Ирис (корабль 1783 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ирис |
Владелец | |
Строитель | Ливерпуль |
Запущен | 1783 |
Судьба | Осужден в декабре 1800 г. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 260, [ 5 ] или 268, [ 6 ] или 285 [ 1 ] [ 7 ] ( бм ) |
Длина | 93 фута 6 дюймов (28,5 м) [ 4 ] |
Луч | 26 футов 0 дюймов (7,9 м) [ 4 ] |
Движение | Плыть |
Дополнить | |
Вооружение | |
Примечания | Две палубы; три мачты [ 4 ] |
«Ирис» был спущен на воду в Ливерпуле в качестве невольничьего корабля для треугольной торговли порабощенными людьми. Всего она совершила восемь путешествий (1783–1800 гг.), перевозя пленников из Западной Африки в Карибское море. Она также совершила одно путешествие для Британской Ост-Индской компании (EIC) в Бенгалию и обратно (1795–1796). В декабре 1800 года он был признан непригодным для плавания на Ямайке.
Карьера
[ редактировать ]Ирис вошла в Регистр Ллойда в 1783 году вместе с Кирвинтоном, хозяином, Бэкхаусом, владельцем и торговцем Ливерпуль-Африка. [ 5 ]
1-е путешествие по перевозке порабощенных людей (1783-1785): капитан Томас Холлидей отплыл из Ливерпуля 16 ноября 1783 года в сторону Золотого Берега с командой из 51 человека. Ирис начала собирать своих пленников 6 февраля 1784 года в замке Кейп-Кост . Он отплыл из Африки 28 августа и прибыл на Ямайку 30 октября. Она погрузила на борт 500 пленников и высадила 448, при этом уровень потерь составил 10,4%. 17 декабря Ирис отплыла с Ямайки; она вернулась в Ливерпуль 3 февраля 1785 года. [ 1 ]
Второе путешествие по перевозке порабощенных людей (1787–1789): капитан Питер Поттер отплыл из Ливерпуля 20 марта 1787 года, направляясь к островам залива Биафра и Гвинейского залива. Ирис собрала своих пленников в Калабаре и прибыла в Монтего-Бей 5 сентября 1788 года с 423 пленниками. Она покинула Ливерпуль с 42 членами экипажа и потеряла 10 человек в пути. Ирис покинула Ямайку 24 ноября и прибыла в Ливерпуль 5 февраля 1789 года. [ 2 ]
Третий рейс по перевозке порабощенных людей (1790–1791): капитан Джордж Гривз отплыл из Ливерпуля 12 апреля 1790 года в залив Биафра. Ирис прибыла в Монтего-Бей 26 ноября 1790 года с 401 пленником. У нее был экипаж из 31 человека, из которых семеро погибли. Ирис покинула Ямайку 21 января 1791 года и прибыла в Ливерпуль 18 марта 1791 года. [ 3 ]
Четвертое путешествие по перевозке порабощенных людей (1791–1792): капитан Гривз отплыл из Ливерпуля 26 июня 1791 года в залив Биафра. Она прибыла в Африку 24 августа 1791 года и собрала пленников на острове Бонни . Она покинула Африку 5 января 1792 года и прибыла на Ямайку 28 февраля 92 года. Она погрузила на борт 350 пленников и высадила 345 человек, при этом уровень потерь составил 1,4%. У нее был экипаж из 30 человек, трое из которых погибли в пути. Ирис вернулась в Ливерпуль 3 июня 1792 года. [ 9 ]
После принятия Закона Долбена мастера получили премию в размере 100 фунтов стерлингов за уровень смертности менее 2%; корабельный хирург получил 50 фунтов стерлингов. При уровне смертности от двух до трех процентов бонус уменьшался вдвое. Бонуса не было, если смертность превышала 3%. [ 10 ]
Пятый рейс по перевозке порабощенных людей (1792–1793): капитан Томас Хьюсон отплыл из Ливерпуля 8 июля 1792 года, направляясь к Золотому Берегу. Ирис начала собирать своих пленников в Аномабу 1 сентября. Она отплыла из Африки 1 апреля 1793 года и прибыла в Сент-Винсент 8 мая. Она погрузила на борт 340 пленников, из которых только двое погибли, при этом процент потерь составил 0,6%. У нее был экипаж из 37 человек, из которых четверо погибли. Ирис вернулась в Ливерпуль 30 июня. [ 11 ]
Регистр Ллойда за 1795 год показал, что Ирис была почти перестроена в 1794 году. Он также показал, что ее хозяин сменил Хьюсон на Солсбери, а ее торговля - с Ливерпуля-Африки на Ливерпуль-Бенгалию. [ 12 ]
Путешествие EIC (1795–1796): капитан Джон Б. Солсбери получил каперскую грамоту 20 августа 1795 года. [ 6 ] Он отплыл из Ливерпуля 13 сентября 1795 года и направился в Бенгалию. Ирис прибыла в Калькутту 23 февраля 1796 года. На обратном пути она достигла острова Святой Елены 14 июля и прибыла в Даунс 4 ноября. [ 8 ]
Шестой рейс по перевозке порабощенных людей (1797–1798): капитан Джон Спенсер получил каперскую грамоту 29 марта 1797 года. [ 6 ] Он отплыл из Ливерпуля 23 апреля 1797 года, направляясь в Западную Центральную Африку и на остров Святой Елены (то есть на территорию современной Анголы). [ 13 ] В 1797 году из британских портов вышло 104 судна, направлявшихся в рейс для перевозки порабощенных людей; 90 отплыли из Ливерпуля. [ 14 ]
Ирис прибыла на Ямайку 2 ноября, где высадила 405 пленников. У нее было 35 членов экипажа, двое из которых погибли. Ирис покинула Ямайку 13 января 1798 года и вернулась в Ливерпуль 3 марта. [ 13 ]
7-й рейс по перевозке порабощенных людей (1797–1798): капитан Спенсер отплыл из Ливерпуля 8 июня 1798 года в залив Биафра. [ 15 ] В 1798 году из британских портов вышло 160 судов, направлявшихся в рейс для перевозки порабощенных людей; 149 отплыли из Ливерпуля. Это было самое большое число в период 1795–1804 гг. [ 14 ]
Спенсер утонул в Бонни 20 или 30 августа. [ 16 ] Командование принял его первый помощник Джордж Кэннон. Айрис приобрела пленников в Бонни и 4 ноября прибыла в Кингстон, Ямайка, где высадила 414 пленников. Ирис отплыла с Ямайки 12 февраля 1799 года и прибыла в Ливерпуль 12 апреля. Она покинула Ливерпуль с командой из 40 человек; девять членов экипажа погибли во время рейса. [ 15 ]
8-й рейс по перевозке порабощенных людей (1799–1800): капитан Джордж Кэннон получил каперскую грамоту 17 июня 1799 года. Он отплыл из Ливерпуля 5 июля 1799 года. [ 17 ] В 1799 году из британских портов вышло 156 судов, направлявшихся в рейс для перевозки порабощенных людей; 134 отплыли из Ливерпуля. [ 14 ]
Ирис прибыла на Ямайку 6 августа 1800 года. Она погрузила на борт 447 пленников и высадила 409, при этом уровень потерь составил 8,5%. В ее составе было 44 члена экипажа, 10 из которых погибли в пути. [ 17 ]
Судьба
[ редактировать ]Айрис покинула Кингстон. Выйдя из порта, она столкнулась с плохой погодой. 12 декабря Lloyd's List сообщил, что Айрис , «Каннелл», капитан, вернулась в Кингстон с утечкой. [ 18 ] Ирис был признан там непригодным для плавания. [ 17 ]
В 1800 году 34 британских судна, участвовавших в треугольной торговле, были потеряны, четыре из них - на обратном пути. [ 19 ] Хотя Ирис погибла в результате морской катастрофы, в период с 1793 по 1807 год война, а не морские опасности или сопротивление пленников, была основной причиной потерь среди британских судов-поработителей. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с База данных Трансатлантической работорговли – рейс «Ирис» № 81912.
- ^ Jump up to: а б База данных Трансатлантической работорговли – рейс «Ирис» № 81913.
- ^ Jump up to: а б База данных Трансатлантической работорговли – рейс «Ирис» № 81914.
- ^ Jump up to: а б с Крейг и Джарвис (1967) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда (1783 г.), Seq. №IJ701.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Каперская грамота, стр. 69 – по состоянию на 25 июля 2017 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Хэкман (2001) , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Британская библиотека: Ирис .
- ^ База данных Трансатлантической работорговли - Ирис № 81915. рейс
- ^ Хоули (2008) , с. 151.
- ^ База данных Трансатлантической работорговли - Ирис № 81916. рейс
- ^ Список Ллойда (1795), Seq. №IJ473.
- ^ Jump up to: а б База данных трансатлантической работорговли - рейс «Ирис» № 81917.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс (1897) , с. 680.
- ^ Jump up to: а б База данных Трансатлантической работорговли – рейс «Ирис» № 81918.
- ^ Берендт (1990) , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с База данных Трансатлантической работорговли – рейс «Ирис» № 81919.
- ^ Список Ллойда №4110.
- ^ Иникори (1996) , с. 62.
- ^ Иникори (1996) , с. 58.
Ссылки
[ редактировать ]- Берендт, Стивен Д. (1990). «Капитаны британской работорговли с 1785 по 1807 год» (PDF) . Труды Исторического общества Ланкашира и Чешира . 140 .
- Крейг, Роберт; Джарвис, Руперт (1967). Ливерпульский реестр торговых судов . Серия 3. Том. 15. Издательство Манчестерского университета для Общества Четэма .
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Хаули, Фрэнк (2008). Работорговцы, торговцы и каперы: Ливерпуль, африканская торговля и революция, 1773–1808 гг . Графствовиза. ISBN 9781901231984 .
- Иникори, Джозеф (1996). «Измерение неизмеримой опасности работорговли в Атлантике: документы, касающиеся британской торговли». Французское ревю заграничной истории . 83 (312): 53–92.
- Уильямс, Гомер (1897). История ливерпульских каперов и каперских грамот: с отчетом о Ливерпульской работорговле . В. Хайнеманн.