Иоганн Кристоф Готшед
Иоганн Кристоф Готшед | |
---|---|
![]() Портрет Леонарда Шорера, 1744 г. | |
Рожденный | |
Умер | 12 декабря 1766 г. | (66 лет)
Альма-матер | Кенигсбергский университет |
Иоганн Кристоф Готшед (2 февраля 1700 — 12 декабря 1766) — немецкий философ, писатель и критик эпохи Просвещения . [ нужны разъяснения ]
Биография
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Юдиттене (переименованном в Менделеево в 1947 году) недалеко от Кенигсберга (Калининграда), Бранденбург-Пруссия , в семье лютеранского священнослужителя и был крещен в церкви Святой Марии . Он изучал философию и историю в Кенигсбергском университете , но сразу же по получении степени магистра в 1723 году бежал в Лейпциг , чтобы избежать призыва в прусскую армию . В Лейпциге он пользовался защитой Иоганна Буркхардта Менке, который под именем «Филандер фон дер Линде» был известным поэтом и президентом Немецкого поэтического общества в Лейпциге. Из этого общества Готшед был избран «Старшим» в 1726 году и в следующем году реорганизовал его под названием Deutsche Gesellschaft . [1]
Карьера
[ редактировать ]Будучи редактором еженедельников Die vernünftigen Tadlerinnen (1725–26) и Der Biedermann (1727), Готшед начал всю свою жизнь с неутомимой критической деятельности. Направляя свою критику сначала главным образом на напыщенность и нелепость второй силезской школы, он приступил к установлению строгих законов для сочинения стихов. [2] Он настаивал на подчинении немецкой литературы законам французского классицизма . Он провозгласил правила, которым должен подчиняться драматург (например, « Стендеклаузель» ), и отменил напыщенность и шутовство на серьезной сцене. [1] Он настаивал на соблюдении драматических единств .
В его усилиях по реформированию немецкой драмы Готшеду помогала его жена Луиза , плодовитая писательница и переводчица, а также театральный менеджер Иоганн Нойбер и его жена Кэролайн . Им удалось добиться значительного изменения состояния немецкой сцены, заменив преобладающие оперные постановки переводами французских драм и оригинальных пьес и изгнав с нее грубое шутовство Гансвурста ( «Джек Пудинг»). [2]
В 1730 году Готшед был назначен экстраординарным профессором поэзии, а в 1734 году — ординарным профессором логики и метафизики университета Лейпцигского . [1] Он также был членом-корреспондентом первого научного общества Габсбургской монархии , Societas eruditorum incognitorum в Ольмюце (Оломоуц), и публиковался в журнале Общества, который был первым научным журналом в Габсбургской монархии.
В конце концов Готшед зашел слишком далеко в своей критике. Он отказался признать работу Клопштока и Лессинга . [3] В 1740 году он вступил в конфликт со швейцарскими писателями Иоганном Якобом Бодмером и Иоганном Якобом Брайтингером , которые под влиянием Аддисона и современных ему итальянских критиков требовали, чтобы поэтическое воображение не стеснялось искусственными правилами. В качестве примеров они указывали на английских поэтов, особенно на Мильтона . Готшед, хотя и не был слеп к красоте английских писателей, упорно придерживался своего принципа, согласно которому поэзия должна быть продуктом правил, и в ожесточенной полемике, которая какое-то время бушевала между Лейпцигом и Цюрихом , он в конечном итоге потерпел поражение. [1]
В 1741 году он поссорился с Кэролайн Нойбер по практическим сценическим вопросам и даже выступил против своей жены. [2] Его влияние быстро уменьшилось, и перед смертью его имя стало нарицательным для педантичного безумия. [1] Он умер в Лейпциге 12 декабря 1766 года. [4]
Работает
[ редактировать ]
Главной работой Готшеда была его «Попытка критической поэзии для немцев» (1730), первый систематический трактат на немецком языке об искусстве поэзии с точки зрения Буало . Его «Подробный Redekunst» (1728 г.) и « Основание искусства немецкого языка» (1748 г.) сыграли важную роль в развитии немецкого стиля и очищении языка. Он написал несколько пьес, из которых «Умирающий Катон» (1732) — экранизация Джозефа Аддисона и трагедии долгое время пользовался популярностью на сцене французской пьесы на ту же тему. Его Deutsche Schaubühne (6 томов, 1740–45) содержал в основном переводы с французского языка. [1] но также некоторые произведения, написанные им самим, его женой и другими. [3] Тем самым он обеспечил немецкую сцену классическим репертуаром. Его библиография немецкой драмы « Nötiger Vorrat zur Geschichte der deutschen Dramatischen Dichtkunst» (1757–65), призванная содержать отчет обо всех предыдущих немецких пьесах, хотя и неполная, все еще ценна. [3] Он также был редактором нескольких журналов, посвященных литературной критике. [1]
Готчед написал тексты двух светских кантат Иоганна Себастьяна Баха : «Пусть, принцесса, пусть еще луч» ( BWV 198) и «Добро пожаловать!» Вы, правящие боги земли (BWV Anh. 13, музыка утеряна).
Семья
[ редактировать ]Его первая жена Луиза Кульмус также была известной писательницей. Она умерла в 1762 году. После трехлетнего траура, в 1765 году в Камбурге , Заале , Готшед женился на своей 19-летней второй жене Эрнестине Сюзанне Катарине Нойнес (1746–1811).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Готчед, Иоганн Кристоф ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 279–280. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Jump up to: а б с Бэйнс, Т.С., изд. (1879). Британская энциклопедия . Том. 10 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. .
- ^ Концетт, М. (2015). Энциклопедия немецкой литературы . Тейлор и Фрэнсис. п. 358. ИСБН 978-1-135-94122-2 . Проверено 10 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Иоганна Кристофа Готшеда или о нем в Internet Archive
- Готчед, Иоганн Кристоф (1903). Бидерман. 1 . Берлин: Издательство Gottsched.
- Готчед, Иоганн Кристоф (1903). Бидерман. 2 . Берлин: Издательство Gottsched.
- Готчед, Иоганн Кристоф (1906). Стихи . Берлин: Издательство Gottsched.
- Готшед, Иоганн Кристоф (1905). Сборник речей . Берлин: Издательство Gottsched.
- 1700 рождений
- 1766 смертей
- Немецкие писатели XVIII века.
- Лютеране XVIII века
- Прусские люди XVIII века
- Лингвисты немецкого языка
- Немецкие философы XVIII века
- Писатели из Кёнигсберга
- Выпускники Кенигсбергского университета
- Академический состав Лейпцигского университета
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века
- Французско-немецкие переводчики