Jump to content

Битвы при Барфлёре и Ла Уге

(Перенаправлено из «Битвы при Ла-Уге» )

Битвы при Барфлёре и Ла Уге
Часть Девятилетней войны

Битва при Ла-Хоге , Бенджамин Уэст
Дата 29 мая - 4 июня 1692 г. ( 29 мая 1692 г. - 04 июня 1692 г. )
Расположение 49 ° 40'16 ″ с.ш. 1 ° 15'48 ″ з.д.  /  49,6711 ° с.ш. 1,2633 ° з.д.  / 49,6711; -1,2633
Результат Англо-голландская победа [ 1 ]
Воюющие стороны
 Англия
 Голландская Республика
 Франция
Командиры и лидеры
Эдвард Рассел
Голландская Республика Филипс ван Алмонд
Энн Турвиль
Бернарден Бельфондс
Сила
82 линейных корабля
3 боевых корабля
39 000 мужчин
44 линейных корабля
2 фрегата
1 боевой корабль
21000 человек
Жертвы и потери
5000 убитых или раненых [ 2 ]
2 линейных корабля потоплены
3 боевых корабля уничтожены
5000 убитых или раненых [ 2 ]
15 линейных кораблей уничтожено
2 фрегата уничтожены
1 боевой корабль уничтожен

Сражения при Барфлере и Ла-Уге произошли во время Девятилетней войны , между 19 мая OS (29 мая NS ) и 4 июня OS (14 июня NS) 1692 года. Первая битва произошла возле Барфлёра 19 мая OS (29 мая NS) 1692 года. ), а более поздние действия произошли между 20 мая OS (30 мая NS) и 4 июня OS (14 июня NS) в Шербуре и Сен-Вааст-ла-Уг в Нормандии , Франция.

Попытка французов восстановить Якова II на английском троне — Вильгельмская война в Ирландии — закончилась поражением в октябре 1691 года. Вместо этого флот из 44 линейных кораблей под командованием адмирала де Турвиля должен был перевезти силы вторжения под командованием Бернардена Жиго де Беллефонд . Англо-голландские корабли зимовали в отдельных портах, и Турвилю было приказано выйти в море как можно раньше, надеясь перехватить их до того, как они смогут соединиться. Однако, когда он наконец сделал это в конце мая, два флота под командованием адмирала Эдварда Рассела уже встретились и насчитывали 82 человека, когда они столкнулись с французами у мыса Барфлер.

Следуя его инструкциям, Турвиль атаковал и нанес многочисленные потери англо-голландским экипажам, но после столкновения, в результате которого многие корабли с обеих сторон были повреждены, он в конечном итоге вышел из боя. Англо-голландский флот преследовал превосходящих по численности французов до гаваней Шербура и Ла-Уга, уничтожив в общей сложности пятнадцать кораблей и положив конец угрозе для Англии.

Портрет Эдварда Рассела работы Томаса Гибсона .

Победа французов в битве при Бичи-Хед двумя годами ранее, в июне 1690 г., открыла возможность уничтожить значительную часть англо-голландского флота и высадить вторгшуюся армию. Король Людовик XIV и его военно-морской министр Луи Фелипо планировали высадить армию в Англии и вернуть Якова II на трон. Они планировали начать вторжение в апреле 1692 года, то есть раньше, чем ожидалось, что отдельные английский и голландский флот выйдут в море и объединятся. Большая часть сил вторжения должна была состоять из Ирландской королевской армии , которая отправилась в изгнание во время « Полета диких гусей» после осады Лимерика в 1691 году.

Войска были собраны в Сен-Вааст-ла-Уг , а кавалерия и орудия должны были быть погружены в транспорты в Гавре . Французский командующий адмирал Анна Иларион де Турвиль должна была вывести французский флот из Бреста , собрать транспорты и войска, затем отбиться от английского флота и высадить армию в Англии. Несмотря на то, что Турвиль командовал флотом, стратегические решения должны были принимать Яков II, Франсуа д'Юссон де Бонрепо и Бернарден Жиго де Бельфонд . [ 3 ]

Однако французский флот не смог вовремя сконцентрироваться; Д'Эстре и тулонский флот были отброшены в Гибралтарском проливе , потеряв два корабля в шторме, а Виллетт Мюрсей с эскадрой Рошфора задержался. Брестский флот Турвиля был недоукомплектован, и когда он отплыл 4 мая [ OS 29 апреля], он был вынужден оставить 20 кораблей под командованием Шато-Рено . Его флот еще больше задержался из-за встречного ветра и покинул Бертом-роуд только 2 мая. [ 4 ]

Турвиль вошел в Ла-Манш с 37 линейными кораблями в сопровождении семи боевых кораблей , а также фрегатов, разведчиков и транспортов. 15 мая к нему присоединились Виллетт и эскадра Рошфора, семь линейных кораблей и сопровождающих судов, в результате чего Турвиль получил объединенный флот из 44 кораблей плюс сопровождающие суда, всего 70 или 80 парусников. [ 5 ] Тем временем союзный флот собирался в Сент-Хеленс на острове Уайт . Вице-адмирал Красного сэр Ральф Делаваль прибыл 8 мая; На следующий день к нему присоединился Ричард Картер , который находился в западном канале, охраняя конвой и доставляя войска на Гернси . В апреле голландцы отправили флот под командованием Филипса ван Альмонда из Текселя , который направлялся на юг. Адмирал «Синего» сэр Джон Эшби отплыл из Нора 27 апреля.

Адмирал флота Эдвард Рассел задержался до 29 апреля, но выиграл время, совершив рискованный проход через канал Чайки. Он встретил Алмонда в Даунсе и еще одну голландскую эскадру в Дандженессе , прибывшую на Сент-Хеленс на второй неделе мая. В следующие несколько дней к нему присоединились новые отряды, и к 14 мая у Рассела было более 80 линейных кораблей плюс вспомогательные силы. [ 3 ] Таким образом, к 14 мая союзный флот был полностью собран, и стратегическая цель Франции действовать концентрированными силами, в то время как союзники были рассеяны, была уже потеряна. Однако Людовик XIV дал Турвилю строгий приказ искать сражения, сильные или слабые ( for ou faible ), и он продолжал это делать. [ 6 ]

Карта Северной Франции с выделенными местами сражений.
Битва при Барфлере, 29 мая 1692 года , картина Ричарда Пэтона .

Флоты заметили друг друга с рассветом 19 мая у мыса Барфлер. История о том, что Турвиль затем провел совещание со своими офицерами, чьи советы и его собственное мнение были против действий, кажется неточной, учитывая строгий приказ Турвиля от короля вступить в бой. [ 7 ] Посланники Якова II также посоветовали ему ожидать дезертирства со стороны английских капитанов , симпатизировавших якобитам , но на самом деле никто этого не сделал. [ 8 ] Флоты медленно сближались под легким юго-западным бризом: Рассел с северо-востока, а Турвиль, у которого был метеорометр , с юга, на правом галсе, чтобы привести свою боевую линию в соприкосновение с линией Рассела. Оба флота состояли из трех эскадрилий, каждая из которых была разделена на три дивизии под командованием флаг-офицера. [ 9 ]

Из-за спокойной погоды два флота вступили в бой только после 10:00, через четыре часа после первого обнаружения друг друга. Пока он держал в руках датчик погоды, Турвиль мог прервать бой, выполнив приказ нанести ущерб противнику. Он усилил свой центр, белую эскадрилью под своим собственным командованием, чтобы вступить в бой с красной эскадрильей Рассела, имеющей почти равное количество сил. В другом месте он стремился свести к минимуму ущерб, выдвигая и отказываясь от фургона, чтобы избежать разворота и опрокидывания, в то время как задняя часть была отведена назад, чтобы сохранить указатель погоды. Рассел в ответ сдерживал огонь как можно дольше, чтобы позволить французам приблизиться; Алмонд в авангарде выдвинулся, чтобы попытаться перекрыть французскую линию, в то время как Эшби, находясь в тылу и на некотором расстоянии, стремился приблизиться и ввести в бой свою синюю эскадрилью. Примерно с 11:00 и в течение следующих нескольких часов оба флота бомбардировали друг друга, причинив значительный ущерб. [ 10 ]

Голландские и французские корабли в Барфлере, автор Абрахам Шторк .

Битва продолжалась до конца дня и ночи и была полна происшествий. В 13:00 изменение ветра позволило контр-адмиралу Красной армии сэру Клодесли Шовеллу прорвать линию французов, а голландцам начать охват французского фургона. В 16:00 наступило ровное затишье, оставив оба флота в тумане. В 18:00 Турвиль смог использовать прилив , чтобы получить передышку, а Шовелл использовал тот же прилив в 20:00 для атаки боевого корабля. [ 10 ]

К 10:00 бой почти закончился. Удивительно, но, хотя большинство кораблей с обеих сторон были повреждены, некоторые серьезно, ни один корабль ни с одной из линий боя не был потерян. На переломе Турвиль снова воспользовался этим, чтобы перерезать тросы и во время отлива унестись по каналу, подальше от места боя. Рассел также отключился, когда понял, что произошло, чтобы преследовать его в ночи. [ 11 ] 30 мая вывод французов был затруднен ветром и приливом, а также тем фактом, что из-за опасений французского военно-морского министерства по поводу затрат многие корабли имели якоря, недостаточные для того, чтобы выдержать сильные приливы в регионе. Ближайший французский порт Шербур не был укреплён. [ 12 ]

Преследование

[ редактировать ]
Битва при Барфлере, Людольф Бакейзен

С первыми лучами солнца 20 мая французский флот рассыпался на группы на обширной территории. К северу от места сражения, идя на север, находились Габаре и Ланжерон, между которыми находились четыре корабля. Позже в тот же день они обогнули английское побережье и направились в Атлантику; в конце концов они благополучно прибудут в Брест. На юге Несмонд направлялся на юго-восток к побережью Нормандии с шестью кораблями. Два из них будут выброшены на берег в Сен-Вааст-ла-Уг, а еще два позже будут отправлены в Гавр, один из которых, L'Entendu , потерпел крушение у входа в гавань. Несмонд с оставшимися двумя кораблями «Монарк» и «Эймабль» прошел через Дуврский пролив , пошел на север вокруг Британии и, наконец, благополучно прибыл в Брест. На запад двигались основные силы трех групп: лидировал Виллет с 15, за ним следовал д'Амфревиль с 12 и замыкал Турвиль с семью. Французы смогли приблизиться в течение дня, но Турвилю помешали его попытки спасти свой флагман. Soleil Royal , находившийся в плачевном состоянии. Позже в тот же день он осознал это и передал свой флаг L'Ambiteux . [ 12 ]

21 мая французский флот стоял на якоре против прилива у мыса Гаага . Ведущий контингент, 21 корабль - теперь под командованием Паннетье - обогнул мыс и участвовал в гонке Олдерни , в то время как остальные, тринадцать с Турвилем и другими флагманами, находились на востоке. Когда погода ухудшилась, эти корабли начали тащить якоря и были вынуждены идти под натиском ветра и прилива. Рассел преследовал Турвиля на восток вдоль побережья Котантена. Турвиль, не имея якорей, был не в состоянии сделать ничего другого, кроме как высадить свои корабли на берег. Трое из наиболее сильно пострадавших были вынуждены выйти на берег в Шербуре. Остальные десять кораблей достигли Сен-Вааст-ла-Уг, где они тоже были выброшены на берег, присоединившись к двум уже находившимся там дивизиям Несмонда. Рассел и сопровождавшие его корабли вместе с частью Синей эскадры Эшби также бросились преследовать его, в то время как Эшби и Алмонд продолжали следить за группой Паннетье. [ 12 ]

Паннетье, чтобы спастись от преследующего союзного флота, стремился совершить опасный переход через Олдерни-Рейс; в этом ему помогло то, что он нашел в своей команде местного жителя Эрве Риэля , который выступил в роли пилота, когда его штурманы возражали. [ 12 ] Алмонд и Эшби не пытались следовать за ним; Позже Рассел раскритиковал их за то, что они не сделали этого, хотя единственный флагман, знавший воду, Картер, умер от ран. Альмонд предпринял попытку преследования, направив свою эскадрилью к западу от Олдерни, но задержка позволила Паннетье вырваться слишком далеко вперед, и Альмонд отказался от погони. Позже Паннетье достиг Сен-Мало и оказался в безопасности, а Алмонд и Эшби повернули на восток, чтобы воссоединиться с Расселом в Ла-Уге. [ 13 ]

Суда «Soleil Royal» , «Admirable » и «Triomphant» были в таком плохом состоянии, что их пришлось выбросить на берег в Шербуре. , 23 мая, они были На следующий день уничтожены там вице-адмиралом Делавалем, атаковавшим с баркасов и боевых кораблей. [ 14 ] Тем временем Рассел атаковал оставшиеся корабли. Они искали убежища в Ла-Уге, где находились под защитой собранных сухопутных войск и батареи. 3 и 4 июня голландцы и англичане атаковали на длинных лодках. К этому времени французские экипажи были измотаны и разочарованы. Союзники успешно развернули береговые отряды и боевые корабли, которые сожгли все двенадцать французских линейных кораблей, искавших там убежища. Это последнее сражение прославилось в Англии как битва при Ла-Уге. [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]
Голландский новостной буклет о битве, автор Ромейн де Хоге.

Рассредоточение французского флота положило конец планам вторжения, и победа союзников была отмечена в Англии Обзором флота . После битвы французы отказались от идеи достижения военно-морского превосходства ради самого себя, приняв вместо этого континентальную стратегию на суше и ведя войну против торговли на море. [ 15 ] Битва видится по-разному по обе стороны Ла-Манша . Англичане рассматривали эту акцию как единое действие, продолжавшееся шесть дней; ее часто называют битвой при Ла-Уге или просто Уге. С другой стороны, французы рассматривали различные действия как отдельные сражения при Барфлере, Шербуре и Ла-Уге. Однако более нейтральные наблюдатели, такие как Махан, [ 16 ] также видел действие в целом, как и Пемзель, [ 17 ] и военно-морские действия, продолжавшиеся несколько дней, не были чем-то необычным для того времени.

Каждая сторона по-разному оценивает результат. Англичане считают это полной победой. Французы, признавая поражение в Ла-Уге и Шербуре, предпочитают считать победу в Барфлёре. Английское представление об этом как о полной победе, хотя и правдоподобно с тактической точки зрения, ошибочно со стратегической точки зрения. Раньше его широко праздновали, хотя во времена Махана оно считалось менее важным. [ 16 ] План французского вторжения был сорван, но Ла-Уг не стал тем разрушительным ударом по французскому флоту, как когда-то считалось. Потери французов были быстро компенсированы, и к следующему году Турвиль смог нанести поражение союзникам в битве при Лагосе . [ 18 ] Хотя французы отказались от своих планов вторжения на оставшуюся часть конфликта и перешли к военным действиям , это было скорее вопросом политики, чем необходимости. [ 19 ]

Однако взгляд французов на битву при Барфлёре как на победу столь же ошибочен. Действия при Шербуре и Ла-Уге можно рассматривать только как поражения, но мнение о действиях при Барфлере как о победе несостоятельно. [ 20 ] Стратегическая цель — сконцентрировать флот и захватить контроль над каналом до того, как соберется союзный флот, — уже провалилась к 14 мая, и шанс на вторжение был потерян, даже если бы битва так и не состоялась. Тактически Турвиль сделал все, что мог, в сложной ситуации. Он умело использовал приливы, сначала для того, чтобы вывести свой флот из боя, а затем для побега, но, поскольку ни с одной стороны не было потеряно ни одного корабля, и действие, закончившееся преследованием Рассела по горячим следам, в лучшем случае можно рассматривать как безрезультатное. Тем не менее, историки в целом признали мастерство, храбрость, отвагу и свирепую боевую способность французов в этом бою. [ 17 ] [ 21 ] Барфлер остается акцией, которую отмечают во Франции. [ 22 ] в то время как англичане жаловались на упадок духа среди своих капитанов, а два лейтенанта были отданы под трибунал и уволены из военно-морского флота за отступление из боя после того, как их капитаны были выведены из строя. [ 19 ]

Уинстон Черчилль заявил, что:

Битва у мыса Ла-Уг с ее последующими действиями... решительно разрушила за всю историю войн Вильгельма и Анны все претензии французов на господство на море. Это был Трафальгар XVII века.

Уинстон Черчилль [ 23 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Обри, П. (1979). Разгром армады Джеймса Стюарта, 1692 год . Издательство Лестерского университета. ISBN  0-7185-1168-9 .
  • Кастекс, Р. (1994). Стратегические теории . Издательство Военно-морского института. ISBN  9781557501004 .
  • Черчилль, Уинстон С. (2014) [1933]. «Глава двадцать четвертая: Башня 1692–1693» . Мальборо: его жизнь и времена . Том. 1. Книги Розетты. ISBN  9780795329883 .
  • Хардинг, Р. (2002). Морская мощь и военно-морская война, 1650–1830 гг . Абингдон: Рутледж. ISBN  9781135364861 .
  • Дженкинс, Э.Х. (1973). История французского военно-морского флота . ISBN  0-3560-4196-4 .
  • Роджер, НАМ (2004). Командование Океаном . Аллен Лейн. ISBN  0-7139-9411-8 .
  • Махан, AT (1980). Влияние морской мощи на историю, 1660–1805 гг . Хэмлин. ISBN  0-600-34162-3 .
  • Пемзель, Хельмут (1977). Атлас морской войны . Пресса «Оружие и доспехи». ISBN  0-85368-351-4 .
  • де Йонге, Иоганнес Корнелис (1860). История голландской морской системы, часть 3 (PDF) (на голландском языке). А. С. Круземан.
  • Бодар, Гастон (1908). Военно-историческая военная лексика (1618–1905) . Проверено 6 марта 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d85205a98167ce851773d8d98db67334__1721758440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/34/d85205a98167ce851773d8d98db67334.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battles of Barfleur and La Hougue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)