Шах Ардасир (корабль 1786 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Шах Ардасир |
Строитель | Бомбейская верфь |
Запущен | около 1786 г. |
Судьба | Сгорел 13 сентября 1809 г. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 860 13 ⁄ 94 , [ 1 ] или 868, [ 2 ] или 900 [ 3 ] ( бм ) |
Вооружение | 2 × 9-фунтовые пушки + 22 × 12-фунтовые пушки «Новой постройки» |
Примечания | Три палубы; построен из тика [ 3 ] |
![]() | |
Имя | HMS Высокомерный |
Приобретенный | 7 августа 1810 г. |
Судьба | Продано 1842 г. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 1,439 [ 4 ] (бм) |
Шах Ардасир был построен в Бомбее , вероятно, в 1786 году (см. ниже). Английская транслитерация ее имени показывает ее как Шах или Шоу + Адасир , или Ардасир , или Ардасьер , или Адасьер , или Ардашир , или Ардесир , или Ардезир . Ее сжег пожар 13 сентября 1809 года в Бомбее . Затем его, возможно, восстановили, отремонтировали и увеличили, чтобы превратить в халка HMS Arrogant , который был перевезен в Тринкомали в 1822 году и продан там в 1842 году.
Карьера
[ редактировать ]Шах Ардасир был построен в Бомбее в 1784 году. [ 5 ] 1786, [ 6 ] или 1787 год, [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] или 1788 год; [ 10 ] [ 11 ] хотя на 1787 год цитируется больше, неясно, представляют ли они независимую информацию. Он был прежде всего «провинциальным кораблем», то есть в основном торговал к востоку от мыса Доброй Надежды , не нарушая тем самым монополию Британской Ост-Индской компании на торговлю между Великобританией и Дальним Востоком.
Шоу Аддессер был среди нескольких судов, прибывших в Кантон из Бомбея в июле 1789 года и вернувшихся в декабре под командованием капитана Рамзи. [ 12 ] Джеймс Калландер, бывший хозяин Султана , затем приказал ей отправиться в Китай, отправившись из Бомбея 22 мая 1790 года. [ 13 ] Калландер и его партнер Коллинз имели торговый бизнес в Калькутте, и в течение следующих четырех лет Калландер руководил рейсами между Калькуттой, Мадрасом и другими портами Бенгальского залива, перевозя различные товары, но, по крайней мере, один раз с войсками. [ 14 ]
Шоу Ардазье получил более широкую известность в 1793 году, когда в Лондон дошли драматические сообщения об убийстве тигром сына сэра Гектора Манро из Новара , когда корабль стоял у острова Согур в устье реки Хугли. [ 15 ] Газета Calcutta Gazette опубликовала эту историю, но также сообщила, что Шоу Ардасье прибыл в Мадрас 4 января «после быстрого и приятного путешествия». [ 16 ]
Упоминание о том , что Ардезье находился в Батавии в ноябре 1793 года и возвращался из Ботанического залива под командованием капитана Бэмптона. [ 17 ] вероятно, перепутал ее с «Шахом Хормузиром» , на котором Бэмптон в том году прошел через Торресов пролив. [ 18 ]
Калландер шаха Ардасира числился среди капитанов предполагаемого китайского флота в мае 1794 года. [ 19 ] но когда в июле флот наконец отплыл, ее хозяином был Дж. Ниммо. [ 20 ] Вместо этого Калландер отвез Элизу на Пенанг, но в августе 1794 года Месть , французский капер, схватил ее и отправил на Маврикий. В свою очередь, HMS Resistance захватила Revenge ; Калландер вернулся в Мадрас в рамках Сопротивления . [ 21 ] После этого Калландер был хозяином Бетси , пока накопившиеся долги не вынудили его бежать из Калькутты, а Бетси и ее содержимое были проданы с аукциона. [ 22 ] [ 23 ]
В 1798 году хозяином Шоу Ардашера был Уильям Доусон и ее владелец Дэди Нассерванджи. [ 24 ]
Несмотря на свой статус провинциального корабля, Шоу Ардашер все же посетил Англию. Она вошла в реестр Великобритании 31 августа 1799 года. [ 1 ] Затем Ардасир появился в Регистре Ллойда ( LR ) в 1800 году вместе с Моэном, хозяином, Адамсоном, владельцем и торговцем Лондон-Индия. [ 3 ] ( LR и Регистр судоходства сохранили эти данные без изменений до 1806 года.)
29 декабря 1799 года капитан Шоу Ардасир Смит отплыл из Грейвсенда в Индию. [ 25 ]
«Списке Ллойда» 30 мая 1800 года в сообщалось, что «Шоу Ардразье» сбился и потопил «Уэстморленд» , «Эйр», капитан. Уэстморленд совершал рейс из Ньюкасл-апон-Тайн в Гренаду. Ее экипаж был спасен. [ 26 ]
Правительство Индии, готовясь к отправке экспедиции в Красное море, наняло три провинциальных корабля: «Шоу Ардезир» , «Камбриан » и «Минерва» и сдало их в эксплуатацию на условиях, которые позволяли им разделить призовые деньги. [ 27 ]
Затем Шах Ардашир служил транспортом для поддержки экспедиции генерала сэра Дэвида Бэрда на Красное море. [ 28 ] который, в свою очередь, имел целью поддержать генерала сэра Ральфа Аберкромби в битве при Александрии .
В 1803 году Шоу Ардесир появился в списке судов, зарегистрированных в Бомбее. Ее хозяином был Томас Моган, а владельцем - Дади Нассерванджи. [ 29 ] Большую часть времени она проводила в плавании между Бомбеем и Кантоном, занимаясь торговлей хлопком.
10 января 1805 года Ардасир обмелел на берегу в 10 ° 35' с.ш., 107 ° 45' в.д. / 10,583 ° с.ш., 107,750 ° в.д. . [ 30 ]
Судьба
[ редактировать ]В сентябре 1809 года Шах Ардашир находился в Бомбее, загружая груз в Лондон. Ее владельцы застраховали ее и ее груз на рейс на сумму 124 440 фунтов стерлингов. Страховой полис был завершен 27 декабря 1809 года. [ 31 ] Однако к тому времени она уже сгорела в Бомбее.
В ночь на 13 сентября 1809 года Шах Ардашир загорелся. Была поднята тревога, и старший офицер г-н Кемп обратился к военным кораблям вокруг нее с просьбой о помощи. Капитан Уэйнрайт с HMS Iphigenia ответил 100 людьми, ведрами и «двигателем». HMS Chiffonne и Teignmouth также прислали людей. Несмотря на все усилия, Ардасир спасти не удалось. Не сумев остановить пожар, спасатели затопили ее в гавани. [ 32 ] Lloyd's List сообщил, что она сгорела в гавани Бомбея и что половина ее груза находилась на борту. [ 33 ]
HMS Высокомерный
[ редактировать ]С 1804 по 1810 год, когда он был разбит, HMS Arrogant находился в гавани Бомбея в качестве плавучей батареи, принимая корабль, а затем и громаду. Адмиралтейство распорядилось о покупке торгового судна «Ардасейр» . [ 4 ] Адмирал Друри переименовал приобретенное судно в HMS Arrogant и решил использовать его в качестве плавучего госпиталя. [ 34 ]
Нет никаких записей о строительстве Ардезира на в Бомбее верфи в 1810 году. [ 35 ] Это повышает вероятность того, что Аррогант был поднят и восстановлен шахом Ардаширом , что также объясняет увеличение бремени. [ оригинальное исследование? ]
HMS Arrogant был зарегистрирован как третий ранг в 1827 году. Он был переведен в Тринкомали 19 ноября 1822 года. [ 11 ] ) Она была продана в 1842 году.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Палата общин (1814 г.) , с. 86.
- ^ Мэтисон, Джон (1802). «Список торговых судов, принадлежащих порту Бомбея» . Новый Восточный реестр и Ост-Индский справочник за 1802 год . Лиденхолл-стрит, Лондон: Блэк и Парри. п. 218 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с ЛР (1800), сл.№530.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд (2008) , с. 403.
- ^ Хэкман (2001) , с. 243.
- ^ Отчеты... (1809), стр.242
- ^ Фиппс (1840) , с. 168.
- ^ Лоу (1877) , с. 538.
- ^ Вадиа (1986) , с. 334.
- ^ Булли (2000) , с. 181 .
- ^ Jump up to: а б «Азиатский журнал за ноябрь 1819 года: Сравнительная прочность кораблей, построенных в разных частях Индии (Бомбейская газета)» . Азиатский журнал и ежемесячный реестр Британской Индии и ее зависимых территорий . Том. 8. Лиденхолл-стрит, Лондон: Уильям Х. Аллен и компания. 1819. с. 447 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 11 февраля 1790 г. стр. 1–8.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 24 июня 1790 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 5 июля 1792 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Сетон-Карр, Вальтер Скотт (1865). « 3 января 1793 года: отрывок из письма пассажира на борту «Ардасира», датированного островом Кокс, 22 декабря 1792 года » . Выдержки из Калькуттских газет за 1789, 1790, 1791, 1792, 1793, 1794, 1795, 1796 и 1797 годы: Показатели политического и социального положения англичан в Индии семьдесят лет назад . Том. 2. Калькутта: OT Cutter, Military Orphan Press. стр. 359–360 . Проверено 21 апреля 2022 г.
когда, в разгар нашего веселья, в окружении щеголяющих дров денди, а мы сами немало шумели, из джунглей за нашей спиной к нам ворвался чрезвычайно большой и свирепый королевский тигр, и, к невыразимому ужасу и горю нас все схватили Манро, о котором так сожалели, и утащили его, хотя никто из нас в это время не находился на расстоянии трех ярдов.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 24 января 1793 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 6 февраля 1794 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Кэй, Стюарт (1997). «Историческая справка Торресова пролива: британские исследования до 1860-х годов» . Торресов пролив . Спрингер Нидерланды. п. 33. ISBN 9789041105066 . Проверено 21 апреля 2022 г.
Фактически, следующий проход через Торресов пролив совершили два торговых судна: «Шах Хормузир» под командованием Уильяма Бэмптона и «Честерфилд» под командованием М.Б. Альта, оба направлялись из Сиднея в Индию в 1793 году.
- ^ «Мадрасский курьер» . Мадрас. 23 мая 1794 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 28 августа 1794 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . 18 сентября 1794 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Калькуттская газета» . Калькутта. 22 сентября 1796 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Робб (2011) , с. 213.
- ^ Бомбейский альманах и реестр за… 1798 год . Британская библиотека, Лондон: Джон Тернер. 1798. с. 108 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Список Ллойда ( LL ) №4011, Данные о прибытии и отправлении судов (SAD).
- ^ «Морской список» . Список Ллойда (4054). 30 мая 1800 г.
- ^ Булли (2000) , с. 69 .
- ^ Палата общин (1814 г.) , с. 655.
- ^ «Список торговых судов». Регистр и справочник Ост-Индии. 1803 год . Принстонский университет: Кокс, Сон и Бэйлис. 1803. с. 270 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Кочин-Китай». Военно-морская летопись т.29 (С января по июнь) . Том. 29. Лондон: Дж. Голд. 1813. с. 429 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Отчет Специального комитета по морскому страхованию; (сессия 1810 г.): Приложение» . Отчеты комитетов . Том. 7. Бодлианская библиотека, Оксфорд. 1824. с. 46 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Гибель корабля Ardeseer в результате пожара» . Военно-морская хроника . Том. 23. Лондон: Джойс Голд. 1810. С. 279–280 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Морской список» . Список Ллойда . № 4425. 23 января 1810 г. hdl : 2027/hvd.32044105232938 . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Паркинсон (1954) , с. 356.
- ^ Вадиа (1986) , стр. 338–339.
Ссылки
[ редактировать ]- Булли, Энн (2000). «Деревенские корабли, используемые в качестве войскового транспорта» . Корабли Bombay Country Ships, 1790–1833 гг . Рутледж. ISBN 978-0700712366 .
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Палата общин, парламент, Великобритания (1814 г.). Протокол доказательств, представленных Специальному комитету по петициям, касающимся судоходства, построенного в Ост-Индии . Канцелярский офис HM.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Лоу, Чарльз Рэтбоун (1877). История ВМС Индии: (1613-1863) . Р. Бентли и сын.
- Паркинсон, Сирил Норткот (1954). Война в восточных морях, 1793—1815 гг . Джордж Аллен и Анвин.
- Фиппс, Джон (1840). Сборник документов по судостроению в Индии...: Также реестр, включающий все корабли... построенные в Индии до настоящего времени... Скотт.
- Отчеты и документы о недопустимости использования кораблей индийской постройки в торговле Ост-Индской компании и о допуске их в британский реестр: с замечаниями о вредных последствиях для земельных и морских интересов, а также для многочисленных отраслей, зависящих от торговли о постройке и оборудовании кораблей британской постройки . (1809). (Лондон: Блэк и Парри).
- Робб, Питер (2011). Чувства и личность: Калькуттские дневники Ричарда Блечиндена, 1791–1822 гг . Оксфорд. ISBN 978-0199088607 .
- Вадиа, Р.А. (1986) [1957]. Бомбейская верфь и мастера-строители Вадия . Бомбей.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .