Нардис (композиция)
« Nardis » — композиция американского джазового трубача Майлза Дэвиса . периода Дэвиса Он был написан в 1958 году, во время модального , и его исполнил Кэннонболл Эддерли для альбома Portrait of Cannonball . [ 1 ] Произведение стало ассоциироваться с пианистом Биллом Эвансом , который много раз исполнял и записывал его.
Состав
[ редактировать ]С 1955 по 1958 год Майлз Дэвис руководил тем, что впоследствии было названо его Первым большим квинтетом . К 1958 году в состав группы входили Джон Колтрейн на тенор-саксофоне , Ред Гарланд на фортепиано , Пол Чемберс на басу и Филли Джо Джонс на барабанах . [ 2 ] и только что был расширен до секстета с добавлением Кэннонболла Эддерли на альт-саксофоне .
Возвращение Колтрейна в группу Дэвиса в 1958 году совпало с альбомами «модальной фазы»: Milestones (1958) и Kind of Blue (1959) считаются важными примерами современного джаза 1950-х годов. В этот момент Дэвис экспериментировал с ладами, то есть с моделями гамм, отличными от мажорного и минорного. [ 3 ]
В середине 1958 года Билл Эванс заменил Гарланда на фортепиано, а Джимми Кобб его заменил Уинтон Келли . заменил Джонса на барабанах, но Эванс тоже ушел через восемь месяцев, и в конце 1958 года [ 4 ] [ 5 ] Эта группа, поддержавшая Дэвиса, Колтрейна и Аддерли, а также Эванс, вернувшийся для записи, создала Kind of Blue , который часто считают величайшим джазовым альбомом всех времен . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Аддерли покинул группу в сентябре 1959 года, чтобы продолжить карьеру, вернув состав квинтету. [ 10 ]
В июле 1958 года Эванс появился в качестве сайдмена в альбоме Аддерли «Портрет пушечного ядра» , в котором было первое исполнение песни «Нардис», специально написанной Дэвисом для этой сессии. Хотя Дэвис остался не очень доволен выступлением, он заявил, что с тех пор Эванс был единственным, кто играл так, как он хотел. Эта пьеса стала ассоциироваться с будущими трио Эванса, которые часто ее исполняли. [ 1 ]
[Мы собираемся] закончить показ каждого в трио с номером Майлза Дэвиса, который стал ассоциироваться с нашей группой, потому что никто больше, похоже, не заметил этого после того, как он был написан для свидания с Cannonball, которое я провел с Cannonball в 1958 год — он попросил Майлза написать мелодию для свидания (альбом «Портрет пушечного ядра»), и Майлз придумал эту мелодию; и это был своего рода новый тип звука, с которым нужно было бороться. Это был очень модальный звук. И я это уловил, а больше никто... Мелодия называется "Нардис".
- Интервью в доме Илкки Куусисто, около 1970 года, Билл Эванс. [ 11 ]
Использование фригийского лада и минорного цыганского строя. [ 12 ] Эта мелодия также присутствует в других «испанских» произведениях того времени, таких как «Зарисовки Испании» Дэвиса .
Дэвис никогда не записывал "Nardis", а Эддерли сделал это только один раз. Джордж Рассел записал его в свой альбом Ezz-Thetics (1961). Пианист Ричард Бейрах записал ее для своего альбома Eon (1974), гитарист Ральф Таунер записал мелодию для своего альбома Solo Concert (1979), а квартет Джона Аберкромби записал ее для альбома Up and Coming (2016).
Билл Эванс
[ редактировать ]В отличие от Дэвиса и Аддерли, "Nardis" была важной частью репертуара Билла Эванса, поскольку она присутствует на многих его альбомах: Trio at Birdland (1960), Explorations (1961), The Solo Sessions, Vol. 1 (1963), Trio Live (1964), Билл Эванс на джазовом фестивале в Монтрё (1968), Quiet Now (1969), You're Gonna Hear from Me (1969), «Live at the Festival» (1972), The Парижский концерт: второе издание (1979), Turn Out the Stars: The Final Village Vanguard Recordings (1980) и The Last Waltz: The Final Recordings (1980). Он также появляется во многих фильмах Эванса. [ 13 ] Версия Эванса позже была использована Madlib в треке Madvillainy "Raid".
Форма
[ редактировать ]Нардис гармонично и мелодически использует фригийскую доминантную гамму и минорную цыганскую гамму (технически известную как двойная гармоническая гамма ), и она установлена в тридцатидвухтактной форме AABA . Билл Эванс обычно исполнял пьесу ми минор .
Раздел | Гармония | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А (мм.1-8) | В 7 | В 7 Фмай 7 | Б 7 | Ну давай же 7 | Являюсь 7 | Фмай 7 | склонен к 7 | В 7 |
А (Мм.9-16) | В 7 | В 7 Фмай 7 | Б 7 | Ну давай же 7 | Являюсь 7 | Фмай 7 | склонен к 7 | В 7 |
Б (Мм.17-24) | Являюсь 6 | Фмай 7 | Являюсь 6 | Фмай 7 | Дм 7 | Дм 7 Г 7 | Ну давай же 7 | Фмай 7 |
А (Мм.25-32) | В 7 | В 7 Фмай 7 | Б 7 | Ну давай же 7 | Являюсь 7 | Фмай 7 | склонен к 7 В 7 | (Б 7 ) |
Другие известные записи
[ редактировать ]- Нила Ардли включил Новый джазовый оркестр аранжировку Яна Карра на британский джазовый альбом Le Déjeuner sur l'Herbe (1969). [ 14 ]
- Марк Джонсон включил композицию в свой альбом Overpass 2022 года . [ 15 ] [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Петтингер 2002 .
- ^ Ричард Кук . Речь идет о том времени: Майлз Дэвис в записи и вне записи. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 978-0-19-532266-8 , стр. 44-45.
- ^ Вехи - Британская энциклопедия Онлайн
- ^ Кук, стр. 93-95, 110.
- ^ Майлз Дэвис и Билл Эванс: Майлз и Билл в черно-белом , сентябрь 2001 г., Эшли Кан, JazzTimes .
- ^ 100 альбомов за все время . Время.com. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ RS 500 величайших альбомов всех времен, заархивировано 23 июня 2008 г. в Wayback Machine . Роллинг Стоун. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ «Лучшие альбомы всех времён» по версии Rankyourmusic . Оцените свою музыку. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Tower.com - Примечания к обзору Kind of Blue. Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine . Tower.com. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Кук, с. 123.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ Эванс явно считает эту работу очень «модальной», см. цитату.
- ^ Среди прочего: Лондон (19 марта 1965 г.); Осло (1966 год), Хельсинки (1970 год); Умбрия Джаз (1978); Мастерская джаза (1980).
- ^ Алин Шиптон. ' Новый джазовый оркестр: Dejeuner Sur L'Herbe ', рецензия в JazzWise
- ^ "Overpass - Марк Джонсон | Песни, обзоры, авторы | AllMusic" . Вся музыка . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Джарретт, Найджел (15 ноября 2021 г.). «Марк Джонсон: Эстакада» . Джазовый журнал . Проверено 7 февраля 2022 г.
Книги
[ редактировать ]- Петтингер, Питер (2002) [1999]. Билл Эванс: Как поет мое сердце (новое издание). Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09727-1 .