Jump to content

Апокалипто

Апокалипто
Афиша театрального релиза
Режиссер Мел Гибсон
Написал
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Дин Семлер
Под редакцией Джон Райт
Музыка Джеймс Хорнер
Производство
компании
Распространено
Распространение изображений Buena Vista (Северная Америка)
Icon Film Distribution (международный)
Дата выпуска
  • 8 декабря 2006 г. ( 08.12.2006 )
Время работы
138 минут [ 1 ]
Страны Соединенные Штаты
Мексика [ 2 ] [ 3 ]
Язык Юкатек Майя
Бюджет 40 миллионов долларов [ 4 ]
Театральная касса 120,7 миллиона долларов [ 4 ]

Апокалипто ( / ə ˌ p ɒ k ə ˈ l ɪ p t / ) — эпический историко -приключенческий фильм 2006 года, продюсером и режиссёром которого выступил Мел Гибсон , написавший сценарий в соавторстве с Фархадом Сафинией . В фильме задействован актерский состав из коренных и мексиканских актеров, в который входят Руди Янгблад , Рауль Трухильо , Майра Сербуло , Далия Эрнандес , Херардо Тарасена , Джонатан Брюэр, Родольфо Паласиос, Бернардо Руис Хуарес, Аммель Родриго Мендоса, Рикардо Диас Мендоса и Исраэль Контрерас . происходит на Юкатане примерно в 1517 году. Действие «Апокалипто» В нем рассказывается о путешествии молодого человека по имени Ягуар По, позднего мезоамериканского охотника, и его соплеменников, захваченных вторгшимися силами. После опустошения их деревни их отправляют в опасное путешествие в город майя для человеческих жертвоприношений в то время, когда цивилизация майя находится в упадке.

Основные фотосъемки проходили в Мексике с 21 ноября 2005 года по июль 2006 года. Все коренные народы, изображенные в фильме, были майя . Кроме того, все диалоги ведутся в современном приближении к древнему языку сеттинга, а на языке коренных народов Юкатека Майя говорят с субтитрами, которые иногда называют этот язык майя .

«Апокалипто» распространялся компаниями Buena Vista Pictures в Северной Америке и Icon Film Distribution в Великобритании и Австралии. Фильм имел кассовые сборы более 120 миллионов долларов по всему миру и получил в целом положительные отзывы: критики высоко оценили режиссуру Гибсона, кинематографию Дина Семлера и игру актеров, хотя изображение цивилизации майя и исторические неточности подверглись критике. .

Охотясь в мезоамериканских тропических лесах, Ягуар По, его отец Флинт Скай и их соплеменники встречают группу беженцев, спасающихся от войны и разрушений. Вернувшись в свою деревню, Флинт Скай отмечает, что беженцы болеют страхом, и призывает Ягуара Лапу никогда не позволять страху заразить его. Позже той же ночью племя собирается вокруг старейшины, который рассказывает пророческую историю о существе, поглощенном пустотой, которую невозможно удовлетворить, несмотря на то, что ему предложены все дары мира. Существо будет продолжать слепо брать до тех пор, пока в мире не останется ничего, что можно было бы взять, и мира больше не будет.

На следующее утро на деревню нападают рейдеры майя во главе с Зеро Волком, и многие из них убиты, в том числе Флинт Скай, которого убивает садистский рейдер Средний Глаз. Во время нападения Лапа Ягуара прячет свою беременную жену Седьмую и их маленького сына Черепашек Бега в пустом колодце, прежде чем его схватят. После этого рейдеры окружают выживших жителей деревни, которые вынуждены совершить долгий марш через джунгли. Тем временем Севен и Черепахи Бег остаются в ловушке в колодце и изо всех сил пытаются выбраться из него.

По пути рейдеры и их пленники сталкиваются с вырубленными лесами и обширными полями с неурожаем кукурузы , а также с деревнями, уничтоженными неизвестной болезнью. Затем они встречают зараженную маленькую девочку, которая предсказывает конец мира майя. Прибыв в город, пленники разделяются; женщин продают в рабство, а мужчин сопровождают на вершину пирамиды , где их жестоко приносят в жертву, чтобы умилостивить богов . Когда на алтарь кладут Лапу Ягуара, происходит солнечное затмение, и майя воспринимают это событие как предзнаменование того, что боги удовлетворены, тем самым спасая оставшихся пленников. Однако оставшихся пленников рейдеры забирают в свои казармы для использования в качестве мишеней; рейдеры предлагают им свободу, если они смогут уклониться от брошенных в них ракет, в то время как сын Зеро Волка Кат Рок добивает раненых. Первую пару бегунов легко сбить с ног. После этого следует Ягуар Поу, который тоже ранен, привлекая внимание Кат-Рока. Однако затем Кат Рок отвлекается на одного из ранее раненых бегунов, чья жертва позволяет Лапе Ягуара смертельно ранить Кат Рока и сбежать.

Разъяренный Нулевой Волк ведет своих людей на выслеживание Лапы Ягуара. Достигнув джунглей, Ягуар Поу использует свои природные ресурсы, чтобы убивать своих преследователей одного за другим. Среди тех, кого он убивает, - Средний Глаз, которого он забивает каменным топором, и Нулевой Волк, которого он заманивает в ловушку, сделанную для охоты на тапиров , где его пронзают большим деревянным шипом. Последние два рейдера продолжают преследовать Лапу Ягуара на окраине его деревни. Достигнув берега под сильным ливнем, все трое были потрясены и ошеломлены, увидев прибытие испанских конкистадоров . Пока два рейдера идут навстречу иностранцам, Ягуар По мчится обратно в свою деревню и спасает свою семью, которая тонет под ливнем. Ягуар По также очень рад видеть своего маленького сына, родившегося под водой.

Позже воссоединившаяся семья смотрит на испанские корабли. Ягуар По предпочитает не приближаться к иностранцам, и он и его семья уезжают, чтобы начать новую жизнь в лесу, вдали от майя и испанцев.

Деревня
  • Руди Янгблад в роли Лапы Ягуара / Почти, охотника из племени, сына Флинта Ская и мужа Седьмого.
  • Далия Эрнандес в роли Седьмой, беременной жены Ягуара Поу.
  • Джонатан Брюэр в роли Блантеда, соплеменника, страдающего от проблем с фертильностью.
  • Моррис Бёрдйеллоухед в роли Флинта Скай, вождя деревенских соплеменников и отца Ягуаровой Лапы.
  • Карлос Эмилио Баэс в роли Черепашек Бега, Ягуара Поу и Семерки.
  • Амилкар Рамирес в роли Курчавого Носа, соплеменника, одного из первых деревенских охотников, принесенных в жертву в храме.
  • Исраэль Контрерас в роли Смоук Фрога, соплеменника
  • Исраэль Риос в роли Листа какао, соплеменника
  • Мария Исабель Диас в роли свекрови, свекрови Блантеда, которая устно нападает на него за бесплодие.
  • Эспиридион Акоста Кэш в роли старого рассказчика, деревенского рассказчика у костра.
  • Майра Сербуло в роли молодой женщины
  • Иазуа Лариос — Небесный Цветок, жена Блантеда
  • Лорена Эрнандес — деревенская девушка
  • Итандеуи Гутьеррес — жена
  • Саюри Гутьеррес — старшая дочь
  • Хирам Сото — охотник на рыбу
  • Хосе Суарес — старейшая храмовая жертва

Холкейнские воины

  • Рауль Трухильо в роли Нулевого Волка, лидера воинов-холканов и отца Кат-Рока.
  • Херардо Тарасена в роли Среднего Глаза, садистского и психопатического товарища-воина Холкана.
  • Родольфо Паласиос в роли Змеиных чернил
  • Ариэль Гальван в роли Висячего Мосса
  • Бернардо Руис Хуарес в роли четверки пьяниц
  • Рикардо Диас Мендоса в роли Кат-Рока, сына Зеро Волка
  • Ричард Джан в роли Тен Пеккари
  • Карлос Рамос в роли Обезьяной Челюсти
  • Аммель Родриго Мендоса в роли Канюка Хука
  • Марко Антонио Аргета в роли говорящих ветров
  • Хавьер Эскобар в роли Порочного Холкейна

Город

  • Фернандо Эрнандес - Первосвященник, священник храма, совершающий человеческие жертвоприношения.
  • Мария Исидра Хойл в роли девушки-оракула, молодой девушки, зараженной неизвестной болезнью, которая предсказывает конец мира майя.
    • Акецали Гарсиа — дублер в фильме «Девушка-оракул»
  • Абель Вулрич в роли смеющегося человека
  • Антонио Монрой, как Чилам
  • Николя Жассо в роли Человека на вершине храма
  • Роналду Экнал — аукционист рабов
  • Мириам Тун — женщина-аукционист
  • Рафаэль Велес, как король
  • Диана Ботелло в роли королевы
  • ХоаКин Рендон — главный Чак

Производство

[ редактировать ]

Сценарий

[ редактировать ]
Мел Гибсон снял «Апокалипсис» после того, как снял «Страсти Христовы» .

Сценарист и сопродюсер Фархад Сафиния впервые встретил Мела Гибсона , когда работал ассистентом во время постпродакшена фильма «Страсти Христовы» . В конце концов, Гибсон и Сафиния нашли время обсудить «их взаимную любовь к кино и то, что их волнует в кинопроизводстве». [ 5 ]

Мы начали говорить о том, что делать дальше, но конкретно уделили много времени жанру киноэкшн-погони. Эти разговоры, по сути, превратились в скелет ( «Апокалипто» ). Мы хотели обновить жанр погони, по сути, не обновляя его с помощью технологий или техники, а сведя его к наиболее интенсивной форме, то есть к тому, что человек бежит, спасая свою жизнь, и в то же время возвращаясь к чему-то, что имеет значение для ему.
—Фархад Сафиния [ 5 ]

Гибсон сказал, что они хотели «встряхнуть устаревший жанр приключенческих боевиков », в котором, по его мнению, доминировали компьютерная графика , стандартные истории и поверхностные персонажи, и создать погоню, которая «напоминала бы автомобильную погоню, которая продолжает вращать гайки». [ 6 ]

Гибсон и Сафиния также были заинтересованы в изображении и изучении древней культуры, какой она существовала до прихода европейцев. Учитывая как ацтеков , так и майя, они в конечном итоге выбрали майя из-за их высокой утонченности и их окончательного упадка.

Майя представляли для нас гораздо больший интерес. Вы можете выбрать кровожадную цивилизацию или показать цивилизацию майя, которая была настолько сложной и обладала огромными познаниями в области медицины, науки, археологии и инженерии... но также иметь возможность осветить скрытую жестокость и ритуальную дикость, которую они практиковали. . Это был гораздо более интересный мир для изучения того, почему и что с ними случилось.
—Фархад Сафиния [ 5 ]

Они исследовали древнюю историю майя, читая мифы о сотворении и разрушении , включая священные тексты, такие как Попул Вух . [ 7 ] В аудиокомментарии к первому выпуску DVD с фильмом Сафиния заявляет, что история старого шамана (которого играет Эспиридион Акоста Кэш , современный рассказчик майя) [ 8 ] ) был модифицирован из аутентичной мезоамериканской сказки, которая была повторно переведена Иларио Чи Канулом , профессором майя, на юкатекский язык майя для фильма. Он также работал тренером по диалогу во время производства. Работая над сценарием, Сафиния и Гибсон отправились в Гватемалу, Коста-Рику и на полуостров Юкатан, чтобы разведать места съемок и посетить руины майя.

Стремясь к определенной исторической точности, создатели фильма наняли консультанта Ричарда Д. Хансена , специалиста по майя и доцента археологии в Университете штата Айдахо . В качестве директора проекта бассейна Мирадор он работает над сохранением значительной части тропического леса Гватемалы и его руин майя. Гибсон сказал об участии Хансена: «Энтузивизм Ричарда по поводу того, что он делает, заразителен. Он смог успокоить нас и заставить нас чувствовать себя уверенными в том, что то, что мы писали, имело некоторую подлинность, а также воображение». [ 7 ]

Другие исследователи истории Мезоамерики раскритиковали фильм за, по их словам, многочисленные неточности. [ 9 ] [ 10 ] Хансен опубликовал эссе о фильме и критический комментарий к фильму. [ 11 ]

Гибсон решил, что все диалоги будут вестись на языке юкатекских майя . [ 12 ] Гибсон объяснил:

Я думаю, что услышав другой язык, зрители могут полностью отстраниться от своей реальности и погрузиться в мир фильма. И что еще более важно, это также делает акцент на кинематографической графике, которая является своего рода универсальным языком сердца. [ 7 ]

Костюмы и грим

[ редактировать ]

Производственная группа состояла из большой группы визажистов и художников по костюмам, которые работали над воссозданием образа Майя для большого актерского состава. Под руководством Альдо Синьоретти гримеры ежедневно наносили всем актерам на экране необходимые татуировки, шрамы и наращивание мочек ушей. По словам консультанта Ричарда Д. Хансена , выбор макияжа для тела был основан как на творческой лицензии, так и на фактах:

Я часами разглядывал керамику и изображения в поисках татуировок. Шрамирование и татуировка все исследованы, там инкрустированные нефритовые зубы, ушные катушки там . Маленькая штуковина, спускающаяся из уха через нос в перегородку – это было целиком их художественное новшество. [ 13 ]

Примером внимания к деталям является татуировка на левой руке Семерки, жены Лапы Ягуара, которая представляет собой горизонтальную полосу с двумя точками вверху — символом числа семь майя .

Саймон Атертон, английский оружейник и производитель оружия, работавший с Гибсоном над «Храброе сердце» , был нанят для исследования и реконструкции оружия майя. У Атертона также есть эпизодическая роль несущего крест францисканского монаха, который появляется на испанском корабле в конце фильма.

Сценография

[ редактировать ]
пирамиды подобные в Тикале . Для фильма были воспроизведены

Мел Гибсон хотел , чтобы в «Апокалипсисе» были декорации со зданиями, а не полагались на компьютерные изображения. Большинство ступенчатых пирамид, увиденных в городе майя, были моделями, разработанными Томасом Э. Сандерсом . Сандерс объяснил свой подход:

Мы хотели создать мир майя, но не пытались снимать документальный фильм. Визуально мы хотели сделать то, что оказало бы наибольшее влияние. Как и в «Храбром сердце» , вы идете по линии истории и кинематографии. Наша задача – сделать красивый фильм. [ 14 ]

Однако, хотя многие архитектурные детали городов майя верны, [ 10 ] они смешаны из разных мест и эпох, [ 10 ] Решение, по словам Фархада Сафиниа , было принято по эстетическим соображениям. [ 15 ] Хотя действие «Апокалипта» происходит в последний постклассический период цивилизации майя, центральная пирамида фильма представляет собой сооружение, построенное в классический период, шестьсот лет назад. [ 15 ] Это более поздний город майя, построенный вокруг пирамиды, воздвигнутой столетия назад, примеры которой можно найти в таких местах, как постклассические памятники Муйил , Коба и другие в Кинтана-Роо , Мексика. Храмы имеют форму храмов Тикаля стиле центральной низменности, в классическом но украшены элементами стиля Пуук северо-западного Юкатана столетия спустя. Ричард Д. Хансен комментирует: «В постклассический период не было ничего, что могло бы сравниться по размеру и величию с этой пирамидой в фильме. Но Гибсон... пытался изобразить изобилие, богатство, потребление ресурсов». [ 15 ] Фреска в арочном проходе объединила элементы из кодексов майя , фресок Бонампака (более чем на 700 лет раньше, чем происходит действие фильма) и фресок Сан-Бартоло (примерно на 1500 лет раньше, чем действие фильма). [ нужна ссылка ]

Гибсон снимал «Апокалипто» в основном в Катемако , Сан-Андрес-Тустла и Пасо-де-Овехас в мексиканском штате Веракрус . Сцена с водопадом была снята на водопаде Эйипантла , расположенном в Сан-Андрес-Тустла. Другие съемки съемочной группы второго блока проходили в Эль-Петене , Гватемала. Первоначально фильм планировалось выпустить 4 августа 2006 года, но Touchstone Pictures отложила дату выхода до 8 декабря 2006 года из-за проливных дождей и двух ураганов, помешавших съемкам в Мексике. Основные фотосъемки закончились в июле 2006 года.

«Апокалипто» высокой четкости был снят на цифровое видео с помощью камеры Panavision Genesis . [ 16 ] Во время съемок Гибсон и оператор Дин Семлер использовали камеру Spydercam . [ 17 ] подвесная система камер, позволяющая вести съемку сверху. Это оборудование использовалось в сцене, в которой Лапа Ягуара прыгает с водопада.

У нас был снимок Spydercam с вершины 150-футового [46-метрового] ​​водопада: мы смотрели через плечо актера, а затем ныряли через край – буквально в водопад. Я думал, что мы будем снимать это на пленку, но мы поместили камеру Genesis в легкий водный корпус. Температура превышала 100 градусов [38 °C] вверху и около 60 градусов [15 °C] внизу, из-за воды и тумана. Две пятидесятиминутные ленты мы отсняли без проблем, хотя однажды туда попала вода и она запотела. [ 16 ]

фигурирует ряд животных В «Апокалипто» , в том числе тапир Бэрда и черный ягуар. Аниматроника или марионетки использовались в сценах, причиняющих вред животным. [ 18 ]

Музыку к «Апокалипто» написал Джеймс Хорнер в его третьем сотрудничестве с режиссёром Мелом Гибсоном. Нетрадиционная партитура включает в себя большое количество экзотических инструментов и вокал пакистанского певца Рахата Фатеха Али Хана .

Распространение и маркетинг

[ редактировать ]

В то время как Мел Гибсон финансировал фильм через свою компанию Icon Productions , Дисней подписал контракт на распространение «Апокалипто» за определенную плату на определенных рынках под лейблом Touchstone Pictures в Северной Америке и Icon Film Distribution в Великобритании и Австралии. Реклама фильма началась с тизер-трейлера в декабре 2005 года, который был снят до начала основных съемок и до того, как Руди Янгблад получил роль Ягуаровой Лапы. В шутку Гибсон вставил подсознательную эпизодическую роль бородатого режиссера в клетчатой ​​рубашке с сигаретой, свисающей изо рта, позирующего рядом с группой покрытых пылью Майей. [ 19 ] Гладко выбритый Гибсон также снял отрывок на языке майя для представления церемонии вручения премии Оскар 2006 года , в которой он отказался вести церемонию.

23 сентября 2006 года Гибсон предварительно показал незаконченный фильм двум преимущественно индейским зрителям в американском штате Оклахома , в казино Riverwind в Голдсби , принадлежащем Chickasaw Nation , и в Университете Кэмерона в Лоутоне . [ 20 ] Он также начал предварительный показ в Остине , штат Техас, 24 сентября совместно с одной из звезд фильма, Руди Янгбладом . [ 21 ] В Лос-Анджелесе Гибсон показал «Апокалипто» и принял участие в сессии вопросов и ответов для Латинской бизнес-ассоциации. [ 22 ] и для членов сообщества майя. [ 23 ] Благодаря восторженному отклику экспонентов, Дисней открыл фильм на более чем 2500 экранах в США. [ нужна ссылка ]

По словам Мела Гибсона, обстановка майя в «Апокалипто» является «просто фоном» для более универсальной истории исследования «цивилизаций и того, что их подрывает». [ 24 ] Создатели фильма стремились к тому, чтобы крах майя отразил проблемы, наблюдаемые в современном обществе. Проблемы, «с которыми столкнулись майя, чрезвычайно похожи на те, с которыми сегодня сталкивается наша собственная цивилизация», — заявил соавтор сценария Сафиния во время производства, — «особенно когда речь идет о повсеместной деградации окружающей среды , чрезмерном потреблении и политической коррупции». [ 7 ] Гибсон заявил, что фильм представляет собой попытку проиллюстрировать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями сегодняшнего дня. [ 7 ]

Фильм служит культурной критикой – по словам Хансена, «социальным заявлением» – посылая сообщение о том, что никогда не будет ошибкой подвергать сомнению наши собственные представления о морали. [ 25 ] Гибсон определил название, основанное на греческом слове ( ἀποκαλύπτω , apokaluptō ), как «новое начало или открытие – откровение… У всего есть начало и конец, и все цивилизации действовали таким образом». [ 26 ]

Критический ответ

[ редактировать ]

На сайте агрегатора рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 65% на основе 202 рецензий со средней оценкой 6,40/10. Критический консенсус сайта гласит: « Апокалипто — это блестяще снятое, хотя и беспощадно кровавое, исследование некогда великой цивилизации». [ 27 ] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 68 из 100 по мнению 37 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [ 28 ] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B+» по шкале от A+ до F. [ 29 ]

Ричард Ропер и приглашенный критик Аиша Тайлер в телешоу «Эберт и Ропер» дали ему оценку «два больших пальца вверх». [ 30 ] Майкл Медведь дал «Апокалипту» четыре звезды из четырех, назвав фильм «пропитанным адреналином фильмом о погоне» и «интуитивным визуальным опытом». [ 31 ]

Фильм был выпущен менее чем через шесть месяцев после инцидента с Гибсоном в нетрезвом виде в 2006 году , который вызвал у Гибсона большую негативную огласку и усилил обеспокоенность некоторых по поводу предполагаемого антисемитизма в его предыдущем фильме « Страсти Христовы» . [ 32 ] Несколько ключевых кинокритиков упомянули об этом инциденте в своих рецензиях на «Апокалипто» . В своем положительном обзоре для The New York Times А.О. Скотт прокомментировал: «Что бы вы ни говорили о нем - о его проблемах с выпивкой или его проблемах с евреями - он серьезный режиссер». [ 33 ] Boston Globe Обзор газеты пришел к аналогичному выводу, отметив: «Может быть, Гибсон и сумасшедший, но он наш сумасшедший, и хотя я бы не хотел, чтобы он сел за руль машины после счастливого часа или в Бней-Брит работать в любое время, за камерой — другое дело». [ 34 ]

В отрицательном отзыве Салон отметил:

Людям интересен этот фильм по так называемым внетекстовым причинам, потому что его режиссер - эксцентричный и харизматичный голливудский деятель, который к настоящему времени полностью маргинализировал бы себя, если бы не обладал грубым даром создания жестоких поп-развлекательных программ. [ 35 ]

Ответы из Голливуда

[ редактировать ]

«Апокалипто» приобрел несколько страстных сторонников в голливудском сообществе. Актер Роберт Дюваль назвал его «возможно, лучшим фильмом, который я видел за 25 лет». [ 36 ] [ 37 ] Режиссер Квентин Тарантино сказал: «Я думаю, что это шедевр. Это был, пожалуй, лучший фильм того года. Я думаю, что это был лучший художественный фильм того года». [ 38 ]

Мартин Скорсезе , писавший о фильме, назвал его «видением», добавив:

Многие сегодняшние фотографии не затрагивают такие тревожные темы, как важность насилия в увековечении того, что известно как цивилизация. Я восхищаюсь «Апокалиптом» не только за его откровенность, но также за силу и артистизм кинопроизводства. [ 39 ]

Актер Эдвард Джеймс Олмос сказал: «Я был застигнут врасплох. Возможно, это лучший фильм, который я видел за последние годы. Я был потрясен». [ 22 ]

В 2013 году режиссер Спайк Ли включил этот фильм в свой список самых важных фильмов всех времен. [ 40 ]

В 2016 году британский режиссер Эдгар Райт назвал его одним из 1000 своих любимых фильмов. [ 41 ]

Ответ в Мексике

[ редактировать ]

В Мексике фильм зарегистрировал большее количество зрителей, чем «Парфюмер» и «Рокки Бальбоа» . Он даже вытеснил такие запоминающиеся мексиканские премьеры, как «Титаник» и «Посейдон» . [ 42 ] Согласно опросам, проведенным газетой Reforma , 80% опрошенных мексиканцев оценили фильм как «очень хороший» или «хороший». [ 42 ]

Награды и номинации

[ редактировать ]
Премия Категория Номинант Результат
Награды Академии Лучший макияж Альдо Синьоретти , Витторио Содано номинирован
Лучший звуковой монтаж Шон МакКормак , Ками Асгар номинирован
Лучшее сведение звука Кевин О'Коннелл , Грег П. Рассел , Фернандо Камара номинирован
Награды АСК Выдающиеся достижения в области кинематографии в театральных выпусках Дин Семлер номинирован
Награды BAFTA Лучший фильм не на английском языке Мэл Гибсон, Брюс Дэйви номинирован
Награды Ассоциации кинокритиков вещания Премия BFCA за лучший фильм на иностранном языке номинирован
Ассоциация кинокритиков Центрального Огайо Премия COFCA за лучшую операторскую работу Дин Семлер Выиграл
Награды Чикагской ассоциации кинокритиков Премия CFCA за лучший фильм на иностранном языке номинирован
Награды Ассоциации кинокритиков Далласа и Форт-Уэрта Премия DFWFCA за лучшую операторскую работу Дин Семлер Выиграл
Первые американцы в искусстве Премия FAITA за выдающуюся роль актера Руди Янгблад Выиграл
Премия FAITA за выдающуюся роль актера второго плана Моррис Бердйеллоухед Выиграл
Премия попечителя Мел Гибсон Выиграл
Премия «Золотой орел» Лучший фильм на иностранном языке номинирован
Золотой глобус Лучший фильм на иностранном языке номинирован
Награды «Золотая катушка» Лучший звуковой монтаж в художественном фильме: диалоги и автоматическая замена диалогов Шон МакКормак, Ками Асгар , Скотт Г.Г. Халлер, Джессика Галлаван, Лиза Дж. Левин, Линда Фолк номинирован
Лучший звуковой монтаж музыки в художественном фильме Дик Бернштейн, Джим Хенриксон Выиграл
Имиджевые награды Лучший фильм номинирован
Лучший актер второго плана Херардо Тарасена Выиграл
Лучшая актриса второго плана Далия Эрнандес Выиграл
Награда Hollywood Reporter Key Art Awards Лучший постер приключенческого боевика номинирован
Награды Общества онлайн-кинокритиков Лучшая операторская работа Дин Семлер номинирован
Общество кинокритиков Феникса Премия PFCS за лучшую операторскую работу Дин Семлер Выиграл
Спутниковые награды Лучший фильм на иностранном языке номинирован
Награды Сатурна Лучший режиссер номинирован
Лучший международный фильм Мел Гибсон номинирован
Награды Ассоциации кинокритиков Сент-Луиса Gateway Лучший фильм на иностранном языке номинирован
Награды Хакелла Лучший иностранный фильм номинирован
Латиноамериканская бизнес-ассоциация Премия председателя за провидение Мел Гибсон Выиграл

Историческая точность

[ редактировать ]

Представление майя

[ редактировать ]

Аспекты культуры и цивилизации майя, изображенные в Апокалипто, считаются некоторыми учеными исторически неточными. По словам Аллана Уолла из Banderas News, «искусство, архитектура и обстановка фильма сочетают в себе аспекты разных эпох и регионов цивилизации майя». [ 43 ] Некоторые ученые отмечают, что изображение массовых человеческих жертвоприношений и широко распространенного рабства было более типично для ацтеков. [ 44 ] Напротив, майянист Дэвид Стюарт заявил, что человеческие жертвоприношения не были редкостью, и, судя по резьбе и фрескам, существует «все большее сходство между ацтеками и майя». [ 45 ]

Помимо разногласий вокруг предполагаемых исторических неточностей, ученые и активисты коренных народов были обеспокоены тем, что в фильме освещаются человеческие жертвоприношения, произошедшие в последние годы перед испанским завоеванием. [ 46 ] Антрополог Трейси Ардрен считала, что «Апокалипто» был предвзятым, потому что «не упоминаются достижения в науке и искусстве, глубокая духовность и связь с сельскохозяйственными циклами или инженерные подвиги городов майя». [ 47 ] Фильм также подвергся критике со стороны гватемальского активиста Игнасио Очоа как «оскорбительное и расистское представление о том, что люди майя были жестоки друг к другу задолго до прибытия европейцев и, следовательно, заслуживали, а фактически и нуждались в спасении». [ 46 ]

Ричард Д. Хансен , исторический консультант фильма, заявил в интервью газете The Washington Post , что фильм действительно «даёт ощущение, что майя были садистами», и выразил «немного опасения по поводу того, как современные Майя примет это». [ 48 ] В центре внимания фильма «неоправданное насилие». [ 49 ] побудило Джулию Гернси, профессора мезоамериканского искусства и культуры, осудить фильм, заявив в интервью: «Здесь много действительно оскорбительных расовых стереотипов. Их показывают как чрезвычайно варварских людей, тогда как на самом деле майя были очень сложная культура». [ 49 ] Гернси отмечает, что фильм рассматривается через призму западной морали, и заявляет, что важно изучить «альтернативные мировоззрения, которые могут не соответствовать нашим собственным западным взглядам 21 века, но, тем не менее, являются действительными». [ 50 ]

Человеческие жертвы

[ редактировать ]
Критики утверждают, что человеческие жертвоприношения, изображенные в фильме, больше похожи на обычаи ацтеков (как показано здесь), чем на обычаи майя.

Апокалипто критиковали за изображения массовых жертвоприношений, которые были более типичны для ацтеков , чем для майя. Человеческие жертвоприношения были «возможно, менее распространены в древнем обществе майя». [ 51 ] По словам Хансена , фильм изображает постклассический период, когда майя находились под влиянием тольтеков и ацтеков. Хансен заявляет: «Мы знаем, что шла война. Постклассический центр Тулума представляет собой город-крепость; эти места должны были занимать оборонительные позиции. К этому времени существовало огромное влияние ацтеков. Ацтеки явно были безжалостны в своих завоеваниях и преследовании жертвоприношения, практика, которая распространилась на некоторые районы майя». [ 13 ]

Другие спорные изображения майя включают в себя жертвоприношения простолюдинов и массовые захоронения. , майя приносили в жертву знать и социальную элиту вместо простолюдинов По словам профессора антропологии Стивена Хьюстона . [ 44 ] Археологические раскопки показывают, что майя использовали несколько методов принесения жертвоприношений, такие как «обезглавливание, вырезание сердца, расчленение, повешение, потрошение, снятие кожи, раскалывание черепа и сжигание». [ 52 ] Антропологи также отметили, что нет никаких свидетельств массовых захоронений майя, как показано в фильме. [ 53 ] Хансен заявляет, что это «предположение», говоря, что «все, что [Гибсон] пытался сделать, - это выразить весь ужас этого». [ 15 ] Еще одна спорная сцена, когда Лапа Ягуара и остальные пленники используются в качестве стрельбы, создатели фильма признали, что она была изобретена как сюжетный ход для запуска сцены погони. [ 15 ]

Окончание

[ редактировать ]

Согласно комментариям на DVD Мела Гибсона и Фархада Сафинии , финал фильма должен был изобразить первый контакт между испанцами и майя, который произошел в 1511 году, когда Педро де Альварадо прибыл на побережье Юкатана и Гватемалы, и также во время четвертого путешествия Христофора Колумба в 1502 году. [ 54 ] Приход европейцев в Апокалипто и его тематический смысл являются предметом разногласий. Трэйси Ардрен, антрополог, написала, что прибытие испанцев в качестве христианских миссионеров несет «явно колониальное послание о том, что майя необходимо спасти, потому что они «прогнили насквозь»». [ 47 ] По словам Ардрен, «Апокалипто » «воспроизводит в великолепной высокобюджетной цветовой гамме оскорбительную и расистскую идею о том, что люди майя были жестоки друг к другу задолго до прибытия европейцев и, таким образом, они заслуживали и фактически нуждались в спасении. Эта же самая идея использовался в течение 500 лет для оправдания порабощения народа майя». [ 47 ] Дэвид ван Биема в статье, написанной для Time , задается вопросом, изображаются ли испанцы спасителями майя, поскольку они изображены зловеще с Лапой Ягуара, признающим их прибытие как угрозу и решающим вернуться в лес. [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Апокалипто» . Британский совет классификации фильмов . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 29 января 2012 г.
  2. ^ «Апокалипто (2006)» . Каталог художественных фильмов AFI . Проверено 30 августа 2023 г.
  3. ^ «Апокалипто (2006)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 31 мая 2016 года . Проверено 30 августа 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Апокалипто (2006) — Box Office Mojo» . www.boxofficemojo.com . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 года . Проверено 16 ноября 2007 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Николь Сперлинг (15 декабря 2006 г.). «С помощью друга Мел приступил к делу» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 24 августа 2017 г.
  6. ^ Тим Пэджетт (27 марта 2006 г.). «Апокалипто сегодня» . Время . Архивировано из оригинала 12 мая 2006 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и « Апокалипто: первый взгляд» . WildAboutMovies. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 26 мая 2007 г.
  8. ^ «Официальный «Апокалипто сайт DVD »» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года.
  9. ^ « Апокалипто» искажает факты, говорит эксперт» . Нэшнл Географик . 28 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 г. Проверено 17 апреля 2022 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Макгуайр, Марк (12 декабря 2006 г.). « 'Апокалипто' пачка неточностей&#124» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  11. ^ Хансен, Ричард Д. «Релятивизм, ревизионизм, аборигенизм и эмическая/этическая истина: пример апокалипта ». Глава книги: « Этика антропологии и американских исследований. Архивировано 30 октября 2017 года в Wayback Machine », под редакцией Ричарда Дж. Чакона и Рубена Г. Мендосы, стр. 147–190. Springer Press, Нью-Йорк, Дордрехт, Гейдельберг, Лондон, 2012 г.
  12. ^ «Пророки-Апокалипсис» . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Майя Мела Гибсона» . Археология . 60 (1). Январь – февраль 2007 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 г. Проверено 23 мая 2007 г.
  14. ^ Сьюзан Кинг (7 декабря 2006 г.). « Взгляд Апокалипта смешивает факты и вымысел». Лос-Анджелес Таймс .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и «Фонд всемирного наследия» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2007 года. Около 25 членов сообщества майя в Лос-Анджелесе были приглашены на предварительный показ фильма Гибсона на прошлой неделе. Двое из присутствовавших остались впечатлены, но добавили, что им тоже хотелось бы, чтобы Гибсон больше показал цивилизацию майя. «Это был великолепный боевик, который держал меня в напряжении», — сказала Сара Сапата Михарес, президент и основатель Федерации клубов Юкатекоса в США. «Я думаю, здесь должно было быть немного больше культуры», например, в пирамидах. «Это могло бы показать немного больше, почему были построены эти здания. '
  16. ^ Перейти обратно: а б «Дион Биб, Дин Семлер, Том Сигел и другие о цифровой кинематографии» . 16 июня 2006. Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 года . Проверено 26 мая 2007 г.
  17. ^ «Spydercam: Информация – История работы» . Архивировано из оригинала 2 июня 2004 года.
  18. ^ "Первая кинозвезда тапиров?" . Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 года.
  19. ^ Кэрин Джеймс (22 декабря 2005 г.). «Вдруг следующим летом». Нью-Йорк Таймс .
  20. ^ «Гибсон везет «Апокалипто» в Оклахому» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2006 года.
  21. ^ «Мэл выступает за новый фильм против войны в Ираке» . Рейтер. 24 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Роберт В. Велкос (13 ноября 2006 г.). «Гибсон ныряет» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 28 сентября 2012 года . Проверено 3 августа 2008 г.
  23. ^ Роберт В. Велкос (9 декабря 2006 г.). «В «Апокалипто» факты и вымысел играют в прятки». Лос-Анджелес Таймс .
  24. ^ Рид Джонсон (29 октября 2005 г.). «Последнее увлечение Мела Гибсона: культура майя». Лос-Анджелес Таймс .
  25. ^ «Фильм Гибсона вызывает гнев групп майя» . Би-би-си. 8 декабря 2006. Архивировано из оригинала 28 ноября 2009 года . Проверено 12 декабря 2006 г.
  26. ^ Мела Гибсона «Затерянное королевство: Апокалипто » . АВС Праймтайм . 22 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. . Проверено 27 июня 2020 г.
  27. ^ «Апокалипто» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 27 июня 2024 г.
  28. ^ «Апокалиптические обзоры» . Метакритик . Архивировано из оригинала 19 июня 2020 года . Проверено 28 июня 2020 г.
  29. ^ «Найти CinemaScore» (введите «Апокалипто» в поле поиска) . CinemaScore . Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 28 июня 2020 г.
  30. ^ Дата выхода Эберта и Ропера 10 декабря 2006 г.
  31. ^ Медведь Михаил, Апокалипто ( Microsoft Word ) (рецензия) [ постоянная мертвая ссылка ]
  32. ^ «Гибсон играет первую главную роль за шесть лет» , The Guardian , Великобритания, 29 апреля 2008 г., заархивировано из оригинала 23 октября 2013 г. , получено 14 января 2011 г.
  33. ^ Скотт, АО (8 декабря 2006 г.), «Страсти майя» , The New York Times , заархивировано из оригинала 13 июля 2010 г. , получено 14 января 2011 г.
  34. Тай Берр, Мел Гибсон наслаждается насилием в «Апокалипто». Архивировано 5 июня 2008 г., в Wayback Machine The Boston Globe , 8 декабря 2006 г., дата обращения 14 января 2011 г.
  35. Эндрю О'Хехир, «Апокалипто». Архивировано 5 февраля 2011 г., на Wayback Machine Salon.com, 8 декабря 2006 г., дата обращения 14 января 2011 г.
  36. ^ «Интервью Роберта Дюваля» . Премьера . Март 2007 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2007 г.
  37. ^ Дэвид Карр (12 февраля 2007 г.). «Самый большой поклонник Апокалипто» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 февраля 2007 года . Проверено 2 декабря 2007 г.
  38. ^ «Интервью с Квентином Тарантино», FilmInk , август 2007 г.
  39. ^ «Обнаженная добыча» (1966 [ так в оригинале ]) и «Апокалипто» (2006)» . ДИРЕКТВ . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
  40. ^ «Прочитайте «Основной список фильмов для кинематографистов» Спайка Ли . Архивировано 28 июля 2013 г., на сайте Wayback Machine Vulture.com, Джесси Дэвид Фокс, 26 июля 2013 г.
  41. ^ Сэм ДиСалле. «1000 любимых фильмов Эдгара Райта» . Муби . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 7 июля 2017 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б «Они оценивают Апокалипто на 7,6». Реформа . 30 января 2007 г.
  43. ^ « В Латинской Америке открывается «Расистский» апокалиптик» . www.banderasnews.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 4 июня 2022 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Уильям Бут (9 декабря 2006 г.). «Культурный шокер» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 24 августа 2017 г.
  45. ^ Стивенсон, Марк (24 января 2005 г.). «Свежий взгляд на истории о человеческих жертвоприношениях – Технологии и наука – Наука – NBC News» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2011 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б «Майя говорят, что фильм Гибсона изображает их дикарями» . Рейтер . 20 января 2007 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2022 г. Проверено 4 июня 2022 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с «Является ли «Апокалипто» порнографией?» . Археология . 5 декабря 2006. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 11 декабря 2006 г.
  48. ^ «Культурный шокер» . Вашингтон Пост . 9 декабря 2006 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 24 августа 2017 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б « Апокалипто — это оскорбление культуры майя, — говорит один эксперт» . 14 ноября 2007 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 4 июня 2022 г.
  50. ^ Крис Гарсия (6 декабря 2006 г.). « Апокалипто — это оскорбление культуры майя, — говорит один эксперт» . Американский государственный деятель . Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года.
  51. ^ Мансон, Джессика; Амати, Вивиана; Коллард, Марк; Макри, Марта Дж. (25 сентября 2014 г.). «Классическое кровопускание майя и культурная эволюция религиозных ритуалов: количественная оценка изменений в иероглифических текстах» . ПЛОС ОДИН . 9 (9): e107982. Бибкод : 2014PLoSO...9j7982M . дои : 10.1371/journal.pone.0107982 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4177853 . ПМИД   25254359 .
  52. ^ «Фактчекинг «Апокалипто» » . Чикаго Трибьюн . 15 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2022 г. Проверено 4 июня 2022 г.
  53. ^ Марк Макгуайр (12 декабря 2006 г.). « Апокалипто, пачка неточностей» . Сан-Диего Юнион Трибьюн . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 12 декабря 2006 г.
  54. ^ «Четвертое путешествие Христофора Колумба (1502 г.)» . Обзор Афины . 2 (1). Архивировано из оригинала 27 мая 2008 года . Проверено 14 июля 2008 г.
  55. ^ ван Биема, Дэвид (14 декабря 2006 г.). «Что Мел Гибсон имеет против церкви?» . Время . Архивировано из оригинала 4 января 2008 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 354158cb3e02ac0f1784f8490e33424a__1723091580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/4a/354158cb3e02ac0f1784f8490e33424a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apocalypto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)