Five Years (песня Дэвида Боуи)
«Пять лет» | |
---|---|
Песня Дэвида Боуи | |
из альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars | |
Выпущенный | 16 июня 1972 г. |
Записано | 15 ноября 1971 г. |
Студия | Трайдент , Лондон |
Жанр | |
Длина | 4 : 43 |
Этикетка | РКА |
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи |
Продюсер(ы) |
|
« Five Years » — песня английского музыканта Дэвида Боуи , вошедшая в его альбом 1972 года The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars . Совместно спродюсированный Боуи и Кеном Скоттом , он был записан в ноябре 1971 года в Trident Studios в Лондоне с его аккомпанирующей группой The Spiders from Mars , в которую входили Мик Ронсон , Тревор Болдер и Мик Вудмэнси . В качестве вступительного трека на альбоме песня представляет общую тему альбома: надвигающаяся апокалиптическая катастрофа уничтожит Землю через пять лет, и существо, которое ее спасет, - это бисексуальная инопланетная рок-звезда по имени Зигги Стардаст. В то время как первые два куплета рассказаны с точки зрения ребенка-рассказчика, третий принадлежит Боуи, который обращается непосредственно к слушателю. По мере развития трека его интенсивность нарастает, а затем достигает кульминации со струнными и Боуи, выкрикивающим название.
С момента выпуска "Five Years" получил признание музыкальных критиков, большинство из которых хвалили написание песен Боуи и барабанную партию Вудмэнси. С тех пор она была признана одной из величайших песен Боуи, а некоторыми комментаторами - одним из величайших вступительных треков всех времен. Боуи часто исполнял эту песню во время туров Ziggy Stardust , Isolar 1976 года , Stage 1978 года и Reality 2003 года . Его ремастировали несколько раз, в том числе в 2012 году, к его 40-летнему юбилею; этот ремастер позже был включен в бокс-сет Five Years (1969–1973) в 2015 году, получивший свое название от этой песни.
Композиция и тексты песен
[ редактировать ]"Five Years" был записан 15 ноября 1971 года в студии Trident Studios в Лондоне. [ 1 ] [ 2 ] Сопродюсером выступил Кен Скотт , Боуи записал его со своей аккомпанирующей группой, известной как Spiders from Mars , в которую входили гитарист Мик Ронсон , басист Тревор Болдер и барабанщик Мик Вудмэнси . В этот день также были записаны "It's Gonna Rain Again" и "Shadow Man", которые так и остались неизданными. [ 1 ] Он начинается с барабанного боя Вудмэнси «медленно-быстро-быстро», который создает «зловещую» атмосферу, прежде чем Боуи начинает свой вокал. [ 2 ] [ 3 ] Автор Дэвид Бакли описывает рисунок барабанов как «похожий на сердцебиение». [ 4 ] Первая строчка «Проталкиваясь через базарную площадь». [ 5 ] вероятно, относится к рыночной площади Эйлсбери в Бакингемшире , Англия . [ 1 ] Биографы Николас Пегг и Питер Доггетт отмечают нарастающую интенсивность трека, особенно в вокальном исполнении Боуи - переходе от спокойствия к крику, что напоминает сольный альбом английского музыканта Джона Леннона 1970 года John Lennon/Plastic Ono Band , особенно его вступительный трек. Мать ". [ 2 ] [ 3 ] В отличие от основных аранжировок Леннона на этом альбоме, "Five Years" содержит автоарфу , а затем акустическую гитару и струнные во втором куплете. По словам Доггетта, «к финалу музыканты оркестра боролись за воздух с усиленными гитарными помехами, в отчаянии скребя свои инструменты, в то время как последние представители человечества кричали вокруг них». [ 3 ]
Тексты песен сообщают, что Земле осталось всего пять лет, прежде чем она будет уничтожена надвигающейся апокалиптической катастрофой. [ 2 ] Первые два куплета написаны с точки зрения ребенка, который впервые слышит эту новость и немеет, когда она ее осознает. [ 5 ] Как и остальная часть альбома, Боуи использует американский сленг и произношение, в том числе «парень новостей» и «полицейский» (вместо «читатель новостей» или «полицейский» соответственно). [ 2 ] [ 6 ] В «Зиггиологии » Саймон Годдард также ссылается на влияние « В дороге» Джека Керуака , одной из любимых книг Боуи, в которой есть аналогичная фраза: «Убил бы его, если бы они не накачали меня наркотиками». [ 7 ] В третьем куплете Боуи обращается непосредственно к слушателю, что было редкостью в рок-лирике того времени. [ 5 ] Боуи наблюдает за нами, блаженно не подозревающими о своей судьбе, через «скачки» городского упадка, в том числе в фантазиях об Америке, используя стереотипы: – Кадиллак , «черный», «гомосексуальный» и девушка, небрежно наслаждающаяся молочным коктейлем в кафе-мороженом. . [ 5 ] [ 2 ] [ 3 ] По словам Боуи, «мы даже не знаем, что о нас поют». [ 5 ] Из-за этого Боуи заявляет, что он «чувствует себя актером» и «в окружении толпы неудачников и меньшинств, собирающихся вокруг него», он заявляет: «Я хочу, чтобы ты гулял». [ 2 ] косвенно представляя персонажа Зигги Стардаста, [ 5 ] бисексуальная инопланетная рок-звезда, которая спасет Землю от надвигающейся катастрофы, представленная непосредственно в третьем треке " Moonage Daydream ". [ 8 ] Пегг пишет: «Это классический пример ловкости и экономии лучших песен Боуи: с несколькими скудными строками «Five Years» наполнена подтекстом». [ 2 ] Трек заканчивается тем, что Боуи выкрикивает название, а Пауки присоединяются, превращая «театральность» в «веселое пение в пабе». [ 5 ] Он затихает под тот же барабанный бой, что и начало, что «позволяет слушателю отдышаться», прежде чем следующий бит начнет следующий трек « Soul Love ». [ 5 ]
Позже, в 1970-х годах, Боуи утверждал, что выбрал срок в пять лет в результате сна, в котором его покойный отец сказал ему, что он никогда больше не сможет летать и умрет через пять лет, в ответ на вопрос о его жизни. страх полета . [ 2 ] [ 9 ] Пегг отмечает, что еще одним источником вдохновения для создания трека стало стихотворение, которое Боуи держал во время своего выступления в кабаре в 1968 году: «At Lunchtime A Story of Love» Роджера Макгофа , в котором рассказывается история «сексуального отказа», который вспыхивает в автобусе. когда приходят новости, что в обед наступит конец света. [ 2 ] Он содержит образы, которые Боуи адаптировал для «Пяти лет»: автобус внезапно останавливается, «чтобы избежать встречи с матерью и ребенком на дороге», в то время как кондуктор автобуса завязывает «какие-то отношения с водителем». [ 2 ] Спитц и Доггетт отмечают тематическое сходство с песней американского певца и автора песен Боба Дилана 1963 года « A Hard Rain's a-Gonna Fall », в которой также описывается надвигающаяся катастрофа. [ 5 ] [ 10 ] В 1973 году Боуи подробно остановился на сценарии, описанном в «Пяти годах», в интервью журналу Rolling Stone :
Было объявлено, что наступит конец света из-за нехватки природных ресурсов. Зигги находится в таком положении, когда все дети имеют доступ к вещам, которые, по их мнению, им нужны. Пожилые люди потеряли всякую связь с реальностью, а дети предоставлены сами себе, чтобы что-то грабить. Зигги играл в рок-н-ролльной группе, а дети больше не хотят рок-н-ролла. Для игры нет электричества. Советник Зигги велит ему собрать новости и спеть их, потому что новостей нет. Итак, Зигги делает это, и есть ужасные новости. [ 11 ]
В «The Complete David Bowie » Пегг приписывает «полуспетое, полупроизнесенное» вокальное исполнение Боуи американскому музыканту Лу Риду из Velvet Underground , отмечает, что «нарастающие предзнаменования гибели» подобны Уильяма Шекспира пьесе «Юлий Цезарь» , и напрямую соотносит «жестокие образы общественного распада» с «Войной миров» и «Днем триффидов» . [ 2 ] Он считает, что эти жестокие образы отражают суть новой темы Боуи: «человеческая тоска и разбитые отношения, выраженные в остро безвкусной идиоме британской научной фантастики». [ 2 ] Далее он пишет, что театральный процесс «притворства» отражает собственное чувство отчуждения Боуи, отмечая, что на своем предыдущем альбоме Hunky Dory он « жил в немом фильме ». [ 12 ] но теперь «чувствует себя актером», поскольку, « подобный Франкенштейну », он вдыхает жизнь в свое новое творение: Зигги Стардаст. [ 2 ]
В своей книге «О Боуи» 2016 года Роб Шеффилд обращается к распространенному предположению, что повторяющаяся фраза «Мой мозг сильно болит» в припеве может быть отсылкой к скетчу «Гамби-мозговой специалист» из сатирического телешоу « Летающий цирк Монти Пайтона» . Скетч впервые вышел в эфир в ноябре 1972 года, через год после записи «Five Years». [ 13 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Five Years» был выпущен в качестве вступительного трека на пятом студийном альбоме Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars 16 июня 1972 года на лейбле RCA Records . [ 14 ] [ 15 ] Песня получила признание музыкальных критиков, большинство из которых высоко оценили написание песен Боуи и барабанную партию Вудмэнси. Многие критики назвали его одним из величайших вступительных треков всех времен. Стивен Томас Эрлевин из AllMusic пишет, что «Five Years», наряду с « Lady Stardust » и « Rock 'n' Roll Suicide », «имеют грандиозное ощущение постановочной драмы, ранее неслыханное в рок-н-ролле». [ 16 ] Нед Рэггетт, также из AllMusic, охарактеризовал этот трек как «одну из величайших песен, открывающих альбом за всю историю». [ 17 ] Он хвалит способность песни представить концепцию альбома в целом и утверждает, что она выделяется и сама по себе. Далее он называет вокальное исполнение Боуи одним из своих величайших, особенно отмечая его исполнение фразы: «Я никогда не думал, что будет так много людей». [ 17 ] Пегг также охарактеризовал этот трек как одну из лучших песен альбома, и с вступительным барабанным ритмом он «заслужил место в истории рока как одна из классических песен, открывающих альбом всех времен». [ 2 ] Авторы журнала Rolling Stone в «Путеводителе по альбомам Rolling Stone » аналогичным образом описывают «Five Years» как «одну из величайших вступительных пластинок всех времен», продолжая: «с обреченными барабанами и поющим хором, объявляющими о конце света и рассвет новой эры Боуи». [ 18 ] Ян Фортнэм из Classic Rock , оценивая каждый трек на альбоме от худшего к лучшему, поставил песню на третье место, высоко оценив способность Боуи говорить напрямую со слушателем и приводить его в «сердце повествования». [ 19 ] Он считал, что слова «[видеть] тебя в кафе-мороженом» вызвали связь между Боуи и подростковой аудиторией, которая «продлится всю жизнь». В заключение он сказал: «Когда на бесчисленных шеях непроизвольно поднялись волосы, родилась непреходящая звезда Боуи». [ 19 ] Рецензируя альбом к его 40-летнему юбилею, Джордан Блюм из PopMatters высоко оценил написание песен Боуи, назвав мелодию и гармонии «невероятно сдержанными и эмоциональными». [ 20 ] Он пишет, что, хотя Боуи исследовал подобную концепцию в альбоме Diamond Dogs 1974 года , «он никогда не выражал ее с таким откровенным отчаянием, как здесь». [ 20 ]
С тех пор "Five Years" была названа одной из величайших песен Боуи многими изданиями, в том числе журналом Mojo , который назвал ее 26-м лучшим треком в 2015 году. [ 21 ] После смерти Боуи в 2016 году журнал Rolling Stone включил «Five Years» в число 30 его основных песен. [ 22 ] Ultimate Classic Rock в своем списке десяти лучших песен Боуи поместил "Five Years" на девятое место, назвав его "эпическим открытием величайшего альбома Боуи". [ 23 ] Они продолжили: «В лирическом плане она рисует одну из самых ярких картин Боуи в песне, а в музыкальном плане она превращается в хаотическое крещендо, подчеркнутое зловещим чувством паники в голосе Боуи во время кульминации». [ 23 ] В 2018 году NME назвал ее 12-й величайшей песней Боуи. [ 24 ] То же издание поместило песню на 500-е место в списке 500 величайших песен всех времен в 2014 году. [ 25 ]
Живые версии и наследие
[ редактировать ]Боуи записал "Five Years" для BBC радиопрограммы Sounds of the 70s : Bob Harris 18 января 1972 года, а это выступление транслировалось 7 февраля 1972 года. В 2000 году эта запись была выпущена на альбоме Bowie at the Beeb . [ 26 ] Боуи исполнил эту песню на Old Grey Whistle Test 8 февраля 1972 года. Это выступление, транслировавшееся по телевидению позже в тот же день, включено в DVD- версию Best of Bowie .
Говорят , что песня Боуи 1972 года « All the Young Dudes » является отсылкой к этой песне. Согласно интервью, которое Боуи дал журналу Rolling Stone в 1973 году, мальчики несут те же новости, что и диктор в «Пяти годах»; новость заключается в том, что Земле осталось жить всего пять лет. Боуи объясняет: "'All the Young Dudes' - это песня об этих новостях. Это не гимн молодежи, как думали люди. Все совсем наоборот". [ 27 ]
Боуи часто исполнял эту песню во время туров Ziggy Stardust , Isolar 1976 года и Stage 1978 года . [ 2 ] Выступления из этих туров были выпущены на Live Santa Monica '72 . [ 28 ] Live Nassau Coliseum '76 , в попурри с " Life on Mars? ", [ 29 ] а также Stage и Welcome to the Blackout соответственно. [ 30 ] [ 31 ] Этот трек должен был стать заключительным номером концерта Боуи Live Aid 1985 года , который проходил на лондонском стадионе Уэмбли, но был исключен за день до концерта, чтобы дать время для трансляции знаменитого видеоклипа с " Drive " by the Cars в качестве саундтрека . [ 2 ] Песня больше не исполнялась Боуи до его Reality Tour 2003 года . Выступление ноября того же года было включено в DVD A Reality Tour и одноименный альбом . [ 32 ] Трек был исполнен Боуи с Arcade Fire на концерте Fashion Rocks в Нью-Йорке в 2005 году, а также на "Life On Mars?" и собственная песня Arcade Fire "Wake Up". [ 2 ]
Песня, как и весь альбом Ziggy Stardust , неоднократно подвергалась ремастерингу, в том числе в 1990 году компанией Rykodisc . [ 33 ] [ 34 ] и в 2012 году к своему 40-летию. [ 35 ] Ремастер 2012 года и ремикс 2003 года продюсера Кена Скотта были включены в бокс-сет Five Years (1969–1973) в 2015 году. [ 36 ] который получил свое название от этой песни. «Пять лет» также использовалось в названии BBC2 документального фильма «Дэвид Боуи – Пять лет – Создание иконы» в 2013 году.
Песня послужила источником вдохновения для доапокалиптического телешоу Hard Sun 2018 года . [ 37 ] Кавер на песню исполнила английская новой волны группа Duran Duran в 2021 году, приурочив пятую годовщину смерти Боуи. [ 38 ]
Персонал
[ редактировать ]Персонал по Кевину Канну и Крису О'Лири. [ 39 ] [ 40 ]
- Дэвид Боуи — вокал, 12-струнная акустическая гитара
- Мик Ронсон — фортепиано, автоарфа, электрогитара, бэк-вокал, струнные аранжировки [ 17 ]
- Тревор Болдер — бас
- Мик Вудмэнси — ударные
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Канн 2010 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Пегг 2016 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б с д Доггетт 2012 , с. 161.
- ^ Бакли 2005 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шпиц 2009 , с. 187.
- ^ Бакли 2005 , с. 130.
- ^ Годдард 2013 , стр. 196.
- ^ Пегг 2016 , с. 186.
- ^ Бакли 2004 , с. 16.
- ^ Доггетт 2012 , стр. 160–161.
- ^ Копетас, Крейг (28 февраля 1974 г.). «Beat Godfather встречает лидера Glitter: Уильям Берроуз берет интервью у Дэвида Боуи» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Пегг 2016 , с. 218.
- ^ Шеффилд, Роб (2016). О Боуи . Книги Дей-Стрит. ISBN 978-0062562708 .
- ^ «Поздравляем Зигги Стардаста с 43-м днем рождения» . Официальный сайт Дэвида Боуи . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса (примечания). Дэвид Боуи . Великобритания: RCA Виктор . 1972. СФ 8287.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса — Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 10 марта 2020 года . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэггетт, Нед. « Пять лет» — Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ «Дэвид Боуи: Путеводитель по альбомам» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 30 мая 2011 года . Проверено 13 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фортнэм, Ян (11 ноября 2016 г.). «Каждая песня на альбоме Дэвида Боуи Ziggy Stardust ранжирована от худшей к лучшей» . Громче . Архивировано из оригинала 26 августа 2019 года . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Блюм, Иордания (12 июля 2012 г.). «Дэвид Боуи – Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ «Дэвид Боуи - 100 величайших песен». Моджо . № 255. Февраль 2015. с. 76.
- ^ Сотрудники Rolling Stone (11 января 2016 г.). «Дэвид Боуи: 30 основных песен» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кауфман, Спенсер (11 января 2016 г.). «10 лучших песен Дэвида Боуи» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Баркер, Эмили (8 января 2018 г.). «40 величайших песен Дэвида Боуи – по решению NME и друзей» . НМЕ . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «500 величайших песен всех времен: 500–401» . НМЕ . 7 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 года . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Боуи в Beeb: Лучшее из радиосессий BBC 68–72 - Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 июля 2018 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Копетас, Крейг (28 февраля 1974 г.). «Бит-Крёстный отец встречает Глиттера-главного человека» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 26 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Торнтон, Энтони (1 июля 2008 г.). «Дэвид Боуи – обзор «Live: Santa Monica '72»» . НМЕ . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ « Live Nassau Coliseum '76 – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Сцена – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . « Добро пожаловать в Blackout (Live London '78) – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « Реалити-тур – Дэвис Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса [бонус-треки]» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса (примечания). Дэвид Боуи . США: Рикодиск . 1990. УЗО 10134.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса (примечания). Дэвид Боуи . Европа: EMI . 2012. 5099946361417.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Пять лет (1969–1973) (примечания к бокс-сету). Дэвид Боуи . Великобритания, Европа и США: Parlophone . 2015. ДБХЛ 1.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Маас, Дженнифер (14 января 2018 г.). « Жесткое солнце»: Как Дэвид Боуи вдохновил Hulu на апокалипсисную драму» . Обертка . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Марточчио, Энджи (28 января 2021 г.). «Duran Duran привнесет магию новой волны в новое видео Дэвида Боуи «Five Years»» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Канн 2010 , с. 252.
- ^ О'Лири 2015 , с. 286.
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Дэвид (2004). Дэвид Боуи: полное руководство по его музыке . Лондон: Омнибус. ISBN 1-84449-423-3 .
- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-0-75351-002-5 .
- Канн, Кевин (2010). В любой день сейчас - Дэвид Боуи: Лондонские годы: 1947–1974 . Кройдон, Суррей: Аделита. ISBN 978-0-95520-177-6 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- Годдард, Саймон (2013). Зиггиология: краткая история Зигги Стардаста . Лондон: Эбери Пресс . ISBN 978-0-09194-888-7 .
- О'Лири, Крис (2015). Rebel Rebel: Все песни Дэвида Боуи с 64 по 76 годы . Винчестер: Ноль книг . ISBN 978-1-78099-244-0 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание сочинений Дэвида Боуи (переработанное и обновленное издание). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .
- Шпиц, Марк (2009). Боуи: Биография . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-71699-6 .