Вишакха
Висакха | |
---|---|
Заголовок | Главный женский покровитель |
Персональный | |
Рожденный | |
Религия | буддизм |
Супруг | Пурнавардхана |
Другие имена | Мигарамата |
Профессия | Упасика |
Старшая должность | |
Учитель | Гаутама Будда |
Профессия | Упасика |
Вишакха ( пали : Висакха ; санскрит : Вишакха ), также известная как Мигарамата, была богатой аристократической женщиной, жившей во времена Гаутамы Будды . Она считается главной покровительницей Будды . Вишакха основал храм Мигараматупасада (что означает «Дворец Мигараматы») в Саваттхи , считавшийся одним из двух самых важных храмов во времена исторического Будды, второй — монастырь Джетавана .
Вишакха родился в известной и богатой семье на территории тогдашнего королевства Магадха . Она встретила Будду в возрасте семи лет, когда он посетил ее родной город, и достигла сотапанны , стадии просветления, услышав его проповедь. Позже Вишакха и ее семья переехали в город Сакета (современная Айодхья ) в королевстве Косала . Вишакха вышла замуж за своего мужа Пурнавардхана, когда ей было шестнадцать, а затем переехала в Саваттхи, чтобы жить со своей семьей. Она, как известно, обратила своего тестя, богатого казначея по имени Мигара, в буддизм, дав ей прозвище Мигарамата , буквально «мать Мигары». [ примечание 1 ]
Как главный покровитель, Вишакха щедро поддерживала Будду и его монашескую общину на протяжении всей своей жизни, а также была одним из его главных помощников в отношениях с широкой публикой. Она известна как светская ученица Будды, отличавшаяся прежде всего щедростью. Вишакха была величайшим покровителем и благодетелем Будды наряду со своим коллегой-мужчиной Анатапиндикой .
Фон
[ редактировать ]Согласно буддийской вере, когда в мире появляется полностью просветленный Будда , у него всегда есть группа главных учеников, выполняющих разные роли. Помимо пары главных учеников -архатов, таких как главные ученики-мужчины Гаутамы Будды Сарипутта и Могаллана , а также его главные ученицы-женщины Кхема и Уппалаванна , у всех Будд также есть ряд главных покровителей. Главным покровителем-мужчиной Гаутамы Будды был Анатапиндика , а главным покровителем-женщиной была Вишакха. [ 3 ]
Согласно Палийскому канону , во времена Будды Падуматтары Вишакха родился другом мирянки, которая была одной из главных сторонниц этого Будды. В той жизни женщина увидела, как Будда Падуматтара объявил мирянку своей ученицей-мирянкой, самой щедрой по своей щедрости. Услышав это, женщина приняла решение стать ученицей-мирянкой, отличающейся щедростью будущего Будды, и совершала добрые дела на протяжении многих жизней в надежде стать таковой. [ 4 ] Это желание сбылось во времена Гаутамы Будды, когда она переродилась в Вишакху. [ 5 ] [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Вишакха родился в богатой семье, в городе Бхаддия в Анге , который в то время был частью королевства Магадха . Ее отца звали Дхананджая, а мать - Сумана. Согласно буддийской традиции, семья Вишакхи обладала особой заслугой со стороны ее деда Мендаки, который отдал свою последнюю трапезу Будде Пачека в прошлой жизни , и это заслуга, в которой приняла участие вся семья. [ 4 ] Вишакха встретила Гаутаму Будду в возрасте семи лет, когда он был в ее родном городе. Когда Будда научил ее, она достигла сотапанны , стадии просветления. В течение следующих двух недель Мендака ежедневно приглашал Будду и его монахов обедать у него дома. [ 6 ]
Вишакха переехала позже, когда Пасенади услышал король Косалы об этой семье особых заслуг. Король Пасенади попросил своего зятя, короля Бимбасару , прислать ему некоторых людей, обладающих особыми заслугами в его королевстве, чтобы его подданные могли увидеть их пример. Король Бимбасара согласился и приказал Вишакхе, ее отцу и матери переехать в город Сакета (современная Айодхья ), недалеко от столицы Косала Саватти . [ 7 ]
Свадьба
[ редактировать ]Когда Вишакхе было шестнадцать, богатый казначей по имени Мигара пожелал найти жену для своего сына Пуннаваддханы. Однако Пуннаваддханна не хотел жениться и описал красивую женщину, которую, по его мнению, невозможно было найти, как единственную женщину, на которой он женится. Из-за этого Мигара нанял группу брахманов , чтобы найти женщину, соответствующую описанию Пуннаваддханны. Брамины обыскали многие города, пока не нашли праздник в городе Сакета. Когда на фестивале пошел дождь, все побежали в укрытие, за исключением Вишакхи, который медленно шел к укрытию. Когда брамины увидели это, они сначала высмеяли ее как ленивую. Однако Вишакха объяснила им, что она не бежала, потому что бежать было неприлично для королей, королевских слонов, монахов и женщин. Она также пояснила, что не хочет травмироваться, так как мокрую одежду можно починить, но если женщина брачного возраста сломает конечность, она не сможет выйти замуж и станет проблемой для ее родителей. [ примечание 2 ] Во время этого разговора брамины заметили, что Вишакха обладает всеми чертами, описанными Пуннаваддханой, и сделали ей предложение от его имени, которое Вишакха приняла. [ 9 ] [ 10 ]
В день ее свадьбы отец хотел подарить ей скот. Выпустив несколько, он заявил, что этого достаточно и ворота следует закрыть. Однако скот за воротами все еще следовал за ней, перепрыгивая через ворота, чтобы добраться до нее. Согласно буддийским писаниям, это произошло потому, что в предыдущем существовании Вишакха подносил молочные продукты монашеской общине предыдущего Будды, Кассапы . Несмотря на попытки монахов убедить ее, что ее даров достаточно, она настояла на том, чтобы давать больше. Считается, что эта заслуга заставила скот отправиться в Вишакху в день ее свадьбы, несмотря на попытки остановить их. [ 11 ]
После замужества Вишакха переехала в Саватти, чтобы жить с семьей мужа. Войдя в город, стоя на ее колеснице, жители Саватти были поражены ее красотой и осыпали ее приветственными подарками. Получив подарки, Вишакха в знак щедрости передала их обратно жителям города. [ 12 ] [ 13 ]
Семья
[ редактировать ]После того, как Вишакха переехала в дом мужа, ее тесть, последователь джайнизма , стал очень раздражен религиозной верой Вишакхи в буддизм. В конце концов ее тесть начал пытаться расторгнуть брак своего сына и Вишакхи. Однажды, когда монах вошел в дом, чтобы попросить милостыню, Мигара проигнорировал его, побудив Вишакху сказать: «Проходите, достопочтенный сэр, мой тесть ест несвежую еду». Увидев в этом возможность избавиться от нее, ее тесть попросил изгнать Вишакху из дома. Были вызваны арбитры, но Вишакха объяснила, что из-за того, что ее тесть ел еду и не зарабатывал заслуг на будущее, он использовал прошлые заслуги и больше не зарабатывал, так что это было похоже на то, как будто он ел несвежую еду. Выслушав это, было решено, что Вишакха не имела в виду неуважение. Позже Вишакха убедил Мигару увидеть Будду, что привело его к сотапанне , стадии просветления. [ 14 ] [ 15 ] Мигара был так благодарен Вишакхе за то, что она помогла ему достичь стадии просветления, что объявил ее своей духовной матерью, за что получил прозвище Мигарамата , или «мать Мигары». [ 16 ] [ 17 ] [ примечание 3 ] Со временем она постепенно убедила всю свою семью стать набожными буддистами. [ 19 ]
У Вишакхи было двадцать детей, десять сыновей и десять дочерей, причем у каждого из ее детей было такое же большое количество детей. [ 6 ]
Главный покровитель
[ редактировать ]Согласно буддийским текстам, Вишакха был главным покровителем Будды наряду с Анатапиндикой и отвечал за обеспечение Сангхи . Два главных покровителя также были главными помощниками Гаутамы Будды в общении с широкой публикой, и он часто обращался к одному из них всякий раз, когда нужно было что-то договориться с общиной. [ 20 ] [ 21 ] Вишакха регулярно посещала Будду во второй половине дня для проповедей Дхаммы, когда он был в Саватти, и ежедневно кормила большое количество монахов в своем доме. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ] [ примечание 4 ] Выходя из дома, Вишакха поручала подавать милостыню вместо себя одной из своих внучек. [ 24 ] Будда назвал любовь Вишакхи к даянию образцовой и указал на нее как на пример идеального благодетеля, обладающего как любовью к даянию, так и обильным богатством, которое можно давать. Он противопоставил это людям, которые имеют богатство, но не дают, которых он назвал неразумными и сравнил с производителями цветочных гирлянд, у которых много цветов, но нет навыков, чтобы делать хорошие цветочные гирлянды. [ 25 ]
Вишакха часто носила свою лучшую одежду и духи в монастырях, хотя позже она осознала ценности аскетизма и решила отказаться от своей красивой одежды. [ 26 ] Однажды Вишакха потеряла несколько украшений, которые нашел Ананда и спрятал их для нее. Осознав, что произошло, Вишакха решила продать украшения и использовать вырученные деньги для получения заслуг . Однако драгоценности были слишком дорогими, чтобы их мог купить кто-либо, поэтому она выкупила их сама из имеющихся у нее активов и отложила деньги на строительство монастыря недалеко от Саватти. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Готовясь начать строительство монастыря, Вишакха попросила Будду остаться в Саватти для строительства, однако Будде нужно было преподавать в другом месте, и он позволил ей выбрать монаха, который останется с ней на время строительства. Вишакха выбрала Маха Моггаллану , ученика Будды, обладающего лучшими экстрасенсорными способностями , чтобы тот остался с ней и наблюдал за строительством. Благодаря надзору Маха Могалланы и использованию экстрасенсорных способностей для помощи в строительстве двухэтажный храм был построен за девять месяцев. [ 31 ] Храм был известен как монастырь Пурварама, часто называемый Мигараматупасада (буквально «Дворец Мигараматы»). [ 29 ] [ 30 ] [ 32 ] После строительства монастыря Будда чередовал Мигараматупасаду и Джетавану , монастырь, построенный его главным учеником-мужчиной Анатапиндикой, всякий раз, когда он останавливался в Саваттхи. [ 33 ] [ 29 ] [ 32 ] В общей сложности Будда провел шесть сезонов дождей в монастыре Вишакхи, втором по величине среди всех монастырей при его жизни, уступив только Джетаване. [ 32 ] [ 34 ]
Согласно буддийским писаниям, после ее смерти Вишакха переродилась в Нимманарати, пятом небесном царстве, как супруга царя-дэва этого царства. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Вишакха считается одной из самых выдающихся женщин-мирян во времена Будды, и ее роль в буддийских писаниях часто упоминается в определении отношения к женщинам в раннем буддизме. Религиовед Нэнси Фальк утверждает, что «главная героиня буддийских повествований — это не основательница монахинь Махападжапати, как можно было бы ожидать, а Вишакха [ sic ], дочь и жена, которые принадлежали к ранней общине и никогда не принимали монахинь 'клятвы'. [ 35 ]
Историк Л.С. Девараджа указывает на тот факт, что Вишакха часто надевала свою лучшую одежду в монастыри, что указывает на более либеральное отношение к женщинам в раннем буддизме. Вишакху никогда не наказывали за ее одежду, и только когда она лично развила понимание непривязанности, она решила самостоятельно отказаться от красивой одежды. Девараджа противопоставляет это другим религиям Азии, которые обычно описывают любовь благочестивых женщин к украшениям как «злой атрибут». [ 26 ] Ученые ссылаются на историю Вишакхи как на свидетельство сильного присутствия женского покровительства в раннем буддизме и на свидетельство большой ценности присутствия женщин-буддистов-доноров. [ 36 ] [ 37 ] Фактически, ученый-буддист Питер Харви отмечает, что большинство историй в Палийском каноне о донорах, перерождающихся в буддийских небесных сферах, посвящены женщинам. [ 38 ]
Часто проводят параллели между Вишакхой и главным благодетелем Будды-мужчиной, Анатапиндикой . Религиовед Тодд Льюис описывает Вишакху и Анатапиндику как одних из самых популярных фигур в буддийском искусстве и повествовании в азиатской буддийской традиции. [ 39 ] Каждый из двух покровителей играет параллельные роли: оба призваны договариваться с мирянами, оба строят важные храмы для Будды и оба занимаются различными видами пожертвований для Сангхи . [ 20 ] [ 21 ] [ 38 ] Любая форма пожертвования, которую преследовал один из благотворителей, также осуществлялась другим. Фальк называет их «подходящей парой «идеальных» доноров мужского и женского пола». [ 40 ] Харви утверждает, что эти симбиотические параллельные отношения между двумя главными покровителями подразумевают, что ни одна форма пожертвования в буддизме не зависит от пола. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В буддизме духовного наставника иногда уважительно называют родителем. Если духовным наставником является мужчина, его называют «отцом», если духовным наставником является женщина, ее называют «матерью». [ 1 ] [ 2 ]
- ↑ В древней Индии среди богатых семей существовало поверье, что незамужние женщины считались обузой для своих родителей. [ 8 ]
- ↑ По совпадению, позже у нее родился сын, которого она назвала Мигара. Хотя не поэтому ее прозвали «матерью Мигары». [ 18 ]
- ^ По некоторым текстам 500, но в комментарии Дхаммапады - 2000. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киоун, Дэмиен; Пребиш, Чарльз С. (16 декабря 2013 г.). Энциклопедия буддизма . Рутледж. ISBN 9781136985959 . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 г. Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Энгельмайер, Паскаль (17 октября 2014 г.). Женщины в палийском буддизме: идя духовными путями во взаимной зависимости . Рутледж. стр. 65–67. ISBN 9781317617990 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Гастингс, Джеймс; Селби, Джон Александр; Грей, Луи Герберт (1921). Энциклопедия религии и этики . Скрибнер. п. 49. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 355. ИСБН 9780861718641 . OCLC 793166695 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 158. ИСБН 9788120807389 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Висакха» . www.palikanon.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 356. ИСБН 9780861718641 . OCLC 793166695 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 85.ISBN 9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. стр. 82–85. ISBN 9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. стр. 160–161. ISBN 9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Буддхагхоша; Берлингейм, Юджин Уотсон; Ланман, Чарльз Роквелл (1921). Буддийские легенды . Издательство Гарвардского университета. стр. 67–68. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 359. ИСБН 9780861718641 . OCLC 793166695 .
- ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 164. ИСБН 9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ «Висакха Мигарамата — Мать Мигары» . www.obo.genaud.net . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 166. ИСБН 9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Бинты, Асока (28 ноября 2017 г.). «Висакха: главная благодетельница Будды» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Ньянапоника, Тера (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. п. 360. ИСБН 9780861718641 . OCLC 793166695 .
- ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 99.ISBN 9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Жизнь Будды: Вишакха, сторонница (Часть 2)» . www.buddhanet.net . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Анатхапиндика: Великий благодетель» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Дэвид К. (1993). Погружение сквозь облака: конструктивные живые течения . СУНИ Пресс. п. 8. ISBN 9780791413135 . Архивировано из оригинала 21 июня 2014 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Шоу, Сара (14 февраля 2006 г.). Буддийская медитация: антология текстов Палийского канона . Тейлор и Фрэнсис. п. 129. ИСБН 9780203007310 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Берлингейм, Юджин Уотсон; Ланман, Чарльз Роквелл (1921). Буддийские легенды: Введение, конспекты, пер. книг 1 и 2 . Издательство Гарвардского университета. п. 242. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Труды Американской академии искусств и наук . Американская академия искусств и наук. 1910. с. 506. Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 22 января 2020 г.
- ^ Дхармасена; (Тхера), Дхармасена (5 октября 2001 г.). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. п. 108.ISBN 9780791451113 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Девараджа, Л.С. (1981). Положение женщин в буддизме (PDF) . Буддийское издательское общество. п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Народ, Дион. «Буддийские женщины во времена Будды и женщины Тхеравады сегодня (2003)» . п. 2. Архивировано из оригинала 31 мая 2016 г. Проверено 22 августа 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Нарада (01 января 2006 г.). Будда и его учение . Издательство Джайко. п. 440. ИСБН 9788179926178 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мигараматупасада» . Palikanon.de . Архивировано из оригинала 18 марта 2018 г. Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уэйман, Алекс (1922). Буддийские притчи . Мотилал Банарсидасс. п. 170. ИСБН 9788120807389 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Тхера, Дхармасена (2001). Портреты буддийских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . Поздравляю, Ранджини. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 103–104. ISBN 0791451119 . OCLC 46937658 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Табрю, В. Вивиан Де (10 июля 2013 г.). Памятники и храмы православного буддизма в Индии и Шри-Ланке . АвторДом. п. 40. ИСБН 9781481795524 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Джетавана» . Palikanon.de . Архивировано из оригинала 18 марта 2018 г. Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Тхакур, Амарнатх (1996). Буддийские и буддийские синоды в Индии и за рубежом . Публикации Абхинава. стр. 64–76. ISBN 9788170173175 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Гросс, Рита М. (1993). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . СУНИ Пресс. стр. 49 со ссылкой на Фалька. ISBN 9780791414033 . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (3 августа 2000 г.). Женщины, патронаж и самопредставительство в исламских обществах . СУНИ Пресс. п. 95. ИСБН 9780791444702 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Гросс, Рита М. (1993). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . СУНИ Пресс. п. 50. ISBN 9780791414033 . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Харви, Питер (22 июня 2000 г.). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. п. 401. ИСБН 9780521556408 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Льюис, Тодд (2 апреля 2014 г.). Буддисты: понимание буддизма через жизнь практикующих . Джон Уайли и сыновья. п. 30. ISBN 978-1-118-32208-6 . Архивировано из оригинала 02 января 2022 г. Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Харви, Питер (22 июня 2000 г.). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. стр. 401 со ссылкой на Фалька. ISBN 9780521556408 . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Буддийские женщины во времена Будды и женщины Тхеравады сегодня, 2003 г.» [ постоянная мертвая ссылка ] от Дион Пиплс
- «Висакха: главная женщина-благодетельница-мирянка» (архив) из «Лапа-центра».
- «Жизнь Будды: Вишакха, великая сторонница женщин» преподобного Сиридхаммы (1983; 2004) из «BuddhaNet».
- «Висакха» (5) из «Буддийского словаря палийских имен собственных».
- «Мигараматупасада» из «Буддийского словаря палийских имен собственных».
- Вишакха Мигарамата — мать Мигары
- Истории ранних буддийских женщин