Экскурсия по стеклянному пауку
Тур Дэвида Боуи | |||||||
![]() Рекламный плакат тура | |||||||
Расположение |
| ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Связанный альбом | Никогда не подведи меня | ||||||
Дата начала | 30 мая 1987 г. | ||||||
Дата окончания | 28 ноября 1987 г. | ||||||
Ноги | 3 | ||||||
Количество шоу |
| ||||||
Театральная касса | 86 миллионов долларов США | ||||||
Дэвида Боуи Хронология концертов | |||||||
|
Glass Spider Tour — мировой концертный тур английского музыканта Дэвида Боуи в 1987 году , запущенный в поддержку его альбома Never Let Me Down и названный в честь трека с этого альбома «Glass Spider». Он начался в мае 1987 года, и ему предшествовал двухнедельный пресс-тур, в ходе которого Боуи посетил девять стран Европы и Северной Америки, чтобы повысить интерес общественности к туру. Glass Spider Tour был первым туром Боуи, который посетил Австрию, Италию, Испанию, Ирландию и Уэльс. При спонсорской поддержке Pepsi тур должен был посетить также Россию и Южную Америку, но позже эти планы были отменены. На тот момент этот тур стал самым продолжительным и дорогим туром, который Боуи совершил в своей карьере. В то время тщательно продуманный набор тура был назван «самым большим гастрольным набором за всю историю». [1]
Боуи задумал тур как театральное шоу и включил устные вступления к некоторым песням, виньетки и использовал визуальные эффекты, включая проецируемые видео, театральное освещение и сценический реквизит. На сцене к Боуи присоединились гитарист Питер Фрэмптон и труппа из пяти танцоров, хореографию которых поставила давняя соратница Боуи Тони Бэзил . Шоу, посвященное теме «Рок-звезды против реальности», было разделено на два акта и выход на бис. Сет-лист менялся по ходу тура, поскольку Боуи отказался от части своего нового материала в пользу старых песен из своего репертуара.
В то время тур в целом был плохо принят, поскольку его воспринимали как раздутый и претенциозный. Несмотря на критику, Боуи в 1991 году заметил, что этот тур заложил основу для последующих успешных театральных туров других артистов, а дизайн декораций и интеграция музыки и театра в шоу вдохновили на последующие выступления различных артистов. Начиная с конца 2000-х годов тур начал собирать похвалы за свои успехи, а в 2010 году тур был назван одним из лучших концертных туров всех времен.
Тур был финансово успешным и посещаемым, его посмотрели около шести миллионов фанатов по всему миру, но негативная критика альбома и тура заставила Боуи не только отказаться от планов других сложных сценических выступлений, но и пересмотреть свои мотивы. для создания музыки.
Выступления этого тура были выпущены на видеокассете Glass Spider (1988), переизданном на DVD в 2007 году.
Фон
[ редактировать ]За четыре года до выпуска Never Let Me Down Боуи работал над рядом разных проектов, включая сотрудничество с группой Пэта Метени для « This Is Not America » и Миком Джаггером для « Dancing in the Street ». [2] [3] Он также продолжал играть и сочинять саундтреки к таким фильмам, как «Абсолютные новички» (1985) и «Лабиринт» (1986). [2] [4]
В 1985 году, после успешного выступления на Live Aid и живого выступления с Тиной Тернер на одном из ее концертов в рамках ее тура Private Dancer Tour 1985 года , Боуи сотрудничал со своим другом Игги Попом для его сольного альбома Blah-Blah-Blah , продюсируя и соавтор. написание нескольких треков. [5] [6] Затем он работал с турецким музыкантом Эрдалом Кызылчаем над заглавной песней к фильму 1986 года « Когда дует ветер» . [5] В конце 1986 года Боуи приступил к записи своего альбома Never Let Me Down , который был выпущен в апреле 1987 года. Он не гастролировал в поддержку своего альбома 1984 года Tonight , что сделало Glass Spider Tour своим первым туром за четыре года. [7]
Разработка
[ редактировать ]Подготовка к туру началась еще в 1986 году, когда Боуи предупредил свою группу, чтобы она «была готова к следующему году». [8] Боуи поначалу ничего не говорил о своих планах на тур, сказав лишь: «В этом году я собираюсь выступить на сцене, чему я невероятно рад, потому что я снова рискну». Когда его спросили, будет ли он подробно рассказывать о своих планах, он ответил: «Нет! [Смеется.] Выходит слишком много других исполнителей. Я просто буду делать то, что делал всегда, что делает вещи интересными». [9]
«Я ел, спал и думал только об этом шоу в течение шести месяцев». [10]
—Дэвид Боуи, июнь 1987 года, Лондон.
Анонсируя тур, Боуи за две недели провел серию рекламных пресс-шоу, охватывающих девять стран, включая Канаду, США и семь стран Европы. Пресс-туры обычно проводились в небольших залах, вмещающих около 300 человек, и на мероприятия часто допускались местные фанаты. [8] Он воспользовался возможностью, чтобы рассказать прессе о своем альбоме и туре, а многочисленные концерты позволили ему исправить дезинформацию. На лондонской пресс-конференции Glass Spider он пояснил: «Я не сказал «свет, костюмы и секс», я сказал «свет, костюмы и театральные декорации » » в ответ на вопрос о том, чего зрители могут ожидать, когда увидеть его новое живое шоу. [11] Пресс-тур включал в себя живое исполнение некоторых песен из альбома Never Let Me Down .
В туре к Боуи присоединился давний друг Питер Фрэмптон. Фрэмптон сказал: «У меня нет книги, которую можно продать; у меня нет альбома, который можно продать; я здесь просто как гитарист. Давление спало. Я наслаждаюсь жизнью». Фрэмптон и Боуи знали друг друга с подросткового возраста, когда они оба учились в Технической школе Бромли, где отец Фрэмптона, Оуэн Фрэмптон , был учителем рисования Боуи. [12]
В этом туре у Боуи была ясная цель: вернуться к театральным представлениям, которые он выступал во время своего недолгого тура Diamond Dogs Tour 1974 года . [13] Он хотел, чтобы этот тур был «ультратеатральным, сочетанием музыки, театра и рока». [14] и он чувствовал, что его предыдущий тур, хотя и был успешным, отклонился от театральности, которую он предпочитал:

[В 1983 году во время тура Serious Moonlight Tour ] промоутеры приходили и говорили: «Послушай, Дэвид, мы переместили тебя с этого зала на 10 000 мест до этого зала на 30 000 мест»… и оно росло и росло, и пришло 60 000 мест. вверх. ... Давайте уменьшим театральность и действительно попробуем дать им песни, которые они слышали по радио в течение последних 15 лет или около того. этот парень. ... Хотя приближается тур [The Glass Spider], я чувствую, что уже это установил. Теперь я хочу, чтобы песни работали на выступление. ...Наверняка на нем будут малоизвестные песни, по крайней мере, для широкой публики. Будут песни с альбомов, которые не были огромными, но теперь именно эти песни действительно вписываются в часть шоу. Итак, соединив три песни вместе, вы сможете создать работающую виньетку. Он имеет начало и заключение и посвящен одному предмету. [13]
Боуи отметил, что в этом туре он «проверяет почву» и потенциально рассматривает возможность других крупных и тщательно продуманных сценических выступлений, если тур будет успешным:
Песни должны работать внутри шоу, а не шоу ради песен, если вы понимаете, о чем я. Вот почему оно такое разное. И именно поэтому это так интересно, потому что мне очень нравится работать именно так. Я имею в виду, мне нравится придумывать шоу. У меня есть книга-шоу, которая почти похожа на Библию, которую вы держите, когда работаете над пьесой. Он написан и структурирован с использованием различных тематических приемов. К сожалению, это в форме ревю, потому что ни одна песня не была написана для шоу. Это предел, конечно. Если это сработает так, как я надеюсь, то следующим шагом для меня будет написание пьесы специально для арен и стадионов, что почти похоже на поездку в мюзикл, который на всем протяжении имеет одну повествовательную форму, с состав персонажей и написан для эпического театра. [13]
Боуи решил, что темой шоу будет «реальность и нереальность рока». [14] или, как назвал это один критик, «рок-звезды против реальности». [15] Боуи сказал: «Речь идет не только о рок-певце, речь идет о рок-музыке, поэтому это во многом связано с публикой и тем, как они воспринимают рок, и рок-деятелей, и все клише, архетипы и стереотипы, а также семейные отношения. ." [14]
Во время самого шоу Боуи использовал самые разнообразные реквизиты: «Я действительно пытаюсь сделать много всего! Оно включает в себя движение, диалоги, фрагменты фильма, проецируемые изображения — это то, что раньше называлось мультимедиа в 60-е годы». [14] Боуи описал, как он собирал шоу, сказав: «Идея заключалась в том, чтобы придумать сюрреалистические или минималистские сценические пьесы для сопровождения рок-н-ролльных песен. Я хотел соединить воедино некий символистский театр и современный танец. Не джазовый танец, конечно, нет. Танец MTV, но есть что-то большее под влиянием таких людей, как Пина Бауш и монреальская группа под названием [La La La Human Steps]. Есть некоторые символистские пьесы, некоторые минималистские пьесы, а также некоторые вульгарные пьесы - некоторые простые водевильные отрывки». [16]
Когда Боуи спросили, чего, по его мнению, ожидает от него публика в этом туре, он ответил:
Думаю, они приходят посмотреть, не упаду ли я или что-то в этом роде. Я действительно не знаю. Я знаю, что они получают то, что считают действительно хорошим выступлением. Думаю, за эти годы я доказал, что делаю все возможное, чтобы предоставить им какое-то новое видение музыкальной информации на сцене. Так что я думаю, что этот элемент, вероятно, в этом есть, но я не мог пойти дальше этого. Я правда не знаю, чего они от меня хотят. У меня никогда не было возможности писать для них. Я писал и исполнял только то, что мне интересно. По сути, у них есть соглашение со мной, и это здорово. Я имею в виду, что за эти годы я много раз терял зрителей, и они по той или иной причине возвращались снова. У меня с ними вроде как есть взаимное согласие. Если дела идут не очень хорошо, они держатся подальше. Знаете, это вполне справедливо. [17]
Сообщается, что Боуи координировал аспекты тура по электронной почте, что было редкостью для конца 1980-х. [18]
Выбор песни
[ редактировать ]Боуи решил играть в туре менее известные песни и избегал некоторых из своих больших хитов. [15] [19] очень хотел не повторять формулу, которая сделала Serious Moonlight Tour успешным, говоря: «Это казалось простым таким Он . и они вставали на ноги. Ты получаешь реакцию, берешь деньги и убегаешь. Мне не хотелось делать это снова». [20] В другом интервью он сказал: «Я больше не буду участвовать в « Star ». Это было довольно сложно. Не думаю, что в этом туре я исполняю много материала Зигги! [смеется] Вероятно, я использую много этой середины. -материал 70-х, но не такие тяжеловесные вещи, как « Варшава ». Я попробовал это, и это немного заставило меня зевать. На днях я напевал про себя: [поет] «Детка, детка, я никогда тебя не подведу» – о боже, что это за песня? , я не могу этого вспомнить... «Сыны безмолвного века!» [щелкает пальцами] Ах! Верно! Слава богу, я смог это запомнить! Так что для меня это новая песня, которую я никогда не исполнял на сцене». [21] « Sons of the Silent Age » исполнялась каждый вечер тура.
кроме двух («Too Dizzy» и «Shining Star (Makin' My Love)»), Все песни из его альбома Never Let Me Down, были исполнены вживую во время тура, хотя «Shining Star» была среди репетируемых песен. Другие песни, которые репетировали, но не исполняли, были «Because You’re Young» и « Scream Like a Baby » из «Scary Monsters (And Super Creeps)» (1980). [8] Несколько песен, которые Боуи ожидал сыграть в туре, были заброшены еще до начала репетиций, в том числе « Space Oddity » (из Дэвида Боуи (1969)), « Joe the Lion » (из «Heroes» (1977)), «Ricochet» ( из «Давайте потанцуем» (1983)) и «Не смотри вниз» (из «Сегодня вечером» (1984)). [21]
Песни, исполненные во время тура, были «выбраны потому, что они соответствуют выступлению». [11] и соответствовали цели Боуи сделать шоу, которое было бы гораздо более театральным и имело сильное драматическое содержание. Когда его спросили, как он собирается сделать свое рок-шоу «драматичным», он ответил: «Вы будете удивлены, что можно сделать с рок-группой из шести человек, сценой и парой огней». [22]
Сценография
[ редактировать ]
Набор тура, описанный в то время как «самый большой гастрольный набор за всю историю». [1] был спроектирован так, чтобы выглядеть как гигантский паук. Он имел высоту 60 футов (18,3 м), ширину 64 фута (19,5 м) и включал в себя гигантские ножки вакуумной трубки , которые освещались изнутри 20 000 футов (6 096 м) меняющими цвет огнями. [16] [23] Для перемещения одного комплекта потребовалось 43 грузовика, а его вес оценивался в 360 тонн. [16] Видеоэкраны размером 16 x 20 футов (4,9 x 6 м) транслировали видео и изображения шоу тем зрителям, которые находились дальше от сцены. [24] Система, необходимая для проведения шоу, включала в себя две отдельные звуковые системы, 260 акустических кабинетов, 1000 светильников общей выходной мощностью 600 000 Вт. [8] и три компьютера. [25] Марк Равиц , художник-постановщик, ранее разработал набор Боуи для тура Diamond Dogs Tour 1974 года . [26]
Это был первый тур Боуи, в котором была доступна технология беспроводного микрофона, что давало Боуи значительную свободу передвижения по сцене во время концерта. [8] Это позволяло ему гораздо более свободно взаимодействовать с танцорами и музыкантами, и поэтому декорации включали в себя передвижные леса трехэтажной высоты, на которые Боуи и его танцоры время от времени забирались во время выступления. [27]
Каждый комплект стоил 10 миллионов долларов США. [10] [28] около 26,8 миллионов долларов в сегодняшних долларах. [29] Сам Боуи вложил более 10 миллионов долларов из собственных денег в финансирование тура. [1] и он платил 1 миллион долларов в неделю [12] сохранить штат из 150 человек для обслуживания и строительства трех декораций во время тура по всему миру. [10] [25] В Филадельфии, где тур начался в США, на создание декораций ушло «300 человек 4 дня». [30]
Примерно в середине первого этапа тура по Европе Боуи обнаружил, что полный комплект Spider настолько велик, что не поместится в большинстве закрытых площадок. Он сказал: «Мне обойдется от 500 000 до 600 000 долларов, чтобы изменить декорации настолько, чтобы перенести шоу в помещение... Я могу решить сделать меньшую «комнатную» декорацию где-нибудь во время тура». [17] Фактически он заказал третий набор, немного меньшего размера, под названием «Junior Bug», который будет использоваться в закрытых помещениях, где не помещается полный паук, таких как Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке . [12]
Боуи рассматривал всю декорацию как метафору жизни, описывая сцену как «ощущение корабля, который представляет собой путешествие, с такелажем, подъемом и веревками. А нижняя круглая область похожа на Цирк огней». , так это действительно с рождения и путешествия по жизни». [31]
Репетиции
[ редактировать ]Боуи собрал свою группу в начале 1987 года, и на сцене к ней присоединились пять танцоров, хореографию которых поставила давняя подруга Боуи Тони Бэзил . Группа и танцоры проводили репетиции по 12 часов в день в Нью-Йорке, прежде чем отправиться в Европу. Во время этих репетиций Боуи снял клип на свой сингл « Time Will Crawl »; в нем были представлены некоторые сложные танцевальные номера, которые использовались во время представлений « Любить пришельца » (1985), « Мода » (1980) и « Сыны безмолвного века » (1977). [32] Боуи описал свой распорядок репетиций:
Я готовлю дневную работу, когда встаю утром, а затем около 10 часов иду на репетицию. Потом постоянные репетиции, как визуальной, так и музыкальной стороны, примерно до 8 часов. Около 8 вечера я просматриваю видеозаписи того, что мы делали в течение дня, и при необходимости вношу коррективы. Так что, кроме воскресенья, у меня вообще нет времени заниматься чем-либо еще, а потом я сплю большую часть дня. Это очень интенсивные репетиции, и физически они очень требовательны. [17]
«[Тур Glass Spider — это] самый физический тур, который я когда-либо проводил… Он безжалостен, он никогда не прекращается. Я чертовски в синяках. Я чувствую себя изношенной тряпичной куклой». [33]
—Дэвид Боуи, 1987 г.
Репетиции с полным набором Spider проходили на Ahoy арене в Роттердаме, начиная с 18 мая, а затем перебрались на стадион De Kuip для генеральных репетиций (27 и 28 мая). [34] [35] Благодаря относительно легкому доступу к площадкам во время репетиций фанаты знали, каким будет сет-лист шоу еще до начала тура. [8]
Боуи заявил, что ищет танцоров, которые не были бы похожи на типичных танцоров MTV и знали как американские уличные танцы, так и европейское исполнительское искусство. [31] Первоначально Боуи надеялся, что в шоу примет участие Эдуард Лок из La La La Human Steps , но у группы были другие обязательства. Позже Боуи посетовал, что Тур мог бы рассматриваться по-другому, если бы в нем участвовали La La La Human Steps: «Это была бы другая игра с мячом». [36] La La La Human Steps станет хореографией для следующего тура Боуи Sound+Vision Tour 1990 года. [36]
Краткое содержание концерта
[ редактировать ]Шоу было разделено на две части и включало запланированный выход на бис.
Боуи появился на шоу под песню "Glass Spider", для которой его спустили с потолка декорации, пока он сидел в серебряном кресле и пел в телефон. Первая виньетка шоу началась с " Bang Bang ", во время которой Боуи вытащил зрителя из толпы, но фанат отверг его, который к концу песни оказался одним из танцоров труппы. Позже в шоу, для песни « Fashion », танцевальная труппа угрожает Боуи уличной дракой, в которой к концу песни он случайно побеждает. За живое исполнение « Never Let Me Down », исполнение которого Боуи назвал «абразивным», [37] на него повлияла минималистическая хореография Пины Бауш . Он сказал:
Я хотел одно прямое движение, которое начинается за кулисами и доходит до конца сцены и не меняется. Я стою на коленях, с руками в своего рода смирительной рубашке и ползу три с половиной минуты. Со мной девочка, как будто провожает своего питомца в парке, но у нее за спиной баллон, и она время от времени дает мне кислород. Это было похоже на очень защитный, очень грустный образ, и он подходил для песни. [16]
Во второй части Боуи появился на строительных лесах сцены в песне «'87 & Cry», полетел по воздуху в ремне Flying by Foy спусковом и впоследствии был связан полицией по охране общественного порядка. По крайней мере в одном случае летающий фрагмент песни был пропущен из-за неисправности набора. Кадры из фильма, показанные позади Боуи во время «Heroes», были сняты Боуи во время его пребывания в России в 1974 году. О кадрах Боуи сказал:
Есть пронзительный образ монгола с платком в руке, машущего на прощание своей семье, садящегося на поезд в Москву, и я зацикливаю его, так что получается бесконечная сцена, как этот старик вытирает слезы и машет рукой на прощание. Это черно-белое действие, и это тревожно грустно. Это все равно, что попрощаться с героизмом; это все равно, что попрощаться с миром идеала 19 века. Это непоправимо, и теперь, возможно, мы просто ищем семена интеллекта, а не героев. Есть в этом что-то, что мне действительно нравится. Это часть театральности, которую я действительно обожаю. Я действительно горжусь этим. [38]
Выход на бис обычно открывался песней « Time », для которой Боуи возник из макушки паучьей головы с ангельскими крыльями позади себя, на высоте 60 футов над толпой. Песню иногда вырезали из выступлений на открытом воздухе, когда из-за плохой погоды насест на вершине паука был слишком ненадежным для выступления. [8] [23] [39]
Эскиз костюма
[ редактировать ]В первом акте Боуи был одет в однобортный красный костюм длиной три четверти, красную рубашку и брюки. [8] дизайн Дайаны Мозли . [40] В комплект вошли красные ботинки челси с серебряными деталями на пятке и носке. [41] Один из нарядов, которые Боуи носил во второй части, подписанный Боуи, был выставлен на аукцион 21 мая 2016 года. [42] и был продан за 37 500 долларов. [43] Наряд Боуи для выхода на бис представлял собой костюм из золотой кожи ламе и ковбойские сапоги с золотыми крыльями. Один из этих костюмов, также с автографом Боуи, был продан на аукционе Sotheby's в 1990 году за 7000 долларов (сегодня это около 16300 долларов), что в несколько раз превышает ожидаемую цену продажи. [44] Этот же наряд снова был выставлен на аукцион в декабре 2016 года с ожидаемой ценой продажи 20 000–30 000 долларов и продан за 32 500 долларов. [45]
Сетлисты
[ редактировать ]В туре группа обычно исполняла сет продолжительностью примерно два с половиной часа, который незначительно менялся от вечера к вечеру.
Ранний европейский сет-лист
|
Позднеевропейский / американский / австралийский сет-лист
|
|
|
|
|
Примечания и изменения
[ редактировать ]- Расширенное соло на барабанах разделяло первую и вторую части и давало Боуи время сменить костюм.
- Боуи удлинял или сокращал свое исполнение «Fame» в зависимости от реакции публики, включая части «Lavender's Blue», «London Bridge», « War » и «Who Will Buy?» в песню.
- "White Light/White Heat" и "Fame" исполнялись на бис на некоторых площадках.
- "I Wanna Be Your Dog" лишь изредка исполнялась на концертах во время туров по Северной Америке и Океании.
- «Time» будет исполнена только в том случае, если для Боуи будет безопасно встать на голову паука перед началом выхода на бис. Если бы шел дождь, песню пришлось бы вообще отказаться, поскольку это было небезопасно.
- "Влюбленный Нью-Йорк" был исключен после 10 июня (Милан, Италия).
- «Джин Джин» был добавлен 8 июля (Барселона, Испания).
- Были добавлены «Белый свет/Белая жара» и «Молодые американцы», а «Zeroes» исключен 11 июля (Слейн, Ирландия).
- Был добавлен "Rebel Rebel", а "Dancing with the Big Boys" был исключен 30 июля (Филадельфия, США). [8]
Открытие актов
[ редактировать ]Разогрев тура варьировался от страны к стране; [46] в Северной Америке некоторые концерты тура проходили при поддержке Duran Duran или Siouxsie and the Banshees . [47] Разогревающие выступления в Европе были разными и включали в себя такие группы, как Игги Поп , Big Country , The Cult , Erasure , The Stranglers и Нина Хаген . В туре также проводились фестивальные концерты : один раз Eurythmics были хедлайнерами в один вечер, а Боуи - в следующий. [8]
Инциденты в туре
[ редактировать ]Тур нанес Боуи физический урон. За время тура он не только заметно похудел, но и [8] он обнаружил, что устал еще до начала тура:
Я думаю, что [такие туры] чрезвычайно опасны, потому что они чертовски утомительны. Просто трудности организации мероприятия, и это уже не шоу, это событие. Вы измотаны еще до того, как отправитесь в тур. Там черт знает сколько людей бегает, и все что-то делают, и люди забывают делегировать работу нужным людям, и это путаница, и как-то все это должно совпасть. [48]

Тур проходил на площадках с большой вместимостью, а в Европе тур чередовался между закрытыми и открытыми площадками. [8] Майкл Кларк, светотехник тура, погиб на стадионе «Комунале» во Флоренции , Италия, 9 июня, упав с строительных лесов перед началом шоу. [32] На следующий день, 10 июня, еще один рабочий упал без смертельной травмы, помогая строить декорации в Милане. Толпы фанатов, некоторые из которых ночевали в палатках, чтобы попасть на место проведения, взбунтовались, и их пришлось контролировать полиции. [8] [49] На обоих концертах в Риме (15 и 16 июня) произошли аналогичные беспорядки: фанаты, которые не смогли достать билеты на концерты, столкнулись с полицией. На вторую ночь Боуи пришлось петь сквозь слезоточивый газ , поскольку в ходе беспорядков были арестованы 50 человек и 15 полицейских получили ранения. [50] Когда самолет группы вылетал из Рима после выступления 16 июня, из-за угрозы взрыва бомба самолет вынудил вернуться в аэропорт, но обнаружил, что местный начальник полиции использовал это как уловку, чтобы получить автограф Боуи. Боуи сказал об этом инциденте: «Я был не столько раздражен, сколько ошеломлен – такое могло случиться только в Италии!» [51] Концерт 27 июня, который первоначально планировалось провести в Уллеви , Гетеборг , Швеция, пришлось перенести в соседний Эриксберг в Хизингене, поскольку предыдущий концерт Брюса Спрингстина, проходивший на стадионе Уллеви, стоил 2,7 миллиона фунтов стерлингов (или около 10 миллионов фунтов стерлингов сегодня). [52] в возмещение ущерба. Фанат, пытавшийся проникнуть за кулисы замка Слейн , переплыв реку Бойн, утонул незадолго до выступления 11 июля. [8]
В какой-то момент во время европейского турне гитарист Карлос Аломар порвал связку на ноге, из-за травмы он изменил свой сценический образ. Аломар сказал: «[Мне] пришлось превратить своего персонажа в безумного, хромающего Безумного Макса с колючими волосами. Я пошел к мануальному терапевту и попросил у него много металлических вещей — подтяжки для ног, подтяжки для спины и все такое. Теперь я по ходу шоу буду добавлять больше металла». [53]
Боуи время от времени посещали или на его концертах присутствовали члены королевской семьи Европы, в том числе принцесса Диана на втором концерте на стадионе Уэмбли; Сара, герцогиня Йоркская Сандерлендская; и датский принц Иоахим и наследный принц Фредерик в Штадт-парке. [8]
Glass Spider Tour был первым туром Боуи, который достиг Италии, Испании и Ирландии. [8] Некоторые выступления на открытом воздухе в Великобритании приходилось начинать раньше из-за законов о комендантском часе - проблемы, которой обычно избегали на других европейских шоу, что уменьшало влияние освещения сцены и декораций и значительно беспокоило Боуи. [8] [31]
Во время североамериканского этапа тура 30-летняя женщина из Далласа по имени Ванда Николс заявила, что Боуи изнасиловал ее в отеле Mansion после выступления на Reunion Arena в Далласе . [54] Боуи отверг обвинения, назвав их «смехотворными». Он сказал, что Николс был с ним в его гостиничном номере, но все, что произошло между ними, произошло с ее согласия. Пресс-секретарь помощника окружного прокурора Хью Лукаса заявила 18 ноября 1987 года, что большое жюри округа Даллас не выставило Боуи счета после двухчасового заслушивания показаний 11 ноября. сказал. [55] [56]
Продажа билетов и посещаемость
[ редактировать ]«Я стараюсь сделать что-то, что мне действительно хочется увидеть, в этом суть всего, что я делаю. Например, в этом конкретном туре я действительно пытался собрать воедино все элементы, все, что меня восхищало. ] в театре и роке, с самого начала моей карьеры. Похоже, это тот спектакль, на который я действительно хочу пойти и посмотреть сам. Оно быстрое, красочное, вульгарное, громкое, тонкое, тихое, сказочное». [57]
—Дэвид Боуи, начало 1987 г.
Спрос на билеты на тур был высоким: концерт 3 сентября на стадионе «Салливан» в Массачусетсе установил рекорд по самой быстрой распродаже в этом месте, рекорд, повторенный U2 , и непревзойденный до тех пор, пока The Who не продали 100 000 билетов на два концерта там менее чем за восемь часов. в 1989 году. [58] Журнал Star сообщил, что в одном месте проведения [а] Боуи продал билеты на три миллиона долларов на три концерта за 90 минут. [59] Концерт собрал на тот момент самую большую толпу, когда-либо посещавшую концерт в Оттаве, Онтарио, Канада. [60] Предварительные продажи австралийского этапа тура составили 8,6 миллиона долларов, что превзошло даже предварительные продажи Майкла Джексона австралийского этапа его концертного тура "Bad" (оценивается в 4,5 миллиона долларов). [61]
По оценкам современных журналистов, к завершению тура между двумя [62] и шесть [12] посетили миллионы человек, а Дэвид Карри, автор книги о европейской части тура, предположил, что тур посмотрели три миллиона фанатов по всему миру. [8]
Четыре выступления тура вошли в число 20 самых кассовых концертов 1987 года в США, а в конце 1987 года было подсчитано, что весь тур собрал более 50 миллионов долларов. [62] По оценкам, в 1991 году каждое выступление тура собрало 1 миллион долларов. [63] примерно за 86 миллионов долларов за время тура или примерно за 231 миллион долларов сегодня с поправкой на инфляцию. [29]
Современные критические обзоры
[ редактировать ]Европейская часть тура, похоже, вызвала в основном неблагоприятные отзывы в СМИ. [8] [64] хотя были и положительные отзывы. [1] [30] Крис Робертс, автор Melody Maker , позже сказал, что среди его коллег-музыкальных критиков было «подавляющее давление со стороны сверстников», заставивших их отрицательно оценить тур. [65] Боуи был разочарован тем, как отзывы в Европе изменились с первоначально положительных на отрицательные, и обвинил раннее начало тура на некоторых площадках на открытом воздухе в плохом приеме. Он сказал: «Самая большая ошибка, которая была допущена в этом туре, - это открытие при дневном свете. Весь смысл всего этого чертового шоу был потерян». Он отметил, что отзывы о показах в закрытых помещениях, где декорации и освещение были более эффектными, были вполне положительными. [66]
«Я думаю, что это [The Glass Spider Tour] что-то очень уникальное, и я думаю, что оно либо вам понравится, либо это не ваша чашка чая». [1]
—Питер Фрэмптон, август 1987 г.
Американские СМИ казались более добрыми: газеты в Орландо (Флорида) и Бостоне (Массачусетс) написали положительные отзывы. [12] [20] Газеты Philadelphia Inquirer и Chicago Tribune дали неоднозначные отзывы. [39] [67] Рецензия на первое выступление Боуи в Нью-Йорке была в основном негативной, назвав шоу «захватывающим», но добавив, что «царит излишество», и сетуя на «головокружительную перегрузку визуальной активности». [27] Обзор в Christian Science Monitor был в основном положительным, в нем подчеркивались великолепные визуальные эффекты и жаловались, что танцы лишь изредка вызывали вдохновение. [10] Местная газета в Портленде, штат Орегон, опубликовала положительную рецензию, в которой говорилось, что танцоры, музыка, декорации и оркестр объединились в «общий эффект, [который] по праву можно назвать впечатляющим. Это перформанс и рок-опера; это потрясающая сборка». достойный любой сцены или арены в мире». [24]
Несмотря на критику в прессе, Боуи тогда сказал, что выступление в этом туре было самым веселым, что он когда-либо получал в дороге, потому что это был «самый изобретательный» тур, в котором он когда-либо участвовал. [68]
Живые записи
[ редактировать ]Несмотря на заявление во время пресс-тура, что концертного альбома в рамках тура не будет, [11] Выступления в Сиднейском развлекательном центре - Сидней 7 и 9 ноября 1987 года были сняты и выпущены на видео под названием Glass Spider в 1988 году. Монтажная версия этого шоу впоследствии транслировалась в США в специальном концертном выпуске ABC TV , первом специальном концертном выпуске ABC с момента выхода в эфир. Элвиса Пресли «Алоха » с Гавайев , 1973 год. [61] Переиздание шоу на DVD 2007 года включало аудиозапись выступления на Олимпийском стадионе в Монреале 30 августа 1987 года, которая была обновлена и выпущена на альбоме Loving the Alien (1983–1988) (2018). 6 июня 1987 года представление Platz der Republik (Фестиваль Рейхстага – города Берлина) транслировалось в прямом эфире по FM-радио .
Один критик обнаружил, что переизданные видео-релизы DVD 1988 и 2007 годов сделали предполагаемый смысл шоу в значительной степени бессмысленным, поскольку из релиза были исключены несколько песен и эпизодов, которые ясно выражали послание шоу. [15] Однако биограф Боуи Николас Пегг сказал, что фильм-концерт был «чрезвычайно приятным», несмотря на недостатки шоу, и что видео «лидирует среди тех, кто хочет увидеть, как Дэвид Боуи покажет зрелищное рок-театральное зрелище». [32]
Коммерческое спонсорство
[ редактировать ]Боуи согласился на то, что в то время считалось спорным. [69] соглашение о коммерческом спонсорстве с PepsiCo , [20] [70] что позже было расценено как помощь в прокладывании пути для других крупных туров других артистов. [71] Со своей стороны, Боуи записал телевизионный рекламный ролик с Тиной Тернер на мелодию « Modern Love » в мае 1987 года, пока готовился к туру. [34]
О спонсорском соглашении Боуи сказал: «Мы занимались коммерческим спонсорством только для Северной Америки с компанией Pepsi-Cola. Я могу создать гораздо более экстравагантное шоу, чем если бы я делал это сам. Это означает, что вместо одного или двух наборов я могу сделать 3 или 4 набора, и они могут путешествовать независимо, и они могут быть гораздо более сложными. " [72]
Первоначально Боуи планировал поехать в тур Glass Spider в Россию, хотя только с группой, без танцоров и сложного реквизита, но с деньгами и дополнительной сценой, предоставленными спонсорством, Боуи чувствовал, что сможет совершить полный тур по России и Южной Америке. . Однако этим планам не удалось осуществиться, и турне так и не дошло до этих регионов. [73]
Наследие тура
[ редактировать ]Во время тура Боуи находился в состоянии сильного стресса, и после того, как тур закончился в Новой Зеландии, он, как сообщается, сжег один из наборов Spider, сказав: «Это было так здорово… Мы просто положили эту штуку в поле и подожгли Это было такое облегчение! [74] В 2016 году дорожный менеджер Питер Грамли заявил, что купил и хранил по крайней мере один из (несгоревших) наборов на своем складе в Западном Окленде . [75]
Весь тур был настолько физически трудным и настолько масштабным, что Боуи тогда сказал: «Я не думаю, что когда-нибудь снова отправлюсь в столь сложный тур в дороге. Собирать его воедино — настоящая головная боль». . [68]
Боуи обручился с Мелиссой Херли. [76] один из танцоров тура, но через четыре года они расстались, не поженившись. [77]
«[Тур Glass Spider] был первым разом, когда у меня была возможность потратить такие деньги и устроить подобные шоу! Во всяком случае, впервые после Diamond Dogs… Я подумал: «Хорошо! Давайте действительно потратим немного денег». У меня были все эти несбывшиеся мечты о том, что я пытался сделать с рок-н-роллом в начале 70-х, но я пытался сделать все это немного поздно».
—Дэвид Боуи, 1991 г. [48]
Критики часто сравнивали более поздние туры Дэвида Боуи с этим: [36] [64] [77] [78] обычно повторяя этот более поздний обзор: «[Боуи] организовал постановку размером со стадион, сочетающую азарт рока с опасностями Бродвея... Невероятное зрелище, но эффект был ошеломляющим. Каждый дополнительный театральный прием отвлекал, в конечном итоге сглаживая влияние музыки». [79]
В 1989 году, работая с Tin Machine , Боуи сказал: «Я перенапрягся… В последнем туре [Glass Spider] было слишком много ответственности. Я был в стрессе каждый день. Это было решение, принятое за секунду. Это было настолько важно. и такой громоздкий, и у всех постоянно, каждый день были проблемы, и я находился под таким большим давлением. Это было невероятно... Я вложил слишком много мелких деталей в то, что должно было быть видно (показывает крошечную фигурку) . палец и большой палец) вот такой большой». [74]
В 1990 году, давая интервью в рамках своего тура Sound+Vision , Боуи сказал, что он рад, что тур был расценен как «новаторский», отметив обзоры, в которых указывалось, что в туре есть «части, которые наверняка изменят представление о роке». сделанный." [66]
В 1991 году, готовясь к своему второму туру с Tin Machine , Боуи размышлял над театральностью и презентацией Glass Spider Tour, предположив, что многие последующие туры и выступления выиграли от этого тура:
The Stones Шоу Принца , шоу , шоу Мадонны ... все они получили пользу от [этого] тура. ... Мне многое из этого [Glass Spider Tour] нравится, но... все это должно было быть намного меньше. Три четверти из них были действительно инновационными, и я многое из этого видел на шоу других людей. ... Однажды, если у вас будет возможность, возьмите копию этого шоу на видео и посмотрите на него еще раз, потому что в свете того, что было сделано с тех пор, происходит кое-что интересное. [48]
В конце 2000-х тур стал пересматриваться критиками, и тон освещения начал меняться. В 2009 году статья в BBC News назвала новаторский набор тура Glass Spider Tour и сочетание музыки и театра источником вдохновения для более поздних выступлений, включая Бритни Спирс , Мадонну, U2 и других. Художник-постановщик Уилли Уильямс сказал, что тур Glass Spider Tour стал образцом для этих выступлений: «Будет один набор костюмов, они исполнят несколько песен, затем произойдет еще одна большая смена сцены и переход к следующему. рок-н-ролл с Бродвея [в рамках тура Glass Spider Tour] был тем началом». [80] В 2010 году Glass Spider Tour получил награду как один из лучших концертных проектов всех времен (наряду с другими такими известными турами, как U2's 360° Tour [2009–2011] и Pink Floyd 's Division Bell Tour [1994]). [23]
«Когда мы гастролировали в поддержку Young Americans , они освистали это до чертиков. Почему? Они [фанаты] хотели Diamond Dogs [предыдущий альбом Боуи]. Когда мы записали « Serious Moonlight », они освистали это до чертиков, потому что они хотели что-то из 70-х. Когда мы делали «Glass Spider», они хотели «Serious Moonlight». Публика никогда не догоняла этого человека».
- Карлос Аломар (2016), о неоднозначной реакции фанатов и критиков на Glass Spider Tour. [81]
В 2013 году в новых критических обзорах начали отмечаться некоторые сильные стороны и новшества тура, и предполагалось, что тур был лучше, чем предполагала его репутация. Хотя критики по-прежнему сочли некоторые элементы тура сомнительными (включая сам сет и преобладание нового материала Боуи), тур получил высокую оценку за сильный голос Боуи, музыкальные аранжировки и выбор относительно неслыханных «драгоценностей» в сет-листе. [71] [82] Питер Фрэмптон считает, что свое участие в этом туре помогло возродить его собственную карьеру. [83]
В 2017 году обзор The Atlantic , хотя и признал наличие у него некоторых недостатков, назвал шоу «зрелищным, красивым, очаровательно претенциозным и до странности волшебным». [65]
Шоу 6 июня 1987 года проходило недалеко от Берлинской стены . Шоу услышали тысячи граждан Восточной Германии через стену. [84] за этим последовали жестокие беспорядки в Восточном Берлине. По словам немецкого журналиста Тобиаса Рутера, эти протесты в Восточном Берлине были первыми в череде беспорядков, которые произошли примерно во время падения стены в ноябре 1989 года. [85] [86] Хотя на падение стены, вероятно, оказали большее влияние другие факторы, [84] После смерти Боуи в 2016 году министерство иностранных дел Германии написало в Твиттере: «Прощай, Дэвид Боуи. Теперь ты среди #Героев. Спасибо, что помог разрушить #стену». [87]
В конечном счете, учитывая негативную реакцию на альбом Never Let Me Down и этот тур, Боуи обнаружил, что он творчески истощен и находится в низкой критической позиции. [88] Боуи решил вернуться к созданию музыки для себя. [89] и, будучи связан с Ривзом Гэбрелсом через его публициста по туру Glass Spider, [90] Боуи сформировал свою группу Tin Machine в 1989 году. [71] и удалил свой старый каталог песен с живых выступлений во время тура Sound + Vision Tour в 1990 году. [91]
Детали тура
[ редактировать ]
Тур-группа[ редактировать ]
Приглашенные исполнители[ редактировать ]
Туровые танцоры[ редактировать ]
|
Дизайн тура
[ редактировать ]- Аллен Брэнтон — Световой дизайн
- Марк Равиц — Художник-постановщик
- Кристин Стрэнд - видеорежиссер [23]
Групповое оборудование
[ редактировать ]с корпусом из натурального клена Питер Фрэмптон играл на двух гитарах Pensa-Suhr Strat , изготовленных вручную Джоном Зуром из Нью-Йорка. Для песни «Zeroes» он использовал электрический ситар Coral , подаренный ему в конце 70-х и ранее принадлежавший Джими Хендриксу . Карлос Аломар играл на шести гитарах американской серии Kramer и одном изготовленном на заказ Alembic . Мультиинструменталист Эрдал Кызылчай играл на клавишных Yamaha DX7 , Emax, Korg SG-1 и Yamaha CS70. Он также играл на Tokai Stratocaster, бас-гитаре Yamaha GS1000 и безладовой бас-гитаре Pedulla. Дополнительные инструменты, на которых играли, включали набор тимбалов Latin Percussion и белых конг, колокольчик, 6- и 8-дюймовые тарелки Zildjian, барабанные палочки Promark, Simmons SDS-9, корнет и итальянскую альт 17-го века. Ричард Коттл играл на двух синтезаторах Prophet 5, Oberheim , Yamaha DX7, DX7-IID и KX5, а также на альт-саксофоне Selmer. Кармин Рохас использовал две бас-гитары Spector, а Алан Чайлдс играл на барабанах Tama Artstar II и использовал различные комбинации тарелок серий Zildjian A, K и Platinum. [21]
Даты тура
[ редактировать ]Дата (1987) | Город | Страна | Место проведения | посещаемость |
---|---|---|---|---|
Рекламные пресс-шоу | ||||
Северная Америка | ||||
17 марта | Торонто | Канада | Бриллиантовый клуб | |
18 марта | Нью-Йорк | Соединенные Штаты | Кошачий клуб | |
Европа | ||||
20 марта | Лондон | Великобритания | Театр Игрока | |
21 марта | Париж | Франция | Локомотив | |
24 марта | Мадрид | Испания | Подносы Халкера | |
25 марта | Рим | Италия | Пайпер | |
26 марта | Мюнхен | Западная Германия | Парккафе Ловенбрау | |
28 марта | Стокгольм | Швеция | Ритц | |
30 марта | Амстердам | Нидерланды | Рай | |
Океания | ||||
27 октября | Сидней | Австралия | Тиволи Клуб | |
Экскурсия по стеклянному пауку | ||||
Европа | ||||
30 мая | Роттердам | Нидерланды | Стадион Фейеноорд | 60,000 [8] |
31 мая | 60,000 [8] | |||
2 июня | Верхтер | Бельгия | Rock Werchter Концертная площадка | |
6 июня | Западный Берлин | Западная Германия | Площадь Республики | 80,000 [93] |
7 июня | Нюрбургринг | Рок на ринге | ||
9 июня | Флоренция | Италия | Муниципальный стадион | 50,000 [49] – 65,000 [8] |
10 июня | Милан | Стадион Сан-Сиро | 60,000 [94] | |
13 июня | Гамбург | Западная Германия | Фестивальная поляна в городском парке | |
15 июня | Рим | Италия | Стадион Фламинио | 40, 000 [95] |
16 июня | 40, 000 [95] | |||
19 июня | Лондон | Великобритания | Стадион Уэмбли | 70,000 [10] |
20 июня | 70,000 [8] [10] | |||
21 июня | Кардифф | Национальный стадион | 50,000 [8] | |
23 июня | Сандерленд | Рокер Парк | 36,000 [96] | |
27 июня | Гетеборг | Швеция | Верфь Эриксберг | 45,000 [97] |
28 июня | Лион | Франция | Стадион Герланд | |
1 июля | Вена | Австрия | Пратерштадион | |
3 июля | Париж | Франция | Департамент департамента Ла-Курнев | |
4 июля | Тулуза | Стадион Муниципальный | ||
6 июля | Мадрид | Испания | Стадион Висенте Кальдерон | |
7 июля | Барселона | Мини Стадион | ||
8 июля | ||||
11 июля | Слейн | Ирландия, Республика | Слейн Концерт | 50,000 [8] |
14 июля | Манчестер | Великобритания | Мэн Роуд | |
15 июля | ||||
17 июля | Хороший | Франция | Западный стадион | |
18 июля | Турин | Италия | Муниципальный стадион Турина | |
Северная Америка | ||||
30 июля | Филадельфия | Соединенные Штаты | Стадион ветеранов | 50,000 [30] |
31 июля | ||||
2 августа | Ист-Резерфорд | Стадион Джайентс | ||
3 августа | ||||
7 августа | Сан-Хосе | Спартанский стадион | 29,000 [98] | |
8 августа | Анахайм | Стадион Анахайм | 50,000 [99] | |
9 августа | ||||
12 августа | Денвер | Стадион Майл Хай | ||
14 августа | Портленд | Гражданский стадион | ||
15 августа | Ванкувер | Канада | Стадион BC Place | 35,000 [100] |
17 августа | Эдмонтон | Стадион Содружества | ||
19 августа | Виннипег | Виннипегский стадион | 25,000 [101] | |
21 августа | Роузмонт | Соединенные Штаты | Роузмонт Горизонт | |
22 августа | ||||
24 августа | Торонто | Канада | Канадский национальный выставочный стадион | |
25 августа | ||||
28 августа | Оттава | Лэнсдаун Парк | 29,000 [60] | |
30 августа | Монреаль | Олимпийский стадион | 45,000 [102] | |
1 сентября | Нью-Йорк | Соединенные Штаты | Мэдисон Сквер Гарден | |
2 сентября | ||||
3 сентября | Фоксборо | Стадион Салливан | 61,000 [103] | |
6 сентября | Чапел-Хилл | Центр Дина Смита | ||
7 сентября | ||||
10 сентября | Милуоки | Маркус Амфитеатр | ||
11 сентября | ||||
12 сентября | Понтиак | Понтиак Сильвердоум | ||
14 сентября | Лексингтон | Рупп Арена | ||
18 сентября | Майами | Майами Оранжевая Чаша | ||
19 сентября | Тампа | Стадион Тампа | ||
21 сентября | Атланта | Омни Колизей | ||
22 сентября | ||||
25 сентября | Хартфорд | Хартфордский общественный центр | ||
28 сентября | Landover | Столичный центр | ||
29 сентября | ||||
1 октября | Сент-Пол | Общественный центр Святого Павла | ||
2 октября | ||||
4 октября | Канзас-Сити | Кемпер Арена | ||
6 октября | Новый Орлеан | Луизиана Супердоум | ||
7 октября | Хьюстон | Саммит | ||
8 октября | ||||
10 октября | Даллас | Реюньон Арена | ||
11 октября | ||||
13 октября | Лос-Анджелес | Стадион Доджер | ||
14 октября | ||||
Океания | ||||
29 октября | Брисбен | Австралия | Развлекательный центр Бундалл | |
30 октября | ||||
3 ноября | Сидней | Сиднейский развлекательный центр | ||
4 ноября | ||||
6 ноября | ||||
7 ноября | ||||
9 ноября | ||||
10 ноября | ||||
13 ноября | ||||
14 ноября | ||||
18 ноября | Мельбурн | Стадион Койонг | ||
20 ноября | ||||
21 ноября | ||||
23 ноября | ||||
28 ноября | Окленд | Новая Зеландия | Стадион Вестерн Спрингс |
Песни
[ редактировать ]
От человека, который продал мир
Из фильма «Зигги Стардаст: Кинофильм»
Из «Героев»
От страшных монстров (и супер-крипов)
|
Из фильма Никогда не подводи меня
Другие песни:
Репетировали, но не исполняли: [8]
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Источник не указывает точное место, где произошли рекордные продажи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Тур Дэвида Боуи Glass Spider (репортаж новостей, Нью-Джерси, 1987 г.).
- ^ Jump up to: а б О'Лири 2019 , гл. 6.
- ^ Пегг 2016 , стр. 69–70.
- ^ Бакли 2005 , стр. 365–372.
- ^ Jump up to: а б Бакли 2005 , с. 373.
- ^ Пегг 2016 , с. 490.
- ^ Пегг 2016 , стр. 582–583.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Карри, Дэвид (1987), Дэвид Боуи: Стеклянный идол (1-е изд.), Лондон и Маргейт, Англия: Omnibus Press, ISBN 978-0-7119-1182-6
- ^ Лодер, Курт (23 апреля 1987 г.), «Воспоминания о звездной пыли», Rolling Stone , вып. 498, стр. 74–77, 80, 82, 168, 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд, Дэниел (14 августа 1987 г.), «Тысячи людей стекаются в паутину Боуи. Мотив «Стеклянный паук» имеет преимущество над его музыкой» , Christian Science Monitor , получено 14 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Пресс-конференции The Glass Spider Tour (Лондон) (винил). 20 марта 1987 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Морс, Стив (18 сентября 1987 г.), «Bowie Weaves Magic on Glass Spider Tour» , The Boston Globe , заархивировано из оригинала 29 октября 2013 г. , получено 28 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Морс, Стив (июль – август 1987 г.), «Дэвид Боуи (история на обложке)», In Fashion Magazine , 3 (10): 151, 153.
- ^ Jump up to: а б с д Запад, Коринфия; Стаут, Ленни (1987), «Неизвестный праздник», Rock Express
- ^ Jump up to: а б с Джейкобсон, Колин, Дэвид Боуи Glass Spider (1987) , получено 21 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Парелес, Джон (2 августа 1987 г.), «Боуи создает зрелище» , The New York Times , получено 4 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэдклифф, Джо (январь 1988 г.), «Дэвид Боуи: «Стеклянный паук» плетет свою музыкальную магию по всему миру», журнал Words & Music
- ^ Барнс, Лаура (14 января 2016 г.). «Почему смерть Дэвида Боуи стала утратой для технологической индустрии» . ПЦР (PCR.online.biz) . Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ О'Нил, Тим (26 августа 2007 г.), Дэвид Боуи: Glass Spider Tour (специальное издание DVD / 2CD) [DVD] , получено 7 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Графф, Гэри (18 сентября 1987 г.), «Боуи вернулся, и его скандальный тур Glass Spider смелее, чем когда-либо, доказывает, что нестареющий рокер все еще полон сюрпризов» , The Orlando Sentinel , получено 28 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Айслер, Скотт (август 1987 г.), «Дэвид Боуи немного раскрывается», музыкант : 60–73
- ^ Пресс-конференции The Glass Spider Tour (Амстердам) (винил). 30 марта 1987 года.
- ^ Jump up to: а б с д Сандберг, Мэриан (1 августа 2010 г.), «Дэвид Боуи Glass Spider (1987) - лучший дизайн концертного тура всех времен» , Live Design , получено 20 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Томлинсон, Стюарт (15 августа 1987 г.), «Боуи затмевает ослепительный сценический реквизит», The Oregonian , Портленд, Орегон
- ^ Jump up to: а б «Сегодняшний день в истории музыки – 30 мая» , The Canadian Press , 30 мая 2013 г. , получено 31 мая 2013 г.
- ^ Альбрехт, Лесли (24 августа 2016 г.). «Бывший художник-постановщик Дэвида Боуи украшает здание на склоне парка искусством» . ДНКInfo.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Парелес, Джон (1 августа 1987 г.), «Музыка: тур Боуи по стеклянному пауку» , The New York Times , получено 28 мая 2013 г.
- ^ О'Коннор, Джон (3 июня 1988 г.), «TV Weekend; 'Дэвид Боуи: тур по стеклянному пауку' » , The New York Times , получено 28 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Боуи, Филадельфия, 1987 – Стеклянный паук: репортаж о действиях на канале 6 (репортаж новостей, ABC News). Филадельфия. 1987.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Боуи Countdown 1987 Glass Spider Special (телепрограмма «Обратный отсчет» (Голландия)). 1987.
- ^ Jump up to: а б с Пегг, Николас (октябрь 2016 г.). Полное новое издание Дэвида Боуи: расширенное и обновленное . Книги Титана.
- ^ Дэвид Боуи, отчет о турне Glass Spider ( Newsnight ). 1987.
- ^ Jump up to: а б Лугман, Антуан (май 2007 г.), «Боуи в Голландии: Стеклянный паук» , «Вуайерист » , заархивировано из оригинала 29 октября 2013 г. , получено 25 июня 2013 г.
- ^ Даты тура Дэвида Боуи: Официальный блог Карлоса Аломара , 12 июля 2012 г. , дата обращения 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, Тина (март 1990), «Watch That Man», Music Express : 9
- ^ "Дэйв пришел, Дэйв ушел", журнал Music & Sound Output , июнь 1987 г.
- ^ Виткаваж, Адам (26 марта 2012 г.). «Из хранилища: Дэвид Боуи, 1987» . Журнал «Паста» . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Милвард, Джон (31 июля 1987 г.), «Боуи катается на стеклянном пауке у ветеринара» , The Philadelphia Inquirer , получено 5 июня 2013 г.
- ^ Дэвид Боуи внутри . Издательство Виктории и Альберта. 2013. ISBN 9781851777358 .
- ^ Чочрек, Элла (9 января 2021 г.). «Самая сумасшедшая сценическая обувь Дэвида Боуи включала сапоги до бедра и туфли на каблуке-котенке» . МСН . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Уилер, Алекс (17 мая 2016 г.). «Аукцион музыкальных икон: памятные вещи Кобейна, Элвиса, Майкла Джексона и Боуи выставлены на продажу в Нью-Йорке» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ «Лот 353 из 403: КОСТЮМ ДЭВИДА БОУИ СТЕКЛЯННЫЙ ПАУК-ТУР» . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Джордан, Шотландия (30 ноября 1990 г.), «Звук и видение: мир предметов коллекционирования Дэвида Боуи», Голдмайн , Иола, Висконсин, стр. 44
- ^ «Антология рок-н-ролла: от фолка до ярости. Лот 19: Государственный костюм Дэвида Боуи с тура Glass Spider Tour, 1987» . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ Пресс-конференции The Glass Spider Tour (Нью-Йорк) (винил). 18 марта 1987 года.
- ^ Венер, Бен (15 февраля 2008 г.), «Сиукси возвращается к своему плачу в новом туре» , The Orange County Register , получено 23 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Мюррей, Чарльз Шаар (октябрь 1991 г.), «И певца зовут Дэйв...», журнал Q , вып. 61, стр. 56–64.
- ^ Jump up to: а б "Сан-Сиро сегодня вечером переполняется Боуи (итальянский)", Corriere della Sera , 10 июня 1987 г.
- ^ Times, Entertainment Reports From The (18 июня 1987 г.), «First Off... (18 июня 1987 г.)» , Los Angeles Times , получено 29 октября 2013 г.
- ^ Сакс, Джон; Морган, Пирс (1991), «Частные файлы звезд (Дэвид Боуи)», Star Filez
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Бритт, Брюс (20 августа 1987 г.), «Аломар, дублер Боуи, видит причину для восторга в разочаровании» , Los Angeles Daily News , получено 11 сентября 2013 г.
- ^ Смит, Кортни (13 октября 2010 г.), «10 поворотных моментов в отношениях между группой и брендом (номер 3)» , FlavorWire.com , заархивировано из оригинала 8 ноября 2013 г. , получено 8 ноября 2013 г.
- ^ «Дэвиду Боуи не предъявлено обвинение в сексуальном насилии» . УПИ . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Рок-звезда освобождена от нападения» , The New York Times , 19 ноября 1988 г. , дата обращения 28 октября 2013 г.
- ^ Кайл, Мередит (12 января 2016 г.). «ЭКСКУРСЫ: Тур Дэвида Боуи «Glass Spider» 1987 года был «красочным, вульгарным, сказочным» » . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Ресснер, Джеффри (15 июня 1989 г.), «Те, кто продался (снова)», Rolling Stone , стр. 20
- ^ «Быстрые новости», звезда : 31, 25 августа 1987 г.
- ^ Jump up to: а б Барр, Грег (11 января 2016 г.). «1987: Дэвид Боуи бьет рекорд посещаемости рок-концертов в Оттаве» . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б О'Мэлли, Кэти; Гратто, Ханке (12 ноября 1987 г.), «Towing the Line...» , Chicago Tribune , получено 28 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Молески, Линда (27 декабря 1987 г.), «В дороге: Pink Floyd оказались самыми кассовыми в 1987 г.» , журнал Billboard : 40 , получено 25 июня 2013 г.
- ^ Билл Вайман (6 сентября 1991 г.), «Человек, который упал на Землю» , Entertainment Weekly , заархивировано из оригинала 3 июля 2014 г. , получено 8 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дю Нойе, Поль (апрель 1990 г.), «Дэвид Боуи (интервью)», вопрос : 60–70
- ^ Jump up to: а б Хеллер, Джейсон (27 апреля 2017 г.), «Спад Дэвида Боуи в 1987 году имел свое странное волшебство» , The Atlantic , получено 23 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Интервью с Крейгом Бромбергом для журнала Smart, 1990 г.
- ^ Хейм, Крис (23 августа 1987 г.), «Человек многих уловок, Боуи использует еще один» , Chicago Tribune , получено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пресс-конференции The Glass Spider Tour (Сидней) (винил). 27 октября 1987 г.
- ^ Ри, Стивен (24 августа 1987 г.), «Есть Дэвид Боуи, похожий на Чокнутого профессора, и...» , Chicago Tribune , получено 28 октября 2013 г.
- ^ Times, Entertainment Reports From The (19 марта 1987 г.), «First Off... (19 марта 1987 г.)» , Los Angeles Times , получено 29 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Грин, Энди (27 августа 2013 г.), «Воспоминания: Дэвид Боуи сталкивается с жарой во время тура Glass Spider Tour» , Rolling Stone , получено 27 августа 2013 г.
- ^ Пресс-конференции The Glass Spider Tour (Стокгольм) (винил). 28 марта 1987 года.
- ^ Джонс, Триша (июль 1987 г.), «Дэвид Боуи, парень слишком вменяем для его же блага?», iD
- ^ Jump up to: а б "Boys Keep Swinging", журнал Q , июнь 1989 г.
- ^ Гейтс, Чарли (12 января 2016 г.). «Городской миф киви о турне Дэвида Боуи Glass Spider наконец-то развеян» . Stuff.co.nz . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Гундерсен, Эдна (27 апреля 1990 г.), «Боуи, бунтовщик на отдыхе», USA Today , стр. Д1–Д2
- ^ Jump up to: а б Коэн, Скотт (сентябрь 1991 г.), «Дэвид Боуи (интервью)», журнал Details , стр. 86–97.
- ^ «Боуи: Мальчики продолжают качаться», Melody Maker : 24–26, 24 марта 1990 г.
- ^ Кларк, Тина (июль 1989 г.), «Если бы у меня была группа», Music Express , 13 (138): 8–11
- ^ Янгс, Ян (13 августа 2009 г.), «Стадионный рок, от Битлз до Боно» , BBC News , получено 25 июня 2013 г.
- ^ «Золотые годы Карлоса Аломара с Дэвидом Боуи (интервью)» . Журнал Rock Cellar . 11 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 11 февраля 2016 г. .
- ^ Томпсон, Дэйв, «Glass Spider Live: Обзоры критиков (AMG Review)» , MSN , заархивировано из оригинала 12 октября 2013 г. , получено 5 сентября 2013 г.
- ^ Дэвид Боуи помог реанимировать Питера Фрэмптона , antimusic.com , получено 3 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Макс (11 января 2016 г.). «Дэвид Боуи у Берлинской стены: невероятная история концерта и его роль в истории» . Вокс . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «Боуи разрушил Берлинскую стену?» . Неделя. 15 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «ГЕРМАНИЯ: Спасибо Дэвиду Боуи за помощь в разрушении Берлинской стены» . Бизнес Инсайдер Австралии. 11 января 2016 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 г. . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ «Прощай, Дэвид Боуи» . Министерство иностранных дел Германии. 11 января 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Бартон, Дэвид (8 июня 1989 г.), «Дэвид Боуи ставит на карту карьеру», Journal-American , стр. Д5
- ^ Леви, Джо (июль 1989 г.), «Я с группой», журнал Spin , 5 (4): 35–36.
- ^ Дерринджер, Лиз (август 1989 г.), «Жестяная машина - последняя машина Боуи», The Music Paper , vol. 22, нет. 1, Манхассет, Нью-Йорк, стр. 16–17.
- ^ О'Брайен, Гленн (май 1990 г.), «Боуи (интервью)», журнал Interview Magazine , 20 (5): 84–91.
- ^ Бакли, Дэвид (2012), Странное увлечение: Дэвид Боуи: Полная история , Random House
- ^ «Дань: Рикки Уорвик о Дэвиде Боуи» , HotPress.com , 3 февраля 2016 г. , получено 23 октября 2016 г.
- ^ Манджаротти, ди Марко (11 июня 1987 г.), «Дэвид Боуи берет Сан-Сиро (итальянский)», Il Giorno
- ^ Jump up to: а б С Дэвидом в паутине (итальянский) , 16 июня 1987 г., заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г. , получено 24 июня 2013 г.
- ^ Мортон, Дэвид (27 июня 2016 г.). «Дэвид Боуи приводит в восторг 36 000 фанатов в Рокер-парке в Сандерленде» . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Концерт Дэвида Боуи, Швеция» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ «Английское дитя ч-ч-перемен расширяет свою паутину», The Oregonian , 14 августа 1987 г.
- ^ Хилберн, Роберт (10 августа 1987 г.), «На стадионе Анахайма: Дэвид Боуи плетет блестящую паутину» , Los Angeles Times , получено 23 сентября 2013 г.
- ^ Зиберт, Аманда (14 января 2016 г.). «Возврат в четверг: 5 вопросов Ньюту о Дэвиде Боуи и обзор» . Джорджия Стрейт (Straight.com) . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Сотрудники Winnipeg Free Press (11 января 2016 г.). «Вспомнился Дэвид Боуи» . Виннипегская свободная пресса . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Гриффин, Джон (11 января 2016 г.). «Из архива: Боуи женится на роке и театре во время тура Glass Spider в Монреале» . Проверено 11 января 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Морс, Стив (3 сентября 1987 г.), «Дэвид Боуи проверяет границы рок-театра» , The Boston Globe , заархивировано из оригинала 5 ноября 2013 г. , получено 11 сентября 2013 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- О'Лири, Крис (2019). От праха к праху: Песни Дэвида Боуи 1976–2016 . Лондон: Книги Репитера. ISBN 978-1-91224-830-8 .
- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books. ISBN 978-0-7535-1002-5 .