Jump to content

Вишакха

Висакха
Заголовок Главный женский покровитель
Персональный
Рожденный
Религия буддизм
Супруг Пурнавардхана
Другие имена Мигарамата
Профессия Упасика
Старшая должность
Учитель Гаутама Будда
Профессия Упасика

Вишакха ( пали : Висакха ; санскрит : Вишакха ), также известная как Мигарамата, была богатой аристократической женщиной, жившей во времена Гаутамы Будды . Она считается главной покровительницей Будды . Вишакха основал храм Мигараматупасада (что означает «Дворец Мигараматы») в Саваттхи , считавшийся одним из двух самых важных храмов во времена исторического Будды, второй — монастырь Джетавана .

Вишакха родился в известной и богатой семье на территории тогдашнего королевства Магадха . Она встретила Будду в возрасте семи лет, когда он посетил ее родной город, и достигла сотапанны , стадии просветления, услышав его проповедь. Позже Вишакха и ее семья переехали в город Сакета (современная Айодхья ) в королевстве Косала . Вишакха вышла замуж за своего мужа Пурнавардхана, когда ей было шестнадцать, а затем переехала в Саваттхи, чтобы жить со своей семьей. Она, как известно, обратила своего тестя, богатого казначея по имени Мигара, в буддизм, дав ей прозвище Мигарамата , буквально «мать Мигары». [ примечание 1 ]

Как главный покровитель, Вишакха щедро поддерживала Будду и его монашескую общину на протяжении всей своей жизни, а также была одним из его главных помощников в отношениях с широкой публикой. Она известна как светская ученица Будды, отличавшаяся прежде всего щедростью. Вишакха была величайшим покровителем и благодетелем Будды наряду со своим коллегой-мужчиной Анатапиндикой .

Согласно буддийской вере, когда в мире появляется полностью просветленный Будда , у него всегда есть группа главных учеников, выполняющих разные роли. Помимо пары главных учеников -архатов, таких как главные ученики-мужчины Гаутамы Будды Сарипутта и Могаллана , а также его главные ученицы-женщины Кхема и Уппалаванна , у всех Будд также есть ряд главных покровителей. Главным покровителем-мужчиной Гаутамы Будды был Анатапиндика , а главным покровителем-женщиной была Вишакха. [ 3 ]

Согласно Палийскому канону , во времена Будды Падуматтары Вишакха родился другом мирянки, которая была одной из главных сторонниц этого Будды. В той жизни женщина увидела, как Будда Падуматтара объявил мирянку своей ученицей-мирянкой, самой щедрой по своей щедрости. Услышав это, женщина приняла решение стать ученицей-мирянкой, отличающейся щедростью будущего Будды, и совершала добрые дела на протяжении многих жизней в надежде стать таковой. [ 4 ] Это желание сбылось во времена Гаутамы Будды, когда она переродилась в Вишакху. [ 5 ] [ 6 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Ступа Вишакхи, где был захоронен ее прах, в Шравасти.

Вишакха родился в богатой семье, в городе Бхаддия в Анге , который в то время был частью королевства Магадха . Ее отца звали Дхананджая, а мать - Сумана. Согласно буддийской традиции, семья Вишакхи обладала особой заслугой со стороны ее деда Мендаки, который отдал свою последнюю трапезу Будде Пачека в прошлой жизни , и это заслуга, в которой приняла участие вся семья. [ 4 ] Вишакха встретила Гаутаму Будду в возрасте семи лет, когда он был в ее родном городе. Когда Будда научил ее, она достигла сотапанны , стадии просветления. В течение следующих двух недель Мендака ежедневно приглашал Будду и его монахов обедать у него дома. [ 6 ]

Вишакха переехала позже, когда Пасенади услышал король Косалы об этой семье особых заслуг. Король Пасенади попросил своего зятя, короля Бимбасару , прислать ему некоторых людей, обладающих особыми заслугами в его королевстве, чтобы его подданные могли увидеть их пример. Король Бимбасара согласился и приказал Вишакхе, ее отцу и матери переехать в город Сакета (современная Айодхья ), недалеко от столицы Косала Саватти . [ 7 ]

Когда Вишакхе было шестнадцать, богатый казначей по имени Мигара пожелал найти жену для своего сына Пуннаваддханы. Однако Пуннаваддханна не хотел жениться и описал красивую женщину, которую, по его мнению, невозможно было найти, как единственную женщину, на которой он женится. Из-за этого Мигара нанял группу брахманов , чтобы найти женщину, соответствующую описанию Пуннаваддханны. Брамины обыскали многие города, пока не нашли праздник в городе Сакета. Когда на фестивале пошел дождь, все побежали в укрытие, за исключением Вишакхи, который медленно шел к укрытию. Когда брамины увидели это, они сначала высмеяли ее как ленивую. Однако Вишакха объяснила им, что она не бежала, потому что бежать было неприлично для королей, королевских слонов, монахов и женщин. Она также пояснила, что не хочет травмироваться, так как мокрую одежду можно починить, но если женщина брачного возраста сломает конечность, она не сможет выйти замуж и станет проблемой для ее родителей. [ примечание 2 ] Во время этого разговора брамины заметили, что Вишакха обладает всеми чертами, описанными Пуннаваддханой, и сделали ей предложение от его имени, которое Вишакха приняла. [ 9 ] [ 10 ]

В день ее свадьбы отец хотел подарить ей скот. Выпустив несколько, он заявил, что этого достаточно и ворота следует закрыть. Однако скот за воротами все еще следовал за ней, перепрыгивая через ворота, чтобы добраться до нее. Согласно буддийским писаниям, это произошло потому, что в предыдущем существовании Вишакха подносил молочные продукты монашеской общине предыдущего Будды, Кассапы . Несмотря на попытки монахов убедить ее, что ее даров достаточно, она настояла на том, чтобы давать больше. Считается, что эта заслуга заставила скот отправиться в Вишакху в день ее свадьбы, несмотря на попытки остановить их. [ 11 ]

После замужества Вишакха переехала в Саватти, чтобы жить с семьей мужа. Войдя в город, стоя на ее колеснице, жители Саватти были поражены ее красотой и осыпали ее приветственными подарками. Получив подарки, Вишакха в знак щедрости передала их обратно жителям города. [ 12 ] [ 13 ]

После того, как Вишакха переехала в дом мужа, ее тесть, последователь джайнизма , стал очень раздражен религиозной верой Вишакхи в буддизм. В конце концов ее тесть начал пытаться расторгнуть брак своего сына и Вишакхи. Однажды, когда монах вошел в дом, чтобы попросить милостыню, Мигара проигнорировал его, побудив Вишакху сказать: «Проходите, достопочтенный сэр, мой тесть ест несвежую еду». Увидев в этом возможность избавиться от нее, ее тесть попросил изгнать Вишакху из дома. Были вызваны арбитры, но Вишакха объяснила, что из-за того, что ее тесть ел еду и не зарабатывал заслуг на будущее, он использовал прошлые заслуги и больше не зарабатывал, так что это было похоже на то, как будто он ел несвежую еду. Выслушав это, было решено, что Вишакха не имела в виду неуважение. Позже Вишакха убедил Мигару увидеть Будду, что привело его к сотапанне , стадии просветления. [ 14 ] [ 15 ] Мигара был так благодарен Вишакхе за то, что она помогла ему достичь стадии просветления, что объявил ее своей духовной матерью, за что получил прозвище Мигарамата , или «мать Мигары». [ 16 ] [ 17 ] [ примечание 3 ] Со временем она постепенно убедила всю свою семью стать набожными буддистами. [ 19 ]

У Вишакхи было двадцать детей, десять сыновей и десять дочерей, причем у каждого из ее детей было такое же большое количество детей. [ 6 ]

Главный покровитель

[ редактировать ]

Согласно буддийским текстам, Вишакха был главным покровителем Будды наряду с Анатапиндикой и отвечал за обеспечение Сангхи . Два главных покровителя также были главными помощниками Гаутамы Будды в общении с широкой публикой, и он часто обращался к одному из них всякий раз, когда нужно было что-то договориться с общиной. [ 20 ] [ 21 ] Вишакха регулярно посещала Будду во второй половине дня для проповедей Дхаммы, когда он был в Саватти, и ежедневно кормила большое количество монахов в своем доме. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ] [ примечание 4 ] Выходя из дома, Вишакха поручала подавать милостыню вместо себя одной из своих внучек. [ 24 ] Будда назвал любовь Вишакхи к даянию образцовой и указал на нее как на пример идеального благодетеля, обладающего как любовью к даянию, так и обильным богатством, которое можно давать. Он противопоставил это людям, которые имеют богатство, но не дают, которых он назвал неразумными и сравнил с производителями цветочных гирлянд, у которых много цветов, но нет навыков, чтобы делать хорошие цветочные гирлянды. [ 25 ]

Вишакха часто носила свою лучшую одежду и духи в монастырях, хотя позже она осознала ценности аскетизма и решила отказаться от своей красивой одежды. [ 26 ] Однажды Вишакха потеряла несколько украшений, которые нашел Ананда и спрятал их для нее. Осознав, что произошло, Вишакха решила продать украшения и использовать вырученные деньги для получения заслуг . Однако драгоценности были слишком дорогими, чтобы их мог купить кто-либо, поэтому она выкупила их сама из имеющихся у нее активов и отложила деньги на строительство монастыря недалеко от Саватти. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Готовясь начать строительство монастыря, Вишакха попросила Будду остаться в Саватти для строительства, однако Будде нужно было преподавать в другом месте, и он позволил ей выбрать монаха, который останется с ней на время строительства. Вишакха выбрала Маха Моггаллану , ученика Будды, обладающего лучшими экстрасенсорными способностями , чтобы тот остался с ней и наблюдал за строительством. Благодаря надзору Маха Могалланы и использованию экстрасенсорных способностей для помощи в строительстве двухэтажный храм был построен за девять месяцев. [ 31 ] Храм был известен как монастырь Пурварама, часто называемый Мигараматупасада (буквально «Дворец Мигараматы»). [ 29 ] [ 30 ] [ 32 ] После строительства монастыря Будда чередовал Мигараматупасаду и Джетавану , монастырь, построенный его главным учеником-мужчиной Анатапиндикой, всякий раз, когда он останавливался в Саваттхи. [ 33 ] [ 29 ] [ 32 ] В общей сложности Будда провел шесть сезонов дождей в монастыре Вишакхи, втором по величине среди всех монастырей при его жизни, уступив только Джетаване. [ 32 ] [ 34 ]

Согласно буддийским писаниям, после ее смерти Вишакха переродилась в Нимманарати, пятом небесном царстве, как супруга царя-дэва этого царства. [ 6 ]

Наследие

[ редактировать ]

Вишакха считается одной из самых выдающихся женщин-мирян во времена Будды, и ее роль в буддийских писаниях часто упоминается в определении отношения к женщинам в раннем буддизме. Религиовед Нэнси Фальк утверждает, что «главная героиня буддийских повествований — это не основательница монахинь Махападжапати, как можно было бы ожидать, а Вишакха [ sic ], дочь и жена, которые принадлежали к ранней общине и никогда не принимали монахинь 'клятвы'. [ 35 ]

Историк Л.С. Девараджа указывает на тот факт, что Вишакха часто надевала свою лучшую одежду в монастыри, что указывает на более либеральное отношение к женщинам в раннем буддизме. Вишакху никогда не наказывали за ее одежду, и только когда она лично развила понимание непривязанности, она решила самостоятельно отказаться от красивой одежды. Девараджа противопоставляет это другим религиям Азии, которые обычно описывают любовь благочестивых женщин к украшениям как «злой атрибут». [ 26 ] Ученые ссылаются на историю Вишакхи как на свидетельство сильного присутствия женского покровительства в раннем буддизме и на свидетельство большой ценности присутствия женщин-буддистов-доноров. [ 36 ] [ 37 ] Фактически, ученый-буддист Питер Харви отмечает, что большинство историй в Палийском каноне о донорах, перерождающихся в буддийских небесных сферах, посвящены женщинам. [ 38 ]

Часто проводят параллели между Вишакхой и главным благодетелем Будды-мужчиной, Анатапиндикой . Религиовед Тодд Льюис описывает Вишакху и Анатапиндику как одних из самых популярных фигур в буддийском искусстве и повествовании в азиатской буддийской традиции. [ 39 ] Каждый из двух покровителей играет параллельные роли: оба призваны договариваться с мирянами, оба строят важные храмы для Будды и оба занимаются различными видами пожертвований для Сангхи . [ 20 ] [ 21 ] [ 38 ] Любая форма пожертвования, которую преследовал один из благотворителей, также осуществлялась другим. Фальк называет их «подходящей парой «идеальных» доноров мужского и женского пола». [ 40 ] Харви утверждает, что эти симбиотические параллельные отношения между двумя главными покровителями подразумевают, что ни одна форма пожертвования в буддизме не зависит от пола. [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В буддизме духовного наставника иногда уважительно называют родителем. Если духовным наставником является мужчина, его называют «отцом», если духовным наставником является женщина, ее называют «матерью». [ 1 ] [ 2 ]
  2. В древней Индии среди богатых семей существовало поверье, что незамужние женщины считались обузой для своих родителей. [ 8 ]
  3. По совпадению, позже у нее родился сын, которого она назвала Мигара. Хотя не поэтому ее прозвали «матерью Мигары». [ 18 ]
  4. ^ По некоторым текстам 500, но в комментарии Дхаммапады - 2000. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ]
  1. ^ Киоун, Дэмиен; Пребиш, Чарльз С. (16 декабря 2013 г.). Энциклопедия буддизма . Рутледж. ISBN  9781136985959 . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 г. Проверено 24 января 2019 г.
  2. ^ Энгельмайер, Паскаль (17 октября 2014 г.). Женщины в палийском буддизме: идя духовными путями во взаимной зависимости . Рутледж. стр. 65–67. ISBN  9781317617990 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 24 января 2019 г.
  3. ^ Гастингс, Джеймс; Селби, Джон Александр; Грей, Луи Герберт (1921). Энциклопедия религии и этики . Скрибнер. п. 49. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 9 мая 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 355. ИСБН  9780861718641 . OCLC   793166695 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 27 августа 2018 г.
  5. ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 158. ИСБН  9788120807389 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж «Висакха» . www.palikanon.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 16 июня 2018 г.
  7. ^ Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 356. ИСБН  9780861718641 . OCLC   793166695 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 27 августа 2018 г.
  8. ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 85.ISBN  9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  9. ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. стр. 82–85. ISBN  9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  10. ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. стр. 160–161. ISBN  9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  11. ^ Буддхагхоша; Берлингейм, Юджин Уотсон; Ланман, Чарльз Роквелл (1921). Буддийские легенды . Издательство Гарвардского университета. стр. 67–68. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  12. ^ Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 359. ИСБН  9780861718641 . OCLC   793166695 .
  13. ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 164. ИСБН  9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  14. ^ «Висакха Мигарамата — Мать Мигары» . www.obo.genaud.net . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  15. ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 166. ИСБН  9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  16. ^ Бинты, Асока (28 ноября 2017 г.). «Висакха: главная благодетельница Будды» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 г. Проверено 27 августа 2018 г.
  17. ^ Ньянапоника, Тера (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 360. ИСБН  9780861718641 . OCLC   793166695 .
  18. ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 99.ISBN  9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  19. ^ «Жизнь Будды: Вишакха, сторонница (Часть 2)» . www.buddhanet.net . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Анатхапиндика: Великий благодетель» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 22 августа 2018 г.
  21. ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Дэвид К. (1993). Погружение сквозь облака: конструктивные живые течения . СУНИ Пресс. п. 8. ISBN  9780791413135 . Архивировано из оригинала 21 июня 2014 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  22. ^ Jump up to: а б Шоу, Сара (14 февраля 2006 г.). Буддийская медитация: антология текстов Палийского канона . Тейлор и Фрэнсис. п. 129. ИСБН  9780203007310 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  23. ^ Jump up to: а б Берлингейм, Юджин Уотсон; Ланман, Чарльз Роквелл (1921). Буддийские легенды: Введение, конспекты, пер. книг 1 и 2 . Издательство Гарвардского университета. п. 242. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 10 мая 2020 г.
  24. ^ Труды Американской академии искусств и наук . Американская академия искусств и наук. 1910. с. 506. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 22 января 2020 г.
  25. ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 108.ISBN  9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  26. ^ Jump up to: а б Девараджа, Л.С. (1981). Положение женщин в буддизме (PDF) . Буддийское издательское общество. п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  27. ^ Народ, Дион. «Буддийские женщины во времена Будды и женщины Тхеравады сегодня (2003)» . п. 2. Архивировано из оригинала 31 мая 2016 г. Проверено 22 августа 2018 г. [ мертвая ссылка ]
  28. ^ Нарада (01 января 2006 г.). Будда и его учение . Издательство Джайко. п. 440. ИСБН  9788179926178 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  29. ^ Jump up to: а б с «Мигараматупасада» . Palikanon.de . Архивировано из оригинала 18 марта 2018 г. Проверено 17 марта 2018 г.
  30. ^ Jump up to: а б Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 170. ИСБН  9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
  31. ^ Тхера, Дхармасена (2001). Портреты буддийских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . Поздравляю, Ранджини. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 103–104. ISBN  0791451119 . OCLC   46937658 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  32. ^ Jump up to: а б с Табрю, В. Вивиан Де (10 июля 2013 г.). Памятники и храмы православного буддизма в Индии и Шри-Ланке . АвторДом. п. 40. ИСБН  9781481795524 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  33. ^ «Джетавана» . Palikanon.de . Архивировано из оригинала 18 марта 2018 г. Проверено 17 марта 2018 г.
  34. ^ Тхакур, Амарнатх (1996). Буддийские и буддийские синоды в Индии и за рубежом . Публикации Абхинава. стр. 64–76. ISBN  9788170173175 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  35. ^ Гросс, Рита М. (1993). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . СУНИ Пресс. стр. 49 со ссылкой на Фалька. ISBN  9780791414033 . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  36. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (3 августа 2000 г.). Женщины, патронаж и самопредставительство в исламских обществах . СУНИ Пресс. п. 95. ИСБН  9780791444702 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  37. ^ Гросс, Рита М. (1993). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . СУНИ Пресс. п. 50. ISBN  9780791414033 . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  38. ^ Jump up to: а б с Харви, Питер (22 июня 2000 г.). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. п. 401. ИСБН  9780521556408 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
  39. ^ Льюис, Тодд (2 апреля 2014 г.). Буддисты: понимание буддизма через жизнь практикующих . Джон Уайли и сыновья. п. 30. ISBN  978-1-118-32208-6 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 14 июня 2020 г.
  40. ^ Харви, Питер (22 июня 2000 г.). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. стр. 401 со ссылкой на Фалька. ISBN  9780521556408 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f028f3989807afda8f0d4136305f29b__1714408680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/9b/5f028f3989807afda8f0d4136305f29b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Visakha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)