Чарльз Лидьяр
Чарльз Лидьяр | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | эт. 13 мая 1780 г. |
Умер | 29 декабря 1807 г. На борту HMS Anson , Маунтс-Бэй , Корнуолл. |
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1780–1807 |
Классифицировать | Капитан |
Команды | HMS Полезное HMS Fury HMS Кайт HMS Энсон |
Битвы/войны |
Шарль Лидьяр ( 13 мая 1780 — 29 декабря 1807) был офицером Королевского флота , служившим во время Французской революционной и Наполеоновской войн .
Происхождение Лидьяра неясно, но он поступил на флот в 1780 году и поднялся по служебной лестнице после выдающейся службы в первые годы французских революционных войн, особенно во время осады Тулона . Он участвовал в нескольких сражениях в Средиземном море и участвовал в разгроме французского фрегата в 1795 году. Однако шанс на повышение упустил его, когда французский корабль сбежал. Он вновь продемонстрировал свои качества в штурмовой экспедиции под орудиями французской береговой батареи, и на этот раз ему удалось уйти со своим призом. Он получил повышение и был назначен командиром своего приза, а затем был капитаном нескольких небольших судов до периода безработицы, вызванного его повышением до пост-капитана . Он вернулся на действительную службу в 1805 году под командованием корабля HMS Anson , на котором он отличился в ряде инцидентов в Вест-Индии , захватив испанский фрегат, атаковав французский линейный корабль и помог захватить остров. из Кюрасао . После этих подвигов он вернулся в Британию, но его корабль попал в шторм и, несмотря на все его усилия, был выброшен на берег и потерпел крушение. Лидьяр сделал все возможное, чтобы спасти как можно больше своих людей, прежде чем его унесло и утонул.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Происхождение Лидьярда практически неизвестно, но записано, что его поступление на флот произошло 13 мая 1780 года, когда он присоединился к 100-пушечному HMS Britannia в качестве слуги капитана. [ 1 ] « Британия» в это время была флагманом вице-адмирала Джорджа Дарби , командующего флотом Ла-Манша . [ 2 ] Лидьяр был назначен опытным моряком 25 июля 1781 года, а 27 мая 1782 года был переведен на 44-пушечный HMS Resistance получил повышение до мичмана . , сначала в качестве опытного моряка, но 12 октября того же года [ 1 ] Он продолжил службу на борту 74-пушечных HMS Bombay Castle и HMS Edgar и 27 мая 1791 года сдал экзамен на лейтенанта. [ 1 ] Он служил во лорда Худа флоте во время оккупации Тулона в первые месяцы Французской войны за независимость . Лидьяр отличился своими действиями во время упорной защиты форта Малгрейв и получил комиссию 25 ноября 1793 года. [ 1 ]
Лейтенант
[ редактировать ]Затем он стал первым лейтенантом HMS «Сирен» , одного из призов Тулона, под командованием командира Уильяма Шилда . Шилд и Лидьяр служили вдоль французского побережья Средиземного моря до октября 1794 года и занимались отсечением вражеских кораблей от французских гаваней. [ 3 ] Затем «Синеру» заплатили, и Лидьяра перевели в 74-пушечный HMS Captain , где он участвовал в битве при Генуе 14 марта и битве при Йерских островах 13 июля 1795 года. [ 3 ] Его бывший командир Уильям Шилд получил командование 32-пушечным HMS Southampton к июлю 1795 года, и Лидьярд в том же месяце перешел в качестве своего первого лейтенанта. [ 1 ] [ 3 ] Лидьяр остался в Саутгемптоне после замены Шилда капитаном Джеймсом Макнамарой , и в сентябре 1795 года они провели 15 дней, блокируя французский конвой с зерном в порту Генуи .
Саутгемптон и французы
[ редактировать ]Конвой охраняли два фрегата — « Вестале» и « Брун» . [ 4 ] Наконец, вечером пятнадцатого дня французы вышли и вступили в бой с Саутгемптоном , несмотря на то, что французы обладали значительно большей огневой мощью. [ 4 ] После продолжительного боя Саутгемптон вынудил Вестале поднять свое знамя, в то время как « Брун» сбежал с конвоем, оставив Вестале на произвол судьбы. [ 4 ] Но когда «Саутгемптон» готовился спустить шлюпки, чтобы завладеть французским кораблем, ее фок-мачта, поврежденная во время боя, упала за борт. [ 4 ] Воспользовавшись этим, Вестале подняла тревогу и скрылась с места происшествия. [ 4 ] Победа над Весталой должна была принести повышение по службе Саутгемптона офицерам , в том числе и Лидьярду, но ее побег лишил их этого. Теперь Лидьяру нужно было добиться еще одного триумфа, чтобы обеспечить свое продвижение по службе. [ 1 ]
Сбор полезного
[ редактировать ]Следующая возможность Лидьярду отличиться представилась в июне 1796 года. 9 июня французский корвет, был замечен входящий в залив Йер , и вице-адмирал сэр Джон Джервис , командующий Средиземноморским флотом , вызвал Макнамару на свой флагманский корабль HMS Victory . [ 4 ] Он попросил Макнамару вывести французский корабль, если тот сможет. Осознавая трудности и риск, которые могут возникнуть, он не отдал этого официального письменного приказа, а вместо этого поручил Макнамаре «вывести вражеский корабль, если сможете; Я не дам вам письменного приказа; но я приказываю тебе позаботиться о королевском корабле под твоим командованием». [ 5 ] Макнамара быстро взял свой корабль под орудие батарей и, очевидно, был принят за французский или нейтральный фрегат, приблизился к французскому кораблю на расстояние пистолетного выстрела и потребовал от своего капитана сдаться. [ 5 ] Капитан ответил залпом, Макнамара подвел к себе Саутгемптон и отправил Лидьярда командовать абордажами. Подавив ожесточенное сопротивление, Лидьяр завладел французским кораблем и вместе с Макнамарой бежал в море под шквальным огнем французских береговых батарей. [ 5 ] Макнамара написал письмо Джервису.
В это время, находясь совсем рядом с тяжелой батареей форта Брегансон, я немедленно положил его на борт, а лейтенант Лидьяр во главе абордажников с бесстрашием, которое невозможно описать словами, вошел и вынес ее минут за десять, хотя он встретил энергичное сопротивление со стороны капитана (который пал) и сотни вооруженных людей, которые его встретили. В этом коротком конфликте поведение всех офицеров и корабельной роты «Саутгемптона» получило мое полное одобрение, и я не хочу принижать их заслуги, заявляя вам, что поведение лейтенанта Лидьярда было выше всех похвал.
— Дж. Макнамара, [ 5 ]
Приз, 24-пушечный корвет под названием «Утил» , был принят на вооружение Королевского флота, когда HMS «Утил» и «Лидьярд» получили повышение и получили командование им, что подтвердила комиссия 22 июля 1796 года. [ 1 ] [ 6 ]
Команда
[ редактировать ]Лидьяр провел некоторое время на Адриатике, а затем вернулся в Великобританию в 1797 году в качестве сопровождающего конвоя, после чего Утилю заплатили. [ 7 ] В мае 1798 года он был назначен командиром бомбардировщика HMS Fury шлюпа HMS Kite . , а в ноябре того же года — [ 8 ] [ 9 ] Он служил на борту «Кайта» в Северном море до своего повышения до пост-капитана 1 января 1801 года, после чего его сменили в командовании « Кайтом» . [ 7 ] Никаких дополнительных команд для него найти не удалось, а Амьенский мир еще больше продлил его вынужденный уход с действительной службы. [ 1 ] [ 7 ] В это время он сошёл на берег и воспользовался возможностью жениться. [ 1 ] У пары было трое сыновей. [ 1 ]

Лидьяр наконец вернулся на действительную службу в декабре 1805 года, получив назначение командовать 38-пушечным HMS Anson . [ 1 ] [ 10 ] Первоначально «Ансон» был 64-пушечным кораблем третьего ранга , но был снесен в 1794 году. [ 11 ] Он отплыл с Ансоном в Вест-Индию в начале 1806 года, а в августе плыл в компании с капитана Чарльза Брисбена , HMS Arethusa когда 23 августа они натолкнулись на 38-пушечный испанский фрегат Pomona у Гаваны , охраняемый береговой батареей и двенадцатью канонерскими лодками. . [ 7 ] « Помона » пыталась войти в гавань, после чего Лидьяр и Брисбен поддержали ее и вступили в бой. [ 12 ] Канонерские лодки вышли на ее защиту, после чего два британских фрегата встали на якорь между береговой батареей и канонерскими лодками с одной стороны и « Помоной» с другой. Началась упорная борьба, которая длилась 35 минут, пока «Помона» не подняла свой флаг. [ 12 ] Три канонерские лодки были взорваны, шесть потоплены, остальные три получили серьезные повреждения. [ 13 ] Береговая батарея была вынуждена прекратить огонь после взрыва в одной из ее частей. [ 12 ] потерь не было На борту «Энсона» , но «Аретуза» потеряла двоих убитыми и 32 ранеными, среди последних был «Брисбен». [ 12 ] Захваченный «Помона» впоследствии был принят в состав ВМФ как HMS Cuba . [ 14 ] [ 15 ]
Энсон и Фудройант
[ редактировать ]«Лидьяр» продолжал курсировать у Гаваны и 15 сентября заметил французский 84-пушечный « Фудроян» . [ 16 ] , Судно Foudroyant несущее флаг вице-адмирала Жана-Батиста Вильоме , во время шторма лишилось мачты и несло присяжную установку. Несмотря на превосходство противника и близость берега, Лидьяр попытался приблизиться к французскому судну и открыл огонь. [ 16 ] Ансон попал под обстрел укреплений замка Морро , а несколько испанских кораблей, в том числе 74-пушечный « Сан-Лоренцо» , вышли из Гаваны на помощь французам. [ 17 ] Не сумев занять выгодную позицию и попав под шквальный огонь, Лидьяр оторвался и сбежал. [ 17 ] Во время боя у Энсона было двое убитых и 13 раненых, а такелаж был сильно поврежден. Тем временем у Фудройана было 27 убитых и раненых. [ 17 ]
Захват Кюрасао
[ редактировать ]
Затем Энсон был назначен в эскадрилью Чарльза Брисбена и присоединился к брисбенскому «Аретузе» и Атола Вуда Джеймса HMS Latona . Корабли были отправлены в ноябре 1806 года вице-адмиралом Джеймсом Ричардом Дакресом на разведку Кюрасао . [ 13 ] [ 18 ] В декабре к ним присоединился HMS Fisgard , и Брисбен решил начать атаку 1 января 1807 года. [ 18 ] Британские корабли подошли рано утром 1 января и бросили якорь в гавани. [ 18 ] Они подверглись нападению голландцев, при котором «Брисбен» поднялся на абордаж и захватил 36-пушечный фрегат «Халстаар» , а «Лидьярд» атаковал и взял под контроль 20-пушечный корвет «Суринам» . [ 19 ] И Лидьяр, и Брисбен затем вывели свои войска на берег и штурмовали форт Амстердам , который защищали 270 голландских солдат. [ 19 ] Форт был взят после десяти минут боев, после чего были взяты также два меньших форта, цитадель и весь город. [ 19 ] Было высажено еще больше войск, пока корабли обходили гавань, чтобы атаковать форт Републик. К 10 часам утра форт сдался, а к полудню капитулировал весь остров. [ 19 ] Лидьярда отправили обратно в Великобританию с депешами и захваченными знаменами. [ 20 ] Впечатляющий успех небольшого британского отряда, захватившего хорошо защищенный остров, был щедро вознагражден. Брисбен был посвящен в рыцари, а капитаны получили мечи, медали и вазы. [ 21 ]
Крушение Энсона
[ редактировать ]
Вскоре после этого Энсона отправили обратно в Великобританию, а Лидьяр воссоединился со своим кораблем в Плимуте . [ 13 ] После некоторого переоборудования Энсон был назначен во флот Ла-Манша и получил приказ поддерживать блокаду Бреста путем патрулирования у Блэк-Рокс. [ 13 ] Она отплыла из Фалмута 24 декабря и достигла Иль-де-Ба 28 декабря. Из-за шторма, налетевшего с юго-запада, Лидьяр решил вернуться в порт. [ 22 ] Он направился к «Ящерице» , но в плохую погоду подошел не с той стороны и оказался в ловушке на подветренном берегу, впереди были прибои. [ 22 ] Энсон тяжело катился в бурном море, сохранив рангоут с тех времен, когда он был 64-пушечным кораблем после того, как его сравняли с землей. [ 13 ] Единственным вариантом для Лидьярда было встать на якорь, но рано утром 29 декабря из-за нарастающего шторма якорные тросы разорвались, и судно было выброшено на берег. [ 23 ] Лидьяр приказал вывести корабль на берег в надежде спасти как можно больше жизней, и решил остаться на борту, чтобы наблюдать за эвакуацией. [ 13 ] [ 24 ] Удар прибоя не позволил лодкам спуститься с корабля или с берега, и часть экипажа была унесена прочь. Некоторым удалось вскарабкаться по упавшей грот-мачте на берег, а Лидьяр цеплялся за штурвал, подбадривая их. [ 24 ] [ 25 ] Очевидцы записали, что Лидьяр изнурил себя усилиями по организации эвакуации и цеплялся за обломки в ярости шторма. [ 25 ] Он попытался покинуть корабль, но отвлекся, пытаясь помочь мальчику. При этом Лидьярда смыло водой и он утонул. [ 25 ] В отчете The Naval Chronicle о затонувшем корабле зафиксировано, что
Большим желанием капитана было спасти жизни корабельной команды, и он все время руководил ею. Он сел у руля, держась за спицы, где подвергался насилию моря, которое сильно обрушилось на него, и, слишком долго оставаясь в этом положении, желая увидеть людей из корабля, он стал настолько слаб, что при попытке самому покинуть корабль, но ему помешал мальчик, стоявший на его пути и которому он пытался помочь, его смыло водой и утопило.
— «Морская хроника» , том 19, 1808, с. 453
Всего погибло шестьдесят членов экипажа «Энсона » , включая капитана и старшего лейтенанта. Тело Лидьярда было обнаружено, и в Фалмуте была проведена панихида, на которой присутствовали адмирал сэр Чарльз Коттон и большое количество офицеров армии и флота, а также местные высокопоставленные лица. [ 13 ] [ 26 ] Позже тело было похоронено в семейном склепе в Хаслемире , графство Суррей . [ 26 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]Лидьярд кратко упоминается в романе Хорнблауэр» Лорд К.С. Форестера « 1946 года . Первая сцена — церковная служба для членов Ордена Бани , на которой присутствует ряд выдающихся морских офицеров. Сюда входят Лидьярд, Сэмюэл Худ , Джеймс Лукас Йео и вымышленный Горацио Хорнблауэр . Однако действие романа происходит в 1813 году, через шесть лет после смерти Лидьярда. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 231.
- ^ Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 188.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 190.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 191.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 214.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 192.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 231.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 263.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 92.
- ^ Гардинер. Фрегаты наполеоновских войн . п. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс. Джеймс «Военно-морская история» . п. 317.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 232.
- ^ Колледж. Корабли Королевского флота . п. 85.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 202.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 193.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 194.
- ^ Jump up to: а б с Аллен. Бои британского флота . п. 186.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен. Бои британского флота . п. 187.
- ^ Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 198.
- ^ Аллен. Бои британского флота . п. 188.
- ^ Jump up to: а б Джилли. Рассказы о кораблекрушениях Королевского флота . п. 126.
- ^ Джилли. Рассказы о кораблекрушениях Королевского флота . п. 127.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 201.
- ^ Jump up to: а б с Джилли. Рассказы о кораблекрушениях Королевского флота . п. 128.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл. Военно-морская история Великобритании . п. 202.
- ^ Форестер, Сесил (1946). «1». Лорд Хорнблауэр . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC 16481131 .
и еще дюжина адмиралов и капитанов, некоторые из которых даже были младше его в списке военно-морского флота: Лидьяр, захвативший «Помону» у Гаванны; Сэмюэл Худ, командовавший «Ревным» на Ниле; и Йео, штурмовавший форт Эль-Муро.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2007). Война за все океаны (Мягкая обложка). Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Аллен, Джозеф (1852). Бои британского флота . Том. 2. Генри Дж. Бон.
- Кэмпбелл, Джон; Стокдейл, Джон Джозеф (1818). Военно-морская история Великобритании: начиная с самого раннего периода истории и продолжая экспедицией против Алжира под командованием лорда Эксмута в 1816 году. Включая историю и жизнь британских адмиралов . Том. 8. Болдуин и компания.
- Кларк, Джеймс Стэньер ; Джонс, Стивен (1808). Военно-морская хроника . Том. 18. Дж. Голд.
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Гардинер, Роберт (2006). Фрегаты наполеоновских войн . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-292-5 .
- Джилли, Уильям Стивен ; Гилли, Уильям Октавиус Шекспир (1851). Рассказы о кораблекрушениях Королевского флота: между 1793 и 1849 годами . Дж. У. Паркер.
- Джеймс, Уильям (январь 1999 г.). Джеймс «Военно-морская история». Изложено в одном томе Робертом О'Бирном . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 1-4021-8133-7 .
- Трейси, Николас (2006). Кто есть кто во флоте Нельсона: 200 героев флота . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-244-5 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .