Аладдин Сане (песня)
"Аладдин Вменяемый" | |
---|---|
Песня Дэвида Боуи | |
из альбома Аладдин Сане | |
Выпущенный | 19 апреля 1973 г. [ а ] |
Записано | Январь 1973 г. |
Студия | Трайдент , Лондон |
Жанр | Арт-рок , глэм-рок , авангардный джаз |
Длина | 5 : 06 |
Этикетка | РКА |
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи |
Продюсер(ы) | Кен Скотт , Дэвид Боуи |
« Aladdin Sane (1913–1938–197?) » — песня английского певца и автора песен Дэвида Боуи , заглавная песня с его альбома 1973 года Aladdin Sane . Описанная биографом Дэвидом Бакли как «ключевая» песня альбома, она показала, что Боуи перешел к более экспериментальным музыкальным стилям после успеха его революционного глэм-рок- релиза The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars в 1972 году. [ 5 ]
Заголовок
[ редактировать ]Название представляет собой каламбур от «A Lad Insane» и было вдохновлено сводным братом Боуи Терри, которому поставили диагноз «шизофрения». [ 6 ] [ 7 ] Ранней вариацией была "Love Aladdin Vein", от которой Боуи отказался отчасти из-за ее наркотического подтекста. Даты в скобках относятся к годам, предшествовавшим Первой и Второй мировым войнам , а третья неизвестная дата отражает веру Боуи в надвигающуюся Третью мировую войну . [ 6 ]
Начиная с 1973 года, название по-разному отображалось на разных релизах. В оригинальном виниловом выпуске Aladdin Sane оно было указано как «Aladdin Sane (1913-1938-197?)», за которым следовало « RHMS Ellinis », название корабля. на котором он был написан, в соответствии с практикой Боуи на альбоме указывать происхождение каждого трека. Кода (1981) она появилась в примечаниях к обложке как «Aladdin Sane ( включает цитату из песни « On Broadway », а на сборнике Changestwobowie 1913-1938-197?)/On Broadway», соавторство принадлежит Манну. , Вейль , Лейбер и Столлер . [ 8 ] На переиздании компакт-диска Rykodisc 1990 года трек назывался просто «Aladdin Sane», но последующие переиздания альбома на компакт-дисках в 1999, 2003 и 2013 годах восстановили название «Aladdin Sane (1913-1938-197?)».
Музыка и тексты песен
[ редактировать ]Боуи написал "Aladdin Sane" в декабре 1972 года, когда он возвращался в Великобританию после первого этапа своего тура Ziggy Stardust Tour по США . Сюжет был вдохновлен книгой, которую он читал, книгой Ивлина » 1930 года Во « Мерзкие тела (снятой в 2003 году как « Яркие молодые вещи» - фраза, которая также появляется в тексте песни). Боуи увидел в рассказе Во о «легкомысленном, декадентском и глупом» поведении накануне «неминуемой катастрофы» отражение современного общества, особенно в Америке. [ 6 ] На мероприятии Bridge School Benefit X в 1996 году Боуи сыграл эту песню акустически и отметил, что она «о молодых людях, живущих как раз между двумя войнами, которые хотят пойти, трахать девушек и убивать иностранцев». [ 9 ]
В песне присутствует фортепианное соло Майка Гарсона . [ 10 ] [ 11 ] американский клавишник, недавно присоединившийся к группе Боуи. Боуи вежливо отверг первоначальные сольные попытки Гарсона, одну в блюзовом стиле, другую в латиноамериканском стиле , попросив у пианиста что-то похожее на « авангардную джазовую сцену 60-х». [ 5 ] Гарсон ответил на исполнение, услышанное на альбоме, импровизированное и записанное за один дубль. В 1999 году он заметил: [ 12 ]
За последние 26 лет я больше общался об этом соло, чем об 11 альбомах, которые я записал самостоятельно, о шести, которые я записал с другой группой, соруководителем которой я являюсь, о сотнях произведений, которые я записал. Я покончил с другими людьми и с 3000 музыкальными произведениями, которые я написал на сегодняшний день. Я не думаю, что за эти 26 лет прошла и неделя, чтобы кто-нибудь где-нибудь не спросил меня об этом!
Гарсон вспомнил советы Боуи, как сделать соло таким, каким оно получилось: [ 13 ]
Я рассказал Боуи об авангарде. Когда я записывал трек «Aladdin Sane» для Боуи, в нем было всего два аккорда, аккорд A и G, и группа играла очень простой английский рок-н-ролл. И Боуи сказал: «Сыграй здесь соло». Я только что встретил его и сыграл блюзовое соло, но потом он сказал: «Нет, это не то, чего я хочу». А потом я сыграл латинское соло. И снова Боуи сказал: «Нет-нет, это не то, чего я хочу». Затем он продолжил: «Вы сказали мне, что играете эту авангардную музыку. Сыграй эту штуку! И я сказал: «Ты уверен? «Потому что ты, возможно, больше не работаешь!». Итак, я сделал соло, которое сегодня все знают, за один дубль. Я всегда говорю людям, что Боуи — лучший продюсер, которого я когда-либо встречал, потому что он позволяет мне делать свое дело.
Rolling Stone Современный обзор журнала охарактеризовал эту музыку как «тепличный ориентализм , резкий, диссонирующий и смелый, но в то же время задумчивый и обращенный в прошлое». [ 10 ] Написав в 1981 году, NME редакторы Рой Карр и Чарльз Шаар Мюррей назвали эту песню «одним из ранних «европейских» произведений Боуи», сравнив игру Гарсона на фортепиано с игрой Сесила Тейлора . [ 11 ] Рецензируя издание Aladdin Sane, посвященное 30-летнему юбилею Aladdin Sane в 2003 году, Sydney Morning Herald музыкальный критик Бернард Зуэль также связал этот трек с более поздними работами композитора, обнаружив, что «перемещение между искусством и драматической поп-музыкой в песне обеспечивает мост между - склонность к славе и его переезд в Берлин в середине 70-х ». [ 14 ] Биограф Дэвид Бакли сказал, что на момент выпуска "Aladdin Sane" был "самым ярким показателем того, как Боуи пытался освободиться от рамок рока". [ 5 ]
"Сион"
[ редактировать ]Трек, который теперь называется "Zion", также появлялся на бутлегах под названиями "Aladdin Vein", "Love Aladdin Vein", "A Lad in Vein", "A Lad in Vein". [ 15 ] и «Напрасный парень». [ 16 ] Эта инструментальная пьеса , включающая в себя части "Aladdin Sane" и того, что впоследствии стало " Sweet Thing (Reprise)" на альбоме Diamond Dogs , считалось, что она была записана во время 1973 года . сессий Aladdin Sane в Trident Studios в начале 1973 года. Однако по недавним оценкам, она была записана во время сессий Aladdin Sane в Trident Studios в начале Наряду с записями для Pin Ups позже в том же году, в качестве превью следующей оригинальной работы Боуи, ведущий автор Николас Пегг предположил, что ее «возможно, следует рассматривать скорее как демо Diamond Dogs , чем как Aladdin Sane ». альтернативу [ 15 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Криса О'Лири: [ 1 ]
- Дэвид Боуи — вокал, 12-струнная акустическая гитара
- Мик Ронсон — соло- и ритм-гитара
- Тревор Болдер — бас
- Мик Вудмэнси — ударные
- Кен Фордэм — тенор-саксофон
- Майк Гарсон — фортепиано
Технический
- Дэвид Боуи — продюсер
- Кен Скотт — продюсер, инженер
Живые версии
[ редактировать ]"Aladdin Sane" дебютировал вживую в феврале 1973 года, еще до выхода альбома, и часто исполнялся на концертах во время последующих туров Ziggy Stardust и снова в туре Diamond Dogs в 1974 году. Было выпущено выступление из первого этапа тура 1974 года. на David Live (1974), тот же трек также появился на Rock Concert . Концертная версия со второго этапа того же тура (ранее доступная на неофициальном альбоме A Portrait in Flesh ) была выпущена в 2017 году на Cracked Actor (Live Los Angeles '74) . Боуи возродил песню на сцене в 1996 году, снова с Гарсоном на фортепиано. В ноябре того же года он записал акустическую версию с вокалом басистки Гейл Энн Дорси для BBC сессии ChangesNowBowie , которая транслировалась 8 января 1997 года. [ 6 ] Это выступление вошло в альбом ChangesNowBowie в 2020 году. [ 17 ] Выступления в рамках тура Outside Summer Festivals были дуэтами с басисткой Гейл Энн Дорси , которые включали цитаты из « On Broadway » и « All Day and All of the Night ».
Другие релизы
[ редактировать ]Оригинальная песня вошла в несколько сборников:
- Лучшее из Дэвида Боуи (Япония, 1974)
- Хамелеон (Австралия/Новая Зеландия, 1979)
- Чейнджствобови (1981)
- Лучшее за 1969/1974 год (1997)
Кавер-версии
[ редактировать ]- Тони Бэзил – Концерт в Рокси
- Сеть экстренного вещания - отрывок из "Шизофреника-убийцы (безумный парень)" из сериала "Авария телекоммуникаций " (1996)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Есть некоторые споры о дате выпуска. Ранее сообщалось, что 13 апреля 1973 г. [ 1 ] [ 2 ] В 2018 году официальный сайт Боуи заявил, что появились новые доказательства, подтверждающие, что официальной датой выпуска было 20 апреля 1973 года, но поскольку это была Страстная пятница (государственный праздник в Великобритании), альбом стал доступен 19 апреля. [ 3 ] Согласно книге Бенуа Клерка «Дэвид Боуи Все песни» (2022), дата выпуска в США — 13 апреля, а дата выпуска в Великобритании — 19 апреля. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б О'Лири 2015 , гл. 6.
- ^ Канн 2010 , с. 291.
- ^ "Серебряный винил к 45-летию Aladdin Sane" . Официальный сайт Дэвида Боуи . 14 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2018 г. Проверено 15 февраля 2018 г.
- ^ Клерк 2022 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Бакли (1999). Странное обаяние - Дэвид Боуи: Полная история : стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б с д Пегг 2016 , стр. 17–18.
- ^ Лучшие обложки альбомов семидесятых: Аладдин Сане . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ « Изменения в подростковой дикой природе» . Архивировано из оригинала 20 марта 2007 года . Проверено 21 апреля 2007 г.
- ^ Дэвид Боуи - Пособие Bridge School, 19 октября 1996 г.
- ^ Jump up to: а б Герсон, Бен (19 июля 1973 г.). «Аладдин Вменяемый» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Карр и Мюррей 1981 , с. 54.
- ^ Дэвид Бакли (1999). Ссылка: стр. 171.
- ^ Интервью 2008 г. с Майком Гарсоном
- ^ Бернар Зюэль (9 августа 2003 г.). «Дэвид Боуи, Аладдин Сэйн» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , стр. 326–327.
- ↑ Naked & Wired на странице Дэвида Боуи Бассмана
- ^ Эрлевин, Стивен Томас (25 апреля 2020 г.). « ChangesNowBowie – Дэвид Боуи» . Вилы . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-0-75351-002-5 .
- Канн, Кевин (2010). В любой день сейчас - Дэвид Боуи: Лондонские годы: 1947–1974 . Кройдон, Суррей: Аделита. ISBN 978-0-95520-177-6 .
- Карр, Рой ; Мюррей, Чарльз Шаар (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка . Лондон: Издательство Eel Pie Publishing . ISBN 978-0-38077-966-6 .
- Клерк, Бенуа (2022). Дэвид Боуи «Все песни: история каждого трека» . Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь . ISBN 978-0-7624-7471-4 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- О'Лири, Крис (2015). Rebel Rebel: Все песни Дэвида Боуи с 64 по 76 годы . Винчестер: Ноль книг . ISBN 978-1-78099-244-0 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание сочинений Дэвида Боуи (переработанное и обновленное издание). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .