Jump to content

Битва при Визагапатаме

Координаты : 17 ° 41' с.ш. 83 ° 19' в.д.  /  17,683 ° с.ш. 83,317 ° в.д.  / 17,683;
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва при Визагапатаме
Часть наполеоновских войн

Защита «Центуриона» на дороге Визагапатам, сентябрь. 15-е число 1804 года , Томас Сазерленд
Дата 15 сентября 1804 г.
Расположение 17 ° 41' с.ш. 83 ° 19' в.д.  /  17,683 ° с.ш. 83,317 ° в.д.  / 17,683;
Результат Французская победа
Воюющие стороны
 Франция  Великобритания
Командиры и лидеры
Шарль Линуа Джеймс Линд
Сила
1 линейный корабль
2 фрегата
1 линейный корабль
2 торговых корабля
Жертвы и потери
11 убитых и раненых 10 убитых и раненых
1 торговое судно уничтожено
1 торговый корабль захвачен

Битва при Визагапатаме — небольшое военно-морское сражение на подходах к гавани Визагапатам в прибрежном регионе Андхра Британской Индии в Бенгальском заливе 15 сентября 1804 года во время наполеоновских войн . Французская эскадра под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Леона Дюрана Линуа на линейном корабле Marengo британского Королевского флота четвертого ранга атаковала корабль HMS Centurion и два торговых корабля East Indiaman, стоявшие на якоре на рейде гавани. Линуа участвовал в расширенной рейдовой кампании, которая уже включала операции в Южно-Китайском море , в Мозамбикском проливе , у Цейлона и вдоль индийского побережья Бенгальского залива. Французская эскадра участвовала в одном примечательном сражении, в битве при Пуло-Ауре 15 февраля 1804 года, в котором Линуа атаковал Китайский флот Достопочтенной Ост-Индской компании (HEIC), большой конвой хорошо вооруженных торговых судов, перевозящих ценный груз. 8 миллионов фунтов стерлингов. Линуа не смог продолжить атаку и отступил, оставив конвой в своей власти, вызвав гнев Наполеон, когда новости достигли Франции.

После своей неудачи при Пуло-Ауре Линуа путешествовал по Индийскому океану и в августе и сентябре 1804 года захватил несколько ценных торговых судов, когда его эскадра направлялась на север от Цейлона вдоль индийского побережья Бенгальского залива. С корабля, захваченного у Масулипатама , Линуа узнал о присутствии жителей Ост-Индии в Визагапатаме и решил атаковать, не зная, что британский контр-адмирал Питер Ренье заменил небольшой фрегат HMS Wilhelmina на более крупный «Центурион» в качестве эскорта конвоя. Выйдя из порта в 06:00, Линуа двинулся на конвой, в результате чего один из жителей Ост-Индии в панике выехал на берег. Другое торговое судно не смогло поддержать превосходящего по численности «Центуриона» и было захвачено, но «Центурион» продолжал сражаться в одиночку. Первоначально поддержанный огнем артиллерийских батарей на берегу, «Центурион» позже вышел из зоны досягаемости, вступив в бой с французским флагманом «Маренго» , который оставался далеко от берега, чтобы избежать прибрежных отмелей . После помолвки, продолжавшейся четыре часа Маренго отступил, а сильно поврежденный «Центурион» попытался преследовать его, но безуспешно. Эскадра Линуа была вынуждена вернуться в Иль-де-Франс после боя, где Маренго потребовалось шесть месяцев ремонта.

Во время наполеоновских войн британская экономика зависела от движения торговли из Британской империи , особенно от торговых постов и колоний в Британской Индии , которыми управляла Почетная Ост-Индская компания (HEIC). Эта компания перевозила товары из Индии в Европу, используя флот больших и хорошо вооруженных торговых судов под названием East Indiamen , которые путешествовали в конвоях для защиты и сопровождались во время войны кораблями, предоставленными Королевским флотом . [ 1 ] Основная база Королевского флота в Бенгальском заливе находилась в городе Мадрас , но жители Восточной Индии плавали из портов по всему заливу. В результате силы в Мадрасе часто рассредоточивались для сопровождения небольших конвоев, направлявшихся в Мадрас или Калькутту , где они сливались с другими кораблями и формировали большие океанские конвои. В начале Наполеоновской войны командующим британскими войсками в Индийском океане был контр-адмирал Питер Ренье . Главной угрозой британскому контролю над регионом была эскадра, отправленная из Франции незадолго до начала войны, возглавляемая контр-адмиралом Шарлем-Александром Леоном Дюраном Линуа на линейном корабле « Маренго» . [ 2 ]

Ренье и Линуа столкнулись в июне 1803 года, еще до того, как новости о начале войны достигли Индии. Линуа бросил якорь в Пондичерри , французско-индийском порту, а Ренье возглавил мощную эскадру, стоящую на якоре у гавани в ожидании объявления войны. Обеспокоенный тем, что численно превосходящие силы Ренье сокрушат его эскадру прежде, чем они смогут действовать против британских торговых конвоев в регионе, Линуа ускользнул под покровом темноты и в конце концов достиг Иль-де-Франс , где он узнал, что наполеоновские войны . 16 мая начались [ 3 ] Отправившись в Батавию в Голландской Ост-Индии , Линуа пополнил запасы, а затем 28 декабря отправился в круиз по Южно-Китайскому морю в поисках большого ежегодного конвоя торговых судов HEIC из Кантона , известного как Китайский флот. Этот конвой обычно сопровождали из Кантона несколько линейных кораблей Королевского флота, но в 1804 году сопровождение было отложено. [ 4 ] Линуа обнаружил конвой возле острова Пуло-Аура у восточного входа в Малаккский пролив в 08:00 14 февраля и двинулся вперед. Командир конвоя коммодор Натаниэль Дэнс замаскировал нескольких жителей Ост-Индии под линейные корабли в надежде убедить Линуа, что конвой хорошо защищен. [ 5 ] Линуа колебался больше суток и в конце концов атаковал утром 15 февраля. Дэнс сопротивлялся, и Линуа удалился, не оспаривая помолвку. Торговые корабли Дэнса прогнали эскадру Линуа, а затем возобновили свой курс и несколько дней спустя встретили свой эскорт. Неспособность Линуа вступить в бой и победить китайский флот привела в ярость ряд его офицеров и спровоцировала гневное письмо Наполеона, который обвинил Линуа в том, что он верит, что «войну можно вести, не подвергаясь риску». [ 6 ]

После боя Линуа вернулся в Батавию, а затем в Иль-де-Франс, прибыв туда 2 апреля. Там он подвергся критике со стороны губернатора генерала Шарля Декана , который написал Наполеону письмо с жалобой на поведение Линуа в битве при Пуло-Ауре . [ 7 ] В середине июня 1804 года Линуа покинул Иль-де-Франс вместе с Маренго и фрегатами «Аталанте» под командованием капитана Камилла-Шарля-Алексиса Годена-Бошена и «Семильянта» под командованием капитана Леонара-Бернара Мотара , отправившись в штормовую погоду у Мадагаскара , а затем отплыл к побережью Цейлона . Он добился определенного успеха против отдельных торговых судов и в конце лета постепенно двинулся на север. Эскадра прошла Мадрас в 60 морских милях (110 км) от побережья, чтобы избежать встречи с эскадрой Ренье, и совершила набег на прибрежный регион Андхры , посетив Масулипатам и Коасангуай. [ 7 ] 14 сентября 1804 года у Масулипатама Линуа захватил провинциальный корабль и узнал от команды, что небольшой конвой стоит на якоре в Визагапатаме на севере. Сообщалось, что конвой состоял из двух жителей Восточной Индии и 36-пушечного фрегата HMS Wilhelmina , бывшего голландского судна, захваченного в 1798 году, в качестве эскорта. [ 8 ] Линуа немедленно отплыл в Визагапатам, ожидая легкой победы над конвоем. [ 9 ]

В Мадрасе адмирал Ренье в сентябре стал все больше обеспокоен грабежами Линуа и решил усилить эскорт своего конвоя. Он заменил Вильгельмину 50-пушечным HMS Centurion . [ 10 ] «Центурион» находился под номинальным командованием капитана Джона Спратта Ренье , который тяжело заболел в Мадрасе, поэтому капитан Джеймс Линд временное командование принял на себя . Линд отплыл из Мадраса в Визагапатам в начале месяца вместе с индийцами Барнаби и принцессой Шарлоттой и бросил якорь на рейде, пока индийцы загружали груз, готовый к обратному пути в Мадрас. [ 10 ] Корабли все еще стояли на рейде в 06:00 15 сентября, когда эскадра Линуа появилась на горизонте на юго-западе, примерно в 12 морских милях (22 км) от них. Единственный флаг, видимый на странных кораблях, находился на борту одного из фрегатов , на котором был изображен Георгиевский крест . Лейтенанта Джеймса Роберта Филлипса, командовавшего « Центурионом» , пока Линд находился на берегу, этот флаг не убедил: он знал, что в этом районе находится французская эскадра, и расположил свой корабль так, чтобы его залп был обращен к приближающимся судам. В 09:45 французы подошли в пределах досягаемости, и Филлипс открыл огонь, сначала осторожно, пока не убедился в личности незнакомцев. [ 7 ]

Линейный корабль обменялся сигналами с фрегатами, когда «Центурион» начал огонь, и, поскольку сигналы отличались от сигналов, используемых Королевским флотом, Филлипс был уверен, что столкнулся с превосходящей эскадрой противника. Центурион подал срочные сигналы индейцам, предупреждая их о приближающейся угрозе. Экипаж «Барнаби» запаниковал и перерезал якорные тросы, в результате чего судно дрейфовало на берегу, где оно потерпело крушение. [ 9 ] Капитан Джон Логан на «Принцессе Шарлотте» был спокойнее и остался на якоре, хотя и игнорировал просьбы Филлипса о помощи артиллерийской батареи своего корабля . Корабли Линуа рассредоточились: «Аталанте» приблизился к «Центуриону» на расстояние 0,5 морских миль (900 м) , а Семильянте за ним следовал . Маренго оставался вне досягаемости, поскольку Линуа не желал рисковать своим флагманом в мелководных прибрежных водах, для которых у него не было точных карт : подходы к Визагапатаму были защищены рядом песчаных отмелей, и если Маренго сел на мель во время боя, его флагман мог был разбит. [ 11 ] Когда французские фрегаты подошли на расстояние 200 ярдов (180 м), Филлипс открыл огонь по Аталанте , когда Семильянте попытался добраться до другой стороны британского корабля, чтобы нанести удар с другой стороны. Французские фрегаты также подверглись дальнему обстрелу трехорудийной батареи в Визагапатаме под командованием подполковника Александра Кэмпбелла , находившейся на отдельной службе в составе 74-го пешего полка . Кэмпбелл отправил 50 сипаев на небольших лодках на помощь экипажу «Принцессы Шарлотты» , чье вооружение из 24 орудий продолжало молчать. [ 12 ]

К 10:00 все три французских корабля оказались в пределах досягаемости «Центуриона» , и началась ожесточенная перестрелка. В течение 15 минут и «Центурион» , и «Маренго» сняли свои знамена , а в 10:45 линейный корабль повернул в открытую воду, за ним последовали фрегаты с беспорядокным такелажем . Повреждения лишили «Центурион» возможности быстро маневрировать, и он начал медленно, хромая, приближаться к берегу, чтобы укрыться от Маренго среди прибрежных отмелей . [ 13 ] Капитан Линд присоединился к своему кораблю на лодке, окликнув « Принцессу Шарлотту» , которая еще не участвовала в битве, перерезать ее якорные тросы и сойти на берег, чтобы не попасть в плен. [ 12 ] Логан отказался и в 11:15 сдался без боя, когда вся французская эскадра двинулась обратно к гавани. Маренго снова остался за песчаной косой, обозначающей вход. Лодки с сипаями, которые все еще направлялись к принцессе Шарлотте , развернулись и поплыли обратно к берегу, чтобы избежать плена. Семильянте завладел торговым судном, в то время как Маренго и Аталанте вступили в бой с «Центурионом» , который вышел за пределы досягаемости береговых батарей. [ 12 ]

Несмотря на 50 орудий, «Центуриона » вооружение делало его уязвимым, поскольку большинство из них представляли собой карронады , тяжелые пушки ближнего действия, которые были бесполезны перед лицом артиллерийского огня дальнего действия из Маренго . [ 12 ] В результате «Центурион» получил серьезные повреждения и к 13:15 получил пробоину, ее такелаж был поврежден, а якорный трос прорван, в результате чего он медленно дрейфовал от берега, выйдя из-под контроля. [ 9 ] Увидев, что его противник выведен из строя, Линуа решил не продолжать атаку и отдал приказ своей эскадре вместе с призом отплыть. Линд постепенно восстановил контроль над своим кораблем и даже сумел поднять паруса для преследования, но французы были слишком далеко впереди. После нескольких последних прощальных выстрелов «Центурион» встала на якорь, а ее команда приступила к устранению повреждений. Линуа оставался в пределах видимости до конца дня, но не выказывал никаких признаков возобновления боевых действий; он исчез на северо-восточном горизонте в сумерках. [ 11 ]

Последствия

[ редактировать ]

Несмотря на разрушение Барнаби и пленение принцессы Шарлотты , британские потери были небольшими: у Центуриона один человек был убит и девять ранены. Однако корабль был очень сильно поврежден: в его корпусе было пробито несколько дыр, а такелаж и мачты были сильно порваны. Потерь среди военнослужащих на берегу не зафиксировано. [ 11 ] Французы понесли немного более тяжелые потери: у Маренго двое убитых и один офицер ранен, а у Аталанте трое убитых и пять раненых. Семильянте , не принимавший активного участия в бою, потерь не понес. Повреждения французским кораблям были серьезными, и Линуа был вынужден отказаться от дальнейших операций и медленно возвращаться на Иль-де-Франс, прибыв туда в ноябре. Там Маренго прошел полный ремонт, продолжавшийся шесть месяцев. [ 14 ]

Обе страны заявили, что это столкновение стало победой: французы — за захват принцессы Шарлотты , а британцы — за выживание «Центуриона» перед лицом подавляющего численного превосходства французов. [ 15 ] Линуа обосновал свой уход в письме, объяснив, что риск непоправимого ущерба для его эскадрильи в тесном бою с «Центурионом» сократил бы его рейдовые операции. [ 13 ] Однако в частном порядке Наполеон был возмущен выживанием Центуриона и написал в ответ, что «Франция заботилась о чести, а не о нескольких кусках дерева». [ 16 ] Британские историки поддержали критику Наполеона, полагая, что Центурион находился во власти Линуа и что ему не удалось уничтожить ее, по словам Уильяма Лэрда Клоуза , из-за его «половинчатых и робких действий... [которые] не могут не вызвать порицания». ." [ 16 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 102
  2. ^ Вудман, с. 172
  3. ^ Джеймс, Том. 3, с. 212
  4. ^ Вудман, с. 194
  5. ^ Роджер, с. 546
  6. ^ Клоуз, с. 339
  7. ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 3, с. 277
  8. ^ Битва флота и блокада , Гардинер, стр. 115
  9. ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 349
  10. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 276
  11. ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 3, с. 279
  12. ^ Jump up to: а б с д Джеймс, Том. 3, с. 278
  13. ^ Jump up to: а б Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 28
  14. ^ Джеймс, Том. 4, с. 150
  15. ^ Джеймс, Том. 3, с. 280
  16. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 350
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN  1-86176-014-0 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-363-Х . OCLC   50264868 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Трафальгарская кампания . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-358-3 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-359-1 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-907-7 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-908-5 .
  • Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN  0-7139-9411-8 .
  • Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN  1-84119-183-3 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58df635a5fd0ec21d27b076612578f28__1721496540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/28/58df635a5fd0ec21d27b076612578f28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Vizagapatam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)