Гаджа Мада
Гаджа Мада ꦓꦗꦃꦩꦢ | |
---|---|
Популярное изображение Гаджи Мады в Национальном памятнике. | |
Махапатих [Примечание 1] Маджапахит империи | |
В офисе 1331 [1] – с. 1364 | |
Монархи | Джаянегара Трибхувана Виджаятунггадеви Хайям Вурук |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1290 |
Умер | в. 1364 |
Религия | Шива - Будда [2] [Примечание 2] |
Военная служба | |
Битвы/войны | Саденгское восстание Восстание Ра Кути Бедахулу война Битва при Бубате Падомпо [Примечание 3] |
Гаджа Мада (ок. 1290 – ок. 1364), также известный как Джирннодхара , [3] был могущественным военачальником и махапатихом (приблизительным эквивалентом современного премьер-министра) яванской империи Маджапахит в 14 веке. рукописях, стихах и надписях ему приписывают В старояванских то, что он привел империю к пику славы. [4]
Он произнес клятву под названием Сумпа Палапа , в которой поклялся не успокаиваться, пока не завоюет весь в Юго-Восточной Азии архипелаг Нусантара для Маджапахита. [5] [6] : 363–364 Во время его правления индуистские эпосы , в том числе Рамаяна и Махабхарата , укоренились в яванской культуре и мировоззрении посредством исполнительского искусства ваянг кулит («кожаные марионетки»). [7] Его считают важным национальным героем современной Индонезии . [8] а также символ патриотизма и национального единства. Исторические отчеты о его жизни, политической карьере и управлении взяты из нескольких источников, в основном из Параратона («Книга королей»), Нагаракретагамы ( хвалебная речь на яванском языке ) и надписи, датируемой серединой 14 века.
Описание
[ редактировать ]- Статуя Враджанаты в Национальном музее Индонезии, № 5136/310d.
- Статуя Бимы, № 2776/286b
Большая часть современного популярного изображения Гаджи Мады происходит из воображения Мохаммада Ямина в его книге 1945 года « Гаджа Мада: Пахлаван Персатуан Нусантара» . Однажды в 1940-х годах Ямин посетил Тровулан , место столицы бывшего королевства Маджапахит. Он нашел фрагменты терракоты , один из которых представлял собой копилку в виде лица человека с коренастым лицом и вьющимися волосами. Судя по выражению лица копилки, Ямин интерпретировал это как лицо Гаджи Мады, объединителя архипелага. Затем Ямин попросил художника Хенка Нгантунга нарисовать картину на основе фрагмента терракоты. Картина была выставлена на обложке книги Ямина. Многие люди не согласны с мнением Ямина, потому что невозможно, чтобы лицо такой большой фигуры, как Гаджа Мада, было выставлено в копилке. Такое изображение считается оскорблением, поскольку обычно руководители государств в индуистско - буддийскую эпоху, в том числе Маджапахит, изображались в виде статуй. Некоторые даже полагают, что это было не что иное, как лицо самого Ямина. [9]
Еще одна иллюстрация исторической Гаджа Мады, отличная от Ямина, является результатом исследования в Университете Индонезии археолога Агуса Ариса Мунандара. Он интерпретировал, что Гаджа Мада изображался как Бима в ваянга с поперечными усами. спектаклях теней [10] В популярных изображениях Гаджа Мада чаще всего изображается с обнаженной грудью, в саронге и с оружием в виде криса . Хотя это могло быть правдой при выполнении гражданских обязанностей, его официальная одежда могла быть иной: суданский патих объяснил в кидунге ) с золотым тиснением Сандиана, что Гаджа Мада носил карамбаланган ( нагрудник и был вооружен позолоченным копьем и щитом. полный бриллиантового украшения. [11] [12]
- Кираса, подаренная брахманом , изображенная в храме Боробудур.
- Военный наряд или доспехи, изображенные на статуе из канди в Сингасари.
- Кираса в руках божества, более ранний период, Нганджук , 10–11 века , Восточная Ява.
По словам Мунандара, сначала Гаджа Мада изображался как персонаж Враджанаты из сказок Панджи , а в более поздние эпохи - как Бима из Махабхараты . История Панджи была известна раньше, чем деятельность по созданию статуй Бима, которая, по-видимому, началась в середине 15 века, поэтому первая, вероятно, была оригинальным изображением Гаджи Мады. Прославление Гаджа Мады на первом этапе носит профанный характер — в форме его изображения как Враджанаты, но затем прославление Гаджа Мады происходит на втором этапе, более священном, который приравнивается к Биме как аспекту Шивы. [13] В статуе, найденной в Национальном музее Индонезии (№ 5136/310d), статуя изображена с крепким телом, поперечными усами и волнистыми локонами, на макушке головы резинка с лентой, образующей подобие шапка текес . Он носит одежду и украшения, браслеты и верхнюю повязку в виде змееподобной повязки Бимы. [14]
Традиционное изображение статуи Бима, связанное с Гаджах Мадой, было сделано в конце Маджапахита в середине 15 века. Характеристики: а) ношение короны супит-уранг (его волосы имеют форму двух арок на макушке, напоминающих щипцы для креветок), б) поперечные усы, в) сильное тело, г) ношение поленга (черно-белого). ) ткань и д) фаллос всегда изображается выступающим. [15] В статуе Бимы, хранящейся в Национальном музее (№ 2776/286b), он изображен стоящим вертикально, обеими руками вдоль тела, в правой руке он держит гадху ( разновидность булавы ); его фаллос изображен выступающим с шалью, висящей между ног; на нем змеиная упавита , корона из супит уранга , мрачное лицо и густые поперечные усы; а волосы надо лбом описываются как вьющиеся, образующие джаман (украшение лба). [16] Сходство между статуей Враджанаты как воплощения Гаджи Мады и статуей Бимы не случайно, но существует основная концепция, развивающаяся вместе с дистанцией между историческими событиями и их поклонниками в более позднее время. [15]
Значение имени
[ редактировать ]Слово «Гаджа» (слон) относится к большому животному, которого уважают другие животные. В индуистской мифологии считается, что это вахана (животное животное) бога Индры . Слоны также связаны с Ганешей , слоновьим богом с человеческим телом, сыном Шивы и Парвати . Что касается слова «Мада», то на древнем яванском языке (возможно, производном от санскрита , где слово имеет то же значение) оно означает «пьяный». Когда слон пьян, он будет ходить произвольно и буйно, преодолевая все препятствия. Поэтому, когда оно связано с фигурой Гаджи Мады, имя можно интерпретировать двояко, а именно: [17]
- Он считал себя колесницей царя, исполнителем царских приказов, подобно тому, как слон Айравата стал ваханой бога Индры.
- Он человек, который кажется пьяным и жестоким, когда сталкивается с различными препятствиями, которые будут препятствовать развитию королевства. Это действительно правильный выбор имени, и кажется, что имя было тщательно продумано, его значение было ранее использовано для его имени. [17]
В надписи Гаджа Мада использовалось другое прозвище, а именно Ракрян Мапатих Джирннодхара . Возможно, это имя — всего лишь титул Гаджи Мады, но его также можно рассматривать как официальное имя. Значение слова Джирннодхара — «строитель чего-то нового» или «восстановитель того, что развалилось». В буквальном смысле Гаджа Мада является строителем чайтьи Кертанегары, которой раньше не существовало. В переносном смысле его можно рассматривать как реставратора и продолжателя идей Кертанегары в концепции Двипантара Мандалы . [3]
Прийти к власти
[ редактировать ]
О ранней жизни Гаджи Мады известно немного, но он родился в обычной семье. В ранних отчетах упоминается его карьера в качестве командира Бхаянкары , элитной королевской гвардии короля Маджапахита и королевской семьи.
Когда Ракриан Кути , чиновник из Маджапахита, восстал против короля Джаянегары (годы правления 1309–1328) в 1321 году, Гаджа Мада и махапатих Арья Тадах спасли короля и его семью, сбежав из столицы Тровулана . Позже Гаджа Мада помог королю вернуться в столицу и подавить восстание. Семь лет спустя Джаянегара был убит придворным врачом Ракрианом Танкой , помощником Ракриана Кути.
Другая версия предполагает, что Джаянегара был убит Гаджей Мадой в 1328 году. Джаянегара чрезмерно защищал своих двух сводных сестер, рожденных от Кертараджасы младшей королевы , Дья Деви Гаятри . Жалобы двух молодых принцесс привели к вмешательству Гаджи Мады. Его решение заключалось в том, чтобы хирург убил короля, притворяясь, что проводит операцию.
Джаянегару немедленно сменила его сводная сестра Трибхувана Виджаятунггадеви (годы правления 1328–1350). Однако, когда она вступила на престол, регионы Саденг и Кета не прислали свои делегации, что было истолковано как мятеж. Позже это подтвердилось, когда шпионы Трибхуваны обнаружили, что оба региона готовятся к восстаниям. Саденг и Кета были прибрежными регионами, ранее завоеванными Маджапахитом. Однако смерть Намби в 1316 году (местного патиха, считавшегося способным поднять оба региона) также способствовала восстанию. В это время Саденгом также руководил знаменитый генерал Маджапахита Вирота Вираганти.
Хотя Гаджа Мада в настоящее время все еще был патихом, Трибхувана послал его по совету болезненного махапатиха Арья Тадаха для переговоров с лидерами повстанцев в 1331 году. Однако генерал Маджапахита Ра Кембар, соперник Гаджи Мады, предшествовал его прибытию с его армия подавила оба восстания. Его люди Джабунг Таревес, Лембу Петенг и дан Икал-Икалан Банг также были замешаны в убийстве Намби. [18]
Это привело к конфликту между силами Гаджи Мады и Ра Кембара, который разрешился только тогда, когда сама Трибхувана возглавила сражения против обоих восставших регионов. После выхода на пенсию Арьи Тады Гаджа Мада был избран махапатихом в 1334 году. [19] знаменитый мусульманский путешественник Ибн Баттута посетил Именно во время правления Гаджи Мады в качестве махапатиха, около 1345 года, Суматру .
Клятва Палапы и расширение империи
[ редактировать ]
Говорят, что именно во время своего назначения махапатихом при королеве Трибхуванатунггадеви Гаджа Мада принял свою знаменитую клятву, Клятву Палапы или Сумпа Палапа . Пересказ клятвы описан в Параратоне (Книге королей), отчете об истории Явана , датируемом 15 или 16 веком: [6] : 363
- Сира Гаджа Мадапати амангкубхуми не хочет поклоняться палапе, Сира Гаджа Мада: «Если вы потеряете архипелаг, вы будете поклоняться палапе, если вы потеряете в Гуруне, в Серане, Танджунгпуре, в Хару, в Паханге, Домпо, на Бали, Сунда , Палембанг, Тумасик, самана, я кокос разобью».
Перевод:
- [В конце концов] Гаджа Мада стал патих мангкубуми, [но] не захотел амукти палапа . Гаджа Мада [поклялся]: «Если я завоевал архипелаг Нусантара , [то] я буду Амукти Палапа . Если [я] завоевал Гурун , Серам , Танджунгпуру , Хару , Паханг , Домпо , Бали , Сунда , Палембанг , Тумасик (Сингапур) ), тогда я буду амукти палапа ».
Петрус Джозефус Зутмулдер определяет амукти палапа как «наслаждение состоянием, в котором можно взять все», или просто «наслаждение удовольствием»; а по словам Сламета Мулджаны, это означает «наслаждаться отдыхом». [6] : 364
Даже его ближайшие друзья поначалу сомневались в его клятве, но Гаджа Мада продолжал осуществлять свою мечту объединить Нусантару под славой Маджапахита. Вскоре он завоевал прилегающую территорию Бедахулу ( Бали ) и Ломбок (1343 г.). Затем он послал флот на запад, чтобы атаковать остатки талассократического королевства Шривиджая в Палембанге . Там он назначил Адитьявармана , принца Маджапахита, вассальным правителем. [ сомнительно – обсудить ] Минангкабау на Западной Суматре .
Затем он завоевал первый исламский султанат в Азии Юго- Восточной Самудра Пасай и еще одно государство в Сварнадвипе ( Суматра ). Гаджа Мада также завоевал Бинтан , Тумасик ( Сингапур ), Мелайу (ныне известный как Джамби) и Калимантан .

После отставки королевы Трибуванатунггадеви королем стал ее сын Хайям Вурук (правил в 1350–1389 гг.). Гаджа Мада сохранил свое положение махапатиха при новом короле и продолжил свою военную кампанию, расширившись на восток в Логаджа, Гурун, Серам , Хутанкадали , Сасак , Бутон , Банггай , Кунир, Галиян , Салаяр , Сумба , Муар ( Сапаруа ), Солор , Бима. , Вандан (Банда), Амбон , Тимор и Домпо.
Таким образом, он фактически поставил под контроль Маджапахита современный индонезийский архипелаг, который охватывал не только территорию сегодняшней Индонезии, но и территорию Темасека (историческое название Сингапура ), а также штаты, включающие современную Малайзию , Бруней , южные Филиппины и Восточную Европу. Тимор .
Согласно надписи Гаджа Мада , датированной 1273 годом Сака (1351 год н.э.), в месяце Весакха Санг Махамантримукья Ракриан Мапатих Мпу Мада (Гаджа Мада) приказал, создал и открыл священное здание Чайтьи , посвященное покойному Падуке Бхатаре Санг Лумаху. Ри Сива Будда ( король Кертанегара ), умерший в 1214 году Сака (1292 год нашей эры) в месяце Джьеста. Надпись была обнаружена в районе Сингосари, Маланг, Восточная Ява, и была написана старояванским шрифтом и языком. Чайтья или храм , упомянутый в этой надписи, возможно, является храмом Сингхасари . Особое почтение к королю Сингхасари Кертанегаре, проявленное Гаджахом Мадой, позволяет предположить, что махапати чрезвычайно чтили покойного короля, и, возможно, эти двое связаны между собой. Некоторые историки предполагают, что, возможно, Кертанегара был дедушкой Гаджи Мады. [20]
Устранить инцидент
[ редактировать ]
Маджапахита В 1357 году единственным оставшимся государством, отказывавшимся признать гегемонию , было Сунда на Западной Яве , граничащее с империей Маджапахита. Король Хайям Вурук намеревался жениться на Дьях Питалоке Читраресми, принцессе Сунды и дочери короля Сунды. Гадже Маде было поручено пойти на площадь Бубат в северной части Тровулана, чтобы поприветствовать принцессу, когда она прибыла со своим отцом, и сопроводить во дворец Маджапахит.
Гаджа Мада воспользовался этой возможностью, чтобы потребовать подчинения Сунды правлению Маджапахита. В то время как король Сунда считал, что королевский брак был знаком нового союза между Сунда и Маджапахитом, Гаджа Мада думал иначе. Он заявил, что принцессу Сунда следует провозглашать не новой королевой-супругой Маджапахита, а просто наложницей в знак подчинения Сунды Маджапахиту. Это недоразумение привело к смущению и неприязни, которые быстро переросли в стычку, а затем и в полномасштабную битву при Бубате . Король Сунда со всей своей гвардией, а также королевская группа были разбиты войсками Маджапахита и впоследствии убиты на поле Бубата. Традиция гласит, что убитая горем принцесса Дья Питалока Читраресми покончила жизнь самоубийством.
Хайям Вурук был глубоко потрясен трагедией. Придворные, министры и знать Маджапахита обвинили Гаджу Маду в его безрассудстве, и жестокие последствия пришлись не по вкусу королевской семье Маджапахита. Гаджа Мада был немедленно понижен в должности и провел остаток своих дней в поместье Мадакарипура в Проболинго на Восточной Яве .
Смерть
[ редактировать ]Гаджа Мада умер в безвестности в 1364 году в возрасте 74 лет. [4] : 240 Король Хайям Вурук считал, что власть, которую Гаджа Мада накопил за время своего пребывания в качестве махапатиха, слишком велика, чтобы с ней мог справиться один человек. Таким образом, король разделил обязанности, которые раньше принадлежал Гадже Маде, между четырьмя отдельными новыми махамантри (равными министерствам), тем самым, вероятно, увеличив свою собственную власть. Король Хайям Вурук, который, как говорят, был мудрым лидером, смог сохранить гегемонию Маджапахита в регионе, достигнутую во время службы Гаджи Мады. Однако после смерти Хаяма Вурука Маджапахит постепенно пришел в упадок.
Наследие
[ редактировать ]
Его правление способствовало дальнейшей индианизации яванской культуры посредством распространения индуизма и санскритизации . [4] [7]
исполнял танцевальную драму в маске Королевский дом Блахбатух в Гианьяре, Бали, на протяжении последних 600 лет ритуально Гаджи Мады. Маску Гаджи Мады защищали и оживляли каждые пару лет, чтобы объединить и гармонизировать мир. Этот священный ритуал был призван принести мир на Бали. [21]
Наследие Гаджи Мады важно для индонезийского национализма и использовалось индонезийским националистическим движением в начале 20 века. Националисты до японского вторжения, особенно Сукарно и Мохаммад Ямин , часто ссылались на клятву Гаджи Мады и Нагаракретагаму как на вдохновение и историческое доказательство прошлого величия Индонезии — что индонезийцы могут объединиться, несмотря на огромную территорию и различные культуры. Кампания Гаджа Мада, объединившая отдаленные острова индонезийского архипелага под сюзеренитетом Маджапахита, использовалась индонезийскими националистами, чтобы доказать, что древняя форма единства существовала до голландского колониализма . [22] Таким образом, Гаджа Мада был большим вдохновителем во время индонезийской национальной революции за независимость от голландской колонизации.
В 1942 году только 230 уроженцев Индонезии имели высшее образование. Республиканцы стремились исправить апатию голландцев и основали первый государственный университет, в который свободно принимали коренных индонезийцев- прибуми . Universitas Gadjah Mada в Джокьякарте назван в честь Гаджи Мады и был завершен в 1945 году и имел честь стать первым медицинским факультетом, свободно открытым для местных жителей. [23] [24] [25]
Индонезии, запущенный 9 июля 1976 года, Первый телекоммуникационный спутник назывался Satelit Palapa , что означало его роль в объединении огромной архипелажной страны.
Корпус военной полиции индонезийской армии удостоил Гаджа Мада символа своего подразделения. На символе армейского корпуса депутатов также изображен Гаджа Мада.
Во многих городах Индонезии есть улицы, названные в честь Гаджи Мады, например, Джалан Гаджа Мада и Джалан Хайям Вурук . марка воланов В его честь названа для бадминтона.
Популярная культура
[ редактировать ]- Гаджа Мада появился в пакете расширения «Дивный новый мир» для компьютерной видеоигры Sid Meier's Civilization V как лидер индонезийской цивилизации.
- У Гаджи Мады есть кампания за малайскую цивилизацию в пакете расширения Age of Empires II , Rise of the Rajas . Кампания вращается вокруг создания империи Маджапахит после монгольского вторжения , завоевания архипелага после клятвы Палапы и трагедии Бубата , которая привела к его падению.
- Гаджа Мада также упоминается как премьер-министр империи Маджапахит в аниме Joukamachi no Dandelion в эпизоде 10.
См. также
[ редактировать ]- Надпись Гаджа Мада
- Негаракертагама
- Это случилось
- Суданская песня
- Университет Гаджа Мада
- Джалан Гаджа Мада и Джалан Хайям Вурук
- Религия индуистской дхармы
- Индуизм в Индонезии
- Индуизм в Юго-Восточной Азии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эквивалент должности премьер-министра .
- ^ Обожествление Гаджи Мады как Враджанаты и Бимы указывает на то, что он является преданным Шиве, но религия самого Маджапахита представляет собой смесь (синкретическую) индуистско-буддийскую, также известную как шайва-буддийская.
- ↑ Вполне возможно, что Гаджа Мада все еще играл роль в Маджапахите после инцидента в Бубате. Мунандар интерпретировал, что он возглавил атаку на Домпо вместе с адмиралом Вирамандалика Мпу Нала. Интерпретацию роли Гаджи Мады в Падомпо можно увидеть в литературном сборнике султаната Бима под названием Cerita Asal Bangsa Jin dan Segala Dewa-Dewa («История происхождения джиннов и всех дэвов »), только там нет имени Гаджи Мады. упоминается напрямую, но сравнивается с Бимой. Описание повести также овеяно различными мифами, легендами, сказками, а также современными историческими событиями, когда рукопись была впервые составлена в 17-19 веках. См. Мунандар 2010 , с. 99–100.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пижо 1960 , с. 83.
- ^ Мунандар 2010 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Мунандар 2010 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с Кодес, Джордж (1968). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824803681 .
- ^ Прадипта, Будя (2004). «Клятва Палапы, происхождение идеи Республики Индонезия» (PDF) (на индонезийском языке). Национальная библиотека Республики Индонезия. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Пурванто, Хери (2023). Параратон: Биографии королей Сингхасари-Маджапахита . Южный Тангеранг: Яваника. ISBN 978-623-98438-4-7 .
- ^ Jump up to: а б Марк Юргенсмейер и Уэйд Кларк Руф, 2012, Энциклопедия глобальной религии , том 1, страница 557.
- ^ «История Маджапахита: История Гаджи Мады» . Память о Маджапахите . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Окторино, Нино (2020). История Маджапахита — Взлет и падение величайшего королевства на архипелаге . Джакарта: Elex Media Komputindo. стр. 128–129.
- ^ Дармаджати, Дану (29 декабря 2015 г.). «Историки: Лицо Гаджи Мады М. Ямина впервые появилось в 1945 году» . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Берг, Киндунг Сундаяна (Кидунг Сунда C), Соеракарта, Друккерий «Де Бликсем», 1928.
- ^ Нугрохо, Ираван Джоко (6 августа 2018 г.). «Золотые доспехи Гаджи Мады» . Обзор архипелага . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Мунандар 2010 , с. 121.
- ^ Мунандар 2010 , с. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Мунандар 2010 , с. 116.
- ^ Мунандар 2010 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Мунандар 2010 , с. 12–13.
- ^ Собирин, Нанан (17 октября 2021 г.). «Дья Гитарджа — это прозвище Рату Трибхуваны Тунггадеви, который пришел непосредственно, чтобы подавить восстание Седенг-Кета» . SINDOnews.com (на индонезийском языке) . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Нингсих, Видья Лестари (5 августа 2021 г.). «Все страницы восстания Саденг и Кета» . КОМПАС.com (на индонезийском языке) . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Кем на самом деле был дедушка Гаджа Мада?» . Historia - первый популярный исторический журнал в Индонезии (на индонезийском языке). 30 апреля 2017 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Сертори, Триша (16 июня 2010 г.). «Маска единства» . Джакарта Пост . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Вуд, Майкл. «Пограничье Юго-Восточной Азии. Глава 2: Археология, национальные истории и национальные границы в Юго-Восточной Азии» (PDF) : 36. Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2015 года . Проверено 4 мая 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Стивен Лок, Джон М. Ласт, Джордж Дуни. Оксфордский иллюстрированный спутник медицины — серия Oxford Companions — онлайн-справочник по Оксфорду . Издательство Оксфордского университета, США: 2001. ISBN 0-19-262950-6 . 891 страница: с. 765
- ^ Джеймс Дж. Ф. Форест, Филип Г. Альтбах. Том 18 международных справочников по образованию Springer: Международный справочник по высшему образованию, Том 1 . Спрингер: 2006. ISBN 1-4020-4011-3 . 1102 страницы. п. 772
- ^ Р.Б. Крибб, Одри Кахин. Том 51 Исторических словарей Азии, Океании и Ближнего Востока: Исторический словарь Индонезии . Пугало Пресс: 2004. ISBN 978-0-8108-4935-8 . 583 страницы. п. 133
Источники
[ редактировать ]- Мунандар, Агус Арис (2010). Гаджа Мада: политическая биография . Джакарта: Бамбуковое сообщество. ISBN 978-979-3731-72-8 .
- Пижо, Теодор Готье Томас (1960). Ява в 14 веке: исследование истории культуры: Нагара-Кертагама Ракави Прапанча из Маджапахита, 1365 г. н.э., Том III: Переводы (3-е исправленное изд.). Гаага: Мартинус Нийхофф. ISBN 978-94-011-8772-5 .
- Ямин, Мухаммед (1945). Гаджа Мада, персатонский герой Ноэсантары . Поэстака Холл. ISBN 9794073237 .