Хансвурст

Хансвурст или Ганс Вурст ( по-немецки «Джонни Колбаска») был популярным грубым комическим персонажем немецкоязычной импровизированной комедии. Он «наполовину глупый, наполовину хитрый, наполовину глупый, частично знающий, предприимчивый и трусливый, снисходительный к себе и весельчак, который, сообразно обстоятельствам, подчеркивал ту или иную из этих характеристик». [ 1 ]
На протяжении XVI и XVII веков он был шутом в сельских карнавальных театрах и гастрольных труппах.
История
[ редактировать ]Это имя впервые появилось в средненижненемецкой версии « » Себастьяна Бранта ( Корабля дураков 1494 г.) (с использованием имени Ганс Мист). «Хансвурст» также был насмешкой и оскорблением. Мартин Лютер использовал его в своей брошюре 1541 года «Wider Hans Worst» ( «Против Гансвурста» ). [ 2 ] когда он выступил против католического герцога Генриха Брауншвейгского .
В 1712 году Йозеф Антон Страницкий разработал и популяризировал роль Гансвурста. [ 3 ] Историк театра Отто Роммель видел в этом начало так называемого венского народного театра. Гансвурст Страницкого носил одежду крестьянина из Зальцбурга и широкополую шляпу. Его юмор часто был сексуальным и скатологическим. Персонаж нашел многочисленных подражателей. [ 4 ]
В «споре о Гансвурсте» 1730-х годов ученый Иоганн Кристоф Готшед и актриса Фридерика Каролина Нойбер стремились изгнать шута с немецкоязычной сцены, чтобы улучшить качество немецкой комедии и поднять ее социальный статус, проводя общественную «изгнание» Хансвурста. [ 5 ] Это встретило сопротивление, особенно в Вене. Однако инсценированное изгнание обычно рассматривается как символический момент в истории немецкого театра для перехода от популярного, импровизированного, так называемого Стегрейфтеатра к современному буржуазному литературному модулю. [ 6 ]
Последним известным Хансвурстом был Франц Шух , который объединил Хансвурста с обычным персонажем Арлекина. [ 7 ] Итало-французский Арлекин заменил Хансвурста. В конце 18 века гансвурст вышел из моды и использовался только в кукольном театре. Комичные персонажи, такие как Панч или Стаберл, заменили его на несколько десятилетий. По наущению Йозефа Зонненфельса после Французской революции (Меморандум о будущем руководящих принципов театральной цензуры, 1790) император Иосиф II запретил импровизированные комедии и шутовские игры в стиле бурлеска. Из-за авторитарного страха перед политической агитацией искусство было направлено на театр фиксированной литературной формы («обычный театр») и немую пантомиму, сопровождаемую музыкой. В 1775 году 26-летний Иоганн Вольфганг фон Гете написал фарс под названием « Свадьба Гансвурста» . В своей комедии 1797 года «Кот в сапогах» ( Der gestiefelte Kater ) Людвиг Тик вернул роль Гансвурста. На Венской музыкально-театральной выставке 1892 года актер Людвиг Готслебен сыграл Гансвурста.
20 век по настоящее время
[ редактировать ]Немецкая кинокомедия «Комедианты» (1941) Г. В. Пабста , ознаменованная идеологией войны, изображала Готхольда Эфраима Лессинга , немецкого национального поэта, в победоносной битве против сквернослова Гансвурста. Историк Лессинг включил «Гансвурста» в «Гамбургскую драматургию» и назвал изгнание «величайшим шутовством из всех» ( die größte Harlekinade ). [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пишель, Ричард (1902). Дом кукольного спектакля . Лузак и компания. п. 22 .
Гансвурстская кукла.
- ^ Лозе, Бернхард (1980). Мартин Лютер: введение в его жизнь и деятельность . Крепость Пресс. п. 87.
- ^ «Иосиф Антон Страницкий» . Британская энциклопедия онлайн Британская энциклопедия, 2011. 2011.
- ^ Вагнер, Ирмгард. Венская народная пьеса (PDF) . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г. Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Митчелл, Филип Маршалл (1995). Иоганн Кристоф Готшед (1700–1766): предвестник немецкого классицизма . Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. п. 45.
- ^ Юрс-Манби, Карен. Хансвурст и герр Их: подчинение и отвращение в просветительской цензуре комических фигур (PDF) . п. 125.
- ^ «Франц Шух н.в.» . Британская энциклопедия онлайн Британская энциклопедия, 2011. 2011.
- ^ Юрс-Манби, Карен. Хансвурст и герр Их: подчинение и отвращение в просветительской цензуре комических фигур (PDF) . п. 125.