Сада Якко
Сада Якко | |
---|---|
Садаяко Каваками | |
![]() | |
Рожденный | Садаяко Каваками 18 июля 1871 г. Токио , Япония |
Умер | 7 ноября 1946 г. | (75 лет)
Другие имена | Садаяко Каваками |
Род занятий | Гейша , актриса , танцовщица |
Супруг | Отодзиро Каваками |
Сада Якко или Садаякко ( 18 июля , Каваками Садаякко 1871 — 7 декабря 1946) — японская гейша , актриса и танцовщица.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Садаякко Каваками родился 18 июля 1871 года и был младшим из двенадцати детей. [ 1 ] : 16 «Мой дед по материнской линии был помощником судьи и, как я слышал, довольно знаменит. Наш дом находился в Нихонбаши , как раз там, где сейчас находится Банк Японии ». [ 1 ] : 13 «На протяжении нескольких поколений ее семья управляла Этидзэн-я, большим магазином, включавшим в себя обмен валюты и книжный магазин». [ 1 ] : 14

Согласно ее биографии Лесли Даунер, «мать Сады, Отака [Когума], была заметной красавицей. В юности она какое-то время работала в особняке даймё , провинциального лорда. Там она приобрела вид, грацию и аристократический стиль. Отец Сады, Хисадзиро Кояма, был таким спокойным и святым человеком, что его прозвали «Будда». Когда он женился на Отаке, он переехал в семейный дом и в конечном итоге унаследовал бизнес». [ 1 ] : 14
Многие проекты индустриализации, предпринятые правительством Мэйдзи , финансировались за счет высоких налогов и вызвали стремительный рост инфляции, в результате чего Кояма и многие другие семьи потеряли свои финансы. Чтобы свести концы с концами, семья открыла ломбардный бизнес. [ 1 ] : 16 Когда Саде было четыре года, ее отправили работать горничной в дом гейш Хамада в районе Ёсичо в Токио . Три года спустя Хисадзиро умер, в результате чего владелица Хамады Камекичи усыновила Саду своим наследником. [ 1 ] : 17–18
«Зимой 1883 года, в возрасте двенадцати лет, девочка отпраздновала свой дебют в качестве о-сяку , буквально «разливщицы сакэ», ученицы гейши. Она также получила свое первое имя гейши. С этого момента она должна была стать Ко-якко или Маленькая Якко, названная в честь гейши по имени Якко, которая была одной из самых обожаемых в Токио, Камекичи была уверена, что Маленькая Якко, в свою очередь, вырастет такой же блестящей звездой. [ 1 ] : 22
Карьера гейши
[ редактировать ]Чтобы карьера Коякко процветала, Камекичи отправил ее к синтоистскому священнику, чтобы она научилась читать и писать. [ 1 ] : 23–24 Это было революционно по нескольким причинам. Женское образование в Японии только начиналось - первая женская школа (только для дворянок) открылась только в 1870 году. другие артисты неграмотны и, несмотря на свою популярность, принадлежат к низшим классам. [ 1 ] : 23–24
Коякко также брал тайные уроки дзюдо , научился ездить на лошадях и играть в бильярд . [ 1 ] : 26 «Несколько лет спустя, как с большим волнением сообщали тогдашние обозреватели светской хроники, она даже приняла участие в профессиональных гонках. Это было еще одним свидетельством того, насколько нетрадиционной и прогрессивной она была». [ 1 ] : 26 Именно во время одной из таких прогулок она встретила Момосукэ Фукудзаву , тогда студента Университета Кейо . [ 1 ] : 11–13 Она поддержала с ним короткую дружбу, которая не возродится до 20 века.
В 1886 году, когда Коякко было пятнадцать, ее мизуагэ был продан тогдашнему премьер-министру Ито Хиробуми . [ 1 ] : 37 Достигнув совершеннолетия, она взяла новое имя Якко, а престиж ее нового покровителя значительно увеличил ее популярность в чайных домах. [ 1 ] : 39
«Она также открыла в себе новый талант: актерское мастерство». Как объясняет Даунер, «с 1629 года, в попытке поддерживать порядок, кабуки было ограничено актерами-мужчинами. Женщины-исполнители ушли в подполье. Конферансье кварталов удовольствий, которые позже стали известны как гейши, исполняли музыку и танцы того же жанра, что и кабуки, в том числе танцевальные соло из пьес кабуки, но только для частных, эксклюзивных клиентов. Так что для гейши это был небольшой шаг [...] Якко обнаружила, что ей больше нравятся захватывающие мужские роли с большим количеством драматических поз. и боевые сцены, вместо того, чтобы играть скромные женские роли». [ 1 ] : 48
«Через три года [1888 г.] премьер-министр освободил Якко от любовницы, хотя он остался ее другом и советником». [ 1 ] : 49 Вместо этого к 1891 году она «пользовалась благосклонностью» двух покровителей и двух любовников одновременно. [ 1 ] : 50 надеясь, как многие гейши, найти надежное положение в обществе через надежного покровителя или мужа.
«В тот год все говорили об ярком молодом человеке, который называл себя Либерти Кидом. Вместе со своей труппой он ставил подстрекательские политические драмы, которые волновали публику в Осаке, Киото и за его пределами, по всей западной Японии. Его фирменным знаком был запоминающийся образ. написанная им сатирическая песня, которая имела огромный успех. Теперь труппа направлялась в Токио. На их первые выступления в престижном театре Накамура-за было много заказов еще до того, как они прибыли в город». [ 1 ] : 51 У этого Либерти Кида, двадцатисемилетнего Отодзиро Каваками , было «нахальное круглое лицо, густые брови, тупой нос и вызывающе посаженный рот. Он был похож на уличного мальчишку-переростка, рвущегося в драку. самоуверенность в сочетании с определенным самоуничижительно-комичным стилем была непреодолимой». [ 1 ] : 53
Популярность труппы была такова, что премьер-министр Ито организовал частное представление в чайном доме Кираку , куда он также пригласил Якко и четырех других гейш Ёсичо. Друг Отодзиро по труппе и коллега-бабник Асаджиро Фудзисава позже скажет, что Якко сразу же привлек его сильная воля и авторитет. «Якко увидел свою силу и понял, каким сильным человеком он был [...] Она подумала: « Я бы хотела быть с таким могущественным человеком до конца своей жизни. [...] Но у нее была гордость. Она решила, что ей придется сделать Каваками мужчиной, иначе она потеряет лицо». [ 1 ] : 57 Оставив других своих мужчин, Якко полностью посвятила себя Отодзиро, продолжая работать на вечеринках гейшей, чтобы поддержать его и «занять себя». Наконец, в октябре 1893 года Якко и Отодзиро поженились, а официальным посредником между ними выступил общий друг барон Кентаро Канеко. [ 1 ] : 64
Карьера актрисы
[ редактировать ]Несмотря на способность Отодзиро обслуживать японскую общественность, он был известен своей безнадежностью с деньгами и постоянно имел проблемы с кредиторами. [ 1 ] : 65 После трех лет взлетов и падений, от кратковременных постановок и конфискации активов до провальной политической кампании 1897 года, [ 1 ] : 78–80 до развода в 1896 году после того, как куртизанка обнаружила внебрачного сына Отодзиро Райкичи, [ 1 ] : 69–71 Отодзиро и Якко попытались избежать финансовых проблем на лодке до Кобе . [ 1 ] : 82
2 января 1899 года пара прибыла и встретила Юминдо Кушибики , бизнесмена, который заработал состояние на строительстве японского чайного сада в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси , и доставке японских развлечений и товаров в Соединенные Штаты . [ 1 ] : 87 Кушибики, желая добавить аутентичный театр в репертуар своего сада, предложил спонсировать и продвигать труппу Отодзиро в континентальном туре. [ 1 ] : 88 Отодзиро принял предложение и собрал в свою труппу восемнадцать человек: девять других актеров-мужчин, двое детей-актеров (его четырнадцатилетний брат Исодзиро и его одиннадцатилетняя племянница Цуру), мастер по костюмам, реквизитор. , парикмахер, певец, игрок на сямисэне , носитель сумок и его жена Якко. Позже Якко сказала, что намеревалась выступить только как жена Отодзиро, хотя она практиковала некоторые из своих выступлений, изученных как гейша, если ей придется появиться на сцене. [ 1 ] : 89
Отправившись в плавание 30 апреля того же года, труппа через три недели прибыла в Сан-Франциско . [ 1 ] : 91 где, без ведома Якко, Кушибики назначил ее старлеткой труппы, [ 1 ] : 94 японский эквивалент знаменитых актрис, таких как Сара Бернар . «Если бы они выступили перед американцами, им бы понадобилась красивая актриса в роли звезды», — рассуждал он. Ей дали сценический псевдоним «Садаякко», и она дебютировала 25 мая, «исполнив сцену смерти из «Девушки в Додзё-дзи» храме ( Musume Dōjō-ji ), которую она практиковала в Кобе настолько умело, что буря аплодисментов». [ 1 ] : 96–97
Этот танец ( buō ) почти сразу поразил публику: «The San Francisco Examiner назвал эту пару « Генри Ирвингом и Эллен Терри из Японии». [...] Дебют Якко стал триумфом. Ее уроки танцев с четырехлетнего возраста, ее годы работы гейшей, что само по себе было формой актерского мастерства, ее выступления на сцене в благотворительных представлениях, все принесло свои плоды. Даже Отодзиро, должно быть, осознал, что это была не скромная маленькая женщина. Она была самой очаровательной Якко. прославленная гейша в Японии, обожаемая премьер-министрами, героями сумо и звездами кабуки. Она могла очаровать кого угодно – даже целую группу жителей Запада, которые не могли понять ни слова из ее слов». [ 1 ] : 101
График первого тура
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]С июня по 6 ноября 1899 г.:
- Turn Verein Hall , Сан-Франциско (две недели) [ 1 ] : 96
- Калифорнийский театр , Сан-Франциско (с 18 по 21 июня) [ 1 ] : 97–98
- Немецкий зал , Сан-Франциско (21–28 июля) [ 1 ] : 106
- два театра в Сиэтле , один из которых — Seattle Theater (с 9 по середину сентября) [ 1 ] : 110
- театр в Такоме, Вашингтон (одна неделя) [ 1 ] : 111
- театр в Портленде, штат Орегон (до 7 октября) [ 1 ] : 111
- Lyric Theater и Chicago Auditorium (две недели, с 22 октября по 6 ноября) [ 1 ] : 122
6 ноября — начало декабря 1899 г.: [ 1 ] : 122
- театр в Гранд-Рапидс, штат Мичиган
- театр в Маскегоне, Мичиган
- Театр Хэмблин в Батл-Крике, Мичиган
- Колоссальный театр в Адриане, Мичиган
- Благородный оперный театр в Тиффине, штат Огайо
- Палатинский театр в Толедо
- Театр Виктория в Дейтоне
- театры в Мэнсфилде, Нью-Йорк , Букрюсе, Нью-Йорк , и Олбани, Нью-Йорк
Начало декабря - 28 января 1900 г.:
28 января - апрель 1900 г.:
- в Оперный театр Лафайет-сквер Вашингтоне , округ Колумбия (29 января — 8 февраля) [ 1 ] : 139
- Лицей Беркли в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк (десять дней) [ 1 ] : 141
- Театр Бижу на Бродвее [ 1 ] : 143 (до апреля)
Европа
[ редактировать ]«Они умоляли нас остаться подольше в Америке, — начал Отодзиро свою дневниковую запись за субботу, 28 апреля. — Но поскольку у нас было рекомендательное письмо Генри Ирвинга , я хотел немедленно ступить на европейскую землю. С сожалением мы покинули Нью-Йорк. Йорк, с любовью оглядываясь назад, отправился через Атлантику». [ 1 ] : 149
22 мая по 28 июня 1900 г.:
- Театр Коронет, ворота Ноттинг-Хилл в Лондоне, Англия [ 1 ] : 152
- Бьют-хаус в Лондоне [ 1 ] : 158
с 4 июля 1900 г. по 16 июня 1901 г.; 16 июня — 3 ноября 1901 г.:
- театр Лои Фуллер на Всемирной выставке 1900 года в Париже [ 2 ] [ 1 ] : 162
4–5 ноября 1901 г.:
- Японии посольство в Брюсселе [ 1 ] : 197
- парк перед бельгийским королевским дворцом : 197
После возвращения в Лондон 7 ноября и посадки на пароход «наконец, в восемь часов утра в понедельник, 1 января 1901 года, после почти двухмесячного путешествия, более чем через полтора года после того, как они покинули Японию и бросили якорь в Кобе». [ 1 ] : 181
График второго тура
[ редактировать ]«10 апреля Отодзиро и Якко поднялись на борт роскошного шеститысячного «Сануки-мару» со своей новой труппой. Теперь там было двадцать актеров плюс Райкичи», включая пять женщин (бывшая участница женской актерской труппы, племянница Якко Цуру Кояма, родственница Камекичи Тане Хамада и две другие гейши). [ 1 ] : 183 «вместе с музыкантами, костюмерами и парикмахерами. Их сопровождал театральный критик по имени Тохи Сюнсё, намеревавшийся провести время за изучением и исследованием зарубежной драматургии. Они остановились в Сингапуре , Пенанге и Коломбо , пересекли Красное море и Средиземное море и остановились в Марселе . В 6 часов утра 4 июня они бросили якорь в доках Тилбери в устье Темзы, на окраине Лондона . [ 1 ] : 184
С 18 июня до конца августа 1901 г.:
- Театр «Критерий» на площади Пикадилли (с 18 июня по 13 июля) и переезд в театр Шефтсбери (с 16 июля по 7 августа). [ 3 ] Американская танцовщица-серпантин Лои Фуллер танцевала между спектаклями в «Критерионе». [ 4 ] В Лондоне труппа представила «Гейшу и рыцаря» (42 спектакля), «Кесу» (17 спектаклей), «Зингоро» (36 спектаклей) и «Сёгун: Повесть о старой Японии» (12 спектаклей). [ 3 ]
- Международная выставка 1901 года в Глазго, Шотландия. [ 1 ] : 184
Конец августа - 8 ноября 1901 г.:
- Театр де Л'Атене , Париж. [ 1 ] : 192
В дополнение к их предыдущему парижскому репертуару — «Гейша и рыцарь» , «Кеса» , «Таканори» и «Зингоро». [ 1 ] : 179 - труппа также исполнила версию « Венецианского купца» Отодзиро , историческую драму «Сёгун и Косан и Кинкоро» , «Японскую даму с камелиями ». [ 1 ] : 187
Середина ноября - конец января 1902 г.: [ 5 ]
- Берлин
- Ганновер
- Бремен
- Гамбург
- Лейпциг
- Королевский оперный театр в Дрездене
- Суббота, 18 января 1902 года: Франкфурт , Оперный театр.
- Воскресенье, 19 января 1902 года: Баден-Баден , театр в Бадене.
- Понедельник, 20 января 1902 года: Страсбург , Городской театр.
- Вторник, 21 января 1902 года: Майнц , Городской театр.
- Среда, 22 января 1902 года: Карлсруэ , Придворный театр Великого Герцога.
- Четверг, 23 января 1902 года: Мангейм , театр Заальбау.
- Пятница, 24 января 1902 года: Мангейм, театр Заальбау.
- Суббота, 25 января 1902 года: Базель , Городской театр.
- Воскресенье, 26 января 1902 года: Цюрих , Городской театр.
- Понедельник, 27 января 1902 года: Штутгарт , Театр Резиденц.
- Вторник, 28.01.1902: Мюнхен , [ 1 ] : 195 Кгл. Резиденция Театр
С 1 февраля до середины марта 1902 г.:
- Вена , Театр Ан дер Вин
- Прага
- Будапешт
- Бухарест
- Краков
- Санкт-Петербург
- Москва , включая выступление в Зимнем дворце царя Николая II. [ 1 ] : 195
Середина марта - конец апреля 1902 г.:
Май 1902 г. - 4 июля 1902 г.:
«После шестинедельного путешествия, 19 августа 1902 года, « Ава-мару» пришвартовался в Кобе . Эпическое путешествие закончилось. Настало время вернуться на землю». [ 1 ] : 203
Императорская школа подготовки актрис
[ редактировать ]После нескольких лет поддержки и работы с труппой Каваками и поездки с ними на учебу в Париж, Якко вдохновилась на создание собственной школы актерского мастерства для женщин. По ее собственным словам, «видя, насколько тамошние актрисы высокообразованы и начитаны, и как общество приветствует их и сердечно поддерживает их развитие, я [...] хотела бы подготовить опытных актрис, которых можно было бы назвать Сарой». Бернхардты из Японии». [ 1 ] : 224
Отодзиро основал Imperial Theater Company Limited, чтобы предоставить капитал в пятьсот иен плюс сто иен в месяц на финансирование школы. «Членами-основателями» стали пять видных местных бизнесменов — предприниматель Эйити Сибусава , промышленный магнат Кихачиро Окура , финансисты Цунэнори Танака и Таро Масуда, а также «Волшебник денежных рынков» Момосукэ Фукудзава . [ 1 ] : 224
«Кандидаты должны были быть в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет, иметь образование не ниже среднего уровня и иметь двух поручителей, которые были домовладельцами в Токио. Учебная программа включала историю, написание сценариев, традиционные и современные актерские навыки, а также японский язык. и западные танцы, а также игра на музыкальных инструментах, таких как флейта, плечевой барабан, сямисэн и кото . Курс продлился два года. Плата за обучение не взималась, но студенты должны были выступать в Императорском театре. Их практического обучения. С любого, кто уедет, не закончив два года обучения, будет взиматься плата за полученное обучение. Если он затем начнет заниматься актерским мастерством или использовать свое образование для практики гейш, его оштрафуют». [ 1 ] : 228–229
Из более чем 100 претендентов Садаякко провел собеседование и в конечном итоге выбрал пятнадцать студентов, в том числе Рицуко Мори , дочь политика из высшего сословия. Торжественное открытие состоялось 15 сентября 1908 года, «менее чем через четыре месяца после ее возвращения из Парижа». [ 1 ] : 229
Спустя годы
[ редактировать ]
Возможно, уже в апреле 1912 года, менее чем через год после смерти Отодзиро, Якко возобновила отношения с (замужним) бизнесменом Момосукэ Фукудзавой . «В ужасные дни и месяцы после смерти Отодзиро Якко отчаянно нуждался в поддержке и любви. Что касается Момосукэ, он утешал себя в компании гейш больше лет, чем ему хотелось помнить. их первой встречи в детстве. Их дружба, будучи взрослыми, была наполнена волшебством той невинной любви, которая никогда не испортилась. [ 1 ] : 251–252
Хотя женатые мужчины нередко искали и содержали любовниц, обычно это делалось тайно. Тогда Момосукэ и Якко так открыто жили и путешествовали вместе и даже осмелились флиртовать друг с другом публично (во времена, когда поцелуи или даже почти поцелуи считались «шокирующе эротическими [...] все еще строго предназначены для спальня»), вызвало бы большой общественный скандал. «Помимо всего прочего, гейши знали, что их работа состоит в том, чтобы снять напряжение с брака мужчины. Кодекс гейш заключался в том, чтобы никогда не пытаться оторвать мужчину от его жены [...] Именно Якко, а не Момосукэ, рисковал позор, даже если бы она предпочла не дожить свои дни монахиней, ей следовало бы выйти замуж, а не брать чужого мужа. Выбрав любовь, она лишилась респектабельности». [ 1 ] : 252–254
Несмотря на критику, которую они получили за свои отношения, она и Момосукэ поддерживали продолжение карьеры друг друга. Теперь она играет роли по своему выбору (например, Тоска и Саломея ). [ 1 ] : 255–256 и Момосукэ начинают несколько деловых предприятий.
Наконец, в сентябре 1917 года Якко объявила о завершении карьеры, ее последним выступлением стала главная роль в «Аиде» . [ 1 ] : 261 Дом, который она и Момосукэ вместе построили в Футабе (ныне часть Нагои ), был отреставрирован и перенесен в Шумоку-чо в районе Хигаси , и теперь там находится музей, посвященный им. [ 6 ] Она построила два дома в Токио: Дом персиковой воды в нескольких кварталах от Императорского дворца. [ 1 ] : 274 (который она продаст в конце 1920-х годов) и «роскошную резиденцию, построенную в Кавада-тё, эксклюзивном районе Миллионеров на севере Токио». [ 1 ] : 278
Несмотря на то, что Сада ушла из актерского мастерства, Сада (отказавшись от сценического имени и имени гейши) занялась созданием Kawakami Silk Company, текстильного бизнеса недалеко от их дома. [ 1 ] : 266 это продолжалось до тех пор, пока она не закрыла его после Великого землетрясения Канто в 1923 году. В декабре 1924 года она также основала Детскую музыкально-драматическую школу Каваками в Токио, в конечном итоге закрыв ее вскоре после того, как Момосукэ вышел на пенсию в 1928 году. [ 1 ] : 278
В 1933 году пара решила, что, поскольку Момосукэ сейчас шестьдесят пять лет и у него слабое здоровье, он должен вернуться в свой дом к жене в Сибуя и прекратить их отношения. «Они провели торжественную церемонию, чтобы отметить конец эпохи. Они были вместе более двадцати лет. Сада никогда не надеялась и не ожидала такого большого счастья во второй половине своей жизни». [ 1 ] : 278
Со своей стороны, Сада решила продать свой дом в Футабе и использовать вырученные средства для строительства храма Тейсёдзи рядом с рекой Кисо , где тэй пишется теми же буквами, что и ее имя (что означает «целомудрие»/«постоянство») и шо означает «сиять». [ 1 ] : 282 Она посвятила храм Фудо Мё-о , своему божеству-хранителю, и построила на его территории склад для хранения костюмов, личных вещей и других важных сувениров из своей жизни. Рядом она построит большую виллу под названием Бансёэн (Сад вечерних сосен) в честь виллы, на которой она жила с Отодзиро после их туров. [ 1 ] : 282–283
Смерть
[ редактировать ]«Жизнь Сады [сейчас] вращалась вокруг трех ее домов: Кавадо-чо в Токио», которые, к сожалению, сгорели в результате бомбардировки города во время Второй мировой войны . [ 1 ] : 286 «Сад вечерних сосен и небольшая вилла на холмистом субтропическом морском курорте Атами , куда она ездила зимой набирать целебные, богатые минералами воды». [ 1 ] : 284
Вскоре после капитуляции Японии Сада обнаружила, что у нее рак печени, который распространился на горло и язык. Ее приемная дочь Томидзи и внучка Хацу приехали в Атами , чтобы позаботиться о ней, « сидя у ее кровати и смачивая губы ватой, смоченной в воде», поскольку вскоре Сада уже не могла ни есть, ни пить. [ 1 ] : 286
Она умерла 7 декабря 1946 года в возрасте 75 лет. Ее последними словами были Томиджи: «Я присмотрю за тобой». Три года спустя ее кости были захоронены в Тейсёдзи, в гробнице, которую она ранее оставила «в уединенной лощине на склоне холма за главным зданием, в тени кленовых и бамбуковых рощ». [ 1 ] : 283, 286
См. также
[ редактировать ]- Список танцоров
- Цукитани Хацуко — современный художник-керамист, который также живет в Нагое.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия Даунер, Лесли (2003). Мадам Садаякко: Гейша, околдовавшая Запад . Издательство Готэма. ISBN 978-1-59240-050-8 .
- ^ Гарелик, Ронда К. Электрическая Саломея: Модернистское исполнение Лои Фуллер . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2007., ISBN 9780691017082
- ^ Jump up to: а б Ношение, JP (1981). Лондонская сцена, 1900–1909: календарь пьес и игроков . Метучен, Нью-Джерси. ISBN 0-8108-1403-Х . OCLC 7172689 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Театральная программа: Театр «Критерий», 18 июня 1901 г.
- ^ «Моя Родина» (PDF) . badische-heimat.de . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Веб-сайт музея «Культурный путь Футаба» , futabakan.city.nagoya.jp; по состоянию на 2 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даунер, Лесли. (февраль 2004 г.) [2003]. Мадам Садаякко Гейша, околдовавшая Запад. Готэм. п. 16; ISBN 978-1-59240-050-8
- Интервью 1906 года с Сада Якко, проведенное японским писателем Ёне Ногучи .
- Сайт музея Футаба , бывшей резиденции Сада Якко и Момосукэ Фукудзавы.
- Биография Сада Якко на сайте музея Футаба
- Берг, Шелли К. «Сада Якко: тур по Америке, 1899–1900», Dance Chronicle . 16. 2 (1993): 147–196.
- Хавемейер, Луизина В. От шестнадцати до шестидесяти; Мемуары коллекционера . Нью-Йорк: Урсус Пресс, 1993, ISBN 9781883145019
- Кано, Аяко. Поведение женщины в современной Японии: театр, гендер и национализм . Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2001, ISBN 9780312292911
- Кендалл, Элизабет. Где она танцевала . Нью-Йорк: Кнопф, 1979, ISBN 9780394400297
