Человек, который продал мир (песня)
«Человек, который продал мир» | |
---|---|
Песня Дэвида Боуи | |
из альбома Человек, который продал мир | |
Выпущенный | 4 ноября 1970 г. |
Записано | 4 и 22 мая 1970 г. |
Студия | Trident & Advision , Лондон |
Длина | 3 : 55 |
Этикетка | Меркурий |
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи |
Продюсер(ы) | Тони Висконти |
Официальное лирическое видео | |
"Человек, который продал мир" [микс 2020 года] на YouTube |
« The Man Who Sold the World » — песня английского певца и автора песен Дэвида Боуи . Заглавный трек третьего студийного альбома Боуи , он был выпущен в ноябре 1970 года в США и в апреле 1971 года в Великобритании на лейбле Mercury Records . Продюсированный Тони Висконти , он был записан на студиях Trident и Advision Studios в Лондоне в мае 1970 года, ближе к концу записи альбома; Боуи записал свой вокал в последний день сведения альбома, что отражает его в целом пренебрежительное отношение во время сессий. В музыкальном плане он основан на «круговом» гитарном риффе Мика Ронсона . Его тексты загадочны и запоминающиеся, вдохновленные многочисленными стихотворениями, включая « Antigonish » 1899 года Уильяма Хьюза Мирнса . Вокал Боуи сильно «поэтапный» и его описывают как «преследующий».
"The Man Who Sold the World" остался относительно незамеченным после первого выпуска в 1970 году. Боуи не выпустил его как сингл , хотя появился на стороне B на переизданиях " Space Oddity " в США и " Life on" в 1973 году. Марс? » в Великобритании на лейбле RCA Records . Только после того, как на нее исполнила кавер шотландская певица Лулу , чья запись 1974 года, спродюсированная Боуи и Ронсоном, достигла 3-го места в британском чарте синглов , песня привлекла всеобщее внимание. В последующие десятилетия кавер на песню сделали шотландский музыкант Мидж Юр в 1982 году и американская рок-группа Nirvana в 1993 году, чье исполнение песни для телепрограммы MTV Unplugged представило ее новой аудитории.
Ретроспективно, оригинальная запись Боуи была названа одной из его лучших песен, а рецензенты высоко оценили ее захватывающую и тревожную атмосферу. Боуи исполнил этот трек вживую позже в своей карьере в других исполнениях, чем оригинал, в том числе в более мрачном стиле во время тура Outside Tour 1995 года ; Студийная запись аранжировки тура появилась как сторона B " Strangers When We Meet " в 1995 году. Он снова перезаписал песню в акустической аранжировке в 1996 году для документального фильма ChangesNowBowie ; эта версия была выпущена в 2020 году на цифровой версии EP Is It Any Wonder? и на альбоме ChangesNowBowie . Оригинальная запись появилась на нескольких сборниках и несколько раз подвергалась ремастерингу, в том числе в 2015 году как часть бокс-сета Five Years (1969–1973) .
Состав и запись
[ редактировать ]Минусовка к "The Man Who Sold the World" была записана в студии Trident Studios в Лондоне 4 мая 1970 года вместе с другим треком из альбома "Running Gun Blues". На данный момент трек был записан под рабочим названием «Saviour Machine» и не содержал заглавной фразы. [ 1 ] По словам Кевина Канна, в состав входили Боуи на акустической гитаре, Мик Ронсон на электрогитаре, продюсер Тони Висконти на басу, Вуди Вудмэнси на барабанах и перкуссии и Ральф Мейс на синтезаторе Moog ; Ронсон и Вудмэнси позже прославились как участники «Пауков с Марса» . [ 2 ] По словам Висконти, Боуи записал свой вокал 22 мая в Advision Studios , в последний день сведения альбома, который, путешествуя в Advision, Боуи намеревался назвать Metrobolist , в честь фильма Фрица Ланга 1927 года «Метрополис» . [ 3 ] [ 4 ] Крис О'Лири пишет, что Боуи писал тексты в приемной студии, пока Висконти ждал за микшерным пультом. Закончив, он быстро записал свой вокал, Висконти добавил эффект «флэнжера» и свел трек за несколько часов, отправив записи на лейбл позже тем же вечером. [ 5 ] Добавление Боуи в последнюю минуту расстроило Висконти, который вспоминал в 1977 году: «Это было началом нового стиля письма [Боуи] – «Меня нельзя беспокоить, пока мне не придется». Когда оно было закончено, в последний день После последнего микса я помню, как сказал Дэвиду: «С меня хватит, я больше не могу так работать – я закончил… Дэвид был очень разочарован». [ 6 ] Это разочарование было в основном частично связано с его неудовлетворенностью сессиями записи: он в основном отвечал за бюджет и производство, а также поддерживал интерес Боуи к проекту. Позже в 1976 году Боуи сказал Стюарту Гранди из BBC Radio 1 : «Этот альбом был кошмаром. Я ненавидел сам процесс его создания». [ 7 ]
Оригинальная запись Боуи описана автором Питером Доггеттом как «загадочная», а Николас Пегг описывает ее как создающую «скромную атмосферу пафоса и угрозы». [ 8 ] [ 4 ] Доггетт отмечает, что в треке нет никакой «металлической театральности», которая присутствует в остальной части альбома. [ 9 ] В музыкальном плане песня открывается повторяющимся риффом на электрогитаре Ронсона, под которым звучит акустическая гитара Боуи. [ 9 ] (Несмотря на электрический бас и синтезатор Moog) О'Лири пишет, что, если не считать электрогитары Ронсона, песня в основном акустическая. [ 10 ] Структура аккорда выполнена в тональности фа с аккордом ля мажор, «заимствованным» из гаммы ре минор. [ 9 ] похож на трек из другого альбома " All the Madmen ". [ 10 ] На протяжении всей песни бас Висконти «играет гаммы» под припев и мелодию «где-то еще», Вудмэнси играет «экстатические» барабанные партии глубоко в миксе, а перкуссия в латиноамериканском стиле «дрожит» на поверхности; Ронсон использует обратную связь , чтобы представить припев. [ 9 ] Вокал Боуи «сильно фазирован» во время куплетов и ненадолго дублируется (что, по словам Боуи, «стало некоторым сюрпризом»), сжимается и снова дублируется во время припева. [ 9 ] Дуглас Волк из Rolling Stone также называет вокал и тексты Боуи «захватывающими». [ 11 ] Пегг описывает перкуссию гуиро как «зловещую», гитарный рифф «круглый», а вокал Боуи «призрачный». [ 4 ] Треки заканчиваются кодой, которую Доггетт назвал «захватывающим хоралом». [ 9 ] и О'Лири как «зловещий»; он содержит бессловесный вокал и преимущественно ре минор. [ 12 ]
Название и тексты песен
[ редактировать ]Думаю, я написал ее, потому что я искал какую-то часть себя… эта песня для меня всегда была примером того, что ты чувствуешь, когда ты молод, когда ты знаешь, что есть часть себя, которую ты еще не вложил в себя. пока вместе – у вас есть великий поиск, великая потребность узнать, кто вы есть на самом деле.
— Дэвид Боуи в интервью для BBC Radio 1 программы ChangesNowBowie (1997) [ 13 ]
По словам Доггетта, название песни имеет несколько «предшественников»: в том числе научно-фантастический роман Роберта А. Хайнлайна 1949 года « Человек, который продал луну »; [ 14 ] 1954 года комикс DC «Человек, который продал Землю»; и бразильская политическая сатира 1968 года « Человек, который купил мир» . [ 8 ] Однако ни один из них не имеет тематической ссылки на песню Боуи. Пегг предполагает, что название частично отражает элемент «отвращения к себе», который Боуи испытывает по поводу мысли «потерять контроль» и «продать» свою личную жизнь через глубоко личную музыку. [ 15 ]
Тексты отмечены как очень загадочные и запоминающиеся; по словам Доггетта, «умоляя, но игнорируя интерпретацию». [ 8 ] Как и большинство его работ того периода, Боуи часто избегал прямой интерпретации текста; Позже он заметил, что считал несправедливым отдать его Лулу в 1973 году, потому что оно касалось «дьяволов и ангелов» внутри него самого (позже она призналась, что «понятия не имела, что это значит»). [ 4 ] Боуи однажды заявил, что эта песня является продолжением песни " Space Oddity ", которая, по словам Доггетта, является "объяснением, призванным отвлекать, а не просвещать", цитируя слова "Кто знает? Не я". [ 8 ] Рассказчик песни сталкивается со своего рода двойником , как это предложено во втором припеве, где «Я никогда не терял контроль» заменяется на «Мы никогда не теряли контроль». [ 16 ] Помимо этого, этот эпизод необъясним: как писал Джеймс Э. Пероне:
Боуи встречает главного героя, но неясно, что означает эта фраза и кто именно этот человек. ... Главное, что делает песня, - это изображает - хотя и неуловимо - главного героя как еще один пример изгоев общества, населяющих альбом. [ 17 ]
Как и многие треки на альбоме, темы песни сравнивают с ужасов и фэнтези произведениями Г. П. Лавкрафта . [ 18 ] Лирика также упоминается как отражающая озабоченность Боуи семейными проблемами и раздвоением или раздвоением личности, и считается, что она была частично вдохновлена стихотворением « Antigonish » Уильяма Хьюза Мирнса : «Когда я поднимался по лестнице, я встретил человека, который его не было / Его сегодня снова не было / Я бы хотел, я бы хотел, чтобы он держался подальше...» [ 19 ] [ 20 ] Заявляя, что его «там не было», Боуи «усугубляет» кризис идентичности, полагая, что его компаньон «умер один, очень-очень давно». [ 15 ] Пегг пишет, что «искажение личности» и «страх перед смертностью» представляют собой «мрачные аналоги» «бессмертной тоске» трека из другого альбома « The Supermen » и размышлениям о «непостоянстве» и «возрождении» в « After All». ". [ 15 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]студийном альбоме Боуи «The Man Who Sold the World» был выпущен как восьмой и предпоследний трек на третьем одноименном в ноябре 1970 года в США и в апреле 1971 года в Великобритании на лейбле Mercury Records . [ 21 ] [ 22 ] Хотя синглов с альбома не было выпущено, [ 23 ] Песня появилась как сторона B на переиздании сингла " Space Oddity " в США в 1973 году и сингле " Life on Mars? " в Великобритании, выпущенном RCA Records . [ 24 ] [ 25 ]
Ретроспективно, оригинальная запись Боуи была названа одной из его лучших песен, и многие высоко оценили захватывающий и тревожный характер записи. После смерти Боуи в 2016 году журнал Rolling Stone включил эту песню в число 30 его основных песен. [ 14 ] В том же году Ultimate Classic Rock в своем списке десяти лучших песен Боуи поместил «The Man Who Sold the World» на 10-е место, назвав ее «одной из его самых запоминающихся песен всех времен». [ 26 ] Впоследствии они похвалили кавер-версии Лулу и Нирваны за то, что они помогли сделать песню популярной. [ 26 ] В 2018 году журнал NME в своем списке 40 величайших песен Боуи поставил «The Man Who Sold the World» на 17-е место, написав: «[Трек] — это не просто винтажный фрагмент повествования Боуи, но ключевая часть его творчества». Ренессанс 90-х, 20 лет спустя», отчасти благодаря каверу на Nirvana, который появился в то время, когда «критический рейтинг Боуи был на самом низком уровне в карьере … после серии оклеветанных альбомов Боуи в конце 80-х». [ 27 ] В 2020 году Алексис Петридис из The Guardian поставил эту песню на 23-е место в списке 50 величайших песен Боуи, написав: «Заглавный трек его самого жуткого альбома остается загадочным, жутким и преследующим 50 лет спустя». [ 28 ]
Наследие
[ редактировать ]Оригинальная запись Боуи «The Man Who Sold the World» была выпущена на нескольких сборниках , включая The Best of David Bowie 1969/1974 (1997), [ 29 ] Лучшее из Боуи (2002), [ 30 ] Ничего не изменилось (2014) [ 31 ] и Наследие (2016). [ 32 ] Песня вместе с родительским альбомом неоднократно подвергалась ремастерингу, в том числе в 2015 году как часть бокс-сета Five Years (1969–1973) . [ 33 ] Боуи неоднократно исполнял эту песню. Он записал песню для американской телевизионной программы Saturday Night Live в декабре 1979 года вместе с Клаусом Номи и Джоуи Ариасом . Пегг называет эту версию «превосходной». [ 34 ] Он исполнил эту песню во время своего летнего тура 2000 года, в том числе в BBC Radio Theater в Лондоне и на фестивале в Гластонбери . Выступления на этих площадках были выпущены на Bowie at the Beeb (2000) и Glastonbury 2000 (2018) соответственно. [ 35 ] [ 36 ] Выступление из Reality Tour вошло в концертный альбом A Reality Tour (2010). [ 37 ]

Песня была исполнена сотнями артистов. [ 34 ] многие отмечают, что некоторым каверам удалось затмить популярность оригинальной записи Боуи. Шотландская певица Лулу записала в 1974 году версию, спродюсированную Боуи и Ронсоном, которая позже вошла в десятку лучших хитов Великобритании. [ 19 ] Шотландский музыкант Мидж Юр записал версию саундтрека к фильму « Вечеринка» 1983 года . [ 38 ] хотя в основном он приобрел популярность благодаря включению в видеоигру 2015 года Metal Gear Solid V: The Phantom Pain . [ 39 ] Американская рок-группа Nirvana исполнила песню для телепрограммы MTV Unplugged в 1993 году, представив ее новой аудитории. [ 4 ] Говоря о записи Lulu, Боуи вспоминал в 2002 году: «Я до сих пор очень питаю слабость к версии [Lulu], хотя кавер на одну и ту же песню, исполненный Lulu и Nirvana, до сих пор меня смущает». [ 15 ] Дэйв Томпсон из AllMusic утверждает, что записи Lulu, Midge Ure и Nirvana сумели «поставить песню на передний план канона Боуи». [ 20 ] Пегг пишет, что популярность ее каверов заставила слушателей не знать, что песня была написана Боуи. [ 4 ] Однако Алексис Петридис из The Guardian утверждает, что, хотя последующие каверы имели тенденцию затмевать оригинал Боуи с точки зрения популярности, ни одна из них никогда не могла сравниться по качеству с оригиналом. [ 28 ]
Боуи несколько раз перезаписывал "The Man Who Sold the World". Для выступлений в рамках тура Outside Tour он был исполнен в форме, которую Пегг называет «радикальной обновкой трип-хопа»; Студийная запись песни была записана Боуи и сведена Брайаном Ино и появляется на стороне B сингла " Strangers When We Meet " (1995), а также на цифровой и физической версиях EP Is It Any Wonder? (2020). [ 34 ] [ 40 ] [ 41 ] После сведения в конце октября 1995 года Ино записал в своем дневнике: «Это звучит совершенно современно. Я добавил немного бэк-вокала и звукового сигнала, а также немного подкорректировал произведение, чтобы оно было более контурным». [ 34 ] Концертные версии этой версии песни 1995 года были выпущены в 2020 году в составе концертных альбомов Ouvre le Chien (Live Dallas 95) и No Trendy Réchauffé (Live Birmingham 95) . Концертная версия, записанная в 1997 году во время тура Боуи Earthling Tour, была выпущена в 2021 году на концертном альбоме Look at the Moon! [ 42 ] В 2020 году, в день, когда Боуи исполнилось бы 73 года, была выпущена ранее не издававшаяся акустическая версия, записанная для документального фильма ChangesNowBowie в 1996 году во время сессий Earthling . [ 43 ] По словам Джона Блистейна из Rolling Stone , эта версия «более легкая, с этим знаменитым змеевидным гитарным риффом, скользящим вокруг ровного акустического бренчания и медленно нарастающих синтезаторов». [ 43 ] В него входят Гейл Энн Дорси на басу и вокале, Ривз Гэбрелс (с которым Боуи сотрудничал в группе Tin Machine ) на гитаре и Марк Плати на клавишных и программировании. [ 44 ] Эта версия была выпущена на цифровой версии EP Is It Any Wonder? в феврале 2020 года и на альбоме ChangesNowBowie в августе 2020 года. Стивен Томас Эрлевайн, писавший для Pitchfork , описал перезапись как «дань уважения Nirvana, популяризировавшей песню несколькими годами ранее». [ 45 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Кевина Канна: [ 7 ]
- Дэвид Боуи — вокал, акустическая гитара
- Мик Ронсон — электрогитара
- Тони Висконти — бас-гитара
- Вуди Вудмэнси — ударные, перкуссия
- Ральф Мейс — синтезатор Moog
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 46 ] | Серебро | 200,000 ‡ |
‡ Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации. |
версия Лулу
[ редактировать ]«Человек, который продал мир» | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Сторона лейбла британского сингла | ||||
Сингл от Лулу | ||||
сторона B | « Смотри на этого человека » | |||
Выпущенный | 11 января 1974 г. | |||
Записано | 16 июля 1973 г. [ 47 ] | |||
Студия | Замок Эрувиль , Эрувиль , Франция | |||
Жанр | Поп-соул [ 28 ] | |||
Этикетка | Полидор | |||
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи | |||
Продюсер(ы) |
| |||
Лулу Хронология синглов | ||||
| ||||
Официальное аудио | ||||
«Человек, который продал мир» на YouTube |
Кавер на песню был сделан шотландской певицей Лулу в 1974 году, которая, по словам биографа Дэвида Бакли, исполнила ее в «неряшливом, почти берлинском стиле кабаре ». [ 48 ] О'Лири относит ее исполнение к « глэм - диско » и называет его «громким, захватывающим и искажающим». [ 49 ] Лулу вспоминала, как Боуи пригласил ее на концерт, который он дал, после чего он встретил ее в своем гостиничном номере и сказал: «Я хочу сделать с тобой мини- альбом, [потому что] ты великий певец». Лулу: «Я не думала, что это произойдет, но [Боуи] сообщил об этом через два дня. В то время он был очень крутым, и я просто хотела, чтобы он руководил мной. Мне нравилось все, что он делал. «Man Who Sold the World» была лучшей песней для моего голоса, но сама по себе она была такой сильной, что я понятия не имел, о чем она. В студии Боуи постоянно говорил мне, чтобы я курил больше сигарет, чтобы мой голос был сильнее. определенное качество». [ 50 ]
Что касается встречи с ней на «Тайной вечере» в отеле Café Royal , Боуи позже сказал: «Мы начали говорить о возможности совместной работы. Мне очень хотелось что-нибудь уладить, потому что я действительно всегда думал, что у Лулу невероятный потенциал». как рок-певец, я не думал, что этот потенциал был полностью реализован... мы выбрали «The Man Who Sold The World» как наиболее подходящую». [ 15 ] Боуи продюсировал запись Лулу «The Man Who Sold the World» с Миком Ронсоном в июле 1973 года во время сессий Pin Ups в Château d'Hérouville в Эрувиле , Франция, а также участвовал в саксофоне и бэк-вокале. [ 15 ] В оставшуюся часть группы входили Ронсон на гитаре, Тревор Болдер на басу, Майк Гарсон на фортепиано и Эйнсли Данбар на барабанах. [ 51 ] Боуи добавил наложения саксофона и курировал финальный микс в Olympic Studios в Лондоне во время сессий Diamond Dogs . [ 15 ] По словам О'Лири, Боуи заставлял Лулу курить сигареты между дублями, чтобы «испортить» ее голос. [ 49 ]
Версия Лулу "The Man Who Sold the World" была выпущена как сингл 11 января 1974 года на лейбле Polydor Records (как 2001 490). [ 47 ] с кавером на Боуи Aladdin Sane трек " Watch That Man " в качестве B-сайда. [ 52 ] Она продвигала свою версию, появившись 10 января в британской телевизионной программе Top of the Pops , где она выступала в темно-сером костюме и гангстерской шляпе. По словам Пегга, этот наряд имел «замечательное сходство» с гардеробом будущего персонажа Боуи — Тонкого Белого Герцога . [ 15 ] Нил Бартлетт охарактеризовал ее выступления как «одетые и звучащие в точности как миниатюрный Боуи». [ 53 ] Ее выступления помогли синглу занять 3-е место в UK Singles Chart . [ 54 ] а также № 8 в ирландском чарте синглов , [ 55 ] и № 24 и 10 в чартах одиночных игр Бельгии и Нидерландов соответственно. [ 56 ] О'Лири пишет, что этот сингл попал в чарты выше, чем почти все синглы Боуи 1970-х годов, и сделал его оригинальную запись «похожей на демо». [ 49 ] Джек Уотли из журнала Far Out пишет, что, хотя кавер Nirvana является «легендой», именно версия песни Лулу «очаровывает нас с первых неряшливых моментов». [ 57 ] Он утверждает, что у нее «идеальный голос» для этого трека, и называет видео «мечтой семидесятых». [ 57 ] Далее он называет ее первое выступление в Top of the Pops «потрясающим, захватывающим и гладким, как шелк, наполненным такой непристойностью, что на выходных вы почувствуете себя непослушным, и оно остается лучшей версией культовой песни Боуи». [ 57 ]
Список треков
[ редактировать ]Все песни написаны Дэвидом Боуи . [ 52 ]
- «Человек, который продал мир» — 3:58
- « Смотри на этого человека » — 5:11
Позиции в чартах
[ редактировать ]Диаграмма (1974) | Пик позиция |
---|---|
Австралия ( Kent Music Report ) [ 58 ] | 81 |
Бельгийский чарт одиночных игр ( Ultratop ) [ 56 ] | 24 |
Таблица одиночных игр Нидерландов [ 56 ] | 10 |
Ирландский чарт одиночных игр [ 55 ] | 8 |
Британский чарт одиночных игр ( официальная компания по составлению чартов ) [ 54 ] | 3 |
Персонал
[ редактировать ]По словам Роя Карра и Чарльза Шаара Мюррея : [ 51 ]
- Лулу — ведущий вокал
- Дэвид Боуи — саксофон, бэк-вокал
- Мик Ронсон — гитары
- Тревор Болдер — бас-гитара
- Майк Гарсон — фортепиано
- Эйнсли Данбар — ударные
Нирвана версия
[ редактировать ]«Человек, который продал мир» | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Промо-сингл компакт-диска 1995 года | ||||
Промосингл Nirvana | ||||
из альбома MTV Unplugged в Нью-Йорке | ||||
Выпущенный | 1995 | |||
Записано | 18 ноября 1993 г. | |||
Студия | Sony Music , Нью-Йорк | |||
Длина | 4 : 20 | |||
Этикетка | РСК | |||
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи | |||
Продюсер(ы) |
| |||
Нирваны Хронология синглов | ||||
| ||||
MTV Unplugged в Нью-Йорке Трек-лист | ||||
13 треков | ||||
Музыкальное видео | ||||
"Человек, который продал мир" (MTV Unplugged) на YouTube |
Запись
[ редактировать ]В своих дневниках Курт Кобейн из американской гранж -группы Nirvana поставил альбом The Man Who Sold the World на 45-е место в списке 50 своих любимых альбомов. [ 59 ] Кобейн и басист Крист Новоселич познакомились с The Man Who Sold the World одним из их барабанщиков Чадом Ченнингом , который купил подержанную версию пластинки и переделал ее на кассету. Кобейн проявил большой интерес к заглавному треку и был удивлен, узнав, что это была песня Боуи. [ 60 ] Впоследствии Nirvana записала живое исполнение песни во время своего MTV Unplugged выступления на в Sony Music Studios в Нью-Йорке 18 ноября 1993 года и включила ее в свой альбом MTV Unplugged in New York в следующем году. [ 61 ] [ 62 ] Песня также была выпущена как промо-сингл к альбому в 1995 году. [ 63 ] О'Лири отмечает, что вместо того, чтобы играть акустические версии своих более популярных песен, таких как " Smells Like Teen Spirit ", группа предпочла относительно малоизвестные кавер-версии, в том числе "The Man Who Sold the World", которая в то время считался хитом Боуи по стандартам MTV . [ 60 ]
Во время выступления Кобейн пропустил свою акустическую гитару через фузз-бокс, который он мог запускать с помощью педали, позволяя гитаре звучать электрически. [ 62 ] Кавер Nirvana широко транслировался на альтернативных рок -радиостанциях, а также попал в активную ротацию на MTV в США, достигнув 3-го места в самых популярных видео MTV 18 февраля 1995 года; [ 64 ] в марте 1995 года он также в течение двух недель занимал 7-е место в канадском рейтинге MuchMusic Countdown . [ 65 ] Видео также попало в активную ротацию на MTV Europe . [ 66 ] Нирвана регулярно делала каверы на эту песню во время концертов после выступления на MTV Unplugged вплоть до смерти Кобейна в 1994 году. После смерти Кобейна О'Лири заявляет, что исполнение группы "The Man Who Sold the World" стало "песней-призраком" Кобейна. [ 60 ] В 2002 году песня была переиздана на одноименном сборнике «Best of» группы Nirvana . [ 67 ] Дуглас Волк из Pitchfork утверждает, что песня «на самом деле не стала стандартом», пока Nirvana не перепела ее. [ 23 ]
Прием
[ редактировать ]Брайан Кей из Classic Rock History назвал исполнение песни «захватывающим» и «завораживающим». [ 62 ] на арену тьмы и галлюцинаций, что, казалось, и было Он пишет: «Захватывающий вокал Кобейна обогнал и опустил лирику Боуи Боуи первоначальным замыслом . унизительный резонанс оставил публику очарованной». [ 62 ] Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic в своем обзоре MTV Unplugged в Нью-Йорке написал: «Ни одна другая группа не смогла бы предложить каверы на песню Дэвида Боуи «The Man Who Sold the World» и фолк-стандарт «Where Did You Sleep Last Night» на одну и ту же пластинку, включающую леденящие душу выступления обоих – выступления, которые раскрывают не меньше, чем их оригинальные песни». [ 61 ]
Боуи сказал об кавере Nirvana: «Я был просто потрясен, когда обнаружил, что Курту Кобейну понравилась моя работа, и мне всегда хотелось поговорить с ним о причинах, по которым он сделал кавер на «The Man Who Sold the World » и что «это был кавер на песню « The Man Who Sold the World»». хорошее прямолинейное исполнение и звучало как-то очень честно. Было бы здорово поработать с ним, но просто поговорить с ним было бы очень круто». [ 68 ] Боуи назвал кавер Nirvana «проникновенным», отметив, что «до этого [кавера] мне и в голову не приходило, что я являюсь частью музыкального ландшафта Америки. Я всегда чувствовал свой вес в Европе, но не [в США]». [ 69 ] После его выпуска Боуи оплакивал тот факт, что, когда он сам исполнял этот номер, он встречал «детей, которые потом подходили и говорили: «Это круто, что ты исполняешь песню Nirvana». И я думаю: «Пошел ты, маленький гад! » » [ 4 ] Rolling Stone добавил: «Если признаком хорошего кавера является то, что люди даже не осознают, что это кавер, то Nirvana определенно проделала хорошую работу» и что «Песня также приобрела новый смысл после смерти Кобейна. Это был человек с мир был у него на кончиках пальцев, и он отказался от всего этого». [ 70 ] Журнал поставил версию Nirvana на первое место в опросе читателей среди лучших концертных кавер-версий. [ 70 ]
Legacy и другие версии
[ редактировать ]На вечеринке перед вручением премии «Грэмми» 14 февраля 2016 года оставшиеся в живых участники группы Nirvana Крист Новоселич , Дэйв Грол и Пэт Смир объединились с современником Беком , чтобы исполнить «The Man Who Sold the World» в честь Боуи, умершего в этом месяце. раньше - с вокалом Бека. [ 71 ] Чтобы отметить 50-летие Курта Кобейна, в 2017 году Phonographic Performance Limited опубликовала список двадцати самых популярных песен Nirvana на телевидении и радио в Великобритании ; «Человек, который продал мир» занял шестое место. [ 72 ]
В 2013 году версия для электрогитары появилась на Nirvana Live and Loud , который также был выпущен в цифровом формате и на виниле в 2019 году. видеоальбоме [ 73 ] Позже в том же году репетиционное выступление их сета MTV Unplugged было выпущено в цифровом и виниловом изданиях, посвященных 25-летию альбома, и ранее было доступно только на DVD-версии, выпущенной в 2007 году. [ 74 ] 4 января 2020 года выжившие участники Nirvana снова объединились с Беком (вокал) и Сент-Винсентом (гитара), чтобы исполнить песню на благотворительном мероприятии в рамках The Art of Elysium . ежегодного гала-концерта Heaven [ 75 ]
Списки треков
[ редактировать ]
|
|
Графики
[ редактировать ]
Недельные графики[ редактировать ]
|
Графики на конец года[ редактировать ]
|
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Австралия ( ВОЗДУХ ) [ 96 ] | 2× Платина | 140,000 ‡ |
Бразилия ( Pro-Música Brasil ) [ 97 ] | Золото | 30,000 ‡ |
Италия ( ФИМИ ) [ 98 ] Продажи с 2009 года. |
Золото | 50,000 ‡ |
Испания ( ПРОМУЗИКАЕ ) [ 99 ] | Золото | 30,000 ‡ |
Великобритания ( BPI ) [ 100 ] Продажи с 2004 года. |
Золото | 400,000 ‡ |
‡ Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации. |
Похвалы
[ редактировать ]Год | Публикация | Страна | Похвала | Классифицировать |
---|---|---|---|---|
1998 | Снова! | Великобритания | 20 великих песен нирваны, выбранных звездами [ 101 ] | 20 |
Персонал
[ редактировать ]- Курт Кобейн — вокал, соло-гитара
- Пэт Смир — ритм-гитара
- Крист Новоселич — бас-гитара
- Дэйв Грол — ударные
- Лори Голдстон — виолончель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канн 2010 , стр. 191–192.
- ^ Канн 2010 , стр. 210–211.
- ^ Канн 2010 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пегг 2016 , с. 316.
- ^ О'Лири 2015 , с. 204.
- ^ Канн 2010 , стр. 193–194.
- ^ Jump up to: а б Канн 2010 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д Доггетт 2012 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Доггетт 2012 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б О'Лири 2015 , с. 206.
- ^ Волк, Дуглас (4 ноября 2016 г.). «Как Дэвид Боуи реализовал театральные мечты в фильме «Человек, который продал мир» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 15 февраля 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ О'Лири 2015 , стр. 206–207.
- ^ Уоллес, Грант (27 июня 1999 г.). "ChangesNowBowie Transcript - Radio 1" . Архивировано из оригинала 2 сентября 2016 года . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Сотрудники Rolling Stone (11 января 2016 г.). «Дэвид Боуи: 30 основных песен» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пегг 2016 , с. 317.
- ^ Кинг, Морин (1997). «Легенды будущего: Дэвид Боуи и научная фантастика». В Моррисоне, Майкл А. (ред.). Траектории фантастического: избранные очерки четырнадцатой Международной конференции по фантастическому в искусстве . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. п. 131.
- ^ Пероне 2007 , стр. 15–16.
- ^ Карр и Мюррей 1981 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , стр. 316–317.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Дэйв. « Человек, который продал мир» — Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Человек, который продал мир (примечания). Дэвид Боуи . США: Mercury Records . 1970. СР-61325.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Человек, который продал мир (примечания). Дэвид Боуи . Великобритания: Mercury Records . 1971. 6338 041.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Волк, Дуглас (1 октября 2015 г.). «Дэвид Боуи: пять лет 1969–1973 » . Вилы . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Space Oddity» (отдельными примечаниями). Дэвид Боуи . США: RCA Виктор . 1973. 74-0876.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ «Жизнь на Марсе?» (Однострочные примечания). Дэвид Боуи . Великобритания: RCA Виктор . 1973. РКА 2316.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кауфман, Спенсер (11 января 2016 г.). «10 лучших песен Дэвида Боуи» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Баркер, Эмили (8 января 2018 г.). «40 величайших песен Дэвида Боуи – по решению NME и друзей» . НМЕ . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Петридис, Алексис (19 марта 2020 г.). «50 величайших песен Дэвида Боуи – в рейтинге!» . Хранитель . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Лучшее из Дэвида Боуи 1969/1974 – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 мая 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Лучшее из Боуи – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Волк, Дуглас (20 ноября 2017 г.). «Дэвид Боуи: Ничего не изменилось » . Вилы . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Наследие – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 29 марта 2020 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Пять лет (1969–1973) (примечания к бокс-сету). Дэвид Боуи . Великобритания, Европа и США: Parlophone . 2015. ДБХЛ 1.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Пегг 2016 , с. 318.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Боуи в Beeb: Лучшее из радиосессий BBC 68–72 - Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 июля 2018 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Блистейн, Джон (2 октября 2018 г.). «Выпуск Дэви Боуи «Гластонбери 2000» выходит в полную версию» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « Реалити-тур – Дэвис Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Мейсон, Адам (7 октября 2022 г.). «Одна великая обложка: «Человек, который продал мир» группы Nirvana » . Прикрой меня . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Стэнтон, Рик (3 марта 2022 г.). «Кодзима говорит, что песня Боуи содержит ключ к пониманию Metal Gear Solid V» . ПК-геймер . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ "Strangers When We Meet" / "The Man Who Sold The World (Live)" (примечания к синглу на компакт-диске). Дэвид Боуи . Европа: Ариста Рекордс . 1995. 7432133236 2.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Разве это удивительно? (Примечания на обложке компакт-диска EP). Дэвид Боуи . Европа: Parlophone /ISO Records. 2020. ДБЦД 80120.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Крепс, Дэниел (29 января 2021 г.). «Серия Дэвида Боуи «Блестящие живые приключения» продолжается фестивальным концертом 1997 года» . Роллинг Стоун . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Блистен, Джон (8 января 2020 г.). «Послушайте воздушную, ранее неизданную версию песни Дэвида Боуи «Человек, который продал мир» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ ДеВиль, Крис (8 января 2020 г.). «Послушайте песню Дэвида Боуи «The Man Who Sold The World (ChangesNowBowie Version)» с нового Is It Any Wonder? EP » . Стереогум . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас (25 апреля 2020 г.). « ChangesNowBowie – Дэвид Боуи» . Вилы . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Британские сертификаты синглов – Дэвид Боуи – Человек, который продал мир» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б О'Лири 2015 , с. 203.
- ^ Бакли 1999 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с О'Лири 2015 , с. 208.
- ^ Шпиц 2009 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Карр и Мюррей 1981 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б «Человек, который продал мир» (отдельные строчки). Лулу . Великобритания: Polydor Records . 1974. 2001 490.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Бартлетт, Нил (1988). Кто был этот человек: подарок Оскару Уайльду . Лондон: Змеиный Хвост. стр. 244 . ISBN 978-1-85242-123-6 .
- ^ Jump up to: а б «Лулу - пиковые позиции в британском чарте одиночных игр» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Лулу - пиковые позиции ирландского чарта одиночных игр» . irishcharts.ie. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лулу – «Человек, который продал мир» – пиковые позиции в чартах» . www.dutchcharts.nl. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уотли, Джек (5 октября 2019 г.). «Забудьте о Нирване, кавер Лулу на песню Дэвида Боуи «Man Who Sold The World» — единственное, что вам нужно» . Далеко . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Кент, Дэвид (1993). Книга австралийских чартов 1970–1992: 23 года хит-синглов и альбомов из 100 лучших чартов . Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс, Австралия: Австралийский картографический справочник. п. 182. ИСБН 0-646-11917-6 .
- ↑ Журналы Курта – 50 его лучших альбомов. Архивировано 18 декабря 2010 года в Wayback Machine . http://www.nirvanaclub.com. Архивировано 14 июня 2010 года в Wayback Machine . Проверено 24 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с О'Лири 2015 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Эрлевин, Стивен Томас. « MTV Unplugged в Нью-Йорке – Нирвана» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кей, Брайан (2016). «Выступление Нирваны «Человек, который продал мир» было захватывающим» . История классического рока . Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Балтин, Стив (21 января 1995 г.). «Поп-синглы» (PDF) . Касса . п. 11 . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ «Журнал Billboard – Видеомонитор» (PDF) . Рекламный щит . 18 февраля 1995 г. с. 38 . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ "MUCHMUSIC (КАНАДА) ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ СИНГЛИЧЕСКИЕ ЧАРТЫ ЗА 1995 ГОД" . hitsofalldecades.com . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 4 февраля 1995 г. с. 44 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 18 февраля 1995 г. с. 28 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 11 марта 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 18 марта 1995 г. с. 35 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 25 марта 1995 г. с. 22 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 1 апреля 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 8 апреля 1995 г. с. 31 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 15 апреля 1995 г. с. 35 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 23 апреля 1995 г. с. 23 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 29 апреля 1995 г. с. 23 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 6 мая 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 20 мая 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Отчеты станции M&M Airplay» (PDF) . Музыка и медиа . 27 мая 1995 г. с. 39 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Брайант, Уилл (14 ноября 2002 г.). «Нирвана: Нирвана | Обзоры альбомов» . Вилы . Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Сент-Томас, Курт ; Смит, Трой (2004). Нирвана: Избранные отвергают . Пресса Святого Мартина . п. 191 . ISBN 0-312-20663-1 .
- ^ Гундерсен, Эдна (14 сентября 1995 г.), «История на обложке: Боуи, за пределами славы и моды», USA Today : D1, 2
- ^ Jump up to: а б «Опрос читателей: лучшие концертные кавер-версии» . Роллинг Стоун . 12 февраля 2013 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Реншоу, Дэвид (15 февраля 2016 г.). «Бек и ныне живущие участники Nirvana чествуют Дэвида Боуи на вечеринке перед Грэмми» . НМЕ . Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 года . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ «20 самых популярных песен Nirvana представлены в честь 50-летия Курта Кобейна» . Планета Рок . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Концертный альбом Nirvana Live And Loud выйдет в цифровом формате и на виниле» . Радио Х. 22 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Крепс, Дэниел (27 сентября 2019 г.). «Nirvana переиздаст «MTV Unplugged in New York» на виниле с репетиционными выступлениями» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Лавин, Уилл (5 января 2020 г.). «Посмотрите, как дочь Дэйва Грола, Сент-Винсент и Бек выступают с выжившими участниками Nirvana на благотворительном шоу воссоединения» . НМЕ . Архивировано из оригинала 28 марта 2020 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ "Человек, который продал мир" (примечания к промо-компакт-диску). Нирвана . США: Geffen Records . 1995. ПРО-CD-4704.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ «Отключено от рекламы в Нью-Йорке» . nirvana-discography.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ « Нирвана - Человек, который продал мир» (на голландском языке). Ультратоп 50 .
- ^ «Топ-30 Radio2: 4 марта 1995 г.» (на голландском языке). Радио 2 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ « Синглы с наибольшим количеством оборотов в минуту: выпуск 7984 ». Об/мин . Библиотека и архивы Канады . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ «Современный альбом радио» . Рекорд . 13 марта 1995 г. с. 17 . Проверено 5 октября 2023 г.
ДВ
- ^ «Чарты M&M Airplay EHR Top 40» (PDF) . Музыка и медиа . Музыка и медиа. 18 февраля 1995 г. с. 33 . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ "Трансляция чартов M&M - Франция" (PDF) . Музыка и медиа . 1 июля 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Топ-40 исландского списка (11,2 '95 – 17,2 '95)» . Газета Vísir (на исландском языке). 11 февраля 1995 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Архив хит-чартов – Тройка – Нривана» . www.lp3.pl. Польское радио . Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^
- «Трансляция чартов M&M — Испания» (PDF) . Музыка и медиа . 25 февраля 1995 г. с. 27 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- «Трансляция чартов M&M — Испания» (PDF) . Музыка и медиа . 4 марта 1995 г. с. 35 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ "История чарта Nirvana (радиопесни)" . Рекламный щит .
- ^ "История чарта Nirvana (альтернативная трансляция)" . Рекламный щит .
- ^ "История чарта Nirvana (мейнстрим-рок)" . Рекламный щит .
- ^ «Альтернативный топ-50» (PDF) . Радио и пластинки . Радио и пластинки. 10 марта 1995 г. с. 62 . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Топ-60 рок-треков» (PDF) . Радио и пластинки . Радио и пластинки. 24 февраля 1995 г. с. 64 . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ "40 лучших в официальном чарте рок- и метал-синглов" . Официальная чартерная компания . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ « Нирвана - Человек, который продал мир» (на французском языке). Les classement одинокий .
- ^ «Ежегодный список за 1995 год» . Газета Vísir (на исландском языке). 2 января 1996 г. с. 16 . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Топ 95 из 95» (PDF) . Радио и пластинки . Радио и пластинки. 22 декабря 1995 г. с. 86 . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Чарты ARIA – Аккредитации – Одиночный разряд 2024 г.» (PDF) . Австралийская ассоциация звукозаписывающей индустрии . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Бразильские сертификаты синглов - Нирвана - Человек, который продал мир» (на португальском языке). Про-Музыка Бразилии . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Итальянские одиночные сертификаты - Нирвана - Человек, который продал мир» (на итальянском языке). Федерация итальянской музыкальной индустрии . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Испанские сертификаты синглов – Нирвана – Человек, который продал мир» . Музыкальный портал . Музыкальные продюсеры из Испании . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Британские сертификаты синглов – Нирвана – Человек, который продал мир» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Хит-лист: 20 великих песен нирваны, выбранных звездами» . Керранг! . № 709. 25 июля 1998 г. с. 49 . Проверено 21 июля 2019 г.
- Источники
- Бакли, Дэвид (1999). Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Девственные книги . ISBN 978-1-85227-784-0 .
- Канн, Кевин (2010). В любой день сейчас - Дэвид Боуи: Лондонские годы: 1947–1974 . Аделита. ISBN 978-0-95520-177-6 .
- Карр, Рой ; Мюррей, Чарльз Шаар (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка . Угорь Фут Паб. ISBN 978-0-38077-966-6 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Издательство ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- О'Лири, Крис (2015). Rebel Rebel: Все песни Дэвида Боуи с 64 по 76 годы . Великобритания: Ноль книг . ISBN 978-1-78099-244-0 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание сочинений Дэвида Боуи (7-е изд.). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .
- Пероне, Джеймс (2007). Слова и музыка Дэвида Боуи . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-27-599245-3 .
- Шпиц, Марк (2009). Боуи: Биография . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-71699-6 .