Jump to content

Рахсаан Роланд Кирк

Рахсаан Роланд Кирк
Кирк выступает в 1972 году
Кирк выступает в 1972 году
Справочная информация
Имя при рождении Рональд Теодор Кирк
Рожденный ( 1935-08-07 ) 7 августа 1935 г.
Колумбус, Огайо , США
Умер 5 декабря 1977 г. ) ( 1977-12-05 ) ( 42 года
Блумингтон, Индиана , США
Жанры Джаз , хард-боп , соул-джаз
Род занятий Музыкант, композитор, аранжировщик, руководитель группы
Инструмент(ы) Тенор-саксофон, кларнет, стритч , манцелло , носовая флейта , флейта, английский рожок , клавишные, перкуссия
Годы активности 1955–1977
Этикетки Кинг , Шахматы , Престиж , Меркьюри , Центр внимания , Воодушевление , Атлантика , Warner Bros.
Ранее из Чарльз Мингус , Куинси Джонс

Рахсаан Роланд Кирк (родился Рональд Теодор Кирк ; 7 августа 1935 г.) [ 1 ] – 5 декабря 1977 г.), [ 2 ] известный ранее в своей карьере просто как Роланд Кирк , был американским джазовым мультиинструменталистом, игравшим на тенор-саксофоне , флейте и многих других инструментах. Он был известен своей энергичностью на сцене, во время которой виртуозная импровизация сопровождалась комическим подшучиванием, политическими разглагольствованиями и умением играть на нескольких инструментах одновременно.

Рональд Теодор Кирк [ 1 ] родился в Колумбусе, штат Огайо , [ 2 ] где он жил в районе, известном как Флайтаун . Он ослеп в два года, что, по его словам, произошло в результате неправильного лечения. Подростком Кирк учился в Школе для слепых штата Огайо . [ 2 ] К 15 годам он по выходным гастролировал, играя ритм-н-блюз с группой Бойда Мура. По словам саксофониста Хэнка Кроуфорда : «Он был бы похож на этого 14-летнего слепого ребенка, играющего на двух валторнах одновременно. Его выводили, и он разрывал сустав». Кроуфорд услышал его в этот период и сказал, что он был невероятен. Он заметил: «Теперь они заставляли его делать всякие глупости, но он играл на двух валторнах и играл из них все дерьмо. Он был оригиналом с самого начала». [ 3 ] Кирк почувствовал во сне необходимость переставить две буквы своего имени, чтобы получилось «Роланд». [ 3 ] В 1970 году Кирк добавил к своему имени «Рахсаан», услышав его во сне. [ 4 ]

Кирк был политически откровенен. Во время своих концертов в перерывах между песнями он часто говорил на актуальные темы, в том числе об истории афроамериканцев и Движении за гражданские права . Его монологи часто были пронизаны сатирой и абсурдистским юмором. По словам комика Джея Лено , когда Лено гастролировал с Кирком на разогреве Кирка, Кирк представлял его, говоря: «Я хочу представить молодого брата, который знает опыт чернокожих и знает все о белых дьяволах… Пожалуйста, поприветствуйте Джея. Лено!" [ 5 ] : 109 

В 1975 году у Кирка случился серьезный инсульт, который привел к частичному параличу одной стороны его тела. [ 2 ] Он продолжал выступать и записывать, модифицируя свои инструменты, чтобы он мог играть одной рукой. [ 2 ] На живом выступлении в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне ему даже удалось сыграть на двух инструментах, а также он отправился в международный тур и появился на телевидении. [ 6 ]

Он умер от второго инсульта в 1977 году в возрасте 42 лет на следующее утро после выступления в зале Франжипани Студенческого союза Университета Индианы в Блумингтоне, штат Индиана . [ 7 ]

Мэр Колумбуса Джек Сенсенбреннер объявил субботу, 10 декабря 1970 года, «днем Рахсаана», согласно некрологу Columbus Dispatch, опубликованному в четверг, 8 декабря 1977 года. [ 8 ]

В родном городе Кирка, Колумбусе, большую часть его карьеры не ценили его работу. Его выгнали из местного ночного клуба, потому что его музыка была слишком сложна для понимания, и он уехал в Лос-Анджелес и продолжил гастроли. В XXI веке поклонники джаза в Колумбусе поддерживают его наследие. [ 9 ]

Инструменты и методы

[ редактировать ]
Кирк в 1972 году

Музыкальная карьера Кирка охватывает период с 1955 года до его смерти в 1977 году. Он предпочитал руководить собственными группами и редко выступал в качестве сайдмена, хотя записывался с аранжировщиком Куинси Джонсом , барабанщиком Роем Хейнсом и работал с басистом Чарльзом Мингусом . Одно из его самых известных записанных выступлений - это соло и соло на флейте в песне Джонса « Soul Bossa Nova », хитовой песне 1964 года, вновь ставшей популярной в фильмах Остина Пауэрса . [ 10 ]

Мультиинструментальность Кирка считалась существенной музыкальной концепцией. Эта инклюзивность включала в себя блюзовую музыку, любовь к фортепиано и раннему джазу, а также любовь к поп-мелодиям. [ 2 ] Но его видение было гораздо шире, чем у большинства его современников. По словам продюсера Джоэла Дорна , он также был очень хорошо осведомлен о классической музыке. Пьесы Сен-Санса , Хиндемита , Чайковского , Дворжака и Вилья-Лобоса на протяжении многих лет появлялись в его альбомах наряду со стандартами, поп-песнями и оригинальными композициями. Влияние Рахсаана вышло за рамки джаза, и, следовательно, он предпочел термин «черная классическая музыка». [ 3 ]

Его игра, как правило, основывалась на соул-джазе или хард-бопе , но знание Кирком истории джаза позволило ему использовать многие элементы музыкального прошлого, от рэгтайма до свинга и фри-джаза . [ 2 ] Кирк также впитал в себя классические влияния, а его артистизм отражал элементы поп-музыки таких композиторов, как Смоки Робинсон и Берт Бахарах , а также Дюка Эллингтона , Джона Колтрейна и других джазовых музыкантов. [ 2 ]

Кирк играл и собирал множество музыкальных инструментов, в основном несколько саксофонов , кларнетов и флейт . Его основными саксофонами были стандартный тенор-саксофон , стритч (прямой альт-саксофон без обычного перевернутого раструба инструмента) и манцелло ( модифицированный сакселло- сопрано-саксофон с большим перевернутым раструбом). [ 2 ] Некоторые его инструменты были экзотическими или самодельными. Кирк сам модифицировал инструменты, чтобы приспособить свою технику одновременной игры. [ 11 ] Критик Гэри Гиддинс писал, что одной игры Кирка на теноре было достаточно, чтобы принести ему «известность». [ 4 ]

Обычно он появлялся на сцене со всеми тремя рогами, висящими на шее. [ 2 ] и временами он играл на нескольких этих валторнах одновременно, гармонируя с самим собой, или поддерживал ноту в течение длительного времени, используя круговое дыхание . Он использовал несколько валторн, чтобы играть настоящие аккорды, по сути функционируя как секция саксофона, состоящая из одного человека. Кирк настаивал, что он всего лишь пытался подражать звукам, которые слышал в своей голове. Даже при одновременной игре на двух-трех саксофонах музыка получалась замысловатая, мощный джаз с сильным оттенком блюза. [ 4 ] Концертный альбом Bright Moments (1973) является примером одного из его выступлений.

Кирк также был влиятельным флейтистом, в том числе и блокфлейтами . По словам Гиддинса, Кирк был первым крупным джазовым новатором на флейте после Эрика Долфи (умершего в 1964 году). [ 4 ] Кирк использовал несколько техник, в том числе пение или напевание на флейте одновременно с игрой. Другой вариант заключался в том, чтобы играть на стандартной поперечной флейте одновременно с носовой флейте .

Он играл на множестве других инструментов, включая свистки; часто держал гонг под рукой; , играл на кларнете губной гармошке , английском рожке и был грамотным трубачом . [ 12 ] Он использовал уникальные подходы, такие как игра на трубе с мундштуком саксофона.

Он также использовал немузыкальные устройства, такие как будильники, сирены или кусок обычного садового шланга (получившего название «загадочные черные трубы»). с магнитной лентой С начала 1970-х годов в его студийных записях использовалась конкретная музыка и примитивные электронные звуки, прежде чем такие вещи стали обычным явлением. [ 4 ]

The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color стал уникальным альбомом в анналах записанного джаза и популярной музыки. Это был набор из двух пластинок, сторона 4 была явно «пустой», а на этикетке не было указано никакого содержания. Однако, как только слухи о «секретном сообщении» распространились среди поклонников Рахсаана, можно было обнаружить, что примерно через 12 минут после начала четвертой стороны появилось первое из двух сообщений на телефонном автоответчике, записанных Кирком, а вскоре после этого последовало и второе (но разделенное более пустыми буквами). канавки). Неожиданный эффект этих сегментов, появившихся на «пустой» стороне 4, был потерян при первоначальном переиздании этого альбома на компакт-диске (хотя на переиздании компакт-диска он был восстановлен как трек 20).

Информацию о том, что происходит в мире, он черпал по радио и телевидению. Его более поздние записи часто включали его устные комментарии к текущим событиям, включая Ричарда Никсона участие в Уотергейтском скандале . Альбом 3-Sided Dream был «концептуальным альбомом», который включал в себя «найденные» звуки окружающей среды, а также петли ленты , проигрывание лент задом наперед и т. д. Билли Холидей Также ненадолго слышны фрагменты пения . Альбом даже противостоит росту влияния компьютеров в обществе, поскольку Рахсаан угрожает отключить машину, пытаясь сказать ему, что делать.

В альбоме Other Folks' Music можно ненадолго услышать устные слова Поля Робсона , еще одного откровенного чернокожего артиста.

Наследие и влияние

[ редактировать ]
  • Ян Андерсон , лидер и флейтист группы Jethro Tull, записал версию «Serenade to a Cuckoo» Кирка для своего первого альбома This Was (1968). Роланд Кирк был той самой причиной, по которой Андерсон подумал, что сможет привнести флейту в рок-музыку. Андерсон изучил стиль вокала Кирка на флейте, и игра Андерсона на флейте стала характерным элементом звука Джетро Талла. Кирк и Андерсон взяли изысканную классическую природу флейты и унифицировали ее. Андерсон познакомился с Кирком на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1969 году , где они оба выступали в один и тот же вечер. Андерсон сказал о Кирке: «Есть что-то в этих красочных шаманах. Они могут нас дразнить, но мы соглашаемся с этим, потому что знаем, что они тронуты гениальностью, но в то же время в продаже есть немного змеиного масла». " [ 13 ]
  • Джефф Коффин , саксофонист из Béla Fleck and the Flecktones, находился под сильным влиянием музыки Кирка и говорит, что благодаря Кирку он узнал, что экспериментировать с инструментом - это нормально. Он использовал изобретения Кирка с несколькими валторнами в группе Flecktones и в своем сольном альбоме Mutopia . [ 13 ]
  • Гитарист Джими Хендрикс «боготворил» Кирка и даже надеялся когда-нибудь посотрудничать с ним. [ 14 ]
  • Фрэнк Заппа находился под значительным влиянием музыки Кирка в начале своей карьеры. В примечаниях к его дебютному альбому 1966 года с The Mothers of Invention Freak Out! Заппа называет Кирка одним из многих в длинном списке тех, кто оказал на него личное музыкальное влияние. [ 15 ] [ 16 ] Кирк и Заппа хотя бы один раз выступали вместе на джазовом фестивале Boston Globe в 1969 году. [ 17 ]
  • Дерек Тракс , большой поклонник Кирка, записал композицию Кирка «Volunteered Slavery» со своей одноименной группой для альбома 2004 года Live at Georgia Theater , студийного альбома 2006 года Songlines и DVD Songlines Live . Он сказал, что прослушивание музыки Кирка «ощущалось примерно так же, как те пластинки Хендрикса: он широко нарушал правила…» [ 13 ]
  • Дэвид Джексон из Van der Graaf Generator также находился под сильным влиянием стиля и техники Кирка и играет на нескольких саксофонах одновременно, по крайней мере, с 1969 года. [ 18 ]
  • Гитарист Майкл Анджело Батио сказал в интервью Ultimate Guitar Archive в 2008 году , что игра Кирка сразу на двух саксофонах вдохновила его на создание своей «двойной гитары». [ 19 ]
  • TJ Kirk — группа, названная в честь трёх артистов, которым она отдавала дань уважения: Телониуса Монка , Джеймса Брауна и Рахсаана Роланда Кирка. Созданная восьмиструнным гитаристом Чарли Хантером как побочная группа его одноименной группы, в состав группы входят Скотт Амендола , Уилл Бернард и Джон Шотт. [ 20 ]
  • Пол Уэллер назвал альбом Кирка I Talk with the Spirits (1964) одним из своих «самых влиятельных альбомов» в интервью The Times в 2009 году. [ 21 ]
  • Бьорк назвала «Надутую слезу» одним из своих любимых джазовых произведений, назвав ее «примитивной и инстинктивной», «открытой природе» и «панк». [ 22 ] [ 23 ]
  • Дэйви Пейна Соло на двойном саксофоне в песне « Hit Me with Your Rhythm Stick » (Ian Dury & the Blockheads, 1978) было вдохновлено Кирком. [ 24 ]
  • Соло Терри Эдвардса «Министерство обороны» на двойном саксофоне в песне Пи Джей Харви (2016) было вдохновлено Кирком. [ 25 ]
  • Дебютный альбом Эрика Бердона и Вара 1970 года Eric Burdon Declares War включает трек «The Vision of Rassan», который разбит на две части: «Dediction» и «Roll on Kirk».
  • Английская пост-панк-группа Rip Rig + Panic была названа в честь одноименного альбома Роланда Кирка.
  • Clutch отдает дань уважения Роланду Кирку в песне «Three Golden Horns» из их альбома Sunrise on Slaughter Beach 2022 года . [ 26 ] [ 27 ]
  • Джазовый продюсер Берлиоз отдает дань уважения Роланду Кирку в треке «Ода Рахсаану» из альбома Берлиоза 2024 года « Открой эту стену». [ 28 ]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]

Сборники и бокс-сеты

Как помощник

[ редактировать ]

С Куинси Джонсом

С Чарльзом Мингусом

С другими

Библиография

[ редактировать ]
  • Крут, Джон : Яркие моменты. Жизнь и наследие Рахсаана Роланда Кирка. Добро пожаловать Rain Publishers, Нью-Йорк, 2000 г. ISBN   1-56649-105-3
  1. ^ Jump up to: а б Кернфельд, Барри. « Кирк, Роланд ». Джазовый словарь New Grove , 2-е изд. Эд. Барри Кернфельд. Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 1 февраля 2009 г. «Годом его рождения обычно называют 1936 год, но в свидетельстве о рождении указан 1935 год и подтверждается имя Рональда, а не Роланда».
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1385. ИСБН  0-85112-939-0 .
  3. ^ Jump up to: а б с Хайнинг, Дункан (19 октября 2016 г.). «Роланд Кирк: А вот и свистун» . Все о джазе . Проверено 27 августа 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Гиддинс, Гэри (2000), «Глава 47: Рахсаан Роланд Кирк (один оркестр)», « Видения джаза: первый век » . Издательство Оксфордского университета.
  5. ^ Прованс, Поль; Дэн Дион (2010). Сатирики: комики, контрарианцы, рассказчики и вульгаристы . ХарперКоллинз. п. р368. ISBN  978-0061859342 .
  6. ^ «Джазовый фестиваль в Ньюкасле» . Геном Радио Таймс 1923–2009 гг . Би-би-си. 13 ноября 1976 года . Проверено 31 октября 2017 г.
  7. ^ «Вспоминая джазмена Рахсаана Роланда Кирка, умершего в 41 год». Джет . 53 (14). Издательство Джонсон: 14–15. 22 декабря 1977 г. ISSN   0021-5996 .
  8. ^ «Кирк (Некролог)» . Отправка Колумбуса . 8 декабря 1977 г. с. 34 . Проверено 17 марта 2023 г.
  9. ^ «Забытый колосс: Рахсаан Роланд Кирк малоизвестен даже в своем родном городе» .
  10. ^ Генри, Кларенс Бернард (21 августа 2008 г.). Давайте поднимем шум: Axé и африканские корни бразильской популярной музыки . Университетское издательство Миссисипи. п. 167. ИСБН  9781604730821 . Проверено 13 июля 2020 г.
  11. ^ «Посредством одного инструмента, функционирующего как дрон, и модификации клавиш двух других, Кирк смог играть в трехголосной гармонии с самим собой». Стивен Коттрелл (2012). Саксофон , издательство Йельского университета, стр. 289.
  12. См. его версию "Bye Bye Blackbird" в альбоме The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color (1975), в которой он представляет тему на трубе, прежде чем переключиться на саксофоны в оставшейся части песни.
  13. ^ Jump up to: а б с Хаймс, Джеффри (9 мая 2019 г.). «Рахсаан Роланд Кирк: Культ Кирка» . джазтаймс . Проверено 15 июня 2018 г.
  14. ^ Сондерс, Уильям (2010), Джими Хендрикс Лондон , Roaring Forties Press. ISBN   978-0-9843165-1-9
  15. ^ Freak Out Wiki killuglyradio.com
  16. ^ Корчелли, Джон, Часто задаваемые вопросы о Фрэнке Заппе: все, что нужно знать об отце изобретения , BackBeat Books, 2016.
  17. Статья в сети Afka , Down Beat , 5/1969. Архивировано 25 апреля 2016 года в Wayback Machine .
  18. ^ Кристопулос Дж. и П. Смарт, Генератор Ван дер Граафа – Книга , Phil and Jim Publishers, 2005, стр. 55. ISBN   0-9551337-0-X .
  19. ^ «Майкл Анджело Батио: Я всегда хотел, чтобы мои гитары были разными и уникальными». Архивировано 6 апреля 2010 года в Wayback Machine , интервью Джо Матеры, 2008 год, Ultimate Guitar Archive .
  20. ^ Билл Мередит, Т. Дж. Кирк – Биография , AllMusic .
  21. ^ «Список гостей: Пол Веллер» . Таймс . 8 августа 2009 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
  22. ^ «Мятежный музыкальный автомат». Melody Maker : 46. 10 июля 1993 г.
  23. ^ «Дебют» . Бьорк: Звуковой символизм (Подкаст). Mailchimp. 01.09.2022. Событие происходит в 21:45.
  24. ^ Боллс, Ричард (2011), Секс, наркотики и рок-н-ролл , Omnibus Press.
  25. ^ Империя, Китти (6 ноября 2016 г.). «Обзор Пи Джей Харви - королева темной драмы протестного рока» . Хранитель .
  26. ^ «Клатч – Три золотых рога» .
  27. ^ «Clutch хотел записать альбом для вечеринки: все пошло не так, как планировалось» . Ноябрь 2022 г.
  28. ^ Мюррей, Робин. «Берлиоз вызывает вдохновение Sonics для «оды Рахсаану» » . Столкновение . Проверено 26 июля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c07ec3c5397d0aca2717cebc77ada53__1722004260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/53/3c07ec3c5397d0aca2717cebc77ada53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rahsaan Roland Kirk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)