Jump to content

Стефан, король

Стивен, король
Ласло Пельсочи играет главную роль Стефана в «Иштване», кирале, который он играл на Королевском холме и на фестивале под открытым небом в Сегеде.
Музыка Левенте Сореньи
Тексты песен Джон Броуди
Книга Джон Броуди
Миклош Болдишар
Параметр Венгрия, ок. 1000
Основа Миллениум
Миклош Болдиссар
Премьера 18 августа 1983 г.: Городской парк.

István, a király («Стефан, король») - это также венгерская рок-опера на музыку Левенте Сёреньи, слова Яноша Броды и книгу Броуди и Миклоша Болдижсара, основанную на пьесе последнего « Эзредфордуло » .

Мюзикл основан на жизни святого Стефана Венгерского . Декорации создал Йоханнес Лоренц Клотц.

Впервые опера была поставлена ​​в 1983 году на открытой сцене Будапешта . По этому первому выступлению также был снят фильм 1984 года режиссера Габора Колтая, а музыка к нему выпущена в альбоме. Мюзикл стал хитом и до сих пор пользуется большой популярностью в Венгрии и среди венгерских меньшинств в соседних странах.

Историческая справка

[ редактировать ]

Опера основана на реальных исторических событиях, однако трактуется они достаточно свободно. В конце X века Геза , правящий князь ( фееделем ) языческого мадьярского (венгерского) народа, признал, что у его народа не будет будущего, если он не основат христианское государство. Он пригласил католических миссионеров на свои земли и позволил своему сыну Вайку креститься Иштвану ( Стефану ) и воспитаться как католик.

Геза планировал передать Иштвану власть над страной после его смерти, как это было принято в западных наследственных монархиях . самый старший член семьи мужского пола - в данном случае родственник по имени Коппани Однако согласно древнему венгерскому обычаю преемником должен был стать .

После смерти Гезы Коппани начал восстание против Иштвана, но проиграл и был убит в бою. Чтобы удержать язычников от дальнейшего восстания, его тело четвертовали , а части выставили на стенах главных замков страны.

В 1000 или 1001 году Иштван получил корону от Папы . Он был коронован первым королем Венгрии .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Драма человека

[ редактировать ]
Стивен Венгерский принц, позже правивший королем Венгрии.
Жизель его жена, баварская принцесса
Загнанный в угол мать Иштвана
Астрик епископ
Хонт Немецкие рыцари
Пазмани
Вечеллин
Коппани языческий Иштвана родственник
Река Дочь Коппани, Кристиан
Лаборатория последователь Коппани
Торда языческий шаман
Пикур Жены Коппани
Энико
Лютик
Кислый Венгерские дворяне, оппортунисты
Соль
Затем
люди, последователи, солдаты, священники

Действие произведения происходит в Венгрии, около 1000 года.

, Наследие Акт I

[ редактировать ]

Певец поет о хорошем руководстве страной и спрашивает: «Кого бы вы выбрали?» ( Te kit választanál? ) Правящий принц Венгрии Геза пригласил в страну христианских миссионеров ( Veni lumen cordium/Töltsd el szívünk, fényesség ). Чтобы укрепить связи с Западом, его сын Иштван женится на баварской принцессе Гизелле.

Сур, Солт и Бесе, группа дворян-оппортунистов, говорят о человеческой слабости — каждый человек выбирает ту сторону, которая кажется ему наиболее многообещающей. Принципы неважны ( Gyarlo az ember ).

Дочь родственника Иштвана Коппани, Река, также приняла христианство и молится новому Богу. Лаборк, последователь ее отца, говорит ей, что им не нужен чужой бог - ей следует скорее доверять своему отцу .

Геза умер, страна в трауре ( Похороны принца Гезы — Kyrie eleison ). Иштван обещает на своей могиле быть хорошим принцем для своего народа, однако ему бросает вызов Коппани, который утверждает, что является законным преемником Гезы. Последователи обоих собираются позади них и приветствуют их (« Нет другого пути, кроме пути Бога »).

Акт II, Эстергом

[ редактировать ]

Река, Гизелла, священники и народ опечалены и молятся о мире ( Adj békét Uram/Dapacem, Domine ).

Группа певцов славит Иштвана, но они также поют о былой славе ( Üdvöz légyen Géza fia ). Вспыльчивая мать Иштвана Сарольт с подозрением относится к таким языческим взглядам. Лаборц прибывает от имени Коппани и предлагает Сарольту жениться на его господине . Коппани надеется, что, женившись на вдове Гезы, он сможет стать его преемником. Сэрольт находит это предложение возмутительным. Лаборц был немедленно казнен.

Трое дворян начинают высмеивать Коппани перед Иштваном, называя его нецивилизованным и глупым ( Abcúg Koppány ). Иштван испытывает к ним отвращение и прогоняет их.

Иштван раздирается этой ситуацией. Его глубокая вера и преданность семье запрещают ему сражаться, но других возможностей, похоже, нет. Сарольт увещевает его быть хитрым. Она велит ему готовиться к войне ( Иштван фиам! ).

Гизелла заявляет, что ей «наскучила политика», и расстроена Иштваном: она хотела бы, чтобы у них родился ребенок. Немецкого рыцаря Вецеллина также весьма нервирует тот факт, что они еще не начали войну ( Unom a politikát ).

С триумфом Иштван избирается правящим князем венгров. Народ приветствует его как своего нового господина ( Fejedelmünk István! ).

После пира Иштван уходит, чтобы побыть один. Он печален и нерешителен и разговаривает с Богом о том, что ему делать. Река наблюдает за ним. Она тайно влюблена в Иштвана, заклятого врага своего отца, но ей приходится держать свои чувства в секрете (« Ты так далеко от меня (и все же близко)» ).

Акт III, Koppány vezér (Коппани, вождь)

[ редактировать ]

Коппани созывает своих последователей. Он обещает им славное будущее и готовит к борьбе. Народ отвечает восторженно ( Вставай, вольная птица ).

Коппани сидит в своей палатке со своими тремя хорошенькими молодыми женами. Они превозносят его качества как мужа и любовника и выражают свое стремление к нему ( Te vagy a legzebb álmunk ). Коппани довольно рассеян, и вскоре их болтовня начинает его нервировать. Он отсылает их.

Теперь три оппортуниста предстают перед Коппани. Они предлагают ему разные способы убийства Иштвана ( Abcúg István ). Коппань их отсылает — он хочет сражаться честно. Он также подтверждает это перед шаманом Тордой и народом — он хочет встать «лицом к лицу» с Иштваном и его войском ( Szemtől szembe ). Торда молится языческим богам о победе и приносит им жертву ( Áldozatunk Fogadjátok ). [ 1 ]

Реке приснился кошмар, в котором она увидела мертвого отца. Она умоляет его не продолжать конфликт. Иштван предлагает Коппани корону, если он подчинится Римской церкви. Но ненависть Коппани к священникам и его решимость завоевать страну сильнее. Он говорит им, что сейчас «слишком поздно» для мира ( Elkésett békevágy ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Торда преподносит последователям Коппани окровавленный меч, символ войны. Если они победят, Венгрию ждет славное будущее, предсказывает он. Война вспыхивает и заканчивается победой Иштвана ( Я принес окровавленный меч/Веди нас, Иштван! ). [ 5 ]

Акт IV, Иштван король

[ редактировать ]

Сторона Коппани проиграла, он погиб в бою. Певец оплакивает умерших ( Моя звезда одета в траур ). Последователи Иштвана празднуют при его дворе. Каждый требует своего ( Спасибо, князь! ). Наконец появляется Река и просит Иштвана отдать ей тело ее мертвого отца. Он тронут ее горем и красотой, но Сарольт жестоко прогоняет ее: Коппани будут четвертованы в качестве сдерживающего фактора для потенциальных повстанцев .

Иштван разбит и требует побыть один. Он отчаянно молится Богу ( Oly távol vagy tőlem – реприза). Наконец, он поддерживает решение своей матери.

четвертовано Тело Коппани . Наконец, Иштван триумфально коронуется королем Венгрии ( István a király ).

Политическая подоплека и интерпретация

[ редактировать ]

Выбор темы, которая была тесно связана как с национальной историей, так и с христианской религией, казался в Венгрии начала 1980-х годов довольно смелым. Кроме того, тема борьбы между двумя антагонистами за страну восходит к венгерской революции 1956 года , которая была подавлена ​​главой Коммунистической партии Яношем Кадаром , который все еще находился у власти в то время, когда киралы Иштван писал .

С другой стороны, тот факт, что персонаж Иштвана был представлен как вдумчивый человек, который, тем не менее, делает «то, что должен делать мужчина», делает интерпретацию, что он олицетворяет Кадара, который также «должен был делать то, что он должен делать», вполне убедительно для режима. Хотя антагонист Иштвана Коппани представлен как благородная и честная душа, его также можно рассматривать как несколько «отставшего от времени», как человека, который не понимает, в чем больше всего нуждается страна. В такой аллегорической интерпретации немецких рыцарей и католических священников можно было бы поставить в параллель с советской армией, дислоцированной в Венгрии, а жизненную связь Венгрии с папством — с отношениями страны с Советским Союзом .

Однако рок-опера также может быть прочитана как подрывная пьеса, которая привнесла в мейнстримную театральную пьесу смелые темы, такие как открытое восстание против государства или религии. Иштван, особенно среди венгерского меньшинства в соседних странах, кирай понимался как выражение государственности и патриотизма, что явно выражено в последних словах его последней песни: «Szép Magyarország, édes hazánk». («Прекрасная Венгрия, наш милый дом».)

Иштван, король как произведение искусства

[ редактировать ]

Композитор Левенте Сореньи, который уже более двух десятилетий работал вместе с Яношем Броды (тексты), когда они написали «Иштван, кирай» (наиболее известный в группах «Иллес» и «Фонограф» ), решил охарактеризовать каждого главного героя и группу в пьесе свой собственный стиль музыки. Таким образом, музыка рок-оперы охватывает большое разнообразие стилей, начиная от григорианского песнопения и заканчивая хард-роком .

Надежды и опасения Иштвана выражены в мелодичных поп -песнях, а сила и решимость Коппани показаны в рок-музыке. Река характеризуется простыми народными мелодиями как девушка из народа (ее партию в оригинальной версии исполнила известная фолк-певица Марта Себастьен - она ​​наиболее известна во всем мире благодаря саундтреку к фильму «Английский пациент» и частому сотрудничеству с известный ансамбль народной музыки Muzsikás ). Священники и миссионеры поют музыку, похожую на григорианские песнопения. Массовые сцены выборов во втором акте и коронации в четвертом акте в некоторые моменты взлетают до симфонических высот.

Переход от старого к новому часто убедительно выражается музыкально, например, в сцене похорон, где традиционная венгерская народная мелодия вливается в григорианскую «Kyrie eleison», а затем исчезает за ней.

Широкий диапазон музыкальных стилей также объясняет необходимость большого оркестра для оперы - он должен сочетать в себе большинство черт классического оркестра и рок-группы .

Тексты песен

[ редактировать ]

Янош Броды был признан одним из самых талантливых авторов текстов Венгрии, а Иштван, кирай, безусловно, был написан в расцвете сил. Его тонкость характеристики затрудняет одностороннюю интерпретацию и способствует достоверности персонажей. В частности, главные герои Иштван и Коппани предстают как сложные фигуры: Иштван - набожный, глубоко затронутый, в некоторой степени « Гамлет -й», но, наконец, решительный человек; Коппани - страстный персонаж, который знает, чего хочет, но при этом не жаждет власти, а скорее руководствуется уважением к традициям и страхом, что традиции исчезнут из-за «иностранцев», которых Иштван приносит на землю.

Броуди, который сам является светским евреем , особенно точен в своей характеристике католической церкви . Рок-опера может быть прочитана как традиционная «критика священника», так и как произведение, глубоко уважающее веру. Таким образом, директора могут свободно определять, как представлять и представлять священников и миссионеров. Первоначальная версия, по которой был снят фильм 1984 года, в этом отношении придерживалась нейтральной позиции.

  1. ^ « Стефан, король» (на венгерском языке) . Проверено 24 апреля 2015 г.
  2. ^ « Плюс лекция о Стефане от короля» (на венгерском языке). szegediszabadteri.hu. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
  3. ^ Тибор Петё (20 августа 2013 г.). «Стивен Король: О, но мне наскучила политика...» [Стивен Король: О, но мне наскучила политика] (на венгерском языке). Венгерская нация . Проверено 14 апреля 2020 г.
  4. ^ Иштван Уграй (2 сентября 2013 г.). «Рок по стране» (на венгерском языке). 7 часов7. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
  5. ^ «По сей день работа Левенте Сореньи и Яноша Броды является, пожалуй, самой определяющей работой по основанию венгерского государства.] (на венгерском языке)). Архивировано из оригинала 2 июня 2018 г. Проверено 24 апреля 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fd4bfa0b20375cc40dfc29ead45deb2__1717404900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/b2/7fd4bfa0b20375cc40dfc29ead45deb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
István, a király - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)