Анита О'Дэй
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Анита О'Дэй | |
---|---|
![]() О'Дэй в 2005 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Анита Белль Колтон |
Также известен как | "Иезавель джаза" |
Рожденный | Канзас-Сити, Миссури , США | 18 октября 1919 г.
Умер | 23 ноября 2006 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (87 лет)
Жанры | |
Род занятий | Певица |
Годы активности | 1934–2006 |
Этикетки |
|
Анита Белль Колтон (18 октября 1919 г.) [ 1 ] – 23 ноября 2006 г.), [ 2 ] профессионально известная как Анита О'Дэй , была американской джазовой певицей и самопровозглашенным «стилистом песен», широко известной за ее чувство ритма и динамики, а также за ее ранние выступления в биг-бэнде , которые разрушили традиционный образ «девушки-певицы». Отказываясь потворствовать каким-либо женским стереотипам, О'Дэй представила себя «модной» джазовой музыкантшей, одетой в пиджак и юбку группы, а не в вечернее платье. Она сменила фамилию с Колтон на О'Дей, что на свиной латыни означает «тесто», а на жаргоне — деньги. [ 3 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Анита Белль Колтон (которая позже взяла фамилию «О'Дэй») родилась в семье ирландцев Джеймса и Глэдис М. (урожденная Гилл) Колтон в Канзас-Сити, штат Миссури , и выросла в Чикаго, штат Иллинойс , во время Великой депрессии . [ 4 ] Колтон воспользовалась первым шансом покинуть свой несчастливый дом, когда в 14 лет стала участницей популярных «Прогулок» в качестве танцовщицы. [ 1 ] Она гастролировала с группами Walk-a-thons в течение двух лет, время от времени ее приглашали спеть. [ 1 ] В 1934 году она начала гастролировать по Среднему Западу в качестве участницы марафонского танца. [ 5 ]
В 1936 году она оставила соревнования на выносливость, решив стать профессиональной певицей. [ 1 ] Она начинала как хористка в таких заведениях в центре города , как Celebrity Club и Vanity Fair, а затем нашла работу певицей и официанткой в Ball of Fire, Vialago и Planet Mars. В Виалаго О'Дэй познакомилась с барабанщиком Доном Картером, который познакомил ее с теорией музыки; они поженились в 1937 году. Ее первый большой прорыв произошел в 1938 году, когда Down Beat редактор Карл Конс нанял ее для работы в своем новом клубе Off-Beat по адресу 222 North State Street , который стал популярным местом встречи музыкантов. В Off-Beat также выступал квартет Макса Миллера , который поддерживал О'Дэй в течение первых десяти дней ее пребывания там. Во время выступления в Off Beat она познакомилась с Джином Крупой , который пообещал позвонить ей, если Ирен Дэй , тогда его вокалистка, когда-нибудь покинет его группу. [ 1 ] В 1939 году О'Дэй был нанят вокалистом «Miller's Quartet», который выступал в клубе «Three Deuces» в Чикаго. [ 6 ]
Работайте с Крупой, Германом и Кентоном.
[ редактировать ]Звонок от Крупы поступил в начале 1941 года. [ 1 ] Из 34 композиций, которые она записала с Крупой, именно «Let Me Off Uptown», новый дуэт с Роем Элдриджем , стал ее первым большим хитом. [ 1 ] В том же году DownBeat назвал О'Дэя «Новой звездой года». В 1942 году она появилась с группой Krupa в двух « звуковых фильмах » (короткометражных музыкальных фильмах, первоначально снятых для музыкальных автоматов), исполнив «Спасибо за поездку в стиле буги» и «Отпусти меня с верхней части города». В том же году читатели журнала DownBeat включили ее в пятерку лучших певиц биг-бэнда. О'Дэй заняла четвертое место, Хелен О'Коннелл - первое, Хелен Форрест - второе, Билли Холидей - третье, а Дина Шор - пятое. О'Дэй вышла замуж за профессионала в гольф и поклонника джаза Карла Хоффа в 1942 году.
Когда группа Крупы распалась, [ 1 ] После того, как он был арестован в 1943 году за хранение марихуаны , О'Дэй присоединился к Вуди Херману на месячном концерте в Hollywood Palladium , а затем на две недели в Orpheum. Не желая гастролировать с другой большой группой, она покинула Германа после выступления в Orpheum и закончила год как сольная исполнительница. Несмотря на ее первоначальные опасения по поводу совместимости их музыкальных стилей, Стэна Кентона . в апреле 1944 года она присоединилась к группе [ 1 ] За 11 месяцев работы с Кентоном О'Дэй записала 21 сторону, как транскрипцию, так и рекламу, и появилась в фильме Universal Pictures короткометражном «Артистизм в ритме» (1944). « And Her Tears Flowed Like Wine » (1944) стала очень популярной и прославила группу Кентона. [ 1 ] Она также появилась в одной звуковой программе с Кентоном, исполнив «I’m Going For a Pad» и «Tabby the Cat». Позже О'Дэй сказал: «Проведенное мной время со Стэнли помогло воспитать и развить мое врожденное чувство структуры аккордов». В 1945 году она снова присоединилась к группе Крупы и пробыла там почти год. [ 1 ] В воссоединении приняли участие 10 сторон. Покинув Крупу в конце 1946 года, О'Дэй снова стал сольным исполнителем. [ 2 ]
Послевоенная работа и аресты за наркотики
[ редактировать ]
В конце 1940-х годов О'Дей пыталась добиться популярного успеха, не жертвуя при этом своей личностью джазовой певицы. За этот период она записала два десятка сторон, в основном для небольших лейблов. Среди наиболее известных записей этого времени - «Hi Ho Trailus Boot Whip», «Key Largo», « How High the Moon », « I Told Ya, I Love Ya, Now Get Out » и « Malagena ». Когда они жили с мужем Карлом Хоффом в Лос-Анджелесе в марте 1947 года, двое полицейских под прикрытием пришли к ним домой во время вечеринки, на которой Диззи Гиллеспи играл на ветвях дерева во дворе их дома. Они нашли небольшой пакетик с марихуаной, за который были арестованы Анита и Карл. 11 августа судья Гарольд Б. Ландрет признал их виновными и вынес 90-дневный приговор. [ 7 ] После заключения в тюрьме она выступала с оркестром Woody Herman 's Herd и Stan Kenton Artistry In Rhythm Orchestra. Ее карьера снова пошла на подъем в сентябре 1948 года, когда она пела с графом Бэйси в Royal Roost в Нью-Йорке, что привело к пяти воздушным проверкам . [ 8 ] Однако место О'Дэй в джазовом пантеоне обеспечили ей 17 альбомов, которые она записала для Нормана Гранца в лейблов Norgran и Verve период с 1952 по 1962 год. [ 9 ]
Ее первый альбом Anita O'Day Sings Jazz (переизданный как The Lady Is a Tramp ) был записан в 1952 году на недавно созданной лейбле Norgran Records лейбла (это также был первый альбом ). Альбом имел успех у критиков и повысил ее популярность. В феврале 1953 года она снова предстала перед судом по еще одному обвинению в употреблении марихуаны, на этот раз за курение косяка во время поездки в машине. Дело было прекращено присяжными за отсутствием доказательств, но в ожидании суда О'Дэй познакомилась с нюхом героина Хипстером Гарри . Она перешла с марихуаны на алкоголь после второго ареста, и ее первой мыслью, ощутившей действие героина, было: «О, хорошо, теперь мне не нужно пить». В течение месяца ей якобы предъявили обвинение в употреблении героина, и ей грозило шесть лет тюремного заключения. Вскоре после освобождения из тюрьмы 25 февраля 1954 года она начала работу над своим вторым альбомом Songs by Anita O'Day (переизданным как An Evening with Anita O'Day ). Она постоянно записывалась на протяжении 1950-х годов в сопровождении небольших групп и больших групп. Лично О'Дей обычно поддерживало трио, в которое входил Джон Пул, барабанщик, с которым она будет работать следующие 40 лет. [ 10 ]
В качестве живого исполнителя О’Дэй начал выступать на фестивалях и концертах с такими музыкантами, как Луи Армстронг , Оскар Петерсон , Дина Вашингтон , Джордж Ширинг , Кэл Тьядер и Телониус Монк . Она появилась в документальном фильме «Джаз в летний день» , снятом на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1958 году , что увеличило ее популярность. [ 1 ] Позже она призналась, что во время концерта, вероятно, находилась под действием героина. [ 11 ]
В следующем году О'Дэй сыграл эпизодическую роль в «Истории Джина Крупы » , исполнив « Memories of You ». В конце 1959 года она совершила поездку по Европе с Бенни Гудманом , получив большое личное признание. О'Дэй написала в своей автобиографии 1981 года, что, когда попытки Гудмана отодвинуть ее на второй план не смогли уменьшить энтузиазм публики, он вырезал из шоу все ее номера, кроме двух.
О'Дэй вернулся к гастролям в качестве сольного исполнителя и появился в таких телевизионных программах, как Timex All-Star Jazz Show и The Swingin' Years, организованные Рональдом Рейганом . Она записывалась нечасто после истечения срока ее контракта с Verve в 1962 году, и ее карьера, казалось, закончилась, когда она чуть не умерла от передозировки героина в 1968 году. [ 1 ] В это время в ее рабочее трио входил барабанщик из Чикаго Джордж Финли, отец артистки Карен Финли . Отказавшись от этой привычки, она вернулась на Берлинский джазовый фестиваль 1970 года . Она также появилась в фильмах «Зигзаг» он же «Ложный свидетель» с Джорджем Кеннеди (1970) и «Наряд» (1974) с Робертом Дювалем . Она возобновила создание концертных и студийных альбомов под новым руководством Алана Эйхлера , многие из которых были записаны в Японии, а некоторые были выпущены на Emily Records, принадлежащей Аните О'Дей и Джону Пулу. [ 1 ]
Мемуары и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В ноябре 1980 года она была хедлайнером вместе с Кларком Терри, Лайонелом Хэмптоном и Рэмси Льюисом во время открытия двухнедельной церемонии, посвященной недолгому возрождению Blue Note Lounge в отеле Marriott O'Hare недалеко от Чикаго. О'Дэй откровенно рассказала о своей наркозависимости в своих мемуарах 1981 года « Высокие времена, тяжелые времена» , которые привели к череде появлений на телевидении в программах «60 минут» , «Вечернее шоу» с Джонни Карсоном , «Сегодняшнее шоу» с Брайантом Гамбелом , «Шоу Дика Кэветта» , «Более просто» с Хью Даунсом , «Шоу завтрашнего дня» с Томом Снайдером и некоторыми другими. Она совершила поездку по Европе и дала концерт в честь 50-летия (1985) в Карнеги-холле , в результате которого в 2010 году был выпущен альбом Anita O'Day - Big Band в Карнеги-холле (Emily Productions). [ 1 ]
После опасного для жизни падения с лестницы в конце 1996 года она вернулась в 1999 году, возобновив карьеру с помощью давнего менеджера Алана Эйхлера . [ 12 ] В 2005 году ее версия стандарта « Sing, Sing, Sing » была переработана RSL и включена в сборник Verve Remixed 3 . В следующем году она выпустила Indestructible! , ее первый альбом за 13 лет и последний студийный альбом. В этот период пианист Джон Колианни был ее аккомпаниатором на многочисленных выступлениях в клубах и на специальных концертах (Колианни также играет на Indestructible! ).
Одно из ее наиболее известных аудиоспектаклей в конце карьеры - « Is You Is or Is You Ain't My Baby », которое открывает фильм «Короткий автобус » (2006) Джона Кэмерона Митчелла .
В ноябре 2006 года Робби Каволина (ее последний менеджер) поместил ее в больницу для выздоравливающих в Западном Голливуде, пока она выздоравливала от пневмонии. За два дня до смерти она потребовала выписать ее из больницы. [ нужна ссылка ] 23 ноября 2006 года в возрасте 87 лет О'Дэй умерла во сне. Официальной причиной смерти стала остановка сердца.
Премьера полнометражного документального фильма «Анита О'Дэй: Жизнь джазовой певицы» режиссеров Робби Каволины и Яна Маккрадена состоялась на кинофестивале Tribeca 30 апреля 2007 года. [ 11 ] [ 13 ]
Стиль
[ редактировать ]О'Дэй назвал Марту Рэй главным источником влияния на ее вокальный стиль, а также выразил восхищение Милдред Бэйли , Эллой Фицджеральд и Билли Холидей . Она всегда утверждала, что случайное удаление ее язычка в детстве во время тонзиллэктомии сделало ее неспособной к вибрато и произнесению длинных фраз . По ее словам, эта неудачная операция заставила ее разработать более ударный стиль, основанный на коротких нотах и ритмическом драйве. Однако, когда у нее был хороший голос, она могла растягивать длинные ноты с сильными крещендо и телескопическим вибрато, как, например, в ее концертной версии « Sweet Georgia Brown » на джазовом фестивале в Ньюпорте 1958 года, запечатленной в Берта Стерна фильме «Джаз в летний день». .
Дискография
[ редактировать ]Фильмография
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]- История Джина Крупы (1959) - Сама
- Зиг Заг (1970) - Шейла Манган
- Наряд (1973) - Сама
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Джаз в летний день (1959)
- Анита О'Дэй - Концерт у Ронни Скотта (2006)
- Анита О'Дей: Жизнь джазовой певицы (2007)
- Жить в Токио '63 (2007)
- Иконы джаза (2009)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 306/7. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ Jump up to: а б Фордхэм, Джон (27 ноября 2006 г.). «Некролог: Анита О'Дэй» . Хранитель . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ О'Дэй, Анита; Иллс, Джордж (1981). Высокие времена, трудные времена . Патнэм . п. 34. ISBN 978-0879101183 .
- ^ Дэвис, Фрэнсис (26 октября 1989 г.). «Спокойное время для джазовой певицы Аниты О'Дэй» . Филадельфийский исследователь .
- ^ «Анита О'Дэй» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Вот тот дождливый день — Анита О’Дэй — 3 июля 1969 года» . Pastemagazine.com . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Анита О'Дэй: высокие времена и тяжелые времена» . Национальное общественное радио .
- ^ Фордхэм, Джон (27 ноября 2006 г.). «Анита О'Дэй» . Хранитель .
- ^ «Записи Аниты О'Дэй, Клефа, Норграна и Верве 1952–56 (2CD)» . Трапеция Музыка и развлечения .
- ^ «Джазовый барабанщик Пул умер в возрасте 73 лет» . Лас-Вегас Сан . 14 апреля 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Алс, Хилтон (11 августа 2008 г.). «Голос выбора» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X .
- ^ Лейбовиц, Эд (18 июля 1999 г.). «Они сказали, что она больше никогда не будет петь» . Статьи.latimes.com . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ "Анита О'Дэй: Несокрушимая" на YouTube
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |

- Анита О'Дэй в Jazz Profiles
- Анита О'Дэй в AllMusic
- Аниты О'Дэй Дискография на Discogs
- Анита О'Дэй на IMDb
- Американские джазовые певцы
- 1919 рождений
- смертей в 2006 г.
- Американские женщины-джазовые певицы
- Бибоп-исполнители
- Певцы биг-бэнда
- Свинг-певцы
- Американские певцы с факелом
- Исполнители традиционной поп-музыки
- Джазовые певцы Западного побережья
- Джазовые музыканты из Калифорнии
- Певцы из Чикаго
- Певцы из Калифорнии
- Американские актрисы 20-го века
- Американские актрисы XXI века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы XXI века
- Американские певицы 20-го века
- Американские певицы XXI века
- Джазовые музыканты из Иллинойса