Звук + Видение Тур
Тур Дэвида Боуи | |||||||
![]() Рекламный плакат тура | |||||||
Расположение |
| ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Связанный альбом | Звук+Видение | ||||||
Дата начала | 4 марта 1990 г. | ||||||
Дата окончания | 29 сентября 1990 г. | ||||||
Ноги | 7 | ||||||
Количество шоу |
| ||||||
Дэвида Боуи Хронология концертов | |||||||
|
Sound +Vision Tour 1990 года — концертный тур английского музыканта Дэвида Боуи , который был объявлен туром лучших хитов, в ходе которого Боуи отказался от своего прошлого каталога хитов из живых выступлений. Тур открылся в Колизее де Квебек в Квебеке , Канада, 4 марта 1990 года и завершился на стадионе Ривер Плейт в Буэнос-Айресе, Аргентина , 29 сентября 1990 года, охватив пять континентов за семь месяцев. Концертный тур превзошел статистику предыдущих туров Боуи Serious Moonlight (1983) и Glass Spider (1987), посетив 27 стран и дав 108 выступлений.
История тура
[ редактировать ]Предыдущий тур Боуи Glass Spider Tour и два последних альбома ( Tonight (1984) и Never Let Me Down (1987)) были отвергнуты критиками, и Боуи искал способ омолодить себя в творческом плане. [ 1 ] С этой целью Боуи хотел избежать необходимости вечно исполнять свои старые хиты вживую, и использовал выпуск бокс-сета Sound + Vision как толчок к туру, несмотря на то, что нового материала у него не было записано. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Боуи взял перерыв в работе своей группы Tin Machine для "Sound+Vision", сказав группе, что по контракту он обязан принять участие в туре. Он пригласил своего коллегу-гитариста Tin Machine Ривза Гэбрелса поехать с ним в турне, но Гэбрелс отказался и вместо этого предложил Адриана Белью , с которым и Гэбрелс, и Боуи работали ранее. Габрелс позвонил Белью и сказал: «У меня есть друг, который едет в тур, и ему нужен гитарист. Он попросил меня, и я не могу этого сделать, но я подумал, что ты, возможно, захочешь это сделать», и я позвонил Дэвиду». [ 5 ]
Было заявлено, что Боуи никогда больше не будет исполнять эти лучшие хиты в туре. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Боуи сказал: «Знание, что у меня больше никогда не будет тех песен, на которые можно было бы положиться, побуждает меня продолжать делать что-то новое, что хорошо для артиста». [ 10 ] и позже: «У меня нет намерений повторять свои собственные песни, что и происходит в конечном итоге после того, как вы занимаетесь этим в течение 20 лет. Вы не можете делать это с большим энтузиазмом. Меня не волнует, кто вы». вы доходите до того, что вам больше не нравится петь эту песню». [ 11 ]
Боуи с нетерпением ждал возможности отказаться от своих старых хитов, говоря: «Пришло время положить около 30 или 40 песен в постель, и я намерен, чтобы это был последний раз, когда я когда-либо исполняю эти песни полностью, потому что, если я захочу сделать перерыв, судя по тому, что я сделал до сих пор, мне нужно сделать это кратким и не иметь привычки возвращаться к этому. Так легко продолжать говорить: ну, на эти песни можно положиться. , ты могу рассчитывать на это, чтобы построить карьеру или что-то в этом роде, но я не уверен, что хочу этого». [ 3 ]
В другом современном интервью он заявил: «Я хочу завершить этот старый этап и начать заново. К тому времени, когда мне исполнится сорок лет, я создам совершенно новый репертуар». [ 4 ]
Было отмечено, что Боуи «знаменит» тем, что в прошлом заявлял о завершении карьеры, поэтому многие критики и наблюдатели не до конца поверили Боуи, когда он сказал, что больше не будет исполнять эти песни. [ 3 ] [ 6 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]
Боуи провел первые несколько месяцев 1990 года, готовясь к туру, в репетиционном зале на западной стороне Манхэттена. [ 3 ]
Выбор песни
[ редактировать ]
Было объявлено, что сет-лист любого выступления в рамках тура будет частично определяться наиболее популярными названиями, зарегистрированными в ходе телефонного опроса. [ 6 ] позвонив по платному телефону 1-900-2-BOWIE-90. [ 2 ] Деньги, заработанные от телефонных звонков на этот номер, были пожертвованы двум благотворительным организациям: Save the Children и благотворительной организации Брикстона . [ 14 ] Бюллетени для голосования по почте были доступны для голосования на территориях, где телефонная технология не была доступна. [ 9 ]
На самом деле Боуи составил сет-лист тура из звонков на телефонные номера со всего мира, заявив: «В итоге я взял около семи или восьми [песен] из [звонков] в Англии, еще семь или восемь из остальная Европа, а остальное я составил из Америки, так что это хороший образец того, чего хотели все на всех континентах». [ 2 ] Первые концерты тура, состоявшегося в марте 1990 года в Канаде, были даны до того, как были завершены телефонные опросы, что побудило Боуи угадать список песен, которые публика хотела услышать. [ 15 ]
В США песни «Fame», «Let's Dance» и «Changes» возглавили список песен, запрошенных фанатами, а в Европе лидерами стали песни «Heroes» и «Blue Jean». [ 6 ]
NME в ответ на телефонный опрос запустил пародийную кампанию Just Say Gnome , стремясь включить " The Laughing Gnome " в сет-листы. [ 2 ] [ 16 ] Боуи подумывал сыграть «The Laughing Gnome» в стиле The Velvet Underground , пока не узнал, что голосование было организовано музыкальным журналом. [ 2 ]
Сценография
[ редактировать ]Эдуард Лок (из La La La Human Steps ) был соавтором и художественным руководителем этого тура. [ 10 ] Изначально Боуи хотел, чтобы La La La Human Steps приняла участие в его предыдущем туре Glass Spider Tour , но не смог обеспечить их из-за конфликтов в расписании. [ 2 ] [ 3 ] Учитывая неблагоприятное внимание, которое привлек его предыдущий сольный тур, Боуи стремился к тому, чтобы тур Sound+Vision вел себя по-другому. Он сказал: «Это будет постановка; я ни в коем случае не мог бы подумать о том, чтобы действительно поставить на сцене что-то, что не имеет ничего общего с theatah (произнесение слова «театр» с сильным британским акцентом), но это не будет открыто театр, поскольку он не будет поддерживаться таким же образом, возвращаясь к тому, как мы работали над шоу Station to Station , которое, по сути, сводилось к использованию своего рода брехтовской осветительной площадки, рабочих зон и атмосферы света. очень очень похоже на это ощущение». [ 3 ] Боуи нанял Уилли Уильямса для разработки освещения для тура, работая с ним над туром Tin Machine " It's My Life Tour " в прошлом году. [ 17 ]
Он добавил, что этот тур «далеко не такой амбициозный, как Glass Spider, но качественно, по сути, я думаю, он такой же театральный». [ 9 ]
В дополнение к яркому освещению и аккомпанирующей рок-группе из четырех человек, Боуи использовал для этого тура новый инструмент: гигантскую прозрачную марлевую сетку размером шестьдесят на сорок футов . [ 15 ] Иногда сетку опускали перед Боуи или позади него. [ 2 ] на который проецировались изображения Боуи и видео. [ 6 ] [ 7 ] [ 10 ] Боуи описал это как «временами гигантское яванское кукольное представление». [ 2 ] Два больших круглых экрана по обе стороны сцены также отображали видео, проецируемое на экран. [ 15 ]
Набор был построен 80 рабочими, которые путешествовали с туром, с помощью местных рабочих, нанятых в каждом городе. Для перемещения одного комплекта потребовалось 8 грузовиков (и еще 4 автобуса для рабочих), а также 9 часов на установку и 4 часа на разгрузку каждую ночь. [ 18 ]
Видеозаписи Луизы Лекавалье из La La La Human Steps, исполняющей танцы под музыку, и изображения Боуи, поющего, играющего на инструментах, имитирующего или иным образом исполняющего определенные песни, проецировались на экраны и экраны во время шоу. [ 2 ] [ 3 ] На некоторых концертах, например, на выступлении в Монреале 6 марта 1990 года, некоторые танцоры из La La La Human Steps танцевали на сцене вживую под некоторые песни. [ 15 ] Боуи с энтузиазмом воспринял участие танцоров в туре: «Вы никогда раньше не видели ничего подобного. Они, вероятно, ведущая авангардная танцевальная труппа в Северной Америке. Луиза Лекавалье, их звезда, не похожа ни на что другое, что вы Я когда-либо видел на сцене. Она просто феноменальна... Танцевальная труппа невероятна. Здесь панк и балет сталкиваются друг с другом». [ 19 ]
Слава '90
[ редактировать ]Поскольку к туру не было записано никакого нового материала, Боуи выпустил обновленный ремикс на свой сингл 1975 года " Fame " под названием " Fame '90 ". Он хотел сделать ремикс на один из своих успешных синглов в США, и " Let's Dance ", но он был отклонен, поскольку Боуи счел это слишком недавним. рассматривалась возможность [ 9 ] Для клипа он танцевал с Луизой Лекавалье , одной из главных танцовщиц La La La Human Steps . [ 7 ] Ремикс на песню был включен в саундтрек к фильму « Красотка» (1990), а американская версия видео заменяет некоторые музыкальные клипы Боуи на сцены из фильма. [ 8 ]
Живые записи
[ редактировать ]Боуи хотел записать концерт, чего он раньше не всегда делал, сказав: «Мы собираемся снять его для потомков; я надеюсь на это. Я всегда сожалел, что не снимал такие вещи, как шоу «Diamond Dogs» . Мы никогда не снимали шоу «Station to Station» или «соул-шоу» с Дэйвом Сэнборном и этими ребятами. У меня нет абсолютно никаких записей этих вещей… Это бесит». [ 10 ]
Несмотря на это, официальная запись шоу не была доступна публике ни в аудио, ни в видео форме. Ряд выступлений был снят и записан для теле- и радиопередач:
Дата записи | Расположение | Трансляция |
16 мая 1990 г. | Токио Доум | |
5 августа 1990 г. | Милтон Кейнс Боул | Радио Би-би-си 1 |
14 сентября 1990 г. | Стадион Хосе Альваладе | РТП1 |
20 сентября 1990 г. | Рио-Самбодромо – Рио-де-Жанейро | Реде Глобо |
23 сентября 1990 г. | Стадион Палмейрас – Сан-Паулу | Радио Трансамерика |
27 сентября 1990 г. | Фестиваль рока в Чили - Национальный стадион Чили |
Современный прием и обзоры
[ редактировать ]
Rolling Stone назвал летний концертный сезон 1990 года «концертным сезоном, который стоит запомнить», и включил тур Sound+Vision в число его ярких событий. Они сказали, что «Луиза Лекавалье из монреальской танцевальной труппы La La La Human Steps демонстрирует авангардную акробатику, а несколько [музыкальных] номеров украшены потрясающими короткометражными фильмами, включая клип на «Ashes to Ashes», который нужно увидеть, чтобы поверить». В остальном никакой пиротехники, никаких лазерных лучей и, что самое главное, никаких стеклянных пауков». [ 7 ] последняя отсылка к предыдущему мировому турне Боуи . Рецензия на раннее выступление журнала Rolling Stone была положительной: «Боуи оказался способен вернуть себе практически все свое разнообразное творчество – даже те песни, которые сейчас кажутся ему самыми далекими от него – благодаря чистой вокальной силе и харизме», и жаловался только на то, что «группа была не всегда справляется с этой задачей, демонстрируя слишком большое уважение к записанным аранжировкам песен». [ 15 ] В обзоре остановки шоу в Ванкувере Британская Колумбия сказала: «Боуи не звучал так хорошо уже много лет», высоко оценив акцент тура не только на песнях, но и на самом Боуи. [ 20 ] а обзор шоу в Сиэтле назвал визуальные эффекты «нокаутирующими» и похвалил Боуи как новатора, жалуясь только на то, что сама музыка кажется «механической». [ 21 ]
Хотя некоторые концерты в рамках тура по Северной Америке не были распроданы, например, в Сиэтле и некоторые концерты во Флориде, в целом тур был очень посещаемым. Билеты были распроданы, часто за несколько ночей, в таких городах, как Сан-Франциско, Сакраменто, Филадельфия и Детройт. [ 22 ]
Британское шоу в Milton Keynes Bowl было негативно оценено журналом Melody Maker , который назвал некоторые части выступления «плоскими» и назвал песню « Pretty Pink Rose » «кучей дерьма » . [ 23 ]
Инциденты в туре
[ редактировать ]В середине тура Боуи, Эрдал Кызылчай и гитарист Адриан Белью присоединились к блюзовому исполнителю Бадди Гаю в Чикаго для выступления в ночном клубе Guy's Legends, которое совпало с выставкой NAMM Expo, где чествовали Гая. [ 24 ]
Месяц спустя в Филадельфии Боуи остановил свое выступление в середине песни «Young Americans», чтобы выступить против музыкальной цензуры, особенно из-за разногласий по поводу 2 Live Crew альбома As Nasty As They Wanna Be , сказав: «Я» Я слушал альбом 2 Live Crew. Это не лучший альбом, который когда-либо был выпущен, но когда я услышал, что его запретили, я пошел и купил его. Свобода мысли, свобода слова. – это одна из самых важных вещей, которые у нас есть». [ 25 ]
Концерт в Загребе , Югославия , состоявшийся 5 сентября 1990 года, стал последним большим концертом в городе перед тем, как страна погрузилась в войну и распалась . [ 26 ]
Несколько дней спустя, во время выступления в Модене, Боуи остановил свое выступление в середине «Station to Station» и сказал на сцене: «Хорошо, мне придется выбрать несколько песен полегче, иначе я никогда не смогу осилить и половину». из них... Давайте попробуем Славу». затем Боуи взял свою гитару и швырнул ее на другой конец сцены. [ 27 ] Говорят, что Боуи простудился и расстроился из-за того, что это повлияло на его вокал.
Статистика туров
[ редактировать ]Тур открылся в Колизее Квебека - Квебек. [ 3 ] 4 марта 1990 г., а затем завершился в Буэнос-Айресе, Аргентина , 29 сентября 1990 г., охватывая пять континентов за семь месяцев. [ 2 ] [ 4 ] Концертный тур превзошел статистику предыдущего Serious Moonlight and Glass Spider Tour, посетив 27 стран и дав 108 выступлений. По оценкам, только на десять представлений в Соединенном Королевстве аудитория составила 250 000 человек. [ 28 ] всего. По оценкам, тур собрал 20 миллионов долларов. [ 29 ] (или примерно 47 миллионов долларов сегодня с поправкой на инфляцию). [ 30 ]
Наследие тура
[ редактировать ]Боуи почувствовал, что бремя было снято с отказом от старых хитов, которые, как он чувствовал, он был вынужден исполнять, и сказал: «[Отказ от моих старых хитов в туре] был очень эгоистичным поступком, но это дало мне огромное чувство свободы. чувствовать, что я не могу положиться ни на одну из этих вещей. Как будто я сейчас подхожу ко всему этому с нуля, начиная с: «Хорошо, мы знаем, какие песни нам больше не нужны». Что из моего прошлого? я сделал действительно нравится?' Вы выбираете действительно хорошие песни и пытаетесь реконтекстуализировать их, придав им актуальные, современные ритмы. И мы обдумывали такие идеи, как «Shopping for Girls» от Tin Machine, «Repetition» и «Quicksand» от. Hunky Dory . Некоторые песни, которые я, вероятно, никогда не исполнял на сцене, работают плечом к плечу с новым материалом, и я начинаю видеть преемственность в том, как я работаю». [ 31 ]
Как правило, большинство песен, которые Боуи исполнял в туре, в последующие годы исполнялись вживую, и лишь небольшое количество песен из сет-листа Sound + Vision Tour действительно было удалено навсегда; самыми известными песнями, которые больше никогда не исполнялись вживую, были « Young Americans », « TVC 15 » и « Rock 'n' Roll Suicide ». [ 32 ] После этого Боуи сыграл в туре " Space Oddity " только один раз. [ 33 ] хотя Боуи и в других случаях исполнял эту песню трижды. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] В будущих турах Боуи фактически начал исполнять менее известные песни, лишь изредка перемежаясь его хорошо известными старыми «хитами» и склоняясь к исполнению материала, написанного после 1990 года. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] После завершения тура Sound+Vision Боуи вернулся в свою группу Tin Machine для записи их второго альбома .
Тур-группа
[ редактировать ]Боуи специально выбрал для тура меньшую группу, сказав в современном интервью: «Это гораздо меньший звук. Он не так оркестрован, как в других турах. Плюсом этого является определенный драйв и плотность. что получается с этим зачаточным составом, где каждый полностью зависит от двух или трех других парней, поэтому каждый отдает гораздо больше». [ 9 ] Во время тура в группе царило некоторое напряжение, вспоминает музыкант Кызылчай, который вспоминает, что Боуи «был не очень счастлив». [ 41 ] и что «[Боуи] был в большом стрессе, особенно в Южной Америке. Он даже не пришёл на саундчек. [ 42 ] Клавишник Рик Фокс не участвовал в туре; время от времени он ужинал на сцене и по крайней мере один раз выключал свои клавишные и играл свои собственные песни, пока играли сэмплы из песен Боуи. [ 41 ]
- Дэвид Боуи — вокал, гитара, саксофон [ 10 ]
- Адриан Белью — гитара, бэк-вокал, музыкальный руководитель [ 43 ]
- Эрдал Кызылчай — бас-гитара, бэк-вокал
- Рик Фокс — клавишные, бэк-вокал
- Майкл Ходжес — ударные
Сетлист
[ редактировать ]Это выступление с выступления Milton Keynes Bowl , Милтон Кейнс , Англия, 5 августа 1990 года.
- « Космическая странность »
- « Бунтарь-бунтарь »
- « Пепел к пеплу »
- " Мода "
- « Жизнь на Марсе? »
- « Прекрасная розовая роза »
- « Звук и видение »
- « Голубой Джин »
- « Давай потанцуем »
- " Оставаться "
- « Зигги Стардаст »
- « Китайская девочка »
- « От станции к станции »
- «Молодые американцы»
- « Город суфражисток »
- " Слава "
- « Герои »
Снова - " Изменения "
- « Джин Джин »
- « Белый свет/Белое тепло »
- « Современная любовь »
Даты тура
[ редактировать ]Песни
[ редактировать ]
От Дэвида Боуи От Ханки Дори
Из книги «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса»
Из фильма «Зигги Стардаст: Кинофильм»
|
С низкого
Из «Героев»
От страшных монстров (и суперкрипов)
С сегодняшнего вечера
Другие песни:
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартон, Дэвид (8 июня 1989 г.), «Дэвид Боуи ставит на кон карьеру», Journal-American , стр. Д5
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Боуи: Мальчики продолжают качаться», Melody Maker , 66 (12): 24–26, 24 марта 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк, Тина (март 1990 г.), «Watch That Man», журнал Music Express : 12
- ^ Jump up to: а б с Бромберг, Крейг (июнь 1990 г.), «Дэвид Боуи (интервью)», Смарт : 50–57
- ^ Айвз, Брайан (20 февраля 2017 г.). «Дэвид Боуи: взгляд на эпоху 90-х – когда он снова стал странным» . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гундерсен, Эдна (27 апреля 1990 г.), «Боуи, бунтовщик на отдыхе», USA Today : D1 – D2
- ^ Jump up to: а б с д "Летний музыкальный гид Rolling Stone 1990", вставка Rolling Stone : 3, 1990 г.
- ^ Jump up to: а б Николас Пегг , Полный Дэвид Боуи , Reynolds & Hearn Ltd, 2004, ISBN 1-903111-73-0
- ^ Jump up to: а б с д и «Интервью Дэвида Боуи». Журнал Q : 60–70. Апрель 1990 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж О'Брайен, Гленн (май 1990 г.), «Боуи (интервью)», журнал Interview Magazine , 20 (5): 84–91.
- ^ «Боуи в дороге с Tin Machine» . 14 ноября 1991 года . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Уайт, Деннис Р. (май 1990 г.), «Человек, который показал мир», «Ракета », вып. 127, Сиэтл, стр. 19–20.
- ^ Хилберн, Роберт (20 мая 1990 г.), «Можем ли мы доверять Боуи на этот раз?: Человек с 1000 лиц Рока вспоминает о своих ключевых песнях, которые он клянется никогда больше не петь на концертах» , Los Angeles Times , получено 29 октября 2013 г.
- ↑ Интервью Саймона Бейтса , BBC Radio 1 , январь-февраль 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Роббинс, Ира (19 апреля 1990 г.), "Канадское открытие тура Sound+Vision", Rolling Stone : 21 и 23
- ^ Дэвид Бакли, Странное увлечение: Полная биография Дэвида Боуи , Virgin Books, 1999, ISBN 1-85227-784-X
- ^ ЛайвДизайн. «Переулок памяти» . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ KISW 's Lowdown: тур Дэвида Боуи Sound+Vision Майка Джонса (радиоинтервью). 21 мая 1990 года.
- ^ Кларк, Тина (1990), «Дэвид Боуи: Орнамент – Странность – Художник – Выживший» , Elle , заархивировано из оригинала 16 июля 2001 г.
- ^ Фланниган, Эрик (апрель 1990 г.), «Дэвид Боуи, PNE Coliseum, 3/15», The Rocket , вып. 126, Сиэтл, с. 10
- ^ Макдональд, Патрик (22 мая 1990 г.), «Прошлые жизни Боуи», The Seattle Times , Сиэтл, стр. F1 и F3.
- ^ Нили, Ким (12–26 июля 1990 г.), «Тяжелое летнее движение», Rolling Stone , вып. 582/583, стр. 26–27.
- ^ Прайс, Саймон (11 августа 1990 г.), От станции к станции (Дэвид Боуи на обзоре Milton Keynes Bowl) , получено 25 июня 2013 г.
- ^ «Бадди и Боуи на шоу NAMM Shure Show», Pro Sound News , 12 (7): SR16, 13 июля 1990 г.
- ^ "Люди в новостях", Служба новостей Times, 14 июля 1990 г.
- ^ Вречко, Степан (5 сентября 2017 г.). «Первое выступление Боуи в Загребе: последний большой довоенный концерт» . Muzika.hr (на хорватском языке) . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Мэтт Дэй (4 февраля 2009 г.), Дэвид Боуи От станции к станции – Модена 08.09.90 Истерика Боуи!!! , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 года , получено 8 июня 2017 года.
- ^ Кристофер Сэндфорд, Боуи: Любить инопланетянина , Warner Books, 1997, ISBN 0-7515-1924-3
- ^ Человек, который упал на Землю , архивировано из оригинала 1 апреля 2007 года , получено 8 января 2013 года.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Понд, Стив (март 1997 г.), "Beyond Bowie", Live Magazine : 38–41, 93.
- ^ О'Лири, Крис (2012). «Боуи действительно отказался от своих старых пластинок?» . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «ПОД ДАВЛЕНИЕМ: Гейл Энн Дорси играет на басу у Дэвида Боуи» . Пожалуйста,KillMe.com . 20 декабря 2017 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «ДЭВИД БОУИ — Space Oddity (live)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Благотворительный концерт Дэвида Боуи в Тибетском доме 22 февраля 2002 г. Space Oddity» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Дэвид Боуи – Space Oddity (концерт в Деннмарке, 2002 г.)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Гундерсен, Эдна (14 сентября 1995 г.), «История на обложке: Боуи, за пределами славы и моды», USA Today : D1–2.
- ^ Штраус, Нил (16 сентября 1996 г.), «Дэвид Боуи, без всех приспособлений» , New York Times , получено 29 октября 2013 г.
- ^ Джейкобсон, Колин (3 ноября 2004 г.), Дэвид Боуи: Реалити-тур (2003) , получено 20 сентября 2013 г.
- ^ Парелес, Джон (29 сентября 1995 г.). «POP ОБЗОР; Сетка Боуи и Гвоздей (иногда)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б О'Лири, Крис (2019). Ashes to Ashes Песни Дэвида Боуи 1976-2016 гг . Книги-репитеры . ISBN 9781912248308 .
- ^ Синклер, Пол (11 декабря 2013 г.), соавтор Боуи Эрдал Кизилкей в песнях "Glass Spider" и "Never Let Me Down" , получено 3 сентября 2019 г.
- ^ Гордон, Ариэль (25 сентября 2017 г.). «Соавторы Дэвида Боуи объявляют о турне Дэвида Боуи в 2018 году» . Вращаться . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Звук + видение тур