Jump to content

Рейд на Медуэй

Координаты : 51 ° 24'14 "N 0 ° 31'55" E  /  51,4039 ° N 0,531944 ° E  / 51,4039; 0,531944

Рейд на Медуэй
Часть Второй англо-голландской войны

Нападение на Медуэй, июнь 1667 года , автор Виллем ван дер Ступ.
Дата 19–24 июня 1667 г. ( 19.06.1667 - 24.06.1667 )
Расположение 51 ° 24'14 "N 0 ° 31'55" E  /  51,4039 ° N 0,531944 ° E  / 51,4039; 0,531944
Результат

Голландская победа

Воюющие стороны
 Голландская Республика  Королевство Англии
Командиры и лидеры
Сила
  • 17 500 человек [1]
  • 62 боевых корабля
  • 15 меньших кораблей
  • 12 пожарных кораблей
  • несколько кораблей
  • гарнизоны фортов
Жертвы и потери
  • Потеряно 50–150 человек. [2]
  • израсходовано 8 боевых кораблей
  • 500 человек потеряно [2]
  • 13 кораблей потеряно
  • 2 корабля захвачены
  • 30 кораблей затоплено

Рейд на Медуэй во время Второй англо-голландской войны в июне 1667 года — успешная атака голландского флота на английские военные корабли, стоящие на якорных стоянках у верфей Чатема и Джиллингема в графстве Кент . В то время крепость Апнор-Касл и заградительная цепь под названием «Линия Джиллингема» должны были защищать английские корабли.

Голландцы под номинальным командованием Виллема Йозефа ван Гента и лейтенант-адмирала Мишеля де Рюйтера в течение нескольких дней бомбардировали и захватили город Ширнесс , плыли вверх по устью Темзы к Грейвсенду , затем по реке Медуэй в Чатем и Джиллингем, где они обстреляли укрепления артиллерийским огнем, сожгли или захватили три крупных корабля и еще десять линейных кораблей , а также захватили и отбуксировали флагман английского флота HMS Royal Charles .

В политическом отношении рейд имел катастрофические последствия для военных планов английского короля Карла II . Это привело к быстрому окончанию войны и благоприятному миру для голландцев. Это было одно из самых страшных поражений в истории Королевского флота и одно из самых тяжелых поражений британской армии. [3] Хорас Джордж Фрэнкс назвал это «самым серьезным поражением, которое оно когда-либо терпело в своих родных водах». [4]

Прелюдия

[ редактировать ]

В 1667 году действующий флот Карла II находился в сокращенном состоянии из-за недавних ограничений на расходы, а оставшиеся «большие корабли» стояли на приколе. Голландцы воспользовались этой возможностью, чтобы атаковать англичан. Ранее они планировали такое нападение в 1666 году после Четырехдневной битвы, но не смогли осуществить их из-за поражения в битве в День Святого Иакова . Вдохновителем этого плана был ведущий голландский политик, великий пенсионер Йохан де Витт . Его брат Корнелис де Витт сопровождал флот для наблюдения. велись Мирные переговоры в Бреде с марта, но Карл откладывал подписание мира, надеясь улучшить свое положение за счет тайной помощи Франции. [5] Основываясь на этих предположениях, Де Витт считал, что лучше всего быстро закончить войну чистой победой, обеспечив тем самым более выгодное урегулирование для Голландской республики. Большинство голландских флагманов сильно сомневались в целесообразности такой дерзкой атаки, опасаясь коварных отмелей в устье Темзы , но тем не менее подчинились приказу. Голландцы использовали двух английских пилотов дезертировавших : одного — диссидента по имени Роберт Холланд, другого — контрабандиста, сбежавшего от английского правосудия.

Голландский подход

[ редактировать ]

17 мая эскадра Роттердамского адмиралтейства с Де Рюйтером отплыла в Тексель, чтобы присоединиться к эскадре Амстердама и Северного квартала . Услышав, что эскадра Фризии еще не готова из-за проблем с набором персонала ( рекрутация в республике запрещена ), он отправился на Шуоневелд у голландского побережья, чтобы присоединиться к эскадре Зеландии , которая, однако, страдала от аналогичных проблем. Затем Де Рюйтер отбыл к Темзе 4 июня ( старый стиль использовался англичанами, голландцы в то время официально использовали даты нового стиля ) с 62 фрегатами или линейными кораблями, примерно пятнадцатью более легкими кораблями и двенадцатью боевыми кораблями . когда ветер повернул на восток. Флот был реорганизован в три эскадры: первой командовал сам Де Рюйтер во главе с вице-адмиралом Йоханом де Лифде и контр-адмиралом Яном Янссом ван Несом ; вторым командовал лейтенант-адмирал Аэрт Янссе ван Нес, а в качестве вице-адмирала Энно Доедес Стар и контр-адмирал Виллем ван дер Заан ; третьим командовал лейтенант-адмирал барон Виллем Йозеф ван Гент под командованием лейтенант-адмирала Яна ван Меппеля , а также вице-адмиралов Исаака Свирса и Фолькерта Шрама , а также контр-адмиралов Дэвида Влуга и Яна Гидеонса Вербурга. [6] Таким образом, третья эскадрилья фактически имела вторую группу командиров; это было сделано для того, чтобы использовать их в качестве флагманов десантного отряда специального фрегата, который должен был быть сформирован по прибытии и возглавлен полковником и лейтенант-адмиралом Ван Гентом на фрегате « Агата» . Барон Ван Гент фактически был настоящим командиром экспедиции и осуществлял все оперативное планирование, поскольку он был бывшим командующим голландской морской пехотой (первым корпусом в истории, специализирующимся на десантных операциях), который теперь возглавлял англичанин полковник Томас Долман.

Карта с указанием событий

6 июня ветер разогнал туман и обнаружил голландскую оперативную группу, направлявшуюся в устье Темзы. 7 июня Корнелис де Витт раскрыл свои секретные инструкции Генеральных штатов , написанные 20 мая в присутствии всех командующих. Возражений было так много, а единственным существенным вкладом Де Рюйтера в дискуссию было « bevelen zijn bevelen » («приказы есть приказы»), что Корнелис, поздно вечером уйдя в свою каюту, написал в своем ежедневном отчете, что он не был совершенно уверен, что ему будут подчиняться. Однако на следующий день выяснилось, что большинство офицеров готовились к приключениям; они только что высказали свое профессиональное мнение для протокола, чтобы иметь возможность обвинить политиков, если все предприятие закончится катастрофой. В тот день была предпринята попытка захватить флот из двадцати английских торговых судов, замеченных выше по Темзе в направлении Лондона, но это не удалось, поскольку они бежали на запад, за Грейвсенд .

Атака застала англичан врасплох. Никаких серьезных приготовлений к такому повороту событий не было, хотя обширная английская шпионская сеть получила достаточно предупреждений. Большинство фрегатов были собраны в эскадрильи в Харвиче и в Шотландии, в результате чего район Лондона пришлось защищать лишь небольшому количеству действующих кораблей, большинство из которых были трофеями, захваченными ранее в войне у голландцев. В качестве дополнительной меры экономии 24 марта герцог Йоркский приказал уволить большую часть экипажей призовых судов, оставив на Медуэе только три сторожевых корабля; в качестве компенсации экипаж одного из них, фрегата « Юнити» (бывший «Эендрахт» , первый корабль, захваченный у голландцев в 1665 году, у капера Корнелиса Эвертсена Младшего ), был повышен с сорока до шестидесяти; также количество боевых кораблей было увеличено с одного до трех. Кроме того, нужно было подготовить тридцать больших шлюпов , чтобы доставить любой корабль в безопасное место в случае чрезвычайной ситуации. [7] Сэр Уильям Ковентри заявил, что высадка голландцев под Лондоном весьма маловероятна; в лучшем случае голландцы, чтобы укрепить свой боевой дух, предприняли бы символическую атаку на какую-нибудь среднюю и незащищенную цель, такую ​​​​как Харвич, который поэтому весной был сильно укреплен. Не было четкой линии командования, и большинство ответственных органов отдавали поспешные приказы, не удосужившись предварительно их согласовать.

В результате возникла большая путаница. Чарльз не брал дело в свои руки, прислушиваясь в основном к мнению других. Английский моральный дух был низким. Не получая зарплаты в течение месяцев или даже лет, большинство моряков и солдат не были в восторге от того, чтобы рисковать своей жизнью. У Англии была лишь небольшая армия, и несколько имеющихся частей были рассредоточены, поскольку намерения голландцев были неясны. Это объясняет, почему не было принято никаких эффективных контрмер, хотя голландцам потребовалось около пяти дней, чтобы добраться до Чатема, медленно маневрируя через мели, оставляя более тяжелые суда в качестве прикрытия. Они могли продвигаться прыжками только при благоприятном приливе.

Сожжение английского флота у Чатема, 20 июня 1667 года, вероятно, нарисовано Виллемом ван де Вельде Младшим.

Подняв тревогу 6 июня на верфи Чатема , комиссар Питер Петт , похоже, не предпринимал никаких дальнейших действий до 9 июня, когда ближе к вечеру флот из примерно тридцати голландских кораблей был замечен в Темзе у Ширнесса. В этот момент комиссар немедленно обратился за помощью к Адмиралтейству, отправив пессимистическое послание Военно-морскому совету , сетуя на отсутствие высокопоставленных чиновников ВМФ, чья помощь и советы, по его мнению, ему были необходимы. Тридцать кораблей принадлежали эскадре фрегатов Ван Гента. Голландский флот насчитывал около тысячи морских пехотинцев , а десантные группы были отправлены на остров Канви в Эссексе и напротив него на стороне Кента в Ширнессе . Эти люди получили строгий приказ от Корнелиса де Витта не грабить, поскольку голландцы хотели пристыдить англичан, чьи войска разграбили Терсхеллинг во время костра Холмса в августе 1666 года. Тем не менее, команда капитана Яна ван Бракеля не могла контролировать себя. Они были изгнаны английской милицией, а по возвращении на голландский флот оказались под угрозой сурового наказания. Ван Бракел предложил возглавить атаку на следующий день, чтобы избежать пенальти.

8 июня Чарльз приказал графу Оксфорду мобилизовать ополчение всех графств вокруг Лондона; также все имеющиеся баржи следует использовать для прокладки корабельного моста через Нижнюю Темзу, чтобы английская кавалерия могла быстро переключать позиции с одного берега на другой. Сэр Эдвард Спрэгг , вице-адмирал, узнал 9 июня, что голландский рейдовый отряд высадился на остров Грейн (полуостров, где река Медуэй в Кенте впадает в Темзу). Для расследования были отправлены мушкетеры из гарнизона Ширнесса напротив.

Только во второй половине дня 10 июня Чарльз поручил адмиралу Джорджу Монку, герцогу Олбемарлю, отправиться в Чатем, чтобы взять на себя управление делами, а целых три дня спустя он приказал адмиралу принцу Руперту организовать оборону в Вулидже . Олбемарль сначала отправился в Грейвсенд, где, к своему ужасу, заметил, что там и в Тилбери имеется лишь несколько орудий, слишком мало, чтобы остановить возможное наступление голландцев на Темзу. Чтобы предотвратить такую ​​катастрофу, он приказал разместить всю имеющуюся в столице артиллерию в Грейвсенде. 11 июня ( по старому стилю ) он отправился в Чатем, ожидая, что это место будет хорошо подготовлено к нападению. Два члена Военно-морского совета, сэр Джон Меннес и лорд Генри Браункер , уже побывали там в тот же день. Однако, когда Олбемарль прибыл, он обнаружил только двенадцать из восьмисот ожидаемых рабочих на верфи, и все они были в состоянии паники; из тридцати шлюпов присутствовало только десять, а остальные двадцать использовались для эвакуации личного имущества нескольких чиновников, например, моделей кораблей Петта. Ни боеприпасов, ни пороха не было, а железная цепь толщиной шесть дюймов была построена как навигационный барьер через Медуэй еще не был защищен батареями . Эта цепная система была построена во время Гражданской войны в Англии для отражения возможной атаки флота роялистов, заменив более ранние версии, первая из которых датируется 1585 годом. Олбемарль немедленно приказал перебросить артиллерию из Грейвсенда в Чатем, что заняло один день. .

Фотография рейда, сделанная Виллемом Шеллинксом. Вид с юга. Слева на фоне пламени вырисовывается силуэт замка Апнор; на противоположном берегу реки, ближе к фронту, горящая верфь Чатема. На севере показан пожар возле цепи, а на горизонте все еще дымятся руины форта Ширнесс.

Голландский флот прибыл на остров Шеппи 10 июня и начал атаку на незавершенный форт Гарнизон-Пойнт . Капитан Ян ван Бракел во Вреде , [8] («Мир»), за которым следовали два других военных корабля , подплыли как можно ближе к форту, чтобы обстрелять его из пушек. Сэр Эдвард Спрэгг командовал кораблями, стоявшими на якоре в Медуэе и у Ширнесса, но единственным кораблем, способным защититься от голландцев, был фрегат « Юнити» , стоявший у форта.

«Единство» поддерживалось несколькими кечами и боевыми кораблями в Гарнизон-Пойнт, а также фортом, где было спешно размещено шестнадцать орудий. «Юнити» произвела один бортовой залп, но затем, когда ее атаковал голландский боевой корабль, она отошла вверх по Медуэю, сопровождаемая английскими боевыми кораблями и кечами. Голландцы обстреляли форт; двое мужчин получили ранения. Затем выяснилось, что хирурга не было, и большинство солдат шотландского гарнизона дезертировали. Семь остались, но их позиция стала несостоятельной, когда около 800 голландских морских пехотинцев высадились примерно в миле от них. Когда «Ширнесс» был таким образом потерян, его орудия были захвачены голландцами, а здание взорвано, Спрагге поплыл вверх по реке в Чатем на своей яхте «Генриетта» . Там собралось много офицеров: сам Спрэгг, на следующий день также Монк и несколько членов адмиралтейского управления. Все отдали приказы отменить приказы остальных, так что воцарилась полная неразбериха.

Поскольку его артиллерия не прибыла в ближайшее время, Монк 11-го числа приказал эскадрону кавалерии и роте солдат укрепить замок Апнор . [9] Речная оборона была наспех импровизирована затопленными блоккорами , а цепь через реку охранялась легкими батареями. Петт предложил потопить несколько больших и меньших кораблей, чтобы заблокировать канал Масселбанк перед цепью. Таким образом были потеряны большие «Золотой Феникс» и «Дом Швеции» (бывшие VOC корабли «Гульден Феникс» и «Хьюис ван Свитен» ), «Велком» и «Лестер» , а также меньшие по размеру «Констант Джон» , «Юникорн» , «Джон и Сара» ; когда Спрэгг показал, что этого недостаточно, лично прощупав глубину второго канала, несмотря на заверения Петта, к ним присоединились Барбадосский Торговец , Дельфин , Эдвард и Ева , Хинд и Форчун . Для этого использовались люди, изначально предназначенные для защиты боевых кораблей, поэтому наиболее ценные корабли практически остались без экипажей. Эти блоккоры были размещены скорее на восточной позиции, на линии Апчерч Сток , и не могли быть прикрыты огнем. Затем Монк решил также потопить блоккоры в Апнор-Рич возле замка Апнор, создав еще один барьер для голландцев, если они прорвутся через цепь в Джиллингем . Защитная цепь, расположенная поперек реки, из-за своего веса в самой нижней точке лежала под водой между ступенями практически на девять футов (около трех метров), так что легкие корабли все еще могли пройти через нее. Были попытки поднять его, подставив под него ступени ближе к берегу.

Позиции Карла V и Матиаса (бывших голландских купцов Карола Квинтуса и Гельдерше Рюйтера ) чуть выше цепи были скорректированы, чтобы они могли направить на нее свои залпы. Монмут также был пришвартован над цепью, расположен так, чтобы он мог направить свои орудия на пространство между Карлом V и Матиасом . Фрегат «Мармадюк» и «Норвежский купец» затонул над цепью; большой Sancta Maria (бывший корабль VOC Slot van Honingen с 70 пушками) затонул во время перемещения с той же целью. Петт также сообщил Монку, что Ройал Чарльз нужно переместить вверх по реке. 27 марта герцог Йоркский приказал ему сделать это, но до сих пор не подчинился. Монк сначала отказался предоставить некоторые из своих небольших шлюпов, поскольку они были необходимы для перевозки припасов; Когда он наконец нашел капитана «Матиаса» , готового помочь, Петт ответил, что уже слишком поздно, поскольку он был занят потоплением блок-кораблей, и все равно не найти пилота, который осмелился бы пойти на такой риск. Тем временем первые прибывшие голландские фрегаты уже начали движение. Эдвард и Ева уходят, к ночи очищая канал.

«Горящие английские корабли» Ян ван Лейден. Показаны события под Джиллингемом: в центре Ройял Чарльз взят ; справа Патрия и Шидам подожгли Матиаса и Карла V. Про

12 июня эскадрилья Ван Гента продвинулась вверх по Медуэю, атакуя английскую оборону на участке. Сначала Юнити был взят штурмом Ван Бракелем. боевой корабль Pro Patria под командованием Яна Даниэлса ван Рейна. Затем цепь прорвал [10] По словам голландского очевидца Отто де Вогта и историка 17-го века Герарда Брандта, цепь была разорвана десантным отрядом голландских инженеров под командованием контр-адмирала Дэвида Влуга с помощью молотков. Более зрелищную традиционную версию событий можно проследить до пьесы Йоста ван ден Вонделя .

Затем «Матиас» был уничтожен пожаром. Боевые корабли «Катарина» и «Схидам» атаковали Карла V ; Катарина под командованием Хендрика Хендрикса была потоплена береговыми батареями, а Шидам под командованием Геррита Андриеша Мака. [11] поджечь Карла V ; экипаж был захвачен Ван Бракелем. Роял Чарльз , имевший на борту всего тридцать пушек и брошенный ее скелетной командой, когда они увидели, как горит Маттиас , был затем захвачен ирландцем Томасом Тобиасом, флагманским капитаном вице-адмирала Йохана де Лифде , и увезен в Нидерланды, несмотря на неблагоприятный прилив. . Это стало возможным за счет уменьшения ее осадки за счет небольшого наклона. Жанны В домкрат ударили, пока трубач играл « Платье порвано». Только Монмуту удалось спастись. Увидев катастрофу, Монк приказал потопить все шестнадцать оставшихся военных кораблей, чтобы предотвратить их захват, в результате чего в общей сложности англичане намеренно потопили около тридцати кораблей. Как высмеивал Эндрю Марвелл :

Из всего нашего флота теперь не должен выжить ни один,
Но что сами корабли учились погружаться

13 июня весь берег Темзы вплоть до Лондона был в панике — некоторые распространяли слухи, что голландцы перебрасывают французскую армию из Дюнкерка для полномасштабного вторжения — и многие богатые граждане бежали. город, забрав с собой самое ценное имущество. Голландцы продолжали наступление в доки Чатема с боевыми кораблями «Делфт» , «Роттердам» , «Драк» , «Вапен ван Лонден» , «Гуден Аппель» и «Принцесса » под огнем англичан из замка Апнор и трех береговых батарей. Несколько голландских фрегатов подавили английский огонь, потеряв около сорока убитыми и ранеными. Три лучших и самых тяжелых корабля военно-морского флота, уже затопленные, чтобы предотвратить захват, теперь погибли в огне: первый «Лойал Лондон» , подожженный Роттердамом под командованием Корнелиса Якобса ван дер Хувена; затем Royal James и, наконец, Royal Oak , который выдержал попытки двух боевых кораблей, но был сожжен третьим. Английские экипажи покинули свои наполовину затопленные корабли, в основном без боя, за исключением армейского капитана Арчибальда Дугласа из шотландского пехотного полка, который лично отказался покинуть Royal Oak и погиб в огне. Монмут снова сбежал. Таким образом, рейд стоил англичанам четырех из оставшихся восьми кораблей с более чем 75 пушками. Три из четырех крупнейших «больших кораблей» военно-морского флота были потеряны. Оставшийся «большой корабль», Royal Sovereign (бывший Sovereign of the Seas, перестроенный в двухпалубный), был сохранен, поскольку в то время он находился в Портсмуте. [12] Де Рюйтер теперь лично присоединился к эскадрилье Ван Гента.

Аккаунт Сэмюэля Пеписа

[ редактировать ]
Портрет Сэмюэля Пеписа работы Дж. Хейлса

Дневник Сэмюэля Пеписа , [13] в качестве секретаря Военно-морского совета , часто упоминается в описаниях рейда, поскольку дает прямую информацию об отношении политиков в этот период и о психологическом воздействии нападения.

Поначалу Пепис, кажется, соглашается с тем, что голландцы не осмелятся начать экспедицию против Лондона; еще 18 апреля он пишет:

(...) затем в офис, где есть новости о том, что не только голландцы не могут выставить флот в этом году, но и французы не сделают этого, и что он [ Людовик XIV ] дал ответ голландскому послу , говоря, что он выступает за заключение почетного мира с королем Англии, что, если это правда, является лучшей новостью, которую мы имели за последнее время.

находился на Де Зевен Провинсьен В тот момент Де Рюйтер уже неделю . Тем не менее, он знает о приготовлениях в Чатеме и пишет 23 марта:

В офисе все утро, куда пришел сэр У. Пен [ sic ], вернувшийся из Чатема, с рассмотрения способов укрепления реки Медуэй с помощью цепи на кольях и кораблей, заложенных там с орудиями, чтобы удержать врага от подходим, чтобы сжечь наши корабли; все наши заботы сейчас направлены на то, чтобы укрепиться против их вторжения в нас.

Также на следующий день он присутствует на собрании, где излагаются подробности:

Все их заботы теперь направлены на то, чтобы укрепиться, и не стыдятся этого: когда мало-помалу милорд Арлингтон придет с письмами и увидит, что король и герцог Йоркский дают нам и офицерам артиллерийского управления указания в этом что-то важное, он предложил, чтобы мы могли сделать это настолько конфиденциально, насколько это возможно, чтобы это не попало в голландскую газету в настоящее время, как поездка короля и герцога Йоркского на днях в Ширенесс, через неделю, в Гарлеме. Газета. Король и герцог Йоркские оба посмеялись над этим и не придали значения, но сказали: «Давайте будем в безопасности и позволим им говорить, ибо нет ничего, что беспокоило бы их больше и не мешало бы их приезду больше, чем услышать это мы укрепляемся».

Лишь 3 июня Пепис узнает, что голландцы вышли из игры:

Известно, что голландцы находятся за границей с восемьюдесятью военными кораблями и двадцатью брандерами; и французы входят в Ла-Манш с двадцатью парусами военных кораблей и пятью боевыми кораблями , в то время как у нас в море нет корабля, который мог бы причинить им какой-либо вред; но призываем всех, кого можем, пока наши послы проводят переговоры в Бреде; а голландцы смотрят на них как на пришедших просить мира и используют их соответствующим образом; и все это из-за небрежности нашего принца, который имеет власть, если бы он захотел, управлять всем этим с помощью денег и людей, которыми он командовал и мог бы иметь теперь, если бы он не лез в свои дела. [13]

Только 10 июня Пепис понимает, что целью является Темза: «Новости принесли нам, что голландцы поднялись до самой реки Нор; и есть более срочные заказы на боевые корабли». На следующий день становится очевидным растущее чувство паники:

Вверх, и еще письма от сэра У. Ковентри о новых боевых кораблях, и мы с сэром У. Баттеном идем в контору, где к нам приходит Брункер, который как раз сейчас направляется в Чатем по просьбе комиссара Петта, который от него очень сильно воняет из-за страха перед голландцами, и он желает помощи ради Бога, короля и королевства. Итак, Брункер уходит, а также сэр Дж. Миннес из Грейвсенда. Сегодня утром Петт пишет нам, что Ширнесс пропал вчера вечером после двух-трехчасового спора. Враг завладел этим местом; это очень печально и заставляет нас сильно бояться Чатема.

Утром 12-го числа его успокаивают меры, принятые Монком: «(...) встретил сына сэра У. Ковентри; и там в его письме обнаруживается, что голландцы не предпринимали никаких действий с момента взятия Ширнесса; и герцог из Альбемарля пишет, что все большие корабли защищены от любого нападения, поскольку гик и цепь настолько укреплены, что это привело мое сердце в великую радость».

Вскоре, однако, эта уверенность разрушается: «(...) его клерк, Пауэлл, скажите мне, что ко двору пришли плохие новости о том, что голландцы сломали цепь в Чатеме; это поразило меня до глубины души. И в Уайт-Холл чтобы услышать правду; и там, поднимаясь по черной лестнице, я услышал, как некоторые лакеи говорили о печальных новостях, пришедших в суд, и говорили, что почти никто в суде не выглядит так, как будто он плачет (...) ." [13]

Пепис сразу же делает вывод, что это будет означать конец режима Карла и что революция неизбежна: «Все наши сердца теперь дрожат; ибо новости верны, что голландцы разорвали цепи и сожгли наши корабли, и особенно» «Королевский Чарльз», других подробностей я не знаю, но это, конечно, очень печально. И, по правде говоря, я так боюсь, что все королевство погибнет, что сегодня вечером я принимаю решение изучить с моим отцом и женой, что делать то немногое, что у меня есть в деньгах (...)». [13]

13-го числа предложенные контрмеры только усилили его страхи и заставили его принять решение увезти свою семью и капитал в безопасное место:

Не успели они подняться, как услышали подтвержденное печальное известие о том, что «Ройалл Чарльз» захвачен ими и теперь находится в их оснащении — который Петт должен был поднять выше по нашим нескольким приказам и, следовательно, заслуживает повешения за то, что не сделал этого — и повернув нескольких других; и что к «Надежде» подошел еще один флот. После этих новостей король и герцог Йоркские находились под [Лондонским мостом] с четырех часов утра, чтобы приказать затоплению кораблей в Баркинг-Крик и других местах, чтобы остановить их подъем выше: это заставило меня в такой страх, что я вскоре решил, что мой отец и жена поедут в деревню; и, предупредив за два часа, в этот день они все же проехали в карете с примерно 1300 фунтами золота в ночной сумке.

Весь город в панике:

(...) никогда люди не были такими удрученными, как сейчас в городе по всему городу; и говорить громче всего, даже об измене; как, что нас покупают и продают – что паписты и другие предают нас о короле; кричите, что артиллерийское управление работает настолько отстало, что до сих пор ни в Чатеме, ни в замке Апнор не было пороха, а экипажи все сломаны; что Легг — папист; что Апнор, старый добрый замок, построенный королевой Елизаветой, в последнее время стал объектом пренебрежения; что корабли в Чатеме не следует поднимать выше. Они считают нас потерянными и вывозят свои семьи и богатое имущество из Города; и вы действительно думаете, что французы, пришедшие со своей армией к Дюнкерку, собираются вторгнуться в нас, и что мы подвергнемся вторжению.

Затем приносят еще худшие новости: «Поздно вечером приходит мистер Хадсон, бондарь, мой сосед, и сообщает мне, что он приехал из Чатема сегодня вечером в пять часов и видел сегодня днем ​​«Ройал Джеймс», «Оук». «,» и «Лондон», сожженные противником с помощью своих боевых кораблей: эти два или три военных корабля подошли к ним и сделали из стрельбы замка Апнор не больше, чем из мухи (...). " [13]

14-го числа стали известны более подробные сведения о событиях предыдущего дня, показывающие моральный дух моряков: «[он] действительно слышал, как многие англичане на борту голландских кораблей разговаривали друг с другом по-английски, и что они действительно плакали и говорили: «Мы раньше боролись за билеты, теперь мы боремся за доллары !» и спрашивали, как поживает тот-то и такой-то, и хвалились им: это печальное соображение», и настроение людей по отношению к Чарльзу «они вчера на открытых улицах в Вестминстере кричали: «Парламент!» Парламент!»; и я верю, что ответ за эти выкидыши будет стоить крови». [13]

Голландцы уходят

[ редактировать ]
Копия « Морского триумфа» с изображением Корнелиса де Витта.

Ожидая усиления сопротивления англичан, Корнелис де Витт 14 июня решил отказаться от дальнейшего проникновения и отступить, буксируя за собой Роял Чарльза в качестве военного трофея; Unity также сняли с призовым экипажем. Это решение спасло затопленные крупные корабли Royal Katherine , Unicorn , Victory и St George . Однако голландские моряки гребли к любому английскому кораблю, до которого они могли добраться, чтобы поджечь его, тем самым обеспечив себе денежное вознаграждение. Одна лодка даже снова вошла в доки, чтобы убедиться, что над ватерлинией английских судов Royal Oak , Royal James и Loyal London ничего не осталось ; другой сжег торговое судно «Слот ван Хонинген», хотя его целью было спасти этот драгоценный корабль. По счастливой случайности береговые сооружения верфи Чатема избежали разрушения, поскольку ни одно голландское судно не достигло ее доков; Сохранность этих доков гарантировала, что Королевский флот сможет отремонтировать затонувшие корабли. [12] Английские деревни были разграблены их собственными войсками. [ нужна ссылка ]

Голландский флот, отпраздновав коллективную благодарность Бога за «великую победу в справедливой войне в целях самообороны», попытался повторить свой успех, атаковав несколько других портов на восточном побережье Англии, но каждый раз был отбит. 27 июня попытка войти в Темзу за Грейвсендом была отменена, когда стало известно, что река заблокирована блок-кораблями и пять боевых кораблей ожидают атаки голландцев. 2 июля голландская морская пехота высадилась возле Вудбриджа к северу от Харвича и успешно предотвратила форта Ландгард усиление , но прямая атака форта 1500 морскими пехотинцами была отбита гарнизоном. 3 июля атака на залив Осли провалилась. 21 июля был подписан мир по юлианскому календарю . [14]

И все же Сэмюэл Пепис отмечает в своем дневнике 19 июля 1667 года:

«Голландский флот по-прежнему находится в больших эскадрах повсюду около Харвича и недавно был в Портсмуте; а в последних письмах говорится, что в Плимуте, а теперь отправился в Дартмут, чтобы уничтожить флот наших Стрейтов, недавно прибывший туда; но Бог знает, смогут ли они это сделать. это было больно или нет, но на днях пришла такая приятная новость о том, что голландский флот находится в столь многих местах, что сэр У. Баттен за столом воскликнул: « Ей-богу, говорит он, я думаю, что голландцев срывает дьявол». . » [13]

И 29 июля 1667 года: «Таким образом, во всем, в мудрости, мужестве, силе, знании наших собственных течений и успехе, голландцы превосходят нас и заканчивают войну победой на своей стороне». [13]

Последствия

[ редактировать ]
Мишель де Рюйтер был награжден этим замысловатым кубком за битву при Медуэе в 1667 году. Его можно увидеть в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Официальный представитель пристани Джон Норман оценил ущерб, нанесенный рейдом, примерно в 20 000 фунтов стерлингов, не считая затрат на замену четырех потерянных крупных кораблей; общие потери Королевского флота должны были составить около 200 000 фунтов стерлингов. [15] Петта сделали козлом отпущения, выпустили под залог в размере 5000 фунтов стерлингов и лишили должности, в то время как те, кто проигнорировал его предыдущие предупреждения, незаметно избежали всякой вины. Royal James , Royal Oak и Loyal London в конце концов были спасены и перестроены, но ценой больших затрат, и когда лондонский Сити отказался участвовать в нем, Чарльз изменил название последнего корабля на простое London . В течение нескольких лет английский флот страдал от потерь во время рейда, но примерно к 1670 году новая программа строительства вернула английскому флоту его прежнюю численность.

Кормовая часть Королевского Чарльза в Рейксмузеуме в Амстердаме [16]

Рейд на Медуэй нанес серьезный удар по репутации английской короны . Карл почувствовал себя лично оскорбленным тем фактом, что голландцы напали, когда он поставил на стоянку свой флот и шли мирные переговоры. Его негодование было одной из причин Третьей англо-голландской войны , поскольку она заставила его заключить секретный Дуврский договор с королем Людовиком XIV Франции . В 19 веке несколько британских писателей расширили эту тему, предположив, что именно голландцы запросили мира после своих поражений в 1666 году (хотя на самом деле это сделало их, во всяком случае, более воинственными), и то только путем вероломного нападения на если бы англичане все же смогли одержать победу; Примером этого является книга « Когда Лондон сгорел» , написанная писателем Г.А. Хенти в 1895 году. В краткосрочной перспективе канцлер лорд - Эдвард Хайд стал козлом отпущения, подвергся импичменту и был вынужден покинуть страну. [ нужна ссылка ]

Общие потери голландцев составили восемь израсходованных боевых кораблей и около пятидесяти человек. В республике население ликовало после победы; Было проведено множество празднеств, которые повторились, когда флот вернулся в октябре, и различных адмиралов провозгласили героями. Они были вознаграждены потоком восхвалений , награждены почетными золотыми цепями и пенсиями от Генеральных штатов и меньших штатов провинций; Де Рюйтер, Корнелис де Витт и Ван Гент были удостоены драгоценных эмалированных золотых чаш работы Николаса Локмана с изображением этих событий. Корнелис де Витт заказал большой «Морской триумф» с самим собой в качестве главного героя, который был выставлен в ратуше Дордта . Этот триумфализм фракции Штатов Де Витта вызвал недовольство конкурирующей фракции оранжистов; когда режим Штатов потерял свою власть во время рампы 1672 года, голову Корнелиса должны были торжественно вырезать из картины, после того как Чарльз в течение нескольких лет настаивал на удалении картины.

«Ройял Чарльз» , его осадка была слишком глубокой, чтобы его можно было использовать в мелководных голландских водах, был постоянно поставлен в сухой док возле Хеллевутслейса в качестве туристической достопримечательности, при этом для больших компаний, часто из иностранных гостей, организовывались однодневные поездки. После яростных протестов Чарльза по поводу того, что это оскорбило его честь, официальные визиты были прекращены, и в 1672 году королевский Чарльз был в конечном итоге списан ; однако часть ее транца с гербом со Львом и Единорогом и королевской надписью Dieu et mon droit была сохранена, поскольку ранее Карл потребовал ее удаления, и с 1883 года она была выставлена ​​​​на обозрение в подвале Рейксмузеума. в Амстердаме. [16]

14 марта 2012 года транец был перевезен в Англию на борту ВМС Нидерландов патрульного корабля «Холланд» в сопровождении тогдашнего голландского наследного принца Виллема-Александра , где он был выставлен в коммодате в Национальном морском музее в Гринвиче как часть выставки « Королевская река: сила, зрелищность и Темза», посвященной бриллиантовому юбилею Елизаветы II . [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кук 1949 , стр. 226.
  2. ^ Перейти обратно: а б Кук 1949 , стр. 229.
  3. ^ Вторая англо-голландская война: Рейд на Медуэй, Кеннеди Р. Хикман, About.com ( архив WebCite )
  4. ^ Фрэнкс, Гораций Джордж (1942). Голландия на плаву . Лондон. п. 98. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Роджер, ДН (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 , Penguin Group, стр. 76.
  6. ^ (на голландском языке) Age Scheffer, Славные годы нашего флота , Baarn 1966, стр. 164.
  7. ^ (на голландском языке) Age Scheffer, Славные годы нашего флота , Baarn 1966, стр. 161.
  8. ^ «Рейд на Медуэй, 9 июня 1667 г. - 14 июня 1667 г.» . Три палубы – военные корабли в эпоху парусного спорта . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 5 июля 2011 г. ()
  9. ^ Сайт замка Апнор Пола Аллена ( архив WebCite )
  10. ^ (на голландском языке) Инструкции флота и первые две войны с Англией в семнадцатом веке , магистерская диссертация Ренса де Вьета, Роттердамский университет Эразма , с. 53 ( архив WebCite )
  11. Геррит Андриеш Мак, родившийся в Шидаме в 1616 или 1617 году в старинной семье мореплавателя, в мирное время был шкипером сельдёвого судна. В 1659 году шведские каперы захватили его лодку и команду, но через два дня ему с командой и лодкой удалось бежать. В 1667 году он был назначен командиром боевого корабля «Схидам» Адмиралтейства в Лабиринте; «Мак» в: LAF Barjesteh van Waalwijk van Doorn и CEG ten Houte de Lange (ред.), Сотня семей Шидам с 1795 по 1940 год , Гронсвельд и Роттердам, 2010.
  12. ^ Перейти обратно: а б Роджер, НАМ (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг ., Penguin Group, стр. 77.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дневник Сэмюэля Пеписа – Завершено Сэмюэлем Пеписом , Проект Гутенберг
  14. ^ Голландский набег на Медуэй, 19–24 июня 1667 г. , Энциклопедия военной истории в Интернете ( архив WebCite )
  15. ^ (на голландском языке) Age Scheffer, Славные годы нашего флота , Baarn 1966, стр. 178.
  16. ^ Перейти обратно: а б Кормовая часть Королевского Чарльза, хранящаяся в Рейксмузеуме Амстердама.
  17. ^ (на голландском языке) Наследный принц доставляет музейный экспонат. Архивировано 16 марта 2012 года в Wayback Machine , Голландский радиовещательный фонд , 14 марта 2012 года.

Литература

[ редактировать ]
  • Чарльз Ральф Боксер: Англо-голландские войны 17 века , Канцелярия Ее Величества, Лондон, 1974.
  • Кукс, Элвин Д. (1949). «Голландское вторжение в Англию: 1667 год». Военное дело . 13 (4): 223–233. дои : 10.2307/1982741 . JSTOR   1982741 .
  • Фрэнк Л. Фокс: Далекий шторм – Четырехдневная битва 1666 года, величайшее морское сражение эпохи парусного спорта , Press of Sail Publications, Ротерфилд/Восточный Суссекс, 1996, ISBN   0-948864-29-X .
  • Хельмут Дивальд: Борьба за мировые океаны , Мюнхен/Цюрих, 1980 г., ISBN   3-426-26030-1 .
  • Роджер Хейнсворт / Кристин Черчерс: Англо-голландские военно-морские войны 1652–1674 гг ., Sutton Publishing Limited, Thrupp/Stroud/Gloucestershire 1998, ISBN   0-7509-1787-3 .
  • Джеймс Р. Джонс: Англо-голландские войны семнадцатого века , Longman House, Лондон/Нью-Йорк, 1996, ISBN   0-582-05631-4 .
  • Брайан Лавери: Линейный корабль , Bd.1, Conway Maritime Press, 2003, ISBN   0-85177-252-8 .
  • Чарльз Макфарлейн : Голландцы на Медуэе , Джеймс Кларк и компания, 1897.
  • Альфред Тайер Махан: Влияние морской мощи на историю 1660–1812 гг. , Херфорд, 1967.
  • Александр Мёрер: История морской войны в общих чертах , Лейпциг, 1942 год.
  • НАМ Роджер : Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг. , Нью-Йорк, 2004 г. ISBN   0-393-32847-3
  • П.Г. Роджерс: Голландцы в издательстве Medway Oxford University Press, Оксфорд, 1970, ISBN   0-19-215185-1 .
  • Возраст Схеффера: Славные годы нашего флота , Баарн, 1966 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3dd0c4e426540ab9933876c0e822189__1722831480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/89/f3dd0c4e426540ab9933876c0e822189.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raid on the Medway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)