Ти-Боун Уокер
Ти-Боун Уокер | |
---|---|
![]() Рекламное фото Уокера, 1942 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Аарон Тибо Уокер |
Также известен как | Дуб Клифф Ти-Боун |
Рожденный | Линден, Техас , США | 28 мая 1910 г.
Умер | 16 марта 1975 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (64 года)
Жанры | Городской блюз |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1928–1975 |
Этикетки |
Аарон Тибо « Ти-Боун » Уокер (28 мая 1910 — 16 марта 1975) — американский блюзовый музыкант, композитор, автор песен и руководитель группы, пионер и новатор прыжкового блюза , блюза Западного побережья и электрического блюза . . [ 1 ] [ 2 ] В 2018 году журнал Rolling Stone поставил его на 67-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времен». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]1910–1941: первые годы
[ редактировать ]Аарон Тибо Уокер родился в Линдене, штат Техас. Его родители, Мовелия Джимерсон и Рэнс Уокер, оба были музыкантами. Его отчим, Марко Вашингтон (участник Далласского струнного оркестра), научил его играть на гитаре, гавайской гитаре , банджо , скрипке , мандолине и фортепиано. [ 4 ]
Уокер начал свою карьеру подростком в Далласе в 1920-х годах. Его мать и отчим были музыкантами, а Слепой Лемон Джефферсон , друг семьи, иногда приходил к нему на ужин. [ 5 ] Уокер бросил школу в 10 лет, а в 15 лет [ 3 ] он был профессиональным исполнителем блюза. Первоначально он был протеже Джефферсона и сопровождал его по городу на концертах. [ 4 ] В 1929 году Уокер дебютировал на лейбле Columbia Records под именем Oak Cliff T-Bone, выпустив сингл «Wichita Falls Blues» с песней «Trinity River Blues». Оук Клифф — это поселение, в котором он жил в то время, а Ти-Боун — искаженное его второе имя. Аккомпанемент на пластинке играл пианист Дуглас Фернелл. [ 1 ]
Уокер женился на Виде Ли в 1935 году; у пары было трое детей.
К 25 годам Уокер работал в клубах на Центральной авеню в Лос-Анджелесе , иногда в качестве ведущего певца и гитариста в оркестре Леса Хайта . [ 5 ] В 1940 году он записался с Hite для лейбла Varsity, но выступал только как певец. [ 6 ] Он начал играть на электрогитаре примерно в 1940 году. [ 1 ]
1942–1975: последующие годы
[ редактировать ]В 1942 году Чарли Гленн, владелец Rhumboogie Café , привез Ти-Боуна Уокера в Чикаго, чтобы он надолго проработал в своем клубе. В 1944 и 1945 годах Уокер записывался на лейбле Rhumboogie, связанном с клубом, при поддержке Марла Янга . оркестра [ 6 ]
Ти-Боун Уокер выступил на втором знаменитом концерте Cavalcade of Jazz, проходившем в Wrigley Field в Лос-Анджелесе, спродюсированном Леоном Хеффлином-старшим , 12 октября 1946 года. Джек МакВи , Слим Гайяр , The Honeydrippers , Лайонел Хэмптон и его оркестр и Луи Армстронг тоже были в программе. [ 7 ] Он выступал на третьем концерте Cavalcade of Jazz, состоявшемся в том же месте 7 сентября 1947 года, вместе с Вуди Херманом в роли ведущего, The Valdez Orchestra , The Blenders, The Honeydrippers , Слимом Гайяром , Джонни Отисом и его оркестром, Тони Харпер , The Три пиджака и Сара Вон . [ 8 ]
Большая часть его произведений была записана с 1946 по 1948 год для Black & White Records , включая его самую известную песню « Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just as Bad) » (1947). [ 1 ] Другими известными песнями, которые он записал в этот период, были «Bobby Sox Blues» (третий хит в стиле R&B в 1947 году). [ 9 ] и "West Side Baby" (8-е место в чарте синглов R&B в 1948 году). [ 10 ]

На протяжении всей своей карьеры Уокер работал с первоклассными музыкантами, в том числе с трубачом Тедди Бакнером (например, в песне « Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just As Bad) »). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] ), пианист Ллойд Гленн , [ 14 ] басист Билли Хэднотт (на пластинке Hot Leftovers (1985) [ 15 ] и 78 "Бэби-блюз с длинной юбкой" // "Прощай, блюз" (1947) [ 16 ] ), и тенор-саксофонист Джек МакВи. [ 17 ] (на песни «Не оставляй меня, детка» [ 18 ] и "Блюз без беспокойства" [ 19 ] ).
Он записывался с 1950 по 1954 год для Imperial Records (при поддержке Дэйва Бартоломью ). Единственной пластинкой Уокера за следующие пять лет был T-Bone Blues , записанный во время трех сильно разделенных сессий в 1955, 1956 и 1957 годах и выпущенный Atlantic Records в 1959 году. [ 20 ]
К началу 1960-х годов карьера Уокера замедлилась, несмотря на энергичное выступление на фестивале американского фолк-блюза в 1962 году с пианистом Мемфисом Слимом и плодовитым писателем и музыкантом Уилли Диксоном , среди других. [ 1 ] Однако последовало несколько альбомов, получивших признание критиков, таких как I Want a Little Girl (записанный на Delmark Records в 1968 году). Робина Хемингуэя В последние годы своей жизни, с 1968 по 1975 год, Уокер записывался для музыкального издательства Jitney Jane Songs. Он выиграл премию Грэмми за лучшую этническую или традиционную фолк-запись в 1970 году за альбом Good Feelin' , подписав контракт с Polydor Records , продюсером которого был Хемингуэй. [ 4 ] за ним последовал еще один альбом, спродюсированный Хемингуэем, Fly Walker Airlines , выпущенный в 1972 году. [ 21 ]
Смерть
[ редактировать ]Карьера Уокера пошла на спад после того, как в 1974 году он перенес инсульт . [ 1 ] Он умер в своем доме в Лос-Анджелесе от бронхиальной пневмонии после повторного инсульта в марте 1975 года в возрасте 64 лет. [ 1 ] [ 22 ] Он оказал влияние на поколения музыкантов. [ 23 ] [ 24 ]
Наследие
[ редактировать ]Уокер был посмертно введен в Зал славы блюза в 1980 году. [ 25 ] и Зал славы рок-н-ролла в 1987 году . [ 22 ] [ 26 ]
Чак Берри назвал Уокера и Луи Джордана своими главными вдохновителями. [ 27 ] Би Би Кинг назвал запись Уокера "Stormy Monday" вдохновением для приобретения электрогитары. [ 28 ] В своей автобиографии 1996 года Кинг отметил, что, когда он впервые услышал Уокера, он подумал: «Сам Иисус вернулся на землю, играя на электрогитаре. Блюз Ти-Боуна наполнил меня радостью и добрыми чувствами. Я стал его учеником. И остаюсь им по сей день. Мой самый большой музыкальный долг перед Ти-Боуном». Пионер блюз-рока соло Лонни Мак назвал Уокера своим главным гитаристом, оказавшим влияние на блюз. [ 29 ] Уокером восхищался Джими Хендрикс , который подражал трюку Уокера с игрой на гитаре зубами. [ 5 ] Стив Миллер заявил, что в 1952 году, когда ему было восемь лет, Уокер научил его играть на гитаре за спиной, а также зубами. Он был другом семьи и частым гостем в доме семьи Миллера, и Миллер считает, что он оказал большое влияние на его карьеру. [ 30 ] [ 31 ] «Stormy Monday» был любимым концертным номером группы Allman Brothers Band . Британская рок-группа Jethro Tull сделала кавер на песню Уокера «Stormy Monday» в 1968 году для Джона Пила «Top Gear» . Ева Кэссиди исполнила "Stormy Monday" на своей Live at Blues Alley записи 1996 года.
По данным Cleveland.com , Уокер, возможно, был лучшим гитаристом в стиле R&B. Он «был пионером электрического блюза, став первым артистом, сделавшим электрогитару сольным инструментом и настоящим центральным элементом своих потрясающих живых выступлений». [ 32 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- "Блюз Уичито-Фолс" // "Блюз Тринити-Ривер" (Колумбия, 1929) как "Оук-Клифф Ти-Боун"
- "T-Bone Blues" (Университет, 1940) с Лесом Хайтом и его оркестром
- « Подлый старый мир » // «Мне нужен перерыв, детка» (1942 [1945; 1948])
- «Вечер» (1944)
- "Бобби Сокс Блюз" (1946)
- «У меня ужасное настроение» (1946)
- «Назовите это бурным понедельником (но вторник такой же плохой)» (1947)
- «Бэби-блюз с длинной юбкой» // «Прощай, блюз» (1947)
- «Я хочу маленькую девочку» (1948)
- "Вестсайдский малыш" (1948)
- "Ти-Боун Шаффл" (1948)
- "Хайпинский женский блюз" (1949)
- «Гламурная девушка» // «Прогулка с костями» (1950)
- «Суета началась» (1950)
- «Чувство холода» (1952)
- Классика в джазе ( Капитолий [10 дюймов], 1954)
- Ти-Боун Блюз ( Атлантика , 1955/1956/1957 [1959])
- Поет блюз ( Империал , 1960)
- Я так устаю (Империал, 1961)
- Великий блюзовый вокал и гитара Ти-Боуна Уокера (его оригинальные выступления 1945–1950 годов) (Капитолий, 1963)
- «Эй, эй, детка» // «Должен ли я отпустить ее» ( Modern , 1965)
- «Правда» ( Брансуик , 1966 [1968]), также выпущенная как «Легендарный Ти-Боун Уокер».
- Блюз бурного понедельника ( BluesWay , 1967)
- Фанки-Таун (BluesWay, 1968)
- Я хочу маленькую девочку ( Дельмарк , 1968 [1973]), также выпущенный как Feelin 'the Blues ( Black & Blue )
- Хорошее чувство ( Полидор , 1968 [1969])
- Каждый день у меня есть блюз ( BluesTime , 1969)
- Super Black Blues (BluesTime, 1969) с Большим Джо Тернером и Отисом Спанном
- Super Black Blues: Volume II [вживую] (BluesTime, 1970) с Леоном Томасом , Эдди «Клинхед» Винсоном, Большим Джо Тернером
- Блюз бурного понедельника (Wet Soul / SSS International , 1970 [1971])
- Fly Walker Airlines (Концерт в Монтрё) (Полидор, 1972)
- Well Done (Домашняя кухня, 1973), также выпущенный как Back on the Scene: Texas, 1966.
- Очень редко ( Реприза , 1973) 2-LP
- Горячие остатки (Империал [Франция], 1985)
Как помощник
[ редактировать ]С Норманом Гранцем «Джаз в филармонии»
- JATP в Лондоне, 1969 ( Пабло , 1989) 2-LP; Уокер исполняет три песни: «Woman You Must Be Crazy», «Goin' To Chicago» и «Stormy Monday».
- Признаюсь в блюзе (Black & Blue, 1970; Classic Jazz, 1978)
С Эдди «Чистоголовым» Винсоном
- Kidney Stew is Fine (Дельмарк, 1969), также выпущен как Wee Baby Blues (Black & Blue)
- Вечерний блюз ( Престиж , 1963)
С разными артистами
- Величайший джазовый концерт в мире (Пабло, 1967 [1975]), бокс-сет из 4 пластинок; Уокер исполняет «Женщина, ты, должно быть, сумасшедшая» и «Бурный понедельник».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Даль, Билл. «Биография Ти-Боуна Уокера» . Вся музыка . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Танцуй, Хелен Окли . «Уокер, Аарон Тибо (Ти-Боун)» . Справочник Техаса в Интернете . Дентон: Историческая ассоциация штата Техас. Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «100 величайших гитаристов» . Роллинг Стоун . 23 ноября 2011 г. ISSN 0035-791X . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Надаль, Джеймс. «Профиль Ти-Боуна Уокера» . Все о джазе . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея (блюз зажигает, ред.). Дубай: Carlton Books. стр. 58–59. ISBN 1-85868-255-Х .
- ^ Jump up to: а б Прутер, Роберт; Кэмпбелл, Роберт Л. «Этикетка Румбуги» . Проверено 15 февраля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Обзор «SHOW TIME», автор Венделл Грин, Los Angeles Sentinel, 26 сентября 1946 г.
- ^ «Вуди Херман, 3 пиджака, Ти-Боун и другие в программе», обзор Эдди Бербриджа, газета California Eagle, 4 сентября 1947 г.
- ^ Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. п. 13. ISBN 1-85868-255-Х .
- ^ Хендерсон, Алекс. « Blues Masters: Самое лучшее из T-Bone Walker : песни, обзоры, авторы, награды» . Вся музыка . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Бадер, Брайан (2007). « Назовите это бурным понедельником, но вторник такой же плохой» - Ти-Боун Уокер (1947)» (PDF) . Библиотека Конгресса . п. 3. Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2020 г.
- ^ «Назовите это бурным понедельником (но вторник не менее плох) — Ти-Боун Уокер (Черное и белое, 1947)» . Фонд Блюза. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ «Ти-Боун Уокер» (на итальянском языке).
- ^ «Ти-Боун Уокер – Блюз № 2, Атлантика – 332006» . Дискогс . 30 января 2021 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года.
- ^ «Горячие остатки Ти-Боуна Уокера» . Дискогс . 1985. Архивировано 18 июля 2021 года.
- ^ Ти-Боун Уокер и его гитара; Уиллард МакДэниелс; Билли Хэднотт; «Удары» Майерс; Джон Э. Бакнер; Оскар Ли Брэдли; Генри (6 ноября 1947 г.). «Прощай, блюз» . Интернет-архив . Черно-белое (123 Б).
- ^ «T Bone Walker * с Джеком МакВи и All Stars * - No Worry Blues / Don't Leave Me Baby» . Дискогс . Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года.
- ^ «НЕ ОСТАВЛЯЙ МЕНЯ, ДЕТКА» Ти-Боуна Уокера с Джеком МакВи . Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года.
- ^ LA Noire: Радио KTI — Бобби Сокс Блюз — Ти-Боун Уокер . 23 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2021 г.
- ^ Колин Ларкин , изд. (1995). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области блюза» (второе изд.). Издательство Гиннесс . стр. 363/6. ISBN 0-85112-673-1 .
- ^ «Ти-Боун Уокер: Дискография» . Вся музыка . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль карьеры блюз-гитариста T-Bone Walker» . Blues.about.com. Архивировано из оригинала 06 сентября 2015 г. Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Living Blues , Living Blues Publications, 1997, стр. 83. ОСЛК 3759004 , ISSN 0024-5232 .
- ^ «SIR ROD & THE BLUES DOTORS Come Together Modern Blues Harmonica - Обзор альбома» (PDF) . п. 35.
- ^ «Исполнители в Зале славы блюза» . Фонд Блюза . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ «Ти-Боун Уокер: введен в должность в 1987 году» . Зал славы рок-н-ролла . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Харпер, Джонни. «Ти-Боун Уокер: Крестный отец блюзовой гитары» . Есть производства . Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Сварка, Пит (1991). Полное собрание императорских записей, 1950–1954 (буклет на компакт-диске). Голливуд, Калифорния: EMI Records США. стр. 9–10. CDP-7-96737-2.
- ^ Примечания к Ace, Великобритания, компакт-диск под названием "Memphis Wham!"; См. также: Даль, Билл. «Профиль Лонни Мака» ( https://www.allmusic.com/artist/p438 ). allmusic.com. Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ «Почему Стив Миллер считает Ти-Боуна Уокера королем электрогитары» . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ Майкл Грэнберри. «Стив Миллер: Даллас направил его на путь к славе», Dallas Morning News , 28 ноября 2004 г., раздел «Жизнь в Техасе», стр. 2E.
- ^ «50 самых выдающихся афроамериканских музыкальных исполнителей всех времен» . Кливленд.com . 25 июня 2020 г. Проверено 10 марта 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ти-Боун Уокер» . Зал славы рок-н-ролла .
- Ти-Боуна Уокера Дискография на Discogs
- Ти-Боун Уокер на IMDb
- Ти-Боун Уокер в Find a Grave
- 1910 рождений
- 1975 смертей
- Люди из Линдена, Техас
- Афро-американские гитаристы
- Афро-американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские блюзовые певцы и авторы песен
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские блюзовые мандолинисты
- Американские блюзовые пианисты
- Американские пианисты-мужчины
- Американские уличные артисты
- Музыканты из Далласа
- Лауреаты премии Грэмми
- Смертность от бронхопневмонии
- Смертность от пневмонии в Калифорнии
- Похороны на кладбище Инглвуд-Парк.
- Авторы-исполнители из Техаса
- Электрические блюзовые музыканты
- Артисты Atlantic Records
- Исполнители Brunswick Records
- Артисты Capitol Records
- Артисты Чарли Рекордс
- Артисты Columbia Records
- Артисты Duke Records
- Артисты Imperial Records
- Исполнители Modern Records
- Артисты Polydor Records
- Артисты Reprise Records
- Техасские блюзовые музыканты
- Блюзовые музыканты Западного побережья
- Американские гитаристы 20-го века
- Гитаристы из Техаса
- Люди из Оук-Клифф, Техас
- Американские пианисты 20-го века
- Афро-американские пианисты
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Афро-американские мандолинисты
- Афро-американские банджоисты
- Афро-американские скрипачи