Восемь песен безумного короля
Восемь песен безумного короля | |
---|---|
Монодрама Питера Максвелла Дэвиса | |
![]() Ли Мелроуз исполняет произведение на музыкальном фестивале Nordland в Будё , 2014 год. | |
Либреттист | Рэндольф Стоу |
На основе | слова Георга III |
Премьера | 22 апреля 1969 г. Лондон |
Восемь песен для безумного короля — монодрама сэра Питера Максвелла Дэвиса на либретто Рэндольфа Стоу , основанную на словах Георга III . Произведение написано для южноафриканского актера Роя Харта и ансамбля композитора Pierrot Players . Премьера состоялась 22 апреля 1969 года.
Продолжительностью полчаса, она написана для баритона с необыкновенным владением расширенной техникой, охватывающей более пяти октав , и шести исполнителей ( ансамбль Пьеро + ударные):
- флейта (удвоение пикколо )
- кларнет
- Перкуссия (1 игрок): железнодорожный гудок , малый барабан , 2 подвесные тарелки , ножная тарелка, 2 деревянных блока , 2 больших барабана , цепи, трещотка , там-томы , тамтам , бубен , рототомы , игрушечные птичьи крики, 2 храмовых блока , колокольчики , кроталы , бубенчики , цимбалы , глокеншпили , стальные прутья, ворона, диджериду , стиральная доска
- фортепиано (дублирующий клавесин )
- скрипка
- виолончель
Инструменталистам также требуются расширенные методы: например, для духовых инструментов часто используются трепетание языка и многоголосие , а пианисту приходится играть на фортепиано с плектром . В третьей песне все инструменталисты, кроме флейтиста, исполняют птичьи крики и механические птичьи звуки. Хотя большинство техник обозначено весьма конкретно, есть отрывки управляемой импровизации, особенно заметно это у духовых инструментов в конце 5-й песни, когда им предлагается «использовать заданные высоты звука как центры, вокруг которых группируются небольшие, медленные фразы». , построены». [1]
Как и его предшественник, «Лунный Пьеро» , в разных движениях используются разные комбинации ансамбля. Полный ансамбль используется в первой, третьей, пятой и седьмой песнях, а также в первом переходе. Во второй песне отсутствуют духовые инструменты; в четвертой песне отсутствуют духовые инструменты, скрипка и фортепиано; в шестой песне отсутствует флейта (за исключением первого, очень короткого аккорда); во втором переходе баритон отсутствует; в восьмой песне скрипач отсутствует (поскольку к этому моменту инструмент был разбит).
Произведение движется через множество различных ритмических персонажей. Некоторые отрывки, такие как второй переход, строго пульсируют с относительно четким размером (хотя широко используется перекрестный ритм ), в других используются перекрывающиеся темпы (например, в первой и пятой песнях), а также широко используется речитатив. наиболее очевидно в дуэте виолончели и баритона четвертой песни.
Произведение, как правило, написано модернистским языком, хотя в нем часто используются стилизация, аллюзии и прямые цитаты. Восемь песен следующие:
- Часовой (Менуэт короля Пруссии)
- Загородная прогулка (Променад)
- Переход к фрейлине (фантазия мисс Масгрейв)
- Чтобы спеть на воде (Водный человек)
- Призрачная королева (Он целует меня) Переход
- Подделка (Le Conterfaite)
- Деревенский танец (Скотч Боннетт)
- Обзор (Испанский марш)

Действие разворачивается как монолог короля, актеры размещаются на сцене (традиционно) в больших птичьих клетках, а кульминацией становится то, что он выхватывает и разбивает скрипку.
Партитура опубликована издательством Boosey & Hawkes , а на обложке изображен знаменитый отрывок из партитуры, третья часть, в которой нотоносцы расположены как прутья птичьей клетки. [2]
Помимо Харта, среди представителей этой работы были Уильям Пирсон , Майкл Риппон, Томас Меглиоранца , Джулиус Истман и Винсент Раналло. Голландский баритон Лиуве Виссер неоднократно исполнял это произведение: в 1977 году с Брабантским оркестром, в 1978 году с Рейнбертом де Леу и ансамблем Шенберг. В 1987 году это был саундтрек к балету австралийского хореографа Джонатана Тейлора, поставленному Национальным балетом Нидерландов. Последний раз Виссер исполнял это произведение 9 сентября 1999 года на Гергиевском фестивале в Роттердаме. Шведский баритон Олле Перссон исполнил произведение в Стокгольме в 1990-е годы. Британский баритон Ришар Суарт исполнил произведение в Гельзенкирхене , Милане , Хельсинки , Страсбурге , Ставангере и Париже ; в 1987 году The Musical Times охарактеризовала подход Суарта как «убедительный от начала до конца». [3] Валлийский баритон Кельвин Томас исполнил эту роль в мюнхенской Kammerspiele Schauspielhaus в 2011 году в спектакле 2012 года с Псапфой , который можно посмотреть онлайн. [4] и в постановке Музыкального театра Уэльса в 2013 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Максвелл Дэвис, Питер. Восемь песен безумного короля . Бузи и Хоукс. п. 20.
- ↑ Обложка партитуры. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ The Musical Times , Vol. 128, № 1736 (октябрь 1987 г.), с. 577
- ^ «Запись выступления с Псапфой и Кельвином Томасом» . Ютуб .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор записи. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- Домашняя страница Роя Харта
- Питер Максвелл Дэвис (род. 1934) — «Восемь песен для безумного короля» (с субтитрами) на YouTube . Полное выступление Кельвина Томаса и ансамбля Psappha в 2012 году под руководством сэра Питера Максвелла Дэвиса, загруженное ансамблем Psappha.