HMS Центурион (1774 г.)
![]() Защита Центуриона на Визагапатам-роуд, 15 сентября 1804 года , автор Фрэнсис Сарториус (младший) по эскизу сэра Джеймса Линда.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Центурион |
Заказал | 25 декабря 1770 г. |
Строитель | Барнард и Тернер, Харвич |
Заложен | Май 1771 г. |
Запущен | 22 мая 1774 г. |
Завершенный | К 9 сентября 1775 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | 50-пушечный Солсбери класса четвертого ранга |
Тонны нагрузки | 1,044 11 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 40 футов 5 дюймов (12,3 м) |
Глубина захвата | 17 футов 3 + 1 ⁄ 2 дюйма (5,27 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 350 |
Вооружение |
HMS Centurion — 50-пушечный корабль «Солсбери» класса четвертого ранга Королевского флота . Она служила во время американской войны за независимость , а также во время французских революционных и наполеоновских войн .
Во время войны с Америкой «Центурион» участвовал в ряде сражений и поддерживал британские войска в Карибском бассейне и на побережьях Северной Америки. Проведя мирный период либо в качестве флагмана в Карибском море, либо на стоянке или на ремонте на британских верфях, он был повторно введен в строй как раз вовремя, чтобы принять участие в войнах с Францией, особенно в Ост-Индии.
Ее самое важное действие произошло в битве при Визагапатаме в 1804 году, в которой она сражалась против французской эскадры контр-адмирала Шарля-Александра Дюрана Линуа, состоявшей из 74-пушечного корабля и двух фрегатов. Несмотря на серьезные повреждения, она продолжала сражаться и пережила нападение значительно более тяжелых сил.
Вернувшись вскоре после этого в Великобританию, он был переоборудован и переведен в Галифакс служил госпиталем и принимал корабль , где до конца своей карьеры . Она затонула там у причала в 1824 году, а в следующем году была поднята на воду и разбита, завершив 50-летнюю службу в Королевском флоте.
Строительство
[ редактировать ]«Центурион» был заказан 25 декабря 1770 года и заложен в мае 1771 года на верфях Barnard & Turner в Харвиче . [ 1 ] Он был спущен на воду 22 мая 1774 года и завершен к 9 сентября 1775 года. [ 1 ] [ 2 ] Общая стоимость судна составила 20 537,17,9 пенсов, включая мачты и такелаж , а еще 4 205,16,10 пенсов было потрачено на подготовку его к выходу в море. [ 1 ] «Центурион» был введен в строй в июле 1775 года под командованием своего первого командира капитана Ричарда Брейтуэйта. [ 1 ]
Американская война за независимость
[ редактировать ]
Под руководством Брейтуэйта «Центурион» отплыл в Северную Америку в конце 1775 года и присутствовал при оккупации Род-Айленда в декабре следующего года. [ 1 ] «Центурион» входил в состав Ричарда Хоу флота во время его встречи с графом д'Эстеном Хоу . он ненадолго стал флагманом 11 августа 1778 года, после чего с 14 по 15 августа [ 1 ] К ноябрю она была в Вест-Индии с войсками Уильяма Хотэма , где поддерживала высадку на Сент-Люсии 14 и 15 декабря. [ 1 ] Оставаясь на Подветренных островах в течение 1779 года, «Центурион» принял участие в битве при Мартинике 17 апреля 1780 года, за которой следовали периоды нерешительных столкновений, которые произошли 15 и 19 мая. Центурион , затем вернулся в Британию и был выплачен в сентябре 1780 года. [ 1 ]
После периода ремонта и переоборудования в Портсмуте он вернулся в Северную Америку в июле 1781 года под командованием капитана Сэмюэля Клейтона. [ 1 ] 22 января 1783 года он вступил в бой между фрегатом HMS Hussar и 36-пушечным французским фрегатом «Сибилла» у Чесапика , что привело к Сибиллы капитуляции . [ 1 ] В конце американской войны за независимость «Центурион» вернулся домой, где в октябре 1783 года ему заплатили и подготовили к простому стоянке в Ширнессе . [ 1 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]После года, проведенного на приколе, «Центурион» начал большой ремонт в Вулидже в декабре 1784 года, который был завершен в декабре 1787 года. Он вернулся на действительную службу в феврале 1789 года в качестве флагмана контр-адмирала Филипа Аффлека с Уильямом Отвеем в качестве ее капитана. . [ 1 ] Отуэй отправил ее на Ямайку в мае 1789 года и вернулся в Великобританию в августе 1792 года, где она прошла еще один ремонт и переоборудование, на этот раз в Чатеме . [ 1 ] Во время этих работ он был повторно введен в эксплуатацию в ноябре 1792 года под командованием капитана Сэмюэля Осборна. [ 1 ] Когда верфь была завершена к январю 1793 года, она отплыла на Подветренные острова . в феврале [ 1 ]
Французская революция и наполеоновские войны
[ редактировать ]После некоторого времени, проведенного на Подветренных островах, «Центурион» в ноябре 1793 года отплыл в Ост-Индию и присутствовал в бою 5 мая 1794 года . 22 октября следующего года он и HMS Diomede вели бой с 44-пушечными французскими фрегатами Prudente и Cybèle , а также 22-пушечным Jean-Bart и 14-пушечным Coureur у берегов Маврикия . [ 1 ] Затем она приняла участие во взятии Цейлона в июле и августе 1795 года, а также Амбойны и Баады в феврале 1796 года. [ 1 ]
Капитан Джон Спратт Ренье принял командование в апреле 1797 года, первоначально оставаясь в Ост-Индии, но перебравшись на Красное море в 1799 и 1800 годах. Британцы получили информацию о том, что французы перебросили корпуса военных кораблей в Суэц, чтобы построить несколько военных кораблей для Красного моря. . [ 3 ] Центурион отплыла в Моку , где встретилась с Альбатросом и поплыла с ней в Суэц. [ а ] В 1799 году Уильям Хью Добби, первый лейтенант «Центуриона » , обследовал дороги Джидды и Кроссира (также пишется «Коссир» и «Коссир»), гавань на Яффатинских островах и несколько других якорных стоянок. Его усилия пригодятся последующей британской экспедиции под командованием сэра Дэвида Бэрда и контр-адмирала Бланкета. [ 3 ]
Центурион вернулась в Батавию в августе 1800 года, а 23 августа она вместе с Сибилой , Дедалом и Браавом захватила или уничтожила несколько голландских судов на Батавийских дорогах . Одно судно, голландский бриг, Королевский флот принял на вооружение под именем Admiral Rainier . [ 1 ]
Битва при Визагапатаме
[ редактировать ]К сентябрю 1804 года адмирал Петер Ренье , командующий флотом, к которому был прикреплен Центурион , был обеспокоен присутствием в этом районе французской эскадры под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Дюрана Линуа , которая совершала набеги на британские корабли. Поэтому он заменил небольшой фрегат HMS Wilhelmina на «Центурион» в качестве эскорта небольшого конвоя из двух жителей Восточной Индии . [ 4 ] Барнаби . и Шарлотта принцесса Конвой стоял на якоре в Визагапатаме рано утром 15 сентября, когда эскадра Линуа подошла к гавани. » «Центуриона Джеймс Исполняющий обязанности командира Линд находился на берегу, оставив командовать лейтенантом Джеймсом Робертом Филлипсом. Филлипс заметил приближающиеся корабли и, заподозрив, что они французские, открыл огонь. [ 5 ] Линуа продолжал приближаться, в результате чего один из жителей Ост-Индии выбежал на берег, где он потерпел крушение, а Линд поспешил вернуться на свой корабль.
Три главных французских корабля, 74-пушечный «Маренго» и фрегаты «Семильянте» и «Аталанте» , продолжали приближаться под огнем «Центуриона» и береговых батарей, защищавших гавань. [ 6 ] Когда французские фрегаты подошли на расстояние 200 ярдов (180 м), Филлипс открыл огонь по Аталанте , когда Семильянте попыталась достичь другой стороны британского корабля и окружить его. Линуа не хотел рисковать « Маренго» , когда поблизости могли быть неизведанные отмели, и поэтому стрелял с большей дистанции. После нескольких часов боя «Центурион» получил серьезные повреждения. Она получила серьезную пробоину, ее снасти были повреждены, а якорный трос прорван, из-за чего она медленно дрейфовала от берега, потеряв контроль. [ 7 ] Французы воспользовались возможностью, чтобы захватить оставшихся жителей Восточной Индии и уйти из гавани. « Центурион» потерял одного человека убитым и девять ранеными. [ 6 ] Французы понесли немного более тяжелые потери: Маренго потерял двух человек убитыми и офицера раненым, а Аталанте - трех убитыми и пятерых ранеными. Семильянте , не принимавший активного участия в бою, потерь не понес. Повреждения французских кораблей были серьезными, и Линуа был вынужден отказаться от дальнейших операций. [ 8 ]
Обе страны заявили, что это столкновение стало победой: французы - за захват Ост-Индиана, а британцы - за выживание "Центуриона" перед лицом подавляющего численного превосходства французов. [ 9 ]
Уход с действительной службы
[ редактировать ]«Центурион» недолго оставался в Ост-Индии, и в ноябре его отправили домой, поскольку он нуждался в капитальном ремонте, по крайней мере частично из-за ущерба, нанесенного заражением белых муравьев . [ 1 ] В письме, отправленном вместе с ней от командира ее станции, говорилось, что он отправляет ее домой, поскольку ей «потребуется дорогостоящий ремонт, если она будет дольше удерживаться в этой стране; в ее нынешнем состоянии она может быть преобразована Военно-морским советом в какой-нибудь полезное низшее заведение, поскольку я не знаю другого способа эффективного избавления от находящихся на борту Белых Муравьев, которые время от времени обнаруживали себя в результате серьезных грабежей наверху». [ 1 ]
«Центурион» был должным образом оборудован в Чатеме для использования в качестве госпитального корабля и в 1808 году отплыл в Галифакс под командованием лейтенанта Эдварда Уэбба. [ 1 ] Он стал там приемным кораблем и складом запасов под командованием капитана Джорджа Монке, после чего в 1809 году снова стал госпитальным кораблем. В июне 1813 года он снова использовался в качестве приемного корабля под командованием капитана Уильяма Скипси , в течение этого времени он служил флагманом. контр-адмирала Эдварда Гриффита . [ 1 ] Капитан Джастис Финли принял командование в июне 1814 года, а с октября 1814 года - капитан Дэвид Скотт.
Судьба
[ редактировать ]Наконец в 1817 году Центурион была уничтожена, и в таком состоянии она провела следующие семь лет. Она затонула у причала 21 февраля 1824 года; был поднят и распущен в 1825 году. [ 1 ] [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Уинфилд 2007 , с. 150
- ^ Jump up to: а б Колледж. Корабли Королевского флота . п. 63.
- ^ Jump up to: а б с Маршалл (1827 г.), Приложение, часть 1, стр.142.
- ^ Гардинер. Битва флотов и блокада . п. 115.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . Том. 3. п. 277.
- ^ Jump up to: а б Джеймс. Военно-морская история Великобритании . Том. 3. п. 279.
- ^ Клоуз. Королевский флот, История . Том. 5. с. 349.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . Том. 4. с. 150.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . Том. 3. п. 280.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-363-Х . OCLC 50264868 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-907-7 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-908-5 .
- Маршалл, Джон (1827). . Королевская военно-морская биография . Том. суп, часть 1. Лондон: Лонгман и компания. п. 142.
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1714–1792: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-295-5 .