Об агрессии
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Конрад Лоренц |
---|---|
Оригинальное название | Так называемое зло |
Переводчик | Марджори Латцке |
Язык | немецкий |
Предмет | Поведенческая наука |
Издатель | Метуэн Паблишинг |
Дата публикации | 1963 |
Место публикации | Австрия |
Опубликовано на английском языке | 1966 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 273 |
ISBN | 978-0-415-28320-5 |
ОКЛК | 72226348 |
Об агрессии ( нем . Das так называемый Böse. Zur Naturgeschichte der Aggregation, «Так называемое зло: о естественной истории агрессии») — книга этолога Конрада Лоренца , вышедшая в 1963 году ; он был переведен на английский язык в 1966 году. [1] Как он пишет в прологе, «предметом этой книги является агрессия , то есть боевой инстинкт животного и человека, направленный против представителей одного и того же вида». (Страница 3)
Книга неоднократно получала как положительные, так и отрицательные отзывы биологов, антропологов, психоаналитиков и других. Много критики было направлено на распространение Лоренцем своих открытий о животных, не являющихся людьми, на людей.
Публикация
[ редактировать ]Книга «Об агрессии» была впервые опубликована на немецком языке в 1963 году и на английском языке в 1966 году. Она много раз переиздавалась и переводилась как минимум на 12 языков. [2]
Содержание
[ редактировать ]Программирование
[ редактировать ]По мнению Лоренца, животные, особенно самцы, биологически запрограммированы на борьбу за ресурсы. Такое поведение следует рассматривать как часть естественного отбора , поскольку агрессия, ведущая к смерти или серьезным травмам, может в конечном итоге привести к вымиранию, если она не играет такой роли.
Однако Лоренц не утверждает, что агрессивное поведение каким-либо образом более мощное, распространенное или интенсивное, чем более мирное поведение, такое как брачные ритуалы. Скорее, он отрицает категоризацию агрессии как «противоречащей» «положительным» инстинктам, таким как любовь , изображая ее как основополагающую основу других инстинктов и ее роль в общении животных .
Гидравлическая модель
[ редактировать ]
Кроме того, Лоренц обращается к поведению людей, включая обсуждение « гидравлической » модели эмоционального или инстинктивного давления и их высвобождения, разделяемой Фрейда психоаналитической теорией , а также ненормальности внутривидового насилия и убийств. Лоренц утверждал, что «современный цивилизованный человек страдает от недостаточной разрядки своих агрессивных побуждений», и предположил, что низкий уровень агрессивного поведения предотвращает реакции более высокого уровня, возникающие в результате «запруды» их. [3] Его «гидравлическая» модель агрессии как силы, которая беспрестанно нарастает без причины, если только ее не выпустить, остается менее популярной, чем модель, в которой агрессия является ответом на неудовлетворенные желания и цели.
Ритуализация
[ редактировать ]В книге Лоренц описывает развитие ритуалов агрессивного поведения как начало с полностью утилитарного действия, но затем развивающееся ко все более и более стилизованным действиям, пока, наконец, выполняемое действие не может быть полностью символическим и неутилитарным, выполняющим теперь функцию общения. По словам Лоренца:
Таким образом, в то время как сообщение о подстрекательстве к [особому агрессивному поведению, совершаемому самками сотрудничающих пар] у огарей пеганки и египетских гусей может быть выражено словами «Прогони его, избей его!», у ныряющих уток [родственный вид в что эта черта была дополнительно ритуализирована] это просто означает: «Я люблю тебя». В некоторых группах, находящихся посередине между этими двумя крайностями, как, например, у гадволла и голубя , можно обнаружить промежуточное значение: «Ты мой герой». Я полагаюсь на тебя. [4]
Прием
[ редактировать ]Благоприятный
[ редактировать ]Дж. Л. Фишер в рецензии « Об агрессии в американском антропологе» в 1968 году назвал ее «увлекательной книгой выдающегося этолога животных», которая «раздражала бы большинство социальных и культурных антропологов», но, тем не менее, выдвинула «важный тезис», а именно, что внутривидовая агрессия была «инстинктивной». у человека, как можно показать и у ряда других видов». [5] Фишер нашел рассказ Лоренца о животных, не являющихся человеком, в начале книги, написанный на основе собственного опыта Лоренца, «самым убедительным и поучительным». [5] Фишер отметил, что Лоренц признает роль культуры в жизни человека, но, возможно, недооценивает ее влияние на индивидуальное развитие. Фишер утверждал, что взгляд Лоренца на инстинктивную природу человеческой агрессии был «в основном правильным», отмечая, что «Лоренц, вероятно, сослался бы на ярость своих критиков как на дальнейшее доказательство правильности своего тезиса». [5]
Эдмунд Р. Лич, сравнивая книгу с книгой Роберта Ардри « Территориальный императив» в «Нью-Йоркском обзоре книг» в 1966 году, называет «Агрессию » «не ориентиром, но… скромным и мудрым, в то время как версия Ардри всего лишь шумная и глупая». [6] Лич пишет, что там, где Ардри сосредотачивается на территориальности, Лоренц стремится продемонстрировать, что «агрессия животных — это всего лишь «так называемое зло» и что ее адаптивные последствия выгодны или, по крайней мере, нейтральны». [6] Лич, однако, менее уверен в том, что Лоренц прав, приравнивая агрессию животных и человека: одна принимает стандартные ритуальные формы, а другая гораздо более сложна. [6]
Исследователь психического здоровья Питер М. Драйвер сделал рецензию на книгу « Разрешение конфликтов» в 1967 году вместе с двумя книгами Ардри и одной Клэр Рассел и У.М.С. Расселом « Поведение человека – новый подход» . Он отметил, что противники книги, особенно С.А. Барнетт, Т.С. Шнейрла и Солли Цукерман , были специалистами по поведению животных, в то время как большинство положительных отзывов поступило от «экспертов в других областях». Драйвер заявил, что Лоренц представил «мощный тезис», объясняющий «неправильную агрессию» у людей, упомянув миллионы смертей в мировых войнах, агрессию, напоминающую (по мнению Драйвера) неограниченное межвидовое нападение хищника на свою жертву, а не разновидность внутривидовой агрессии, наблюдаемая у животных, кроме человека, которая строго ограничена. Драйвер пришел к выводу, что этология, наряду с нейрофизиологией и психологией , может способствовать решению проблемы конфликта. [7]
Критический
[ редактировать ]Зоологи Ричард Д. Александер и Дональд В. Тинкль, сравнивая «Агрессию» с книгой Ардри «Территориальный императив в бионауке» в 1968 году, отметили, что лишь немногие книги рецензировались так часто «или с такой же яростью как в защиту, так и в умаление», как эти две. [8] По их мнению, это произошло потому, что оба мужчины пытались написать о деликатном и важном вопросе о человеческой природе и о том, в какой степени она определяется эволюцией. Они называют «Об агрессии» личным комментарием профессионального зоолога, тогда как книга Ардри — это хорошо документированная книга небиолога. Оба, по их мнению, имеют тенденцию «возрождать старые, бессмысленные аргументы в пользу инстинкта и разнообразия обучения». [8] и оба включают «некоторые особенно неэволюционные или антиэволюционные темы». [8]
Психоаналитик Эрих Фромм в статье в «Нью-Йорк Таймс» в 1972 году назвал теорию Лоренца «сложной и иногда нечеткой». [9] [10] Фромм считал, что Лоренц в каком-то смысле преуспел там, где потерпел неудачу Зигмунд Фрейд : гидравлическая теория агрессии Лоренца, запрограммированная врожденно, была, по мнению Фромма, лучшим объяснением, чем противоположные страсти Фрейда, предполагаемые влечения к жизни (эрос) и смерти или разрушению (танатос ). ). [9] Однако Фромм отметил, что этолог Нико Тинберген отверг гидравлическую теорию и что Лоренц сам «модифицировал ее» в 1966 году, но не указав это в английском переводе « Об агрессии» . [9] Фромм приводит данные нейробиологии о том, что агрессия «по сути является защитной», возникая в «филогенетически запрограммированных областях мозга» на борьбу или бегство , когда животное или человек чувствует угрозу. Фромм указывает, что «самодвижущаяся агрессивность» наблюдается у людей с заболеваниями головного мозга, но не у «нормального функционирования мозга». [9]
Биолог Э. О. Уилсон в книге «О человеческой природе» (1978) утверждает, что и Лоренц, и Фромм по существу неправы. Он перечисляет множество категорий агрессии, каждая из которых в отдельности подлежит естественному отбору , и утверждает, что агрессивное поведение генетически является одной из наиболее лабильных черт. Он утверждает, что агрессия — это метод, используемый для получения контроля над необходимыми ресурсами, и служит « фактором, зависящим от плотности населения » в контроле над численностью населения. Он выступает против модели «побуждения-разрядки», созданной Фрейдом и Лоренцем, согласно которой замещающие агрессивные действия (такие как единоборства) должны снижать вероятность войны, а также в поддержку модели «культурного образца» Ричарда Г. Сайпса, согласно которой война и замещающие виды деятельности будут напрямую различаться. Уилсон сравнивает агрессию с «ранее существовавшей смесью химических веществ, готовой к трансформации с помощью добавляемых конкретных катализаторов», а не с «жидкостью, которая постоянно создает давление на стенки своих емкостей». [11]
Антрополог Дональд Саймонс в книге «Эволюция человеческой сексуальности» (1979) обвинил Лоренца в недостаточном документировании своего основного тезиса. [12]
Биолог-эволюционист Ричард Докинз описал Лоренца в книге «Эгоистичный ген» (1976) как «человека, достойного вида». Он критикует книгу «Об агрессии » за «жемчужину кругового аргумента » о том, что агрессивное поведение имеет функцию «сохранения вида», а именно гарантировать, что «только наиболее приспособленным особям разрешено размножаться». По мнению Докинза, идея группового отбора «настолько глубоко укоренилась» в мышлении Лоренца, что он «очевидно, не осознавал, что его утверждения противоречат ортодоксальной дарвиновской теории ». [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Так называемое зло в естественной истории агрессии , Оригинальное издание: Verlag Dr. Дж. Борота-Шолер, 1963 («Так называемое зло . К естественной истории агрессии»).
- ^ «Об агрессии Конрада Лоренца» . МирКэт . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Ким, Сэмюэл С. (1976). «Лоренцева теория агрессии и исследования мира: критика» . Журнал исследований мира . 13 (4): 253–276. дои : 10.1177/002234337601300401 . ISSN 0022-3433 . S2CID 109972910 .
- ^ Конрад Лоренц (2002). Об агрессии . Психология Пресс. стр. 61–. ISBN 978-0-415-28320-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фишер, Дж. Л. (1968). «Об агрессии. Конрад Лоренц, Марджори Керр Уилсон» . Американский антрополог . 70 (1): 171–172. дои : 10.1525/aa.1968.70.1.02a00890 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лич, Эдмунд Р. (15 декабря 1966 г.). «Не говори гусю «бу»» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Водитель, Питер М. (1967). «К этологии человеческих конфликтов: обзор» (PDF) . Разрешение конфликтов . 9 (3): 361–374. дои : 10.1177/002200276701100310 . hdl : 2027.42/67149 . S2CID 143670557 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Александр, Ричард Д.; Тинкль, Дональд В. (март 1968 г.). «Сравнительный обзор | Об агрессии Конрада Лоренца; Территориальный императив Роберта Ардри». Бионаука . 18 (3): 245–248. дои : 10.2307/1294259 . JSTOR 1294259 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фромм, Эрих (27 февраля 1972 г.). «Теория агрессии Эриха Фромма» . Нью-Йорк Таймс . п. 14 . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Фромм, Эрих (1973). Анатомия человеческой деструктивности . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 978-0-8050-1604-8 .
- ^ Уилсон, Э.О. (1978). О человеческой природе . Издательство Гарвардского университета. стр. 101–107 . ISBN 978-0674634428 .
- ^ Саймонс, Дональд (1979). Эволюция человеческой сексуальности . Издательство Оксфордского университета. п. 278 . ISBN 978-0195025354 .
- ^ Докинз, Ричард (1976). Эгоистичный ген (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 72. ISBN. 978-0198575191 .