Общество неизвестных ученых в австрийских землях
Основан | 1746 |
---|---|
Основатель | Иосиф из Петраша Франц Дж. Джаннини [ 1 ] |
Растворенный | 1751 |
Тип | Учёное общество |
Расположение | |
Координаты | 49 ° 35'24 "с.ш. 17 ° 15'43" в.д. / 49,58999 ° с.ш. 17,26190 ° в.д. |
Продукт | Ежемесячные отчеты |
Ключевые люди | Иоганн Кристоф Готшед [ 2 ] Маттиас Бел [ 3 ] Людовико Антонио Муратори [ 3 ] Анджело Мария Квирини [ 3 ] Теодор Антон Таулов фон Розенталь [ 1 ] Джон Хр. из Иордании [ 1 ] Оливер Легипонт [ 1 ] Магноальд Кирпичный мастер [ 1 ] Иероним Пез [ 1 ] |
Координаты: 49 ° 35'42 "N 17 ° 15'32" E / 49,59500 ° N 17,25889 ° E |
Societas eruditorum incognitorum in terris Austriacis (англ.: Общество анонимных учёных в австрийских землях ) было первым учёным обществом на землях, находившихся под контролем австрийских Габсбургов . Формально он был основан в 1746 году при университетско - епископском городе Оломоуц с целью распространения идей Просвещения . Его ежемесячный журнал Monatliche Auszüge был первым научным журналом Габсбургской монархии.
Фон
[ редактировать ]Когда Габсбурги заняли чешский престол в 1526 году, девять из десяти жителей коронных земель были протестантами . [ 4 ] Оломоуц, как епископская резиденция, стал центром контрреформации , когда иезуиты захватили местный колледж в 1566 году. В 1573 году колледж получил статус университета, а в 1578 году была основана особая папская семинария Collegium Nordicum . Первоначально конкурируя со школами гуситских «Богемских братьев» , иезуиты получили эффективную монополию после Тридцатилетней войны : это привело к дикой рекатолицизации и германизации чешского населения. Однако монополия иезуитов оказалась под вопросом, поскольку моравская знать хотела расширить спектр преподаваемых областей, выйдя за рамки только теологии и философии. В 1679 г. светское правоведение в университете было введено , а в 1725 г. в Оломоуце была основана Дворянская академия . Оба эти события встретили яростное сопротивление со стороны иезуитов. [ 5 ]
Это была сильная реакция иезуитов. [ 6 ] которым руководил выпускник философского факультета Оломоуцкого университета Йозеф фон Петраш , [ 1 ] вместе с другим местным аристократом, Франческо Дж. Джаннини , получить согласие императрицы Марии Терезии на создание ученого общества в 1746 году. [ 7 ] Фон Петраш был дворянином славонского происхождения, который на каком-то этапе изучал право в Лейдене , а также сделал карьеру адъютанта принца Евгения Савойского , что дало ему финансовые средства для поддержки Societas eruditorum из его личного богатства. .
Цели
[ редактировать ]Общество поставило перед собой цели развития наук, в частности естественных наук, математики, нумизматики , истории научных исследований, наряду с филологией и литературой. В религиозных конфликтах того времени между протестантами и католиками Societas eruditorum применяла объективный и прагматичный подход, и у него были члены в обоих лагерях.
Члены
[ редактировать ]Петрашу удалось привлечь множество членов со всей Центральной Европы , стремившихся распространять идеи Просвещения с помощью собственного журнала. [ 8 ] В состав членов входили местные представители дворянства, государственные чиновники (такие как Теодор Антон Таулов фон Розенталь и Иоганн Хр. фон Йордан ) и бенедиктинские церковные историки ( бенедиктинцы , такие как Оливер Легипонт , Магноальд Зигельбауэр и Иероним Пез ). [ 1 ] В число так называемых «членов-корреспондентов» входили северогерманский драматург, критик и реформатор немецкого языка Иоганн Кристоф Готшед . [ 2 ] словацкий основоположник венгерского историописания Маттиас Бел , ведущие итальянские учёные Людовико Антонио Муратори и Анджело Мария Квирини и чех Бонавентура Петер [ 3 ] а также архиепископ Краковский Анджей Станислав Залуский и кардинал Доменико Сильвио Пассионеи . [ 9 ]
Члены были обозначены как «анонимные», чтобы избежать репрессий со стороны государственной цензуры. [ 3 ]
Журнал
[ редактировать ]Общество издавало первый научный журнал в Габсбургской монархии — Olmützer Monathlichen Auszüge Alt- und neuer Gelehrter Sachen ( «Ежемесячные выдержки из старой и новой эрудиции Оломоуца »), каждый выпуск имел около 80 страниц. Журнал продавался в Оломоуце , Брно , Праге , Вене , а также у книготорговцев в Нюрнберге , Вроцлаве , Лейпциге и Баутцене . [ 10 ]
Фокус
[ редактировать ]Особое внимание он уделял реформированию и развитию немецкого языка, а также распространению идей Просвещения. [ 3 ] Общество пропагандировало различные направления современной мысли. Два из них имели особое значение: философский рационализм Кристиана Вольфа , практический подход к философии, который в Моравии сочетался с католическим реформизмом Людовико Антонио Муратори ; и школа критической историографии, берущая свое начало от Жана Мабийона . [ 1 ]
Немецкое внимание Общества было направлено не столько против чешского языка , сколько против преобладающего использования латыни в качестве лингва франка , а также против галломании высшего немецкого общества. [ 3 ]
Общество получило государственную защиту, но сопротивление внутри города, где доминировали иезуиты, постоянные проблемы с цензорами в Вене, [ 3 ] а также разногласия внутри самого Общества привели к его преждевременному упадку. Тем не менее, его периодическое издание представляло собой веху: первую попытку в рамках Габсбургской монархии объединить ученых, дилетантов и любопытных и привести их в контакт с общеевропейской Respublica literaria . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тейх, Микулаш (1998), Богемия в истории , Cambridge University Press, стр. 80, ISBN 9780521431552
- ^ Jump up to: а б Ван Хорн Мелтон, Джеймс (2003), Абсолютизм и истоки обязательного образования в восемнадцатом веке в Пруссии и Австрии , Оломоуц : Издательство Кембриджского университета, стр. 80, ISBN 9780521528566
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кошмаль, Уолтер; Некула, Марек; Рогалл, Иоахим (2001), немцы и чехи: история, культура, политика (на немецком языке), CHBeck, ISBN 9783406459542
- ^ Религия и современное чешское общество, Давид Вацлавик, Grada Publishing as, 2010, стр. 53.
- ^ См . Историю Оломоуцкого университета.
- ^ Герик, Йозеф (2009), Право Просвещения - основа современного права (на чешском языке), Брно: Университет Масарика.
- ^ Славик, Франтишек Августин (1899), Моравская история: Земля и люди, Часть 1 (на чешском языке), Брно : Музейно-историческое общество в Брно, стр. 827.
- ^ Беккер-Кантарино, Барбара (2005), Немецкая литература восемнадцатого века: просвещение и чувствительность , Boydell & Brewer, с. 284
- ^ Зимприч, Ричард (1974). Оломоуц – немецкий университетский город в Моравии . Эсслингер-на-Неккаре: Бруно Лангер Верлаг.
- ^ Шимечек, Зденек (2002), История книжной торговли в Чехии и Словакии (на немецком языке), Отто Харрасовиц Verlag, ISBN 9783447045070