О человеческой природе
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Э.О. Уилсон |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Человеческая природа |
Издатель | Издательство Гарвардского университета |
Дата публикации | 1978 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 288 |
Премия | Пулитцеровская премия (1979). |
ISBN | 0-674-01638-6 |
ОКЛК | 55534964 |
304.5 22 | |
Класс ЛК | ГН365.9 .W54 2004 г. |
«О человеческой природе» (1978; второе издание 2004 г.) — книга биолога Э. О. Уилсона , в которой автор пытается объяснить человеческую природу и общество посредством социобиологии . Уилсон утверждает, что эволюция оставила свои следы на таких характеристиках, как щедрость, самопожертвование, поклонение и использование секса для удовольствия, и предлагает социобиологическое объяснение гомосексуализма . [1]
Он пытается завершить дарвиновскую революцию, привнеся биологическую мысль в социальные и гуманитарные науки. Уилсон описывает книгу «О человеческой природе» как продолжение своих более ранних книг «Общества насекомых» (1971) и «Социобиология: новый синтез» (1975).
Книга получила Пулитцеровскую премию в 1979 году.
Резюме [ править ]
2004 Предисловие [ править ]
Загадка человеческой природы, какой я и еще несколько человек видели ее в 1978 году, может быть решена только в том случае, если научные объяснения охватят как то, как (нейронауки), так и почему (эволюционная биология) деятельности мозга, при этом обе оси объяснения будут совмещены. В книге «Общества насекомых» (1971) я предположил, что последовательная ветвь биологии может быть построена на основе синтеза социального поведения и популяционной биологии. В 1975 году я расширил концепцию этой дисциплины, включив в нее позвоночных животных. Результатом стала «Социобиология: новый синтез» , 697-страничное изложение теории, состоящее из двух колонок, основанное на энциклопедическом обзоре всех известных социальных организмов. По результатам опроса 1989 года сотрудники и сотрудники Международного общества по поведению животных назвали эту книгу самой важной книгой о поведении животных всех времен. Многие ученые и другие люди считали, что было бы лучше, если бы я остановился перед последней главой, посвященной Homo sapiens . Не могло быть худшего времени для открытия человеческой социобиологии, чем середина 1970-х годов. Война во Вьетнаме породила студенческое протестное движение левых революционных сил. Раса была радиоактивной проблемой. Разговоры о наследовании IQ и человеческом поведении считались наказуемыми правонарушениями. Интерпретация мозга с чистого листа защитила социальные и гуманитарные науки от бурь биологии и обеспечила им независимость как двух из трех великих отраслей обучения. В популярных средствах массовой информации социобиология стала означать теорию, согласно которой поведение человека определяется генами. Последняя глава «Социобиологии» должна была представлять собой изложение длиной в книгу.
Глава 1. Дилеммы [ править ]
Нам, как виду, некуда идти. Человеческие эмоциональные реакции в значительной степени запрограммированы естественным отбором на протяжении тысяч поколений, но каким из них следует подчиняться, а какие лучше ограничить? И как взаимодействуют различные дисциплины, исследующие человеческую природу? Те, кто работает на более низком уровне, часто полагают, что те, что находятся на более высоком уровне, в конечном итоге должны быть переформулированы в их собственных терминах: они образуют антидисциплину для следующего уровня, но с течением времени они становятся полностью дополняющими друг друга. Редукция признание новых возникающих явлений — это только половина научного процесса: не менее важно .
Глава 2. Наследственность [ править ]
Социобиология — это гибридная дисциплина, которая включает в себя знания этологии для получения принципов биологических свойств целых обществ. Он пытается рассматривать человечество одновременно с множеством других социальных экспериментов. Общества не являются бесконечно податливыми. Мы разделяем определенные черты с большинством человекообразных обезьян и обезьян, но в меньшей степени с птицами и грызунами. И существует огромное количество социальных черт, которые встречаются в каждом человеческом обществе. рассматривает сходства и различия с шимпанзе Он более подробно . Затем он обсуждает табу на инцест (культурное) с возможными генетическими объяснениями. Нет никаких оснований предполагать, что вся генетическая изменчивость поведения исчерпана. На самом деле верно обратное. Глава завершается обсуждением исследований однояйцевых близнецов и возможных расовых различий.
Глава 3. Развитие [ править ]
Является ли схема подключения мозга новорожденного ребенка универсальным устройством, адаптируемым посредством обучения к любому образу социального существования, как те, кто верит в tabula rasa предполагают ? Подразумевает ли социобиология, что развитие детерминировано и ведет к насекомоподобному поведению? По его мнению, генетические факторы действуют как набор отклонений в развитии, так или иначе подталкивая его к потенциально большим кумулятивным изменениям. Он комментирует взгляды Хомского на грамматику и взгляды Скиннера на обучение и отдает предпочтение Пиаже подходу . Разум — это не tabula rasa, а скорее автономный инструмент принятия решений.
Глава 4. Возникновение [ править ]
Угроза нашей свободной воле заключается в том, что кто-то сможет точно рассчитать, как работает наш мозг. Но чрезвычайная сложность и трудность точного измерения могут означать, что это никогда не бывает так. Кардинальная загадка нейробиологии — не самолюбие или мечты о бессмертии, а интенциональность . Компромисс между матрешками и витализмом заключается в признании планов или схем. Они могут создавать в уме шаблоны, которые не совсем присутствуют в реальности, и могут формировать физическую основу воли. Однако наше поведение детерминировано в более слабом смысле: мы можем с уверенностью делать общие прогнозы. Культурная эволюция является ламаркистской и гораздо быстрее дарвиновской . Но культура не может слишком далеко отходить от своей биологической основы. Например, рабство существовало на протяжении большей части истории, но люди в конечном итоге отказываются вести себя как муравьи-рабы . Нам необходимо иметь в виду типичное поведение людей за последние несколько миллионов лет. Но с появлением Homo sapiens увеличение размера мозга выровнялось и сменилось культурной экспансией.
Глава 5. Агрессия [ править ]
Люди от природы агрессивны. Даже у самых мирных племен есть более жестокое прошлое и, вероятно, будущее. Но фрейдистская концепция врожденного агрессивного влечения, адаптированная Конрадом Лоренцем , неверна. Уилсон выделяет семь типов ситуаций, в которых возникает агрессия, например территориализм. Но люди также способны учиться на своих ошибках и меняться, как это произошло с маори в Новой Зеландии .
Глава 6. Секс [ править ]
Секс эволюционировал, потому что он создает разнообразие, которое может справиться с меняющейся средой. Различные роли двух полов создают конфликт интересов, который варьируется у разных видов. Но в какой степени наблюдаемые культурные различия являются врожденными или обусловленными окружающей средой? Некоторое указание можно получить, рассмотрев влияние гормональной терапии во время беременности и равноправного обращения в кибуцном движении . Теоретики иудаизма и христианства неверно истолковали биологическое значение секса, настаивая на том, что его основная роль — это продолжение рода, и особенно в обращении с гомосексуалистами. Гомосексуализм распространен среди многих видов и может быть нормальным в биологическом смысле как форма привязанности.
Глава 7. Альтруизм [ править ]
Человеческие культуры высоко ценят тех, кто приносит «высшую жертву», больше, чем большинство видов млекопитающих, и их уступают только социальные насекомые, где царит родственный отбор . Это необходимо отличать от «мягкого» альтруизма, когда дающий ожидает чего-то взамен. Жесткий альтруизм — враг цивилизации. Но у людей мягкий альтруизм дошел до крайностей. Верность близким родственникам эмоционально важна, но не всегда важнее других вопросов.
Глава 8. Религия [ править ]
Религия является одной из основных категорий поведения, несомненно, уникальной для человеческого рода, и, прежде всего, представляет собой процесс, посредством которого людей убеждают подчинить свои непосредственные личные интересы интересам группы. Существует миф : повествования, посредством которых особое место племени в мире объясняется в рациональных терминах, соответствующих пониманию слушателем физического мира. Большая часть современных интеллектуальных и политических разногласий вызвана конфликтом между тремя великими мифологиями: марксизмом , традиционной религией и научным материализмом .
Глава 9. Надежда [ править ]
Какая из этих мифологий дает нам надежду на будущее? Он признает, что гуманизм Хаксли , Паули и других не достиг своей цели. Но он по-прежнему смотрит на прометеев дух науки как на причину надежды.
Прием [ править ]
Биолог Джерри Койн обвинил Уилсона в попытке использовать эволюционную психологию для контроля над социальными науками и социальной политикой в «Новой республике» , утверждая, что книга «О человеческой природе» в этом отношении похожа на последующую книгу Уилсона «Согласие» (1998), а также на книгу биолога Рэнди Торнхилла и Книга антрополога Крейга Палмера «Естественная история изнасилований» (2000). [2]
Брайан Уолш в 2011 году назвал «Человеческую природу» одной из «100 лучших и наиболее влиятельных» книг, написанных на английском языке с 1923 года в журнале Time . Он считал, что «настоящим достижением» Уилсона было «показать, как социобиологический взгляд на человечество все еще может иметь величие». [3] Ученый-компьютерщик Пол Браун в 2018 году заявил в журнале Skeptical Inquirer, что книга «О человеческой природе » «все еще полна идей и представлений о том, кто мы, как мы сюда попали и как добраться туда, куда хотим». [4]
О человеческой природе обсуждал Грегори Хэнлон в « Журнале междисциплинарной истории» . Хэнлон выразил благодарность Уилсону за то, что он помог установить, что человеческое поведение нельзя понимать исключительно с точки зрения «изученных культурных ценностей», что поведенческие науки могут помочь объяснить «межличностные действия в обществах прошлого». Он сравнил книгу с Иренеуса Эйбл-Эйбесфельдта этнолога «Этологией человека» историка Дэниела Лорда Смаила (1989) и «Глубокой историей и мозгом» (2008). [5]
Антрополог Сара Блаффер Хрди утверждала, что прочтение книги « О человеческой природе» опровергает обвинение в том, что Уилсон стремится использовать социобиологию для закрепления традиционных половых ролей. [6] Философ Роджер Скрутон раскритиковал социобиологические объяснения социального поведения человека Уилсоном, утверждая, что из-за «полемической цели» Уилсона он был вынужден чрезмерно упрощать факты. Однако он допускал, что социобиологические объяснения, подобные тем, которые предпочитает Вильсон, возможно, верны. [7] Антрополог Дональд Э. Браун отметил, что сначала он не смог прочитать книгу Уилсона, потому что его взгляды все еще были обусловлены «социокультурными перспективами», которым он был обучен. Однако Браун пришел к выводу, что «социобиологи могли бы быть более убедительными, если бы они ограничили свои объяснения универсалиями, а не пытались показать, что практически все, что делают люди, каким-то образом максимизирует их репродуктивный успех». [8]
Писатели-научные деятели Джон Гриббин и Мэри Гриббин описали книгу «О человеческой природе » как «доступное описание применения социобиологии к людям». [9] Социолог Уллика Сегерстрале описала книгу «О человеческой природе» как, по сути, развитие более ранних идей Вильсона. Она отметила, что, в отличие от противников социобиологии, Уилсон видел в ней либеральные политические последствия, и попытался развить эти предложения в книге « О человеческой природе» . [10] Психолог Дэвид П. Бараш и Илона А. Бараш назвали «Человеческую природу » «широкой, вдумчивой и противоречивой классикой человеческой социобиологии». [11]
Книга «За человеческую природу» получила Пулитцеровскую премию 1979 года . [3]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Уилсон 1995 , с. 143.
- ^ Койн 2000 , стр. 27–34.
- ^ Jump up to: а б Уолш 2011 .
- ^ Браун 2018 , стр. 58–59.
- ^ Хэнлон 2009 , стр. 1–31.
- ^ Хрди 1981 , с. 200.
- ^ Скратон 1994 , стр. 185–186, 403.
- ^ Браун 1991 , с. viii.
- ^ Гриббин и Гриббин 1993 , с. 286.
- ^ Победный Луч 2000 , стр. 157, 377.
- ^ Бараш и Бараш 2001 , с. 362.
Библиография [ править ]
- Книги
- Бараш, Дэвид П.; Бараш, Илона А. (2001). Млекопитающее в зеркале: понимание нашего места в мире природы . Нью-Йорк: WH Freeman and Company . ISBN 0-7167-4166-0 .
- Браун, Дональд Э. (1991). Человеческие универсалии . Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc. ISBN 0-07-008209-Х .
- Гриббин, Мэри; Гриббин, Джон (1993). Быть человеком: взгляд на людей с эволюционной точки зрения . Лондон: Дж. М. Дент. ISBN 0-460-86164-6 .
- Хрди, Сара Блаффер (1981). Женщина, которая никогда не развивалась . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-95541-2 .
- Скратон, Роджер (1994). Сексуальное желание: философское исследование . Лондон: Феникс. ISBN 1-85799-100-1 .
- Сегерстроле, Уллика (2000). Защитники истины: битва за науку в социобиологических дебатах и за ее пределами . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-850505-1 .
- Уилсон, Эдвард О. (1995). О человеческой природе . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 0-14-024535-9 .
- Журналы
- Браун, Пол (2018). «Сороковая годовщина книги Э. О. Уилсона о человеческой природе». Скептический исследователь . 42 (3).
- Койн, Джерри (2000). «О пороке и людях». Новая Республика . Том. 222, нет. 14.
- Хэнлон, Грегори (2009). «Факты жизни сельской контрреформации». Журнал междисциплинарной истории . 40 (1). дои : 10.1162/jinh.2009.40.1.1 . S2CID 144566916 . – через EBSCO академический поиск Complete (требуется подписка)
- Интернет-статьи
- Уолш, Брайан (17 августа 2011 г.). «100 документальных книг всех времён» . Время . Проверено 14 ноября 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Научно-популярные книги 1978 года
- Американские научно-популярные книги
- Книги по биологии
- Книги об эволюционной психологии
- англоязычные книги
- Книги издательства Гарвардского университета
- Книги об эволюции человека
- Пулитцеровская премия за научно-популярные произведения, получившие признание
- Книги по социологии
- Работы Э.О. Уилсона