Утил (корабль 1784 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Полезный |
Строитель | Раймон-Антуан Аран, Байонна, по планам де Буасо |
Заложен | 1783 |
Запущен | Апрель 1784 г. |
Захваченный | Июнь 1796 г. |
Примечания | Утиле , очевидно, находился в англо-испанских руках с августа по декабрь 1793 года в Тулоне. |
![]() | |
Имя | HMS Полезное |
Приобретенный | Июнь 1796 г. путем взятия в плен. |
Судьба | Продан за расставание 1798 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тип | баржа |
Смещение | 350 (без груза)/600 (с грузом) (французские тонны) |
Длина |
|
Луч | 27 футов 0 дюймов (8,23 м) |
Черновик | 10 футов 6 дюймов (3,20 м) (без груза); 12 футов 0 дюймов (3,66 м) (с грузом) |
Глубина захвата | 13 футов 6 дюймов (4,11 м) |
Движение | Паруса |
Дополнить | 80–120 (французская служба) |
Вооружение | 18-20 × 6-фунтовых орудий + 2-6 вертлюжных орудий |
Utile был габаром Королевского флота Франции, спущенным на воду в 1784 году. Британцы захватили его в Средиземноморье в 1796 году, и он прослужил там некоторое время, прежде чем был поставлен на прикол в 1797 году и продан в 1798 году.
Французская служба и захват
[ редактировать ]Utile был спущен на воду в начале 1784 года в Байонне. Она была построена по проекту Жана-Жозефа де Буасье, и это было название ее двух судов класса. [ 2 ]
Ее также обозначали корветом или авизо. В 1790 году он находился на станции Левант под командованием лейтенанта де Вессо Гавоти. [ 3 ]
В августе 1793 года англо-испанские войска захватили Тулон, и силы роялистов передали им французские военные корабли в порту. Когда в декабре англо-испанским войскам пришлось уйти, они забрали с собой лучшие суда, а оставшиеся попытались сжечь. [ а ]
В ноябре и декабре 1794 года он находился в Тулоне на ремонте и переоборудовании. В 1795 году ее должны были переименовать в Зибелину , но, по всей видимости, она сохранила свое первоначальное имя. [ 5 ]
В январе и феврале 1796 года он находился под командованием энсеня де Вайссо Везю и плавал между Тулоном и Сен-Флораном через Ливорно , перевозя освобожденных французских и британских пленных. [ 3 ]
Около полудня 9 июня 1796 года адмирал Джон Джервис , главнокомандующий британским флотом в Средиземном море, вызвал капитана Джеймса Макнамару с фрегата «Саутгемптон» на борт своего корабля «Виктори» и указал на французский корвет, который продвигался вверх. среди островов Йер . Затем Джервис приказал Макнамаре «броситься на нее». [ 6 ] Макнамара немедленно отправился в путь, пройдя Гранд-Пасс, или проход между островами Поркероль и Пор-кро .
В тот вечер Саутгемптон захватил Утил на абордаж лейтенанта Чарльза Лидьярда во главе абордажной группы . Утиле был вооружен двадцатью четырьмя 6-фунтовыми орудиями и находился под защитой батареи. У нее был экипаж из 136 человек под командованием гражданина Франсуа Веза. Французы оказали сопротивление, в ходе которого восемь человек были убиты, в том числе Веза, и 17 ранены; В Саутгемптоне погиб один человек. [ 6 ] Лишь ранним утром следующего дня Саутгемптон и Утиль наконец смогли выйти из досягаемости орудий форта Брегансон .
Горгона , Куражо и наемный вооруженный катер Фокс в это время находились в компании. [ 7 ] и с британским флотом под Тулоном. Они поделились с Саутгемптоном доходами от захвата, как и Барфлер , Бомбейский замок , Эгмонт и Сент-Джордж . [ 8 ]
Британская служба и судьба
[ редактировать ]Королевский флот принял его на вооружение как HMS Utile и ввел в эксплуатацию в июле 1796 года под командованием командующего Лидьярда, повышение которого было назначено 22 июля. Лидьяр отправил ее по Адриатике в качестве эскорта конвоя, а затем вернулся в Великобританию в 1797 году. [ 9 ]
Утиле прибыл в Портсмут 21 августа 1797 года и был поставлен на прикол. [ 10 ] Ее немедленно выставили на продажу, условия продажи включали ее медную обшивку и оговорку, что покупатель внесет залог в размере 2000 фунтов стерлингов, который он разобьет ее в течение года. [ 11 ] Она была продана 7 июня 1798 года в Портсмуте за 610 фунтов стерлингов. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тем не менее, как и французский корвет «Сардина» , «Утиле» не фигурирует в списке захваченных, сожженных или уничтоженных иным образом судов. [ 4 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Демерлиак (1996) , с. 115, №815.
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 384.
- ^ Jump up to: а б Рош (2005) , с. 453.
- ^ «№13613» . Лондонская газета . 17 января 1794 г., стр. 44–45.
- ^ Демерлиак (1996) , с. 115, №815.
- ^ Jump up to: а б «№13912» . Лондонская газета . 16 июля 1796 г. с. 681.
- ^ «№15557» . Лондонская газета . 8 февраля 1803 г. с. 165.
- ^ «№14073» . Лондонская газета . 12 декабря 1797 г. с. 1195.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 19, с.415.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд (2008) , с. 232.
- ^ «№14049» . Лондонская газета . 26 сентября 1797 г., стр. 937–936.
Ссылки
[ редактировать ]- Демерлиак, А. (1996). Флот Людовика XVI: номенклатура французских кораблей с 1774 по 1792 год (на французском языке). Издания Омега. ISBN 978-2-906381-23-0 . Проверено 30 августа 2021 г.
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 1. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .