Контраданс
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Музыка Кубы | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Похожие статьи | ||||
Жанры | ||||
| ||||
Конкретные формы | ||||
| ||||
СМИ и производительность | ||||
| ||||
Националистические и патриотические песни | ||||
| ||||
Региональная музыка | ||||
| ||||
Контраданса (также называемая contradanza criolla , danza , danza criolla или habanera ) — испанская и испано-американская версия контрданса , который был всемирно популярным стилем музыки и танца в 18 веке, полученным из английского кантри-танца и принятым при дворе Франции . Контраданса была завезена в Америку и там приняла фольклорные формы, которые до сих пор существуют в Боливии , Мексике , Венесуэле , Колумбии , Перу , Панаме и Эквадоре .
На Кубе в 19 веке он стал важным жанром, первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканском ритме , и первым кубинским танцем, получившим международную популярность, прародителем дансона , мамбо и ча-ча-ча . характерный «ритм хабанеры» и певческие тексты.
За пределами Кубы кубинская контраданса стала известна как хабанера – танец Гаваны – и это название было принято на самой Кубе после его международной популярности в конце 19 века. [1] хотя люди, создавшие его, никогда так не называли его. [2]
История
[ редактировать ]
Контраданца была популярна в Испании и распространилась по всей Испанской Америке в 18 веке. По мнению музыковеда Питера Мануэля, решение вопроса о происхождении контрдансы может быть невозможным, как отметил кубинский музыковед Наталио Галан, юмористически назвавший этот жанр « англо-франко- испанско-афрокубинским » (английский-французский-испанский-африканский-кубинский). . [3]
Самый общепринятый консенсус относительно происхождения этого популярного кубинского жанра был установлен писателем Алехо Карпентье в его книге 1946 года «Музыка на Кубе» . В книге он предлагает теорию, которая сигнализирует о французском контрдансе, предположительно введенном на Кубе французскими иммигрантами, спасавшимися от гаитянской революции (1791–1803), как о прототипе для создания креолизованной кубинской контрдансы. [4] Однако, по мнению других важных кубинских музыковедов, таких как Зойла Лапике и Наталио Галан, вполне вероятно, что контраданса была завезена в Гавану непосредственно из Испании, Франции или Англии несколькими десятилетиями ранее. [5]
Самая ранняя кубинская контраданца, о которой сохранились записи, - это «Сан-Паскуаль Байлон», написанная в 1803 году. [6] [7] Определенные характеристики отличали кубинскую контрадансу от контрданса к середине 19 века, в частности, включение африканского перекрестного ритма, называемого тресильо . [8]
Хабанера также медленнее и как танец более изящный по стилю, чем старая контраданса, но сохраняет бинарную форму классического танца , состоящую из двух частей по 8–16 тактов каждая, хотя часто и со вступлением . [9] [10] Ранняя узнаваемая контраданца хабанера «La Pimienta», анонимная песня, опубликованная в сборнике 1836 года, является самым ранним известным произведением, в котором используется характерный ритм хабанеры в левой руке фортепиано. [11]
Контраданс, когда он исполнялся как танцевальная музыка, исполнялся orquesta típica , состоящим из двух скрипок, двух кларнетов, контрабаса, корнета, тромбона, офиклеиды , пайлы и гуиро . [12] Но хабанера пелась так же, как и танцевала.
В первой половине XIX века контраданса доминировала на кубинской музыкальной сцене до такой степени, что почти все кубинские композиторы того времени, сочинявшие музыку для концертного или танцевального зала, пробовали свои силы на контраданце. [12] Среди них Мануэль Саумелл (1817–1870). наиболее известен [13]
(1829–1869), родившийся в Новом Орлеане Пианист и композитор Луи Моро Готшалк , написал несколько пьес с ритмом, частично почерпнутым из его путешествий по Кубе и Вест-Индии: «Danza» (1857), «La Gallina, Danse Cubaine» ( 1859 г.), «Охос Криоллос» (1859 г.) и «Сувенир Порто-Рико» (1857 г.) и другие.
Считается, что кубинский стиль был привезен моряками в Испанию , где он стал популярным еще до начала двадцатого века. Себастьяна Большую известность в Испании и Америке получила пьеса баскского композитора Ирадье « Ла Палома » («Голубь»). Танец был принят всеми классами общества и нашел свое применение в английских и французских салонах.
Этот испанский танец настолько хорошо зарекомендовал себя, что Жюль Массне включил его в музыку балета к своей опере «Сид» (1885). Морис Равель написал « Вокализ-этюд в форме Хабанеры » и «Хабанера» для испанской рапсодии (часть III, первоначально пьеса для фортепиано, написанная в 1895 году), Камиля Сен-Санса » «Гаванез для скрипки с оркестром до сих пор исполняется и записывается, как и Эммануэля Шабрие «Хабанера» для оркестра (первоначально для фортепиано). Бернарда Херрманна В партитуре к фильму «Головокружение» (1958) ритм широко используется как ключ к разгадке тайны фильма.
В Андалусии (особенно в Кадисе ), Валенсии и Каталонии хабанера до сих пор популярна. Хорошо известны «Ла Палома», «Ла Белла Лола» или «Эль меу ави» («Мой дедушка»). [14] Из Испании этот стиль попал на Филиппины, где он до сих пор существует как второстепенный вид искусства. [15]
В 20 веке хабанера постепенно стала реликтовой формой на Кубе, особенно после успеха сына . Однако некоторые из его композиций были позже переписаны и вновь появились в других форматах: Eduardo Sánchez de Fuentes ' Tú до сих пор остается очень любимой композицией. [16] Музыка и танец контраданса /данса больше не популярны на Кубе, но время от времени используются в выступлениях фольклорных коллективов.
Ритм
[ редактировать ]Тактовый размер ритма хабанера: 2
4 . Акцентированная оптимистичная доля в середине такта придает силу ритму хабанеры, особенно когда он звучит в роли баса. [17] остинато в контрданцах, таких как «Tu madre es conga». [18] Синкопированные перекрестные ритмы, называемые тресильо и чинкильо , основные ритмические ячейки афро-латинской и африканской музыки, положили начало дифференциации кубинского танца от его европейской формы. Их неравномерно сгруппированные акценты располагаются неравномерно, в одну или две полосы: [19] в ритме накладываются двойные и тройные акценты в перекрестном ритме (3:2) или вертикальной гемиоле . [20]
Этот образец можно услышать по всей Африке и во многих музыкальных произведениях диаспоры . [21] известное как Конго , [22] танго-конго , [23] и танго . [24] Томпсон определяет этот ритм как « Конго мбилу а макину» («призыв к танцу»). [17] [25] Синкопированный ритм может произноситься как «бум… ба-боп-боп». [17] и «да, ты ты» [25] Его можно озвучить с помощью ганского инструмента из тыквы из бисера аксаце , озвучиваемого как: «па ти па па», начиная со второй доли, так чтобы последнее «па» совпадало с первой долей , и заканчивая в начале цикла, так что часть способствует циклическому характеру ритма: «па» звучит в тресилло , ударяя тыкву по колену, а «ти» звучит основной доле во второй , поднимая тыкву и ударяя по ней свободной рукой. [26]
Узор чинкильо звучит на колокольчике фольклорной конголезской макуты , играемой в Гаване. [27]
![\new RhythmicStaff { \ключ перкуссия \время 2/4 \repeat volta 2 { c8 c16 cr[ ccr] }}](http://upload.wikimedia.org/score/9/4/940h4o3frjny4ctb9lbt9sl1wv1xkpg/940h4o3f.png)
![\new RhythmicStaff { \ключ перкуссия \время 2/4 \ повторите вольта 2 { c16 c8 c16 c8[ c] }}](http://upload.wikimedia.org/score/o/9/o9nnre8q8ylm2p8nre8urk0bmkvpygl/o9nnre8q.png)
Карпентье утверждает, что чинкильо было завезено на Кубу в песнях черных рабов и вольноотпущенников, эмигрировавших в Сантьяго-де-Куба из Гаити в 1790-х годах, и что композиторы на западе Кубы оставались в неведении о его существовании:
В те времена, когда путешествие из Гаваны в Сантьяго представляло собой пятнадцатидневное приключение (или больше), возможно было сосуществование двух типов контраданса : один, более близкий к классическому образцу, отмеченный духами менуэта, который позже отражаться в дансоне посредством дансы ; другой, более популярный, который последовал за своей эволюцией, начавшейся на Гаити, благодаря присутствию «французских черных» на востоке Кубы.
— [29]
Мануэль оспаривает утверждение Карпентье, упоминая «по крайней мере полдюжины гаванских коллег, существование которых опровергает утверждение Карпентье об отсутствии чинкильо в Гаване контраданца». [30]
Данза , танго и более поздние разработки
[ редактировать ]The 6
8 контраданца превратились в клаве (не путать с ключевым узором одноименным ), криоллу и гуахиру. С контраданцы в 2
4 пришли (данза) хабанера и дансон . [31] По мнению Аржельерса Леона, слово «данса» было просто сокращением слова «контраданса» нет существенных различий , и между музыкой контраданса и данса . [32] Оба термина продолжали обозначать то, что по сути было одним и тем же на протяжении всего XIX века. Но хотя контраданса и данса были музыкально идентичны, танцы были разными.
Данса контрданса под названием «Эль Сунгамбело», датированная 1813 годом, имеет ту же структуру, что и - схема из четырех частей повторяется дважды, ABAB. [10] и чинкильо уже слышен ритм .

Данса контраданса доминировала в кубинской музыке во второй половине XIX века, хотя и не так полностью, как в первой половине. В частности, два известных кубинских композитора, Игнасио Сервантес (1847–1905) и Эрнесто Лекуона (1895–1963), использовали дансу как основу некоторых из своих самых запоминающихся произведений.
На Кубе данса . была вытеснена дансоном с 1870-х годов, хотя данса продолжала сочиняться как танцевальная музыка до 1920-х годов К этому времени чаранга заменила типичный оркестр XIX века. [33] У дансона другой, но родственный ритм, у бакетео , и танец совсем другой.
В аргентинской милонге и танго используется ритм хабанера , состоящий из четвертной ноты с точкой, за которой следуют три восьмые, с акцентом на первую и третью ноты. [34] Будучи последовательной ритмической основой басовой партии в аргентинском танго, хабанера просуществовала относительно недолго, пока вариация, отмеченная Робертсом , не стала преобладать. [35]
В 1883 году Вентура Линч , исследователь танцев и фольклора Буэнос-Айреса , отметил, что танец милонга «настолько универсален в окрестностях города, что является обязательным произведением на всех танцах низшего сословия ( bailecitos de medio pelo ), и... его также подхватили шарманщики, которые аранжировали его так, чтобы он звучал как танец хабанера . Его танцуют в клубах бедняков..." [36]
Контраданса остается неотъемлемой частью музыки танго. [37] Например, в песне Анибала Троило 1951 года на милонге «Latrampera» («Изменяющая женщина») используется та же хабанера, что и в Жоржа Бизе « опере Кармен» 1875 года . [25]
Афро-американская музыка
[ редактировать ]
Афроамериканская музыка начала включать кубинские музыкальные мотивы в 1800-х годах. [ нужна ссылка ] . Музыканты из Гаваны и Нового Орлеана дважды в день отправлялись на пароме между этими городами, чтобы выступать. [ нужна ссылка ] . Вероятно, невозможно определить, были ли ритм и его варианты непосредственно перенесены с Кубы или просто усилили аналогичные ритмические тенденции, уже присутствующие в Новом Орлеане. Ритм хабанера широко слышен во музыки Нового Орлеана второй линии , и есть примеры подобных ритмов в некоторой афроамериканской народной музыке, например, топанье ногами в кольцевом крике и в барабанной и флейт-музыке после Гражданской войны. [38] Джон Сторм Робертс утверждает, что этот музыкальный жанр «достиг США за 20 лет до того, как был опубликован первый журнал». [39]

На протяжении более чем четверти века, в течение которых формировались и развивались кэкуок , рэгтайм и протоджаз , хабанера была неотъемлемой частью афроамериканской популярной музыки. [40] Ранние джаз-бэнды Нового Орлеана имели в своем репертуаре хабанеры, а фигура тресильо / хабанера была основным ритмическим элементом джаза на рубеже 20-го века. Хабанера была написана и опубликована в Бьютте, штат Монтана, в 1908 году. Песня называлась «Solita» и была написана Джеком Хангауэром. [41] » Скотта Джоплина « Утешение (1909) считается хабаньерой (хотя ее называют «мексиканской серенадой»). « Сент-Луис Блюз » (1914) У. К. Хэнди имеет басовую партию хабанера/тресильо. Хэнди отметил реакцию на ритм хабанера, включенный в «Маори» Уилла Х. Тайлера: «Я заметил внезапную, гордую и изящную реакцию на ритм… Белые танцоры, как я их наблюдал, взяли этот номер в Я начал подозревать, что в этом ритме есть что-то негроидное». Заметив аналогичную реакцию на тот же ритм в "La Paloma", Хэнди включил этот ритм в свой "St. Louis Blues", инструментальную копию "Memphis Blues", припев "Beale Street Blues" и другие композиции. [42]

Джелли Ролл Мортон считал тресилло/хабанера (который он называл испанским оттенком ) важным компонентом джаза. [43] Ритм левой руки можно услышать в таких песнях, как «The Crave» (1910, запись 1938).
В одной из моих самых ранних мелодий, «New Orleans Blues», можно заметить испанский оттенок. На самом деле, если вам не удастся привнести в свои мелодии нотки испанского языка, вы никогда не сможете получить правильную, как я это называю, приправу для джаза.
- Мортон (1938: записи Библиотеки Конгресса) [44]
Хотя точное происхождение джазовой синкопы, возможно, никогда не будет известно, есть свидетельства того, что хабанера/тресилло существовала там с момента ее зарождения. Бадди Болдену , первому известному джазовому музыканту, приписывают создание большой четверки , модели, основанной на хабанере. Большая четверка (внизу) была первым синкопированным паттерном большого барабана, который отличался от стандартного марша в такт. [45] Как показано в примере ниже, вторая половина паттерна «большой четверки» — это ритм хабанера. [46]

В азиатской музыке
[ редактировать ]Элементы Хабанеры также включены в популярную японскую музыку под названием Рюкока . Он смешан с традиционным Минъё . Этот ритм достиг Японии главным образом под влиянием милонги и танго.
Некоторые примеры:
- Нихонбаши кара (из Нихонбаши) Секи Танеко (1932)
- Действия Сато Чияко (1929)
- Камоме Канасия автора Яёи Танака
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Руководство 2009 г. , с. 97.
- ^ Карпентье 2001, цитируется Робертсом 1979 , стр. 6.
- ^ Руководство 2009 г. , с. 56.
- ^ Руководство 2009 г. , с. 52.
- ^ Руководство 2009 г. , с. 54.
- ^ Оровио 1981 , с. 118.
- ^ Руководство 2009 г. , с. 67.
- ^ Sublette, Нед 2004. Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго. п. 134
- ^ Грене, Эмилио 1939. Кубинская популярная музыка . Гавана.
- ^ Перейти обратно: а б Сантос 1982 года .
- ^ Робертс 1979 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б После 1994 года , с. 82.
- ^ Карпентье 2001 , стр. 185–193.
- ^ Беренгер Гонсалес, Рамон Т. "La Commission de San Roque" Habanera Mp3 · Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine ISWC: T-042192386-5, 2007 г.
- ^ Танцы испанского влияния. Архивировано 19 октября 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Карпентье 2001 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с Послушайте еще раз . Опыт музыкального проекта. Издательство Университета Дьюка, 2007. с. 75 ISBN 978-0-8223-4041-6
- ^ Руководство 2009 г. , с. 20.
- ^ Джазовый словарь New Grove . Издательство Оксфордского университета, 2003. ISBN 978-1-56159-284-5
- ^ Пеньялоса 2009 , с. 41.
- ^ Пеньялоса 2009 , стр. 107-1. 41–42.
- ^ Руководство 2009 г. , с. 69.
- ^ Акоста, Леонардо (2003: 5). Кубано Будь кубанским бопом; Сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
- ^ Mauleon (1999: 4) Путеводитель по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Томпсон, Роберт Фаррис. 2006. Танго: история искусства любви . Винтаж, стр.117 ISBN 978-1-4000-9579-7
- ^ Пеньялоса 2009 , с. 42.
- ^ Кобург, Адриан (2004: 7). "2/2 Макута" Перкуссия афро-кубинская v. 1: Музыка Фольклорико. Берн: Кобург.
- ^ Робертс (1998:50). [ неполная короткая цитата ]
- ^ Карпентье 2001 , с. 150.
- ^ Мануэль 2009 , стр. 55–56.
- ^ Карпентье 2001 , с. 147.
- ^ Леон 1974 , с. 8.
- ^ Ален 1994 , с. 82– пример: «Тутанхамон» Рикардо Реверона.
- ^ Ноты "Эль Чокло" в TodoTango.
- ^ Купить 2007 , с. 124.
- ^ Коллиер, Купер, Аззи и Мартин. 1995. Танго! Танец, песня, история . Темза и Гудзон, Лондон. стр45 ( ISBN 0-500-01671-2 ) со ссылкой на Вентуру Линча: Провинция Буэнос-Айрес до определения вопроса о столице республики. п. 16.
- ^ Купить 2007 , с. 2.
- ^ Кубик, Герхард (1999: 52). Африка и блюз . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи.
- ^ Робертс 1999 , с. 12.
- ^ Робертс 1999 , с. 16.
- ^ http://sandersmusic.com/bootnote.html?cut=4
- ^ WC Handy, под редакцией Арны Бонтемпс , предисловие Эбба Найлза, «Отец блюза: автобиография» . Нью-Йорк: Macmillan Company (1941), стр. 99, 100. (В этом первом издании ISBN отсутствует.)
- ^ Робертс 1979 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Мортон, "Jelly Roll" (1938: Запись Библиотеки Конгресса), Полное собрание записей Алана Ломакса .
- ^ Марсалис, Винтон (2000: DVD № 1). Джаз . ПБС .
- ^ « Джаз и математика: ритмические инновации », PBS . Пример Википедии показан в два раза быстрее по сравнению с источником.
Источники
- Ален, Олаво (1994). От афро-кубинского к сальсе . Гавана: Издания ARTEX.
- Баим, Джо (2007). Танго: создание культурной иконы . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34885-2 .
- Карпентье, Алехо (2001). Тимоти Бреннан (ред.). Музыка на Кубе . Перевод Алана Вест-Дюрана. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- Леон, Аржелье (1974). «От Контраданцы до Дансона». В Фернандесе, Мария Антония (ред.). Кубинские народные танцы . Гавана: редакция Pueblo y Educación.
- Мануэль, Питер (2009). Креолизирующий контраст в Карибском бассейне . Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- Оровио, Хелио (1981). Словарь кубинской музыки . Гавана: Редакция Letras Cubanas. ISBN 959-10-0048-0 .
- Пеньялоса, Дэвид (2009). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение . Редвей, Калифорния: Бембе. ISBN 978-1-886502-80-2 .
- Робертс, Джон Сторм (1979). Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Робертс, Джон Сторм (1999). Латинский джаз . Нью-Йорк: Ширмер.
- Сантос, Джон (1982). Кубинский Дансон: его предки и потомки (примечания). Народные записи. FW04066.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Блог Хабанеры от Тони Фойшенча .
- «3-Хабанера и дансон» (кубинский музыкальный сайт).
- Кубинский данзон: его предки и потомки 1982. Разные исполнители. Народные пластинки - FW04066
- Legran Orchestra La Comisión de San Roque Habanera Mp3 · Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine ISWC: T-042192386-5, 2007 г. Опубликовано с разрешения владельца прав.
