Рой Харт
Рой Харт | |
---|---|
Рожденный | Рубин Хартштейн 30 октября 1926 г. Йоханнесбург , Южная Африка |
Умер | 18 мая 1975 г. Ницца , Франция | (48 лет)
Род занятий | Актер и певец |
Рой Харт (родившийся Рубин Хартштейн ; 30 октября 1926 - 18 мая 1975) был южноафриканским актером и вокалистом, известным своим очень гибким голосом и обширным вокальным диапазоном, что стало результатом обучения расширенной вокальной технике , разработанной и преподанной немецким учителем пения Альфредом. Вольфсон в Центре исследования голоса Альфреда Вольфсона в Лондоне между 1943 и 1962 годами. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Рой Харт начал изучать Вольфсона расширенную вокальную технику в Центре исследования голоса в 1947 году, где многие из его сокурсников приобрели необычайную вокальную гибкость и выразительность, а у некоторых из них развился голос с диапазоном, превышающим пять октав . [ 2 ]
В 1959 году Рой Харт, давний сотрудник Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона , начал преподавать актерское мастерство актерам и студентам-драматургам на различных площадках по всему Лондону. [ 3 ]
После смерти Альфреда Вольфсона в 1962 году Рой Харт сформировал группу исполнительских искусств, в которую вошли те, кто учился в Центре исследования голоса Альфреда Вольфсона , и другие, кто посещал уроки актерского мастерства Харта. Эта труппа называлась сначала Roy Hart Actor Singers , а затем Roy Hart Theater . [ 1 ] [ 3 ]
Под руководством Роя Харта Театр Роя Харта превратился в группу исполнителей, которые разработали и представили экспериментальные спектакли, известные тем, как участники использовали расширенную вокальную технику для создания вербальной и невербальной драмы и музыки , что оказало существенное влияние на произведение. выдающихся современников европейского авангарда , в том числе Питера Брука , который впоследствии включил расширенную вокальную технику в свои постановки, Ежи Гротовского , который сделал вокальную выразительность центральной чертой своих произведений. методы репетиций и исполнения, Карлхайнц Штокхаузен, адаптировавший произведения для Харта, и Питер Максвелл Дэвис, сочинивший «Восемь песен для безумного короля» специально для голоса Роя Харта. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Рой Харт умер в 1975 году, вскоре после того, как Театр Роя Харта навсегда переехал из Лондона в Малерарг на юге Франции. Однако оставшиеся участники продолжили работу, начатую Альфредом Вольфсоном и расширенную Хартом, путем обучения расширенной вокальной технике и постановки драматических и музыкальных представлений, в которых использовался вокальный диапазон и гибкость, большие, чем те, которые обычно можно услышать в речи и песне. [ 1 ] [ 9 ] Международный художественный центр Роя Харта (CAIRH) в Малерарге действует и сегодня.
Исследовательский центр Альфреда Вольфсона
[ редактировать ]Альфред Вольфсон был немцем-евреем, страдавшим слуховыми галлюцинациями в виде кричащих солдат, свидетелем смерти которых он был, когда служил носильщиком в окопах Первой мировой войны . Впоследствии ему поставили диагноз контузия ему не помогли , и после того, как психиатрия , гипноз и лекарства , он вылечился, озвучивая резкие звуки, которые он слышал, а затем галлюцинировал , прежде чем разработать подход к урокам пения, призванный оказать терапевтическое воздействие на его учеников. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 3 ] [ 1 ] [ 13 ]
Вольфсон разработал и преподавал техники, которые изначально предназначались как психотерапевтические , регулярной группе студентов, некоторые из которых учились у него почти двадцать лет, в Центре исследования голоса Альфреда Вольфсона в Берлине с 1935 по 1939 год и в Лондоне с 1943 по 1962 год. когда он умер. Среди этих студентов был Рой Харт, который начал учиться у Вольфсона в 1947 году. [ 3 ]
Экспериментальная музыка и театр
[ редактировать ]В результате Вольфсона расширенной вокальной техники у его учеников развились очень гибкие и выразительные голоса, некоторые из которых превышали пять октав . [ 14 ]
За три года до смерти Вольфсона эта группа студентов начала демонстрировать приглашенным гостям художественное использование своей вокальной выразительности в вокальной музыке , поэзии и драме. После смерти Альфреда Вольфсона Рой Харт расширил эту традицию, выступая в качестве режиссера и исполнителя в театральных постановках, в которых использовался диапазон вокальных выражений, выходящий за рамки большинства западных драматических и музыкальных постановок того времени. [ 4 ] [ 15 ]
Фон
[ редактировать ]Харт изучал английский язык и психологию в Университете Витватерсранда , в Йоханнесбурге прежде чем приехать в Англию, чтобы пройти актерскую подготовку в Королевской академии драматического искусства (RADA). Он напомнил:
Я приехал в Англию из Южной Африки… Я выиграл стипендию RADA, и мне сказали, что у меня хороший голос и сценическая личность. Но я уже давно знал, что мой голос не укоренен, не воплощен в буквальном смысле... По выходе из РАДА мне сразу же предложили многообещающую вакансию в Театре... Я сделал необыкновенный выбор. Я отказался от предложенного «большого шанса» исследовать природу и значение человеческого голоса. [ 16 ]
Харт начал брать уроки у Альфреда Вольфсона в 1947 году. После смерти его учителя в 1962 году давние сотрудники Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона разделились, и Харт взял на себя руководство одной группой, к которой присоединились ученики уроков актерского мастерства Харта, в то время как другая группа продолжила обучение. их попытки сохранить центр и его терапевтическую направленность.
Работа как Театра Роя Харта , так и Исследовательского центра Альфреда Вольфсона была задокументирована в письменной форме, фильмах, фотографиях и записях на фонографе автором, режиссером и архивариусом Лесли Шепард . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Эта документация была использована в качестве основного материала для создания письменных статей, которые Харт прочитал в 1963 году в Институте Юнга в Лондоне; в 1964 году на Шестом Международном конгрессе по психотерапии в Лондоне; в 1967 году на Седьмом Международном конгрессе по психотерапии в Висбадене ; в 1968 году на Третьем Международном конгрессе психодрамы в Вене; в 1970 году на Шестой Международной конференции по психодраме в Загребе ; и в 1972 году на Седьмом Международном конгрессе психодрамы в Токио. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
В документах, представленных Хартом, были отмечены два фундаментальных момента.
- Во-первых, они предположили, что расширенный голосовой диапазон можно использовать для создания формы театра, которая вернет его к предполагаемым направлениям в религиозных ритуалах и духовной практике . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Идея возрождения примитивного и провокационного театра, основанного на широком участии , который будет использовать диапазон голосовых звуков для изображения мифических персонажей и божеств и выражать сильные человеческие эмоции , была синонимом идеи Ежи Гротовского о создании театра, который в полной мере использовал бы голос для воплощать архетипические темы. Более того, и Харт, и Гротовский согласились, что театр должен провоцировать и возбуждать то, что Карл Юнг называл коллективным бессознательным . посредством такого изображения [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 32 ]
- Во-вторых, Харт, цитируя Альфреда Вольфсона , предположил, что процесс индивидуации , лежащий в основе аналитической психологии, разработанной Карлом Юнгом, может быть достигнут художественно и акустически через пение, а также через речь , которая остается центральной в практике психотерапии , которая обычно вращается вокруг устного разговора, первоначально названного Лекарством от разговора» « Зигмундом Фрейдом . [ 33 ] [ 23 ] [ 20 ] [ 34 ] Это привлекло внимание и заручилось поддержкой психологов , психиатров и других клиницистов, в том числе Пола Мозеса , и способствовало развитию терапевтического использования искусств в клинических условиях, включая методы экспрессивной арт-терапии , особенно драматическую терапию и музыкальную терапию . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
В течение первых нескольких лет после смерти Вольфсона Харт продолжал добиваться признания невербальной вокализации, драмы и экспериментальной вокальной музыки как эффективной формы психотерапии . [ 38 ] а в 1965 году члены Театра Роя Харта начали работать с пациентами психиатрической больницы Шенли в Сент-Олбансе в Хартфордшире. [ 39 ] Однако в течение десяти лет после смерти Вольфсона акцент Театра Роя Харта существенно сместился в сторону исполнительского искусства, и потенциальные терапевтические преимущества пения и вокализации стали второстепенными и вторичными по отношению к работе и видению компании Харта. [ 3 ]
В 1985 году Пол Ньюэм начал обучение вокалу у театра Роя Харта члена Энрике Пардо , изучая методы, заимствованные у Вольфсона и Харта. Впоследствии Ньюхэм сотрудничал с Лесли Шеппардом в анализе письменной, фонографической и фотографической документации, которую архивариус курировал в Центре исследования голоса Альфреда Вольфсона .
Позже Ньюхэм переформулировал и расширил некоторые методы, разработанные Альфредом Вольфсоном и развитые Хартом, предложив основы формы экспрессивной терапии, основанной на использовании песни, молитвы и других форм голосового выражения. Расширение Ньюэмом работ Вольфсона и Харта было в некоторой степени адаптировано к экспрессивной терапии . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] но использование песен в основной терапевтической практике остается маргинальным. Во времена работы Вольфсона , Харта и Ньюхэма научные исследования клинического использования пения проводились скудно, однако сегодня имеются некоторые свидетельства, указывающие на возможное реабилитационное и терапевтическое применение невербальной музыкальной вокализации у некоторых групп населения. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Тем не менее, эта область исследований даже сейчас находится в зачаточном состоянии, и, несмотря на мало возможностей для дальнейшего развития первоначального видения Вольфсона «пение как терапия», Харт направил группу к художественному применению расширенной вокальной техники .
Спектакли
[ редактировать ]Когда Харт начал преподавать актерское мастерство в Лондоне, он адаптировал Вольфсона расширенную вокальную технику , а также представил и разработал свои собственные физические упражнения, которые включали обширные движения тела. Эти упражнения стали частью процесса обучения и репетиций, проводимого театральной труппой Роя Харта, что привело к постановкам, которые часто описывались как пример физического театра . [ 52 ] [ 53 ] В 1965 году труппа театра Роя Харта начала репетировать спектакль «Вакханки» и , встретив Филиппа Веллакотта , использовала его перевод. На первых презентациях « Вакханок» присутствовали Питер Брук , Ежи Гротовский , Р.Д. Лэнг , Ирен Уорт , Жан Луи Барро и Питер Максвелл Дэвис . [ 1 ]
Максвелл Дэвис впоследствии написал для Роя Харта полноценную пьесу под названием « Восемь песен для безумного короля» . Мировая премьера этого произведения состоялась в Королевском зале Елизаветы в Лондоне 22 апреля 1969 года, с последующими выступлениями на международном уровне. В рецензии на «Восемь песен для безумного короля» в газете Die Welt Хайнц Иоахим сказал:
Рой Харт — артист, который владеет не только всеми голосами человеческого регистра — от самого глубокого баса до самого высокого сопрано, но также (что достаточно невероятно) способностью воспроизводить несколько звуков одновременно; вдобавок к этому он демонстрирует актерскую игру, простирающуюся от самой нежной намека до самого жуткого реализма. Все это (как бы банально ни звучала формулировка) просто феноменально, уникально, сенсационно. И все же это лежало за пределами всех «ощущений». Это было так глубоко отпечатано непосредственным опытом; это было искусство презентации, которое в каждый момент сознательно использует доступные средства, но никогда не переходит границу, ведущую к трэшу... сольная партия специально написана для Роя Харта. Наверное, ни один другой художник не смог бы так проникновенно реализовать эту роль. [ 54 ]
В период с 1969 по 1974 год Рой Харт представил мировую премьеру произведения, написанного специально для него Гансом Вернером Хенце под названием «Versuch über Schweine» , исполненного с Английским камерным оркестром в Королевском зале Елизаветы в Лондоне. Он также исполнил пьесу Карлхайнца Штокхаузена под названием «Спираль» , которую композитор адаптировал для голоса Харта. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] Кроме того, вся группа под названием Театр Роя Харта исполняла пьесы, которые они придумали сами, используя вокальные техники, заимствованные у Альфреда Вольфсона, в сочетании с голосовыми и двигательными упражнениями, разработанными Хартом, которые исполнялись в театрах The Place и Round House в Лондоне. . Рецензируя выступление в «Круглом доме» , Герберт Крецмер написал в газете Daily Express :
На огромном плакате на стене Круглого дома написаны слова: «Язык мертв. Да здравствует голос». Внутри здания около двух десятков самоотверженных и в основном очень молодых людей празднуют, исследуют и изменяют человеческий голос… Наблюдать за этим — все равно, что случайно попасть на сеанс групповой терапии в полном плаче. Отвергая репрессивные и ограничивающие ритмы традиционных языков, они каркают, кричат, плачут, как чайки, сладко поют и хрипло кричат. Воздействие и понимание иногда ошеломляют. Я никогда не видел, чтобы актеры так много отдавали себя. [ 59 ]
Помимо выступлений в Лондоне, Рой Харт исполнял произведения на фестивалях и площадках в Испании, Германии, Австрии и Швейцарии . Некоторые из них были сольными выступлениями Харта, в других использовалась вся Театра Роя Харта труппа , в том числе «Mariage de Lux» Сержа Бехара и «Ich Bin» Пола Пёртнера , обе работы были написаны специально для группы. Театр Роя Харта также сотрудничал с некоторыми актерами труппы Питера Брука в продуманном спектакле. [ 4 ] [ 9 ]
В книге Lettres Françaises под названием «Голос и безумие - эхо происхождения человека» Катрин Клеман описала свой опыт наблюдения за спектаклем Театра Роя Харта как пребывание в присутствии бессознательного . [ 60 ]
Переехать во Францию
[ редактировать ]

Летом 1974 года группа исполнителей, известная как Театр Роя Харта , в которую входили те, кто, как Харт, много лет работал с Альфредом Вольфсоном, а также другие, кто учился актерскому мастерству у Харта, переехала в Шато де Малерарг. в Туара , недалеко от Сен-Жан-дю-Гар , на юге Франции, намереваясь основать постоянную репетиционную студию, театр и школу для дальнейшего изучения художественного применение расширенной вокальной техники .
Год спустя Рой Харт вместе с женой и третьим участником труппы погиб в автокатастрофе. Тем не менее, группа сохранила название Roy Hart Theater и продолжала выступать на местном, национальном и международном уровне, а также обучать расширенной вокальной технике актеров и певцов. [ 1 ] Работа продолжается и сегодня на протяжении нескольких поколений преподавателей и студентов в том, что сейчас называется Международным художественным центром Роя Харта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ньюхэм, П. «Психология голоса и основание Театра Роя Харта». New Theater Quarterly IX, № 33. Февраль 1993 г., стр. 59–65.
- ^ Лухсингер, Р., и Дюбуа, CL, «Фонетические и стробоскопические исследования вокального феномена», Folia Phoniatrica , 8: No. 4, стр. 201–210. Пер. Ян Хэлкроу. 1956.
- ^ Jump up to: а б с д и Харт Р. и др. «Очерк работы Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона», впоследствии опубликованный в «Театре Роя Харта: документация и интервью», Dartington Theater Papers, изд. Дэвид Уильямс, Пятая серия, № 14, стр. 2–7. Серия изд. Питер Халтон. Дартингтонский колледж искусств, 1985 год.
- ^ Jump up to: а б с д Руз-Эванс, Дж., Экспериментальный театр: от Станиславского до Питера Брука , 4-е изд. Лондон: Рутледж, 1989.
- ^ Jump up to: а б Кумиега, Дж. (1987), Театр Гротовского . Лондон: Метуэн. Мартин.
- ^ , Дж. (1991), Голос в современном театре. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. Баркер
- ^ П., Сочинение для голоса: Руководство для композиторов, певцов и учителей. Лондонский Рутледж 2014
- ^ Зальцман Э. и Дези Т. Новый музыкальный театр – видеть голос, слышать тело. Оксфорд, 2008 г., Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Шехнер, Р. (1994), Теория производительности . Лондон: Рутледж.
- ^ Гюнтер, М., «Человеческий голос: об Альфреде Вольфсоне», «Весна: журнал архетипов и культуры», 50: стр. 65–75, 1990.
- ^ Вольфсон, А., Мост. Лондон, 1947. Марита Гюнтер и Шейла Брэггинс. Хранилище: Исторический музей Йодса, Амстердам.
- ^ Вольфсон А., Орфей, или путь к маске. Германия, 1936–1938 гг.,
- ^ Пол Ньюхэм, Пророк песни: жизнь и творчество Альфреда Вольфсона, Лондон, 1997, Tigers Eye Press.
- ^ Лухсингер, Р. и Дюбуа, CL, «Фонетические и стробоскопические исследования вокального феномена», Folia Phoniatrica , 8: No. 4, стр. 201–210. Пер. Ян Хэлкроу. 1956.
- ^ Ньюхэм, П., Лечение пением: введение в голосово-двигательную терапию . Лондон: Random House, 1993 и Бостон: Шамбала, 1994.
- ^ Харт, Р., «Как Голос дал мне совесть». Неопубликованный доклад, прочитанный на Седьмом Международном конгрессе по психотерапии, Висбаден, 1967. Хранилище: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Диксон Смит, Р., «Лесли Шепард: писатель, редактор, режиссер и коллекционер», The Independent , 14 сентября 2004 г.
- ^ Ньюхэм, П. Пророк песни: жизнь и творчество Альфреда Вольфсона . Лондон: Tigers Eye Press, 1997.
- ^ Шепард, Л. и др., «Центр исследования голоса Альфреда Вольфсона», Архив документов Дартингтонского театра. Дартингтонский колледж искусств, 1985 год.
- ^ Jump up to: а б Харт Р., Лекция, прочитанная в Институте Юнга в Лондоне, 1963. Хранилище: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Шепард, Л., Эмпирическая терапия, основанная на расширении вокального диапазона и выразительности в пении и драме . Доклад, прочитанный на Шестом Международном конгрессе по психотерапии, Лондон, август 1964 года. Хранилище: Архив Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона. Куратор Лесли Шепард, Дублин, Ирландия.
- ^ Харт Р., Как голос дал мне совесть . Доклад, прочитанный на Седьмом Международном конгрессе по психотерапии, Висбаден, 1967. Хранилище: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Jump up to: а б Харт Р., Контекст . Доклад, прочитанный на Третьем Международном конгрессе психодрамы, Вена, 1968 год. Хранилище: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Харт, Р., Доклад, прочитанный на Шестой Международной конференции по психодраме в Загребе. Репозиторий: Архив Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона. Куратор Лесли Шепард, Дублин, Ирландия.
- ^ Харт, Р., Объективный голос . Доклад, прочитанный на Седьмом Международном конгрессе психодрамы в Токио, 1972 год. Хранилище: Архив Центра исследования голоса Альфреда Вольфсона. Куратор Лесли Шепард, Дублин, Ирландия.
- ^ Иннес, К. (1981), Священный театр: Ритуал и авангард . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Иннес, К. (1993), Театр Авангарда 1892– . Лондон: Рутледж.
- ^ Шехнер, Р. (1985), Между театром и антропологией . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Фласзен, Л. (1975), «Акрополь - трактовка текста». В книге Дж. Гротовского (ред.), « На пути к бедному театру» . Лондон: Метуэн.
- ^ Гротовски, Дж. (1987), «Канун предков как модель современного театра». Современник , 21, 1961.
- ^ Сеймур, А. (1987), «Откровения в Польше». Пьесы и игроки , 33–34.
- ^ Шехнер, Р. (1995), Будущее ритуала: сочинения о культуре и представлении . Лондон: Рутледж.
- ^ Гюнтер, М., «Человеческий голос: об Альфреде Вольфсоне», Spring: Журнал архетипов и культуры , 50: стр. 65–75, 1990.
- ^ Харт Р., Как голос дал мне совесть. Неопубликованный доклад, прочитанный на Седьмом Международном конгрессе по психотерапии, Висбаден, 1967 год. Хранение: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Митчелл, С., «Терапевтический театр: паратеатральная модель драматерапии». В Сью Дженнингс (редактор), Драматерапия: теория и практика , 2. Лондонский Routledge, 1992 год.
- ^ Ньюхэм, П. Терапевтическая работа с голосом: принципы и практика использования пения в качестве терапии . Лондон, издательство Джессики Кингсли, 1998.
- ^ Ньюхэм, П. (1988), «Работа с голосом как терапия: художественное использование голосового звука для исцеления разума и тела». В С.К. Левине и Э.Г. Левине (редакторы), «Основы экспрессивной терапии: теоретические и клинические перспективы» . Лондон. Издательство Джессики Кингсли, стр. 89–112.
- ^ Шеппард, Л., Эмпирическая терапия, основанная на расширении вокального диапазона и выразительности в пении и драме. Доклад, прочитанный на Шестом Международном конгрессе психотерапевтов, Лондон, август 1964 года.
- ^ Гюнтер, М., Человеческий голос, доклад, прочитанный на Национальной конференции по драматической терапии, Антиохийский университет, Сан-Франциско, ноябрь 1986 г.
- ^ Зал С., Исследование терапевтического потенциала песни в драматерапии. Драматерапия. Том 27, выпуск 1, 2005 г., стр. 13–18.
- ^ Фелисити Бейкер и Силка Улиг (редакторы), Работа с голосом в музыкальной терапии . Лондонское издательство Джессики Кингсли, 2011.
- ^ Линдберг С., Когда голоса отказываются от слов: озвучивание глубины превербального. Обзор голоса и речи, том 4, выпуск 1, 2005 г., стр. 299–318.
- ^ Ньюхэм, П. (1999), Использование голоса и движения в терапии . Издательство Джессики Кингсли.
- ^ Ньюхэм, П. (1999), Использование голоса и песни в терапии . Издательство Джессики Кингсли.
- ^ Ньюхэм, П. (1999), Использование голоса и театра в терапии . Издательство Джессики Кингсли.
- ^ Ван С.И., Рюбер Т., Хохманн А., Шлауг Г. Терапевтический эффект пения при неврологических расстройствах. Восприятие музыки. 2010, 27(4), стр. 87–295.
- ^ JW и Федель, Дж. (2011). «Исследование группового пения среди людей с деменцией и лиц, осуществляющих уход за ними» Дэвидсон, Университет Западной Австралии, Австралия. Musicae Scientiae, 15 (3), стр. 402–422.
- ^ Мона Лиза Чанда и Дэниел Дж. Левитин, Нейрохимия музыки (метаисследование). Факультет психологии Университета Макгилла, Монреаль, Квебек, Канада, Тенденции в когнитивных науках, апрель 2013 г.
- ^ Люди К. Ши, Джордан Пил, Аманда Уоррен, Лорен Крайкс, Алтея Сильвер, Вероника Вандерхорст, Дэвид К. Саймон, Дэниел Тарси, Влияние групповой музыкальной терапии на настроение, речь и пение у людей с болезнью Паркинсона - осуществимость изучать. Паркинсонизм и связанные с ним расстройства, том 18, выпуск 5, июнь 2012 г., стр. 548–552.
- ^ Имоджен Кларка и Кэтрин Хардинг, «Психосоциальные результаты активного пения в терапевтических целях: систематический обзор литературы», Nordic Journal of Music Therapy , том 21, выпуск 1, 2012, стр. 80–98.
- ^ Свансдоттир, Х.Б. и Снедал, Дж. (2006), Музыкальная терапия при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа: исследование случай-контроль. Гериатрическое отделение университетской больницы Ландспитали, Рейкьявик, Исландия. – Международная психогериатрия: 2006 г. Международная психогериатрическая ассоциация.
- ^ Ньюхэм, П. (1990), «Голос и тень». Performance 60, весна 1990 г., стр. 37–47.
- ^ Гюнтер, М. (1985) Интервью с Дэвидом Уильямсом, Малерарг, Франция, февраль 1985 г., цитируется в «Театре Роя Харта: Документация и интервью». Документы Дартингтонского театра, пятая серия, № 14, изд. Дэвид Уильямс. Серия изд. Питер Халтон. Дартингтонский колледж искусств.
- ^ Иоахим, Х. Die Welt , 20 октября 1969 г.
- ^ Пайкс, Н. «Темные голоса - Возникновение театра Роя Харта». Весенний журнал и книги Нового Орлеана 2002 г.
- ^ Уилсон-Боковец, Дж., «Будущие голоса цифровой оперы: новое представление о диве», Международный журнал исполнительских искусств и цифровых медиа. Том 8, выпуск 1, 2012 г., стр. 79–92; и
- ^ Зальцман Э. и Дези Т. Новый музыкальный театр – видеть голос, слышать тело . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2008.
- ^ Комментарий и ссылки на исполнение Хартом Spiral онлайн: Здесь , Здесь и Здесь.
- ^ Крецмер, Х., «Потрясающе - это путешествие с человеческим голосом», Daily Express (газета), цитируется в Театре Роя Харта , неопубликованной антологии обзоров, выдержек из статей и других материалов, составленных Барри Когланом при содействии Ноа Пайкса. в 1979 году. Хранилище: Архив театра Роя Харта, Малерарг, Франция.
- ^ Бакес-Клеман, К., «Голос и безумие; эхо происхождения человека», Lettres Françaises (журнал), 1979.