Мода (песня Дэвида Боуи)
"Мода" | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Сингл Дэвида Боуи | ||||
из альбома Scary Monsters (and Super Creeps) | ||||
сторона B | « Кричи как ребенок » | |||
Выпущенный | 24 октября 1980 г. | |||
Записано | Февраль – апрель 1980 г. | |||
Студия |
| |||
Жанр | ||||
Длина |
| |||
Этикетка | РКА | |||
Автор(ы) песен | Дэвид Боуи | |||
Продюсер(ы) |
| |||
Дэвида Боуи Хронология синглов | ||||
| ||||
Музыкальное видео | ||||
«Мода» на YouTube |
« Fashion » — песня английского музыканта Дэвида Боуи из его 14-го студийного альбома Scary Monsters (and Super Creeps) (1980). Сопродюсированная Боуи и Тони Висконти и записанная с февраля по апрель 1980 года в Нью-Йорке и Лондоне, это была последняя песня, завершенная для альбома. «Fashion», возникшая как пародия на регги под названием «Jamaica», представляет собой пост-панк , танцевальный и фанк- » Боуи трек, структурно похожий на « Golden Years . King Crimson Гитарист Роберт Фрипп сыграл соло-гитару.
С лирической точки зрения "Fashion" выступает как прославление модных тенденций, так и критика Боуи людей, которые требуют строгого соблюдения этих тенденций, которых называют фашистами и " отрядом головорезов ". Сопровождающий его музыкальный видеоклип , снятый Дэвидом Маллетом , отражает лирические темы, изображая Боуи и его музыкантов в образе уличных головорезов, перемежаясь кадрами репетиций танцоров и парада представителей движения «Новый романтик» . Как и " Ashes to Ashes ", он получил высокую оценку критиков.
Выпущенный на RCA Records в отредактированном виде как второй сингл с альбома 24 октября 1980 года, "Fashion" занял 5-е место в чартах Великобритании и 70-е место в чартах США. Боуи исполнял эту песню во время своих концертных туров, которые появлялись на концертных видео . В последующие десятилетия песня появлялась в списках лучших песен Боуи, на сборниках и была исполнена каверами нескольких исполнителей.
Написание и запись
[ редактировать ]Запись альбома Дэвида Боуи Scary Monsters (and Super Creeps) началась на электростанции в Нью-Йорке в феврале 1980 года под продюсированием Боуи и его давнего соавтора Тони Висконти . [ 1 ] «Мода» начиналась как базовая пародия на регги под рабочим названием «Ямайка». [ 2 ] [ 3 ] Группа, как и четыре предыдущих альбома Боуи, состояла из Карлоса Аломара на ритм-гитаре, Джорджа Мюррея на басу и Денниса Дэвиса на барабанах. Рой Биттан , участник Брюса Спрингстина , группы E Street Band которая записывала The River (1980) в соседней студии, играл на фортепиано. King Crimson Гитарист Роберт Фрипп , игравший на гитаре в "Heroes" (1977), сыграл главную роль в "Fashion". [ 1 ] [ 3 ]
Минусовки были записаны без заранее написанных текстов и мелодий. В отличие от своей недавней «Берлинской трилогии» , в которой Боуи писал тексты почти сразу после того, как были закончены минусовки, он хотел уделить время написанию мелодий и текстов для песен Scary Monsters ; [ 4 ] он и Висконти вновь собрались в собственной студии Good Earth Studios последнего в Лондоне в апреле 1980 года для вокала и наложений . [ 1 ] Поначалу Боуи изо всех сил пытался написать слова для «Fashion» и подумывал полностью отказаться от него, прежде чем вмешался Висконти: «Я умолял его написать текст, потому что это был, вероятно, самый современный и коммерчески звучащий трек на альбоме. Он вернулся на следующий день и объявил, что Я понял! » « [ 2 ]
"Fashion" была последней песней, законченной во время сессий Scary Monsters , и в тот же вечер началось сведение. [ 3 ] Сессионный клавишник Энди Кларк внес то, что биограф Николас Пегг назвал «характерным вступлением трека в стиле «вуп-вуп», которое было эталонным сигналом на синтезаторе Кларка. Позже Висконти сказал: «Большая часть песни получилась своего рода регги-взрывом». [ 2 ] [ 5 ] Аспекты трека взяты из прошлого, неизданного материала. Повторяющийся «бип-бип» Боуи впервые использовал в композиции 1970 года под названием «Rupert the Riley», а фраза «люди из плохих домов» произошла из названия трека из альбома 1973 года, который он записал с Astronettes. [ 2 ] [ 3 ]
Музыка и тексты песен
[ редактировать ][Эта песня] была связана с преданностью моде. Я пытался немного отойти от Рэя Дэвиса концепции моды ; чтобы предложить скорее решимость, стиснув зубы, и неуверенность в том, почему человек это делает. [ 6 ]
—Дэвид Боуи, NME , 1980 г.
Пост -панк , танцевальный и фанк- трек с элементами регги. [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] «Fashion» имеет структурное сходство с хитом Боуи 1975 года « Golden Years ». [ а ] [ 2 ] [ 10 ] Гитарный рифф Фриппа, который сам гитарист охарактеризовал как « блюз-рок, сыгранный с современной грамматикой», [ 3 ] автор Питер Доггетт сравнил его с » Джона Леннона « Холодной индейкой (1970). Доггетт также идентифицирует элементы, которые предполагают возможное вдохновение из других песен, в том числе «механическую структуру» M » группы « Pop Muzik (1979) и «бессмысленные слоги» из » Talking Heads « Psycho Killer (1977) в последнем куплете. . [ 5 ] Автор Джеймс Э. Пероне далее сравнил коммерческое, танцевальное звучание "Fashion" с Talking Heads, назвав его "лучшей песней Дэвида Боуи, которую Дэвид Бирн никогда не писал". [ 7 ]
В "Fashion" Боуи намеревался обновить " группы Kinks " Dedicated Follower of Fashion , а также свои собственные композиции "Join the Gang" и "Maid of Bond Street" до сеттинга 1980 года. Он объяснил: [ 3 ]
Когда я впервые начал ходить на дискотеки в Нью-Йорке в начале 70-х, там был очень сильный энтузиазм, и [сцена] имела естественный ход. [Это], кажется, теперь заменено коварной мрачной решимостью быть модным, как будто это на самом деле призвание. В этом есть какая-то странная аура.
В «Словах и музыке Дэвида Боуи » Пероне интерпретирует текст «Fashion» как прославление модных тенденций и критику Боуи людей, которые «требуют строгого соблюдения» этих тенденций. [ 7 ] Хотя сам Боуи настаивал на том, что песня не носит политического характера, его наименование строгих людей фашистами и « отрядом головорезов », а также такие тексты, как «повернись налево, поверни направо», заставили комментаторов интерпретировать иначе. [ 3 ] [ 11 ] «повернись налево, поверни направо» Пегг говорит, что припев «слушай меня, не слушай меня» « и средняя восьмая отражают перемены в судьбе Боуи как номинального лидера знаменитости и гуру стиля за предыдущее десятилетие». [ 2 ] Биограф Дэвид Бакли считает, что песня «высмеивает банальность танцпола и фашистский стиль» движения « Новый романтик » . [ 12 ] Рукописный лист с текстами, позже выставленный на выставке David Bowie Is , раскрывает первоначальный жестокий подтекст песни с такими словами, как «Ад впереди, сожгите флаг / Встряхните кулак, начните драку / Если вы весь в крови / Вы делаешь все правильно» и «Мы сломаем каждую кость / Мы перевернём тебя с ног на голову». [ 2 ]
Музыкальное видео
[ редактировать ]Дэвид Маллет снял клип , принадлежащем его другу Роберту Бойкину на «Fashion» в нью-йоркском ночном клубе Hurray . [ б ] На видео изображены Боуи и его бэк-музыканты, которых играют Alomar, Hall & Oates гитарист Дж. Э. Смит и барабанщик группы Rumor Стивен Гулдинг. [ с ] когда уличные крутые парни вмешались в кадры репетиций танцоров и парада людей из числа новых романтиков, стоящих в очереди возле столовой, одной из которых была Мэй Панг , бывшая девушка Леннона и будущая жена Висконти. [ 2 ] [ 12 ]
В своей книге «Полный Дэвид Боуи » Пегг говорит, что видео «кристаллизует тревогу песни по поводу неуместного идолопоклонства и лидерства в стиле». [ 2 ] Среди серии гримас и других жестов Боуи использовал прием, который он использовал в видео « Ashes to Ashes »: медленно присел и опустил руку на землю по медленной вертикальной дуге. К концу видео все танцоры копируют это движение, подразумевая, что люди подчинились его действиям. По словам Пегга, отвращение Боуи к этому происшествию является распространенной темой в « Страшных монстрах» . [ 2 ] Один эпизод, в котором Боуи появляется и на сцене, и в качестве фаната, он использовал в дальнейшем для « Blue Jean » промо-фильма в 1984 году. [ 2 ] Бакли утверждает, что эта сцена отражает чувства Боуи по поводу отношений между иконой и фанатами и является визуальным олицетворением его живых выступлений на протяжении 1970-х годов. [ 12 ] Похваленный критиками, [ 2 ] Читатели Record Mirror признали "Fashion" и "Ashes to Ashes" лучшими музыкальными клипами 1980 года. [ 13 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Мода» впервые появилась в полном, почти пятиминутном виде на «Страшных монстрах » . [ 2 ] выпущен 12 сентября 1980 г., [ 3 ] как последний трек на первой стороне оригинального LP, следующий за "Ashes to Ashes". [ 1 ] Месяц спустя, 24 октября, [ 14 ] RCA Records выпустили его в отредактированном виде как второй сингл с альбома с каталожным номером RCA BOW 7 и альбомным треком " Scream Like a Baby " на стороне B ; [ 15 ] этот сингл заменяет целое гитарное соло. [ 3 ] Британский дизайн обложки был адаптирован для обложки сборника 1980 года The Best of Bowie . [ 11 ] Дебютировав в британском чарте синглов под номером 20, [ 16 ] он достиг 5-го места. [ 17 ] В Америке он занял 70-е место в Billboard Hot 100 . [ 18 ] Лондонская группа Blitz Kids приняла "Fashion" в качестве своего гимна, не подозревая об ироническом отношении этой песни к ним. [ 2 ] [ 3 ]
Record World сказал об этом, что «подтекст Боуи экзотически гипнотичен». [ 19 ] NME поставил "Fashion" на восьмое место среди лучших песен 1980 года. [ 20 ] Признанная одной из лучших песен на альбоме Scary Monsters из AllMusic Дэйва Томпсона , [ 10 ] издания, которые назвали "Fashion" одной из лучших песен Боуи, включают Mojo (№ 18), [ 21 ] «Гардиан» (№ 21), [ 9 ] Последствие звука (№ 23) и NME (№ 36). [ 22 ] [ 23 ] В 2016 году Ultimate Classic Rock поместил сингл на 20-е место в списке, в котором каждый сингл Боуи оценивается от худшего к лучшему в 2016 году. [ 24 ]
Живые выступления
[ редактировать ]Боуи исполнял эту песню в большинстве своих туров после 1980 года, включая Serious Moonlight Tour (1983), Glass Spider Tour (1987), Sound+Vision Tour (1990), Earthling Tour (1997), Heathen Tour (2002) и A Реалити-тур (2003–2004). [ 2 ] Он также спел эту песню с Фрэнком Блэком на концерте в честь своего пятидесятилетия в 1997 году. По словам Пегга, эта версия содержала «агрессивно интуитивную басовую партию» и сопровождалась «шокирующим набором обратных проекций с помощью движений кожи». [ 2 ] По словам Томпсона, как живая песня, она превратилась в один из «самых надежных и податливых номеров Боуи». [ 10 ]
Песня появляется в двух его концертных видео: Serious Moonlight (1983) и Glass Spider (1988). [ 2 ] и на концертном альбоме Look at the Moon! (Live Phoenix Festival 97) (2021). [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]"Fashion" появлялась на сборниках . Его единственная редакция была включена в альбом Changestwobowie (1981). [ 26 ] Лучшее из Боуи (2002), [ 27 ] The Best of David Bowie 1980/1987 (2007) и двухдисковая версия Bowie Legacy (2016); [ 28 ] Совершенно новая редакция сингла, которую Пегг называет «тревожно небрежной попыткой», появилась на расширенных двухдисковых и трехдисковых версиях Nothing Has Changed (2014). [ 29 ] [ 30 ] Его полноформатная альбомная версия была включена в альбомы Changesbowie (1990) и The Singles Collection (1993). [ 31 ] [ 32 ] Обе редакции также были обновлены и включены в сборник «Новая карьера в новом городе» (1977–1982) в 2017 году. [ 33 ]
Несколько артистов сделали каверы на "Fashion" с момента его выпуска. В 1998 году Glamma Kid выпустила рэп- версию под названием «Fashion '98», которая стала второстепенным хитом в Великобритании. [ 2 ] В 2003 году Денди Уорхолс попробовали эту песню для своего трека Welcome to the Monkey House «I Am a Scientist»; Боуи получил признание в качестве соавтора. [ 2 ] Три года спустя кавер MGA Entertainment от Bratz линии модных кукол под названием «Ooooh Fashion» с новой куплетной мелодией и текстом («Мы Братц, и теперь мы идем в город») был включен в альбом. альбом Forever Diamondz (2006). [ 2 ] Кроме того, Spice Girls исполнили «Fashion» в своем туре-возвращении в 2008 году , а актеры Glee сделали кавер на нее для журнала Vogue в 2011 году. [ 2 ] Трент Резнор , Мэрикуин Маандиг и Аттикус Росс также сделали кавер на Майка Гарсона трибьют-мероприятие «A Bowie Celebration: Just For One Day» Майка Гарсона в 2021 году . [ 34 ]
Оригинальная запись Боуи появилась в саундтреках к фильмам «Бестолковые» (1995) и «Воспитывая Хелен» (2004). [ 2 ] Слово «Мода» также использовалось как дань уважения британской индустрии моды во время церемонии закрытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне . Пегг отмечает, что участники мероприятия «либо проигнорировали, либо не осознали едкую иронию песни». [ 2 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Криса О'Лири: [ 3 ]
- Дэвид Боуи — ведущий и бэк-вокал
- Роберт Фрипп — соло-гитара
- Карлос Аломар — ритм-гитара
- Джордж Мюррей — бас-гитара
- Деннис Дэвис — ударные
- Энди Кларк — Minimoog , Yamaha CS-80 синтезатор
Технический
- Дэвид Боуи — продюсер
- Тони Висконти — продюсер, инженер
- Ларри Александр — инженер
- Джефф Хендриксон — инженер
Графики
[ редактировать ]График (1980–1981) | Пик позиция |
---|---|
Австралия ( Kent Music Report ) [ 35 ] | 27 |
Ирландский чарт одиночных игр [ 36 ] | 11 |
Новая Зеландия ( Записанная музыка, Новая Зеландия ) [ 37 ] | 22 |
Норвегия ( VG-список ) [ 38 ] | 9 |
Южноафриканская диаграмма [ 39 ] | 8 |
Швеция ( топ-лист Швеции ) [ 40 ] | 7 |
Великобритания ( официальная чартерная компания ) [ 17 ] | 5 |
США Billboard Hot 100 [ 18 ] | 70 |
США Песни танцевального клуба ( Billboard ) [ 41 ] | 21 |
Западная Германия ( официальные немецкие графики ) [ 42 ] | 34 |
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 43 ] | Серебро | 250,000 ^ |
^ Данные о поставках основаны только на сертификации. |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пегг отмечает, что «вы можете без проблем подпевать одно к другому».
- ↑ Он был снят в Нью-Йорке по мотивам пьесы Боуи « Человек-слон» . [ 2 ] Ночной клуб «Ура» также был изображен в фильме «Кристина Ф.» , в саундтреке которого прозвучало несколько песен Боуи.
- ↑ Смит и Гулдинг недавно появились с Боуи на «Вечернем шоу» с Джонни Карсоном в главной роли .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Пегг 2016 , стр. 397–401.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Пегг 2016 , стр. 89–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л О'Лири, 2019 , стр. 161–162.
- ^ Бакли 2005 , стр. 314–316.
- ^ Перейти обратно: а б Доггетт 2012 , стр. 375–376.
- ^ Маккиннон, Ангус (13 сентября 1980 г.). «Будущее уже не то, что было раньше» . НМЕ . стр. 31–37. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г. - через Bowiegoldenyears.com.
- ^ Перейти обратно: а б с Пероне 2007 , с. 82.
- ^ Шеффилд, Роб (18 августа 2016 г.). «Роб Шеффилд об основных альбомах Дэвида Боуи» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 4 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петридис, Алексис (19 марта 2020 г.). «50 величайших песен Дэвида Боуи – в рейтинге!» . Хранитель . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 10 января 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Томпсон, Дэйв . « Мода – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карр и Мюррей 1981 , стр. 113–114.
- ^ Перейти обратно: а б с Бакли 2005 , стр. 320–321.
- ^ «Результаты опроса 1980 года» (PDF) . Запись зеркала . 10 января 1981 г. стр. 16–17. Архивировано (PDF) из оригинала 15 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2022 г. - через worldradiohistory.com.
- ^ «Британские одиночные сертификаты – Дэвид Боуи – Мода» . Британская фонографическая индустрия . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ О'Лири 2019 , Частичная дискография.
- ^ «Официальный чарт синглов Top 75, 26 октября 1980 г. - 1 ноября 1980 г.» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Официальный архив синглов Великобритании 1980 года – 22 ноября 1980 года» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 28 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Награды Scary Monsters на Allmusic» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 28 июня 2013 г.
- ^ «Хиты недели» (PDF) . Рекордный мир . 15 ноября 1980 г. с. 1 . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ «Лучшие альбомы и треки 1980 года по версии NME» . НМЕ . 10 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 г. Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ «Дэвид Боуи – 100 величайших песен» . Моджо . № 255. Февраль 2015. Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г. - через rocklist.net.
- ^ «70 лучших песен Дэвида Боуи» . Последствие звука . 8 января 2017 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 г. Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Баркер, Эмили (8 января 2018 г.). «40 величайших песен Дэвида Боуи – по решению NME и друзей» . НМЕ . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ «Каждый сингл Дэвида Боуи в рейтинге» . Абсолютный классический рок . 14 января 2016 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2021 г. Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Крепс, Дэниел (29 января 2021 г.). «Серия Дэвида Боуи «Блестящие живые приключения» продолжается фестивальным концертом 1997 года» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Томпсон, Дэйв. « Changestwobowie – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « Лучшее из Боуи – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Монро, Джаз (28 сентября 2016 г.). коллекция синглов Дэвида Боуи « Bowie Legacy Объявлена » . Вилы . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Пегг 2016 , стр. 509–510.
- ^ Соди, Эван (10 ноября 2017 г.). «Дэвид Боуи: Ничего не изменилось » . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 14 июля 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « Чейнджсбоуи – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « Синглы: 1969–1993 — Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ «Новая карьера в новом городе (1977–1982) - Последние новости Дэвида Боуи» . Официальный сайт Дэвида Боуи . 22 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 30 сентября 2017 г.
- ^ Реттиг, Джеймс (10 января 2021 г.). «Смотрите кавер Трента Резнора на «Fantastic Voyage» и «Fashion» в честь Дэвида Боуи в прямом эфире» . Стереогум . Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Кент, Дэвид (1993). Отчет о музыке Кента: Книга австралийских чартов 1970–1992 гг . Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. ISBN 0-646-11917-6 .
- ^ «Мода в ирландском чарте» . ИРМА. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 28 июня 2013 г. 4-й результат 1-й страницы при поиске «Мода»
- ^ « Дэвид Боуи – Мода» . Топ-40 одиночных игр .
- ^ « Дэвид Боуи – Мода» . Список ВГ .
- ^ Самсон, Джон. «Мода в южноафриканском чарте» . Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 28 июня 2013 г.
- ^ « Дэвид Боуи – Мода» . Топ-100 в одиночном разряде .
- ^ "История чарта Дэвида Боуи (песни танцевального клуба)" . Рекламный щит . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ " Offiziellecharts.de - Дэвид Боуи - Мода" (на немецком языке) . Чарты GfK Entertainment . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Британские одиночные сертификаты – Дэвид Боуи – Мода» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 24 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-0-75351-002-5 .
- Карр, Рой ; Мюррей, Чарльз Шаар (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка . Лондон: Издательство Eel Pie Publishing . ISBN 978-0-380-77966-6 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- О'Лири, Крис (2019). От праха к праху: Песни Дэвида Боуи 1976–2016 . Лондон: Ретранслятор. ISBN 978-1-912248-30-8 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание Дэвида Боуи (переработанное и обновленное издание). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .
- Пероне, Джеймс Э. (2007). Слова и музыка Дэвида Боуи . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . ISBN 978-0-27599-245-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 23 ноября 2022 г.