Рахсаан Роланд Кирк
Рахсаан Роланд Кирк | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рональд Теодор Кирк |
Рожденный | Колумбус, Огайо , США | 7 августа 1935 г.
Умер | 5 декабря 1977 г. Блумингтон, Индиана , США | ( 42 года
Жанры | Джаз , хард-боп , соул-джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик, руководитель группы |
Инструмент(ы) | Тенор-саксофон, кларнет, стритч , манцелло , носовая флейта , флейта, английский рожок , клавишные, перкуссия |
Годы активности | 1955–1977 |
Этикетки | Кинг , Шахматы , Престиж , Меркьюри , Центр внимания , Воодушевление , Атлантика , Warner Bros. |
Ранее из | Чарльз Мингус , Куинси Джонс |
Рахсаан Роланд Кирк (родился Рональд Теодор Кирк ; 7 августа 1935 г.) [ 1 ] – 5 декабря 1977 г.), [ 2 ] известный ранее в своей карьере просто как Роланд Кирк , был американским джазовым мультиинструменталистом, игравшим на тенор-саксофоне , флейте и многих других инструментах. Он был известен своей энергичностью на сцене, во время которой виртуозная импровизация сопровождалась комическим подшучиванием, политическими разглагольствованиями и умением играть на нескольких инструментах одновременно.
Жизнь
[ редактировать ]Рональд Теодор Кирк [ 1 ] родился в Колумбусе, штат Огайо , [ 2 ] где он жил в районе, известном как Флайтаун . Он ослеп в два года, что, по его словам, произошло в результате неправильного лечения. Подростком Кирк учился в Школе для слепых штата Огайо . [ 2 ] К 15 годам он по выходным гастролировал, играя ритм-н-блюз с группой Бойда Мура. По словам саксофониста Хэнка Кроуфорда : «Он был бы похож на этого 14-летнего слепого ребенка, играющего на двух валторнах одновременно. Его выводили, и он разрывал сустав». Кроуфорд услышал его в этот период и сказал, что он был невероятен. Он заметил: «Теперь они заставляли его делать всякие глупости, но он играл на двух валторнах и играл из них все дерьмо. Он был оригиналом с самого начала». [ 3 ] Кирк почувствовал во сне необходимость переставить две буквы своего имени, чтобы получилось «Роланд». [ 3 ] В 1970 году Кирк добавил к своему имени «Рахсаан», услышав его во сне. [ 4 ]
Кирк был политически откровенен. Во время своих концертов в перерывах между песнями он часто говорил на актуальные темы, в том числе об истории афроамериканцев и Движении за гражданские права . Его монологи часто были пронизаны сатирой и абсурдистским юмором. По словам комика Джея Лено , когда Лено гастролировал с Кирком на разогреве Кирка, Кирк представлял его, говоря: «Я хочу представить молодого брата, который знает опыт чернокожих и знает все о белых дьяволах… Пожалуйста, поприветствуйте Джея. Лено!" [ 5 ] : 109
В 1975 году у Кирка случился серьезный инсульт, который привел к частичному параличу одной стороны его тела. [ 2 ] Он продолжал выступать и записывать, модифицируя свои инструменты, чтобы он мог играть одной рукой. [ 2 ] На живом выступлении в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне ему даже удалось сыграть на двух инструментах, а также он отправился в международный тур и появился на телевидении. [ 6 ]
Он умер от второго инсульта в 1977 году в возрасте 42 лет на следующее утро после выступления в зале Франжипани Студенческого союза Университета Индианы в Блумингтоне, штат Индиана . [ 7 ]
Мэр Колумбуса Джек Сенсенбреннер объявил субботу, 10 декабря 1970 года, «днем Рахсаана», согласно некрологу Columbus Dispatch, опубликованному в четверг, 8 декабря 1977 года. [ 8 ]
В родном городе Кирка, Колумбусе, большую часть его карьеры не ценили его работу. Его выгнали из местного ночного клуба, потому что его музыка была слишком сложна для понимания, и он уехал в Лос-Анджелес и продолжил гастроли. В XXI веке поклонники джаза в Колумбусе поддерживают его наследие. [ 9 ]
Инструменты и методы
[ редактировать ]Музыкальная карьера Кирка охватывает период с 1955 года до его смерти в 1977 году. Он предпочитал руководить собственными группами и редко выступал в качестве сайдмена, хотя записывался с аранжировщиком Куинси Джонсом , барабанщиком Роем Хейнсом и работал с басистом Чарльзом Мингусом . Одно из его самых известных записанных выступлений - это соло и соло на флейте в песне Джонса « Soul Bossa Nova », хитовой песне 1964 года, вновь ставшей популярной в фильмах Остина Пауэрса . [ 10 ]
Мультиинструментальность Кирка считалась существенной музыкальной концепцией. Эта инклюзивность включала в себя блюзовую музыку, любовь к фортепиано и раннему джазу, а также любовь к поп-мелодиям. [ 2 ] Но его видение было гораздо шире, чем у большинства его современников. По словам продюсера Джоэла Дорна , он также был очень хорошо осведомлен о классической музыке. Пьесы Сен-Санса , Хиндемита , Чайковского , Дворжака и Вилья-Лобоса на протяжении многих лет появлялись в его альбомах наряду со стандартами, поп-песнями и оригинальными композициями. Влияние Рахсаана вышло за рамки джаза, и, следовательно, он предпочел термин «черная классическая музыка». [ 3 ]
Его игра, как правило, основывалась на соул-джазе или хард-бопе , но знание Кирком истории джаза позволило ему использовать многие элементы музыкального прошлого, от рэгтайма до свинга и фри-джаза . [ 2 ] Кирк также впитал в себя классические влияния, а его артистизм отражал элементы поп-музыки таких композиторов, как Смоки Робинсон и Берт Бахарах , а также Дюка Эллингтона , Джона Колтрейна и других джазовых музыкантов. [ 2 ]
Кирк играл и собирал множество музыкальных инструментов, в основном несколько саксофонов , кларнетов и флейт . Его основными саксофонами были стандартный тенор-саксофон , стритч (прямой альт-саксофон без обычного перевернутого раструба инструмента) и манцелло ( модифицированный сакселло- сопрано-саксофон с большим перевернутым раструбом). [ 2 ] Некоторые его инструменты были экзотическими или самодельными. Кирк сам модифицировал инструменты, чтобы приспособить свою технику одновременной игры. [ 11 ] Критик Гэри Гиддинс писал, что одной игры Кирка на теноре было достаточно, чтобы принести ему «известность». [ 4 ]
Обычно он появлялся на сцене со всеми тремя рогами, висящими на шее. [ 2 ] и временами он играл на нескольких этих валторнах одновременно, гармонируя с самим собой, или поддерживал ноту в течение длительного времени, используя круговое дыхание . Он использовал несколько валторн, чтобы играть настоящие аккорды, по сути функционируя как секция саксофона, состоящая из одного человека. Кирк настаивал, что он всего лишь пытался подражать звукам, которые слышал в своей голове. Даже при одновременной игре на двух-трех саксофонах музыка получалась замысловатая, мощный джаз с сильным оттенком блюза. [ 4 ] Концертный альбом Bright Moments (1973) является примером одного из его выступлений.
Кирк также был влиятельным флейтистом, в том числе и блокфлейтами . По словам Гиддинса, Кирк был первым крупным джазовым новатором на флейте после Эрика Долфи (умершего в 1964 году). [ 4 ] Кирк использовал несколько техник, в том числе пение или напевание на флейте одновременно с игрой. Другой вариант заключался в том, чтобы играть на стандартной поперечной флейте одновременно с носовой флейте .
Он играл на множестве других инструментов, включая свистки; часто держал гонг под рукой; , играл на кларнете губной гармошке , английском рожке и был грамотным трубачом . [ 12 ] Он использовал уникальные подходы, такие как игра на трубе с мундштуком саксофона.
Он также использовал немузыкальные устройства, такие как будильники, сирены или кусок обычного садового шланга (получившего название «загадочные черные трубы»). с магнитной лентой С начала 1970-х годов в его студийных записях использовалась конкретная музыка и примитивные электронные звуки, прежде чем такие вещи стали обычным явлением. [ 4 ]
The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color стал уникальным альбомом в анналах записанного джаза и популярной музыки. Это был набор из двух пластинок, сторона 4 была явно «пустой», а на этикетке не было указано никакого содержания. Однако, как только слухи о «секретном сообщении» распространились среди поклонников Рахсаана, можно было обнаружить, что примерно через 12 минут после начала четвертой стороны появилось первое из двух сообщений на телефонном автоответчике, записанных Кирком, а вскоре после этого последовало и второе (но разделенное более пустыми буквами). канавки). Неожиданный эффект этих сегментов, появившихся на «пустой» стороне 4, был потерян при первоначальном переиздании этого альбома на компакт-диске (хотя на переиздании компакт-диска он был восстановлен как трек 20).
Информацию о том, что происходит в мире, он черпал по радио и телевидению. Его более поздние записи часто включали его устные комментарии к текущим событиям, включая Ричарда Никсона участие в Уотергейтском скандале . Альбом 3-Sided Dream был «концептуальным альбомом», который включал в себя «найденные» звуки окружающей среды, а также петли ленты , проигрывание лент задом наперед и т. д. Билли Холидей Также ненадолго слышны фрагменты пения . Альбом даже противостоит росту влияния компьютеров в обществе, поскольку Рахсаан угрожает отключить машину, пытаясь сказать ему, что делать.
В альбоме Other Folks' Music можно ненадолго услышать устные слова Поля Робсона , еще одного откровенного чернокожего артиста.
Наследие и влияние
[ редактировать ]- Ян Андерсон , лидер и флейтист группы Jethro Tull, записал версию «Serenade to a Cuckoo» Кирка для своего первого альбома This Was (1968). Роланд Кирк был той самой причиной, по которой Андерсон подумал, что сможет привнести флейту в рок-музыку. Андерсон изучил стиль вокала Кирка на флейте, и игра Андерсона на флейте стала характерным элементом звука Джетро Талла. Кирк и Андерсон взяли изысканную классическую природу флейты и унифицировали ее. Андерсон познакомился с Кирком на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1969 году , где они оба выступали в один и тот же вечер. Андерсон сказал о Кирке: «Есть что-то в этих красочных шаманах. Они могут нас дразнить, но мы соглашаемся с этим, потому что знаем, что они тронуты гениальностью, но в то же время в продаже есть немного змеиного масла». " [ 13 ]
- Джефф Коффин , саксофонист из Béla Fleck and the Flecktones, находился под сильным влиянием музыки Кирка и говорит, что благодаря Кирку он узнал, что экспериментировать с инструментом - это нормально. Он использовал изобретения Кирка с несколькими валторнами в группе Flecktones и в своем сольном альбоме Mutopia . [ 13 ]
- Гитарист Джими Хендрикс «боготворил» Кирка и даже надеялся когда-нибудь посотрудничать с ним. [ 14 ]
- Фрэнк Заппа находился под значительным влиянием музыки Кирка в начале своей карьеры. В примечаниях к его дебютному альбому 1966 года с The Mothers of Invention Freak Out! Заппа называет Кирка одним из многих в длинном списке тех, кто оказал на него личное музыкальное влияние. [ 15 ] [ 16 ] Кирк и Заппа хотя бы один раз выступали вместе на джазовом фестивале Boston Globe в 1969 году. [ 17 ]
- Дерек Тракс , большой поклонник Кирка, записал композицию Кирка «Volunteered Slavery» со своей одноименной группой для альбома 2004 года Live at Georgia Theater , студийного альбома 2006 года Songlines и DVD Songlines Live . Он сказал, что прослушивание музыки Кирка «ощущалось примерно так же, как те пластинки Хендрикса: он широко нарушал правила…» [ 13 ]
- Дэвид Джексон из Van der Graaf Generator также находился под сильным влиянием стиля и техники Кирка и играет на нескольких саксофонах одновременно, по крайней мере, с 1969 года. [ 18 ]
- Гитарист Майкл Анджело Батио сказал в интервью Ultimate Guitar Archive в 2008 году , что игра Кирка сразу на двух саксофонах вдохновила его на создание своей «двойной гитары». [ 19 ]
- TJ Kirk — группа, названная в честь трёх артистов, которым она отдавала дань уважения: Телониуса Монка , Джеймса Брауна и Рахсаана Роланда Кирка. Созданная восьмиструнным гитаристом Чарли Хантером как побочная группа его одноименной группы, в состав группы входят Скотт Амендола , Уилл Бернард и Джон Шотт. [ 20 ]
- Пол Уэллер назвал альбом Кирка I Talk with the Spirits (1964) одним из своих «самых влиятельных альбомов» в интервью The Times в 2009 году. [ 21 ]
- Бьорк назвала «Надутую слезу» одним из своих любимых джазовых произведений, назвав ее «примитивной и инстинктивной», «открытой природе» и «панк». [ 22 ] [ 23 ]
- Дэйви Пейна Соло на двойном саксофоне в песне « Hit Me with Your Rhythm Stick » (Ian Dury & the Blockheads, 1978) было вдохновлено Кирком. [ 24 ]
- Соло Терри Эдвардса «Министерство обороны» на двойном саксофоне в песне Пи Джей Харви (2016) было вдохновлено Кирком. [ 25 ]
- Дебютный альбом Эрика Бердона и Вара 1970 года Eric Burdon Declares War включает трек «The Vision of Rassan», который разбит на две части: «Dediction» и «Roll on Kirk».
- Английская пост-панк-группа Rip Rig + Panic была названа в честь одноименного альбома Роланда Кирка.
- Clutch отдает дань уважения Роланду Кирку в песне «Three Golden Horns» из их альбома Sunrise on Slaughter Beach 2022 года . [ 26 ] [ 27 ]
- Джазовый продюсер Берлиоз отдает дань уважения Роланду Кирку в треке «Ода Рахсаану» из альбома Берлиоза 2024 года « Открой эту стену». [ 28 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- 1956: Тройная угроза (Кинг, 1957)
- 1960: Представляем Роланда Кирка (Арго/Кадет/Шахматы, 1960)
- 1961: Работа Кирка (Престиж, 1961)
- 1961: Мы освобождаем королей (Меркурий, 1962)
- 1962: Домино (Меркурий, 1962)
- 1963: Тростники и дела (Меркурий, 1963)
- 1963: Квартет Роланда Кирка встречает оркестр Бенни Голсона (Меркурий, 1963)
- 1963: Кирк в Копенгагене (Меркурий, 1964) - вживую
- 1964: Подарки и сообщения (Меркурий, 1964)
- 1964: Я разговариваю с духами (Limelight, 1965)
- 1965: Разрыв, установка и паника (Limelight, 1965)
- 1965: А вот и свисток ( Атлантика , 1967)
- 1965: Немного латыни (Limelight, 1966)
- 1967: А теперь, пожалуйста, не плачь, прекрасная Эдит ( Verve , 1967)
- 1967: Надутая слеза (Атлантика, 1968)
- 1968: Левый и правый (Атлантика, 1969)
- 1968–69: Добровольное рабство (Атлантика, 1969).
- 1970: Рахсаан Рахсаан (Атлантика, 1970) - вживую
- 1971: Изобретения натурального черного цвета: корневые слои (Атлантика, 1971)
- 1971: Блэкнусс (Атлантика, 1972)
- 1965, 72: Встреча времени (Атлантика, 1972)
- 1972: I, Eye, Aye: Концерт на джазовом фестивале в Монтрё, 1972 (Rhino, 1996) - концерт. посмертное освобождение.
- 1972: Братман в Отечестве (Гиена, 2006) – живут в Германии. посмертное освобождение.
- 1973: Приготовься к чуду (Атлантика, 1973)
- 1973: Яркие моменты (Атлантика, 1974)
- 1974: Комплименты таинственного призрака (Гиена, 2003) - вживую. посмертное освобождение.
- 1975: Случай трехсторонней мечты в цвете звука (Атлантика, 1975)
- 1975: Возвращение 5000 фунтов. Мужчина (Warner Bros., 1976)
- 1975–76: Киркатрон (Warner Bros., 1977) – частично вживую
- 1975–76: Буги-вуги по-настоящему (Warner Bros., 1977)
- 1976: Музыка других людей (Атлантика, 1976)
Сборники и бокс-сеты
- Хип (Фонтана, 1965)
- Человек, который кричал огонь (Ночь, 1990)
- Рахсаан: Полное собрание записей Роланда Кирка Mercury (Mercury, 1990) [10CD]
- Есть ли в вашем доме львы: Антология Рахсаана Роланда Кирка (Rhino, 1993) [2CD]
- Simmer, уменьшает, Garnish & Serve (Warner Archives, 1995) - компиляция из его последних трех альбомов
- Talkin 'Verve: Roots of Acid Jazz (Verve, 1996)
- Искусство Рахсаана Роланда Кирка - Атлантика (Атлантика, 1996) [2LP]
- Собачьи годы на четвертом ринге (32 Jazz, 1997) - запись. 1963-75
- Aces Back to Back (32 Jazz, 1998) [4CD] - сочетает в себе Left & Right (1968), Rahsaan Rahsaan (1970), подготовить себя к чуду (1973) и музыку других людей (1976)
- A Standing Eight (32 Jazz, 1998) [2CD] - сочетает в себе The Return of the 5000 Lb. Человек (1976), Киркатрон (1977) и Буги-вуги «Натянута по-настоящему» (1977)
- Левый хук, правый кросс (32 Jazz, 1999) [2CD] - сочетает в себе добровольное рабство (1969) и Blacknuss (1972)
- Третье измерение и за его пределами (Гамбит, 2005) - сочетает в себе «Тройную угрозу» (1957) и «Знакомство с Роландом Кирком» (1960).
- Только лучшее из Рахсаана Роланда Кирка, том 1 (Коллекционные материалы, 2009) [7CD] - сочетает в себе Blacknuss , The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color , The Inflated Tear / Natural Black Inventions: Root Strata , Kirkatron , Boogie-Woogie String Along for Real и музыка других народов
Как помощник
[ редактировать ]- Биг-бэнд Босса Нова (Меркурий, 1962)
- Куинси Джонс исследует музыку Генри Манчини (Меркурий, 1964)
- У меня / у нас был мяч (Limelight, 1965) - запись. 1964–65
- Куинси играет для кошечек (Меркурий, 1965) - запись. 1959–65
- В пылу ночи OST (United Artists, 1967)
- Прогулка в космосе (CTI, 1969)
- Сегодня вечером в полдень (Атлантика, 1964) - запись. 1961 год
- О да (Атлантика, 1962)
- Мингус в Карнеги-холле (Атлантика, 1974 г.)
С другими
- Джаки Байард , Опыт Джаки Байарда (Престиж, 1969) - запись. 1968 год
- Табби Хейс , Табби снова в городе (Smash, 1962)
- Рой Хейнс , После полудня (Импульс!, 1962)
- Лес Макканн , Live at Montreux (Атлантика, 1973) – живая запись. 1972 год
- Томми Пельтье , Джазовый корпус под руководством Томми Пельтье (Pacific Jazz, 1967)
Библиография
[ редактировать ]- Крут, Джон : Яркие моменты. Жизнь и наследие Рахсаана Роланда Кирка. Добро пожаловать Rain Publishers, Нью-Йорк, 2000 г. ISBN 1-56649-105-3
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кернфельд, Барри. « Кирк, Роланд ». Джазовый словарь New Grove , 2-е изд. Эд. Барри Кернфельд. Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 1 февраля 2009 г. «Годом его рождения обычно называют 1936 год, но в свидетельстве о рождении указан 1935 год и подтверждается имя Рональда, а не Роланда».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1385. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б с Хайнинг, Дункан (19 октября 2016 г.). «Роланд Кирк: А вот и свистун» . Все о джазе . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гиддинс, Гэри (2000), «Глава 47: Рахсаан Роланд Кирк (один оркестр)», « Видения джаза: первый век » . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Прованс, Поль; Дэн Дион (2010). Сатирики: комики, контрарианцы, рассказчики и вульгаристы . ХарперКоллинз. п. р368. ISBN 978-0061859342 .
- ^ «Джазовый фестиваль в Ньюкасле» . Геном Радио Таймс 1923–2009 гг . Би-би-си. 13 ноября 1976 года . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ «Вспоминая джазмена Рахсаана Роланда Кирка, умершего в 41 год». Джет . 53 (14). Издательство Джонсон: 14–15. 22 декабря 1977 г. ISSN 0021-5996 .
- ^ «Кирк (Некролог)» . Отправка Колумбуса . 8 декабря 1977 г. с. 34 . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Забытый колосс: Рахсаан Роланд Кирк малоизвестен даже в своем родном городе» .
- ^ Генри, Кларенс Бернард (21 августа 2008 г.). Давайте поднимем шум: Axé и африканские корни бразильской популярной музыки . Университетское издательство Миссисипи. п. 167. ИСБН 9781604730821 . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Посредством одного инструмента, функционирующего как дрон, и модификации клавиш двух других, Кирк смог играть в трехголосной гармонии с самим собой». Стивен Коттрелл (2012). Саксофон , издательство Йельского университета, стр. 289.
- ↑ См. его версию "Bye Bye Blackbird" в альбоме The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color (1975), в которой он представляет тему на трубе, прежде чем переключиться на саксофоны в оставшейся части песни.
- ^ Jump up to: а б с Хаймс, Джеффри (9 мая 2019 г.). «Рахсаан Роланд Кирк: Культ Кирка» . джазтаймс . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Сондерс, Уильям (2010), Джими Хендрикс Лондон , Roaring Forties Press. ISBN 978-0-9843165-1-9
- ^ Freak Out Wiki killuglyradio.com
- ^ Корчелли, Джон, Часто задаваемые вопросы о Фрэнке Заппе: все, что нужно знать об отце изобретения , BackBeat Books, 2016.
- ↑ Статья в сети Afka , Down Beat , 5/1969. Архивировано 25 апреля 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Кристопулос Дж. и П. Смарт, Генератор Ван дер Граафа – Книга , Phil and Jim Publishers, 2005, стр. 55. ISBN 0-9551337-0-X .
- ^ «Майкл Анджело Батио: Я всегда хотел, чтобы мои гитары были разными и уникальными». Архивировано 6 апреля 2010 года в Wayback Machine , интервью Джо Матеры, 2008 год, Ultimate Guitar Archive .
- ^ Билл Мередит, Т. Дж. Кирк – Биография , AllMusic .
- ^ «Список гостей: Пол Веллер» . Таймс . 8 августа 2009 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ «Мятежный музыкальный автомат». Melody Maker : 46. 10 июля 1993 г.
- ^ «Дебют» . Бьорк: Звуковой символизм (Подкаст). Mailchimp. 01.09.2022. Событие происходит в 21:45.
- ^ Боллс, Ричард (2011), Секс, наркотики и рок-н-ролл , Omnibus Press.
- ^ Империя, Китти (6 ноября 2016 г.). «Обзор Пи Джей Харви - королева темной драмы протестного рока» . Хранитель .
- ^ «Клатч – Три золотых рога» .
- ^ «Clutch хотел записать альбом для вечеринки: все пошло не так, как планировалось» . Ноябрь 2022 г.
- ^ Мюррей, Робин. «Берлиоз вызывает вдохновение Sonics для «оды Рахсаану» » . Столкновение . Проверено 26 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рахсаана Роланда Кирка Дискография на Discogs
- Рахсаана Роланда Кирка на сайте Jazz Discography Project Дискография
- Рахсаан Роланд Кирк Рахсаан Роланд Кирк: Случаи трехсторонней мечты , документальный фильм Адама Кахана
- Рахсаан Роланд Кирк Саунд?? , фильм Кирка с Джоном Кейджем на UbuWeb
- Рахсаана Роланда Кирка и The Vibration Society (октябрь 1972 г.), видео, thirteen.org Выступление
- Квинтет Рахсаана Роланда Кирка. Трое за фестиваль и добровольное рабство, живое выступление (1975), видео, Jazzonthetube.com
- 1935 рождений
- 1977 смертей
- Афро-американские саксофонисты
- Афро-американские флейтисты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые флейтисты
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американские мультиинструменталисты
- Артисты Atlantic Records
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Слепые музыканты
- Английские валторны
- Музыканты хард-бопа
- Музыканты из Колумбуса, штат Огайо
- Соул-джазовые музыканты
- Исполнители Chess Records
- Артисты King Records
- Артисты Mercury Records
- Артисты Prestige Records
- Артисты Verve Records
- Артисты Warner Records
- Американские композиторы 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Огайо
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские слепые
- Духовные джазовые музыканты
- Флейтисты 20-го века
- Артисты Арго Рекордс
- Американские музыканты с ограниченными возможностями