Jump to content

Люстрация

Люстрационная карта Европы, где зеленый цвет обозначает некоторую форму люстрации; розовый без люстрации; и Грей не бывший Варшавского договора член

Люстрация в Центральной и Восточной Европе – это официальная публичная процедура проверки государственного должностного лица или кандидата на государственную должность с точки зрения его истории как сознательного конфиденциального сотрудника ( информатора ) соответствующей бывшей коммунистической тайной полиции , деятельность, широко осуждаемая общественным мнением. этих государств как морально коррумпированных из-за своей важной роли в подавлении политической оппозиции и обеспечении преследования инакомыслящих . Обнародование доказательств такой прошлой деятельности обычно наносит серьезный ущерб репутации заинтересованного лица. Его не следует путать с декоммунизацией , которая представляет собой процесс запрета бывшим коммунистическим чиновникам занимать государственные должности, а также уничтожение коммунистических символов.

Принцип отсутствия обратной силы означает, что прошлая роль конфиденциального сотрудника (информатора) сама по себе недопустима с самого начала для уголовного преследования или осуждения, таким образом, люстрация позволяет, по крайней мере, привлечь таких прошлых сотрудников к моральной ответственности , предав публичное общественное мнение осведомлено об установленных результатах посредством их свободного распространения. Другой мотивацией было опасение, что нераскрытое прошлое конфиденциальное сотрудничество может быть использовано для шантажа государственных чиновников иностранными разведывательными службами других бывших союзников по Варшавскому договору, в частности России.

В зависимости от юрисдикции либо каждый положительный результат, либо только тот, который получен в отношении лица, ложно заявившего об ином, может повлечь за собой последствия, сильно различающиеся в зависимости от юрисдикции, от простой позорной репутации до отстранения человека от должности и лишения права занимать государственные должности на 10 лет. [1] Европе применялись различные формы люстрации В посткоммунистической . [2]

Этимология

[ редактировать ]
Рисунок барельефа из Карнакского храма в Египте, изображающий фараона, возжигающего благовония.

Люстрация в целом — это процесс прояснения или прозрачности чего-либо, обычно посредством примирительной жертвы. Термин взят из древнеримских lustratio ритуалов очищения . [3]

Политика и законы

[ редактировать ]

После падения различных европейских коммунистических правительств в результате революций 1989 года в период с 1989 по 1991 год в рамках более широких кампаний по декоммунизации была инициирована санкционированная правительством политика «массовой дисквалификации тех, кто был связан с злоупотреблениями при предыдущем режиме» . [4]

Люстрация, в свою очередь, нацелена не на бывших обычных коммунистических чиновников, а на бывших конфиденциальных информаторов коммунистической тайной полиции, которые остаются на политических должностях или даже на государственных должностях или претендуют на них или даже претендуют на них. Однако в некоторых странах законы о люстрации не привели к всеобщему исключению и дисквалификации, принимая во внимание, что людей часто шантажировали, чтобы они стали информаторами, или принуждали предоставлять информацию, не осознавая ее истинного получателя. [4] Закон о люстрации в Венгрии (1994–2003 гг.) был основан на разоблачении скомпрометированных государственных чиновников, тогда как закон о люстрации в Польше (1999–2005 гг.) зависел от признания. [2] Закон о люстрации «является специальным законом о государственной занятости, который регулирует процесс проверки того, сотрудничало ли лицо, занимающее определенные высшие государственные должности, конфиденциально с репрессивным аппаратом коммунистического режима». [2] «Особый» характер закона о люстрации заключается в его переходном характере. По состоянию на 1996 год различные законы о люстрации различной сферы действия действовали в Чехии , Словакии , Венгрии , Македонии , Албании , Болгарии , Литве , Латвии , Эстонии , Германии , Польше и Румынии . [5] По состоянию на 2019 год законы о люстрации не были приняты ни в Беларуси , ни в бывшей Югославии , ни в бывших советских среднеазиатских республиках ( Казахстан , Кыргызстан , Таджикистан и Узбекистан ). [ нужна ссылка ]

Результаты

[ редактировать ]

Люстрация может служить формой наказания для политиков -антикоммунистов , которые были диссидентами при правительстве, возглавляемом коммунистами. [ нужна ссылка ] Законы о люстрации обычно принимаются непосредственно перед выборами и ужесточаются, когда правые у власти социал-демократические партии. правительства, и смягчаются, когда у власти находятся [6] Утверждается, что системы люстрации, основанные на увольнении или признании, могут повысить доверие к правительству. [7] в то время как те, которые основаны на вероисповедании, могут способствовать социальному примирению. [7]

Однако у этого процесса есть некоторые парадоксальные побочные эффекты. Например, несмотря на то, что некоторые информаторы были принуждены или шантажированы к сотрудничеству и, следовательно, сами могут считаться жертвами, или, в некоторых случаях, несмотря на позднее прекращение сотрудничества в пользу подлинной диссидентской деятельности, общественное внимание и осуждение сосредоточились, прежде всего, на на них, а не на коммунистических правительственных чиновников или офицеров тайной полиции. Более того, если прошлое сотрудничество будет оспорено в суде, вердикт будет в некоторой степени зависеть от показаний бывших сотрудников коммунистической тайной полиции, которые взаимодействовали с предполагаемым информатором, что делает фактически тех, кто организовывал репрессии , теми, кто решает дело.

В Чехословакии и Чехии

[ редактировать ]

В отличие от многих соседних государств, новое правительство Чешской и Словацкой Федеративной Республики не выносило решений в ходе судебных процессов, а вместо этого использовало внесудебный подход для обеспечения реализации изменений. [ нужна ссылка ]

Согласно закону, принятому 4 октября 1991 года, все сотрудники СБ , тайной полиции коммунистической эпохи, были внесены в черный список на определенных государственных должностях, включая высшие уровни государственной службы, судебную систему, прокуратуру, Службу информации безопасности (BIS). , военные должности, руководство государственными предприятиями, центральным банком, железными дорогами, высшие академические должности и государственные электронные средства массовой информации. Этот закон остался в силе в Чешской Республике после распада Чехословакии и был продлен на неопределенный срок. [8]

Законы о люстрации в Чехословакии и Чехии были призваны не служить справедливости, а гарантировать, что такие события, как коммунистический переворот в феврале 1948 года, не повторятся. [9]

В Польше

[ редактировать ]

Первый закон о люстрации был принят польским парламентом в 1992 году, но был признан неконституционным Конституционным трибуналом Республики Польша . Затем несколько других проектов были представлены и рассмотрены специальной комиссией, в результате чего в 1996 году был принят новый закон о люстрации. [10] С 1997 по 2007 год люстрацией занималась канцелярия Омбудсмена по общественным интересам ( польский : Rzecznik Interesu Publicznego ), который анализировал заявления о люстрации и мог инициировать дальнейшее разбирательство. Согласно новому закону, вступившему в силу 15 марта 2007 года, люстрацией в Польше теперь занимается Институт национальной памяти ( польский : Instytut Pamięci Narodowej ; IPN). [11] [12]

В Украине

[ редактировать ]

В Украине люстрация в основном означает отстранение от государственных должностей государственных служащих, работавших при президенте Украины Викторе Януковиче . Их могут исключить на срок от пяти до десяти лет. [13]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уильямс, «Оценочная таблица чешской люстрации» , Central Europe Review
  • Иржина Шиклова , «Люстрация или чешский способ проверки», Восточноевропейское конституционное обозрение , Том 5, № 1, зима 1996 г., Univ. Чикагской юридической школы и Центрально-Европейского университета
  • Рогозинская, «Борьба с прошлым – спорные люстрационные процессы в Польше», Central European Review
  • Хьюман Райтс Вотч [14]
  • Роман Давид, Люстрация и правосудие переходного периода: кадровые системы в Чехии, Венгрии и Польше . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2011.
  • 1904 г. (Мерриам) В Международном словаре английского языка Вебстера говорится: «жертвоприношение или церемония, посредством которой очищались города, поля, армии или люди, оскверненные преступлениями, эпидемиями или другими причинами нечистоты».
  1. ^ «В коридорах власти Украины – попытка выбросить старое» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 07 мая 2014 г. Проверено 7 мая 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Роман Давид (2003). « Законы о люстрации в действии: мотивы и оценка политики люстрации в Чехии и Польше (1989–2001 гг.)» (PDF) . Закон и социальные исследования . 28 (2): 387–439. Архивировано из оригинала (PDF) . ) 28 января 2020 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
  3. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Люстрация» . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 131.
  4. ^ Jump up to: а б Эрик Брам, «Люстрация» , Beyond Intractability.org, июнь 2004 г., 8 сентября 2009 г.
  5. ^ Налепа, Моника (2010). Скелеты в шкафу: переходное правосудие в посткоммунистической Европе . Издательство Кембриджского университета. п. 99.
  6. ^ Эльстер, Джон, изд. (2006). Возмездие и репарации при переходе к демократии . Издательство Кембриджского университета. п. 189.
  7. ^ Jump up to: а б Роман Давид, Люстрация и правосудие переходного периода: кадровые системы в Чехии, Венгрии и Польше. Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2011, стр. 183, 209.
  8. ^ https://www.zakonyprolidi.cz/cs/1991-451
  9. ^ Киран Уильямс, «Люстрация». Архивировано 8 апреля 2019 г. в Wayback Machine , Central Europe Review.
  10. ^ Марк С. Эллис, Очищение прошлого: текущее состояние законов о люстрации в бывшем коммунистическом блоке. Архивировано 1 ноября 2013 г. в Wayback Machine (pdf), Закон и современные проблемы, Том. 59, № 4, Ответственность за международные преступления и серьезные нарушения основных прав человека (осень 1996 г.), стр. 181–96.
  11. ^ (на польском языке) Самые важные новости – Информация и вспомогательные материалы для органов, реализующих положения Закона о люстрации. Архивировано 7 октября 2007 г. в Wayback Machine IPN News. Последний доступ: 24 апреля 2007 г.
  12. ^ (на польском языке) Управление проверки IPN заменяет омбудсмена по общественным интересам , Gazeta Wyborcza , 15 марта 2007 г., последний раз доступно 24 апреля 2007 г.
  13. ^ «Закон о люстрации сталкивается с саботажем и юридическими препятствиями» . Киев Почта . 23 октября 2014 г.
  14. ^ «Хсв» . Hrw.org . Проверено 7 ноября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68de35e868c55cdc3ea6a7193c707b9e__1715543220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/9e/68de35e868c55cdc3ea6a7193c707b9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lustration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)