Тресильо (ритм)
Музыка Кубы | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Похожие статьи | ||||
Жанры | ||||
| ||||
Конкретные формы | ||||
| ||||
СМИ и производительность | ||||
| ||||
Националистические и патриотические песни | ||||
| ||||
Региональная музыка | ||||
| ||||
Тресил ( / t r ε ˈ s iː j oʊ / tres- EE -yoh ; Испанское произношение: [tɾeˈsiʎo] ) — ритмический рисунок (показан ниже). [1] [2] используется в латиноамериканской музыке . Это более простая форма ритмической фигуры, известной как хабанера .
Тресильо - самая фундаментальная двухимпульсная ритмическая ячейка в кубинской и другой латиноамериканской музыке. Он был завезен в Новый Свет через атлантическую работорговлю в колониальный период. Этот паттерн также является наиболее фундаментальной и наиболее распространенной ритмической клеткой с двумя импульсами в музыкальных традициях стран Африки к югу от Сахары .
— Узор чинкильо еще одно распространенное украшение тресильо. Синкильо часто используется в кубинской контраданце («хабанера») и дансоне .
Триплет (формальное употребление)
[ редактировать ]Tresillo — испанское слово, означающее « триоль » — три равные ноты в одном временном интервале, обычно занимаемые двумя нотами. В формальном использовании [ нужны дальнейшие объяснения ] Тресильо относится к подразделению доли, которое обычно не встречается в данной структуре. Поэтому он обозначается цифрой 3 между половинками горизонтальной скобки над нотами, как показано ниже. Первый такт делит каждую долю на три: один, и, ах, два и, ах. Вторая делит промежуток двух основных долей на три ( гемиола ): один-ай, два-ай, три-ай.
Двойной импульс, коррелят 3:2
[ редактировать ]Тресильо-более двух
[ редактировать ]В ритме стран к югу от Сахары четыре основных комплекса обычно делятся на три или четыре импульса, образуя 12-пульсный ритм. 12
8 ) или 16-импульсный ( 4
4 ) цикл . [3] Каждый шаблон тройных импульсов имеет свой коррелят из двух импульсов; две импульсные структуры — это две стороны одной медали. Перекрестные биения генерируются путем группировки импульсов вопреки заданной структуре, например: группы по два или по четыре в 12
8 или группы по три или шесть человек в 4
4 . [4] Двойной импульс, соответствующий трем перекрестным долям гемиолы , известен в афро-кубинской музыке как тресильо. Названия пульса тресилло и трёх перекрестных ударов гемиолы (3:2) идентичны: раз, раз-ай, два-и. [5]
Поколение перекрестных битов
[ редактировать ]Комбинированный рисунок тресилло и основных долей широко известен как хабанера . [6] Конго , [7] танго-конго , [8] или танго . [9] Ритм хабанеры является двухимпульсным коррелятом вертикальной гемиолы (вверху). Три перекрестных удара гемиолы генерируются путем группировки тройных импульсов по два: 6 импульсов ÷ 2 = 3 перекрестных удара. Тресилло генерируется путем группировки двойных импульсов по три: 8 импульсов ÷ 3 = 2 перекрестных импульса (состоящих из трех импульсов каждый) с остатком частичного перекрестного импульса (охватывающего два импульса). Другими словами, 8 ÷ 3 = 2, r2. Тресилло – перекрестно-ритмический фрагмент. Он содержит первые три кросс-доли 4:3. [10]
Основная ритмическая ячейка (распространенное использование в кубинской популярной музыке)
[ редактировать ]Хабанера (кубинский контрастанс)
[ редактировать ]Кубинская контраданса , известная за пределами Кубы как хабанера , была первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканском мотиве (тресилло и его вариантах). {{ Требуется цитирование }} Тресильо используется как фигура остинато в левой руке. Хабанера была первой танцевальной музыкой с Кубы, которая экспортировалась по всему миру. {{ Требуется цитирование }} Из-за глобальной популярности хабанеры тресилло и его варианты встречаются в популярной музыке почти в каждом городе на планете. Позже кубинские музыкальные экспортеры, такие как son , son montuno и mambo , продолжали усиливать использование басовых партий тресильо и вампов.

« La Paloma » (1863) — одна из самых популярных хабанер, которая была произведена и переосмыслена в различных культурах, условиях, аранжировках и записях за последние 140 лет. Песня была написана испанским композитором Себастьяном Ирадиером (позже Ирадиером) после того, как он посетил Кубу в 1861 году. В приведенном ниже отрывке левая рука играет ритм тресильо.
«Трёхсторонняя» клава
[ редактировать ]Используемое в кубинской популярной музыке слово тресильо относится к «трехстороннему» (первые три штриха) узору сын -клаве . [а]
Самая простая двухимпульсная ячейка
[ редактировать ]Хотя триплет делит основные доли на три импульса (тройной импульс), а тресилло делит их на четыре импульса (двойной импульс), эти две фигуры имеют одинаковые названия импульсов: один, один-ах, два-и. [11] Обычная фигура, известная как хабанера, состоит из тресильо со второй основной долей.
— Узор чинкильо еще одно распространенное украшение тресильо. Синкильо часто используется в кубинской контраданце («хабанера») и дансоне . Эта фигура также является распространенным узором колокола , встречающимся по всей Африке к югу от Сахары.
Бас-тумбао
[ редактировать ]Тресильо является ритмической основой многих африканских и афро-кубинских барабанных ритмов, а также остинато бас- тумбао в кубинской музыке, основанной на сыне , такой как сон монтуно , мамбо , сальса и латинский джаз . [12] [13] В приведенном ниже примере показано тумбао на основе тресилло из «Alza los Pies Congo» Септето Хабанеро (1925).
В художественной музыке
[ редактировать ]Из-за популярности кубинской контрадансы (хабанеры) вариант тресильо, известный как ритм хабанеры, был принят в европейскую художественную музыку . Например, Жоржа Бизе в опере «Кармен» (1874) есть знаменитая ария « L'amour est un oiseau rebelle », основанная на образце хабанеры. Первые семь мер показаны ниже.
Кроме того, Луи Моро Готшалька « первая симфония La nuit des tropiques» (букв. «Ночь тропиков») (1860) возникла под влиянием учебы композитора на Кубе. [14] Готшальк широко использует вариант тресильо чинкильо . В работе Готшалька мы видим начало серьезной обработки афро-карибских ритмических элементов в художественной музыке Нового Света. Тресильо и ритм хабанеры слышны в левой руке салонных фортепианных композиций Готшалька, таких как Souvenir de la Havane («Сувениры из Гаваны» ) (1859).
Чинкильо-Трезильо на Французских Антильских островах
[ редактировать ]Беле (также называемый белер ) был разработан в сельской местности Мартиники , и на нем играют на одноименном барабане. На барабане играют два исполнителя: один садится на барабан и играет на пластике обеими руками и ногой (которая используется для демпфирования и демпфирования пластика барабана для получения разных звуков); другой исполнитель использует пару палочек (называемых тибва ), чтобы отбивать характерные и сложные перекрестные ритмы на боковой стороне барабана.
В беле чинкильо-тресильо отбивается тибвой, но он очень хорошо переводится в чачу ( маракасы ), когда ритмы применяются для исполнения музыки бигини . [15] Бигин, современная форма беле, сопровождается пением и танцем. Ритм тибва также послужил источником вдохновения для создания шувал бва , а затем и зука (двух антильских популярных музыкальных произведений).
В зуке ритм часто упрощается до почти постоянного мотива 3+3+2 и играется римшотами на малом барабане, в то время как чача или хай-хэты играют ритм чинкильо-тресильо.
В афроамериканской музыке
[ редактировать ]Регтайм и джаз
[ редактировать ]Афро-американская музыка начала включать афро-кубинские ритмические мотивы в 1800-х годах с ростом популярности кубинской контрадансы (известной за пределами Кубы как хабанера ). Хабанера была первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканских мотивах (1803 г.). [16] Музыканты из Гаваны и Нового Орлеана дважды в день ездили на пароме между обоими городами, чтобы выступать, и неудивительно, что хабанера быстро прижилась в музыкально плодородном городе Новом Орлеане. Хабанера была первым из многих кубинских музыкальных жанров, которые пользовались периодами популярности в Соединенных Штатах, а также усилили и вдохновили использование ритмов на основе тресилло в афроамериканской музыке. [б]
С точки зрения афроамериканской музыки ритм хабанеры можно рассматривать как комбинацию тресилло и фоновой доли . [17]
Тресильо в афроамериканской музыке — один из ярчайших примеров сохранения африканской ритмики в США. [с] Есть примеры тресилло-подобных ритмов в некоторых афроамериканских народных музыкальных произведениях, таких как топание ногами в кольцевом крике и барабанная и флейтовая музыка после Гражданской войны. [18] Тресильо также широко используется в музыке второй линии Нового Орлеана . Уинтон Марсалис считает тресилло новоорлеанской « клавой », хотя технически это всего лишь половина клавы. [19]
Джон Сторм Робертс утверждает, что «хабанера достигла Соединенных Штатов за 20 лет до того, как была опубликована первая газета ». [20] » Скотта Джоплина « Утешение (1909) считается хабаньерой. На протяжении более чем четверти века, в течение которых формировались и развивались кэкуок , рэгтайм и протоджаз , хабанера была неотъемлемой частью афроамериканской популярной музыки. [21] Нед Саблетт постулирует, что ритм хабанеры «нашел свое отражение в рэгтайме и легкой прогулке». [22] в то время как Робертс предполагает, что «влияние хабанеры, возможно, было частью того, что освободило черную музыку от европейского баса рэгтайма». [23]

бэнды Нового Орлеана Ранние джаз- имели в своем репертуаре хабанеры, а тресилло/хабанера была основным ритмическим элементом джаза на рубеже 20-го века. Например, в « St. Louis Blues » (1914) У. К. Хэнди есть басовая партия тресильо. Джелли Ролл Мортон считал тресилло/хабанера (которую он называл испанским оттенком ) важнейшим ингредиентом джаза. Мортон заявил: «Теперь в одной из моих самых ранних мелодий, «New Orleans Blues», вы можете заметить испанский оттенок. правильная приправа, я называю это, для джаза». [24] Отрывок из «Нового Орлеана Блюза» показан ниже. В отрывке левая рука играет ритм тресильо, а правая — вариации чинкильо.
» Джеймса П. Джонсона Влиятельный ритм « Чарльстон основан на первых двух ударах тресилло. Джонсон сказал, что научился этому ритму у докеров в Южной Каролине одноименном городе в . Хотя точное происхождение джазовой синкопы, возможно, никогда не будет известно, есть свидетельства того, что хабанера / тресильо существовала там с момента ее зарождения. Бадди Болдену , первому известному джазовому музыканту, приписывают создание большой четверки, модели, основанной на тресилло/хабанере. «Большая четверка» была первым синкопированным паттерном большого барабана, который отличался от стандартного марша в такт. [25] Как показано в примере ниже, вторая половина паттерна «большой четверки» — это ритм хабанера. [26]
В раннем джазе; Его корни и музыкальное развитие , Гюнтер Шуллер утверждает: [27]
Вероятно, можно с уверенностью сказать, что в целом более простые африканские ритмические узоры сохранились в джазе... потому что их можно было легче адаптировать к европейским ритмическим концепциям. Некоторые выжили, другие были отвергнуты по мере прогресса европеизации. Это также может объяснить тот факт, что такие паттерны, как [тресилло есть] ... оставались одними из самых полезных и распространенных синкопированных паттернов в джазе.
Р&Б
[ редактировать ]
В конце 1940-х годов музыка R&B заимствовала тресильо непосредственно из кубинской музыки.
Продюсер и руководитель группы из Нового Орлеана Дэйв Бартоломью впервые использовал эту фигуру (в качестве риффа для саксофонной секции) на своем собственном диске 1949 года "Country Boy" и впоследствии помог сделать ее наиболее часто используемым ритмическим паттерном в рок-н-ролле 1950-х годов. На многочисленных записях Фэтса Домино , Литтл Ричарда и других Бартоломью назначал этот повторяющийся трехнотный паттерн не только струнному басу, но также электрогитарам и даже баритон-саксофону, создавая очень тяжелый низ. Он вспоминает, как впервые услышал эту цифру – как басовую партию на кубинском диске.
- Палмер (1995) [28]
В интервью 1988 года Роберту Палмеру Бартоломью рассказал, как он первоначально наложил тресильо на ритм свинга .
Я слышал, как бас играл эту партию на пластинке «Румба». В "Country Boy" мой бас и барабаны играли в прямом свинговом ритме, а басовую партию в стиле румба я написал для саксофонов, чтобы она играла поверх свингового ритма. Позже, особенно после того, как появился рок-н-ролл, я делал басовую партию румбы все тяжелее и тяжелее. Я бы включил струнный бас, электрогитару и баритон в унисон.
- Палмер (1988) [29]
Варфоломей называл сына неправильным словом «румба» , что было обычной практикой того времени. В песне Бартоломью 1949 года «Oh Cubanas», основанной на тресильо, мы отчетливо слышим попытку смешать афроамериканскую и афро-кубинскую музыку.
«Blue Monday» Фэтса Домино, спродюсированный Бартоломью, является еще одним примером ставшего уже классическим использования тресилло в R&B. [30] В песне Бартоломью 1949 года "Oh Cubanas", основанной на тресильо, мы отчетливо слышим попытку смешать афроамериканскую и афро-кубинскую музыку. В своей композиции «Misery» (1957) пианист из Нового Орлеана профессор Длинноволосый (Генри Руланд Берд) играет в левой руке фигуру, похожую на хабанера.
Басовая партия в песне Элвиса Пресли » 1956 года « Hound Dog , пожалуй, самый известный рок-н-ролльный пример ритмического рисунка тресилло.
Пост-боп
[ редактировать ]Первым джазовым стандартом, написанным человеком, не владеющим латынью и использующим корреляцию между тресилло и гемиолой, был » Уэйна Шортера « Следы (1967). [31] В версии, записанной альбоме Miles Smiles на Майлзом Дэвисом , бас переключается на тресильо в 2:20. Этот тип африканского ритмического взаимодействия между двумя структурами импульсов (подразделений) был исследован в 1940-х годах Мачито афро -кубинцами . Доступ к этим структурам осуществляется напрямую Роном Картером (бас) и Тони Уильямсом (ударные) через ритмическую чувствительность свинга . На протяжении всего произведения четыре доли, независимо от того, звучат они они или нет, остаются временными референтами.
В примере ниже основные доли обозначены перечеркнутыми нотными головками. Они показаны здесь для справки и не обозначают басовые ноты.
Монго Сантамария использовал басовый рисунок тресильо в своем джазовом стандарте 1958 года « Afro Blue ».
В ближневосточной и азиатской музыке
[ редактировать ]![\new RhythmicStaff { \ключ перкуссия \время 2/4 \ повторите вольта 2 {c8. с16 r8[ с] }}](http://upload.wikimedia.org/score/c/l/clpo3cchxlz6u5xxgbibd8bi5y6md0u/clpo3cch.png)

Тресильо находится в широком географическом поясе, простирающемся от Марокко до Индонезии . Тресильо используется во многих различных музыкальных жанрах на всем африканском континенте. Использование этого рисунка в марокканской музыке восходит к рабам, привезенным на север через пустыню Сахара из современного Мали . Эта модель, возможно, мигрировала на восток из Северной Африки в Азию посредством распространения ислама . [32] В египетской музыке и музыке Леванта узор Тресильо упоминается как «Малфуф». [33] Африканская музыка имеет противоречивую ритмическую структуру. [34] Тресильо создается за счет перекрестного ритма. В ближневосточной и азиатской музыке фигура создается посредством аддитивного ритма 3 +3+2 :
Хотя разница между двумя способами записи этого ритма может показаться небольшой, они проистекают из принципиально разных концепций. Те, кто хочет передать ощущение фона ритма (основные доли) и кто понимает поверхностную морфологию по отношению к регулярной подповерхностной артикуляции, предпочтут разделительный формат. Те, кто воображает сложение трех, затем трех, затем двух шестнадцатых, будут рассматривать правильность 3 + 3 + 2 как случайность, продукт группировки, а не метрической структуры. У них возникнет искушение отрицать, что африканская музыка имеет подлинную метрическую структуру из-за ее частых отклонений от нормативной групповой структуры.
— Агаву (2003: 87) [35]
В разделительной форме удары тресилло противоречат тактам. В аддитивной форме удары тресилло представляют собой доли. Таким образом, с метрической точки зрения два способа восприятия тресилло представляют собой два разных ритма. С другой стороны, с точки зрения простого расположения точек атаки, тресилло является общим элементом традиционной народной музыки от северо-западной оконечности Африки до юго-восточной оконечности Азии. Сегодня, благодаря глобальному распространению хип-хопа, мы слышим бас-барабан тресилло, накладывающийся на традиционные жанры в танцевальных клубах обширного африканско-азиатского «пояса тресилло».
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ [] Паттерн клаве имеет две противоположные ячейки ритма: первая ячейка состоит из трех штрихов, или ячейка ритма, которая называется тресилло (исп. tres = три). Эту ритмически синкопированную часть клавы называют трехсторонней или сильной частью клавы. Вторая ячейка имеет два штриха и называется двусторонней или слабой частью клавы. Различные типы ударений в мелодической строке обычно встречаются с клавными штрихами, имеющими какое-то особое название. Некоторые удары клаве акцентированы как в более традиционной музыке тамборес-бата, так и в более современных стилях сальсы. Из-за популярности этих штрихов для их обозначения использовались специальные термины. Второй удар сильной частью клавы называется бомбо . Это наиболее часто акцентируемый штрих клавы в моем исследовательском материале. Акцентирование четко идентифицирует трехстороннюю клаву (Peñalosa The Clave Matrix 2009, 93–94). Второй общий удар клавы, выделенный среди этих импровизации, - это третий удар сильной части клавы. Этот инсульт называется пончо . В кубинских популярных жанрах этот штрих часто акцентируется в унисон, прерывая переход между частями песни (Peñalosa 2009, 95; Mauleon 1993, 169). Третий типичный способ акцентирования штрихов клаве — это игра ритмической ячейки, включающей акценты как бомбо, так и понче. Эта ритмическая клетка называется паттерном конга (Ortiz, Fernando 1965 [1950] La Africania De La Musica Folklorica De Cuba , 277; Mauleón 1993, 169-170). Иивари, Вилле (2011: 1, 5). «Связь между клавирным узором и скрипичной импровизацией на религиозных праздниках Сантерии» . Кафедра музыковедения Университета Турку, Финляндия. Веб.
- ^ «[Афро]-латиноамериканские ритмы гораздо более последовательно впитываются в стили чернокожих американцев, чем в популярную музыку белых, несмотря на популярность латиноамериканской музыки среди белых». (Робертс 1979: 41).
- ^ Шуллер, Гюнтер (1968: 19) «Вероятно, можно с уверенностью сказать, что в целом более простые африканские ритмические узоры сохранились в джазе ... потому что их можно было легче адаптировать к европейским ритмическим концепциям. Некоторые выжили, другие были отброшены как Европеизация прогрессировала. Это также может объяснить тот факт, что такие паттерны, как [тресильо] ... оставались одними из самых полезных и распространенных синкопированных паттернов в джазе». Ранний джаз ; Его корни и музыкальное развитие . Нью-Йорк: Оксфорд Пресс.
Ссылки
- ^ Гарретт, Чарльз Хироши (2008). Пытаясь определить нацию: американская музыка и двадцатый век , с. 54. ISBN 9780520254862 . Показывается в обычном времени, а затем в сокращенном времени со связанными шестнадцатой и восьмой нотами, а не паузой.
- ^ Сублетт, Нед (2007), Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо , стр. 134. ISBN 9781556526329 . [ нужны разъяснения ] Показано со связанными шестнадцатой и восьмой нотами, а не с паузой.
- ^ Ладзекпо, СК (1996). «Основные ритмические схемы», базовый курс африканской музыки . Веб.
- ^ Рокки, Дэвид (2010). Румба Пятый п. 180. Редвей, Калифорния: Bembe Books. ISBN 1-4537-1313-1
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2010: 43). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение . Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Робертс, Джон Сторм (1979: 6). Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Оксфорд.
- ^ Мануэль, Питер (2009: 69). Креолизирующий контраст в Карибском бассейне . Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- ^ Акоста, Леонардо (2003: 5). Кубано Будь кубанским бопом; Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
- ^ Mauleon (1999: 4) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- ^ Пеньялоса (2010). Румба Пятый п. ххх.
- ^ Пеньялоса (2010: 43). Матричный ключ .
- ^ Пеньялоса (2009: 40).
- ^ «Поднимите ноги, Конго», Septeto Habanero . (CD: 1925).
- ^ Сублетт, Нед (2008:125). [ нужны разъяснения ] Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго: Chicago Review Press.
- ^ «Зук: Экскурсии по мировой музыке» (PDF) . 1993. с. 111 . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Мануэль, Питер (2009: 67). Креолизирующий контраст в Карибском бассейне. Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2010: 42). Матрица клаве: афро-кубинский ритм: ее принципы и африканское происхождение . Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Кубик, Герхард (1999: 52). Африка и блюз . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи.
- ^ "Уинтон Марсалис, часть 2". 60 минут . Новости CBS (26 июня 2011 г.).
- ^ Робертс, Джон Сторм (1999: 12) Латинский джаз . Нью-Йорк: Книги Ширмера.
- ^ Робертс, Джон Сторм (1999: 16) Латинский джаз . Нью-Йорк: Книги Ширмера.
- ^ Сублетт, Нед (2008:155). Куба и ее музыка; От первых барабанов до мамбо . Чикаго: Chicago Review Press. [ нужны разъяснения ]
- ^ Робертс, Джон Сторм (1999: 40). Латинский оттенок . [ нужны разъяснения ] Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мортон, «Джелли Ролл» (1938: Запись Библиотеки Конгресса). Полное собрание записей Алана Ломакса .
- ^ Марсалис, Винтон (2000: DVD № 1). Джаз . ПБС
- ^ « Джаз и математика: ритмические инновации », PBS.org . Пример Википедии показан в два раза быстрее по сравнению с источником.
- ^ Шуллер, Гюнтер (1968: 19) Ранний джаз; Его корни и музыкальное развитие . Нью-Йорк: Оксфорд Пресс.
- ^ Палмер, Роберт (1995: 60). Неуправляемая история рок-н-ролла . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Дэйв Бартоломью, цитируется Палмером, Робертом (1988: 27) «Кубинская связь», журнал Spin, ноябрь.
- ^ "Голубой понедельник" Fat's Domino (1956) на YouTube
- ^ «Следы» Майлза Смайлса (Майлз Дэвис). Компакт-диск Колумбии (1967).
- ^ Пеньялоса (2009: 236).
- ^ Арабская ритмология / Проект Мизан - Египетский ритм Малфуфа на YouTube
- ^ Новотни, Юджин Д. (1998: 100). Тезис: Отношения 3:2 как основа временных рамок в западноафриканской музыке . Разблокировка Clave.com . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса.
- ^ Агаву, Кофи (2003: 87). Представление африканской музыки: постколониальные заметки, вопросы, позиции . Нью-Йорк: Рутледж.