Жан Хелион

Жан Элион (21 апреля 1904 – 27 октября 1987) был французским художником, чьи абстрактные работы 1930-х годов сделали его ведущим модернистом . За его отказом от абстракции в середине карьеры последовали почти пять десятилетий работы художником-фигуративом . Он также был автором нескольких книг и большого количества критических статей.
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Он родился в Кутерне , Орн , в семье таксиста и портнихи. Проведя свои первые восемь лет с бабушкой, он воссоединился со своими родителями в Амьене , где пошел в школу. Хотя еще школьником он экспериментировал с рисованием картинок на картоне, его большей любовью была поэзия. Интересуясь также химией, Гелион начал работать помощником фармацевта в 1918 году и устроил лабораторию в своей спальне. Позже он писал: «...Я мечтал, и меня привлекали формы и цвета, которые исходили из реальности вещей и были самой их сутью. Моя страсть к неорганической химии возникла из моей любви к этим формам, этим кристаллам, этим цветам, этому анализ открытой истины». [ 1 ] В 1920 году он поступил на факультет химии в l' Institut Industriel du Nord в Лилле ( École Centrale de Lille ), но в 1921 году уехал в Париж , не окончив курса.
В Париже он писал стихи и работал учеником архитектора. Он пережил то, что он назвал великим поворотным моментом в своей жизни, во время исследовательского проекта в Лувре , где он открыл для себя работы Николя Пуссена и Филиппа де Шампейна и решил стать художником. Его первые картины датируются 1922–23 гг. В 1925 году он отказался от учебы в области архитектуры и начал посещать занятия по рисованию фигур в Академии Адлера. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранние произведения Гелиона подобны манере Сутина . [ 3 ] Он встретил Отто Фрейндлиха в 1925 году и позже описал его как первого художника-абстракциониста, которого он когда-либо встречал, сказав: «В то время я понятия не имел, что существует такая вещь, как абстрактное искусство». [ 4 ] В следующем году его познакомил с кубизмом уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия , а в 1928 году он впервые выставился, показав две картины в Салоне Независимых . Его работы этого периода, в основном натюрморты , по стилю близки к работам Торреса-Гарсиа, с упрощенным цветом и смелыми очертаниями. В 1930 году он присоединился к группе Art Concret и принял словарь абстрактной прямолинейной формы, заимствованный у неопластилистов Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга . В последующие годы искусство Гелиона развивалось и включало изогнутые линии и объемные формы. Он стал признанным ведущим художником-абстракционистом, а также красноречивым критиком и теоретиком, чьи произведения часто публиковались в Cahiers d'Art и других изданиях в 1930-е годы.
Хелион переехал в Соединенные Штаты в июле 1936 года, остановившись в Нью-Йорке, а затем в Рокбридж-Батс, штат Вирджиния , где он построил студию. Продолжая рисовать абстрактно, он все больше чувствовал, что его работа тяготеет к репрезентации, и начал рисовать с натуры. Чтение Бодлера привело его к концепции современности, в которой самые эфемерные аспекты современной жизни примиряются с вневременным и геометрическим. [ 5 ] Он считал, что Сёра , которого он называл «последним великим мастером, и Леже , величайшим после него», особенно иллюстрирует этот бодлеровский модернизм. [ 5 ] Творчество Гелиона претерпело радикальные изменения, которые смутили его поклонников, когда он решительно отказался от абстракции в 1939 году. Его первое крупномасштабное фигуративное полотно « С велосипедистом» ( Au cycliste ) выявило упрощенную и обтекаемую трактовку формы, родственную работам Леже. стиль 1930-х годов.
В письме Пьеру-Жоржу Брюгьеру в 1939 году Гелион раскрыл свой долгосрочный план:
Думаю, лет десять я буду смотреть, восхищаться и любить жизнь вокруг нас — прохожих, дома, сады, магазины, ремесла и повседневное движение. Затем, когда я освою средства и приобрету багаж персонажей и образов, который даст мне ту легкость, которую я сейчас имею в нефигуративном искусстве, я начну новый период, который я мельком увидел в последние несколько дней: я вернуть живописи ее моральную и дидактическую силу. Я буду атаковать великие сцены, которые будут уже не просто описательными, административными, но и «значительными», как великие произведения Пуссена. [ 6 ]
В ответ на чрезвычайную ситуацию Второй мировой войны Гелион вернулся во Францию в 1940 году и присоединился к вооруженным силам. Взятый в плен 19 июня 1940 года, он содержался на тюремном корабле в Штеттине-на-Одере (ныне Щецин , Польша ) до 13 февраля 1942 года, когда совершил побег. Четыре дня спустя он отправился в Париж; к октябрю он был в Америке, где выступал по радио и в лекционных залах в поддержку Свободной Франции . Его книга о своем опыте « Они не будут иметь меня » стала бестселлером в Соединенных Штатах. [ 7 ]
Гелион возобновил работу в 1943 году, выпустив серию обезличенных изображений мужчин в шляпах. Как всегда обдуманно, он нарисовал множество близких вариаций на любимые темы, в том числе женщин у открытых окон и мужчин, читающих газеты. В последующие годы он развил карикатурный аспект принятого им стиля. Основная работа 1947 года, À rebours ( Неправильный путь вверх ), является одной из нескольких композиций, в которых обнаженная женская фигура изображена перевернутой. [ 8 ] В 1949 и 1950 годах он нарисовал серию крайне неуклюжих, костлявых обнаженных женщин в голых интерьерах.
В 1951 году произошла еще одна резкая перемена, ознаменовавшая его карьеру: Гелион адаптировал натуралистический стиль. В течение следующих нескольких лет он сосредоточился в основном на фигурах и натюрмортах, изображенных в студийной обстановке. Его друг Бальтюс , который надеялся, что Гелион «забудет Леже», выразил одобрение новым работам, сказав: «Впервые в одной из ваших картин можно почувствовать счастье и удивление». [ 9 ]
В 1960-е годы его манера вернулась к стилю 1940-х годов, но с новой широтой. Химическая чувствительность заставила его отказаться от масла в пользу акрила , которым он пользовался до конца своей карьеры. [ 10 ] В течение следующих двух десятилетий он нарисовал несколько больших триптихов . Его тематика, как всегда, обнаруживала озабоченность иногда идиосинкразическими темами: художники и модели, разрезанные кабачки, зонтики, случайные падения, уличные сцены и ремонт улиц.
В 1970-е годы его зрение ухудшилось. [ 10 ] В октябре 1983 года он перестал рисовать, так как ослеп из-за опухоли головного мозга. [ 11 ] Под диктовку он написал три итоговые книги по искусству. В одной из них, «Mémoire de la chambre jaune» (опубликованной посмертно в 1994 году), он засвидетельствовал, что «искал голос живописи там, где он поет громче всего. Без сомнения, в полной абстракции испытываешь чувство сильного потрясения, если не сказать взрыв, и, приближаясь к реальности, чувствуешь, что здоровье и истина восстановлены. Весь смысл последующих периодов моей работы заключался в объединении того и другого». [ 11 ]
Жан Элион умер в Париже 27 октября 1987 года. [ 12 ]
Персональный
[ редактировать ]Гелион был женат четыре раза; его третьей женой была Пегин Вейл Гуггенхайм , дочь Пегги Гуггенхайм . [ 13 ] В браке Гелиона с Джин Блэр у Гелиона родился сын Луи Хелион Блэр, который был выдающимся государственным чиновником, профессором и давним исполнительным секретарем Фонда стипендий Гарри С. Трумэна. Гелион оставил Жана Блера Гелиона и его маленького сына, чтобы вернуться во Францию. [ 14 ] очевидно, в ответ на объявление Францией войны нацистской Германии.
Наследие
[ редактировать ]Хотя абстрактные картины Гелиона 1930-х годов всегда пользовались большим уважением, его последующие стилистические изменения увели его далеко от современного мейнстрима и в некоторых кругах рассматривались как отступничество. [ 15 ] хотя в последние годы произошла переоценка. Среди художников, признавших влияние Гелиона , — Рой Лихтенштейн , [ 16 ] Нелл Блейн и Леланд Белл . [ 17 ]
Работы Хелиона находятся во многих французских музеях, а также в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Чикагском художественном институте , Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Буффало, Нью-Йорк , Художественном музее Северной Каролины , Кунстхалле Гамбурга и Галерея Тейт , Лондон .
Большая часть записных книжек художника хранится в Национальной библиотеке в Париже.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гелион 2004, с. 180
- ^ Гелион 2004, стр. 180-181.
- ^ Рэдфорд
- ^ Гелион 2004, с. 181
- ^ Jump up to: а б Гелион 2004, с. 21
- ^ Гелион 2004, стр. 20–21.
- ^ Гелион 2004, стр. 190-191.
- ^ Гелион 2004, с. 193
- ^ Гелион 2004, с. 23
- ^ Jump up to: а б Перл 1996 г.
- ^ Jump up to: а б Гелион 2005 г.
- ^ Гелион 2004, с. 203
- ^ Куссо 1992, стр. 345–346.
- ^ «Некролог Луи Блэра (1939–2020) - Рокбридж-Банс, Вирджиния - Roanoke Times» . Legacy.com .
- ^ Свет 1986, с. 9
- ^ Свет 1986, с. 8
- ^ Гелион 2004, с. 50
Ссылки
[ редактировать ]- Куссо, Анри-Клод (1992). Гелион . Париж: Editions du Regard. ISBN 2-903370-76-1 (французский язык)
- Гелион, Жан (2004). Жан Хелион . Лондон: Паб Пола Холбертона. ISBN 1-903470-27-7
- Хелион, Жан (сентябрь 2005 г.). «Взгляд в прошлое». Современные художники , стр. 100–103.
- Лихт, Фред, под редакцией (1986). Посвящение Жану Элиону: последние работы . Венеция: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма. ОСЛК 317356998
- Перл, Джед (29 апреля 1996 г.). «Неизвестный шедевр». Новая Республика , 214: 27–32.
- Рэдфорд, Роберт, «Гелион, Джин», Oxford Art Online