Битва при Сан-Доминго
Битва при Сан-Доминго | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
![]() Действия Дакворта у Сан-Доминго, 6 февраля 1806 года , Николас Покок | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
7 линейных кораблей 2 фрегата 2 брига |
5 линейных кораблей 2 фрегата 1 корвет | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
338 убитых и раненых |
1500 убитых и раненых 1156 взято в плен 2 линейных корабля уничтожены 3 линейных корабля захвачены |
Битва при Сан-Доминго — морское сражение в ходе Наполеоновских войн , произошедшее 6 февраля 1806 года между эскадрами французских и британских линейных кораблей у южного побережья оккупированного французами испанского колониального генерал-капитана Санто-Доминго ( Сан-Доминго в современном британском языке). английский) в Карибском бассейне .
Все пять линейных французских кораблей под командованием вице-адмирала Корантена-Урбена Лейссега были захвачены или уничтожены. Королевский флот под командованием вице-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта не потерял ни одного корабля и потерял менее сотни убитыми, в то время как французы потеряли около 1500 человек. Лишь небольшому количеству французской эскадры удалось спастись.
Битва при Сан-Доминго была последним сражением флота в войне между французскими и британскими крупными кораблями на открытой воде.
Фон
[ редактировать ]
В конце 1805 года первый лорд Адмиралтейства лорд Бархэм снял блокаду Королевского флота французских портов в Атлантическом океане после Трафальгарской кампании , в которой французский флот потерял 14 линейных кораблей. [1] Барэм считал, что французы, понеся такие тяжелые потери, не смогут и не захотят начать крупное наступление в Атлантике до конца зимы. Однако он просчитался с численностью флота в Бресте , главном французском порту в Атлантическом океане.
Воспользовавшись снятием британской блокады, император Наполеон приказал выйти в море двум эскадрам с приказом совершать набеги на британские торговые пути, пересекавшие Атлантику. Эти силы должны были нанести Британии как можно больший экономический ущерб, не задействуя эквивалентную британскую военно-морскую эскадру и не рискуя поражением и захватом. [2] Ожидалось, что круиз продлится 14 месяцев и будет обеспечиваться захваченными запасами продовольствия с британских торговых судов. Отправившись без сопротивления 13 декабря 1805 года, эскадрильи разделились два дня спустя, преследуя британские торговые конвои: одна эскадра направилась в Южную Атлантику под командованием контр-адмирала Жана-Батиста Уилломе, а другая под командованием вице-адмирала Корантена-Урбена Лейссега , направляясь в Карибский бассейн. [3] Адмиралтейство контр в Лондоне не обнаружило, что французы отплыли до 24 декабря, а две эскадры, которые они подготовили для преследования, под командованием -адмирала сэра Ричарда Страчана и контр-адмирала сэра Джона Борласа Уоррена , не отплыли до января 1806 года, когда время, когда французы исчезли в Атлантике. [4]
Однако была одна британская эскадра, которая поддерживала контакты с французами: после Трафальгарской битвы в октябре 1805 года Адмиралтейство разместило у Кадиса эскадру под командованием вице-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта для наблюдения за остатками объединенного флота. В ноябре 1805 года до Дакворта дошли сообщения о французской эскадре, действующей против британских конвоев у Диких островов между Мадейрой и Канарскими островами . Эта эскадра , принадлежавшая контр-адмиралу Закари Аллеману , покинула Францию в июле 1805 года. [5] Сразу же отправившись на расследование, Дакворт покинул Кадис, оставив всего два фрегата наблюдать за флотом союзников на якоре. Пройдя Дикие и Канарские острова, Дакворт продолжил путь к островам Зеленого Мыса, прежде чем признать, что французы ускользнули от него, и снова повернул на север. Аллеманд был уже далеко на севере. В конце концов 23 декабря он вернулся во Францию без происшествий. [6]
Круиз Дакворта
[ редактировать ]Во время своего обратного пути в Кадис 23 декабря Дакворт встретил HMS Arethusa под командованием капитана Чарльза Брисбена, сопровождавшего небольшую группу торговых судов. Лейссег перехватил, преследовал и разогнал конвой Брисбена в Бискайском заливе 15 декабря, при этом Брисбен сохранил только самые крупные торговые суда, чтобы помочь прикрыть бегство более мелких судов. Ускользнув от преследования Лейссега, Брисбен отплыл в поисках поддержки в Кадис, продолжив движение на юг после того, как понял, что Дакворта нет на назначенной ему станции. [7] Сразу же установив курс, который, по его мнению, должен был перехватить Лейссега, Дакворт повернул на северо-запад и 25 декабря обнаружил вражескую эскадру примерно в 200 морских милях (370 км) к северо-западу от Канарских островов. [8] Дакворт приказал своей эскадрилье преследовать, погоня длилась весь день и продолжалась до 26 декабря, когда стало ясно, что его жертвой был не Аллеманд. Фактически, Дакворт обнаружил эскадрилью Уилломеса. Однако французский адмирал приказал своим кораблям бежать к Дакворту, а не вступать в бой. К 13:00 26 декабря стало ясно, что британский флагман HMS Superb капитана Ричарда Гудвина Китса [9] опередил самый задний французский корабль, когда Дакворт внезапно прекратил преследование. Позже он утверждал, что был обеспокоен тем, что ведущие корабли его эскадры будут побеждены сосредоточенной французской эскадрой прежде, чем отставшие, некоторые из которых находились более чем в 45 морских милях (83 км) позади Суперба , смогут вступить в бой. [10]

Генри Уильям Бичи , 1809 год, Национальный морской музей.
Когда Уиллаумез сбежал в Южную Атлантику, Дакворт приказал своей эскадре отправиться на Барбадос для пополнения запасов, прежде чем отправиться в долгое путешествие обратно в Кадис. Когда он прибыл 12 января 1806 года, он приказал фрегату HMS Acasta отправиться на Сент-Китс перевел эскадру на якорную стоянку у Бастера , чтобы обеспечить необходимые запасы воды, и 19 января . Там к нему присоединились два корабля эскадры Подветренных островов, HMS Northumberland и HMS Atlas . «Нортумберленд» был флагманом контр-адмирала Александра Кокрейна , командующего станцией. Прибытие Кокрейна увеличило количество адмиралов в эскадрилье до трех, поскольку заместителем Дакворта был контр-адмирал Томас Луи на HMS Canopus . [11] Лейссег также направлялся в Карибское море, зимние штормы у Азорских островов задержали его, разлучили Александра и Брейва и нанесли ущерб Юпитеру и Диомеду . [12] Прибыв 20 января в удерживаемый французами город Санто-Доминго на острове Эспаньола , Лейссег высадил более 1000 солдат в качестве подкрепления для гарнизона и произвел поспешный ремонт, ожидая прибытия пропавших без вести кораблей, которые появились 29 января. Во время своего пребывания в гавани Лейссег сошёл на берег и отдал приказ переконструировать корабли после их путешествия по Атлантике, что было трудным и трудоемким процессом. [13] [14]
1 февраля небольшой шлюп HMS Kingfisher прибыл в Бастер с информацией о том, что у Санто-Доминго были замечены три французских линейных корабля. Дакворт отдал приказ флоту немедленно отплыть. 3 февраля к нему присоединился бриг HMS Epervier на острове Сент-Томас присоединился фрегат HMS Magicienne под командованием капитана Адама Маккензи , а 5 февраля у пролива Мона . [15] Маккензи сопровождала датская шхуна , вышедшая из Санто-Доминго несколькими днями ранее и экипаж которой смог предоставить подробный отчет о составе французской эскадры. Прежде чем шхуна отплыла, ряд французских офицеров высказались о риске, связанном с выходом судна из порта, но адмирал отказался от их требований сжечь датский корабль. [15] Дакворт теперь был уверен, что он превосходит Лейссега по численности и вооружению. Ночью 5 февраля британская эскадра медленно приблизилась к Санто-Доминго, Акасте и Маджиенну, ведя разведку впереди основного флота. [16]
Боевой
[ редактировать ]Атака Дакворта
[ редактировать ]В 06:00 6 февраля разведчики Дакворта заметили французов, наблюдая за двумя фрегатами, пятью линейными кораблями и одним большим торговым судном, стоявшим на якоре у входа в Санто-Доминго. [12] Сообщается, что Лейссег отдал приказ эскадре отправиться на Ямайку, хотя несколько французских кораблей еще не были готовы к выходу в море, а два фрегата уже были в плавании, когда прибыли британцы. [15] Лейссега не было на борту «Империала» ; он и несколько его офицеров все еще вели свои дела в городе и поэтому были вынуждены присоединиться к эскадре на небольших лодках, что задержало эскадру. Несколько офицеров, возможно, включая Лейссега, добрались до своих кораблей только после начала боя. [13] Понимая, что его враг находится в уязвимом положении, Дакворт поднял все паруса, пытаясь сблизиться с французами. Лейссег тоже осознал опасность, в которой находились его корабли, и приказал им поднять якорь, а затем плыть на запад вдоль побережья в направлении Низао . [А] [16] Сохраняя сомкнутый строй, французы выстроили боевую линию : капитан Пьер-Эли Гарро в Александре возглавлял, за ним следовали Империал , Диомед , Юпитер и Храбрый . Фрегаты и корвет заняли позицию между линией боя и берегом. Дакворт был обеспокоен тем, что на западе могут быть другие французские войска. Поэтому он повернул свою линию атаки так, чтобы пройти через переднюю часть французской линии, и дал знак своей эскадре направить огонь на три передних корабля: «Александр» , «Империал» и «Диомед» . [12]

В 08:00 корабли Дакворта разделились на две дивизии: западную линию на наветренную сторону под Даквортом с Superb , Northumberland , HMS Spencer и HMS Agamemnon и восточную линию под Louis с Canopus , HMS Donegal и Atlas . Британские фрегаты были собраны в строй к западу от британских позиций, ожидая приказа о помощи в случае необходимости. [18] В течение следующих двух часов британцы медленно приближались к французской эскадре, британские дивизии распадались по мере того, как более быстрые корабли опережали более медленные. Эскадра Людовика отставала от эскадры Дакворта, а «Агамемнон» отставала от трех других кораблей ее дивизии, которые в остальном оставались в плотном строю. Небольшое изменение ветра позволило Лейссегу скорректировать свое направление на юго-запад, но близость суши ограничивала передвижения французов. Китс и его команда, сопровождавшие Нельсона в погоне за Вильневом в Вест-Индию, все еще сокрушались, что пропустили Трафальгар. Китс молча повесил портрет Нельсона на бизань-стойку, прежде чем обратиться к солдатам в манере, призванной вызвать энтузиазм в предстоящей битве. Под оркестр, играющий «Боже, храни короля» и «Нельсон Нильский», «Суперб», отвоевавший все позиции убегающего врага, произвел залп по правому борту, когда он стоял на приколе против «Империале», крупнейшего корабля французского флота до того, как конфликт принял всеобщий характер. [19] Через несколько минут «Нортумберленд» вступил в бой с «Александром» и «Империале», за ним быстро последовал «Спенсер», который сделал «Диомид» своим ближайшим противником. [20]
Флагманский корабль Лейссега « Империал » нес 120 орудий против 74 у Нортумберленда , но Кокрейн вступил в бой при быстрой поддержке Спенсера , который одновременно открыл огонь по «Империалу» и «Диомеду» . [20] В течение 15 минут британцы продолжали приближаться, обе эскадры с ветром плыли на запад вдоль побережья. В 10:25 поврежденный Александр внезапно вылетел из строя, пытаясь проехать между Спенсером и Нортумберлендом и разгромить их обоих. Капитан Роберт Стопфорд на борту «Спенсера» быстро отреагировал, развернувшись поперек носа «Александра» и обстреляв его, а затем потянулся вдоль противоположного борта « Александра» Гарро и открыл огонь с близкого расстояния. В дыму и суматохе ни Суперб , ни Нортумберленд не заметили ; движения Спенсера оба произвели несколько выстрелов в Спенсера, прежде чем осознали свою ошибку. [21] Убрав Спенсера и Александра с дороги, «Империал» смог вступить в бой с обоими ведущими британскими кораблями, угрожая сокрушить их. Кокрейн двинулся на защиту флагмана, потянув Нортумберленд между Империалом и Супербом , получив ужасные повреждения, но сохранив корабль Дакворта нетронутым. «Империала Огонь » был настолько сильным, что несколько выстрелов прошли прямо через Нортумберленд в «Суперб» . [22]
Разрушение французского тыла
[ редактировать ]Пока бой разгорался в авангарде линии, остальные члены обеих эскадрилий стремились вступить в бой. Британская восточная дивизия под командованием Луи достигла сражающихся Александра и Спенсера в 10:35, два корабля сомкнулись к югу от основного боя. Когда они проходили мимо, Канопус , Донегол и Атлас обстреляли французский корабль, обрушив его мачты и оставив его покалеченным. Затем Канопус направился прямо к битве вокруг Империала , а Донегол и Атлас повернули на северо-запад, чтобы перехватить Храброго и Юпитера соответственно. [18] В 11:00 Спенсер последовал за Канопусом пока команда Александра , была занята тушением возникшего на борту пожара. Александра была настолько сильно повреждена, что не смогла ни убежать, ни продолжить бой; через десять минут она официально сдалась. [23]
Капитан Палтни Малкольм на Донегале атаковал Брейва напрямую, выстрелив из орудий правого борта, а затем пересек корму Брейва , нанеся серьезные повреждения бортовым залпом, прежде чем снова подтянуться к борту и атаковать с близкого расстояния. [18] Сильно поврежденный, Брэйв сдался. Затем Малкольм приказал капитану Ричарду Данну в Акасте завладеть им, в то время как Донегол двинулся вперед, чтобы вступить в бой с Юпитером . Когда Донегал находился рядом с Юпитером , капитан Сэмюэл Пим в Атласе отказался от своего краткого сражения с французским кораблем и направился в рукопашную схватку, окружающую все более изолированный Империал . [23] Воспользовавшись превосходной скоростью своего корабля, Малкольм вырвался вперед от Юпитера , а затем протаранил ее нос, скрепив корабли вместе, чтобы не дать французскому судну сбежать. Поняв, что дальнейшее сопротивление безнадежно, капитан Гаспар Лайнель немедленно сдался. Затем Малькольм отправил на борт 100 человек в качестве призовой команды и прикрепил к французскому кораблю буксирный трос, как раз в тот момент, когда идущий за ним Агамемнон наконец достиг битвы. [22]
Лейссег выезжает на берег
[ редактировать ]Под пеленой густого дыма, который сбивал с толку позиции и опознания кораблей во главе линии, маневрирование стало опасным: Атлас произвел два бортовых залпа по Империалу прибывшему , а затем обстрелял французский флагман, прежде чем его румпель заклинило как раз в тот момент, когда Диомед появился . дым. Получив сильный бортовой залп французского корабля, «Атлас» впоследствии столкнулся с «Канопусом» , поскольку он тоже появился прямо впереди, оторвав при столкновении бушприт. [23] Вернувшись в бой, Атлас вступил в бой с Диомедом с близкого расстояния, в то время как остальная часть британской эскадры сосредоточила свой огонь на осажденном «Империале» , за исключением поврежденного «Нортумберленда» , который отходил от строя. [24]
Поскольку его грот-мачты и бизань-мачты рухнули, а спастись было невозможно, Лейссег повернул свой корабль к берегу в 11:30, опередив огонь дрейфующего Нортумберленда и оставив Суперб позади, Дакворт не хотел рисковать своим кораблем на мелководных прибрежных отмелях. [25] «Канопус» продолжал оказывать давление, преследуя французский флагман, пока в 11:40 не стало ясно, что «Империал» сел на мель на коралловом рифе, менее чем в миле от пляжа. Диомед , подвергшийся нападению Атласа и недавно вернувшегося Спенсера , последовал за Империалом на берег. Когда они ударились о риф, оба французских корабля потеряли оставшиеся мачты и получили серьезные повреждения корпусов. Затем их экипажи собрались на палубе и приготовились покинуть корабль, поскольку британская эскадра отошла за пределы досягаемости огня с берега. [26] Во время боя французские фрегаты и корветы проскользнули между сражающимися эскадрами и береговой линией и ушли на запад. Британские фрегаты были слишком заняты абордажем и буксировкой призов, чтобы начать погоню. [27]
Уничтожение Империала и Диомеда
[ редактировать ]
Когда Дакворт собирал свою эскадру, грот-мачта « Нортумберленда » рухнула на палубу, серьезно повредив оборудование корабля. Хотя флагман Кокрейна был наиболее серьезно поврежден в эскадрилье, в той или иной степени пострадали все: люди «Суперба » насчитали 60 пробоин, в то время как «Атлас» вышел из-под контроля, а «Донегол» потерял одну из своих стеньг. [28] Потери также были распределены по всему флоту: Нортумберленд и Спенсер больше всего пострадали , а Атлас меньше всего, за исключением едва сражавшегося Агамемнона . Общие потери составили 74 убитых и 264 раненых, несколько кораблей были повреждены, но Дакворт смог быстро произвести ремонт, поскольку его корабли остались на станции, чтобы наблюдать за ситуацией на берегу. [29]
«Империал» и «Диомед» оба сели на мель между Нисао и мысом Каталан, их корпуса оказались боком к пляжу, а днища врезались в рифы, лежащие в море. [30] Используя оставшиеся лодки корабля и при помощи берега, раненых и выживших переправили на пляж. Эти операции продолжались непрерывно до 8 февраля, когда Дакворт отправил лодки из Акасты и Маджиенна к месту крушения. Не встретив сопротивления, группы лодок удалили оставшихся французских членов экипажа в качестве пленных и подожгли оба корабля, чтобы лишить французов возможности их использования, хотя на самом деле Лейссег уже отдал приказ сжечь их, как только будут эвакуированы последние люди. [13] Ее капитан Жан-Батист Анри был среди 150 пленных, которые британцы забрали у Диомеда . Напротив, британцы обнаружили на борту «Империала» только шесть человек , ни один из них не был офицером. было убито или ранено более 500 человек Потери французов в бою были очень тяжелыми: по оценкам, только на «Империале» , а еще более 1000 человек получили ранения среди остального флота. «Юпитер» не получил серьезных повреждений в бою, а «Брэйв» , хотя и был поврежден в корпусе, находился в состоянии плавания. Оба корабля сдались в начале боя, потеряв своих капитанов убитыми или ранеными в ходе первых перестрелок. Александр , напротив, был разбит вдребезги. Ее британский призовой экипаж едва не позволил зияющим дырам, пробитым в ее корпусе, затопить ее. [28]
Дакворту посчастливилось иметь с собой капитанов «Суперба» , « Канопуса» , «Спенсера» и «Донегола», которые все входили в состав средиземноморского флота Нельсона и работали инстинктивно вместе, не чувствуя необходимости ждать каких-либо указаний от адмирала, поскольку мало что получалось. [31]
Дакворт оставался на якоре у Санто-Доминго еще несколько дней, пока вся его эскадра и призы не были готовы к путешествию на Ямайку, отправив командующего Натаниэля Дэя Кокрейна в Великобританию на «Кингфишере» с официальными депешами. [32] Адмирал Кокрейн отделился от флота в день отбытия, а Нортумберленд и Агамемнон отплыли на Барбадос на случай, если другие французские войска появятся на Подветренных островах, пока основной флот ремонтируется на Ямайке. [25] Дакворт был принят на Ямайке с «восторженными благодарностями», а его призы были переоборудованы для обратного путешествия в Британию. [32] В этом случае «Брэйв» затонул у Азорских островов, потеряв трех человек. [33] а «Александр» был слишком сильно поврежден для дальнейшего обслуживания и был разбит по прибытии. Только Юпитер , переименованный в HMS Maida после недавнего поражения французов в битве при Майде в Италии, продолжил карьеру в Королевском флоте. Единственные уцелевшие французские корабли, фрегаты «Комет» и «Фелисите» , а также корвет «Дилижанте» вернулись во Францию без происшествий в течение следующих месяцев. [24]
Последствия
[ редактировать ]Победу, всего через четыре месяца после успеха при Трафальгаре , праздновали в Британии и по всей Империи , особенно в странах Карибского бассейна. Простые слухи о присутствии Лейссега задушили торговлю и вызвали панику среди торговых домов Вест-Индии, а победа Дакворта помогла снова восстановить доверие к коммерческим морским путешествиям. [34] В Великобритании и Палата общин , и Палата лордов проголосовали за благодарность всей эскадрильи, когда был зачитан отчет Дакворта о действиях, предложения, возглавляемые лордом Гренвиллом и Чарльзом Греем , которые оба произнесли пространные речи в похвалу Дакворту. Головные деньги, награда за убитых, раненых или взятых в плен военнослужащих противника, были выплачены за 4268 человек, хотя записи показали, что французский флот имел на борту значительно меньше людей. [35] За захваченного Юпитера были выплачены дополнительные призовые деньги , а денежные награды, церемониальные пластины и богато украшенные мечи были изготовлены патриотическими обществами и Lloyd's лондонскими страховщиками . Адмирал Луи стал баронетом , а Кокрейн — кавалером Ордена Бани , при этом ряд повышений был распределен среди первых лейтенантов. [36] Однако Дакворт не получил ничего, кроме своей доли общих наград. Вице-адмирал лорд Коллингвуд , главнокомандующий на Средиземноморье, был в ярости из-за того, что Дакворт покинул свой пост у Кадиса, не смог привести Уиллаумеса в бой в декабре, а затем отплыл в Вест-Индию для пополнения запасов, вместо того, чтобы вернуться на испанское побережье. Историки Уильям Джеймс и Уильям Лэрд Клоуз считали, что, если бы Дакворт не победил Лейссега, он, вероятно, предстал бы перед военным трибуналом . [35] [36] Отсутствие Дакворта вынудило Коллингвуда направить некоторые из своих кораблей на блокаду Кадиса. Предоставленные силы все еще оказались недостаточными - 26 февраля эскадра французских фрегатов вырвалась из порта и бежала в Рошфор . [37] Влияния Коллингвуда было достаточно, чтобы заблокировать дополнительные награды Дакворту, который впоследствии вернулся в Средиземное море и в 1807 году командовал флотом в безрезультатной Дарданелльской операции . [38] Более четырех десятилетий спустя это сражение вошло в число действий, отмеченных застежкой, прикрепленной к Медали за службу военно-морскому флоту , вручаемой по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [39]
Во Франции правительственная пресса исказила ход сражения. Le Moniteur Universel опубликовал отчет, предположительно написанный капитаном корвета «Дилидженте» Раймоном Коко . Отчет начался с неточного утверждения, что британская эскадра состояла из девяти линейных кораблей. Отчет завершался информацией о том, что два британских корабля были уничтожены на побережье Сан-Доминго вместе с тремя французскими, а два других были лишены мачт и серьезно повреждены. [40] Официальный французский отчет, написанный Лейссегом, но не опубликованный во Франции, противоречил этой версии событий. Лейссег заявил, что Коко вместе с другими меньшими военными кораблями в начале боя направился на запад, и что к тому времени, когда флагманский корабль высадился на берег, Дилидженте уже скрылся из виду. [41] Лейссег оставался в Санто-Доминго в течение некоторого времени, но вернулся в Европу к тому времени, когда колония пала перед совместными британскими и испанскими войсками в июле 1809 года. Позже он получил региональное командование в Ионическом море и принял участие в Адриатической кампании . [ нужна ссылка ]
Атлантическая кампания продолжалась всю весну и лето. Уиллаумез смог избежать разыскивающих его британских эскадр, оставаясь глубоко в Южной Атлантике. Однако 13 марта 1806 года британцы под командованием Уоррена перехватили и разгромили несвязанную с ним французскую эскадру под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Дюрана Линуа, когда он возвращался из Индийского океана . [42] В конце концов, вынужденный отправиться на север в поисках дополнительных запасов продовольствия, Уиллаумез вошел в Карибское море, где надеялся перехватить конвой с Ямайки, направлявшийся в Великобританию. Неподчинение одного из его собственных капитанов сорвало план Уилломеса, и он приказал своей эскадре отправиться на последний пункт плавания у Ньюфаундленда . 18 августа 1806 года, когда она находилась глубоко в Центральной Атлантике, свирепый ураган настиг эскадру и рассеял ее. В конце концов Уиллаумез нашел убежище в Гаване ; несколько его кораблей достигли портов Соединенных Штатов, некоторые из них были слишком сильно повреждены, чтобы когда-либо снова выйти в море. Только четыре из 11 линейных кораблей, вышедших из Бреста в декабре 1805 года, вернулись во Францию. [43] Сан-Доминго был последним сражением флота в Войне, которое велось на открытой воде; единственным последующим сражением между флотами была битва на Баскских дорогах , произошедшая на узком мелководье в устье реки Шаранта . [44]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Несколько источников, включая Гардинера, [17] укажите местоположение стоящей на якоре французской эскадры: залив Окоа, примерно в 25 милях (40 км) к западу от Санто-Доминго. Однако Дакворт в своем донесении в Адмиралтейство утверждает, что «противник строился компактной линией под всеми парусами, двигаясь по ветру к мысу Нисао, к наветренной стороне залива Окоа [так в оригинале] », помещая бой в « Вместо этого залив Сан-Доминго».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гардинер, стр. 17.
- ^ Гардинер, стр. 20.
- ^ Клоуз, с. 184
- ^ Клоуз, с. 185
- ^ Роджер, с. 546
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 187
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 186
- ^ Вудман, с. 216
- ^ Ханна
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 188
- ^ Клоуз, с. 188
- ^ Перейти обратно: а б с Клоуз, с. 189
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Том. 4, с. 198
- ^ Лонгман, Рис, Орм, Браун, Грин и Лонгман (1837 г.). Ежегодная биография и некролог 1835 года, том 29 . Фишер, Сын и Джексон. п. 47.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Том. 4, с. 190
- ^ Перейти обратно: а б «№15902» . Лондонская газета . 24 марта 1806 г. с. 371.
- ^ Гардинер, стр. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер, стр. 23.
- ^ Ханна, с. 133
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 4, с. 191
- ^ Клоуз, с. 190
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 4, с. 192
- ^ Перейти обратно: а б с Клоуз, с. 191
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер, стр. 24.
- ^ Перейти обратно: а б «№15902» . Лондонская газета . 24 марта 1806 г. с. 372.
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 193
- ^ Адкинс, с. 173
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 4, с. 197
- ^ Вудман, с. 217
- ^ Клоуз, с. 192
- ^ Ханна, с. 135
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 4, с. 199
- ^ Грокотт, с. 213
- ^ Роуз, с. 39
- ^ Перейти обратно: а б Клоуз, с. 193
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 4, с. 200
- ^ Гардинер, стр. 25.
- ↑ Дакворт, сэр Джон Томас , Оксфордский национальный биографический словарь , AB Sainsbury, (требуется подписка), дата обращения 29 июля 2009 г.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 201
- ^ Джеймс, Том. 4, с. 202
- ^ Адкинс, с. 191
- ^ Клоуз, с. 195
- ^ Гардинер, стр. 44.
Библиография
[ редактировать ]- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2006). Война за все океаны . Лондон: Абакус. ISBN 0-349-11916-3 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Грокотт, Теренс (2002) [1997]. Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпохи . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-164-5 .
- Ханна, П. (2021). Китс, Сокровище служения . Зеленый холм. ISBN 978-1-922629-73-9 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-908-5 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN 0-7139-9411-8 .
- Роуз, Дж. Холланд (1929). «Британская Вест-Индская торговля как фактор наполеоновской войны». Кембриджский исторический журнал . 3 (1): 34–46. дои : 10.1017/S1474691300002092 . OCLC 48537238 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
- Атлантическая кампания 1806 г.
- Конфликты 1806 года
- История колонии Санто-Доминго
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Франции
- Морские сражения наполеоновских войн с участием Соединенного Королевства
- XIX век в Испанской Вест-Индии.
- 1806 год в Карибском море
- История Королевского флота XIX века
- События февраля 1806 г.