Экспедиция Линуа в Индийский океан

Экспедиция Линуа в Индийский океан была торговой рейдовой операцией, предпринятой французским флотом во время наполеоновских войн . Контр-адмирал Шарль-Александр Дюран Линуа был отправлен в Индийский океан на своем флагманском корабле «Маренго» в марте 1803 года в сопровождении эскадры из трех фрегатов, незадолго до окончания Амьенского мира . Когда в сентябре 1803 года разразилась война между Великобританией и Францией, Маренго находился в Пондичерри с фрегатами, но избежал британской эскадры, посланной на его перехват, и достиг острова де Франс (ныне Маврикий ). Большие расстояния между военно-морскими базами в Индийском океане и ограниченность ресурсов, доступных британскому командованию в этом регионе, затрудняли концентрацию достаточных сил для борьбы с эскадрой такого размера, и впоследствии Линуа смог поддерживать свою кампанию в течение трех лет. С острова де Франс Линуа и его фрегаты начали серию атак на британскую торговлю в восточной части Индийского океана, в частности, на крупные конвои с Жители Восточной Индии , которые были жизненно важны для поддержания торговли внутри Британской империи и британской экономики. Хотя он добился ряда успехов против отдельных торговых судов и небольшого британского торгового поста Бенкулен , первое военное испытание эскадры Линуа произошло в битве при Пуло-Ауре 15 февраля 1804 года. Линуа атаковал незащищенный британский китайский флот, состоящий из 16 ценные жители Восточной Индии и 14 других судов, но не смог укрепить свое военное превосходство и отступил, не захватив ни одного корабля.
В сентябре 1804 года Линуа атаковал небольшой британский конвой в Визагапатаме в Бенгальском заливе и захватил один корабль, но снова был отброшен слабыми британскими силами. Повреждения, полученные Marengo по возвращении на Остров де Франс, были настолько серьезными, что ее пришлось ремонтировать в Гранд-Порте , а также после последующих круизов по Красному морю и в центральной части Индийского океана, где Линуа снова был отогнан от большого британского конвоя. превосходящими британскими силами он попытался вернуться в Европу через мыс Доброй Надежды . На обратном пути корабли Линуа зашли в район плавания британской эскадры, участвовавшей в Атлантической кампании 1806 года, и были захвачены превосходящими силами в бою 13 марта 1806 года , почти ровно через три года после выхода из Франции. Действия Линуа в Индийском океане вызвали панику и беспорядки во всем регионе, но фактический ущерб, нанесенный британскому судоходству, был незначительным, и его круиз известен больше своими неудачами, чем успехами. Во Франции, Наполеон был в ярости и в течение восьми лет отказывался обменять Линуа на пленных британских офицеров, оставив его и его команду военнопленными до 1814 года.
Фон
[ редактировать ]В начале девятнадцатого века Индийский океан был жизненно важным каналом британской торговли, соединявшим Великобританию с ее колониями и торговыми постами на Дальнем Востоке. Конвои торговых судов, в том числе крупные ост-индийцы , отправлялись из портов Китая, Юго-Восточной Азии и новой колонии Ботани-Бей в Австралии, а также португальских колоний в Тихом океане. [ 1 ] Выйдя в Индийский океан, они присоединились к большим конвоям кораблей из Британской Индии доставляли в Великобританию миллионы фунтов торговых товаров. , которые ежегодно [ 2 ] Вместе эти корабли пересекли Индийский океан и обогнули мыс Доброй Надежды , плывя на север, пока в конечном итоге не достигли европейских вод. Пришвартовавшись в одном из главных британских портов, корабли разгрузили товары и приняли груз для обратного пути. Часто это были военные подкрепления для армии Достопочтенной Ост-Индской компании (HEIC), чьи владения в Индии постоянно расширялись за счет соседних государств. [ 3 ]

Во время французских революционных войн (1793–1801) французские фрегаты и каперы действовали из французских колоний острова Франс и Реюньон в Индийском океане против британских торговых путей. Несмотря на защиту Королевского военно-морского флота и флота HEIC, среди индивидуально парусных кораблей был ряд потерь, особенно среди «провинциальных кораблей»: меньшие и более слабые местные суда, менее способные защитить себя, чем крупные жители Восточной Индии . [ 4 ] Многие из этих потерь были нанесены каперами , в частности кораблями Робера Сюркуфа , захватившего в 1800 году «Ост-Индиаман Кент» и отошедшего в отставку на прибыль. [ 5 ] Однако эти потери составили лишь небольшой процент британских торговых судов, пересекавших Индийский океан: торговые конвои продолжали бесперебойно работать на протяжении всего конфликта. В 1801 году недолговечный Амьенский мир положил конец войнам, позволив Франции укрепить свои колонии в Индийском океане, включая индийский портовый город Пондичерри в Бенгальском заливе . [ 6 ]
Еще одной особенностью французских революционных войн было влияние британской блокады на французское движение. Во время конфликта Королевский флот поддерживал активную тесную блокаду всех основных французских портов, в результате чего каждый французский корабль, покинувший порт, подвергался атаке со стороны эскадрилий и отдельных кораблей, патрулирующих французское и союзное побережья. Потери французского флота в результате этой стратегии были велики, а блокада была настолько эффективной, что было ограничено даже движение между портами вдоль французского побережья. [ 7 ] Однако в Индийском океане огромные расстояния между французскими базами на Реюньоне и острове де Франс и британскими базами в Индии означали, что тесная блокада была неэффективной стратегией: масштаб сил, необходимых для поддержания эффективной постоянной блокады обоих островов, как а также голландские порты на мысе Доброй Надежды и в голландской Ост-Индии были слишком велики, чтобы их можно было разместить в такой отдаленной части мира. [ 8 ] В результате французские рейдеры, действовавшие с баз в Индийском океане, могли путешествовать с большей свободой и меньшим риском перехвата, чем в Атлантике или Средиземноморье. [ 9 ]
В 1802 году напряженность между Великобританией и Францией снова возросла, причем последняя страна теперь находилась под властью Первого консула Наполеона Бонапарта . Понимая, что возвращение к войне почти неизбежно, Наполеон приказал французскому флоту подготовить силы для расширенной службы в Индийском океане, силы, которые были бы способны нанести значительные потери британской торговле из региона. [ 10 ] Флагманом эскадры должен был стать быстроходный линейный корабль «Маренго» — 74-пушечное судно под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Леона Дюрана Линуа . [ 11 ] Линуа был очень опытным офицером, который неоднократно вступал в бой с британцами во время французских войн за независимость: в мае 1794 года он попал в плен, когда его фрегат «Аталанте» был сбит в середине Атлантики кораблем HMS Swiftsure . [ 12 ] После быстрой замены его следующий корабль «Грозный» был захвачен после ожесточенной обороны в битве при Груа , а в следующем году он снова был захвачен в плен на своем новом фрегате « Юните» и впоследствии участвовал в катастрофической экспедиции «Ирландия» на линейном корабле « Нестор» после третий обмен пленными. [ 13 ] Его самое важное сражение произошло в июле 1801 года, когда он командовал французской эскадрой во время их победы в Первой битве при Альхесирасе , где был взят в плен HMS Hannibal . Он также частично командовал во время поражения во Второй битве при Альхесирасе четыре дня спустя, но это укрепило его репутацию во французском флоте как успешного командира. [ 14 ] Маренго сопровождали фрегаты Atalante , Sémillante и французский фрегат Belle Poule 1802 (2) , а также транспорты Côte d’Or и Marie Françoise . Якобы эта эскадра была отправлена в Индийский океан, чтобы овладеть Пондичерри и назначить нового губернатора французских колоний в Индийском океане генерала Шарля Декана . Конвой перевез 1350 солдат и значительное количество припасов как для четырехмесячного путешествия в Индию, так и для ожидаемых расширенных операций, которые должны были последовать за ним. [ 15 ]
Движения 1803 года
[ редактировать ]Эскадра Линуа покинула Брест 6 марта 1803 года. Четырехмесячное путешествие в Пондичерри было прервано жестоким штормом 28 апреля, из-за которого Бель Пуль отделилась от эскадры и укрылась на Мадагаскаре на несколько дней. Транспорты «Кот д'Ор» и «Мария Франсуаза» также были отсоединены из-за сильного ветра и направились к месту назначения отдельно. [ 16 ] Плохая погода задержала прибытие основной эскадрильи Линуа, и поэтому Бель Пуль прибыла в Индию первой, 16 июня. Наполеон считал и заверил Линуа, что война с Великобританией маловероятна до сентября, но отношения испортились быстрее, чем ожидалось, и Британия начала мобилизацию 16 мая, официально объявив войну двумя днями позже. Поскольку вести могли распространяться только с той же скоростью, что и быстроходный корабль, они не прибыли в Индийский океан к моменту прибытия Бель Пуль , хотя этого ожидали в любой момент. [ 17 ] Полковник Луи Бино , плававший на фрегате, призвал британских чиновников, управлявших тогда заводами в Пондичерри, передать их французам, как это было предусмотрено Амьенским договором, но получил отказ. Владельцы фабрик получили приказ от генерал-губернатора лорда Уэлсли , в свою очередь, от лорда Хоксбери , запретить французам доступ к коммерческим активам Пондичерри. [ 6 ] Позиции французов еще больше ослабли, когда большая британская эскадра, состоящая из линейных кораблей HMS Tremendous , HMS Trident и HMS Lancaster , четвертого ранга HMS Centurion и фрегатов HMS Sheerness , HMS Concorde , HMS Dedaigneuse и HMS Fox, встала на якорь в Каддалор , в 20 милях (32 км) к югу от Пондичерри. Эта эскадра была отправлена из Бомбея под командованием контр-адмирала Питера Ренье для наблюдения за передвижениями французов. 5 июля Ренье получил известие из Бомбея через Мадрас о том, что война неизбежна, хотя еще не объявлена, и переместил свои корабли на якорную стоянку в пределах видимости Пондичерри в ожидании начала войны. [ 16 ]
Линуа прибыл в Пондичерри 11 июля и обнаружил, что корабли Ренье стоят на якоре поблизости, а большинство финансовых учреждений города все еще находятся в руках британцев. [ 18 ] Трайдент и бриг HMS Victor стояли на якоре на рейде Пондичерри, хотя по прибытии Линуа они отплыли, чтобы присоединиться к эскадре Ренье. На следующий день Линуа отправил капитана Жозефа-Мари Вриньо и своего племянника на борт флагманского корабля Ренье с приглашением на завтрак на следующее утро, которое было принято. [ 19 ] транспорт «Мари Франсуа» В 10:00 в Пондишери прибыл разлученный штормом , а в 18:00 за ним последовал бриг «Белье» . Белье был отправлен из Бреста 16 марта с копиями речи, произнесенной перед британским парламентом королем Георгом III , в которой он угрожал конфликтом, и приказом Наполеона немедленно отплыть на остров Франс в ожидании объявления войны. . [ 20 ] Линуа было приказано доставить Декана на остров и подготовить его корабли на острове в Индийском океане к длительной рейдовой операции против британской торговли в этом регионе. [ 17 ] Когда 13 июля рассвело, Ренье сел на 16-пушечный бриг HMS Rattlesnake на завтрак, но обнаружил, что корабли Линуа ускользнули ночью.
Линуа сбежал так быстро, что его якоря и лодки остались в бухте, где он бросил их, вместо того чтобы привлечь внимание к своим передвижениям, втянув их. [ 17 ] Он также только что пропустил транспорт «Кот-д'Ор» с 326 солдатами, который прибыл вечером 13 июля и был быстро окружен «Центурионом» и «Конкордом» . Отправив большую часть своей эскадры в Мадрас, Ренье дождался у Пондичерри дальнейших движений французов и 15 июля заметил Бель Пуль недалеко от побережья. Линуа отрядил фрегат для исследования якорной стоянки в Мадрасе, но он был перехвачен, и за ним последовал фрегат HMS Terpsichore , настойчивое наблюдение которого вынудило капитана Алена-Аделаиду-Мари Брюйяка вернуться в Пондичерри. [ 19 ] Бель Пуль и Кот-д'Ор Утром обмениваются сигналами, а в 11:00 транспорт внезапно поднял паруса и покинул якорную стоянку, Терпсихора преследовала его. Рано утром 16 июля Терпсихора догнала транспорт и произвела несколько выстрелов в нос, вынудив капитана сдаться. Брюйяк воспользовался этим отвлечением и без преследования отправил Бель Пуль на остров Франс. Кот-д'Ор был возвращен в Пондичерри и, поскольку не было никаких известий о войне из Европы, освобожден 24 июля при условии, что он отправится только на остров де Франс и не в какой-либо другой пункт назначения. Деденьез был отделен, чтобы гарантировать, что транспорт будет следовать этим условиям, и Ренье вернулся в Мадрас, к которому на следующий день присоединился Деденьез , как только курс транспорта был обеспечен. Ренье немедленно приказал своим кораблям принять военные припасы для подготовки к военным действиям, хотя новости об объявлении войны, сделанном 18 мая, дошли до него только 13 сентября. [ 19 ]
К тому времени, когда Ренье узнал о начале войны, Линуа уже был на острове де Франс, куда его корабли без происшествий прибыли 16 августа. Декан был назначен губернатором, и часть войск высадилась, чтобы усилить гарнизон, хотя Линуа оставил остальную часть на борту своей эскадры. По пути в Индию Линуа и Декан поссорились, и последствия их неприязни друг к другу будут повторяться в следующей кампании. [ 20 ] Объявление войны Британией достигло острова де Франс в конце августа на борту корвета «Берсо» , который Линуа добавил в свою эскадру. [ 17 ] К 8 октября его приготовления были завершены, и французский адмирал отдал приказ своей эскадре отплыть. «Аталанте» была отправлена для рейдов на судоходство в районе Маската , важного торгового поста Португалии. Остальная часть эскадры, за исключением военных кораблей, должна была отправиться с Линуа на Реюньон (вскоре переименованный в Иль-Бонапарт), где гарнизон был усилен. [ 17 ] Затем он направился на восток, в Голландскую Ост-Индию, совершая набеги на британские судоходные пути, где многие торговые суда еще не знали о начале войны. Первый боевой поход Линуа был успешным, и он захватил ряд незащищенных призов с провинциальных кораблей, встреченных на пути в Ост-Индию. [ 21 ] В начале декабря, незадолго до прибытия в Батавию на Яве , Линуа остановился в небольшом британском торговом городке Бенкулен . Местный морской лоцман решил, что это британская эскадра, и привел ее в гавань, поставив на якорь недалеко от зоны действия оборонительной батареи порта, но в пределах досягаемости небольших торговых судов, скопившихся в бухте. Эти торговые суда узнали французские военные корабли и бежали, преследуемые Берсо и Семильянтом . Шестеро были затоплены своими экипажами в Селлебаре в 2 милях (3,2 км) к югу, а еще два сожжены французскими десантами после приземления. Французы также разрушили три больших склада с грузами специй, риса и опиума и захватили три корабля, потеряв двух человек убитыми, когда пушечный выстрел с берега поразил Семильянта . 10 декабря эскадра прибыла в Батавию на зимовку, высадив оставшихся солдат для пополнения голландского гарнизона. [ 21 ]
Дуй ветер
[ редактировать ]
28 декабря 1803 года с провизией на шесть месяцев плавания эскадра Линуа покинула Батавию. Плывя на север, в Южно-Китайское море , Линуа стремился перехватить китайский флот HEIC, большой конвой жителей Восточной Индии, перевозивший торговые товары на сумму 8 миллионов фунтов стерлингов (что эквивалентно 889 миллионам фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [ 22 ] из Кантона в Великобританию. [ 23 ] Ежегодный конвой проходил через Южно-Китайское море и Малаккский пролив корабли из других пунктов назначения , собирая по пути и обычно под защитой эскорта, сформированного из линейных кораблей Королевского флота. Однако флот 1804 года не имел эскорта: начало войны задержало отправку судов эскадры Ренье. [ 24 ] Таким образом, когда конвой приближался к Малаккскому проливу, он состоял из 16 жителей Восточной Индии, 11 провинциальных кораблей и двух других судов, охраняемых только одним небольшим вооруженным бригом HEIC, «Ганг» . 14 февраля недалеко от острова Пуло Аура командир конвоя Натаниэль Дэнс был уведомлен о том, что были замечены паруса, приближающиеся с юго-запада. Подозрительно Дэнс послал несколько жителей Ост-Индии на расследование и быстро обнаружил, что странные корабли были французской эскадрой под командованием Линуа. Дэнс знал, что его конвой не сможет противостоять французам в бою, и вместо этого решил обмануть французов, притворившись, что несколько его крупных ост-индийцев были замаскированными линейными кораблями. [ 8 ]
Дэнс выстроил свои корабли в боевую линию и приказал трем или четырем из них поднять синие флаги , а остальным - красные, создавая впечатление тяжелого эскорта, подразумевая, что корабли с синими флагами были военными кораблями. [ 25 ] Эта уловка вызвала осторожную реакцию Линуа, который приказал своей эскадрилье следовать за конвоем, не приближаясь к ним. Ночью Дэнс удерживал позицию, а Линуа оставался на расстоянии, неуверенный в силе британского конвоя. [ 26 ] В 09:00 Дэнс преобразовал свои силы в парусный строй, чтобы увеличить дистанцию между двумя силами, и Линуа воспользовался возможностью для атаки, угрожая отрезать самые задние британские корабли. Дэнс повернул оверштаг , и его передовые корабли подошли к поддержке арьергарда, вступив в бой с Маренго на большом расстоянии. Обеспокоенный внезапным британским маневром, Линуа развернулся и отступил, убежденный, что конвой защищают превосходящие силы. [ 27 ] Продолжая иллюзию, что его поддерживают военные корабли, Дэнс приказал своим кораблям преследовать Линуа в течение следующих двух часов, в конечном итоге реформировавшись и благополучно достигнув Малаккского пролива. Там их через несколько дней встретили два линейных корабля, посланных из Индии. [ 28 ]
Бой стал конфузом для Линуа, который настаивал на том, что конвой защищали до восьми линейных кораблей, и утверждал, что его действия спасли его эскадру от неминуемого разрушения. [ 29 ] Его версия событий широко высмеивалась как его собственными офицерами, так и властями Великобритании и Франции, которые критиковали его робость и неспособность продолжить атаку, когда такой ценный приз был в пределах его досягаемости. [ 8 ] Дэнса, напротив, хвалили за защиту и наградили рыцарским званием и крупными финансовыми подарками, в том числе 50 000 фунтов стерлингов, разделенными между офицерами и солдатами конвоя. [ 30 ] Помолвка побудила разъяренного Наполеона написать морскому министру Дени Декресу :
Все предприятия на море, которые были предприняты с тех пор, как я стал главой правительства, промахнулись, потому что мои адмиралы видят двояко и обнаружили, я не знаю, как и где, что войну можно вести, не подвергаясь риску. . . Скажите Линуа, что он проявил недостаток мужества, того рода мужества, которое я считаю высшим качеством лидера.
- Император Наполеон I, цитируется в переводе из книги Уильяма Лэрда Клоуза « Королевский флот: история с древнейших времен до 1900 года» , том 5, 1900 год, [ 31 ]
Операции в Индийском океане
[ редактировать ]Прибыв в Батавию после боя, Линуа подвергся критике со стороны голландских губернаторов за свою неспособность победить китайский конвой. Они также отказали ему в просьбе использовать стоявшую в порту голландскую эскадру для будущих операций. [ 32 ] Воссоединившись с «Аталанте» , Линуа продал два захваченных провинциальных корабля и пополнил запасы своей эскадры, прежде чем отправиться на остров де Франс, Маренго прибыл 2 апреля. На обратном пути Линуа отделил свои фрегаты, и они захватили несколько ценных торговых судов, плывущих самостоятельно, прежде чем присоединиться к адмиралу в Порт-Луи , который Декан переименовал в Порт-Наполеон. По прибытии Линуа был допрошен Деканом о взаимодействии с китайским флотом, и когда Декан нашел его ответы неудовлетворительными, губернатор написал резкое письмо Наполеону, которое отправил во Францию на Берсо . [ 33 ] Линуа оставался на острове де Франс в течение следующих двух с половиной месяцев, в конце концов уехав вместе с Маренго , Аталантой и Семильянтом в конце июня, в то время как Бель Пуль была отправлена в круиз самостоятельно. [ 34 ]
Второй круиз Линуа
[ редактировать ]Линуа первоначально отплыл на Мадагаскар , стремясь нажиться на британской торговле вокруг мыса Доброй Надежды. Плохая погода вынудила его укрыться в Сент-Огюстене большую часть следующего месяца, взяв с собой свежие припасы перед отъездом на побережье Цейлона . [ 33 ] Там он захватил ряд ценных призов, в том числе Шарлотту и замок Аптон , везшие рис и пшеницу, и которые он отправил на остров де Франс, чтобы обеспечить готовый запас продовольствия для эскадры. [ 35 ]
Войска Линуа постепенно двинулись на север, в Бенгальский залив, и в конце августа прошли Мадрас , оставаясь в 60 морских милях (110 км) от побережья, чтобы избежать неравного столкновения с эскадрой Ренье. Он исследовал гавани Масулипатама и Косангвая , совершив ряд небольших захватов и впоследствии курсируя по прибрежной Андхре в поисках ценных конвоев. Пленные с одного из кораблей, выведенных из Масулипатама 14 сентября, сообщили ему, что в гавани Визагапатама стоит на якоре ценный британский конвой , состоящий из фрегата HMS Wilhelmina и двух жителей Восточной Индии. [ 36 ]

Прибыв в Визагапатам рано утром 15 сентября 1804 года, Линуа обнаружил, что Ренье, обеспокоенный французскими грабежами у побережья Индии, заменил Вильгельмину на более крупный и тяжелый HMS Centurion , 50-пушечный корабль четвертого ранга . [ 36 ] На рейде гавани также стояли на якоре маленькие жители Восточной Индии «Барнаби» и «Принцесса Шарлотта» . Центуриона Капитан « » Джеймс Линд находился на берегу, а командование перешло к лейтенанту Джеймсу Роберту Филлипсу, который с подозрением относился к вновь прибывшим и стрелял по ним, когда они подходили в пределах досягаемости. Подняв французские флаги, фрегаты Линуа приблизились к стоящим на якоре кораблям, попав под огонь артиллерийской батареи на берегу. [ 37 ] Маренго оставался за песчаными отмелями, обозначавшими вход в гавань, но все еще в пределах досягаемости «Центуриона» , не желая рисковать, посадив свой флагман на мель на мелководье. Филлипс отдал срочный приказ индейцам оказать помощь, но его проигнорировали: Барнаби высадилась на берег и потерпела крушение, когда ее капитан перерезал якорные тросы, а принцесса Шарлотта вообще отказалась участвовать в бою, оставаясь на якоре, не используя свои 30 пушек. . [ 38 ] Французские корабли временно отошли на ремонт в 10:45, но «Центурион» получил еще более серьезные повреждения, выйдя за пределы поддержки береговых батарей, когда французы вернулись в атаку в 11:15. [ 37 ] Когда гавань была открыта, принцесса Шарлотта сдалась Семильянту , а Аталанте и Маренго продолжали атаковать британский корабль. К 13:15, когда «Центурион» был сильно поврежден и приз был в безопасности, Линуа решил отступить, легко обойдя хромающее британское преследование. [ 39 ] Впоследствии Линуа подвергся критике за свою неспособность уничтожить британский военный корабль, а Наполеон позже заметил, что «Франция заботилась о чести, а не о нескольких кусках дерева». [ 40 ]
Поскольку Маренго был поврежден, а Ренье активно охотился за своей эскадрой, Линуа вышел из Бенгальского залива и вернулся на Остров де Франс. Ренье знал, что его шансы обнаружить Линуа в открытом Индийском океане невелики, и вместо этого решил следить за ним у своей основной базы в Порт-Наполеоне. В порт была отправлена эскадра, но разведчики Линуа обнаружили блокаду еще до его прибытия, и вместо этого он смог благополучно добраться до Гранд-Порта 31 октября. [ 41 ] Проходя через рифы, защищавшие стоянку, более глубокий киль Маренго задел кораллы. Корпус корабля был сильно поврежден, руль направления оторван, что потребовало капитального ремонта. [ 42 ] Позже к Линуа присоединился капитан Брюйяк в Бель-Пуле , который захватил ценное торговое судно во время своего индивидуального круиза по Бенгальскому заливу. [ 43 ]
Поскольку его флагман был серьезно поврежден, Линуа начал обширную серию ремонта «Маренго» , который был капитально отремонтирован и выброшен на берег для замены днища и руля направления. Ремонт длился до мая 1805 года, и расходы на питание и размещение сотен моряков эскадры оказали значительную нагрузку на ресурсы Декана, несмотря на захваченные запасы продовольствия, отправленные Линуа в 1804 году. [ 35 ] Чтобы облегчить давление, Линуа приказал капитану Годену-Бошену в «Аталанте» самостоятельно путешествовать по торговым путям, проходящим мимо мыса Доброй Надежды, а 6 марта полностью отделил Семильянту от эскадры, отправив капитана Леонара-Бернара Мотара с миссией на Филиппины. . Затем ему было приказано плыть через Тихий океан в Мексику, чтобы поддерживать связь с тамошними испанскими властями, прежде чем вернуться в Европу вокруг мыса Горн . Миссия Мотара в Америку завершилась 2 августа 1805 года, когда он встретил HMS Phaeton и HMS Harrier под командованием капитана Джона Вуда в проливе Сан-Бернардино после пополнения запасов для путешествия по Тихому океану в Сан-Хасинто . В ожесточенном бою британские корабли нанесли Семильянту серьезный урон, прежде чем были отброшены испанским фортом, возвышавшимся над проливом. [ 44 ] Ущерб был настолько серьезным, что Мотар отказался от планов отправиться в Мексику, вернувшись в Индийский океан и продолжая действовать с острова де Франс против британских торговых путей до 1808 года. [ 45 ]
Третий круиз Линуа
[ редактировать ]Покинув остров де Франс в третий и последний раз 22 мая 1805 года, Линуа сначала поплыл на северо-запад к устью Красного моря . Обнаружив несколько целей, он повернул на восток и к июлю снова совершил набег на суда у побережья Цейлона в сопровождении Бель Пуль . [ 46 ] Там 11 июля он обнаружил свой самый богатый приз — 1200-тонный водоизмещением корабль East Indiaman Brunswick 1200 тонн . Линуа открыл «Брансуик» под командованием капитана Джеймса Людовика Гранта и 935-тонный (бм) кантри-корабль «Сара » под командованием капитана М'Интоша. Поскольку французы быстро продвигались на тяжело нагруженных торговых судах, Грант приказал Саре отделиться и попытаться укрыться на побережье Цейлона. Линуа поручил Бель Пуль преследовать Сару . М'Интош вытащил Сару на пляж, чтобы избежать захвата, команда выбралась на берег, когда Сара разбилась о сильный прибой. Брансуик был медленнее Сары , и хотя Грант открыл огонь по Маренго, бой был недолгим, Брансуик быстро сдался более крупному французскому кораблю. [ 47 ] Грант был взят на борт «Маренго» и наблюдал за французским кораблем с близкого расстояния, выработав отрицательное мнение о Линуа и его команде:
Она плывет необычайно быстро: но ее корабельная компания, хотя и многочисленная (сейчас на борту насчитывается 800 человек), не имеет 100 эффективных моряков. . . Среди их народа, похоже, нет ни малейшего порядка или дисциплины; все равны, и каждый человек, кажется, одинаково сознает свое превосходство; и состояние «Маренго » таково , что я могу с уверенностью утверждать, что оно плывет по морю как громада неповиновения, грязи и безумия.
— Капитан Джеймс Людовик Грант, [ 42 ]
В начале 1805 года Ренье был заменен командующим в Мадрасе контр-адмиралом сэром Эдвардом Пелью , более агрессивным офицером, имевшим репутацию успешного противника против французского флота. [ 48 ] Узнав о новом появлении Линуа у Цейлона, Пелью немедленно отправил на его поиски эскадру. Линуа обнаружил приближающееся прибытие кораблей Пелью от пленных и отправился на запад, успешно избежав столкновения с британскими войсками. После повторного безуспешного плавания у входа в Красное море Линуа поплыл на юг, чтобы пересечь торговые пути между мысом Доброй Надежды и Мадрасом. Во время путешествия его эскадра попала в сильный шторм, и Бель Пуль потеряла бизань-мачту. Линуа смог заменить его, но в результате инцидента он остался без запасных мачт, если один из его кораблей потеряет другую. Без полного парусного вооружения его корабли были уязвимы для захвата более быстрыми и маневренными британскими судами, и Линуа решил, что защита его мачт является его самым важным приоритетом. [ 42 ]
6 августа 1805 года Линуа получил свою первую значительную награду со времен Брауншвейга , когда он обнаружил конвой из одиннадцати больших кораблей, идущих на восток по торговому пути от мыса до Мадраса. 19 ° 09'ю.ш., 81 ° 22' в.д. / 19,150 ° ю.ш., 81,367 ° в.д. . Приближаясь к исследованию конвоя, который был окутан туманом, Линуа снова был осторожен, не желая вступать в бой, пока не убедился, что среди жителей Ост-Индии нет кораблей Королевского флота. [ 49 ] На расстоянии 4 морских миль (7,4 км) стало ясно, что один из кораблей определенно был большим военным кораблем, на котором развевался вымпел, указывающий на присутствие на борту адмирала. Этим кораблем был HMS Blenheim , линейный корабль, построенный в 1761 году как 90-пушечный второсортный корабль , но недавно сокращенный до 74 орудий. Им командовал капитан Остин Бисселл , и он носил флаг контр-адмирала сэра Томаса Трубриджа , выдающегося офицера, который был отправлен в Индийский океан, чтобы взять на себя командование половиной обязанностей Пелью после политического компромисса в Адмиралтействе . [ 50 ] Флагман Траубридж был единственным эскортом конвоя, который вел десять жителей Восточной Индии через Индийский океан в Мадрас. [ 42 ]
Как и в Пуло-Ауре , индейцы выстроились в линию, готовясь к атаке Линуа, и Линуа снова отказался вступить с ними в прямой бой: «Бленхейм» был мощным кораблем, способным нанести смертельный урон Маренго, даже если французам удастся победить его, учитывая неопределенный исход. наличие тяжеловооруженных торговых судов. Вместо этого Линуа двинулся позади конвоя, надеясь отрезать отставшего. Эти маневры были слишком сложны для плохо укомплектованного «Брансуика» , и он выпал из французского строя и вскоре остался позади, исчезнув за горизонтом. [ 51 ] В 17:30 Маренго подошел к самому заднему игроку из Восточной Индии и открыл дальний огонь, к которому присоединилась Бель Пуль . Задний корабль «Камберленд» , ветеран битвы при Пуло-Ауре, не испугался и открыл ответный огонь, пока Бленхейм удерживал позицию, так что конвой прошел вперед, а французские корабли быстро догнали его. [ 46 ] Открыв шквальный огонь из орудий главной палубы, Трубридж смог отогнать французские корабли, хотя его орудия нижней палубы были выведены из строя из-за сильного волнения, которое угрожало затопить нижние артиллерийские порты. [ 47 ] Линуа, обеспокоенный сохранностью своих мачт, нажал все паруса и к 18:00 вышел за пределы досягаемости орудий Бленхейма и догнал конвой, оставаясь в пределах видимости до наступления темноты. [ 46 ]
В полночь французские корабли пересекли носовую часть конвоя и к утру оказались в 4 морских милях (7,4 км) с наветренной стороны, на юг. Трубридж сохранял свою линию всю ночь, и в 07:00 7 августа 1805 года он приготовился снова принять французов, когда Линуа напал на конвой. [ 52 ] Сохранив свой строй, объединенные батареи индейцев и Бленхейма отговорили Линуа от продолжения атаки, и он отклонился на расстояние 2 морских миль (3,7 км), удерживая позицию до конца дня, а затем в 21:00 повернул на юг и исчез. . [ 46 ] Трубридж хотел преследовать конвой в Бленхейме , но его отговорило присутствие Бель Пуля , который мог атаковать конвой, пока линейные корабли были в бою. Однако он выразил уверенность, что добился бы успеха в любом сражении, и написал: «Я надеюсь, что мне еще посчастливится встретиться с ним, когда я не буду обременен конвоем». [ 49 ] Отход Линуа был разумным: его грот-мачта была повреждена во время короткой канонады, и ему грозила опасность обрушиться, если бой продолжится. Потери среди экипажа были небольшими: у Маренго было ранено восемь человек, а у Бель Пуль - ни одного. Потери британцев были немного тяжелее: пассажир на Бленхейме по имени мистер Кук был убит выстрелом из граната, а матрос на Индийском Ганге был убит выстрелом из снаряда. Ни один британский корабль не получил в бою ничего, кроме поверхностных повреждений, и конвой продолжил свое путешествие без перерывов, прибыв в Мадрас 23 августа. [ 52 ]
Возвращение в Атлантику
[ редактировать ]Уйдя от встречи с Бленхеймом , Линуа отплыл на запад и прибыл в залив Саймонс в голландской колонии Кейптаун 13 сентября . Он надеялся там соединиться с голландской эскадрой, дислоцированной у мыса, но обнаружил, что единственным значительным голландским военным кораблем в порту был линейный корабль «Бато» , разобранный и непригодный для службы в море. [ 53 ] Восстанавливая ущерб, нанесенный в августовском бою, и пополняя запасы продовольствия и военно-морских сил в течение следующих двух месяцев, к Линуа в октябре присоединилась «Аталанте» . 5 ноября шторм пронесся по заливу, и «Аталанте» оттащила свои якоря, капитан Годен-Бошен был бессилен предотвратить вылет своего фрегата на берег и быстрое разрушение. Экипаж смог выбраться на берег на небольших лодках и затем был разделен между Маренго и Бель Пулем , оставив 160 человек для пополнения гарнизона в Кейптауне. [ 51 ] Приз Линуа, « Брансуик» , тоже потерпел крушение возле залива Саймонс.
Покинув залив Саймона 10 ноября, Линуа медленно плыл вдоль побережья Западной Африки, исследуя заливы и устья британских судов, но сумел захватить только два небольших торговых судна. [ 53 ] Он миновал мыс Негро и мыс Лопес и набрал пресной воды в Принсипи , прежде чем совершить круиз в районе острова Святой Елены . Там 29 января 1806 года он узнал от американского торгового судна, что британская эскадра захватила Кейптаун. Поскольку последняя безопасная гавань оказалась в руках врага и отчаянно нуждалась в ремонте и пополнении запасов, Линуа решил вернуться в Европу и медленно двинулся на север, следуя по торговым путям в поисках британского торгового судоходства. [ 54 ] 17 февраля Маренго пересек экватор и 13 марта занял позицию 26 ° 16' с.ш. 29 ° 25' з.д. / 26,267 ° с.ш. 29,417 ° з.д. . [ 53 ]
Атлантическая кампания 1806 г.
[ редактировать ]Линуа не знал, что его эскадра шла прямо на путь крупной морской кампании — Атлантической кампании 1806 года . После Трафальгарской битвы 21 октября 1805 года и последующего завершения Трафальгарской кампании в битве у мыса Ортегал 5 ноября 1805 года британцы ослабили блокаду французских портов в Атлантическом океане. , Потери французов и испанцев в этой кампании были настолько серьёзными, что британский первый лорд Адмиралтейства полагал лорд Барэм что французский флот не сможет ответить следующей зимой, и, следовательно, отвел большую часть блокадного флота в Британия до весны. [ 55 ] Эта стратегия неверно рассчитала численность французского Брестского флота, который не участвовал в Трафальгарской кампании и поэтому находился в полной силе. Воспользовавшись отсутствием британских эскадр у своего главного порта в Атлантическом океане, Наполеон приказал 15 декабря 1805 года выйти в море двум эскадрам. [ 55 ] Этим силам было приказано путешествовать по Атлантическим морским путям в поисках британских торговых конвоев и избегать конфронтации с аналогичными британскими силами. Одной эскадре под командованием вице-адмирала Корантена-Урбена Лейссега было приказано отправиться в Карибское море, а другой, под командованием контр-адмирала Жана-Батиста Виллауме , было направлено в Южную Атлантику. [ 56 ]
Обнаружив 24 декабря, что французские эскадры вырвались из Бреста, Бархэм отправил в погоню две эскадры во главе с контр-адмиралом сэром Ричардом Страчаном и контр-адмиралом сэром Джоном Борласом Уорреном . [ 57 ] Третья эскадра без приказа вышла из блокады Кадиса под командованием контр-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта , и все три британских войска курсировали по средней части Атлантики в поисках французов. После короткой встречи с Уилломесом Дакворт отплыл в Карибское море и там обнаружил и уничтожил эскадру Лейссега в битве при Сан-Доминго в феврале 1806 года. [ 58 ] После уничтожения одной из французских эскадрилий Страчан и Уоррен остались в центре Атлантики, ожидая возвращения Уилломеса из его операций на юге. Эскадре Уоррена было приказано совершить круиз в Восточной Атлантике, в районе острова Мадейра , прямо через линию наступления Линуа. [ 59 ]
Захват Линуа
[ редактировать ]
13 марта 1806 года в 03:00 наблюдатели на Маренго заметили вдалеке на юго-востоке паруса. Игнорируя аргументы Брюйака о том, что паруса могут быть британской боевой эскадрой, Линуа настаивал на том, что это торговый конвой, и приказал своим кораблям продвигаться вперед. [ 60 ] Ночь была темная, и поэтому видимость была крайне ограничена; Таким образом, Линуа не подозревал о природе своей цели до тех пор, пока второсортный HMS London прямо впереди из ночи не появился сэр с 98 орудиями. Капитан Лондона Гарри Беррард Нил заметил издалека паруса Линуа и отправился на разведку, вывешивая сигналы синими огнями, которые уведомляли остальную часть эскадры Уоррена, выстроившуюся впереди медленно плывущего Лондона , о его намерениях. [ 61 ] Корабль Нила сопровождал фрегат HMS Amazon под командованием капитана Уильяма Паркера , чьи наблюдатели не могли видеть врага, но следовали за Лондоном в ожидании боевых действий. [ 54 ]
Линуа предпринял решительные усилия, чтобы отвернуть Маренго от большого британского корабля, но его флагман был слишком медленным, и Лондон открыл ожесточенный огонь. Линуа ответил тем же, и начался бой, в котором у обоих кораблей были повреждены мачты и такелаж. [ 62 ] Бель Пуль помогала Линуа, но по прибытии Амазонки французский адмирал отдал Брюйаку приказ бежать. Повернув на северо-восток, Бель Пуль отошла, а Amazon быстро набрала обороты. В 06:00 Линуа попытался увеличить дистанцию между Маренго и ее противником, но обнаружил, что его флагман слишком сильно поврежден, чтобы маневрировать, а огонь из Лондона не ослабевает. [ 63 ] В 08:30 Паркер достиг фрегата Брюйака и открыл огонь, нанеся серьезные повреждения снастям Бель Пуля . К 10:25 стало ясно, что положение французов безнадежно: около 200 человек убиты или ранены, в том числе Линуа и Врино, оба корабля сильно повреждены и неманёвренны, а линейные корабли HMS Foudroyant , HMS Repulse и HMS Ramillies — все подходя в зону действия, а трое других следовали за ним: осознавая, что поражение неизбежно, самый старший из оставшихся офицеров Маренго сдался, Брюйяк последовал его примеру. вскоре после этого. [ 64 ]
Уоррен вернулся в Великобританию со своими призами: 23 апреля эскадра пережила серьезный шторм, в результате которого были уничтожены Маренго и Рамиллис . [ 65 ] Потери британцев в бою составили 14 убитых и 27 раненых, а потери французов - 69 убитыми и 106 ранеными. Уоррена высоко оценили за его победу, и оба французских корабля были приняты на британскую службу под своими французскими названиями. [ 66 ] Битва ознаменовала конец круиза Линуа, спустя три года и семь дней после того, как он покинул Брест и направился в Индийский океан. В отличие от критики, вызванной его предыдущими сражениями, последняя битва Линуа с Уорреном заслужила похвалу за его стойкость перед лицом более крупного и мощного сопротивления: британский военно-морской историк Уильям Джеймс утверждал, что, если бы Маренго и Лондон встретились независимо, Линуа вполне мог бы стал победителем в битве. [ 67 ]
Последствия
[ редактировать ]Действия Линуа в Индийском океане сравнивают с операциями капитана Карла фон Мюллера в «СМС Эмден» 108 лет спустя: как и фон Мюллера, набеги Линуа вызвали серьезную обеспокоенность среди британских торговых домов и британских властей в Индийском океане, в случае Линуа, главным образом из-за об угрозе, которую он представлял для конвоев Ост-Индии, подобных той, с которой столкнулся у Пуло-Ауры . [ 20 ] Однако практические последствия его набега были незначительными: за три года он захватил всего пять жителей Ост-Индии и несколько провинциальных кораблей, ненадолго терроризируя побережье Андхры в 1804 году, но в остальном не сумев вызвать серьезных экономических потрясений в британской торговле. Единственным достижением его похода было то, что он заставил эскадру Ренье действовать по защите британских конвоев и портов, предотвратив любые наступательные операции во время пребывания Линуа в Индийском океане. [ 68 ] Огромные расстояния между дружественными портами, отсутствие достаточных запасов продовольствия или военно-морских запасов, а также сила британского военно-морского эскорта после первых месяцев войны сыграли свою роль в том, что Линуа не смог полностью использовать свои возможности, но вина за его неадекватные достижения лежит на нем. как среди его современников, так и среди историков, он постоянно относился к личным лидерским недостаткам Линуа. В бою Линуа отказывался подвергать свои корабли опасности, если этого можно было избежать. Он провел значительные периоды круиза, переоснащаясь во французских гаванях, и даже когда ему представилась незащищенная цель, он не хотел использовать свое преимущество. [ 62 ]
Линуа и его люди оставались пленниками в Британии до конца войны, Наполеон отказался обменять их на британских пленных. Его гнев по поводу неудачи Линуа помешал бы любым дальнейшим назначениям, даже если бы он вернулся во Францию, но в 1814 году его губернатором Гваделупы назначил король Людовик XVIII . По возвращении Наполеона во время «Сто дней » Линуа выступил за императора, единственного французского колониального губернатора, сделавшего это. Через несколько дней небольшой британский экспедиционный корпус вытеснил его, а 8 июля сдался сам Наполеон. [ 69 ] Карьера Линуа закончилась, и он умер в 1848 году, так и не пройдя дальнейшей военной службы. Индийский океан оставался активным театром военных действий в течение следующих четырех лет, кампания против британского торгового судоходства в регионе проводилась эскадрами фрегатов, действовавшими с острова де Франс. Первоначально их возглавлял Мотар из Семильянта , который оказался более успешным торговым рейдером, чем его бывший командир, пока его корабль не был выведен из эксплуатации в 1808 году, слишком старый и потрепанный, чтобы оставаться в строю. [ 70 ] Позже командование перешло к коммодору Жаку Амлену , чья эскадра за один год нанесла больше ущерба, чем Линуа успел за три: захватив в плен семь жителей Восточной Индии в 1809–1810 годах. [ 71 ] В конце концов британские войска были мобилизованы для захвата острова в ходе Маврикийской кампании 1809–1811 годов , кульминацией которой стало вторжение на остров де Франс в декабре 1810 года и окончательное поражение французов в Индийском океане. [ 72 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]Эскадра адмирала Линуа | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Корабль | Оружие | Командир | Примечания | |||||||
Маренго | 74 | Контр-адмирал Шарль-Александр Леон Дюран Линуа Капитан Жозеф-Мари Врино |
Вышел из Бреста 3 марта 1803 г., участвовал во всех значительных действиях и был захвачен 13 марта 1806 г. | |||||||
красивая курица | 40 | Капитан Ален-Аделаида-Мари Брюйак | Выехал из Бреста 3 марта 1803 г., участвовал при Пуло Ауре и в действиях вместе с Траубриджем и Уорреном. Был взят в плен 13 марта 1806 г. | |||||||
Игристый | 36 | Капитан Леонар-Бернар Мотар | Выехал из Бреста 3 марта 1803 года, участвовал в Пуло Ауре и Визагапатаме . Выделен из эскадры Линуа 6 марта 1805 года для службы в Тихом океане, но позже в том же году вернулся в Индийский океан. Продан с французской службы в 1808 году. | |||||||
Аталанта | 40 | Капитан Камилла-Шарль-Алексис Годен-Бошен | Вышел из Бреста 3 марта 1803 года, участвовал в Визагапатаме и потерпел крушение в сентябре 1805 года в Симоновой бухте . | |||||||
Колыбель | 20 | Капитан Эммануэль Халган | Вступил в эскадру на острове де Франс в августе 1803 года, участвовал в Пуло-Ауре и в апреле 1804 года получил приказ вернуться во Францию. | |||||||
авантюрист | 16 | Лейтенант Харанг | Присоединился к эскадре в Батавии в декабре 1803 года, участвовал в Пуло-Ауре, а затем вернулся в голландский порт в феврале 1804 года. Разрушен во время рейда на Батавию в ноябре 1806 года. [ 73 ] | |||||||
Источник: Джеймс, Том. 3, с. 176, Клоуз, с. 58 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хендерсон, с. 47
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 102
- ^ Адкинс, с. 342
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 88
- ^ Вудман, с. 150
- ^ Jump up to: а б Нельсон против Наполеона , Гардинер, с. 185
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 19
- ^ Jump up to: а б с Роджер, с. 546
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 92
- ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 24
- ^ Вудман, с. 172
- ^ Вудман, с. 42
- ^ Хендерсон, с. 19
- ^ Вудман, с. 160
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 176
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 211
- ^ Jump up to: а б с д и Клоуз, с. 59
- ^ Клоуз, с. 58
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 3, с. 212
- ^ Jump up to: а б с Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 26
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 213
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 248
- ^ Вудман, с. 194
- ^ Клоуз, с. 337
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 249
- ^ Клоуз, с. 338
- ^ Вудман, с. 195
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 250
- ^ Трейси, с. 114
- ^ Клоуз, с. 339
- ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 27
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 277.
- ^ Клоуз, с. 348
- ^ Jump up to: а б Роджер, с. 547
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 276
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 3, с. 278
- ^ Клоуз, с. 349
- ^ Джеймс, Том. 3, с. 279
- ^ Клоуз, с. 350
- ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 28
- ^ Jump up to: а б с д Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 29
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 150
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 153
- ^ Клоуз, с. 413
- ^ Jump up to: а б с д Клоуз, с. 367
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 151
- ^ Трейси, с. 287
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 184
- ^ Трейси, с. 290
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 185
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 152
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 4, с. 222
- ^ Jump up to: а б Адкинс, с. 190
- ^ Jump up to: а б Победа морской державы , Гардинер, с. 17
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 185
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 186
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 201
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 28
- ^ Клоуз, с. 373
- ^ Вудман, с. 215
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 216
- ^ Адкинс, с. 191
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 223
- ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 29
- ^ Клоуз, с. 374
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 224
- ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 19
- ^ Марли, с. 376
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 261
- ^ Вудман, с. 283
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 326
- ^ «№16044» . Лондонская газета . 4 июля 1807 г. с. 894.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс, Рой и Лесли (2006). Война за все океаны . Счеты. ISBN 0-349-11916-3 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Трафальгарская кампания . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-358-3 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Хендерсон CBE, Джеймс (1994) [1970]. Фрегаты . Лео Купер. ISBN 0-85052-432-6 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-907-7 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-908-5 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-909-3 .
- Марли, Дэвид (1998). Войны Америки: хронология вооруженных конфликтов в Новом Свете с 1492 года по настоящее время . АВС-КЛИО. ISBN 0-87436-837-5 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллен Лейн. ISBN 0-7139-9411-8 .
- Трейси, Николас (1998). Кто есть кто во флоте Нельсона; 200 морских героев . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-244-5 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .