Jump to content

Дороти Эшби

Дороти Эшби
Справочная информация
Имя при рождении Дороти Джинн Томпсон
Рожденный ( 1932-08-06 ) 6 августа 1932 г.
Детройт, Мичиган, США
Умер 13 апреля 1986 г. (13 апреля 1986 г.) (53 года)
Санта-Моника , Калифорния
Жанры Джаз
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы) Арфа , фортепиано, вокал, кото

Дороти Джинн Томпсон (6 августа 1932 г. - 13 апреля 1986 г.), [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] более известная как Дороти Эшби , была американской джазовой арфисткой , певицей и композитором. [ 4 ] Провозглашен одним из самых «несправедливо любимых великих джазменов 1950-х годов». [ 5 ] и «самый опытный современный джазовый арфист» [ 6 ] Эшби сделал арфу импровизационным джазовым инструментом, помимо более раннего использования в качестве новинки или фонового оркестрового инструмента, доказав, что арфа может играть на бибопе так же искусно, как и инструменты, обычно связанные с джазом, такие как саксофон или фортепиано. [ 7 ]

Эшби пришлось преодолеть множество препятствий на пути к карьере. [ 8 ] Как афроамериканская женщина-музыкант в индустрии, где доминируют мужчины, она находилась в невыгодном положении. В интервью 1983 года У. Ройалу Стоксу для его книги «Жизнь джазовой жизнью» она заметила о своей карьере: «Возможно, это было тройное бремя, поскольку не так много женщин стали известны как джазовые исполнительницы. Существует также связь с Чернокожие женщины, которых я пытался охватить, не интересовались арфой , классической или какой-либо другой, и они определенно не были заинтересованы в том, чтобы увидеть чернокожую женщину, играющую на арфе». [ 9 ] Эшби успешно преодолел эти недостатки и впоследствии способствовал расширению круга тех, кто слушает музыку на арфе, и того, на что арфа считалась способной воспроизводить как инструмент. [ 10 ]

Альбомы Эшби относились к джазовому жанру, но часто переходили в R&B , world music и другие стили, особенно ее альбом 1970 года The Rubaiyat of Dorothy Ashby , где она демонстрирует свои таланты на другом инструменте, японском кото , успешно интегрируя его в джаз. [ 11 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Эшби родилась Дороти Джинн Томпсон и выросла в джазовом сообществе Детройта , где ее отец, Уайли Томпсон, джазовый гитарист-самоучка, [ 12 ] часто приводил домой коллег-джазовых музыкантов. [ 13 ] Даже будучи молодой девушкой, она обеспечивала поддержку и фон их музыке, играя на фортепиано.

Она училась в Технической средней школе Касса , [ 14 ] среди сокурсников были такие будущие музыкальные таланты и великие джазмены, как Дональд Берд , Джеральд Уилсон и Кенни Баррелл . В старшей школе она пробовала свои силы в игре на нескольких инструментах, включая саксофон и струнный бас , прежде чем под влиянием своего отца и учителя фортепиано остановилась на арфе. Под руководством Велмы Фруд Эшби изучил строгий классический стиль игры на арфе под влиянием французского арфиста Карлоса Сальседо . [ 12 ]

В 17 лет Эшби продолжила обучение музыке в Государственном университете Уэйна в Детройте, где специализировалась на фортепиано и музыкальном образовании . [ 15 ] [ 12 ]

После окончания учебы она начала играть на фортепиано на джазовой сцене Детройта, хотя к 1952 году арфа стала ее основным инструментом. [ 16 ] Поначалу ее коллеги-джазовые музыканты сопротивлялись идее добавления арфы, которую они воспринимали как инструмент классической музыки и несколько неземной по звучанию в джазовых исполнениях. Эшби преодолела их первоначальное сопротивление и заручилась поддержкой арфы как джазового инструмента, организуя бесплатные концерты и играя на танцах и свадьбах со своим трио. [ 16 ] Она записывалась с Джимми Коббом , Эдом Тигпеном , Ричардом Дэвисом , Фрэнком Уэссом и другими в конце 1950-х — начале 1960-х годов. [ 17 ] В 1960-е годы у нее также было собственное радиошоу в Детройте, где она время от времени давала живые выступления со своим мужем и разговаривала. [ 18 ]

Эшби частично способствовала распространению нестереотипного музыкального образования в Детройте, штат Мичиган, в 1967 году. Роберт Х. Клотман, директор отдела музыкального образования, был вдохновлен ее арфой и вокальным ансамблем Технической школы Касса , поместив 10 арф Трубадура в 5 внутренних городские школы. [ 19 ]

Трио Эшби, включая ее мужа Джона Эшби на барабанах, регулярно гастролировало по стране, записывая альбомы для нескольких звукозаписывающих компаний. [ 20 ] Она играла, среди прочего, с Луи Армстронгом и Вуди Херманом . В 1962 году Эшби получил Down Beat как лучшие джазовые исполнители. награды критиков и читателей журнала [ 11 ]

Ее первая полноценная джазовая пластинка, The Jazz Harpist , была записана для Savoy в 1957 году с Фрэнком Уэссом на флейте, Эдди Джонсом и Венделлом Маршаллом на басу и Эдом Тигпеном на барабанах. Альбом представлял собой смесь стандартов, таких как «Thou Swell» и «Stella by Starlight», а также оригиналов г-жи Эшби. Он был хорошо принят критиками, но публика, покупавшая пластинки, проигнорировала его. В ее следующем альбоме Hip Harp (1958), вышедшем на Prestige , участвовали Фрэнк Весс на флейте, Герман Райт на басу и Арт Тейлор на барабанах. Всего Дороти провела десять сессий в период с 1957 по 1970 год для Atlantic, Cadet и многих других лейблов. Она была бесстрашна в своем музыкальном выборе, поскольку играла не только боп, но и соул, бразильский, африканский, ближневосточный и, как ее современница (и другая великая джазовая арфистка) Элис Колтрейн , фри-джаз. Г-жа Эшби стала пионером использования японского кото в джазе в своем альбоме 1970 года The Rubaiyat of Dorothy Ashby , который в свое время несколько оклеветали, но стал цениться как иконоборческий союз соула, мировой музыки и фри-джаза. [ 21 ]

Игроки Эшби и театральная работа

[ редактировать ]

В 1960-х годах Эшби вместе со своим мужем сформировала театральную группу для постановки пьес, которые будут актуальны для афроамериканского сообщества Детройта. Эта продюсерская группа носила несколько названий в зависимости от постановки театра.

Они создали серию театральных музыкальных пьес, которые Дороти и Джон Эшби поставили вместе как театральная труппа Ashby Players of Detroit. [ 20 ] В случае большинства пьес Джон Эшби написал сценарии, а Эшби написал музыку. [ 17 ] Эшби также играла на арфе и фортепиано в саундтреках ко всем своим пьесам. Она сама снялась в постановке спектакля 3–6–9 . Большая часть музыки, которую она написала для этих пьес, доступна только на нескольких катушочных кассетах, которые Эшби записала сама. Лишь пара песен, которые она написала для своих пьес, позже появилась на выпущенных ею пластинках. Позже в своей карьере она делала записи и выступала на концертах, прежде всего, чтобы собрать деньги для театральных постановок Ashby Players.

Театральная продюсерская группа The Ashby Players не только создала черный театр в Детройте и Канаде, но и предоставила чернокожим актерам первые театральные и актерские возможности. Эрни Хадсон (из «Охотников за привидениями» , известный как Эрнест Л. Хадсон ) был главным актером в версии пьесы 3–6–9 , выпущенной Artists Productions . В конце 1960-х Эшби отказались от гастролей и поселились в Калифорнии, где Дороти ворвалась в систему студийной звукозаписи в качестве арфистки с помощью соул-певца Билла Уизерса , который порекомендовал ее Стиви Уандеру . В результате ее пригласили на несколько студийных сессий, где она играла для более поп-групп. [ 18 ]

Эшби умерла от рака 13 апреля 1986 года в своем доме, расположенном в Санта-Монике, Калифорния . [ 22 ] Ее тело было кремировано, а прах развеян над заливом Санта-Моника после поминальной службы. [ 23 ]

В 1990-х Пит Рок , Разел и Гадкий Утенок использовали семплы арфовой музыки Эшби для своих произведений. [ 24 ]

В 2018 году Дрейк включил отрывок из исполнения Эшби «The Windmills of Your Mind» в свою песню «Final Fantasy» из альбома «Scorpion» . [ 25 ]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]

Как помощник

[ редактировать ]

С Биллом Уизерсом

С Бобби Хамфри

С Минни Рипертон

С Уэйдом Маркусом

Со Стэнли Террентайном

Со Стиви Уандером

С Сонни Криссом

  • Теплый и Сонни (Импульс!, 1977)

С Джином Харрисом

С Фредди Хаббардом

С Билли Престоном

С Бобби Вомаком

С Осаму Китадзимой

  • Источник (1984)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Винн, Рон (1994), Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевайн, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, стр. 49 , ISBN  0-87930-308-5
  2. ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2006) [1992]. Путеводитель Penguin по джазовым записям . Путеводитель Penguin по джазу (8-е изд.). Нью-Йорк: Пингвин. п. 48 . ISBN  0-1410-2327-9 .
  3. ^ Карр, Ян ; Фэйрвезер, Дигби ; Пристли, Брайан (2004). Грубое руководство по джазу . Грубые гиды (3-е изд.). Лондон: Грубые гиды. п. 28 . ISBN  9781843532569 .
  4. ^ Скотт Яноу . «Дороти Эшби | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 11 января 2017 г.
  5. ^ Мун, Том (15 ноября 2006 г.). «Дороти Эшби и качающаяся арфа» . Национальное общественное радио .
  6. ^ Плаксин, Салли (1982). Американские женщины в джазе: с 1900 года по настоящее время . Нью-Йорк: Книги с видом на море. п. 239.
  7. ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 22. ISBN  0-141-00646-3 .
  8. ^ Стоукс, В. Роял (2000). Жить джазовой жизнью . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 157.
  9. ^ Стоукс, В. Роял (2000). Жить джазовой жизнью . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 158.
  10. ^ Ренш, Рослин (2007) [1989]. Арфы и арфисты . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 285.
  11. ^ Jump up to: а б Джонсон, Дэвид (31 марта 2017 г.). «Фантастическая джазовая арфа Дороти Эшби» . Общественные СМИ Индианы . Проверено 12 октября 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Бетцер, Дженнифер Дж. (май 2020 г.). Инновации и влияние джазовой арфистки Дороти Эшби (1932–1986) (PDF) (доктор музыкальных искусств (исполнение)). Университет Северного Техаса.
  13. ^ Стоукс, В. Роял (2000). Жить джазовой жизнью . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 157.
  14. ^ Стоукс, В. Роял (19 сентября 1983 г.). «Джаз&» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 17 января 2018 г.
  15. ^ «Эшби, Дороти (1932–1986) | Черное прошлое: вспомненное и исправленное» . www.blackpast.org . 29 октября 2017 г. Проверено 17 января 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б Плаксин, Салли (1982). Американские женщины в джазе: с 1900 года по настоящее время . Нью-Йорк: Книги с видом на море. п. 241.
  17. ^ Jump up to: а б Ларкин, Колин (2009). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.) . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195313734 .
  18. ^ Jump up to: а б Бойд, Херб (14 июня 2018 г.). «Джазовая арфистка и композитор Дороти Эшби» . Амстердамские новости . Проверено 12 ноября 2019 г.
  19. ^ Фруд, Велма (1969). «Не только маленькие ангелы играют на арфе». Журнал музыкальных педагогов . 56 (2): 37–38. дои : 10.2307/3392585 . ISSN   0027-4321 . JSTOR   3392585 . S2CID   191661451 .
  20. ^ Jump up to: а б Плаксин, Салли (1982). Американские женщины в джазе: с 1900 года по настоящее время . Нью-Йорк: Книги с видом на море. п. 242.
  21. ^ джазартс (4 января 2019). «Невоспетые женщины джаза - Дороти Эшби» . ДжазАртс Шарлотта . Проверено 20 апреля 2020 г.
  22. ^ «Джазовая арфистка и композитор Дороти Эшби» . amsterdamnews.com . 14 июня 2018 г. Проверено 15 мая 2021 г.
  23. ^ «НЕКРОЛ ДОРОТИ ТОМПСОН ЭШБИ» . Детройт Фри Пресс . 24 апреля 1986 г. с. 40 – через газеты.com.
  24. ^ «Дороти Эшби — Арфа Дороти» . Свет на чердаке. Отчеты . Проверено 15 мая 2021 г.
  25. ^ «Анализ четырех самых невероятных образцов «Скорпиона» Дрейка » . Вайс.com . 29 июня 2018 г. Проверено 9 сентября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5ad77107c4ac246b098a3bf6d2bacb1__1723051680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/b1/f5ad77107c4ac246b098a3bf6d2bacb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dorothy Ashby - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)