Хейнкель HeS 011
ГеС 011 | |
---|---|
![]() | |
Сохранился Heinkel HeS 011 в NMUSAF , его стартер Riedel установлен на впускном канале. | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Производитель | Хейнкель |
Первый запуск | сентябрь 1943 г. |
Основные приложения | Мессершмитт Ме P.1101 |
Количество построенных | 19 |
Heinkel HeS 011 или Heinkel-Hirth 109-011 (HeS — Heinkel Strahltriebwerke) — передовой времен Второй мировой войны, реактивный двигатель построенный компанией Heinkel-Hirth . Он отличался уникальной компоновкой компрессора, начиная с рабочего колеса низкой степени сжатия на впуске, за которым следовала « диагональная » ступень, аналогичная центробежному компрессору , а затем трехступенчатый осевой компрессор . Многие из немецких реактивных самолетов, разрабатывавшихся ближе к концу войны, были спроектированы для использования HeS 011, но сам двигатель не был готов к производству до окончания войны в Европе, и было выпущено лишь небольшое количество прототипов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Начиная с 1936 года Юнкерс начал проект разработки реактивного двигателя под руководством Вагнера и Мюллера. [ ВОЗ? ] , который работал над конструкциями осевых компрессоров . К 1940 году они дошли до полурабочего прототипа, который не мог работать самостоятельно и требовал внешнего источника сжатого воздуха.
Тем временем Ханс Маух , отвечающий за разработку двигателей в RLM , решил, что все разработки двигателей должны проводиться в существующих двигателестроительных компаниях. В соответствии с этой новой политикой он заставил Юнкерса отказаться от своих внутренних команд двигателей. Мюллер и половина существующей команды Юнкерса сбежали и были с радостью приняты Эрнстом Хейнкелем открыл лабораторию для Ганса фон Охайна , который начал разработку немецких реактивных самолетов, когда в 1937 году . У Охайна это HeS 8 (или 109-001), а у команды Юнкерса - HeS 30 (109-006). Позже усилия Хейнкеля были реорганизованы в Hirth Motoren .
Гельмут Шелп , пришедший на смену Мауху, посчитал, что BMW 003 и Junkers Jumo 004 выйдут в производство примерно с одинаковым уровнем мощности задолго до того, как какой-либо из проектов Heinkel будет готов, и отменил оба проекта. Он изложил новый план развития с тремя классами двигателей; 003 и 004 представляли собой двигатели «Класса 1» с тягой менее 1000 кг, подходящие для небольших истребителей, но действительно полезные только в двухмоторных конструкциях. Шелп был гораздо больше заинтересован в разработке двигателей «Класса II» с тягой в диапазоне 1000–2000 кг, более крупных конструкций, способных привести в действие полноразмерный истребитель с одним двигателем. Шелп также был заинтересован в принятии на вооружение одного из своих любимых проектов — диагонального компрессора . Шелп ранее убедил Хейнкеля приложить некоторые усилия к другому его любимому проекту — двухкомпрессорному и однотурбинному турбовинтовому двигателю , но отказался от этого и вместо этого предложил Хейнкелю свою новую концепцию в качестве утешительного приза.

В некотором смысле HeS 011 можно рассматривать как комбинацию разработок двух команд: трехступенчатый осевой компрессор от команды Мюллера в сочетании с одноступенчатым центробежным компрессором от фон Охайна, оба приводимые в движение одним двухступенчатым компрессором. турбина. Двигатель работал с несколько более высокой тягой, около 12 кН (2700 фунт -сила ), в отличие от тяги примерно 7,8–8,8 кН (1800–2000 фунт -сила ) для 003 и 004 соответственно. Модель 011 имела две общие характеристики с Jumo 004: установленный на двигателе двухтактный двигатель Riedel, работающий как ВСУ, обеспечивающий вращение центрального вала во время запуска двигателя, но установленный над впускным отверстием внутри сборного воздухозаборника из листового металла, изготовленного Heinkel. проход вместо внутри впускного дивертора, как это было в 004, а также имел выхлопное сопло изменяемой геометрии с ограничительным корпусом аэродинамической формы, отличной от (луковица) 004 Блок Zwiebel , который также перемещался в сопле вперед и назад для изменения тяги. [ 1 ] Планировался также турбовинтовой вариант HeS 021 , но рабочая нагрузка на Хейнкеле была настолько велика, что этот проект позже был передан компании Daimler-Benz для завершения .
Прототипы были доступны в 1944 году и испытаны на бомбардировщике Heinkel He 111 , двигатель которого был установлен на внешних узлах подвески под фюзеляжем. В течение следующего года практически все немецкие авиаконструкторы основывали свои проекты на 011, во многом так же, как это было сделано всего лишь год или два назад с проектируемыми конструкциями с поршневыми двигателями, такими как проекты двухмоторного бомбардировщика B , получившие широкое распространение. на столь же экспериментальном Junkers Jumo 222 двадцатичетырёхцилиндровом силовом агрегате . Усовершенствованные авиационные поршневые двигатели высокой мощности (> 1500 кВт) и более совершенные турбореактивные двигатели оказались тем, что немецкой авиационной моторостроительной промышленности пришлось столкнуться с серьезными проблемами при разработке в годы войны надежных в бою двигателей. В результате, как и почти триста экспериментальных образцов сложного поршневого двигателя Jumo 222, турбореактивный двигатель HeS 011 так и не поступил в производство, всего было построено всего 19 прототипов. Один из них был установлен на Мессершмитт Ме P.1101 , доставленный в Германию. США , составляющая основу Bell X-5 .
Всего было построено только девятнадцать HeS 011. [ 2 ] В Соединенных Штатах сохранились два экземпляра, сохранившихся в музеях: один в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, и один в Музее авиации EAA в Ошкоше, штат Висконсин. Испанская INI запатентовала в 1951 году аналогичную конструкцию (ES197663). [ 3 ] на выставке в Куатро Вьентос Музее авиации в Мадриде .
Варианты
[ редактировать ]- 109-011 В1
- Первоначальный прототип с тягой 10,9 кН (2459 фунтов силы) при 9920 об/мин. [ 4 ]
- 109-011 А-0
- Предсерийный вариант, обеспечивающий усилие 12,7 кН (2866,5 фунт-сила) при 11000 об/мин. [ 5 ]
- 109-011 Б
- Улучшенный вариант, обеспечивающий тягу 14,7 кН (3307 фунтов силы), не построен. [ 6 ]
- 109-011 С
- Улучшенный вариант, обеспечивающий тягу 16,7 кН (3748 фунтов силы), не строился. [ 6 ]
- 109-021
- Планируемая турбовинтовая модификация (переданная по субподряду Daimler-Benz) мощностью 2427 кВт (3300 л.с.); предназначался для Focke Wulf Fw 281, не строился. [ 7 ]
Приложения
[ редактировать ]- Конструкции самолетов, предназначенных для установки на HeS 011:
- Арадо Ар 234 Д
- Arado E.555/II Дальний бомбардировщик
- Blohm & Voss P 212 Бесхвостый реактивный истребитель
- Фокке-Вульф Флитцер Реактивный истребитель
- Фокке-Вульф Та 183 Хукебейн
- Heinkel He 162 версии B&-C
- Heinkel He 343 Реактивный средний бомбардировщик
- Хейнкель P.1078 Реактивный истребитель
- Heinkel P.1079 Двухреактивный двухместный всепогодный/ночной истребитель
- Henschel Hs 132 C - истребитель-бомбардировщик с лежачим пилотом
- Реактивный стратегический бомбардировщик Horten H.XVIII (как один из вариантов)
- Бесхвостый реактивный истребитель Junkers EF 128 (два вертикальных киля в среднем крыле)
- Мессершмитт Р.1101
- Мессершмитт Р.1106
- Messerschmitt P.1110 (как «утка», так и обычная версия)
Технические характеристики (109-011 А-0)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: Турбореактивный
- Длина: 3450 мм (11 футов 3¾ дюйма)
- Диаметр: 875 мм (34½ дюйма)
- Сухой вес: 950 кг (2094 фунта)
Компоненты
- Компрессор: Диагональный + трехступенчатый осевой
- Камеры сгорания : 16 камер
- Турбина : двухступенчатая осевая.
Производительность
- Максимальная тяга : 12,7 кН (2900 фунтов силы) при 11000 об/мин.
- Тяговооруженность : 1,29
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
- BMW 003 , в частности его подтип 003D.
- Юнкерс Юмо 004
- Юнкерс Юмо 012
- Метрополитен-Викерс Ф.2
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Квинто_Серторио (20 марта 2010 г.). «Немецкие авиационные двигатели, SGM» . elgrancapitan.org (на испанском языке) . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Кристофер, с. 74
- ^ ES197663 www.oepm.es
- ^ Кей 2002, с. 42
- ^ Кей 2002, с. 51
- ^ Jump up to: а б Радингер и Шик, с. 169
- ^ «Обозначения немецких военных самолетов (1933-1945)» . www.designation-systems.net . Проверено 13 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бингхэм, Виктор (1998). Основные поршневые авиационные двигатели Второй мировой войны . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-012-2 .
- Кристофер, Джон (2013). Гонка за гитлеровскими X-самолетами: британская миссия 1945 года по захвату секретных технологий Люфтваффе . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN 978-0-7524-6457-2 .
- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей: от пионеров до наших дней (5-е изд.). Страуд, Великобритания: Саттон. ISBN 0-7509-4479-Х .
- Кей, Энтони Л. (2002). Разработка немецких реактивных двигателей и газовых турбин, 1930–1945 гг . Кровуд Пресс. ISBN 1-84037-294-Х .
- Кей, Энтони (2004). Юнкерс Самолеты и двигатели 1913–1945 гг . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-985-9 .
- Кей, Энтони Л. (2007). История и развитие турбореактивных двигателей 1930–1960 гг . Том. 1. Рамсбери: Кровуд Пресс. ISBN 978-1-86126-912-6 .
- Радингер, Вилли и Шик, Уолтер, Секретные проекты Мессершмитта , Schiffer Publishing, 1996, ISBN 0-88740-926-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]