский коммодор Пьер-Рош Жюриен вывел свои корабли к берегу под батареи Ле-Сабль-д'Олонн . Стопфорд последовал за французами на якорную стоянку и в последовавшем бою выгнал все три французских корабля на берег, где они были повреждены и не подлежали ремонту. [ 12 ]
Уиллаумез не предпринял никаких попыток бросить вызов Стопфорду или Гамбье, хотя он успешно объединился с эскадрой Рошфора, состоящей из трех линейных кораблей, двух фрегатов и вооруженного корабля снабжения, захваченного британского корабля четвертого ранга « Калькутта » под командованием коммодора Гилберта-Амабля Фора . Вместе французский флот, насчитывающий теперь 11 линейных кораблей, отошел от относительно открытой стоянки на Баскских дорогах в узкий канал под батареями Иль -д'Экс , известный как Эксские дороги. [ 9 ] Эти воды обеспечивали большую защиту от британского флота, но также были чрезвычайно опасными; 26 февраля, когда французы маневрировали на мелководье своей новой якорной стоянки, 74-пушечный « Жан Бар» приземлился на отмели Паллес у острова Мадам и потерпел крушение. [ 13 ] Канал, в котором Уиллаумез решил расположить свой флот, образовывал сильную оборонительную позицию: нападавшему приходилось пересекать открытые Баскские дороги и продвигаться мимо длинной и опасной отмели Боярта, спрятанной чуть ниже поверхности. При входе в канал атакующие силы затем попадут под огонь укрепленных артиллерийских батарей на Иль-д'Экс, прежде чем наконец столкнуться с французским флотом. [ 14 ] Якорная стоянка уже подвергалась успешному нападению, например, во время рейда на Рошфор в 1757 году. [ 15 ] но более поздние попытки в 1803 году, [ 16 ] а 1807 год закончился неудачей. [ 14 ]
В создавшейся тупиковой ситуации наблюдалась активность по обе стороны залива. Среди французского флота было недовольство тем, что Уиллаумез не атаковал Стопфорд, когда он пользовался численным превосходством, воспользовавшись возможностью вырваться с якорной стоянки и преследовать свои цели в Карибском море. Капитан Жак Бержере был настолько разгневан, что написал письмо с критикой Вильомеса морскому министру Дени Декресу и предупреждением о том, что Экс-Роуд очень уязвимы для британских атак. [ 17 ] Хотя император Наполеон, очевидно, разделял мнение Вильомеса, Декре отстранил и осудил и Вильомеса, и Бержере, заменив адмирала Закари Аллеманом 16 марта. [ 18 ] Пришло известие, что британский экспедиционный корпус захватил Мартинику в конце февраля, и поэтому Аллеманд, не имея дальнейших инструкций, подготовил свою оборону. [ 19 ]
Позиции французов были усилены тяжелым боновым заграждением из цепей и стволов деревьев, проложенным между отмелей Боярта и Иль-д'Экс. Этот бум имел длину 0,5 морской мили (1000 ярдов) и ширину 31,5 дюйма (80 см), утяжелялся якорями массой 5 1/4 тонны, но был установлен настолько незаметно, что британский флот его не заметил. [ 20 ] Более 2000 французских призывников были дислоцированы на острове Иль-д'Экс для поддержки батарей 36-фунтовых длинных орудий . [ 21 ] [ 22 ] хотя попытки построить форт на Бояртовской отмели были выявлены, и 1 апреля Амелия атаковала батарею, отогнала строительную бригаду и разрушила недостроенное укрепление. [ 23 ] Аллеманд также приказал своим капитанам занять позицию, известную как lignée endentée , в которой его корабли встали на якорь, чтобы сформировать пару чередующихся линий через канал, чтобы приближающиеся военные корабли могли попасть под совместный огонь нескольких кораблей одновременно, фактически пересекая канал. T любой попытки штурмовать позицию с фрегатами, расположенными между флотом и боновым заграждением. [ 24 ] [ 25 ]
В британском флоте было много споров о том, как действовать против французов. Гамбье был обеспокоен тем, что нападение французских боевых кораблей на его флот, стоящий на якоре на Баскских дорогах, может вызвать значительные разрушения, и поэтому приказал своим капитанам подготовиться к выходу из блокады в кратчайшие сроки, если такая операция будет замечена. [ 10 ] Он также написал в Адмиралтейство в Лондоне, рекомендуя подготовить британские боевые корабли, но предупреждая, что «это ужасный способ ведения войны, и попытка очень опасная, если не сказать отчаянная». [ 26 ] Ряд офицеров флота, в частности контр-адмирал Элиаб Харви , вызвались возглавить такую атаку, но Гамбье не решался действовать, не сумев прозондировать подходы или провести какую-либо практическую подготовку к атаке. [ 27 ]
Императив Малгрейва
[ редактировать ]
Поскольку Гамбье колебался на Баскских дорогах, в дело вмешался первый лорд Адмиралтейства лорд Малгрейв . Администрация премьер-министра лорда Портленда была обеспокоена риском, который французский флот представляет для прибылей британских колоний в Вест-Индии, и решила, что нападение должно быть совершено. Таким образом, 7 марта было приказано подготовить десять боевых кораблей. [ 28 ] Размышляя о том, кто лучше всего подойдет для того, чтобы возглавить такую атаку, Малгрейв принял весьма спорное решение. 11 марта фрегат HMS Imperieuse было поручено бросил якорь в Плимуте, и капитану лорду Кокрейну прибыть прямо в Адмиралтейство. Кокрейн, старший сын графа Дандональда , был агрессивным и откровенным офицером, получившим известность в 1801 году , когда он захватил 32-пушечный испанский каперский фрегат «Гамо» с 14-пушечным бригом HMS Speedy . [ 29 ] На фрегатах HMS Pallas и Imperieuse он сеял хаос на французском и испанском побережьях, беспрестанно нападая на прибрежные суда и оборонительные сооружения, включая, что наиболее важно, операции в районе Рошфора. [ 30 ] Он также был очень активным политиком, избранным членом парламента от Вестминстера в 1807 году как радикал . Он выступал за парламентскую реформу и был яростным критиком администрации Портленда. [ 31 ]
На встрече с Малгрейвом Кокрейна попросили объяснить план нападения на Баскские дороги, который он составил несколько лет назад. Кокрейн с энтузиазмом описал свое намерение использовать боевые корабли и массивные плавучие бомбы для уничтожения флота, стоящего на якоре на дорогах. Закончив, Малгрейв объявил, что план реализуется и что им будет командовать Кокрейн. [ 28 ] У Кокрейна было слабое здоровье, и он не питал иллюзий относительно намерений Малгрейва: если атака потерпит неудачу, Кокрейна будут обвинять, а его политическая карьера будет подорвана. [ 32 ] [ 30 ] Кроме того, Кокрейн также хорошо осознавал, какую ярость это решение вызовет в военно-морской иерархии; назначение относительно младшего офицера командующим такой важной операцией было рассчитано на то, чтобы вызвать оскорбление. [ 33 ] Кокрейн отказался, хотя Малгрейв утверждал, что он был единственным офицером, представившим практический план нападения на флот Аллеманда. Кокрейн снова отказался от команды, но на следующий день Малгрейв отдал прямой приказ: «Милорд, вы должны идти. Совет не может слушать дальнейший отказ или задержку. Немедленно присоединяйтесь к своему фрегату». [ 34 ]
Кокрейн немедленно вернулся в Империез , а затем фрегат отплыл из Плимута, чтобы присоединиться к Гамбье. [ 35 ] 26 марта адмирал получил прямой приказ от Малгрейва с приказом подготовиться к атаке, на что он отправил два письма: одно соглашалось с приказом, а другое оспаривало его на том основании, что вода была слишком мелкой, а батареи на Иль- д'Экс слишком опасен. [ 36 ] Однако Гамбье не узнал о руководстве операцией до тех пор, пока Кокрейн не присоединился к флоту 3 апреля и не представил адмиралу приказы Малгрейва. Эффект был впечатляющим; Харви, один из братьев Нельсона, сражавшихся при Трафальгаре , разразился яростной тирадой в адрес Гамбье, обвинив его в некомпетентности и злонамеренном поведении, сравнив его с Нельсоном в невыгодную позицию и назвав назначение Кокрейна «оскорблением флота». [ 37 ] Гамбье уволил Харви, отправив его и его 80-пушечный HMS Tonnant с позором обратно в Великобританию, чтобы предстать перед военным трибуналом , а затем приказал Кокрейну начать подготовку к нападению. [ 38 ] [Примечание А] Гамбье также выпустил Кокрейну методистские брошюры для распространения среди своей команды. Кокрейн проигнорировал приказ, но отправил некоторые брошюры своему другу Уильяму Коббетту с письмом, в котором описывалась ситуация с флотом. Коббетт, радикальный журналист, написал в ответ статьи, которые позже воспламенили религиозное мнение в Британии против Кокрейна во время скандала, последовавшего за битвой. [ 39 ]
Ночная атака
[ редактировать ]
план Кокрейна
[ редактировать ]Поскольку 18 боевых кораблей, подготовленных в Великобритании Малгрейвом, еще не ушли к моменту прибытия Кокрейна с флотом, капитан в ответ переоборудовал свой собственный в течение следующей недели. Несколько шасс-маре, перевозивших смолу и смолу, идеально подходящие для этой роли, были захвачены в результате блокады, и Кокрейн реквизировал восемь военно-транспортных кораблей из резерва флота для переоборудования с использованием этих материалов. Фрегат-хранилище HMS Mediator стал центральной частью ударных сил. [ 40 ] Эти суда были нагружены взрывчаткой и горючими материалами, такими как пропитанное ромом сено, и укомплектованы добровольцами из флота. [ 41 ] На три корабля Кокрейн загрузил 1500 бочек с порохом , а также сотни артиллерийских снарядов и тысячи гранат, чтобы создать взрывной корабль, плавучую бомбу его собственной конструкции, предназначенную для взрыва прямо посреди французской линии. [ 42 ] В ходе этого процесса атака французских катеров на боевые корабли была отбита, в результате чего два британских моряка были убиты и один ранен. [ 38 ] а 5 апреля Кокрейн провел разведку подступов к Экс-Роудс, обстреляв форты и флот, чтобы оценить их реакцию. [ 43 ] Впоследствии он написал Малгрейву, предполагая, что с экспедиционным корпусом в 20 000 человек он мог бы захватить оборонительные сооружения, выходящие на якорную стоянку, потопить блок-корабли в канале и тем самым навсегда лишить французов одной из их самых важных военно-морских баз, хотя его письмо было проигнорировано. [ 25 ] [ 44 ]
6 апреля прибыл бомбардировочный корабль HMS Aetna , оснащенный тяжелым минометом, вместе с Уильямом Конгривом , изобретателем системы реактивной артиллерии , которая должна была использоваться в атаке. За ним последовал первый конвой из 12 боевых кораблей 10 апреля, в результате чего общее количество боевых кораблей и взрывных кораблей, по мнению Кокрейна, было потрачено на его атаку. [ 45 ] Вместе с этими кораблями находился транспорт с тысячами ракет Конгрива , которые были привязаны к мачтам и реям боевых кораблей для стрельбы во всех направлениях, пока корабли горели. [ 40 ] Из-за того, что Гамбье не смог разведать канал, Кокрейн, по-видимому, не знал о существовании бума, хотя историк Джеймс Хендерсон предполагает, что он знал об этом, но не сообщил Гамбье, чтобы осторожный адмирал не отказался от всей операции. [ 46 ] Кокрейн намеревался, чтобы его силы во главе с тяжелым «Посредником» и взрывными судами взошли на якорную стоянку ночью и посеяли замешательство среди французского флота. [ 47 ] Была надежда, что в этом хаосе некоторые французские корабли могут быть уничтожены огнем, а другие выброшены на берег, где согласованная атака британского флота уничтожит или захватит остальные. Аллеманд мог видеть готовящиеся боевые корабли на Баскских дорогах и усилил свою оборону, разместив 73 небольших лодки вдоль бонового заграждения, чтобы буксировать боевые корабли на илистые отмели и подальше от французского флота. [ 48 ] Он также приказал всем линейным кораблям снять паруса и стеньги. [ 49 ] Это сделало их практически неподвижными, но значительно менее воспламеняемыми. Фрегаты сохранили такелаж, поскольку в случае крупного нападения им пришлось бы двигаться. [ 50 ]
Завершив приготовления, Кокрейн приказал атаковать вечером 11 апреля, хотя Гамбье не хотел позволять своим морякам поддерживать Кокрейна в операции, заявив, что «если вы решите броситься на самоуничтожение, это ваше личное дело… но мой долг — заботиться о жизни других, и я не подвергнут экипажи боевых кораблей ощутимой опасности». Кокрейн был в ярости, и после ожесточенного спора Гамбье уступил и дал разрешение на продолжение атаки. [ 42 ] Он разместил Империез возле отмели Бойарт к северу от бонового заграждения, примерно в 2,5 морских милях (4,6 км) от французского флота при поддержке фрегатов HMS Aigle , HMS Unicorn и HMS Pallas . Эти силы должны были собрать экипажи боевых кораблей, когда они оставят свои пылающие заряды и плывут обратно к британской линии. [ 21 ] а шлюпы HMS Redpole и HMS Lyra были оборудованы как легкие корабли для направления боевых кораблей в канал. В составе этих кораблей находились шхуна HMS Whiting и катера «Нимрод» и «Кинг Джордж» , переоборудованные в плавучие ракетные батареи. Этна и два брига стояли на якоре к северу от фортов на Иль-д'Экс, а фрегат «Эмеральд» и пять меньших военных кораблей должны были начать отвлекающую атаку к востоку от острова. [ 48 ] Гамбье с основной частью флота двинулся ближе к входу на Экс-Роудс, в конечном итоге став на якорь на расстоянии 9 морских миль (17 км); Один историк предположил, что он, возможно, сделал это для того, чтобы он мог легко отступить в море, если французский флот попытается атаковать его после неудачной атаки боевого корабля. [ 51 ]
Боевые корабли продвигаются
[ редактировать ]
С приближением ночи стало ясно, что ветер, хотя и дул в правильном направлении, был слишком сильным, чтобы позволить брандерам объединиться в эскадрильи, как планировалось, и каждому было приказано действовать независимо. В 20:30, когда ветер и прилив были в их пользу, а ночь была темнее, чем ожидалось, боевые корабли перерезали якорные тросы и начали бесшумно плыть в сторону французского флота. [ 52 ] Большинство добровольческих экипажей зажгли и покинули свои суда слишком рано, пылающие корабли приземлились задолго до того, как достигли бонового заграждения; один даже угрожал Imperieuse , которому пришлось повернуть якорный трос, чтобы избежать разрушения. Остальные экипажи, в том числе на одном из кораблей-взрывников, потеряли управление своими судами и не принимали участия в атаке. [ 53 ] Однако некоторые, в том числе головной взрывной корабль под личным командованием Кокрейна, продолжали двигаться вперед на скорости, поскольку ветер постепенно усиливался. За ним последовал второй уцелевший взрывной корабль, на борту которого находился мичман Фредерик Марриат . [ 22 ] Кокрейн откладывал поджог своего корабля до последней минуты, а когда он наконец зажег запалы, его побег, как сообщается, был отложен из-за поисков корабельной собаки. В результате его лодка все еще находилась внутри поля обломков, когда корабль взорвался, хотя он остался невредимым. [ 51 ] В другом месте в результате преждевременных взрывов пять британских моряков были убиты и шесть ранены. Взорвавшиеся корабли взорвались возле французского фрегата Indienne в 21:30 и 21:40, хотя и оказались в ловушке бонового заграждения, они не причинили большого ущерба. [ 54 ] Однако за ними последовал «Медиатор» , который пробил дыру в стреле, через которую последовали немногие уцелевшие боевые корабли. [ 55 ]
Экипажи лодок Аллеманда не смогли повлиять на проход флотилии Кокрейна, поскольку море теперь было слишком бурным, чтобы они могли действовать в канале, и, следовательно, экипажи боевых кораблей столкнулись с большими трудностями при возвращении на линию британских фрегатов. [ 55 ] Экс-роуд теперь превратилась в сцену «высшего ужаса»: [ 56 ] пылающие боевые корабли беспорядочно дрейфовали по якорной стоянке, некоторые проходили среди огромных корпусов французской линии. Снаряды Этны и тысячи ракет разорвались среди суматохи, когда форты и все корабли открыли огонь по реальным и воображаемым угрозам; «сцена... необычайно ужасная и возвышенная». [ 55 ] Боевые корабли достигли линии французских фрегатов в 21:45, когда фрегаты перерезали якорные тросы и отступили на юго-восток по каналу. Затем пылающие суда ударили по французской линии; «Регулюс» был подбит, экипаж отчаянно отбивался от боевого корабля в течение 15 минут, в то время как дрейфующий линейный корабль врезался в Турвиль . [ 57 ] Кассард также сильно пострадал, потеряв 20 человек убитыми и ранеными в результате выстрела с боевого корабля, а несколько других французских кораблей были серьезно повреждены в результате замешательства. [ 58 ]
В 22:00, уклоняясь от трех дрейфующих боевых кораблей, перегруженный 120-пушечный флагман «Океан» сел на мель и был сильно обожжен боевым кораблем, ударившимся в корму. Для предотвращения взрыва запорные краны были открыты и магазин затоплен. Пока экипаж боролся с этой угрозой, дрейфующие «Тоннер» и «Патриот» . из темноты появились [ 59 ] Патриоте вовремя отвернулся, но Тоннер врезался в правый борт флагмана и причинил ему значительные повреждения, хотя, к счастью, вскоре после этого отсоединился. Затем команда Океана . удерживала пылающий корабль рядом достаточно долго, чтобы дрифтеры могли уйти, прежде чем отпустить боевой корабль, чтобы он дрейфовал на берегу Во время этой операции по меньшей мере 50 человек разбились насмерть в огненной пропасти между кораблями, пытаясь предотвратить распространение огня на борт. [ 60 ]
Гамбье колеблется
[ редактировать ]Настало бы время их уничтожить; но эта благоприятная возможность была упущена, что вызвало немало ропота среди нас и было признано многими опытными людьми флота в высшей степени немореходным. |
Джеймс Чойс, волонтер боевого корабля [ 61 ] |
На рассвете 12 апреля только Кассар и Фудройан остались на плаву, их с приливом занесло в устье Шаранты. [ 60 ] Остальные, девять линейных кораблей, «Калькутта» и четыре фрегата, были выброшены на берег вдоль илистых и каменистых отмелей пролива. Океан лежал изолированно на грязи внутри самой Экс-Роудс, Виль де Варсови и Аквилон приземлились на скалах в Шарантоне в 500 ярдах (460 м) от него, а Регулус и Жеммапес - на более мягкой почве поблизости. [ 62 ] На севере «Тоннер» резко приземлился возле острова Мадам и, несмотря на отчаянные усилия экипажа, уже был затоплен и превратился в полное крушение. Калькутта лежала на отмели Паллес рядом с останками Жана Барта и Патриота , а Турвиль приземлился недалеко от устья Шаранты, недалеко от фрегата « Паллада» . В других местах Индия находилась в Пуэнт-Эгюий, на Эльбе и в Гортензии на Фонтанеллах. [ 63 ]

Кокрейн, теперь вернувшись на Империез , сразу же осознал, что, хотя ни один французский корабль не был уничтожен напрямую в результате атаки, существовала возможность уничтожить французский атлантический флот за одно утро. Застрявшие на мели и уязвимые, изолированные французские корабли могли быть просто уничтожены согласованной обычной атакой на дорогах Экса, при этом только батареи и два оставшихся корабля могли бы оказать сопротивление на плаву. [ 64 ] В 05:48 он отчаянно подал Гамбье сигнал: «Половина флота может уничтожить врага». Гамбье подтвердил это сообщение, но не ответил и не отдал никаких приказов. [ 65 ] Когда французские корабли начали дрейфовать вместе с приливом, Кокрейн послал больше сигналов: в 06:40 «Одиннадцать на берегу», в 07:40 «Только два на плаву». По-прежнему не было никакого ответа от далекого британского флота. [ 53 ] В 09:30 Кокрейн просигнализировал, что «противник готовится к взлету», когда французские экипажи приступили к трудоемкой задаче по снятию с мели своих кораблей. Кокрейн приказал дальнейшие сардонические сигналы: «Двух линейных парусов достаточно» и «одни фрегаты могут уничтожить врага», хотя первый так и не был подан, поскольку офицер связи решил, что Гамбье воспримет это как оскорбление. [ 66 ] а второй был сделан, но никогда не был записан в бортовом журнале Каледонии . [ 67 ] В 09:35 Гамбье приказал своему флоту сняться с якоря, а затем отменил приказ, вместо этого проведя на флагмане конференцию для всех своих капитанов. Наконец, флот отплыл в 10:45, но в 11:30 Гамбье приказал остановиться всего через 3 морских мили (5,6 км), и корабли снова бросили якорь возле Иль-д'Экс, пока адмирал проводил совещание со своими капитанами. При этом Гамбье явно избегал подачи каких-либо сигналов, которые могли бы указывать на то, что он намеревается атаковать, и даже издавал несколько длинных сигналов, чтобы избежать использования флага, который означал «приготовиться к бою». [ 68 ] Его поведение в этот момент было описано историком Робертом Харви как «один из самых презренных действий любого главнокомандующего в британской военно-морской истории». [ 69 ]
Пока Гамбье колебался, один за другим стоявшие на мели французские корабли начали сниматься с мели, хотя некоторые снова приземлились. Поскольку перед атакой они сняли стеньги, они пережили посадку на мель с меньшими повреждениями, чем могли бы быть в противном случае, и их было легче оторвать . [ 70 ] Фудройан и Кассар , опасаясь нападения британского флота, отступили вверх по Шаранте в 12:45, а затем оба приземлились в Фурасе . [ 71 ] В 13:00 Кокрейн, его нетерпение и ярость нарастали, намеренно позволил Империезу дрейфовать в одиночку кормой вперед по проливу к французскому флоту, подав сигнал «Корабли противника выходят под паруса», за которым последовал сигнал «Враг превосходит». к преследующему кораблю», а затем в 13:45 «корабль терпит бедствие и требует немедленной помощи». [ 72 ] Позже он написал: «Лучше рискнуть фрегатом или даже моей комиссией, чем потерпеть позорное увольнение, не оправдавшее ожиданий Адмиралтейства». [ 73 ] В 14:00 фрегат находился в пределах досягаемости Калькутты и начал непрерывный огонь по выброшенному на берег складскому кораблю при поддержке Этны и нескольких шлюпов, которым он приказал занять позицию неожиданным процессом артиллерийского огня в их направлении, пока они не двинулись в должность, которую он намеревался. [ 74 ] Кокрейн вынудил Гамбье действовать: несмотря на его желание избежать боя, адмирал не мог позволить одному из своих фрегатов сражаться со всем французским флотом в одиночку, и с неохотой поручил большому фрегату HMS Indefatigable , меньшему Emerald , Unicorn , Aigle и «Паллада» и линейные корабли «Валиант» и «Месть» , последними теперь командует капитан Александр Роберт Керр , чтобы присоединиться к прибрежной эскадре, выйти на Экс-Роудс и поддержать Кокрейна. [ 75 ]
бой Кокрейна
[ редактировать ]
Подкрепление Гамбье
[ редактировать ]Британское подкрепление вошло на Баскские дороги в 15:20, как раз в тот момент, когда команда «Калькутты» покинула корабль и отступила через мелководье. [ 76 ] Выстроившись в боевой порядок , британцы открыли сильный огонь по близлежащему и все еще приземлившемуся Виллю де Варсови , в то время как «Бигль» , вооруженный тяжелыми карронадами , приблизился к берегу, занял позицию на носу «Аквилона» и неоднократно обстреливал французский корабль. В течение двух часов эти неподвижные французские корабли подвергались атакам британской линии без особого ответа, пока в 17:30 оба не подняли флаги Союза в знак того, что они сдались. [ 74 ] Вскоре после этого команда потерпевшего крушение «Тоннера» покинула свой корабль и подожгла его. Французский корабль был уничтожен взрывом магазина в 19:30, а в 20:30 - «Калькуттой» , которая была по ошибке подожжена чрезмерно восторженной британской абордажной группой. [ 77 ] Судно-склад перевозило большое количество боеприпасов стоимостью более полумиллиона фунтов и произвело огромный взрыв. [ 78 ] Большинство британских кораблей получили лишь незначительные повреждения и потери в результате огня артиллерийских батарей на острове Иль-д'Экс, где «Месть» временно приземлилась ночью и потеряла 18 человек. [ 78 ] Потери французов были незначительными, за исключением Виль де Варсови , где в ходе обмена погибло около 100 человек. [ 79 ]
Хотя Гамбье не собирался рисковать своим флотом в узких водах Баскских дорог, он разрешил переоборудовать еще три транспорта в боевые корабли, и в 17:30 они были доставлены на якорную стоянку Стопфордом в Цезаре в сопровождении Тесея и несколько пусковых установок, оборудованных для запуска ракет Конгрив. Однако в 19:40 «Цезарь» приземлился на мелководье и оставался там до 22:30, недалеко от «Валианта» , который также приземлился во время отлива. На данный момент шесть уцелевших французских кораблей; «Осеан» , четыре линейных корабля и фрегат « Индиен» остались на мели недалеко от устья Шаранты, в то время как остальная часть флота ушла вверх по реке, чтобы закрепиться на якорной стоянке. [ 80 ] Ночью ветер дул с суши, делая атаку боевых кораблей нецелесообразной, и поэтому британцы ограничились поджогом «Вилле де Варсови» и «Аквилона» , оба корабля, по мнению Джона Блая на «Валианте» , несмотря на возражения Кокрейна, были повреждены сверх ремонт. [ 81 ] В ходе этой операции один из новых боевых кораблей потерпел крушение на мелководье. [ 82 ] В ту ночь погода была настолько плохой, что запланированная атака оставшимися боевыми кораблями была отменена как неосуществимая. [ 83 ]
Вид горящих в ночи обломков вновь посеял панику среди французского флота: севшие на мель корабли открыли шквальный огонь по затопленным кораблям, полагая, что это боевые корабли. Капитан Лакайль из Турвиля был настолько расстроен, что немедленно приказал своей команде покинуть корабль и поджечь его. Однако эвакуация была настолько поспешной, что пожар не распространился эффективно, и на следующее утро корабль оказался целым, а команда вернулась на свое преждевременно покинутое судно. [ 82 ] Там они обнаружили, что интендант корабля Эжен-Жозеф-Ромен Буржуа остался на борту, которого не убедил приказ Лакайля, и в одиночку отразил попытку британской лодки подняться на абордаж и захватить корабль. Ночью к нему присоединилось около 30 матросов, удерживая Тувиль в руках французов до тех пор, пока не наступит рассвет и не вернется остальная часть команды. [ 84 ]
Битва продолжается
[ редактировать ]В 05:00 13 апреля Стопфорд отдал приказ прибрежной эскадре вернуться к флоту Гамбье. Кокрейн снова был в ярости и даже предложил взять «Империус» и «Неустанный» в отчаянную атаку на все еще стоявший на земле «Океан» . Капитан Джон Тремейн Родд отказался от последнего. [ 83 ] Разочарованный, Кокрейн остался на якорной стоянке, к нему присоединились «Паллада» и меньшие суда, когда более крупные корабли вернулись в более открытые воды. [ 85 ] В 08:00 он приказал возобновить атаку на оставшиеся стоявшие на мели корабли в устье Шаранты, а к 11:00 малые суда заняли позиции и открыли огонь по французскому флагману. [ 86 ] Хотя Этны орудие раскололось, вынудив ее отступить, обстрел продолжался в течение дня, хотя и без особого эффекта. [ 87 ] Лишь в 16:00 потрепанные «Осеан» и «Регулюс» , большая часть их запасов была выброшена за борт, смогли благополучно отступить к устью Шаранты. [ 88 ]
Во время этого боя три небольших ракетных корабля достигли Кокрейна, чей фрегат застыл слишком далеко от места боевых действий, от основного флота. На борту Гамбье отправил письмо, состоящее из двух частей. В первой части хвалились достижения Кокрейна на данный момент и призывали Кокрейна возобновить атаку на Океана, но указывалось, что Гамбье считает успех маловероятным. [ 89 ] Вторая часть - частное письмо капитану, разрешающее еще одну атаку, но затем приказывающее ему отступить в тот же вечер, поскольку Гамбье хотел «отправить вас в Англию как можно скорее». [ 90 ] Кокрейн ответил на первую часть письма, заявив, что возобновит нападение на следующий день, и демонстративно проигнорировал вторую. [ 91 ] Позже Кокрейн утверждал, что Гамбье приказал ему уйти напрямую по сигналу из Каледонии , но нет никаких доказательств того, что такой сигнал был подан. [ 89 ]
Кокрейн уходит
[ редактировать ]
Ночью британцы не возобновили атаку, а на следующее утро обнаружили, что большая часть французских кораблей успешно отступила вверх по Шаранте. «Осеан» и «Турвиль» оставались доступными, оба вновь высадились на мель возле Фуреса, в то время как до нескольких других французских кораблей все еще можно было добраться с помощью дальнего огня. В 09:00 Гамбье подал окончательный сигнал, приказав Кокрейну немедленно отступить и заменив его командующим Джорджем Вулфом на Эгле . Кокрейн неохотно вернулся во флот и провел яростную встречу с Гамбье, обвинив адмирала в «чрезвычайном колебании» и призвав к новому нападению. [ 92 ] Гамбье отказался возобновить атаку и пригрозил, что, если Кокрейн попытается обвинить Гамбье в неполной победе, его сочтут «высокомерно претендующим на всю заслугу себе». [ 93 ] Кокрейну было немедленно приказано вернуться в Великобританию и отплыть 15 апреля с донесениями Гамбье, доставленными сэром Гарри Нилом . [ 94 ] [ 95 ] Вулф ненадолго возобновил атаку 14 апреля с помощью отремонтированной «Этны» , опустошив запасы боеприпасов бомбардировщика без особого эффекта. [ 96 ]
В 02:00 15 апреля Океан , наконец, снова начал двигаться, достигнув безопасного верхнего течения к 03:30. Несколько других кораблей были обнажены, но без бомбардировщика они находились за пределами досягаемости британского флота. В последующие дни французские моряки приложили значительные усилия, чтобы вернуть эти корабли; 16 апреля Индиен был признан слишком поврежденным, чтобы его можно было спасти, оставить и поджечь. Фрегат взорвался в полдень. [ 88 ] На следующий день Фудройан и Турвиль достигли безопасности, и только Регул теперь оставался уязвимым. В течение нескольких дней во время сильного шторма и сильного дождя корабль застрял в грязи, пока Вулф работал над подъемом недавно прибывшего запасного бомбардировщика HMS Thunder . [ 92 ] Атака 20 апреля провалилась после того, как орудие почти сразу же раскололось, а 24 апреля провалилась более масштабная атака как с бомбардировщиками, так и с меньшими кораблями. [ 88 ] Никаких дальнейших попыток уничтожить «Регулюса» предпринято не было , и 29 апреля корабль наконец был снят с мели и доставлен в безопасное место в Шаранте. В тот же день Гамбье наконец отказался от блокады реки и направил свой флот в Англию. [ 97 ]
Последствия
[ редактировать ]
Битва, несомненно, была победой англичан; три французских линейных корабля ( «Виль де Варсови» , «Тоннер» и «Аквилон» ), 50-пушечный корабль ( «Калькутта» ) и фрегат ( «Индиен» ) были уничтожены, а значительная часть остального брестского флота сильно повреждена и требовала обширного ремонта; Осеан и Фудройан находились в особенно плохом состоянии. [ 98 ] Потери французов в бою точно неизвестны, но оцениваются в 150–200 человек, тогда как потери британцев составили всего 13 убитых и 30 раненых. [ 79 ] Позже Аллеманд писал, что наиболее значительный ущерб в результате битвы был нанесен моральному духу французского флота; он писал, что «большая часть разочарована; каждый день я слышу, как они оплакивают свое положение и хвалят своего врага». [ 99 ] Другой французский комментатор сообщил британскому офицеру, что французские моряки «теперь не имеют никакой защиты от англичан в своих гаванях, и они ожидают, что в следующий раз мы должны войти в Брест и уничтожить их флот». [ 100 ] За две недели боя ни один британский корабль не получил более чем незначительных повреждений, и флот мог вернуться к блокаде, зная, что брестский флот на некоторое время нейтрализован и ограничен Рошфором, хотя мощная эскадра все еще находилась в стадии строительства. у Рошфора, где оборону быстро восстановили. [ 98 ] Это был последний раз во время наполеоновских войн, когда значительный французский флот смог выйти в море из портов Атлантического океана; историк Ричард Вудман описывает это как «самую большую угрозу прорыву французского флота в посттрафальгарский период». [ 1 ] Без поддержки военно-морского флота французские колонии в Карибском море были изолированы, блокады, вторжения и вскоре после этого захвачены. [ 93 ]
Военные суды
[ редактировать ]Однако почти столь же серьезными были юридические последствия битвы. В обеих странах разразилась буря споров; во Франции с 21 июня четыре капитана предстали перед военным трибуналом по обвинению в том, что они слишком легко покинули свои корабли и не выполнили приказы. Капитан « Тоннера» был оправдан, капитан « Индиена» был оправдан по первому обвинению, но приговорен к трем месяцам домашнего ареста по второму, а капитан «Турвиля» был приговорен к двум годам тюремного заключения и увольнению из военно-морского флота за отказ от службы. отправить преждевременно. [ 101 ] Капитан Калькутты . Жан-Батист Лафон был признан виновным в том, что бросил свой корабль перед лицом врага, и 8 сентября приговорен к смертной казни казнь была расстреляна на палубе «Океана» . На следующий день [ 101 ] Вудман считает, что «эти несчастные офицеры поплатились за первоначальную робость Уилломеса». [ 87 ] В поражении Аллемана часто обвиняют инструкции Наполеона перед битвой, который ошибочно полагал, что дороги Экса являются безопасной якорной стоянкой. [ 17 ]
В Британии Кокрейн прибыл в Спитхед 21 апреля, и новости о победе быстро распространились. [ 92 ] «Таймс» опубликовала драматический отчет о битве, который предвещал национальные праздники, а младшие офицеры флота, участвовавшие в атаке боевых кораблей, были повышены в должности. [ 57 ] и награжден финансовым вознаграждением, а Джеймс Вулдридж, капитан «Медиатора» , получивший ужасные ожоги, был награжден золотой медалью и подарочным мечом . [ 102 ] В 1847 году Адмиралтейство санкционировало награждение медалью за военно-морские заслуги с застежкой «Баскские дороги 1809 года» 529 выжившим претендентам на участие в акции. [ 103 ]
Первоначально Кокрейн прославился за свои достижения и стал кавалером Ордена Бани . 26 апреля [ 104 ] Однако вскоре после этого он сообщил лорду Малгрейву, что намерен использовать свое положение члена парламента, чтобы противостоять любым попыткам поблагодарить или вознаградить Гамбье за его участие в битве. [ 105 ] Малгрейв немедленно предупредил Гамбье, который потребовал, чтобы военный трибунал расследовал его поведение. Суд был созван 26 июля; президентом следственной комиссии был адмирал сэр Роджер Кертис , а его заместителем — Уильям Янг , оба друзья Гамбье и политические оппоненты Кокрейна. [ 106 ] В течение восьми дней вызывались свидетели и представлялись доказательства, большая часть которых вводила в заблуждение. Что еще более серьезно, карты Баскских дорог, представленные суду, были составлены офицерами с корабля Гамбье и подтверждают версию происходящего, представленную Гамбье. [ 107 ] Кокрейна подвергли агрессивному допросу во время дачи показаний, он вышел из себя и неоднократно получал выговоры. [ 108 ] В конечном итоге Гамбье был оправдан и удостоен благодарности парламента, несмотря на продолжающееся решительное противодействие со стороны Кокрейна. [ 31 ]
Гамбье продолжал командовать до 1811 года и оставался на службе до своей смерти в 1833 году. [ 109 ] Кокрейн был опозорен и отказался от дальнейшей службы, выбрав полуотставку для реализации своих политических амбиций. [ 110 ] Позже он был замешан в Великом мошенничестве на фондовой бирже 1814 года , осужден и публично опозорен. Он ушел в отставку и присоединился сначала к чилийскому флоту , а затем к бразильскому флоту , прежде чем стать командующим греческим флотом во время греческой войны за независимость . Он был восстановлен в Королевском флоте с королевским помилованием в 1832 году и умер в 1860 году, вскоре после публикации автобиографии, в которой яростно критиковалась участников событий, произошедших 51 годом ранее. [ 110 ]
Историческая оценка
[ редактировать ]Историки разделили вину за поражение Франции между Аллеманом и Уилломесом. Колебания Уилломеса в феврале поставили французов в шаткое положение, в частности, его нежелание атаковать эскадру под командованием Бересфорда, победа над которой могла бы предоставить его флоту доступ в Атлантику. Аллеманд, унаследовавший эту ситуацию, усугубил проблему, пытаясь укрепить стоянку своего флота, приглашая к атаке, а не к бегству или контратаке. Как только он решил остаться на якоре на Экс-Роудс, британское нападение стало неизбежным. [ 104 ]
В Британии поведение Гамбье подвергалось критике со стороны историков после битвы. Например, Уильям Лэрд Клоуз писал в 1901 году, что «не может быть никаких сомнений в том, что дело на Экс-роуд было плохо организовано Адмиралтейством внутри страны и адмиралом на месте». [ 97 ] и что «великий флотоводец никогда не упускает возможности атаковать, когда условия ему благоприятствуют». [ 104 ] В 2007 году историк Ноэль Мостерт написал: «О, Нельсон! Нельсон, Нельсон, где ты был? Никогда еще отсутствие этого человека на месте действия, явно рассчитанного на его стремление и решение, не могло быть более болезненно живым». [ 111 ] В том же году Дэвид Кордингли писал, что «Смелость нападения... была сравнима с подвигами Дрейка , де Рюйтера и Нельсона. И все же действия на Баскских дорогах стали рассматриваться как упущенная возможность, запутанное и запутанное дело». [ 112 ] Возможно, самый разрушительный ответ последовал от врага. Спустя годы Наполеон написал английскому корреспонденту, что Кокрейн «мог не только уничтожить [французские корабли]… но он мог бы и уничтожил бы их, если бы ваш адмирал поддержал его, как он должен был сделать… Французский адмирал был дураком [ имбецилом ], но и ваш был таким же дураком». [ 113 ] [ 114 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание A: Поведение Харви в этом случае разрушило его карьеру. Он не только пригрозил уйти в отставку, если Кокрейн получит командование, но и сделал это, используя «яростные и оскорбительные выражения» в присутствии других офицеров, сказав Гамбье, что он «пойдет с Тоннантом или любым другим гнилым старым 74-м на абордаж». трехпалубный корабль противника на Экс-Роуд и выведите его». Далее он заметил Кокрейну и другим офицерам: «Я не методист, не лицемер и не певец псалмов. Я не выманиваю старух из их имений лицемерием и ханжеством». 22 мая 1809 года он предстал перед военным трибуналом за такое поведение, и хотя он извинился перед судом и лично Гамбье и заявил, что говорил только из-за «чрезмерного рвения к службе», он был уволен из военно-морского флота. [ 115 ] В следующем году он был восстановлен в должности, но больше никогда не занимал руководящую должность. [ 116 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 263
- ^ Джеймс, с. 94
- ^ Коридально, с. 179
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 270
- ^ Джеймс, с. 95
- ^ Клоуз, с. 252
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 96
- ^ Клоуз, с. 253
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 98
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 99
- ^ Вудман, с. 265
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 97
- ^ Клоуз, с. 255
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 100
- ^ Трейси, с. 199
- ^ Харви, с. 107
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 259
- ^ Адкинс, с. 271
- ^ Хендерсон, с. 95
- ^ Джеймс, с. 104
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 260
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 269
- ^ Клоуз, с. 258
- ^ Джеймс, с. 103
- ^ Jump up to: а б Харви, с. 115
- ^ Мостерт, с. 566
- ^ Кокрейн, с. 217
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 256
- ^ Трейси, с. 77
- ^ Jump up to: а б Харви, с. 110
- ^ Jump up to: а б Трейси, с. 78
- ^ Коридально, с. 177
- ^ Кокрейн, с. 205
- ^ Вудман, с. 267
- ^ Мостерт, с. 568
- ^ Коридально, с. 180
- ^ Мостерт, с. 569
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 272
- ^ Кокрейн, с. 219
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 102
- ^ Адкинс, с. 274
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 268
- ^ Коридально, с. 182
- ^ Кокрейн, стр. 222
- ^ Коридально, с. 184
- ^ Хендерсон, с. 97
- ^ Мостерт, с. 570
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 105
- ^ Хендерсон, с. 96
- ^ Харви, с. 117
- ^ Jump up to: а б Харви, с. 119
- ^ Джеймс, с. 106
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 571
- ^ Хендерсон, с. 98
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 107
- ^ Вудман, с. 270
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 262
- ^ Джеймс, с. 110
- ^ Харви, с. 121
- ^ Jump up to: а б По сообщению, с. 190
- ^ Адкинс, с. 276
- ^ Джеймс, с. 111
- ^ Кокрейн, с. 232
- ^ Коридально, с. 193
- ^ Коридально, с. 194
- ^ Герни, с. 34
- ^ Харви, с. 124
- ^ Клоуз, с. 263
- ^ Харви, с. 123
- ^ Хендерсон, с. 99
- ^ Джеймс, с. 112
- ^ Харви, с. 126
- ^ Коридально, с. 195
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 264
- ^ Харви, с. 127
- ^ Кокрейн, с. 237
- ^ Джеймс, с. 114
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 277
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 115
- ^ Джеймс, с. 116
- ^ Коридально, с. 200
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 117
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 266
- ^ Джеймс, с. 118
- ^ Кокрейн, с. 240
- ^ Коридально, с. 201
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 272
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 122
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 267
- ^ Харви, с. 128
- ^ Коридально, с. 202
- ^ Jump up to: а б с По сообщению, с. 203
- ^ Jump up to: а б Мостерт, с. 572
- ^ Харви, с. 130
- ^ «№16248» . Лондонская газета . 21 апреля 1809 г. с. 538.
- ^ Джеймс, с. 121
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 268
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 129
- ^ Джеймс, с. 130
- ^ Коридально, с. 204
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 128
- ^ Коридально, с. 208
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 238.
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 270
- ^ Кокрейн, с. 245
- ^ Клоуз, с. 269
- ^ Харви, с. 145
- ^ Джеймс, с. 125
- ^ Трейси, с. 150
- ^ Jump up to: а б Трейси, с. 79
- ^ Мостерт, с. 565
- ^ Коридально, с. 205
- ^ Харви, с. 148
- ^ Адкинс, с. 278
- ^ Клоуз, с. 257
- ↑ Харви, сэр Элиаб , Оксфордский национальный биографический словарь , Дж. К. Лотон , дата обращения 10 октября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адкинс, Рой и Лесли (2006). Война за все океаны . Счеты. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот: история с древнейших времен до 1900 года . Том. В. Лондон: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-014-0 .
- Кокрейн, Томас (2000) [1860]. Автобиография моряка . Лондон: Лайонс Пресс. ISBN 1-58574-061-6 .
- Кордингли, Дэвид (2007). Кокрейн Бесстрашный . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-7475-8088-1 .
- Харви, Роберт (2000). Кокрейн: Жизнь и подвиги боевого капитана . Лондон: Констебль. ISBN 1-84119-162-0 .
- Хендерсон, Джеймс (1994) [1970]. Фрегаты . Лео Купер. ISBN 0-85052-432-6 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-909-3 . Издание 1837 года в Интернет-архиве .
- Мостерт, Ноэль (2007). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами 1793–1815 гг . Винтажные книги. ISBN 9-78071-260-9272 .
- Трейси, Николас (1998). Кто есть кто во флоте Нельсона: 200 морских героев . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-244-5 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Лондон: Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой на Баскских дорогах, на Викискладе?