Литой снег
Литой снег | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | Чаттануга , Теннесси , США | 2 июня 1904 г.
Умер | 30 мая 1956 г. Нью-Йорк , США | (51 год)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, артист |
Инструмент(ы) | Труба |
Валайда Сноу (2 июня 1904 г.) [1] - 30 мая 1956 г.) [2] был американским джазовым музыкантом и артистом, выступавшим на международном уровне. Она была также известна как «Маленький Луи» и «Королева трубы» — прозвище, данное ей У. К. Хэнди . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сноу родился в Чаттануге , штат Теннесси. Ее мать, Этта, была учителем музыки с образованием в Университете Говарда , а ее отец, Джон, был священником и лидером группы Pickaninny Troubadours, группы, состоящей в основном из детей-исполнителей. Выросла на гастролях в семье шоу-бизнеса, где с пяти лет начала выступать с группой отца. К 15 годам она научилась играть на виолончели , басу , банджо , скрипке , мандолине , арфе , аккордеоне , кларнете , трубе и саксофоне . Она также пела и танцевала.
Карьера
[ редактировать ]Ее сольная карьера началась, когда она присоединилась к популярному ревю под названием Holiday in Dixieland после разрыва с жестоким браком. Затем она прошла стажировку в кабаре Гарлема, что помогло ей сыграть вместе с Жозефиной Бейкер в мюзикле «В Бэмвилле» , продолжении непреходящего мюзикла « Shuffle Along» . Хотя мюзикл сам по себе не стал хитом, Бейкер и Сноу получили положительные отзывы.
В 1922 году, когда ей было 18 лет, она получила национальное признание, что побудило ее путешествовать по США, выступая в качестве танцовщицы, музыканта (трубача) и певицы. В следующем году Валайда появилась в чёрном мюзикле Ramblin Round . В 1923 году она также появилась в ревю Уилла Мастина « Следуй за мной ». К 1924 году она стала ключевой фигурой в «Шоколадные денди» бродвейском мюзикле вместе с Элизабет Уэлч и Жозефиной Бейкер . [4]
Сосредоточившись на игре на трубе, Сноу быстро стала настолько знаменитой в игре на этом инструменте, что ее прозвали «Маленьким Луи» в честь Луи Армстронга , который назвал ее вторым лучшим джазовым трубачом в мире, после себя. У. К. Хэнди , известный как отец блюза, дал ей прозвище «Королева трубы». Современные критики Крин Габбард и Уилл Фридвальд прокомментировали ее подход к игре как Армстронг. Габбард сказала, что у нее появился «отчетливо армстронгский стиль», а Фридвальд сказала, что она «подражала» Армстронгу. [5] На выступлении 1928 года в Чикаго в кафе Sunset Café Сноу играла на трубе и пел. Затем перед сценой поставили в ряд семь пар туфель, и она танцевала в каждой паре один припев. Танцы и подходящая обувь были следующими: мягкие туфли, туфли адажио, чечётки, голландские сабо, китайские соломенные сандалии, турецкие тапочки и последняя пара — русские сапоги. «Когда Луи Армстронг однажды вечером увидел шоу, он продолжил аплодировать после того, как другие остановились, и заметил: «Боже, я никогда не видел ничего настолько великого». [6] [7] Несмотря на ее талант, у нее было меньше возможностей работать руководителем оркестра в клубах Нью-Йорка или Чикаго, как у многих ее сверстников-мужчин. Вместо этого она преимущественно гастролировала, давая концерты по США, Европе и Китаю. В 1926 году она гастролировала по Лондону и Парижу с Лью Лесли » ревю « Blackbirds , а затем с 1926 по 1929 год она гастролировала с «Serenaders» Джека Картера в Шанхае, Сингапуре, Калькутте и Джакарте .
Ее самый успешный период пришелся на 1930-е годы, когда она стала любимицей Лондона и Парижа. Примерно в это же время она записала свой хит «High Hat, Trumpet and Rhythm». Она выступала в Этель Уотерс шоу «Рапсодия в черном» в Нью-Йорке. В середине 1930-х Сноу снималась в фильмах со своим мужем Ананиесом Берри из танцевальной труппы Berry Brothers . После выступления в театре «Аполло» в Нью-Йорке она снова посетила Европу и Дальний Восток, чтобы увидеть новые шоу и фильмы. Она была заключена в тюрьму в Копенгагене во время Второй мировой войны, когда нацистские солдаты захватили Данию, где она гастролировала. [3]
Согласно джазовому радиошоу, вышедшему в эфир 28 октября 2017 года, Сноу рассказала, что ее арестовали в Европе и, судя по всему, отправили в тюрьму за кражу и незаконный оборот наркотиков. Позже, во время поездки по Дании в 1941 году, она сказала, что была арестована нацистами и, скорее всего, содержалась в Вестре Фенгселе . [8] датская тюрьма в Копенгагене , которой управляли нацисты, а затем была освобождена в результате обмена пленными в мае 1942 года. [9] Ходили слухи, что ее дружба с бельгийским полицейским помогла ей сесть на корабль с иностранными дипломатами. [10] По словам историка джаза Скотта Яноу , «она так и не оправилась эмоционально от этого опыта». [11] Она вышла замуж за графа Эдвардса . В 1950-е годы ей не удалось вернуть былой успех.
Валайда Сноу умерла в возрасте 51 года от кровоизлияния в мозг 30 мая 1956 года в Нью-Йорке, за кулисами во время выступления в Palace Theater. [12] Ее смерть наступила за три дня до ее 52-летия.
Личная жизнь
[ редактировать ]Согласно статье, опубликованной в Pittsburgh Courier в 1933 году, Сноу была арестована и позже оправдана по обвинению в двоеженстве после побега со своим женихом Ананиесом Джоном В. Берри-младшим. [13] У Сноу было три сестры Лавайда, Альвайда и Хэтти, все они были профессиональными певицами. У нее также был брат по имени Артур Буш. [14] В 1934 году Валайда вышла замуж за Ананию Берри, члена группы Berry Brothers . В 1943 году Валайда вышла замуж за Эрла Эдвардса, который позже стал ее менеджером. [14]
Наследие
[ редактировать ]Многие записи выступлений Сноу до сих пор существуют, в том числе аудиозаписи и аудиовизуальные записи ее выступления на сцене или в фильмах. По словам профессора музыковедения Тэмми Л. Кернодл : «К сожалению, ее наследие заключается в том, что ее не записывали так часто, как многих ее сверстников, но она была очень уважаемым музыкантом в водевиле и даже среди самих джазовых музыкантов-мужчин. ." Эта цитата взята из телефонного интервью Джованни Руссонелло, которая 22 февраля 2020 года опубликовала свой запоздалый некролог в The New York Times : [15] в рамках серии «Больше не пропускают». Коммерческих записей Сноу как трубача, сделанных в США, нет, все они были записаны в Европе. До того, как ее некролог был опубликован, The New York Times написала о ней только один раз в обзоре длиной в абзац о концерте песни 1949 года в ратуше Нью-Йорка . [16]
Доктор Кернодл также сказала, что наследие Сноу важно, поскольку она помогла «сдвинуть контекст джаза от раннего стиля Диксиленд» и «она [была] важна с точки зрения того, что помогла нам понять распространение джаза в Европе, особенно после Первой мировой войны». [15]
Споры о концентрационных лагерях
[ редактировать ]В интервью после возвращения из Европы во время Второй мировой войны Сноу утверждала, что была в нацистском концентрационном лагере. [17]
Историк Джейна Браун изучила разногласия по поводу предполагаемых слухов о Сноу о ее содержании в нацистском концентрационном лагере и пришла к выводу, что она не была в концентрационном лагере. По словам Брауна, 15 сентября 1939 года менеджеру Сноу Эрлу Сатклиффу посоветовали покинуть страну, чтобы избежать насилия, происходящего в Европе. [17] Неясно, почему и что именно произошло, но Сатклифф и Сноу остались в Копенгагене. По словам Брауна, у Сноу был еще один шанс покинуть Европу, но он снова отказался. Вместо этого ее менеджер был вынужден уйти из-за обвинений, связанных с наркотиками; по прибытии в Нью-Йорк он первым заявил, что Сноу якобы содержится в нацистском концлагере, откуда он едва не сбежал.
Вдобавок к путанице и противоречиям, многие не смогли установить местонахождение Сноу в период с февраля по октябрь 1941 года. В октябре 1941 года Сноу жила под своего рода наблюдением в Копенгагене , пока ее не задержали без каких-либо уголовных обвинений 12 марта 1942 года. и отправлен в Вестре Фенгсель . Браун указывает, что этот период использовался для лечения предполагаемой наркотической зависимости Сноу, а также как способ гарантировать, что она сможет вернуться в США. [17]
Спектакли
[ редактировать ]- 11 марта 1933 г.; Эрл Хайнс и Сноу выступили в бальном зале Мадрида в Гаррисберге, штат Пенсильвания. [18]
- 23 сентября 1945 г.; Первый концерт Cavalcade of Jazz в Лос-Анджелесе на Wrigley Field, спродюсированный Леоном Хеффлином-старшим вместе с Каунтом Бэйси , The Honeydrippers , The Peters Sisters, Slim and Bam и Джо Тернером . [19]
В литературе
[ редактировать ]- Устная автобиография Эрла Хайнса « Мир Эрла Хайнса » (со Стэнли Дэнсом) включает несколько эпизодов со Сноу, написанных ее близким другом.
- Джон Эдгар Уайдман (1989). «Валайда». Лихорадка: Двенадцать историй . Генри Холта и компании ISBN 978-0-8050-1184-5 .
- Валайда Сноу появляется как вымышленный персонаж, который бросился на главного героя, когда он был ребенком, чтобы защитить его от избиений нацистов в концентрационном лагере. Сноу изображена как сильная, щедрая женщина, которая с гордостью вспоминает: «Они били меня и трахали во все мои дырки. Я была их шлюхой. Их горничной. Табуретом, на котором они стояли, когда хотели подняться немного выше. Я никогда не пел в их клетке, Бобби. Ни одной ноты» (с. 28).
- Кэндис Аллен (2004). Кит . Лондон: Вираго. ISBN 978-1-84408-172-1 .
- Роман, основанный на истории жизни Валайды Сноу.
- Марк Миллер (2007). Высокая шляпа, труба и ритм: жизнь и музыка Валайды Сноу . Торонто: Меркьюри Пресс. ISBN 978-1-55128-127-8 .
- Биография. И книги Аллена, и Миллера противоречат утверждению о том, что Сноу удерживали нацисты, и вместо этого поместили ее под стражу в датской тюрьме в Копенгагенской тюрьме.
- Паскаль Ранну (2008). Черный, снег . Марсель: Издания Скобка. ISBN 978-2-86364-648-9 .
- Вдохновлен жизнью Валайды, но скорее вымышлен, чем строго биографичен.
- Валайда Сноу , Эммануэль Рузе и Маэль Ранну , комикс, BDMusic, Париж, кол. «БДДжаз», 2012.
Дискография
[ редактировать ]- 1940–1953 (Классика)
- Королева трубы и песни (DRG, 1999)
- Пока не наступит настоящая вещь (Монах - MK343 LP, сборник)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэкман, Флоренция (2007). Водевиль, старый и новый: Энциклопедия эстрадных исполнителей Америки . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-93853-2 . . Другие предполагаемые годы рождения: 1900, 1901, 1903, 1905 и 1907 годы.
- ^ Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 2317. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б Руссонелло, Джованни (22 февраля 2020 г.). «Больше никто не упускает из виду: Валайда Сноу, харизматичная «королева трубы» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Браун, Джейна (март 2006 г.). « Дат Вар Негрессен Валайда Сноу » . Женщины и производительность: журнал феминистской теории . 16 (1): 51–70. дои : 10.1080/07407700500515894 . ISSN 0740-770X . S2CID 191585520 .
- ^ Лусане, Кларенс (2003). Черные жертвы Гитлера: исторический опыт афронемцев, чернокожих европейцев, африканцев и афроамериканцев в эпоху нацизма . п. 168.
- ^ Рейтц, Розетта (1982). Горячий снег: Валайда Сноу (Королева трубы поет и качается . Форум литературы чернокожих американцев. стр. 158.
- ^ Девлин, Пол (2008). Снег, Валайда . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Лусане, Кларенс (2003). Черные жертвы Гитлера: исторический опыт афронемцев, чернокожих европейцев, африканцев и афроамериканцев в эпоху нацизма . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-93295-0 .
- ^ Рай, Ховард. Л. Мэйси (ред.). «Снег, Валайда [Валада, Маленький Луис]» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ «Валаида Сноу, Королевский орк Сансет и Алан Кортни в Аполлоне» . Нью-Йоркский век . 10 апреля 1943 года.
- ^ Скотт Яноу (2003). Джаз в записи: первые шестьдесят лет . Книги о бэкбите. п. 228. ИСБН 0-87930-755-2 .
- ^ «Биография, песни и альбомы Валайды Сноу» . Вся музыка . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ «Валайда и братья вернулись» . Питтсбургский курьер . 23 декабря 1933 г. с. 16 . Проверено 17 мая 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б Рейтц, Розетта (1982). «Горячий снег: Валайда Сноу (Королева трубы поет и качается)» . Литературный форум чернокожих американцев . 16 (4): 158–160. дои : 10.2307/2904225 . ISSN 0148-6179 . JSTOR 2904225 .
- ^ Jump up to: а б Руссонелло, Джованни (22 февраля 2020 г.). «Больше никто не упускает из виду: Валайда Сноу, харизматичная «королева трубы» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Концерт песни Валайды Сноу» . Нью-Йорк Таймс . 21 мая 1949 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Браун, Джейна (2009). Вавилонские девушки: чернокожие женщины-исполнительницы и формирование современности . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-9069-5 . OCLC 1058525699 .
- ^ «Оркестр Nite Club в Мадриде завтра вечером». The Evening News (Гаррисбург, Пенсильвания) . 3 марта 1933 года.
- ^ «Известные группы, певцы в «Музыкальной кавалькаде» 23 сентября», The California Eagle , 13 сентября 1945 года.
- 1904 рождения
- 1956 смертей
- Американские джазовые трубачи
- Американские женщины-джазовые музыканты
- Исполнители Chess Records
- Афроамериканские певицы XX века
- Американские певцы 20-го века
- Трубачи 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Участники группы Washboard Rhythm Kings
- Женщины-трубачи
- Афроамериканские женщины-музыканты