Хейнкель Хе 162
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |
Он 162 | |
---|---|
![]() | |
Он 162А, WkNr. 120230, во время послевоенных испытаний в США. | |
Роль | Реактивный истребитель |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Хейнкель |
Первый полет | 6 декабря 1944 г. |
Введение | Январь 1945 г. |
Ушедший на пенсию | Май 1945 г. |
Основной пользователь | ВВС |
Произведено | 1945 |
Количество построенных | 120 |
Heinkel He 162 Volksjäger ( нем . «Народный истребитель») — немецкий одномоторный реактивный истребитель , использовавшийся Люфтваффе в конце Второй мировой войны . Разработанный в рамках программы Emergency Fighter Program , он был спроектирован и построен быстро и изготовлен в основном из дерева, поскольку металлов было очень мало, и они были приоритетными для других самолетов. Volksjäger было официальным названием имперского министерства авиации на конкурсе правительственной программы проектирования, в котором победил проект He 162. Другие названия, данные самолету, включают Саламандру , которая была кодовым названием программы строительства крыльев, и Spatz («Воробей»), которое было именем, данным самолету авиационной фирмой Heinkel . [ 1 ]
Самолет отличался небольшими размерами. [ а ] самолета У него был характерный двигатель, расположенный сверху, что в сочетании с низким шасси позволяло легко получить доступ к двигателю для обслуживания. Это затрудняло катапультирование самолета без повреждения двигателя, и He 162 был первым одномоторным самолетом, оснащенным катапультным креслом в боевой обстановке. Небольшой размер оставлял мало места для топлива, что в сочетании с неэффективным двигателем приводило к очень низкой автономности - порядка 20 минут - и на нем было место только для двух автопушек , что делало его относительно слабовооруженным для той эпохи.
Серия несчастных случаев со смертельным исходом во время испытаний потребовала ряда доработок, которые задержали реализацию программы. Хотя производственные линии были налажены и поставки начались в начале 1945 года, надвигающееся к тому времени поражение Германии сделало эти усилия бессмысленными. Из почти 1000 самолетов, стоявших на сборочных линиях, на аэродромы было доставлено лишь около 120, причем большая часть из них так и не полетела, как правило, из-за нехватки запчастей, топлива и пилотов. Небольшое количество использовалось в опытных эскадрильях, и в конечном итоге они несколько раз участвовали в боях в апреле 1945 года, однако He 162 также оказался весьма опасным для собственных пилотов, поскольку его крошечный запас топлива привел к падению нескольких самолетов за пределами поля боя, в то время как He 162 оказался весьма опасным для собственных пилотов. дополнительные потери были связаны с разрушением конструкции.
Производство все еще работало, когда в мае 1945 года закончилась война . Многочисленные самолеты были захвачены союзными войсками вместе с достаточным количеством запчастей с производственных линий. Эрик Браун летал на нем сразу после войны и считал его первоклассным самолетом с небольшими недостатками. Несколько He 162 сохранились в музейных коллекциях по всему миру.
Разработка
[ редактировать ]Состояние истребительной авиации Люфтваффе
[ редактировать ]США В 1943 году Восьмая воздушная армия (8AF) и Люфтваффе Германии вступили в период быстрого развития, поскольку обе силы пытались получить преимущество. Потеряв слишком много истребителей от оборонительных орудий бомбардировщиков, немцы вложили средства в ряд тяжелых вооружений, которые позволяли им атаковать за пределами эффективной дальности действия американских пулеметов. Добавление на 30-мм калибра MK 108 и еще более тяжелых Bordkanone самозарядных орудий 37 мм и 50 мм калибра тяжелые истребители Zerstörer , а также принятие на вооружение весной 1943 года неуправляемых ракет Werfer-Granate 21 дали немцам одно- и двухмоторные оборонительные средства. истребители такой степени огневой мощи, которую раньше не видели летчики союзников. Между тем, одномоторные самолеты, такие как специально оборудованные Fw 190A, добавили броню для защиты своих пилотов от оборонительного огня бомбардировщиков союзников, что позволило им приблизиться на расстояния, на которых их тяжелое вооружение могло быть использовано с некоторой вероятностью поразить бомбардировщики. Все это значительно увеличило вес как одномоторных, так и двухмоторных истребителей, серьезно влияя на их характеристики. [ 2 ] [ 3 ]
8-я воздушная армия возобновила свою бомбардировочную кампанию в начале 1944 года с наступления «Большая неделя» совместно с Королевскими ВВС, чтобы начать решающую битву с Люфтваффе, атаковав немецкое авиационное производство, и таким образом добиться превосходства союзников в воздухе над Европой. Бомбардировщики вернулись в небо вместе с дальними истребителями сопровождения North American P-51 Mustang, постепенно заменяющими Republic P-47 Thunderbolts и Lockheed P-38 Lightnings . Не обремененные тяжелым вооружением, необходимым для сбития бомбардировщика, «Мустанги» (и более дальнобойные версии других самолетов) могли отбиваться от Люфтваффе относительно легко . Люфтваффе . отреагировали изменением тактики, выстроившись перед бомбардировщиками и сделав один проход через построение, оставив обороне мало времени для реакции Генерал-майор Джимми Дулиттл , командующий 8AF, изменил политику в январе 1944 года; вместо того, чтобы заставлять эскорт оставаться вместе с соединениями бомбардировщиков, они могли свободно летать впереди соединений бомбардировщиков и свободно перемещаться по Германии, чтобы поражать оборонительные истребители Люфтваффе, где бы они ни находились. [ 4 ]
Такое изменение тактики привело к внезапному увеличению количества невосполнимых потерь дневных истребительных сил Люфтваффе, поскольку их тяжелонагруженные самолеты «отскакивали» задолго до того, как достигли бомбардировщиков. [ 5 ] В течение нескольких недель многие из их асов погибли вместе с сотнями других пилотов, и программа обучения не смогла достаточно быстро восполнить их потери. Летом 1944 года Люфтваффе не смогли оказать большого сопротивления, что позволило высадке союзников во Франции пройти почти без сопротивления с воздуха. Поскольку в бой вступало мало самолетов, истребители союзников были выпущены на немецкие авиабазы, железные дороги и грузовые автомобили. Логистика вскоре стала серьезной проблемой для Люфтваффе, поскольку поддерживать самолеты в боевом состоянии стало практически невозможно. Получить достаточное количество топлива было еще труднее из-за разрушительной кампании против предприятий немецкой нефтяной промышленности . [ 6 ] [ 7 ]
Происхождение
[ редактировать ]
Решение этой проблемы представляло собой серьезную проблему для Люфтваффе. Быстро возникли два лагеря, оба требовали немедленного ввода большого количества реактивных истребителей. Одна группа, возглавляемая генералом Адольфом Галландом , инспектором истребителей , пришла к выводу, что численному превосходству нужно противостоять с помощью превосходных технологий, и потребовала приложить все возможные усилия для увеличения производства истребителей Ме 262 с реактивным двигателем на его А-1а. версию истребителя, даже если это означало бы одновременное сокращение производства других самолетов. [ 8 ]
Вторая группа отметила, что это, скорее всего, мало что даст для решения проблемы; Ме 262 имел заведомо ненадежные реактивные двигатели и шасси Jumo 004 , а существующие проблемы с логистикой означали, что на земле просто будет больше таких самолетов, ожидающих запчастей, которые никогда не прибудут, или топлива, которого не было в наличии. [ 9 ] Вместо этого они предложили построить новую конструкцию — настолько недорогую, что если машина выйдет из строя или изношена, ее можно будет просто выбросить и заменить новым самолетом прямо с конвейера. [ 10 ] Так родилась концепция «одноразового истребителя». [ нужна ссылка ]
Галланд и несколько других старших офицеров Люфтваффе выразили яростное сопротивление этой концепции легкого истребителя . [ 8 ] [ 11 ] а глава Люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг и министр вооружений Альберт Шпеер полностью поддержали эту идею. Геринг и Шпеер добились своего; Соответственно, был объявлен тендер на поставку одномоторного реактивного истребителя, подходящего для дешевого и быстрого массового производства, под названием Volksjäger («Народный истребитель»).
Фольксъегер
[ редактировать ]В официальных параметрах конкурса проектов RLM Volksjäger был указан одноместный истребитель с одним турбореактивным двигателем BMW 003 . [ 12 ] [ 13 ] двигатель несколько меньшей тяги, не востребованный ни для Me 262, ни для реактивного бомбардировщика Arado Ar 234 , уже состоящего на вооружении. [ 14 ] В основной конструкции конкурирующих конструкций планеров Volksjäger будут использоваться дешевые и простые детали, изготовленные из дерева и других нестратегических материалов , и, что более важно, их можно будет собирать полу- и неквалифицированной рабочей силой, включая рабский труд . [ 15 ] [ 16 ]
Спецификация предусматривала различные требования к производительности, включая максимальный вес 2000 кг (4400 фунтов), [ 12 ] максимальная скорость 750 км/ч (470 миль в час) на уровне моря, запас хода не менее получаса, взлетная дистанция должна была составлять не более 500 м (1640 футов). [ 14 ] Также должны были быть предусмотрены положения для брони в таких областях, как топливные баки и вокруг пилота, однако производителей также попросили предоставить подробную информацию о характеристиках самолета как с установленной броней, так и без нее. Вооружение было указано либо в виде пары 20-мм (0,79 дюйма) пушек MG 151/20 по 100 снарядов каждая, либо двух 30-мм (1,2 дюйма) пушек MK 108 по 50 снарядов каждая. [ 17 ]
Кроме того, Volksjäger должен был быть простым в управлении. [ 10 ] Некоторые официальные лица, такие как Артур Аксманн и Карл Саур , предположили, что даже пилоты-планеристы или пилоты-студенты должны уметь эффективно управлять реактивным самолетом в бою, и, если бы Volksjäger получил широкое распространение, это было бы вполне вероятно. [ 18 ] После войны Эрнст Хейнкель сказал: «[] Нереальная идея о том, что этот самолет должен быть «народным истребителем», на котором Гитлерюгенд после короткого режима тренировок с двухместными планерами с подрезанным крылом, такими как DFS Stummel-Habicht, , мог летать на защиту Германии, продемонстрировал неуравновешенный фанатизм тех дней». [ 19 ] [ 20 ] Модели DFS Habicht с урезанным размахом крыльев имели размах крыльев: 8 м (26 футов 3 дюйма) или 6 м (19 футов 8 дюймов) и использовались для подготовки более опытных пилотов Люфтваффе к опасному ракетному истребителю Me 163B Komet - одному и тому же. своего рода подход к обучению также будет использоваться для авиаторов Гитлерюгенда, выбранных для управления Volksjäger . [ 21 ]
8 сентября 1944 г. требование было предъявлено промышленности; [ 15 ] [ 22 ] Претенденты должны были представить свои базовые проекты в течение десяти дней, а серийное производство самолетов должно было начаться к 1 января 1945 года. [ 23 ] Поскольку победитель конкурса на проектирование нового легкого истребителя будет строить огромное количество самолетов, почти каждый немецкий производитель самолетов проявил интерес к проекту, например, Blohm & Voss и Focke-Wulf , чей Focke-Wulf Volksjäger 1 претендент на проект , Аналогично предназначенный для BMW 003 турбореактивный двигатель имел сходство с их немного более поздней Ta 183 Huckebein конструкцией реактивного истребителя . Однако Хейнкель в течение последнего года уже работал над серией «бумажных проектов» легких двухмоторных истребителей под обозначением P.1073 , причем большую часть конструкторских работ завершил профессор Бенц, и зашел так далеко, что построил протестировать несколько моделей и провести испытания в аэродинамической трубе . [ 24 ]
Поскольку компания «Хейнкель» заранее приступила к разработке проекта, некоторые чиновники считали, что результат во многом предрешен. [ 17 ] Тем не менее, многие компании решили дать ответы; некоторые из этих конкурирующих разработок были технически превосходящими (в частности, предложение Blohm & Voss P 211 ). Мессершмитт не представил никакого проекта, основатель компании Вилли Мессершмитт назвал концепцию Volksjäger бредовым провалом. [ 25 ] Результаты конкурса были объявлены в октябре 1944 года, всего через три недели после вынесения требования; к небольшому удивлению, для производства была выбрана разработка Хейнкеля. [ 26 ] Чтобы запутать разведку союзников, RLM решило повторно использовать обозначение планера 8-162 (ранее обозначавшееся быстрым бомбардировщиком Messerschmitt Bf 162 ); [ 27 ] Сообщается, что Хейнкель запросил другое обозначение — He 500 . для самолета [ 28 ] [ 29 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Хейнкель провел некоторые проектные работы по созданию нового двухмоторного истребителя, у которого один двигатель располагался сверху самолета, а другой под носом, самой высокой точкой в нижней части фюзеляжа. При разработке однодвигательного двигателя он снял нижний двигатель и переместил оставшийся верхний двигатель сразу за кабиной , по центру прямо над центральной секцией крыла. [ 30 ] Такое расположение упростило общую балансировку самолета, а также разместило двигатель в удобном для снятия месте, поскольку его можно было снять вверх с помощью небольшого крана. [ 31 ] Необходимость наличия крана на каждом аэродроме, с которого будет работать самолет, была предметом разногласий между самолетом и конкурентами Хейнкеля. [ 32 ]
Одним из последствий базовой конфигурации самолета было то, что выхлопные газы проходили прямо над верхней задней частью фюзеляжа и хвостовой частью. По этой причине хвостовая часть была сконструирована с двумя небольшими вертикальными стабилизаторами, расположенными по обе стороны от пути выхлопа, и горизонтальным рулем высоты, установленным под ним. [ 33 ] Горизонтальная секция имела значительный двугранный угол под углом 14°, что поднимало вертикальные стабилизаторы на одной линии с крылом. [ 34 ]
Относительно компактное крыло самолета устанавливалось относительно высоко на фюзеляже и крепилось четырьмя болтами. [ 12 ] [ 33 ] Передняя кромка была прямой, а задняя имела значительную стреловидность вперед. Невозможно было снять крыло без предварительного снятия двигателя, что затрудняло бы регулярное техническое обслуживание самолета. [ 32 ] Сочетание двигателя, находящегося непосредственно над пилотом, и крыльев с обеих сторон делало бы обычное катапультирование очень рискованным, поэтому с самого начала самолет проектировался с катапультным креслом, подобным тому, которое используется в Heinkel He 219 ночном истребителе . [ нужна ссылка ]
Основные стойки шасси убирались в фюзеляж ниже крыла и имели трехопорную компоновку. [ 33 ] У Хейнкеля уже был значительный опыт использования этой компоновки на более ранних моделях, включая Heinkel He 280 . [ 35 ] [ 36 ] однако это был первый из их проектов, в котором с самого начала использовалась такая компоновка. Небольшое окошко в нижней кабине между педалями руля направления позволяло пилоту визуально проверить, включена ли передача. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Частично из-за того, что он был спроектирован в конце войны, некоторые компоненты шасси He 162 были «переработаны» существующие компоненты шасси современного немецкого военного самолета, чтобы сэкономить время на разработку: масляные стойки основного шасси и колеса / тормоза. агрегаты были взяты от Messerschmitt Bf 109K , а также гидравлические цилиндры двойного действия, по одному на каждую сторону, используемые для подъема и опускания каждой стойки главного шасси. [ 40 ]
Прототипы
[ редактировать ]Первый прототип He 162 V1 поднялся в воздух за поразительно короткий период времени: проект был выбран 25 сентября 1944 года, а первый полет состоялся 6 декабря. [ 31 ] [ 41 ] менее чем через 90 дней. И это несмотря на то, что завод в Вуппертале, производивший Tego клей для пленочной фанеры , который использовался в значительном количестве немецких авиационных конструкций поздней войны, чьи планеры и/или основные компоненты планера должны были изготавливаться в основном из дерева, подвергся бомбардировке Royal Air Force и замену пришлось быстро заменить, не осознавая, что заменяющий клей был очень кислым и разрушал деревянные детали, которые он должен был скреплять. [ 42 ]
Первый полет He 162 V1 флюгкапитана Готтхольда Петера – первого немецкого реактивного истребителя с реактивным двигателем, начиная с первого полета – был довольно успешным, но во время разгона на высокой скорости 840 км/ч (520 км/ч) миль в час), сильнокислотный сменный клей, крепивший дверцу стойки передней опоры, вышел из строя, и пилот был вынужден приземлиться. Были отмечены и другие проблемы, в частности нестабильность тангажа и проблемы с боковым скольжением из-за конструкции руля направления . [ 12 ] [ 43 ] Ни один из них не считался достаточно важным, чтобы задержать производственный график хотя бы на день. Во втором полете 10 декабря, снова с Питером за штурвалом, на глазах у различных нацистских чиновников, клей снова вызвал структурный отказ. Это позволило элеронам отделиться от крыла, в результате чего самолет перевернулся, он развалился в воздухе и разбился, убив Питера. [ 31 ] [ 44 ] [ 45 ]
Расследование неисправности показало, что конструкцию крыла необходимо было усилить и внести некоторые изменения в конструкцию, поскольку клеевое соединение, необходимое для деревянных деталей, во многих случаях было дефектным. [ 31 ] [ 42 ] Однако график был настолько плотным, что испытания пришлось продолжить с текущим дизайном. скорость была ограничена 500 км/ч (310 миль в час) второй прототип, Когда 22 декабря поднялся в воздух . На этот раз проблемы со стабильностью оказались более серьезными и были связаны с явлением, известным как голландский крен . [ 46 ] Хотя эту тенденцию можно было решить за счет уменьшения двугранности, однако, поскольку He 162 должен был поступить в производство в течение нескольких недель, времени на внесение серьезных изменений в конструкцию не было. Вместо этого был внесен ряд небольших изменений, таких как добавление свинцового балласта в носовой части для перемещения центра тяжести к передней части самолета, а также немного увеличены размеры хвостового оперения. [ нужна ссылка ] Несмотря на эти меры, некоторые деятели, такие как Александр Липпиш , заявили, что летные характеристики He 162 непригодны для неопытных пилотов. [ 47 ]
Третий и четвертый прототипы, в которых использовалась буква «M» для номера «Muster» (модель) вместо «V» для номера «Versuchs» (экспериментальный), как He 162 M3 и M4, после установки усиленных крыльев. летал в середине января 1945 года. [ 48 ] [ 49 ] Эти версии также включали - возможно, новаторский пример их использования на производственной линии военных реактивных самолетов - небольшие, скошенные алюминиевые «опущенные» законцовки крыла , как сообщается, разработанные Александром Липпишем и известные на немецком языке как Lippisch-Ohren («Уши Липпиша»). ), в попытке решить проблемы устойчивости за счет эффективного «уменьшения» отмеченного трехградусного двугранного угла основных панелей крыла. [ 50 ] Оба прототипа были оснащены двумя 30-мм (1,18 дюйма) пушками МК 108 в противобомбардировочном варианте He 162 A-1; При испытаниях отдача этих орудий оказалась слишком сильной для легкого фюзеляжа, и планы производства были обращены к истребителю А-2 с двумя 20-мм пушками MG 151/20 вместо этого, в то время как модернизация конструкции для увеличения прочности началась, когда А-3. Переход на 20-мм орудия был предпринят также потому, что оружие меньшего калибра позволяло нести гораздо большее количество боеприпасов. [ нужна ссылка ]
He 162 изначально был построен с намерением использовать его в составе Гитлерюгенда, поскольку в Люфтваффе быстро заканчивались пилоты. Однако сложность самолета требовала более опытных пилотов. Как двухместная версия со стандартной длиной фюзеляжа, невооруженная версия с двигателем BMW 003E (с задним сиденьем пилота планируется иметь подфюзеляжный люк для доступа в кабину), так и двухместная версия планера без двигателя , получившая обозначение He 162S ( Schulen ). , были разработаны в учебных целях. [ 51 ] Было построено лишь небольшое их количество, и еще меньше доставлено в единственное учебное подразделение He 162 «Гитлерюгенд», которое должно было быть задействовано (в марте 1945 года) на авиабазе в Сагане . Когда война закончилась, подразделение находилось в процессе формирования и не приступило к обучению; сомнительно, что в воздух когда-либо поднималось более одного-двух планеров He 162S. [ нужна ссылка ]

Различные изменения привели к тому, что вес превысил первоначальный предел в 2000 кг (4410 фунтов), но даже при массе 2800 кг (6170 фунтов) He 162 по-прежнему оставался одним из самых быстрых самолетов в воздухе с максимальной скоростью полета 790 км/ч (427 фунтов). узл; 491 миль в час) на уровне моря и 839 км/ч (453 узла; 521 миль в час) на уровне моря. 6000 м (20 000 футов), [ 52 ] но мог достигать 890 км/ч (481 узлов; 553 миль в час) на уровне моря и 905 км/ч (489 узлов; 562 миль в час) на высоте 6000 м (20 000 футов) с использованием дополнительной тяги с короткими импульсами. [ 53 ] Небольшая продолжительность полета, составлявшая всего 30 минут, была обусловлена наличием только одного топливного бака с гибкими баллонами емкостью 695 литров (183 галлона США) в фюзеляже непосредственно под воздухозаборником двигателя. [ 54 ] В первоначальном документе Baubeschreibung для He 162, датированном серединой октября 1944 года, была показана пара топливных баков для первоначальной версии планера Spatz в том виде, в каком он был спроектирован: один основной бак фюзеляжа меньшей емкости емкостью 640 литров (169 галлонов США) примерно в В том же месте, что и более поздний бак емкостью 695 литров, был размещен дополнительный бак в центроплане крыла чуть выше и позади него, никогда не производившийся для серийного производства, емкостью около 325 литров (86 галлонов США), подаваемых под действием силы тяжести в основной бак фюзеляжа. [ 55 ] Версия А-2 в некоторых экземплярах (например, та, которой после войны управлял Королевского флота летчик-испытатель капитан Эрик Браун) имела установку пары «пропитанных» 180-литровых (47,5 галлонов США) крыльевых баков, по одному встроенному в каждое внутреннее крыло. панель, внутри первых четырех нервюр крыла, выступающих от корня и между лонжеронами, которая входила в основной 695-литровый бак фюзеляжа аналогично тому, что предлагалось сделать ранее для 325-литрового центроплана; но сами они не имели измерений, и исчерпание топлива было заметно только тогда, когда главный указатель уровня топлива начал падать во время полета. [ 56 ] Серийный He 162A-2 был вооружен парой 20-мм пушек MG 151/20. [ 52 ] [ 57 ]
В производстве He 162 было задействовано несколько предприятий, в том числе сборочные линии в Зальцбурге , Хинтербрюле и Миттельверке . [ 52 ] [ 58 ] Ожидалось, что к апрелю 1945 года объем производства достигнет 1000 самолетов в месяц, что вдвое превышает показатель, достигнутый на момент начала поставок завода в Миттельверке. [ 52 ] Более того, министерство авиации ожидало, что производство превысит эту цифру, чтобы обеспечить достаточное истребительное покрытие. [ 59 ] [ 60 ]
Операционная история
[ редактировать ]В январе 1945 года Люфтваффе сформировало оценочную группу Erprobungskommando 162 («Испытательная часть 162»), которой были поставлены первые 46 самолетов. Группа базировалась в главном испытательном центре Люфтваффе, или Erprobungsstelle, в Рехлине .
В феврале начались поставки He 162 в его первое боевое подразделение I./JG 1 (1-я группа Jagdgeschwader 1 Oesau — «1-й истребительный авиаполк»), которое ранее летало на Focke-Wulf Fw 190A. I./JG 1 был переведен в Пархим , который в то время также был базой для Jagdgeschwader 7 , оборудованного Me 262 , примерно в 80 км к юго-юго-западу от прибрежного аэродрома завода Хейнкель в Мариенехе (сегодня известный как Росток ). -Шмарль, к северо-западу от центра Ростока), где пилоты смогут забрать свои новые самолеты и начать интенсивные тренировки, начиная с марта. 1945. Все это происходило одновременно с неослабевающими воздушными атаками союзников на транспортную сеть, предприятия по производству самолетов и предприятия по производству нефти , масел и смазок (ГСМ) Третьего рейха – теперь они начали также наносить удары по самолетам и самолетам Люфтваффе. а также базы ракетных истребителей. 6 апреля ВВС США разбомбили поле в Пархиме с помощью 134 самолетов Boeing B-17 Flying Fortress , нанеся серьезные потери и ущерб инфраструктуре. [ 61 ] Два дня спустя I./JG 1 перебралась на аэродром в соседнем Людвигслусте , а менее чем через неделю снова перебралась на аэродром в Леке , недалеко от датской границы. 8 апреля II./JG 1 перебрался на вышеупомянутый пригородный заводской аэродром Хейнкеля на северо-западе Ростока и начал переоборудование с Fw 190A на He 162. III./JG 1 также планировалось переоборудовать в He 162, но 24 апреля группа была расформирована, а ее персонал был использован для заполнения вакансий в других подразделениях. [ нужна ссылка ]
He 162 впервые участвовал в бою в середине апреля 1945 года. 19 апреля фельдфебель Гюнтер Кирхнер сбил истребитель Королевских ВВС , и, хотя победа была приписана зенитному подразделению, британский пилот на допросе подтвердил, что он был сбит Он 162. [ 62 ] [ 63 ] «Хейнкель» и его пилот также погибли в тот же день, будучи сбитыми над Хусумом. [ 64 ] летный офицер Джеффри Уокингтон, [ 65 ] [ 66 ] пилотировал самолет RAF Hawker Tempest . Хотя I./JG 1 все еще находился на тренировках, в середине апреля он начал совершать победы, но потерял 13 He 162 и 10 пилотов. Десять самолетов были повреждены в эксплуатации из-за возгораний и спорадических повреждений конструкции. Фактически сбитыми были только два самолета из 13. 30-минутный запас топлива He 162 также вызвал проблемы, поскольку по крайней мере двое пилотов JG 1 погибли при попытке аварийной приземления после израсходования топлива. [ нужна ссылка ]
За свою чрезвычайно короткую служебную карьеру катапультное кресло картриджного типа He 162 использовалось в боевых условиях пилотами JG 1 как минимум четыре раза. Киршнер был первым, кто катапультировался, когда на него напали 19 апреля, но он находился слишком низко и погиб, когда его парашют не раскрылся. [ 67 ] [ 68 ] Второе зарегистрированное использование было совершено лейтенантом Рудольфом Шмидтом 20 апреля с Fw. Эрвин Стееб катапультируется из своего He 162 на следующий день. Наконец, Hptm. Пауль-Генрих Дене попытался катапультироваться из своего самолета 24 апреля, но погиб, когда фонарь кабины не отсоединился. [ нужна ссылка ]


В последних числах апреля, по мере приближения советских войск, II./JG 1 эвакуировался из Мариенехе и 2 мая присоединился к I./JG 1 у Лека . 3 мая все уцелевшие He 162 JG 1 были переформированы в две группы: I. Einsatz («Боевой») и II. Саммель («Сборник»). Все самолеты JG 1 были приостановлены 5 мая, когда генерал-адмирал Ханс-Георг фон Фридебург подписал капитуляцию всех немецких вооруженных сил в Нидерландах, Северо-Западной Германии и Дании. 6 мая, когда британцы достигли своих аэродромов, JG 1 передал свои He 162 союзникам. [ 69 ] Многочисленные самолеты были отправлены в США, Великобританию, Францию и Советский Союз для дальнейшей оценки. [ 70 ] [ 71 ]
Истребители Erprobungskommando были переданы JV 44 162, которые несколькими неделями ранее , элитному реактивному подразделению под командованием Адольфа Галланда, были уничтожены своими экипажами, чтобы не допустить их попадания в руки союзников. Хейнкель не стал прибегать к таким мерам, инженеры компании предоставили американцам рабочие проекты He 162. [ 72 ] К моменту безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года было доставлено 120 He 162, а еще 200 были построены и ожидали сбора или летных испытаний; еще около 600 самолетов находились на разных стадиях производства, [ нужна ссылка ]
Считается, что трудности, с которыми столкнулся He 162, были в первую очередь результатом спешки с производством, а не какого-либо конструктивного недостатка. [ 73 ] Один опытный пилот Люфтваффе , летавший на He 162, назвал его «первоклассным боевым самолетом». Летчик-испытатель Эрик Браун из ВВС флота , который летал на рекордных 486 различных типах самолетов, сказал, что He 162 имел «самое легкое и эффективное аэродинамически сбалансированное управление», с которым он когда-либо сталкивался. [ 74 ] Брауна предупредили, чтобы он относился к рулю направления с подозрением из-за ряда неисправностей в полете. Это предупреждение было передано Брауном пилоту британских ВВС флайт-лейтенанту Р.А. Марксу, но, очевидно, не было услышано. 9 ноября 1945 года во время демонстрационного полета из RAE Фарнборо один из узлов киля и руля направления сломался в начале крена на малой высоте, в результате чего самолет врезался в казармы Ауденарде, Олдершот , в результате чего Маркс и солдат на земле погибли. . [ 75 ]
Он 162 Мистель
[ редактировать ]Серия истребителей и бомбометов Mistel комбинированных штурмовиков - возникла более чем на два года раньше He 162, а в начале 1945 года в исследовании проекта Mistel 5 предлагалось совместить He 162A-2 с летающим Arado E.377 A. бомбить. [ 31 ] [ 76 ] Истребитель будет располагаться на вершине бомбы, которая будет оснащена двумя турбореактивными двигателями BMW 003, установленными под крылом. Эта неуклюжая комбинация должна была взлетать на подрессоренной тележке, оснащенной тандемными колесами с каждой стороны в качестве эквивалента «главной передачи», заимствованной из той, которая использовалась на первых восьми прототипах Arado Ar 234, со всеми тремя работающими жиклёрами. Сразу после взлета тележка должна была быть сброшена за борт, и «Мистель» должен был полететь на расстояние удара по назначенной цели. Достигнув этой точки, бомба будет нацелена прямо на цель, а затем сброшена, а самолет вернется домой. Mistel . 5 оставался «бумажным проектом», поскольку бомба Arado так и не вышла за пределы стадии чертежа [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- He 162 А-0 — первая десятка предсерийных самолетов.
- He 162 A-1 - вооружен двумя 30-мм (1,18 дюйма) пушками MK 108 с боекомплектом по 50 снарядов на ствол.
- He 162 А-2 — вооружен двумя 20-мм пушками MG 151/20 с боекомплектом по 120 снарядов на ствол.
- He 162 А-3 — предлагалась модернизация с усиленной носовой установкой спаренных 30-мм пушек МК 108.
- He 162 A-8 - предлагалась модернизация с использованием более мощного двигателя Jumo 004D-4 с максимальной тягой 10,3 кН (2300 фунтов силы). Испытания прототипов планеров Muster (модель) M11 и M12 показали максимальную скорость 885 км/ч (550 миль в час) на уровне моря при нормальной тяге и 960 км/ч (597 миль в час) при максимальной тяге. [ 77 ] близко к максимальной скорости ракетного истребителя Me 163B.
- He 162 B-1 - предложенный вариант, запланированный на 1946 год, предназначенный для использования собственного, более мощного тяги 12 кН (2700 фунтов) Heinkel HeS 011. Турбореактивный двигатель, удлиненный фюзеляж для обеспечения большего количества топлива и выносливости, а также увеличения размах крыла , с уменьшенным двугранным углом, что позволило отказаться от двугранных законцовок крыла. Вооружен спаренными 30-мм (1,18 дюйма) МК 108.
- Планер He 162B также использовался в качестве основы для конкурса проектов миниатюрного истребителя с одним или двумя импульсными воздушно-реактивными двигателями Argus As 044 с квадратным воздухозаборником. Однако импульсный двигатель не обеспечивал достаточной тяги для взлета, и ни Хейнкель, ни OKL не проявили особого энтузиазма по поводу проекта. [ 78 ]
- He 162C - предложенная модернизация, включающая фюзеляж серии B, двигатель Heinkel HeS 011A, стреловидные, скошенные внешние панели крыла, образующие крыло чайки , новый узел стабилизирующей поверхности с V-образным хвостовым оперением и направленный вверх сдвоенный двигатель диаметром 30 мм (1,18 дюйма). MK 108 как оружейная установка Schräge Musik , [ нужна ссылка ] расположен сразу за кабиной.
- He 162D — предлагалась модернизация с конфигурацией, аналогичной серии C, но с двугранным крылом прямой стреловидности . [ 63 ] [ 79 ]
- He 162E - He 162A, оснащенный смешанной силовой установкой BMW 003R, турбореактивным двигателем BMW 003A со встроенным жидкотопливным ракетным двигателем BMW 718 , установленным чуть выше выпускного отверстия турбореактивного двигателя - для повышения мощности. По крайней мере один прототип был построен и в течение короткого времени проходил летные испытания.
- He 162S — двухместный учебный планер.
Операторы
[ редактировать ]- Французские ВВС (испытательный самолет)
Самолет на выставке
[ редактировать ]- He 162 A-2 ( Werknummer 120227) из JG 1 выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне , Хендон, Лондон, Великобритания. [ 80 ]
- He 162 A-2 ( Werknummer 120077) выставлен в Музее самолетов славы на статической экспозиции в Чино, Калифорния, США. Этот самолет был захвачен британцами в Леке и отправлен в США в 1945 году, где ему было присвоено обозначение FE-489 (Иностранное оборудование 489), а затем Т-2-489. [ 81 ]
- Ан He 162 A-2 ( Werknummer 120230), предположительно пилотируемый оберстом Гербертом Ихлефельдом из 1./JG 1, в настоящее время принадлежит Смитсоновского института Американского Национальному музею авиации и космонавтики , США. [ 82 ] Этот He 162A, захваченный британцами в Леке и отправленный в США, вместе с несколькими другими восстановленными самолетами ( операция Lusty ), в настоящее время оснащен хвостовым оперением от Werknummer 120222.
- Ан He 162 A-2 ( Werknummer 120086) выставлен в Канадском музее авиации и космонавтики . [ 83 ]
- Ан He 176А-2 [ 84 ] ( Рабочий номер 120076) выставлен в Немецком техническом музее в Берлине . [ 85 ]
- Ан He 162 A-1 ( Werknummer 120235), захваченный в Леке, в Имперском военном музее Даксфорда , Великобритания. [ 86 ] [ 80 ]
- Ан He 162 A-2 ( Werknummer 120015), ранее принадлежавший III./JG1, в настоящее время находится на реставрации в Музее воздуха и космического пространства недалеко от Парижа, Франция, с полностью восстановленным и работоспособным убирающимся шасси. [ 37 ]
- He 162, скорее всего, находится на хранении в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института США ( номер Werk 120222, номер ВВС Т-2-504). [ 87 ]
-
Нед. Нет. 120227, Музей Королевских ВВС, Лондон.
-
Нед. № 120235, Имперский военный музей, Лондон (сейчас переехал в Даксфорд)
-
Нед. № 120086, Канадский музей авиации и космонавтики, Оттава.
- Воспроизведение
- He 162 производства Джорджа Лукаса (Нунда, штат Нью-Йорк), выставленный в Национальном музее боевых самолетов, Дженезео, штат Нью-Йорк ( www.nationalwarplanemuseum.com ).
Технические характеристики (Не 162А)
[ редактировать ]
Данные гитлеровского люфтваффе. [ 54 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 9,05 м (29 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 7,2 м (23 фута 7 дюймов)
- Высота: 2,6 м (8 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 11,16 м 2 (120,1 кв. футов)
- Вес пустого: 1660 кг (3660 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2800 кг (6173 фунта)
- Запас топлива: 695 л (184 галлона США; 153 имп галлона)
- Силовая установка: 1 BMW 109-003E-1 или BMW 109-003E-2 турбореактивный двигатель , тяга 7,85 кН (1760 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 840 км/ч (520 миль в час, 450 узлов) на высоте 6000 м (20 000 футов). [ б ]
- Дальность: 975 км (606 миль, 526 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- Скорость набора высоты: 23,42 м/с (4610 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 252 кг/м 2 (52 фунта/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,35 (нормальная тяга)
- 0,41 (аварийная форсированная тяга)
Вооружение
- Орудия: 2 20-мм (0,787 дюйма) MG 151/20 автопушки с боезапасом 120 выстрелов (He 162 A-2) или 2 × 30-мм (1,181 дюйма) пушки MK 108 с боезапасом 50 выстрелов (He 162 A-0, A-1). )
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
- Список реактивных самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Германии времен Второй мировой войны
- Чудо-оружие
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Хотя длина его почти такая же, как у Messerschmitt Bf 109 , размах его крыла был намного короче - 7,2 метра (24 фута) против 9,9 метра (32 фута) у Bf 109.
- ^ 790 км/ч (490 миль в час; 430 узлов) при нормальной тяге на уровне моря , 890 км/ч (550 миль в час; 480 узлов) при аварийной форсированной тяге на уровне моря и 905 км/ч (562 миль в час; 489 узлов) при 6000 м (20 000 футов) аварийная форсированная тяга
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Хейнкель He 162 А-2 Spatz (Воробей)» . airandspace.si.edu . Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института . Проверено 25 сентября 2021 г.
Пилоты освоили некоторые неприятные привычки Spatz, но этот реактивный самолет всегда оставался трудным и даже опасным в управлении даже для опытных пилотов... He 162 часто ошибочно называли Salmander. Этот термин является кодовым названием конструкции крыла, а не самолета.
- ^ Уил 1996 , с. 78.
- ^ Форсайт 2009 , стр. 58–59.
- ^ Макфарланд и Ньютон 1991, [ нужна страница ] .
- ^ Гесс 1994 , стр. 77–78.
- ^ Миллер 2006, с. 320.
- ^ Уильямсон, Чарльз К.; Хьюз, РД; Кэбелл, CP; Назарро, Джей-Джей; Бендер, ФП; Кригглсворт, WJ (5 марта 1944 г.). План завершения комбинированного бомбардировочного наступления. Дуайта Д. Президентская библиотека Эйзенхауэра : Смит, Уолтер Беделл: Коллекция документов Второй мировой войны, 1941–1945; Графа №: 48 (Отчет). Штаб-квартира ВВС США
- ^ Jump up to: а б Дорр 2013, с. 153.
- ^ Форсайт 2016, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2016, с. 7.
- ^ Узиэль 2011 , стр. 240–243.
- ^ Jump up to: а б с д Кристофер 2013, с. 145.
- ^ ЛеПейдж 2009, с. 38.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2016, стр. 8-9.
- ^ Jump up to: а б ЛеПейдж 2009, с. 244.
- ^ Дорр 2013, с. 152.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2016, с. 10.
- ^ Форсайт 2016, стр. 17-18.
- ↑ Отрывок из текстового руководства на компакт-диске Lucas Arts «Секретное оружие Люфтваффе».
- ^ Хит 2022, с. 223.
- ^ Форсайт 2016, стр. 7-8.
- ^ Дорр 2013, с. 151.
- ^ Форсайт 2016, с. 9.
- ^ Форсайт 2016, стр. 9-10.
- ^ Форсайт 2016, с. 11.
- ^ Форсайт 2016, с. 15.
- ^ Sharp 2020b, с. 16.
- ^ Sharp 2020b, с. 178.
- ^ Форсайт 2016, с. 22.
- ^ Sharp 2020b, стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б с д и Форд 2013, с. 224.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2016, с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Дорр 2013, с. 150.
- ^ «Описание конструкции одномоторного истребителя модели 162 с двигателем TL BMW 003 E-1 (на немецком языке)» (PDF) . Deutsche-luftwehr.de . Самолет Хейнкель работает. 15 октября 1944 г. с. 40. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Кристофер 2013, с. 58.
- ^ Sharp 2020b, с. 72.
- ^ Jump up to: а б Испытание шасси Heinkel 162 (He162) (YouTube) (YouTube). Ле Бурже, Париж, Франция: мемориальный полет. 2008 год . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ Анимация цикла втягивания передней стойки He 162.
- ^ Анимация цикла втягивания главного механизма He 162.
- ^ Сенгфельдер, Гюнтер (1993). Шасси немецкого самолета . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing. стр. 100-1 136–137. ISBN 0-88740-470-7 .
- ^ Форсайт 2016, стр. 24-25.
- ^ Jump up to: а б Дорр 2013, с. 156.
- ^ Форсайт 2016, стр. 25-29.
- ^ Sharp 2020b, с. 18.
- ^ Мэлони (1965). Хейнкель Хе-162 . Аэро Паблишерс, Инк. п. 33.
- ^ Sharp 2020b, с. 155.
- ^ Sharp 2020b, с. 311.
- ^ Sharp 2020b, с. 11.
- ^ Форсайт 2016, стр. 30-32.
- ^ «Описание конструкции одномоторного истребителя модели 162 с двигателем TL BMW 003 E-1 (на немецком языке)» (PDF) . Deutsche-luftwehr.de . Самолет Хейнкель работает. 15 октября 1944 г. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Форсайт 2016, с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д Кристофер 2013, с. 146.
- ^ Дональд 1994, с. 119.
- ^ Jump up to: а б Вуд и Ганстон 1977, стр. 194–195.
- ^ «Описание конструкции одномоторного истребителя модели 162 с двигателем TL BMW 003 E-1 (на немецком языке)» (PDF) . Deutsche-luftwehr.de . Самолет Хейнкель работает. 15 октября 1944 г. с. 43. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Браун 2010, с. 137.
- ^ Дорр 2013, с. 159.
- ^ Дорр 2013, стр. 154-155.
- ^ ЛеПейдж 2009, с. 267.
- ^ Sharp 2020b, с. 179.
- ^ Форсайт 2016, с. 62.
- ^ Момбек 1992, с. 297.
- ^ Jump up to: а б Дорр 2013, с. 160.
- ^ «Победы» . www.hawkertempest.se . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Шорс 2006, стр. 497–498.
- ^ Томас и Холмс, 2016, стр. 60–61.
- ^ Шорс 2006, с. 498.
- ^ Томас и Холмс 2016, с. 60.
- ^ Форсайт 2016, с. 81.
- ^ Дорр 2013, с. 161.
- ^ Форсайт 2016, стр. 6-7.
- ^ Sharp 2020b, с. 148.
- ^ ЛеПейдж 2009, с. 266.
- ^ Браун, Эрик. «Освоение Minimus Хейнкеля; Air Enthusiast, 2:6, июнь 1972 года.
- ^ «Двое погибли в авиакатастрофе». Таймс . Лондон, Англия. 10 ноября 1945 г. с. 2.
- ^ ЛеПейдж 2009, стр. 160-161.
- ^ «История и опыт He-162» (PDF) . www.wwiiaircraft Performance.org . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Heinkel He-162 Volksjaeger
- ^ Sharp 2020b, с. 20.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Эндрю (2015). «Индивидуальная история: Heinkel He162A-2 W/NR.120227/AIR MIN 65/VN679/8472M, музейный номер 1990/0697/A» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Форсайт и Крик 2008, с. 180
- ^ «Хейнкель He 162 А-2 Spatz (Воробей)» . Смитсоновский институт . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ «Хейнкель He 162A-1 Volksjäger (120086)» . ingeniumcanada.org . Канадский музей авиации и космонавтики . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Sharp 2020a, с. 133
- ^ «Информация СМИ: Heinkel He 162» . Музей немецкой техники в Берлине. Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 26 ноября 2011 г.
- ^ «Хейнкель 162А-1 Саламандра» . Имперский военный музей . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Форсайт и Крик 2008, с. 181
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Эрик (2010). Крылья Люфтваффе: Летающие трофейные немецкие самолеты времен Второй мировой войны (пересмотренная ред.). Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-9021091-5-2 .
- Кристофер, Джон (2013). Гонка за гитлеровскими Х-планами . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN 978-0-7524-6457-2 .
- Дональд, Дэвид (1994). Боевые самолеты Люфтваффе . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN 1-874023-56-5 .
- Дорр, Роберт Ф. (2013). Борьба с гитлеровскими самолетами . Зенит Пресс. ISBN 978-0-7603-4398-2 .
- Форд, Роджер (2013). Секретное оружие Германии во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 9781909160569 .
- Форсайт, Роберт; Крик, Эдди Дж (2008). Heinkel He 162 Volksjager: от чертежной доски к уничтожению: Volksjäger . Хершам, Великобритания: Классические публикации. ISBN 978-1-90653-700-5 .
- Форсайт, Роберт (2016). Он 162 Volksjäger Units . Боевой самолет № 118. Издательство Osprey. ISBN 978-1-47281-459-3 .
- Форсайт, Роберт (2009). Fw 190 Sturmböcke против B-17 Flying Fortress . Дуэль № 24. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-941-6 .
- Хит, Тим (2022). В яростном небе: полеты в составе гитлеровских люфтваффе во время Второй мировой войны . История пера и меча. ISBN 978-1-5267-8526-8 .
- Хесс, Уильям. Н. (1994). B-17 Flying Fortress — история боевых действий и развития . Моторные книги. ISBN 0-87938-881-1 .
- Лепаж, Жан-Дени Г.Г. (2009). Самолеты Люфтваффе 1935–1945: иллюстрированная история . Джефферсон, Северная Каролина, США: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-3937-9 .
- Макфарланд, Стивен Л.; Ньютон, Уэсли Филипс (1991). Командовать небом: битва за превосходство в воздухе над Германией, 1942–1944 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098069-9 .
- Миллер, Дональд Л. (2006). Хозяева воздуха: американские мальчики-бомбардировщики, участвовавшие в воздушной войне против нацистской Германии . Нью-Йорк, США: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-3544-0 .
- Момбек, Эрик (1992). Защищая Рейх - История Jagdgeschwader 1 «Oesau» . Норфолк, Великобритания: Публикации JAC. ISBN 0-9515737-1-3 .
- Смит, Дж. Ричард; Конвей, Уильям (1967). Хейнкель He 162 . Самолет в профиле № 203. Лезерхед, Великобритания: Профильные публикации.
- Смит, Дж., Ричард; Крик, Эдди Дж (1982). Реактивные самолеты Третьего Рейха . Бойлстон, Массачусетс, США: Публикации Monogram Aviation. ISBN 0-914144-27-8 .
- Шарп, Дэн (2020a). Хейнкель Хе 162 . Секретные проекты Люфтваффе крупным планом, номер 1. Хорнкасл, Великобритания: Tempest Books. ISBN 978-1-911658-24-5 .
- Шарп, Дэн (2020b). Секретные проекты Люфтваффе - Том 1 - Реактивные истребители 1939-1945 гг . Книги Бури. ISBN 978-1-911658-80-1 .
- Шорс, Кристофер (2006). 2-я тактическая воздушная армия. Том III: От Рейна к победе: январь-май 1945 года . Классические публикации. ISBN 1-90322-360-1 .
- Томас, Крис; Холмс, Тони (2016). Эскадрильи Tempest ВВС Великобритании . Боевой самолет № 117. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1454-8 . OCLC 933722337 .
- Узиэль, Дэниел (2011). Вооружение Люфтваффе: немецкая авиационная промышленность во Второй мировой войне . Джефферсон, США: МакФарланд. ISBN 9780786488797 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Самолет асов № 9. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Вуд, Тони; Ганстон, Билл (1977). Люфтваффе Гитлера: иллюстрированная история и техническая энциклопедия гитлеровской авиации во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Книги Саламандры. ISBN 0-86101-005-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балоус, Мирослав; Белый, Мирослав (2004). Heinkel He 162 Spatz (Volksjäger) (на чешском и английском языках). Прага, Чехия: MBI. ISBN 80-86524-06-Х .
- Кудершон, Филипп (апрель 2006 г.). «Саламандра во Франции. Часть 1». Журнал «Самолет» .
- Кудершон, Филипп (май 2006 г.). «Саламандра во Франции». Журнал «Самолет» .
- Грин, Уильям (1970). Боевые самолеты Третьего рейха (Четвертое впечатление (1979), изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald and Jane's Publishers Ltd. 0-356-02382-6 .
- Гриль, Манфред (2007). Серия профилей Люфтваффе № 16: Heinkel He 162 . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-1430-8 .
- Гриль, Манфред (2007). Реактивный самолет Heinkel He 162 «Volksjäger» — разработка, производство и применение (на немецком языке). Лемвердер, Германия: Stedinger Verlag. ISBN 978-3-927697-50-8 .
- Хиллер, Альфред (1984). Heinkel He 162 «Volksjäger» — разработка, производство, внедрение . Вена, Австрия: Верлаг Альфред Хиллер.
- Ледвох, Януш (1998). He-162 Volksjager (Издательство «Милитария 49») . Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria. ISBN 83-86209-68-2 .
- Мюллер, Питер (2006). Heinkel He 162 "Volksjäger": Последняя попытка Люфтваффе (на немецком и английском языках). Андельфинген, Германия: Факты истории Мюллера. ISBN 3-9522968-0-5 .
- Мира, Дэвид (1999). X Самолеты Третьего Рейха: Heinkel He 162 . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0955-2 .
- Новарра, Хайнц Дж. (1993). Хейнкель He 162 «Фольксягер» . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 0-88740-478-2 .
- (Перевод: "Volksjäger" He 162 (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас Верлаг. 1984. ISBN 3-7909-0216-0 . .)
- Петер-Мишель, Вольфганг (2011). Отчет летчиков-испытателей об опыте полета на Heinkel He 162 (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: BOD-Verlag. ISBN 978-3-8423-7048-7 .
- Смит, Дж. Ричард; Крик, Эдди Дж. (1986). Heinkel He 162 Volksjager (монограмма крупным планом 11) . Эктон, Массачусетс: Публикации Monogram Aviation. ISBN 0-914144-11-1 .
- Смит, Дж. Ричард; Кей, Энтони (1972). Немецкие самолеты Второй мировой войны (Третье (1978) изд.). Лондон, Великобритания: Патнэм и компания. ISBN 0-370-00024-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- NASM Heinkel He 162A Spatz будет восстановлен. Архивировано 23 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- Heinkel He 162 Volksjäger на выставке AIR VECTORS Грега Гебеля
- Подробности о Heinkel He 162 Volksjäger. Архивировано 4 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- (на немецком языке) Heinkel He 162 "Volksjäger"
- Катапультное кресло Heinkel 162
- Он 162 «Саламандра» российский учебный фильм, 9 минут (на русском языке)
- Видео испытаний восстановленного убирающегося шасси He 162A на примере Musee de l'Air
- Реставрация He 162A WkNr компанией Memorial Flight (Франция). 120 015 Страница
- Декабрь 2012 г. Интервью с Харальдом Бауэром, выжившим летчиком-испытателем He 162A.
- Он 162 Мистель 5
- "Heinkel He 162 A-2 ("FE-504" c/n 120230) ВВС США" фотография He 162 120230 с историей самолета
- "Heinkel He 162 A-2 ("T2-489" c/n 120077) ВВС США "Нервенклау". Архивировано 6 октября 2014 г. на Wayback Machine. Фотография He 162 120077 с историей самолета.