Битва при Визагапатаме
Битва при Визагапатаме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
![]() Защита «Центуриона» на дороге Визагапатам, сентябрь. 15-е число 1804 года , Томас Сазерленд | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 линейный корабль 2 фрегата |
1 линейный корабль 2 торговых корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
11 убитых и раненых |
10 убитых и раненых 1 торговое судно уничтожено 1 торговый корабль захвачен |
Битва при Визагапатаме — небольшое военно-морское сражение на подходах к гавани Визагапатам в прибрежном регионе Андхра Британской Индии в Бенгальском заливе 15 сентября 1804 года во время наполеоновских войн . Французская эскадра под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Леона Дюрана Линуа на линейном корабле Marengo британского Королевского флота четвертого ранга атаковала корабль HMS Centurion и два торговых корабля East Indiaman, стоявшие на якоре на рейде гавани. Линуа участвовал в расширенной рейдовой кампании, которая уже включала операции в Южно-Китайском море , в Мозамбикском проливе , у Цейлона и вдоль индийского побережья Бенгальского залива. Французская эскадра участвовала в одном примечательном сражении, в битве при Пуло-Ауре 15 февраля 1804 года, в котором Линуа атаковал Китайский флот Достопочтенной Ост-Индской компании (HEIC), большой конвой хорошо вооруженных торговых судов, перевозящих ценный груз. 8 миллионов фунтов стерлингов. Линуа не смог продолжить атаку и отступил, оставив конвой в своей власти, вызвав гнев Наполеон, когда новости достигли Франции.
После своей неудачи при Пуло-Ауре Линуа путешествовал по Индийскому океану и в августе и сентябре 1804 года захватил несколько ценных торговых судов, когда его эскадра направлялась на север от Цейлона вдоль индийского побережья Бенгальского залива. С корабля, захваченного у Масулипатама , Линуа узнал о присутствии жителей Ост-Индии в Визагапатаме и решил атаковать, не зная, что британский контр-адмирал Питер Ренье заменил небольшой фрегат HMS Wilhelmina на более крупный «Центурион» в качестве эскорта конвоя. Выйдя из порта в 06:00, Линуа двинулся на конвой, в результате чего один из жителей Ост-Индии в панике выехал на берег. Другое торговое судно не смогло поддержать превосходящего по численности «Центуриона» и было захвачено, но «Центурион» продолжал сражаться в одиночку. Первоначально поддержанный огнем артиллерийских батарей на берегу, «Центурион» позже вышел из зоны досягаемости, вступив в бой с французским флагманом «Маренго» , который оставался далеко от берега, чтобы избежать прибрежных отмелей . После помолвки, продолжавшейся четыре часа Маренго отступил, а сильно поврежденный «Центурион» попытался преследовать его, но безуспешно. Эскадра Линуа была вынуждена вернуться в Иль-де-Франс после боя, где Маренго потребовалось шесть месяцев ремонта.
Фон
[ редактировать ]Во время наполеоновских войн британская экономика зависела от движения торговли из Британской империи , особенно от торговых постов и колоний в Британской Индии , которыми управляла Почетная Ост-Индская компания (HEIC). Эта компания перевозила товары из Индии в Европу, используя флот больших и хорошо вооруженных торговых судов под названием East Indiamen , которые путешествовали в конвоях для защиты и сопровождались во время войны кораблями, предоставленными Королевским флотом . [ 1 ] Основная база Королевского флота в Бенгальском заливе находилась в городе Мадрас , но жители Восточной Индии плавали из портов по всему заливу. В результате силы в Мадрасе часто рассредоточивались для сопровождения небольших конвоев, направлявшихся в Мадрас или Калькутту , где они сливались с другими кораблями и формировали большие океанские конвои. В начале Наполеоновской войны командующим британскими войсками в Индийском океане был контр-адмирал Питер Ренье . Главной угрозой британскому контролю над регионом была эскадра, отправленная из Франции незадолго до начала войны, возглавляемая контр-адмиралом Шарлем-Александром Леоном Дюраном Линуа на линейном корабле « Маренго» . [ 2 ]
Ренье и Линуа столкнулись в июне 1803 года, еще до того, как новости о начале войны достигли Индии. Линуа бросил якорь в Пондичерри , французско-индийском порту, а Ренье возглавил мощную эскадру, стоящую на якоре у гавани в ожидании объявления войны. Обеспокоенный тем, что численно превосходящие силы Ренье сокрушат его эскадру прежде, чем они смогут действовать против британских торговых конвоев в регионе, Линуа ускользнул под покровом темноты и в конце концов достиг Иль-де-Франс , где он узнал, что наполеоновские войны . 16 мая начались [ 3 ] Отправившись в Батавию в Голландской Ост-Индии , Линуа пополнил запасы, а затем 28 декабря отправился в круиз по Южно-Китайскому морю в поисках большого ежегодного конвоя торговых судов HEIC из Кантона , известного как Китайский флот. Этот конвой обычно сопровождали из Кантона несколько линейных кораблей Королевского флота, но в 1804 году сопровождение было отложено. [ 4 ] Линуа обнаружил конвой возле острова Пуло-Аура у восточного входа в Малаккский пролив в 08:00 14 февраля и двинулся вперед. Командир конвоя коммодор Натаниэль Дэнс замаскировал нескольких жителей Ост-Индии под линейные корабли в надежде убедить Линуа, что конвой хорошо защищен. [ 5 ] Линуа колебался больше суток и в конце концов атаковал утром 15 февраля. Дэнс сопротивлялся, и Линуа удалился, не оспаривая помолвку. Торговые корабли Дэнса прогнали эскадру Линуа, а затем возобновили свой курс и несколько дней спустя встретили свой эскорт. Неспособность Линуа вступить в бой и победить китайский флот привела в ярость ряд его офицеров и спровоцировала гневное письмо Наполеона, который обвинил Линуа в том, что он верит, что «войну можно вести, не подвергаясь риску». [ 6 ]
После боя Линуа вернулся в Батавию, а затем в Иль-де-Франс, прибыв туда 2 апреля. Там он подвергся критике со стороны губернатора генерала Шарля Декана , который написал Наполеону письмо с жалобой на поведение Линуа в битве при Пуло-Ауре . [ 7 ] В середине июня 1804 года Линуа покинул Иль-де-Франс вместе с Маренго и фрегатами «Аталанте» под командованием капитана Камилла-Шарля-Алексиса Годена-Бошена и «Семильянта» под командованием капитана Леонара-Бернара Мотара , отправившись в штормовую погоду у Мадагаскара , а затем отплыл к побережью Цейлона . Он добился определенного успеха против отдельных торговых судов и в конце лета постепенно двинулся на север. Эскадра прошла Мадрас в 60 морских милях (110 км) от побережья, чтобы избежать встречи с эскадрой Ренье, и совершила набег на прибрежный регион Андхры , посетив Масулипатам и Коасангуай. [ 7 ] 14 сентября 1804 года у Масулипатама Линуа захватил провинциальный корабль и узнал от команды, что небольшой конвой стоит на якоре в Визагапатаме на севере. Сообщалось, что конвой состоял из двух жителей Восточной Индии и 36-пушечного фрегата HMS Wilhelmina , бывшего голландского судна, захваченного в 1798 году, в качестве эскорта. [ 8 ] Линуа немедленно отплыл в Визагапатам, ожидая легкой победы над конвоем. [ 9 ]
Боевой
[ редактировать ]В Мадрасе адмирал Ренье в сентябре стал все больше обеспокоен грабежами Линуа и решил усилить эскорт своего конвоя. Он заменил Вильгельмину 50-пушечным HMS Centurion . [ 10 ] «Центурион» находился под номинальным командованием капитана Джона Спратта Ренье , который тяжело заболел в Мадрасе, поэтому капитан Джеймс Линд временное командование принял на себя . Линд отплыл из Мадраса в Визагапатам в начале месяца вместе с индийцами Барнаби и принцессой Шарлоттой и бросил якорь на рейде, пока индийцы загружали груз, готовый к обратному пути в Мадрас. [ 10 ] Корабли все еще стояли на рейде в 06:00 15 сентября, когда эскадра Линуа появилась на горизонте на юго-западе, примерно в 12 морских милях (22 км) от них. Единственный флаг, видимый на странных кораблях, находился на борту одного из фрегатов , на котором был изображен Георгиевский крест . Лейтенанта Джеймса Роберта Филлипса, командовавшего « Центурионом» , пока Линд находился на берегу, этот флаг не убедил: он знал, что в этом районе находится французская эскадра, и расположил свой корабль так, чтобы его залп был обращен к приближающимся судам. В 09:45 французы подошли в пределах досягаемости, и Филлипс открыл огонь, сначала осторожно, пока не убедился в личности незнакомцев. [ 7 ]
Линейный корабль обменялся сигналами с фрегатами, когда «Центурион» начал огонь, и, поскольку сигналы отличались от сигналов, используемых Королевским флотом, Филлипс был уверен, что столкнулся с превосходящей эскадрой противника. Центурион подал срочные сигналы индейцам, предупреждая их о приближающейся угрозе. Экипаж «Барнаби» запаниковал и перерезал якорные тросы, в результате чего судно дрейфовало на берегу, где оно потерпело крушение. [ 9 ] Капитан Джон Логан на «Принцессе Шарлотте» был спокойнее и остался на якоре, хотя и игнорировал просьбы Филлипса о помощи артиллерийской батареи своего корабля . Корабли Линуа рассредоточились: «Аталанте» приблизился к «Центуриону» на расстояние 0,5 морских миль (900 м) , а Семильянте за ним следовал . Маренго оставался вне досягаемости, поскольку Линуа не желал рисковать своим флагманом в мелководных прибрежных водах, для которых у него не было точных карт : подходы к Визагапатаму были защищены рядом песчаных отмелей, и если Маренго сел на мель во время боя, его флагман мог был разбит. [ 11 ] Когда французские фрегаты подошли на расстояние 200 ярдов (180 м), Филлипс открыл огонь по Аталанте , когда Семильянте попытался добраться до другой стороны британского корабля, чтобы нанести удар с другой стороны. Французские фрегаты также подверглись дальнему обстрелу трехорудийной батареи в Визагапатаме под командованием подполковника Александра Кэмпбелла , находившейся на отдельной службе в составе 74-го пешего полка . Кэмпбелл отправил 50 сипаев на небольших лодках на помощь экипажу «Принцессы Шарлотты» , чье вооружение из 24 орудий продолжало молчать. [ 12 ]
К 10:00 все три французских корабля оказались в пределах досягаемости «Центуриона» , и началась ожесточенная перестрелка. В течение 15 минут и «Центурион» , и «Маренго» сняли свои знамена , а в 10:45 линейный корабль повернул в открытую воду, за ним последовали фрегаты с беспорядокным такелажем . Повреждения лишили «Центурион» возможности быстро маневрировать, и он начал медленно, хромая, приближаться к берегу, чтобы укрыться от Маренго среди прибрежных отмелей . [ 13 ] Капитан Линд присоединился к своему кораблю на лодке, окликнув « Принцессу Шарлотту» , которая еще не участвовала в битве, перерезать ее якорные тросы и сойти на берег, чтобы не попасть в плен. [ 12 ] Логан отказался и в 11:15 сдался без боя, когда вся французская эскадра двинулась обратно к гавани. Маренго снова остался за песчаной косой, обозначающей вход. Лодки с сипаями, которые все еще направлялись к принцессе Шарлотте , развернулись и поплыли обратно к берегу, чтобы избежать плена. Семильянте завладел торговым судном, в то время как Маренго и Аталанте вступили в бой с «Центурионом» , который вышел за пределы досягаемости береговых батарей. [ 12 ]
Несмотря на 50 орудий, «Центуриона » вооружение делало его уязвимым, поскольку большинство из них представляли собой карронады , тяжелые пушки ближнего действия, которые были бесполезны перед лицом артиллерийского огня дальнего действия из Маренго . [ 12 ] В результате «Центурион» получил серьезные повреждения и к 13:15 получил пробоину, ее такелаж был поврежден, а якорный трос прорван, в результате чего он медленно дрейфовал от берега, выйдя из-под контроля. [ 9 ] Увидев, что его противник выведен из строя, Линуа решил не продолжать атаку и отдал приказ своей эскадре вместе с призом отплыть. Линд постепенно восстановил контроль над своим кораблем и даже сумел поднять паруса для преследования, но французы были слишком далеко впереди. После нескольких последних прощальных выстрелов «Центурион» встала на якорь, а ее команда приступила к устранению повреждений. Линуа оставался в пределах видимости до конца дня, но не выказывал никаких признаков возобновления боевых действий; он исчез на северо-восточном горизонте в сумерках. [ 11 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на разрушение Барнаби и пленение принцессы Шарлотты , британские потери были небольшими: у Центуриона один человек был убит и девять ранены. Однако корабль был очень сильно поврежден: в его корпусе было пробито несколько дыр, а такелаж и мачты были сильно порваны. Потерь среди военнослужащих на берегу не зафиксировано. [ 11 ] Французы понесли немного более тяжелые потери: у Маренго двое убитых и один офицер ранен, а у Аталанте трое убитых и пять раненых. Семильянте , не принимавший активного участия в бою, потерь не понес. Повреждения французским кораблям были серьезными, и Линуа был вынужден отказаться от дальнейших операций и медленно возвращаться на Иль-де-Франс, прибыв туда в ноябре. Там Маренго прошел полный ремонт, продолжавшийся шесть месяцев. [ 14 ]
Обе страны заявили, что это столкновение стало победой: французы — за захват принцессы Шарлотты , а британцы — за выживание «Центуриона» перед лицом подавляющего численного превосходства французов. [ 15 ] Линуа обосновал свой уход в письме, объяснив, что риск непоправимого ущерба для его эскадрильи в тесном бою с «Центурионом» сократил бы его рейдовые операции. [ 13 ] Однако в частном порядке Наполеон был возмущен выживанием Центуриона и написал в ответ, что «Франция заботилась о чести, а не о нескольких кусках дерева». [ 16 ] Британские историки поддержали критику Наполеона, полагая, что Центурион находился во власти Линуа и что ему не удалось уничтожить ее, по словам Уильяма Лэрда Клоуза , из-за его «половинчатых и робких действий... [которые] не могут не вызвать порицания». ." [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 102
- ^ Вудман, с. 172
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 212
- ^ Вудман, с. 194
- ^ Роджер, с. 546
- ^ Клоуз, с. 339
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 3, с. 277
- ^ Битва флота и блокада , Гардинер, стр. 115
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 349
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 276
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 3, с. 279
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, Том. 3, с. 278
- ^ Jump up to: а б Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 28
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 150
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 280
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 350
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-363-Х . OCLC 50264868 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Трафальгарская кампания . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-358-3 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-907-7 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-908-5 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN 0-7139-9411-8 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .