Лонни Листон Смит
Лонни Листон Смит | |
---|---|
![]() Смит выступает в Гластонбери в 2009 году. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Ричмонд, Вирджиния , США | 28 декабря 1940 г.
Жанры | |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1960-е – настоящее время |
Лонни Листон Смит-младший (родился 28 декабря 1940 г.) [1] — американский джазовый , соул- и фанк- музыкант , игравший с такими джазовыми исполнителями, как Фароа Сандерс и Майлз Дэвис, прежде чем сформировать Lonnie Liston Smith and the Cosmic Echoes, записавший ряд альбомов, широко считающихся классикой фьюжн , гладкого джаза и кислотного джаза. жанры.
Карьера
[ редактировать ]Ранние годы (1963–73)
[ редактировать ]Смит родился и вырос в Ричмонде, штат Вирджиния , США, в музыкальной семье; [1] его отец был участником ричмондской музыкальной группы госпела The Harmonizing Four , и он помнил такие группы, как Swan Silvertones и Soul Stirrers (с участием молодого Сэма Кука ), как постоянных посетителей дома, когда он был ребенком. Он изучал игру на фортепиано , тубе и трубе в средней школе и колледже, а затем получил степень бакалавра в музыкального образования Государственном университете Моргана в Балтиморе в 1961 году. [1] [2] Смит назвал Чарли Паркера , Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса, оказавших наибольшее влияние в его юности. Еще будучи подростком, Смит стал хорошо известен на местном уровне как бэк-вокалист, а также пианист в столичном регионе Балтимора . В этот период он регулярно выступал со многими своими современниками, включая Гэри Барца (альт), Грачана Монкура (тромбон) и Микки Басса (бас). Он также поддерживал ряд джазовых певцов (включая Этель Эннис ), выступая в составе домашнего ансамбля Королевского театра Балтимора вскоре после получения ученой степени.
В 1963 году он переехал в Нью-Йорк играл на фортепиано в группе Бетти Картер . , где сначала в течение года [1] В начале 1965 года Смит начал играть с Роландом Кирком . [1] первая запись со своей группой на альбоме Here Comes The Whistleman (Атлантика, 1965), записанном вживую в Нью-Йорке 14 марта 1965 года. Еще один трек с этого концерта, "Dream", появился на Роланда Кирка и Эла Хибблера концерте . альбом «Встреча времен» (Атлантика, 1972).
В конце 1965 года Смит присоединился к Арта Блейки » группе «Jazz Messengers . [1] делил позицию фортепиано с Майком Ноком и Китом Джарреттом . Группа Jazz Messengers вместе с группой Майлза Дэвиса были одним из главных испытательных полигонов для молодых многообещающих джазовых музыкантов, экспериментально резких и музыкально растянутых, и оба были постоянно вращающейся дверью для молодых современных джазовых музыкантов как мод, так и Настроение быстро изменилось во время нового периода экспериментов. Начавшись с живого выступления в The Five Spot , Нью-Йорк, 9 ноября 1965 года, [3] Время работы Смита в качестве Jazz Messenger было довольно недолгим: он продлился всего до трех концертов в The Village Vanguard 26–28 апреля 1966 года; [4] к маю 1966 года его должность занял Чик Кориа . Записей этого периода не существует.
В мае 1967 года Смит вернулся к работе с Роландом Кирком над сессиями альбома Now Please Don't You Cry, Beautiful Edith (Verve, 1967), прежде чем продолжить свою карьеру пианиста в течение года с барабанщиком Максом Роучем (хотя записей снова не было). были сделаны из этого состава).
После этого периода Фараона Сандерса . в начале 1968 года Смит перешел в ансамбль [1] группа, которую Сандерс создал после смерти Джона Колтрейна в прошлом году. Яростно импровизируя , Сандерс творчески подтолкнул группу к границам фри-джаза , записав три лучшие записи Сандерса: Karma ( Impulse , 1969), Jewels of Thought ( Impulse , 1970) и Thembi (Impulse, 1971), а также запись 1969 года. сессии не выпускались до 1973 года под названием Izipho Zam ( Strata East , 1973). Именно в этот момент Смит начал экспериментировать с электрическими клавишными :
На Thembi я впервые прикоснулся к электрическому пианино Fender Rhodes. Мы приехали в студию в Калифорнии — Сесилу Макби пришлось распаковать бас, барабанщику — настроить барабаны, Фароа — распаковать все духовые инструменты. Всем было чем заняться, но пианино просто стояло и ждало. Я увидел этот инструмент, стоящий в углу, и спросил инженера: «Что это?» Он сказал: «Это электрическое пианино Fender Rhodes ». Мне нечего было делать, поэтому я начал возиться с этим, проверяя некоторые кнопки, чтобы посмотреть, что можно сделать с разными звуками. Внезапно я начал писать песню, и все подбежали и спросили: «Что это?» И я сказал: «Я не знаю, я просто бездельничаю». Фароа сказал: «Чувак, нам нужно это записать». Как ты это назовешь? Я изучал астральные проекции , и это звучало так, будто мы плывем в космосе, поэтому я сказал, что давайте назовем это «Астральным путешествием». Так я познакомился с электрическим пианино. [5]
В этот период Смит также поддержал вокалиста Сандерса Леона Томаса на его первом альбоме Spirits Known and Unknown ( Flying Dutchman , 1969).
Уже побывав гостем на альбоме Гато Барбьери 1969 года The Third World (Philips, 1969), Смит присоединился к группе Барбьери с 1971 по 1973 год. [1] К тому времени Барбьери начал смягчать свои фри-джазовые экскурсии 1960-х годов более мягкими афро-кубинскими и южноамериканскими текстурами в своей музыке, что в последующие годы повлияло на игру Смита в новых направлениях. Смит сыграл на нескольких альбомах, ознаменовавших этот переход: Fenix (Летучий голландец, 1971), концертный альбом El Pampero (Летучий голландец, 1972), Under Fire (Летучий голландец, 1973) и Bolivia (Летучий голландец, 1973). Еще один альбом, El Gato (Летучий голландец, 1975), был выпущен после того, как Смит снова ушел; с 1972 года он также принял приглашение присоединиться к группе Майлза Дэвиса, играющей на электрических клавишных инструментах. [1] В течение следующего года, во время интенсивного периода студийной записи Дэвиса, различные составы записали значительное количество сессий, которые позже были вырезаны и переработаны для окончательного выпуска. Майлз Дэвис настоял, чтобы Смит научился играть на органе во время сессий: «Майлз дал мне два вечера, чтобы научиться сочинять музыку на этой штуке. Майлзу нравилось вводить новые звуки удивительным образом — именно так он создавал такую новаторскую, свежую музыку. ." [ нужна ссылка ] Вклад Смита появился на альбоме On The Corner (Колумбия, 1973) и треке "Ife" на альбоме Big Fun (Колумбия, 1974).
Космическое эхо и сольное творчество (1973–85)
[ редактировать ]Пройдя через постоянно меняющийся состав Майлза Дэвиса, Смит, наконец, в 1973 году сформировал свою собственную группу «Lonnie Liston Smith and the Cosmic Echoes». [1] вместе со своим партнером по группе Pharoah Sanders Сесилом Макби (бас), Джорджем Бэрроном ( сопрано и тенор-саксофон ), Джо Беком (гитара), Дэвидом Ли-младшим (ударные), Джеймсом Мтуме ( перкуссия ), Сонни Морганом (перкуссия) , Бадал Рой ( табла- барабаны) и Гита Ваши ( тамбура ). Смешивая атмосферный фьюжн, соул и фанк , Смит был воодушевлен Бобом Тиле , владельцем Flying Dutchman Records , который продюсировал работы Фароа Сандерса и Гато Барбьери , пока Смит был в их группах, последний для недавно созданного лейбла Тиле. . Для своего дебютного альбома Astral Traveling (Летучий голландец, 1973) Смит перезаписал заглавную песню, которую он сочинил и играл с группой Pharoah Sanders двумя годами ранее. Инструментальный альбом Astral Traveling также содержал переаранжировку стандарта госпела Let Us Go Into the House of the Lord , которую Смит также ранее аранжировал для Сандерса.
Поначалу мне нравилась эта прямота — фортепианные импровизации, шагающие по сплошной мультиперкуссии, в духе бывшего лидера Смита, Гато Барбьери , без маниакальной резкости. Тогда я начинаю жаждать некоторой резкости. Дело не только в струнах, которые, по крайней мере, столь же умны, как, скажем, у Элис Колтрейн , но менее распространены. Это также сами ритмы, служащие цели настолько обширной и космической, что она уже даже не является духовной, что делает их связь с телом несущественной.
В следующем году брат Смита, Дональд, присоединился к Cosmic Echoes в качестве вокалиста Cosmic Funk ( Flying Dutchman , 1974). [1] Хотя он оставался верен своим ранним корням, представив на этом альбоме версии » Уэйна Шортера « Footprints » Джона Колтрейна и « Naima , к настоящему времени Смит двигался к плавному стилю джаз-фанк /фьюжн, который с этого момента будет доминировать в его творчестве. , с мечтательным вокалом и длинными, просторными инструментальными пассажами, подкрепленными сильными фанковыми басовыми партиями и характерным использованием легкой перкуссии , с посланием мира и спокойствия как в текстах, так и в названиях песен. «Я пытался расширить сознание человечества», — объяснил Смит в интервью в 2009 году. [7]
Такое отношение, возможно, не вызвало симпатии у Смита заядлых поклонников фри-джаза , которые ценили его ранние работы, но этот новый непринужденный стиль фьюжн оказался популярным среди смешанной аудитории, обычно не связанной с джазом, и следующие альбомы, Expansions (Flying Dutchman, 1974), «Видения нового мира» («Летучий голландец», 1975) и «Отражения золотой мечты» (Летучий голландец, 1976) с тех пор стали оплотом жанров джаз-фанк и чилл-джаз среди ди-джеев и публики по всему миру, особенно в Европе и Японии. . Renaissance (RCA, 1977) продолжил эту славу кроссовера, и в следующем году Смит расширил свой успех, заключив новый контракт с Columbia Records и еще два кроссоверных альбома в Loveland (Columbia, 1978) и Exotic Mysteries (Columbia, 1978), последний содержащий сингл "Space Princess", который стал хитом диско/R&B, популярным сегодня в клубах, как в 7-дюймовой, так и в ремиксовой 12-дюймовой версиях. "Space Princess" была написана 16-летним Маркусом Миллером и включала в себя басовые партии. , которого обнаружил Смит и который также написал трек «Night Flower» для альбома Exotic Mysteries . Следующий трек из того же альбома, "Quiet Moments", стал основой жанра гладкого джаза на следующее десятилетие.
После перекрестного успеха 1970-х годов, а также продолжающегося интереса к его ранним работам и открытия их поклонниками нового " Quiet Storm формата ночного радио/мягкого джаза ", Смит перешёл на новый лейбл Боба Тиля, Doctor Jazz, и завёл второстепенный хит 1983 года "Never Too Late". Он также выступал в составе группы Марвина Гэя на джазовом фестивале в Монтрё в 1980 году , который с тех пор был выпущен на компакт-дисках и DVD (Eagle Vision, 2003). Однако по прошествии десятилетия общественный интерес к его новому материалу постепенно угас, и «Космические эхо» в конечном итоге рассеялись примерно в 1976 году.
История о том, как Смит присоединился к Бобу Тиле на новом лейбле Тиле, рассказана в обложке пластинки «Dreams of Tomorrow» Леонарда Физера (1983). Очевидно, Смит находился на распутье. Воссоединение с Тиле завершило круг Смита, поскольку Тиле частично отвечал за поддержку ранних работ Смита. Новый лейбл Тиле «Doctor Jazz» (распространяемый через PRT в Великобритании) предоставил Смиту идеальную платформу для демонстрации его новых и получивших признание критиков работ начала и середины 1980-х годов. Для «Dreams of Tomorrow » Смит задействовал вокальные данные своего младшего брата Дональда Смита для исполнения первой песни альбома « A Lonely Way to Be» и потрясающего открытия второй стороны « Never Too Late» . Основным музыкантом альбома был Маркус Миллер на бас-гитаре. Дэвид Хаббард играет на альбоме на нескольких саксофонах и флейтах, а Йоги Хортон, Бадди Уильямс ведущие роли на барабанах и перкуссии играют и Стив Торнтон. Альбом перезапустил Смита, и альбомы «Doctor Jazz» теперь считаются одними из лучших работ Смита. Сессии Dreams of Tomorrow продюсировал Маркус Миллер.
Более поздняя карьера (1986 – настоящее время)
[ редактировать ]В октябре 1986 года он приблизился к своим музыкальным корням с альбомом Make Something Happy (Doctor Jazz, 1986), акустической сессией, которая включала новые записи нескольких джазовых стандартов трио Смита, Сесила Макби и Эла Фостера , спродюсированные Бобом Тиле. Однако, несмотря на признание критиков этой работы, Смит оказался без контракта на запись до начала десятилетия , когда небольшой лейбл Startrak выпустил Love Goddess (Startrak, 1990) и Magic Lady (Startrak, 1991). [1] «У меня было много идеалистических представлений о музыке и о духовном послании, которое я пытался донести. Но большинство звукозаписывающих компаний заботятся только о демографии и прибылях от продаж». [ нужна ссылка ] Оба альбома Startrak ознаменовали поворот к плавному джазовому стилю периода Cosmic Echoes, Love Goddess с вокалисткой Филлис Хайман и саксофонистом Стэнли Террентайном .
Примерно в это же время зарождающееся хип-хоп движение заинтересовалось ранними работами Смита, и он начал работать с рэпером Гуру способом смешивал хип-хоп с джазом , который новаторским . «Гуру и другие рэперы рассказывали мне, как их дяди заставляли их слушать меня, Майлза и Дональда Берда и как они поняли это послание», - рассказал Смит австралийской газете Daily Telegraph Mirror в 1995 году. [8] Смит появился на новаторском альбоме Guru Jazzmatazz, Vol. 1 (Chrysalis, 1993), в результате чего его ранние работы снова нашли новую аудиторию. Он также гастролировал по Европе в 1991 году, но после этого короткого периода деятельности Смит в 1990-х годах мало работал. Несмотря на обширную радиопередачу, появление на ряде сборников , а также то, что все большее число молодых музыкантов проверяли его имена и пробовали семплы, открыв для себя его творчество Cosmic Echoes, следующие несколько лет он провел, в основном, занимаясь созданием собственного лейбла Loveland и только в 1998 году Sony International воспользовалась новообретенной аудиторией, переиздав Exotic Mysteries and Loveland на двойном компакт-диске. В том же году он записал Transformation (Loveland, 1998), еще раз вернувшись к жанру, в котором он добился наибольшего успеха, и воссоединившись с вокалом своего брата Дональда. Для этого релиза он перезаписал «A Chance For Peace (Give Peace a Chance)» (как вокальную, так и инструментальную версии) и «Expansions», а также «Space Princess».
С 1998 года он продолжает неоднократно выступать с концертами и гастролировать, особенно в Европе и Японии, где он по-прежнему популярен среди новых поколений слушателей. Он также провел большую часть своего времени, преподавая на различных семинарах. В 2002 году Sony выпустила двойной альбом-ретроспективу его работ в Колумбии, Explorations: The Columbia Years , и его композиции остаются частью радио- и компакт-дисков, ориентированных на джаз-фьюжн. Трек Cosmic Echoes, «Expansions», был использован в двух видеоиграх: Grand Theft Auto: Vice City и Driver: Parallel Lines , а «A Chance for Peace» — в Grand Theft Auto IV . Он появился на сцене Jazz World Stage на фестивале в Гластонбери в июне 2009 года.
В 2023 году он выпустил свою первую за 25 лет новую пластинку «JID017» на лейбле Jazz is Dead .
Дискография
[ редактировать ]Лонни Листон Смит и космическое эхо
[ редактировать ]- 1973 Астральное путешествие (Летучий голландец)
- 1974 года Космический фанк (RCA/Летучий голландец)
- 1974 года Расширения (RCA / Летучий голландец)
- , 1975 Видения нового мира (RCA/Летучий голландец)
- 1976 Размышления о золотой мечте (RCA/Летучий голландец)
- 1977 Ренессанс (RCA Виктор)
- 1977 Живи! (RCA Виктор)
- 1978 Лавленд (Колумбия)
- 1978 Экзотические тайны (Колумбия)
- 1979 Песня для детей (Колумбия)
- 1980 Любовь - это ответ (Колумбия)
- 1983 Мечты о завтрашнем дне (Доктор Джаз)
- 1984 Силуэты (Доктор Джаз)
- 1985 Омоложение (Доктор Джаз)
Более поздняя работа
[ редактировать ]- 1986 Сделай кого-нибудь счастливым (Доктор Джаз)
- 1990 Богиня любви (Startrak/Arista)
- 1991 Волшебная леди (Стартрак)
- 1998 года Трансформация (Лавленд/Ичибан/EMI)
- 2023 Лонни Листон Смит JID017 (Джаз мертв)
Появления
[ редактировать ]- Третий мир (Летучий голландец, 1969)
- Феникс (Летучий голландец, 1971)
- Эль Памперо (Летучий голландец, 1971)
- Под огнем (Летучий голландец, 1971)
- Боливия (Летучий голландец, 1973)
- Кот (RCA/Летучий голландец, 1975)
- Большое развлечение (Колумбия, 1974)
- Полное собрание сеансов на углу (Колумбия/Наследие, 2007)
- Мост (Расслабленный, 2002)
- Концерт в Монтрё 1980 (Орел, 1980 [2002]) DVD/CD
- А вот и свисток (Атлантика, 1965)
- Встреча времени (Атлантика, 1965) с Элом Хибблером
- А теперь, пожалуйста, не плачь, прекрасная Эдит (Verve, 1967)
- Сессия черепов (Летучий голландец, 1975)
- Изифо Зам (Мои дары) (Страта-Восток, 1969 [1973])
- Карма (Импульс!, 1969)
- Драгоценности мысли (Импульс!, 1969)
- Слепой глухонемой (Суммун Букмун Умюн) (Импульс!, 1970)
- Темби (Импульс!, 1971)
- Пылающие духи (Современник, 1971)
- Таинственный летающий оркестр (RCA, 1977)
- Духи известные и неизвестные (Летучий голландец, 1969)
- Сахар (CTI, 1970)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . п. 1103. ИСБН 1-85227-745-9 .
- ^ «Лонни Листон Смит, 61 год» . Alumni.morgan.edu .
- ↑ Журнал Village Vanguard (4 ноября 1965 г., стр. 12; 11 ноября 1965 г., стр. 14).
- ^ «Хронология Арта Блейки и посланников джаза» . Джаздискография.com . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ «Лонни Листон Смит: Космический джазмен» . Jimnewsom.com . 3 апреля 2007 года . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Кристгау, Роберт. «Альбом для потребителей: Лонни Листон Смит и космическое эхо: расширения» . RobertChristgau.com . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Видеоинтервью с Лонни на YouTube.
- ^ Зеркало Дейли Телеграф . Сидней , Австралия. 21 июля 1995 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Примечание: некоторые из этих ссылок путают работы Лонни Смита с работами Лонни Листона Смита, поэтому их следует использовать с осторожностью.
- Лонни Листон Смит – официальный сайт
- Лонни Листон Смит из AllMusic
- Лонни Листона Смита Дискография на Discogs
- Лонни Листон Смит на YouTube - интервью Underyourskin
- 1940 рождений
- Живые люди
- Афро-американские джазовые композиторы
- Музыканты из Ричмонда, Вирджиния
- Афро-американские джазовые пианисты
- Исполнители Flying Dutchman Records
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Вирджинии
- Американские пианисты XXI века
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые композиторы
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века
- Духовные джазовые музыканты
- Американские джазовые пианисты-мужчины