Марио Бауза
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2021 г. ) |
Марио Бауза | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Пруденсио Марио Бауса Карденас [ нужна ссылка ] |
Рожденный | Гавана , Куба | 28 апреля 1911 г.
Умер | 11 июля 1993 г. Нью-Йорк, США | (82 года)
Жанры | Биг-бэнд , создатель афро-кубинского джаза. |
Род занятий | Музыкант, аранжировщик, композитор |
Инструмент(ы) | Кларнет, саксофон, труба |
Годы активности | 1925–1993 |
Этикетки | Меркурий , Мессидор |
Пруденсио Марио Бауса Карденас (28 апреля 1911 — 11 июля 1993) — афро-кубинский джазовый и джазовый музыкант. Он был одним из первых, кто представил кубинскую музыку в Соединенных Штатах, привнеся кубинские музыкальные стили на джазовую сцену Нью-Йорка. Хотя кубинские группы уже много лет включают в свой репертуар популярные джазовые мелодии, [1] [2] Композиция Баузы «Танга» была первым произведением, сочетающим джазовую гармонию и технику аранжировки с джазовыми солистами и афро-кубинскими ритмами. Это считается первой настоящей афро-кубинской джазовой мелодией.
Биография
[ редактировать ]В детстве он учился игре на кларнете, став признанным вундеркиндом в игре на этом инструменте, и в возрасте 11 лет выступал с Гаванским симфоническим оркестром. Затем Бауза выступал на кларнете и бас-кларнете с пианиста Антонио Марии Ромеу оркестром чаранги (флейты и скрипок) . . Это стало судьбоносным событием, поскольку в 1926 году оркестр посетил Нью-Йорк для записи. Бауза остановился у своего двоюродного брата, трубача Рене Эндрейры, который был жителем Гарлема и играл с The Santo Domingo Serenaders, группой, состоящей из панамцев, кубинцев, и пуэрториканцы, играющие джаз. Подросток Бауза был впечатлен афроамериканским сообществом Гарлема и свободой, которую они имели. Он также был свидетелем исполнения » Джорджа Гершвина « Рапсодии в стиле блюз и был вдохновлен игрой саксофониста Фрэнки Трумбауэра в этой пьесе. По возвращении на Кубу он поклялся, что вернется в Нью-Йорк, чтобы стать джазовым музыкантом и сделать это в 1930 году, научившись играть на альт-саксофоне, сохраняя при этом свою технику кларнета. Случайная встреча с вокалисткой Кубинский вокалист Антонио Мачин , которому нужен был трубач для предстоящего рекордного концерта, который он вел, предоставил Баузе необычную возможность. [3] Мачин был вокалистом оркестра казино Don Azpiazú Havana, который покорил Нью-Йорк своими публичными выступлениями и недавней записью хита "El Manisero" ("Продавец арахиса"). Машину предложили рекордную дату для записи четырех мелодий. Когда Мачин выступал соло, он делал это с двумя гитарами, трубой и собой на маракасах. Все трубачи, умевшие играть в кубинском стиле, входившие в оркестр Аспиасу, уехали и вернулись на Кубу. Столкнувшись с дилеммой, Бауза предложил свои услуги Мачину, потому что он знал положение пальцев на валторне, покупая трубу, и за две недели развил достаточно техники, чтобы играть на записях. [3] Теперь он посвятил свое время игре на инструменте, вдохновленный Луи Армстронгом . К 1933 году Бауза был нанят в качестве ведущего трубача и музыкального руководителя оркестра барабанщика Чика Уэбба , и именно в это время с Уэббом Бауза познакомился с другим трубачом Диззи Гиллеспи . [3] и якобы обнаружила и привела в группу певицу Эллу Фицджеральд .
В 1938 году Бауза присоединился к группе Кэба Кэллоуэя , позже убедив Кэллоуэя нанять трубача Диззи Гиллеспи . [3] Покинул ансамбль в 1940 году. [3]
стал соучредителем и музыкальным руководителем группы Machito and его афро-кубинцев . В 1939 году Бауза вместе со своим зятем-вокалистом Франсиско Раулем Гутьерресом Грилло (известным как Мачито ) [3] Группа выпустила свои первые записи для Decca в 1941 году, а в 1942 году Бауза пригласил тимбалеро по имени Тито Пуэнте . [4]
Важно отметить, что в 1947 году Бауза познакомил Гиллеспи с молодым гаванским виртуозом конга Чано Посо , когда последний захотел добавить в свою группу кубинского перкуссиониста; хотя Позо был убит в драке в баре Гарлема всего год спустя, он оставил неизгладимый и продолжительный след в игре и сочинениях Гиллеспи; соавтор нескольких других композиций, таких как «Manteca» и «Tin Tin Deo».
В 1943 году за успехом «Танги», первой по-настоящему афро-кубинской джазовой мелодии (приписываемой Баузе), последовали «Cubop City» и «Mambo Inn». Мачито и его афро-кубинцы часто играли прямолинейный джаз биг-бэнда, а также мамбо музыку . Многие номера представляли собой каверы на записи, которые оказались популярными на Кубе, но с обновленными аранжировками с использованием джазовой гармонии. Группа исполняла танцевальные номера в стиле мамбо на таких площадках, как Palladium Ballroom на Манхэттене . Бауза сохранял свой пост директора афро-кубинцев до 1976 года. [3] После этого он работал мало и в конце концов ушел в почти полную безвестность. В 1979 году Карибский культурный центр Нью-Йорка отдал дань уважения Баузе на концерте под открытым небом в Линкольн-центре с участием Баузы и его биг-бэнда. В концерте приняли участие пианист Билли Тейлор , певцы Бобби Капо и Грасиела , Мачито, Хорхе Дальто , Шоколад Арментерос и Марио Ривера , и он стал продолжением трибьюта CCCADI 1979 года в Элис Талли Холл , который возродил карьеру Баузы. Празднование его 80-летия в 1990 году с его биг-бэндом и специальными гостями Диззи Гиллеспи, Чико О'Фаррил , Селией Крус , Хосе Фахардо , Марко Ризо в Symphony Space на Манхэттене дало Баузе возможность снова записаться для немецкой группы Messidor. этикетка. Последующие записи, Tanga - The Original Mambo King , 944 Columbus Avenue и My Time Is Now , принесли Баузе две номинации на Грэмми и вышли из тени на глаза публике, получив признание критиков. Последующие европейские турне по джазовым фестивалям завершились тем, что он украсил обложку альбома. журнал DownBeat и появление в качестве гостя со своей биг-бэндом на шоу Косби в 1992 году (S08 E22: «You Can't Stop the Music»), [5] выступает с Вилли Колоном .
«Танга» и создание афро-кубинского джаза
[ редактировать ]Большим хитом у группы стала песня "Tangá", первоначально дескарга (кубинский джем) в темпе мамбо с джазовыми солистами, спонтанно написанная Баузой. «Танга», которая со временем была оформлена в более формальной аранжировке. Обычно это считается первой настоящей афро-кубинской джазовой мелодией.
Первая дескарга [кубинский джем-сейшн], привлекшая внимание всего мира, произошла во время репетиции Мачито 29 мая 1943 года в бальном зале Park Palace, на 110-й улице и 5-й авеню. В это время Мачито находился в Форт-Диксе (Нью-Джерси) на четвертой неделе базовой подготовки. Накануне в клубе La Conga Марио Бауса, трубач и музыкальный руководитель Мачито, услышал, как пианист Луис Варона и басист Хулио Андино сыграли что-то, что послужит постоянным завершением танца.
В этот понедельник вечером Бауза наклонился над пианино и поручил Вароне сыграть на том же фортепиано, что и накануне вечером. Левой рукой Варона начал вступление «Эль Ботельеро» Жилберто Вальдеса. Затем Бауза проинструктировал Хулио Андино, что играть; затем саксофоны; затем трубы. Переплетающиеся риффы вскоре начали обретать форму афро-кубинской оживленной мелодии. Альт-саксофон Джина Джонсона затем испустил джазовые фразы в восточном стиле. был изобретен случайно, Афро-кубинский джаз когда в тот вечер Бауза сочинил «Тангу» (конголезское слово банту, обозначающее энергию).
В дальнейшем, когда бы ни исполнялась «Танга», она звучала по-разному, в зависимости от индивидуальности солиста. В августе 1948 года, когда трубач Говард МакГи солировал с оркестром Мачито в театре «Аполло», его импровизация к «Tangá» привела к созданию «Cu-Bop City», мелодии, которая была записана Roost Records несколько месяцев спустя. Джемы, которые проходили в Royal Roost , Bop City и Birdland в период с 1948 по 1949 год, когда Говард МакГи, тенор-саксофонист Брю Мур, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи сидели с оркестром Мачито, были неподготовленными, раскованными, неслыханными перед джем-сейшнами. который в то время ведущий Симфонии Сид называл афро-кубинским джазом .
Десяти-пятнадцатиминутные джемы оркестра Мачито были первыми в латиноамериканской музыке, оторвавшимися от традиционных записей продолжительностью менее четырех минут и живых выступлений. В феврале 1949 года оркестр Мачито стал первым, кто создал прецедент в латиноамериканской музыке, когда вместе с тенор-саксофонистом Флипом Филлипсом он записал пятиминутную запись «Танга». Двенадцатидюймовый диск со скоростью вращения 78 об/мин, входящий в альбом The Jazz Scene , был продан за 25 долларов — Salazar (1997). [6]
Правая рука фортепианного гуахо «Танга» выполнена в стиле, известном как «пончандо», разновидности гуахо без арпеджио, в котором используются блочные аккорды. Подчеркивается последовательность точек атаки, а не последовательность различных питчей. В качестве аккомпанемента его можно играть строго повторяющимся способом или как разнообразный мотив, похожий на джазовое аккомпанемент. [7] Следующий пример выполнен в стиле записи Мачито 1949 года. 2-3 клавы, фортепиано Рене Эрнандеса. [8]
В «Tangá» Бауза был первым, кто исследовал модальную гармонию (концепцию, которую позже исследовали Майлз Дэвис и Гил Эванс ) с точки зрения джазовой аранжировки. Следует отметить звуковой эффект в аранжировке за счет использования нескольких наслоений. Под руководством Баузы Мачито и его афро-кубинцы были первой группой, которая успешно объединила методы аранжировки джазового биг-бэнда в оригинальной композиции с солистами, ориентированными на джаз, и успешно использовала аутентичную афро-кубинскую ритм-секцию. например, Джин Джонсон – альт, Брю Мур – тенор, композиция в «Танге» (1943). [9]
Мастер аранжировки в клаве
[ редактировать ]3-2/2-3 Концепция и терминология клаве были разработаны в Нью-Йорке в 1940-х годах Баузой, когда он был музыкальным руководителем Мачито и его афро-кубинцев. [10] Бауза был мастером плавного перемещения песни с одной стороны клавы на другую, не нарушая ритмический рисунок клавы. Легендарный басист Nuyorican Энди Гонсалес придумал фразу «Контрапункт клаве», чтобы описать эту технику. Следующий мелодический отрывок взят из вступительных куплетов «Que vengan los rumberos» Мачито и его афро-кубинцев. Обратите внимание, как мелодия переходит с одной стороны клавы на другую, а затем обратно. Размер 2/4 перемещает последовательность аккордов с двухсторонней (2–3) на трехстороннюю (3–2). Позже еще один такт 2/4 переводит начало последовательности аккордов обратно в двухстороннее (2–3).
Первые 4 1/2 клавы куплета находятся в 2–3. После такта 2/4 (полуклава) песня переворачивается на трехстороннюю. Он продолжается в размере 3-2 на аккорде V7 в течение 4 1/2 клавы. Второй такт 2/4 возвращает песню к двустороннему аккорду и I-аккорду.
В таких песнях, как «Que vengan los rumberos», фразы постоянно чередуются между структурой 3–2 и структурой 2–3. Требуется определенная гибкость, чтобы неоднократно менять ориентацию таким образом. Самыми сложными моментами являются сокращения и другие переходные фразы, в которых вы «поворачиваетесь», чтобы переместить точку отсчета с одной стороны клавы на другую.
Работая в сочетании со сменой аккордов и клавы, вокалист Фрэнк «Мачито» Грилло создает дугу напряжения/расслабления, охватывающую более дюжины тактов. Первоначально Мачито поет мелодию прямо (первая строка), но вскоре выражает текст в более свободном и синкопированном стиле фольклорной румбы (вторая строка). К тому времени, когда песня меняется на 3–2 на аккорде V7, Мачито развивает значительное ритмическое напряжение из-за противоречия основному размеру. Затем это напряжение разрешается, когда он поет три последовательные основные доли (четвертные ноты), за которыми следует тресильо . В такте сразу после тресильо песня возвращается к 2–3 и аккорду I (пятая строка) - Peñalosa (2010). [11]
Бобби Санабриа , который был барабанщиком Баузы в последние годы его жизни, отмечает, что Бауза была первой, кто последовательно исследовал методы джазовой аранжировки с аутентичными афро-кубинскими ритмами, придавая ей уникальное узнаваемое звучание, которого нет ни у одной другой группы в жанре афро. -В то время существовала кубинская танцевальная музыка. [9] Аранжировщик кубинского биг-бэнда Чико О'Фарилл заявил: «Это была новая концепция интерпретации кубинской музыки с максимально возможным (гармоническим) богатством. Вы должны понимать, насколько это было важно. Это сделало каждую следующую группу последователями. " [12]
Дискография
[ редактировать ]- С Диззи Гиллеспи и Мачито
- Афро-кубинские джазовые настроения (Пабло, 1975)
- Соучаствующий художник
- Грубый путеводитель по сальсе ( World Music Network , 1997)
- Грубый путеводитель по музыке Кубы ( World Music Network , 1998)
Источники
[ редактировать ]- Боггс, Вернон. Сальсиология: афро-кубинская музыка и эволюция сальсы в Нью-Йорке. ISBN 0-313-28468-7 .
- Джерард, Чарли и Марти Шеллер. Сальса! Ритм латинской музыки. ISBN 0-941677-11-7 , ISBN 0-941677-09-5 .
- Мур, Кевин (2009). За пределами сальсы на фортепиано; Кубинская фортепианная революция Тимба, версия 2. Раннее кубинское фортепиано Тумбао (1940–1959). Санта-Крус, Калифорния: Музыка Мура. ISBN 144998018X
- Моралес, Эд. Латинский бит: ритмы и корни латинской музыки от босса-новы до сальсы и не только. ISBN 0-306-81018-2
- Пеньялоса, Дэвид (2009). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканские истоки. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- Робертс, Джон С. Латинский оттенок. ISBN 0-19-502564-4 .
- Робертс, Джон С. Латинский джаз: первый из слияний, с 1880-х по сегодняшний день. ISBN 0-02-864681-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акоста, Леонардо 2003. Кубано быть, кубано-боп: сто лет джаза на Кубе . Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Джиро Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . Гавана. Обширный очерк кубинского джаза в т. 2, с. 261–269.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 38. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ Sublette, Нед 2004. Куба и ее музыка . Чикаго Ревью Пресс. п. 472
- ^ « Шоу Косби: Музыку не остановить (сериал, 1992)» . IMDb.com . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Салазар, Макс (1997). "Начало и его лучшее", Журнал Latin Beat Magazine т.7 н. 1.
- ^ Пеньялоса, Дэвид 2010. Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 256. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Мур, Кевин (2009). За пределами сальсы на фортепиано; Кубинская фортепианная революция Тимба v.2 Раннее кубинское фортепиано Тумбао (1940–1959) с. 17. Санта-Крус, Калифорния: Moore Music/Timba.com. ISBN 144998018X
- ^ Перейти обратно: а б «Латинджаз: Список обсуждений латино-джаза» . Архивировано из оригинала 13 мая 2012 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Бобби Санабриа, цитируется Пеньялосой (2009: 252) Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2010: 154). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Заметки из гостиницы «Мамбо» - История Марио Баузы . Документальный фильм PBS (1998).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марио Баузы Дискография на Discogs