Жан-Батист Филибер Уилломез
Жан-Батист Филибер Уилломез | |
---|---|
![]() Портрет Уилломеса работы Пьера-Луи Делаваля. | |
Рожденный | Дворец , Бель-Иль | 7 августа 1763 г.
Умер | 17 мая 1845 г. Сюрен , Иль-де-Франс | (81 год)
Верность | Франция |
Услуга/ | Французский флот |
Классифицировать | вице-адмирал |
Битвы/войны | |
Отношения | Этьен-Жозеф Уиллаумез (брат) [ 1 ] |
Жан-Батист Филибер Вильомез (англ. Французское произношение: [ʒɑ̃ batist filibɛʁ wilome] ; 7 августа 1763 — 17 мая 1845) — офицер французского флота и дворянин, служивший во время Французской революционной и наполеоновской войн . Уиллаумез присоединился к французскому флоту в возрасте 14 лет и показал себя компетентным моряком. Дослужившись до звания лоцмана , он начал изучать мореплавание, привлекая внимание начальства вплоть до самого Людовика XVI . В конце концов Вильомез стал офицером и служил под командованием Антуана Бруни д'Антрекасто в его экспедиции по спасению Жана-Франсуа де Галаупа, графа де Лаперуза и исследованию Индийского океана и Океании .
После Французской революции Виллаумез поднялся в звании и служил в Сен-Доминго во время Гаитянской революции , где он командовал фрегатом «Пурсуиванте» против Королевского флота во время боевых действий 28 июня 1803 года . В 1806 году Уиллаумез возглавил французскую эскадру в атлантической кампании 1806 года , отправившись в Бразилию и Вест-Индию и напав на британское торговое судоходство. Однако неповиновение принца Жерома Бонапарта привело к тому, что Вильомес упустил шанс атаковать ценный британский конвой. В конце концов, Великий прибрежный ураган 1806 года повредил и рассеял его эскадру, которая либо затонула, либо, хромая, вернулась во Францию.
В мае 1808 года Вильямез предпринял попытку перегруппировать военные корабли, разбросанные в Бресте , Лорьяне и Рошфоре, в эскадру из восемнадцати кораблей для защиты Французской Вест-Индии ; неблагоприятная погода и плохое состояние эскадры помешали этому плану, и он оказался в блокаде в Рошфоре, что привело к катастрофическому поражению в битве на Баскских дорогах и попаданию в немилость Наполеона . После Наполеоновских войн Уиллаумез служил в Совете военно-морских сооружений и стал членом пэра Франции . Он написал словарь военно-морских терминов, спонсировал коллекцию моделей кораблей и поручил семье Ру нарисовать портреты всех кораблей, на которых он служил, - коллекцию, известную как « Альбом де Виллаумез» .
Карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Уиллаумез родился в семье капитана пехоты. [ 2 ] который умер без счастья в возрасте 68 лет, оставив шестерых детей-сирот. [ 3 ] Жан-Батист, будучи старшим, взял на себя обучение своих младших братьев, все из которых погибли на службе французского флота. [ 3 ]
В 1777 году, в возрасте 14 лет, он записался учеником лоцмана на 74-пушечный «Бьен-Эме» под командование капитана де Бугенвиля . [ 4 ] в эскадре адмирала дю Шаффо . [ 3 ] Год спустя он был назначен на 56-пушечный «Фламан» учеником рулевого , направлявшийся на Маврикий. По прибытии он перешел на прибрежную шхуну «Фурми» . [ 3 ] Когда Фурми был осужден, [ примечание 1 ] он перешел на « Луизу» , на котором потерпел крушение на рифе Тамарина . [ 3 ] [ примечание 2 ] В конце концов Виллаумез вернулся во Францию на корвете Les Amis . [ 3 ]
-
56-пушечный фламандский
-
прибрежная шхуна Муравей
-
Флейт Луиза
-
отзывы о Ле Эмис
Сервис на Amazone
[ редактировать ]Прибыв в Лорьян и не обнаружив ни одного корабля, нуждающегося в его услугах, Вильяумез отправился в Брест, где его быстро зачислили пилотом-помощником на 90-пушечный « Виль де Пари» . [ 5 ] который в конце 1780 года находился на капитальном ремонте. [ 6 ] Устав от своего бездействия во время работы над Виль де Пари , Вильомез попросил о переводе на отходящий корабль и был назначен лоцманом на фрегат «Амазон » под командованием Лаперуза . в январе 1781 года [ 4 ] [ 5 ]
Крейсируя в Бискайском заливе , «Амазоне» захватила двенадцатипушечный капер-люгер «Питт» ; Уиллаумез получил под командование призовую команду и отправил ее в Лорьян. [ 3 ] [ 4 ] Затем он вернулся в компанию Amazone , которая сопровождала конвой в Америку. [ 5 ]
По прибытии Amazone была присоединена к флоту адмирала де Грасса и приняла участие в битве при Сенте в апреле 1782 года. [ 5 ] 29 июля, во время плавания у входа в Чесапикский залив , Амазоне , под командованием лейтенанта де Монигуйо, [ 7 ] встретил британский фрегат HMS Santa Margarita ; [ 5 ] в завязавшемся бою «Амазонка» потеряла свою грот-мачту, фок-мачту, потеряла свое знамя, половина экипажа была убита или ранена. На следующий день появилась французская эскадра под командованием Водрея и отбила Амазонку . [ 5 ] Оставшись один на юте « Амазонки» и дважды тяжело раненный, [ 4 ] Адмирал похвалил Уиллаумеса и повысил его до первого пилота. [ 5 ]
-
90-пушечный город Париж
-
Amazone в бою против HMS Santa Margarita
Сервис на Астре
[ редактировать ]В 1784 году, вернувшись во Францию, Уиллаумез записался первым помощником на 700-тонное торговое судно «Тарон» , на котором совершил два рейса в Сен-Доминго. [ 5 ] Во второй раз он спас свой корабль, которому грозила гибель при входе в Луару. [ 5 ] Год спустя он вернулся в Королевский флот Франции и стал первым пилотом на корабле «Авизо Сильф» ; [ 8 ] и там он снова спас свой корабль, когда он дал течь после выхода из гавани, и отплыл на нем в Рошфор. [ 8 ]
В Рошфоре Уиллаумез пересел на флейт «Лионн» , который направлялся в Карибское море. [ 8 ] В 1786 году он был зачислен на « Форте» и переведен на фрегат «Астре» , направлявшийся в Индию. [ 8 ]
В этот период Вильомез занялся изучением навигации и астрономии, к которым он проявил такую страсть, что начальник станции Сен-Ривей предложил ему секстант и хронометр. [ 8 ] Уилломез также получил отражающий круг от Людовика XVI с надписью « Подарен королем господину Уиллауме, первому пилоту ». [ 8 ]
Астре отозвали обратно во Францию, переправляя Антуана Бруни д'Антрекасто , губернатора Маврикия. Когда по прибытии Антрекасто был назначен командовать « Патриотом» , он взял с собой Уилломеса. [ 9 ]
Служба исследований в экспедиции Д'Антрекасто
[ редактировать ]Когда д'Антрекасто было поручено расследовать судьбу экспедиции Лаперуза и он получил командование « Исследованиями» , Вильомез получил звание прапорщика в 1791 году. [ 7 ] последовал за ним, и ему было поручено заниматься навигацией и хронометрами . [ 9 ] Во время кампании Д'Антрекасто повысил его до лейтенанта. [ 7 ] и назначен кавалером ордена Святого Людовика . [ 7 ] [ 9 ] В ходе исследования он также назвал в его честь полуостров Уиллаумез . [ 10 ]
Д'Антрекасто умер от цинги 21 июля 1793 года, и его корабли отплыли на Яву. [ 9 ] где они были интернированы голландцами, находившимися тогда в состоянии войны с Францией. [ 7 ] Уиллаумез был задержан на некоторое время [ 7 ] прежде чем он смог отплыть на Маврикий, где он записался на фрегат « Пруденте » под командованием Жана-Мари Рено . На Пруденте он принял участие в сражении при Иль-Ронде , где командовал батареей фрегата и получил ранение руки. [ 9 ] В знак признания его поведения губернатор Маврикия предоставил Вильомесу командование корветом «Лежер» и поручил ему доставить документы экспедиции Д'Антрекасто во Францию. [ 9 ] Лежер бросил якорь в Бресте. Два месяца спустя [ 9 ]
Командование Regenerated в эскадрилье Серсея
[ редактировать ]В марте 1795 года Уиллаумез был произведен в капитаны; [ 9 ] в мае его назначили вооружением 74-пушечного «Плутона» , [ 7 ] на котором он оттачивал технику такелажа и расстановки грузов. [ 9 ] Затем он переправил корвет «Бержер» из Бреста в Рошфор. [ 7 ] несмотря на британскую блокаду, [ 9 ] и принял под командование 40-пушечный фрегат Regenerated . [ 11 ]
Régénérée входил в состав военно-морской дивизии из двух корветов и четырех фрегатов под командованием контр-адмирала Серси , которой было поручено отправиться на Маврикий и охотиться на британские торговые суда в Индийском океане. В ходе кампании она захватила девятнадцать из 23 захваченных эскадрой призов и приняла участие в бою 8 сентября 1796 года , где потеряла двоих убитыми и шесть ранеными. [ 11 ]
Из-за уменьшения поддержки со стороны колонии Маврикий Серсею пришлось отправить Реженере и Верту под командованием капитана Магона обратно во Францию. [ 12 ] Фрегаты покинули театр военных действий в Индийском океане в сентябре, направляясь из Маврикия в Рошфор. [ 13 ] [ 14 ] и сопровождение двух торговых судов Испанской королевской компании Филиппин в Европу. [ 13 ]
По пути два фрегата и два торговых судна остановились в Иль-де-Лос, чтобы произвести ремонт и набрать воду; [ 15 ] они бросили якорь у Тамары, Верту разобрала мачты и реи, чтобы восстановить такелаж, а Реженере отплыла на соседний остров Фактори. [ 15 ] 24 апреля 32-пушечный HMS Pearl под командованием капитана Джеймса Балларда атаковал Верту ; Через час после начала битвы Реженере , привлеченная канонадой, вмешалась и заставила Перл бежать. [ 15 ] Реженере преследовала Перл 36 часов, прежде чем прекратила преследование. [ 15 ]

10 мая 1798 года корабли отправились в Европу. Прибывшие на Тенерифе торговые суда были переданы под опеку губернатора, так как они значительно задерживали движение фрегатов. [ 15 ] 27 июля, когда фрегаты готовились продолжить путь, их заметил 28-пушечный HMS Brilliant под командованием Генри Блэквуда . [ 15 ] В 6 часов французские фрегаты вышли в море и начали обстрел Бриллианта ; Реженере приближалась к своему противнику, когда Верту , шедший на большой скорости, коснулся ветра; Реженере повторила ее маневр, но потеряла бизань и бушприт, позволив Бриллианту бежать. Верту бросилась в погоню, но не смогла одолеть соперницу и вернулась на Тенерифе. Там «Реженере» заменила такелаж, и 5 сентября оба фрегата в конце концов прибыли в Рошфор. [ 15 ]
-
74-пушечный Плутон
-
корвет Бержер
-
фрегат Восстановленный в бою с HMS Pearl
Служба в Санто-Доминго на Пурсуиванте
[ редактировать ]Получив звание начальника дивизии в январе 1799 года, Вильомез получил приказ отправиться в Сен-Мало, чтобы возглавить кампанию по собственному проекту с дивизией из трех фрегатов и одного корвета. [ 11 ] Однако экспедиция не смогла отправиться, и Уилломез вернулся в Париж, где вместе с Флерье задокументировал экспедицию Д'Антрекасто. [ 11 ]
В 1801 году по Амьенскому миру Вильомез был назначен командиром 74-пушечного «Дюге-Труэна» , входившего в состав эскадры под командованием контр-адмирала Латуша-Тревиля во Вилларе де Жуайеза , направлявшегося в Сен-Доминго; флоте [ 16 ] эскадра насчитывала шесть линейных кораблей, шесть фрегатов и два корвета и должна была переправить 3000 солдат. [ 16 ]
Вильямесу было поручено командовать южной станцией Сен-Доминго, и хотя в его распоряжении не было войск, ему удалось поддерживать порядок. [ 16 ] Он также завоевал доверие чернокожего населения до такой степени, что генерал Лаплюм доверил ему доставить в Порт-о-Пренс два миллиона франков. [ 16 ] В ноябре 1802 года, после того как генерал де Рошамбо сменил Шарля Леклера , он начал казнить чернокожих путем утопления; он приказал весь гарнизон форта Дофин перевести на Swiftsure и выбросить за борт ее командой. [ 17 ] Затем Рошамбо приказал всем французским кораблям провести такие казни; только Уилломез отказался, заявив, что «Офицеры французского флота не палачи. Я не буду подчиняться». [ 17 ] [ 18 ] [ примечание 3 ]

Через 18 месяцев Уиллаумез перенес свой флаг на фрегат «Пурсуиванте» , на котором служил последовательно на Западной и Южной станциях, и совершил ряд рейдов против гаитянских революционеров. [ 16 ] 27 июня 1803 года Пурсуванте покинул Ле-Ке и направился в Кап-Аитьен . [ 16 ] в компании шестнадцатипушечного корвета «Миньон» , [ 19 ] под руководством Жан-Пьера Баржо. [ 20 ]
Ранним утром 28 июня 1803 г. [ 19 ] [ 20 ] Пурсуиванте заметил большой конвой из примерно пятидесяти кораблей с тремя линейными кораблями сопровождения; это были 74-пушечные HMS Hercules , Cumberland и Goliath , [ 20 ] который отделился и взял курс на перехват. [ 20 ] В восемь часов 74-пушечный HMS Hercules подошел к цели и поднял британский флаг, что побудило Пурсуиванте поднять французский флаг. [ 21 ] и открыл огонь в девять. [ 21 ]
После двух часов взаимной канонады корабли были уже близко к берегу, а в одиннадцать ветер утих, благоприятствуя более мелкому и маневренному фрегату, который быстро занял позицию, чтобы обстрелять «Геркулес» и нанес разрушительный бортовой залп в его корму. [ 21 ] Повреждения и замешательство на «Геркулесе» были таковы, что, вероятно, опасаясь сесть на мель, [ 22 ] [ 23 ] она фактически выбыла из строя, [ 21 ] позволяя Пурсуиванте добраться до безопасного Моль-Сен-Николя . [ 24 ]
Голиаф захватил Миньон после непродолжительной погони и обмена несколькими символическими выстрелами. [ 24 ] У Пурсуиванте десять человек были убиты и пятнадцать ранены. [ 21 ] Ее корпус выдержал несколько выстрелов, а такелаж был сильно поврежден. [ 21 ] Поскольку у Кап-Аитьена не было ресурсов для ремонта фрегата, Вильомесу было разрешено отправить его обратно во Францию. [ 25 ] Затем он покинул гавань и обогнул юг Кубы. Несколько дней спустя он заметил британского капера, который он поймал и был вынужден сжечь, потому что нехватка еды не позволила ему доставить его в Чарльстаун. [ 25 ]
Порыв ветра лишил Пурсуиванте мачты , и Уиллаумез был вынужден зайти в порт Балтимора и провести капитальный ремонт своего фрегата. [ 25 ] Когда он был готов, он покинул Чесапик, избежал британской блокады и пересек Атлантику, достигнув Рошфора 28 мая 1804 года. [ 25 ] Там его перехватил линейный британский корабль, с которым он сражался тридцать минут, прежде чем оторваться и найти убежище в Иль-д'Экс . [ 25 ]
В феврале Уиллаумез был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона . В июне ему было присвоено звание офицера, и его поздравил министр военно-морского флота Декрес. [ 25 ]
-
74-пушечный Дюге-Труэн
-
фрегата Преследование
Рейд Уиллаумеса в Атлантике
[ редактировать ]В августе 1804 года Вильяумез был назначен командиром 74-пушечного «Альхесираса» . [ 25 ] Отправляясь в декабре из Лорьяна в Рошфор, Альхесирас пострадал от порыва ветра, сломавшего ей верхушки. Тем не менее, Вильомез преследовал Рошфор и благополучно достиг его, несмотря на то, что британская дивизия блокировала Киберон , а другая стояла на якоре на Баскских дорогах . [ 26 ]
В марте 1805 года Вилломез был произведен в контр-адмиралы и принял командование легкой эскадрой Военно-морской армии в Бресте под командованием вице-адмирала Гантома . Комплект Уиллаумеса — флаг на 74-пушечном судне Alexandre . [ 26 ] Во время одного из боевых вылетов французского флота Александр провел дуэль со 110-пушечным HMS Hibernia . [ 27 ]
В конце 1805 года одиннадцать кораблей были готовы к выходу в плавание двумя эскадрами. [ 28 ] один под командованием контр-адмирала Лейссега , а другой под командованием Уилломеса; эскадрильи отправились 13 декабря и разделились 15 декабря. [ 28 ] В состав Вильомеса входили 80-пушечный флагман «Фудройан» , 74-пушечные фрегаты «Ветеран» , «Кассард» , «Импетуэ» , «Эоль» и «Патриот» , а также 40-пушечные фрегаты «Валерёз» и «Волонтер» . [ 28 ] Его миссия заключалась в том, чтобы плыть к мысу Доброй Надежды, пополнять запасы воды и продовольствия, беспокоить британские интересы везде, где это возможно, и вернуться не позднее, чем через 15 месяцев. [ 28 ]
В первые дни похода дивизия захватила ряд призов, а затем совершила двухдневный заход в порт Канарских островов для пополнения запасов продовольствия. Вильяумез поручил Волонтеру переправить своих пленников в Санта-Крус-де-Тенерифе . [ 28 ]
Прибыв на мыс Доброй Надежды, Уиллаумез узнал от капитана захваченного корабля, что Кейптаун был захвачен британцами в битве при Блауберге в январе 1806 года. [ 29 ] Поскольку запасы продовольствия были недоступны, а многие из его людей страдали от цинги, Уиллаумес отплыл в Бразилию, куда он прибыл в начале апреля 1806 года. [ 29 ]
После 17-дневного захода в порт Сан-Сальвадор-да-Баия Уиллаумес отправился в Кайенну. [ 29 ] Там он разделил свою эскадру на три дивизии, которые рассредоточил от Кайенны до 9-й параллели юга ; однако эта тактика дала неутешительные результаты, и Уиллаумез перегруппировал свои корабли. [ 29 ] Затем он решил совершить набег на Барбадос , но неблагоприятные ветры и штормы вынудили его отказаться и укрыться на Мартинике , куда он прибыл 20 июня. [ 29 ] Он пополнил запасы воды и еды и совершил набег на Монтсеррат . [ 29 ] 3 июля его эскадра захватила британскую шхуну, которую французы приняли на вооружение под названием «Вилларе» . [ 30 ]
Три дня спустя, 6 июля, у острова Сент-Томас Уиллаумез заметил британскую эскадру в составе пяти линейных кораблей и семи фрегатов и корветов, которая уплыла с преимуществом ветра. [ 31 ] Затем ему сообщили о прибытии эскадры под командованием адмирала Уоррена и еще одной эскадры под командованием адмирала Страчана ; не имея морской пехоты для нападения на британские колонии в Карибском море, и полагая, что ни один конвой не отправится в Европу, пока будет известно, что он скрывается в этом районе, Уиллаумез решил расположить свои силы так, чтобы перехватить конвой из Ямайки. [ 31 ]
Однако в ночь на 1 августа 74-пушечный «Ветеран » под командованием принца Жерома Бонапарта исчез. [ 32 ] Уиллаумез безуспешно обыскивал пропавший корабль в нескольких направлениях, пока не убедился, что он направляется во Францию, и не вернулся на свою станцию; однако конвой уже прошел. [ 32 ]
Уиллаумез задержался на некоторое время в надежде, что конвой, возможно, еще не пришел, но в ночь с 19 на 20 августа его флот пережил ураган, повредивший большую часть кораблей. [ 32 ] Foudroyant , потеряв и руль направления, и мачты, сумела, хромая, вернуться в Гавану на присяжном такелаже, но была перехвачена и атакована HMS Anson ; поскольку она сохранила всю свою огневую мощь, Фудройан отогнала своего противника в течение получаса, несмотря на отсутствие маневренности, и вошла в гавань. [ 32 ]
После четырехмесячного пребывания в Гаване Уиллаумез отправился в Чесапикский залив, чтобы воссоединиться с Патриотом , Эолем и Валерезом , которые укрылись там после урагана. Неблагоприятная погода помешала ему, и вместо этого Виллаумез отплыл обратно во Францию, прибыв в Брест в феврале 1807 года. [ 32 ] Дивизия вернулась рассредоточенной и потеряла несколько кораблей: Импетё сумела построить присяжный руль, но была перехвачена британской эскадрой и вынуждена выйти на берег, чтобы избежать захвата; Эоль и Валёрез были проданы на металлолом в Аннаполисе; Ветеран нашел неожиданное убежище в Конкарно, обычно слишком мелком, чтобы укрыть линейный корабль, где он был заблокирован; Позже Патриот достиг Бреста, а Кассар — Лорьяна. [ 33 ] Ущерб британскому судоходству оценили в 12–15 миллионов франков. [ 33 ]
Попытка объединения Брестской, Лорьянской и Рошфорской эскадр
[ редактировать ]В мае 1808 года Уиллаумез был назначен командовать эскадрой из девяти кораблей, трех фрегатов и трех корветов. [ 34 ] Он отбыл 21 февраля 1809 года с приказом соединиться с дивизией Лорьяна, блокированной в гавани, присоединить эти корабли, атаковать британскую эскадру, блокирующую Рошфор, присоединить эскадру Рошфора под командованием адмирала Бержере. [ 35 ] и, к тому времени всего 18 кораблей, отправятся в Карибское море, чтобы спасти Мартинику и Гваделупу. [ 34 ]
Вильямез повел свою дивизию к Лорьяну и Рошфору, как было приказано, но ни одна из эскадрилий не присоединилась к его силам: [ 34 ] Лорьянская эскадра была застигнута врасплох и не могла уйти до тех пор, пока Уилломез не ушел, что привело к битве при Ле-Сабль-д'Олонн ; а эскадра Рошфора была слишком больна, чтобы отправиться в плавание.
Недовольный игрой Вильомеса, Наполеон отстранил его от командования флотом и с тех пор держал на второстепенных должностях. [ 10 ] Прибытие крупной британской эскадры блокировало самого Уилломеса в Рошфоре, где концентрация французских кораблей представляла собой заманчивую цель для британцев. В конце концов они атаковали боевыми кораблями в битве на Баскских дорогах .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
В 1811 году Вильямесу было приказано отправиться в Голландию, чтобы командовать дивизией флота под командованием адмирала де Винтера . [ 34 ] Однако ухудшение его здоровья вынудило его через год потребовать перевода обратно во Францию. [ 34 ]
В 1819 году, после Реставрации Бурбонов , Уиллаумез был произведён в вице-адмиралы. В 1825 году он опубликовал словарь военно-морских терминов. [ 36 ] а позже председательствовал в Совете по строительству Военно-Морского Флота. [ 34 ] Он также заказал коллекцию моделей кораблей. [ 10 ] В 1828 году он был произведен в кавалеры ордена Почётного легиона . [ 34 ]
В январе 1834 года Уиллаумез стал президентом Строительного совета. [ 37 ] возглавил расследование В 1836 году он вместе с бароном Ролланом гибели в результате пожара 120-пушечного корабля «Трокадеро» . [ 38 ]
В 1837 году он был назначен парой де Франс и вышел в отставку. [ 10 ] В 1844 году Луи-Филипп сделал его графом, титул, который Вильомез передал тогдашнему капитану Буэ , который с тех пор принял имя Буэ-Вийомез. [ 10 ]
Почести
[ редактировать ]
- пара де Франс в 1837 году
- Его имя начертано на 22-й колонне Южной колонны Триумфальной арки в Париже.
Наследие
[ редактировать ]Во времена Империи Уиллаумез выступал за строительство мощных шестидесятипушечных фрегатов, способных нести продовольствие в течение десяти месяцев и воду в течение четырех месяцев, устанавливая на них новую 30-фунтовую длинную пушку вместо 36- и 24-фунтовых орудий , существовавших до Империи. Французская революция. В 1822 году проект был принят Жаном Тюпинье , [ 39 ] в результате появились Surveillante фрегаты класса и аналогичные разработки во время Реставрации Бурбонов .
В своем «Морском словаре » Уиллаумез определил термин «морской пехотинец» следующим образом :
Возвышенное искусство, шедевр мужества человечества, слишком сложное, чтобы его можно было полностью подчинить расчету, и которое всегда только обогащалось и будет только обогащаться с помощью опыта и наблюдений здравомыслящих моряков. [ 40 ] [ примечание 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Уилломез, Жан-Батист-Филибер (1820). Морской словарь: далее следует приложение по модели первоклассного фрегата, строительство которого было заказано в Бресте . Париж: Бакалавр. OCLC 561133198 .
- Уилломез, Жан-Батист-Филибер (1825). Морской словарь, новое издание, переработанное, исправленное и значительно дополненное. С семью листами . Париж: Бакалавр. OCLC 719418489 .
- Уилломез, Жан-Батист-Филибер (1831). Морской словарь. Новое издание . Париж: Бакалавр. OCLC 459033992 .
- Уилломез, Жан-Батист-Филибер (1998) [1831]. Морской словарь: с восемью пластинами . Дуарнене: Шасс-Маре/АрМен. OCLC 56903147 .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рош (стр. 213) утверждает, что Фурми был захвачен британским капером в 1797 году.
- ↑ Рош (стр. 286) утверждает, что Луиза служила флейтом в Рошфоре с 1778 года и была осуждена в 1783 году. Возможно, это другой корабль.
- ^ Офицеры ВМС Франции не палачи. Я не подчинюсь!
- ^ МОРСКОЕ, НФ Возвышенное искусство, шедевр смелости людей, слишком сложный, чтобы его можно было полностью подчинить расчетам, и которое только обогатилось и никогда не будет обогащено, кроме как с помощью опыта и наблюдений здравомыслящих мореплавателей. Морской словарь , стр.395
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Квинтин, с. 367
- ^ Квинтин (стр. 367) говорит «артиллерия»; Левот (стр. 554) говорит «береговая охрана».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хеннекен, стр.237
- ^ Jump up to: а б с д Levot, p.554
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеннекен, стр.238
- ^ Город Париж (1764–1782) , troisponts.wordpress.com
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Levot, p.555
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеннекен, стр.239
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хеннекен, стр.240
- ^ Jump up to: а б с д и Levot, p.557
- ^ Jump up to: а б с д Хеннекен, стр.241
- ^ Женат, том 3, стр.55.
- ^ Jump up to: а б Морской фонд, стр.215
- ^ Рош, стр.460
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Женат, т.3, с.130
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеннекен, стр.242
- ^ Jump up to: а б Херпин, стр.78
- ^ Мерриен, стр.114
- ^ Jump up to: а б Женат, т.3, с.286
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, стр.187
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеннекин, стр.243
- ↑ Женат, том 3, стр.287.
- ^ Джеймс, с.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.188
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хеннекен, стр.245
- ^ Jump up to: а б Хеннекен, стр.246
- ^ Levot p.556
- ^ Jump up to: а б с д и Хеннекен, стр.247
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеннекен, стр.248
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Хеннекин, стр.249
- ^ Jump up to: а б с д и Хеннекен, стр.250
- ^ Jump up to: а б Хеннекен, стр.251
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хеннекен, стр.252
- ^ Морская слава, стр.4
- ^ Уиллаумез, Морской словарь
- ^ Тайлемайт, стр.446
- ^ Тайлемайт, стр.442
- ^ Тайлемит, стр.432
- ^ Морской словарь , стр.395.
Ссылки
[ редактировать ]- Эннекен, Жозеф Франсуа Габриэль (1835). Морская биография или исторические заметки о жизни и походах знаменитых французских и иностранных моряков (на французском языке). Полет. 1. Париж: Издательство Рено.
- Эрпен, Эжен (1913). Мемуары шевалье де Фременвиля (1787-1848) (на французском языке). Париж: Старый книжный магазин Х. Чемпиона.
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 3, 1800–1805 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-907-7 .
- Левот, Проспер (1866). Морская слава Франции: биографические очерки о самых знаменитых моряках (на французском языке). Бертран.
- Мерриен, Жан (1970). Некий шевалье де Фременвиль 1787–1848 (на французском языке). Морские и зарубежные издания.
- Квинтин, Даниэль; Квинтин, Бернард (2003). Словарь капитанов кораблей Наполеона (на французском языке). СПМ ISBN 2-901952-42-9 .
- Тайлемит, Этьен (2010) [1988]. Игнорируемая история ВМС Франции (на французском языке). Издания Перрин. ISBN 978-2-262-03242-5 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 3. Старец Халламель.
- Морской фонд. Кампании (операции; дивизии и военно-морские базы; различные миссии). Инвентарь подсерии Marine BB4. Том первый: BB4 с 1 по 482 (1790–1826) [1]
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .