Йоханнес Науманн
Йоханнес Науманн | |
---|---|
Псевдоним(а) | «Фокке» |
Рожденный | 11 октября 1917 г. Дрезден |
Умер | 22 марта 2010 г. Фюрстенфельдбрук | (92 года)
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | ВВС Немецкие ВВС |
Классифицировать | Майор ( Вермахт ) Полковник ( Бундесвер ) |
Единица | JG 26 , JG 6 , JG 7 Школа пилотов "С" |
Команды | II./JG 26, II./JG 6, III./JG 7 Вертолетное транспортное крыло 64 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Йоханнес Науманн (11 октября 1917 — 22 марта 2010) — немецкий Люфтваффе военный летчик во время Второй мировой войны , ас-истребитель, на счету которого 34 победы в воздухе, одержанные примерно в 350 боевых вылетах, все из которых были совершены на Западном фронте . После Второй мировой войны он служил в недавно созданных Западной Германии в ВВС Бундесвере и командовал 64-м вертолетно-транспортным крылом .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Науманн родился 11 октября 1917 года в Дрездене , в то время находившемся в Королевстве Саксония в составе Германской империи . [ 1 ] В 1938 году Науманн поступил на военную службу в Люфтваффе и прошел летную подготовку . [ 2 ] [ Примечание 1 ] 1 мая 1939 года в Дюссельдорфе . (JG 132–132-й истребительный авиаполк) был создан Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк путем переименования Jagdgeschwader 132 ) и командовал оберстом Эдуардом Риттером фон Шляйхом , летным асом мировой войны Я. [ 4 ] Науманн был одним из первых пилотов, назначенных в это подразделение после обучения в качестве летчика-истребителя. [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . 12 августа 1940 года во время битвы за Британию Науманн одержал свою первую воздушную победу, позже это утверждение не было подтверждено. Он участвовал в воздушном бою с Королевских ВВС (RAF) истребителем Supermarine Spitfire недалеко от Фолкстона , его противником, принадлежавшим к 64-й эскадрилье . [ 6 ] 3 сентября Люфтваффе атаковали авиабазы истребительного командования британских ВВС . JG 26 сопровождал бомбардировщики из Kampfgeschwader 2 (KG 2—2nd Bomber Wing) на аэродром Норт-Уилд . В тот день Науману приписали свою первую воздушную победу, заявив, что над устьем Темзы был сбит истребитель «Спитфайр» . [ 7 ]
Науманн одержал свою пятую и шестую подтвержденную воздушную победу во время операции «Доннеркейль» . Целью этой операции было обеспечение истребительной защиты немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» при прорыве из Бреста в Германию. Операция «Дэш Ла-Манша» (11–13 февраля 1942 г.) Кригсмарине получила у немцев кодовое название «Операция Цербер». В поддержку этого Люфтваффе разработало план превосходства в воздухе , получивший название «Операция Доннеркейль», для защиты трех немецких крупных кораблей. Нуманну приписывают два Fairey Swordfish биплана- торпедоносца из 825-й военно-морской авиационной эскадрильи, сбитых в 13:45 и 13:47 12 февраля к северу от Гравелина . [ 8 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]( ВВС США USAAF) VIII бомбардировочное командование , позже переименованное в Восьмую воздушную армию, начало свои регулярные боевые действия 17 августа 1942 года. [ 9 ] 6 сентября VIII бомбардировочное командование нанесло удар по аэродрому Визернес и Абвиль в сопровождении истребителей RAF Spitfire. В 18:54 Науманн заявил, что 402-й эскадрильи был сбит «Спитфайр» к северу от Халленкура . [ 10 ] 20 сентября Науманн был переведен из 4. Staffel в 6. Staffel , где он был назначен Staffelkapitän (командир эскадрильи). Он сменил оберлейтенанта Тео Линдеманна. переведенного [ 11 ]

Во время полета Швайнфурт-Регенсбург 17 августа 1943 года Науманн сбил сопровождавший Republic P-47 Thunderbolt истребитель 56-й истребительной группы в 10 км (6,2 мили) к западу от Льежа . [ 12 ] В тот день группенкоммандер Вильгельм-Фердинанд Галланд погиб в бою. Галланда временно сменил Науманн, пока оберстлейтенант Йоханнес Зайферт не принял командование II. Группа 9 сентября. [ 13 ] В течение этого короткого периода командование 6. Staffel было передано оберлейтенанту Вальдемару Раденеру . [ 14 ] 1 октября в рамках расширения группы с трёх Staffeln на группу до четырёх Staffeln на группу Науманна , 6. Staffel был переименован в 7. Staffel . [ 15 ] 9 февраля 1944 года Науман снова временно принял командование II. Группа . [ 16 ] Его бывший командир майор Вильгельм Гет был ранен в бою 14 января и отстранен от должности. [ 17 ] Науманн был официально назначен группенкоммандером II. Группа 2 марта. [ 18 ] 14 октября во время второго рейда на Швайнфурт , также называемого «Черным четвергом», Науманн забрал свой пятый тяжелый бомбардировщик . [ 19 ] сбит бомбардировщик B-17 под Домбургом . [ 20 ]
23 июня 1944 года Науманн был сбит зенитной артиллерией во время преследования истребителя «Спитфайр». Ему удалось спастись, получив травму, когда его Focke-Wulf Fw 190 A-8 ( Werknummer 730425 — заводской номер) разбился к юго-юго-западу от Кана . Впоследствии командование II. Группе был присвоен гауптман Эмиль Ланг . [ 21 ] 1 сентября, после выздоровления, Науманн получил командование II. Группа Jagdgeschwader ( JG 6 6–6-й истребительный авиаполк). Он заменил гауптмана Вилли Эльстерманна. переведенного [ 22 ] Науманн был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes 9 ноября ). 17 декабря основная часть группы перебазировалась в Квакенбрюк , а Науманн перевел свой группенштаб (штаб) в Фехту для участия в Арденнском наступлении . [ 23 ]
Операция Боденплатте и конец войны
[ редактировать ]1 января 1945 года Науманн участвовал и возглавил II. Группа JG 6 в операции Bodenplatte , неудавшейся попытке нанести вред военно-воздушным силам союзников в Нидерландах. Целью Боденплатте было завоевание превосходства в воздухе во время застойной стадии битвы при Арденнах , и она восходит к совещанию, состоявшемуся 16 сентября 1944 года. В тот день Гитлер проинформировал генерала дер Флигера (генерала-лейтенанта) Вернера Крайпе , исполняющего обязанности начальника Генерального штаба. Штаб Люфтваффе о планируемом наступлении. [ 24 ] Целью JG 6 был аэродром Фолькель . I. и III. Группа JG 6 должна была атаковать, пока II. Группа под командованием Науманна должна была обеспечивать прикрытие от истребителей союзников. [ 25 ] Находясь на курсе, JG 6 приблизился к аэродрому Хиш , и некоторые из его пилотов предположили, что это аэродром Фолькель. Хотя подразделениям JG 6 было приказано вступить в бой, основные силы продолжали поиски Фолькеля. Гешвадерштаб и II . Группа JG 6 наткнулась на другой аэродром в Хелмонде , на котором не было самолетов. Несколько немецких пилотов решили, что это Фолькель, и атаковали, потеряв несколько человек из-за огня с земли. [ 26 ] II. Группа JG 6 сильно пострадала в результате атаки. В Хише и Хелмонде был нанесен очень небольшой ущерб. [ 27 ] Науманну было присвоено звание майора 1 марта (майора).
5 апреля Науманн был назначен группенкомандером III. Группа Jagdgeschwader Рудольфа Зиннера , 7 «Новотны» (JG 7–7-й истребительный авиаполк), принявшая командование от гауптмана который был ранен в бою накануне. [ 28 ] JG 7 «Новотны» был первым действующим авиаполком в мире реактивных истребителей и был назван в честь Вальтера Новотны , погибшего в бою 8 ноября 1944 года. Новотны, летчик-истребитель, одержавший 258 воздушных побед и награжденный Рыцарским крестом Железный крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub, Schwertern) und Brillanten ), оценивал Мессершмитт Ме 262 в эксплуатационных условиях. [ 29 ] Подразделение капитулировало 8 мая 1945 года. [ 30 ]
Дальнейшая жизнь и служба
[ редактировать ]С 1 апреля 1963 по 15 июля 1966 года Науманн занимал должность советника ( вспомогательного докладчика ) в штабе ВВС Германии ( Lufleitung der Luftwaffe — Fü L III 2 Internationale Zusammenarbeit Luftwaffe ) по международному сотрудничеству. [ 31 ] С апреля 1959 года Бундеслюфтваффе сформировало три штаба для спасательных и служебных перевозок, а также для целей связи. Эти подразделения базировались на авиабазе Фасберг , авиабазе Лехфельд и авиабазе Фюрстенфельдбрук , эксплуатируя вертолеты Bell H-13 Sioux , Bristol Type 171 Sycamore , Aérospatiale Alouette II , Sikorsky S-58 и Vertol H-21 , а также Самолет Dornier Do 27 для связи. 1 октября 1966 года эти подразделения были объединены и преобразованы в 64-е вертолетное транспортное крыло на авиабазе Ландсберг-Лех , ранее известной как авиабаза Пенцинг, и передано под командование полковника Науманна. [ 32 ]
Науманн выразил благодарность отцу за то, что он вдохновил его стать летчиком-истребителем. В мае 2008 года интервьюер Джеймс Холланд спросил Наумана, почему он хочет летать на истребителях, на что тот ответил: «Самая важная причина заключалась в том, что мой отец был пилотом во время Первой мировой войны. Мой отец рассказал мне много своего опыта, поэтому для меня это не было трудным решением». [ 33 ] Науманн продолжал летать на Me 109 и Fw 190 в боях во время Второй мировой войны, и хотя он также тренировался на Me 262, он никогда не управлял этим реактивным самолетом в оперативном режиме. [ 33 ] Науманн умер 22 марта 2010 года в возрасте 92 лет в Фюрстенфельдбруке , Германия. [ 30 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам Обермайера, Науманну на счету 34 победы в воздухе, каждая из которых совершила примерно 350 боевых вылетов на Западный фронт, включая семь тяжелых бомбардировщиков. [ 1 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 34 воздушных победах, а также еще одно неподтвержденное заявление. Все его воздушные победы были одержаны над западными союзниками , включая семь четырехмоторных бомбардировщиков. [ 34 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Науманн не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Колдуэллом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
— 9-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 35 ] Бои у Ла-Манша и над Англией - 26–21 июня 1941 г. | |||||||||
—
|
12 августа 1940 г. | 18:20 | Спитфайр | Фолкстон [ 36 ] [ 37 ] | 2 | 21 июня 1941 г. | 16:35 | Ураган [ 38 ] [ 39 ] | к западу от Булони |
1 | 3 сентября 1940 г. | 11:10 | Спитфайр | Устье Темзы [ 40 ] [ 41 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Саутенда |
|||||
— 9-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 35 ] На Западном фронте — 22 июня — 31 декабря 1941 г. | |||||||||
3 | 3 июля 1941 г. | 11:45 | Спитфайр [ 42 ] [ 43 ] | 4 | 21 августа 1941 г. | 15:10 | Спитфайр [ 44 ] [ 45 ] | ||
— 9-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 35 ] На Западном фронте — 1 января — 21 сентября 1942 г. | |||||||||
5 | 12 февраля 1942 г. | 13:45 | рыба-меч | к северу от Гравелина [ 46 ] [ 47 ] | 7 | 27 апреля 1942 г. | 12:30 | Спитфайр | 4 км (2,5 мили) к северу от Кале [ 48 ] [ 49 ] |
6 | 12 февраля 1942 г. | 13:47 | рыба-меч | к северу от Гравелина [ 46 ] [ 47 ] | 8 | 23 мая 1942 г. | 11:52 | Спитфайр | к северу от Кале [ 48 ] [ 50 ] |
— 4-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 35 ] На Западном фронте — 28 февраля — 21 сентября 1942 г. | |||||||||
9 | 6 сентября 1942 г. | 18:54 | Спитфайр | к северу от Халленкура [ 51 ] [ 52 ] | |||||
— 6-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 34 ] На Западном фронте — 1 января — 30 сентября 1943 г. | |||||||||
10 | 13 февраля 1943 г. | 12:24 | Спитфайр | к северо-востоку от Рю [ 53 ] [ 54 ] | 18 | 26 июля 1943 г. | 11:16 | Бостон | Вендевиль Аэродром [ 55 ] [ 56 ] |
11 | 16 февраля 1943 г. | 17:28 | Спитфайр | Бурсевиль , к востоку-северо-востоку от Ле-Трепор. [ 57 ] [ 58 ] | 19 | 30 июля 1943 г. | 10:25 | Б-17 | 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от Востока [ 59 ] [ 60 ] |
12 | 8 марта 1943 г. | 14:08? [ Примечание 2 ] | Б-24 | 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Гастингса [ 57 ] [ 61 ] | 20 | 12 августа 1943 г. | 09:05? [ Примечание 3 ] | Б-17* | угольная шахта Хаген [ 59 ] окрестности Хагена [ 62 ] |
13 | 4 апреля 1943 г. | 14:41? [ Примечание 4 ] | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Дьеппа [ 57 ] [ 63 ] | 21 | 17 августа 1943 г. | 17:00 | П-47 | 10 км (6,2 миль) к западу от Льежа [ 59 ] [ 64 ] |
14 | 3 мая 1943 г. | 18:15 | Спитфайр | к западу от Зандворта [ 57 ] [ 65 ] | 22 | 19 августа 1943 г. | 18:32 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Ле-Трепор [ 59 ] [ 66 ] |
15 | 13 мая 1943 г. | 16:35 | Спитфайр | 10–20 км (6,2–12,4 миль) к северо-западу от Альберта. [ 57 ] [ 67 ] 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Дулленса |
23 | 2 сентября 1943 г. | 20:21 | П-47 | 8 км (5,0 миль) к северо-западу от Ленса [ 59 ] [ 68 ] окрестности Мервилля |
16 | 14 мая 1943 г. | 12:40 | Б-17 | 4 км (2,5 мили) к северу от Менена [ 55 ] Дадизеле [ 69 ] |
24 | 11 сентября 1943 г. | 18:45? [ Примечание 5 ] | Тайфун | Форж-ле-О [ 59 ] [ 71 ] |
17 | 22 июня 1943 г. | 09:16? [ Примечание 6 ] | Б-17 | к западу от Антверпена [ 55 ] [ 72 ] | 25 | 21 сентября 1943 г. | 10:40 | Б-25 | между Аррасом и Сен-Полем [ 59 ] [ 73 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 70 ] На Западном фронте - 1 октября 1943 г. - 9 февраля 1944 г. | |||||||||
26 | 14 октября 1943 г. | 13:35? [ Примечание 7 ] | Б-17 | Домбург [ 59 ] [ 74 ] окрестности Маастрихта |
28 | 21 декабря 1943 г. | 11:51 | Спитфайр | Дуэ [ 75 ] [ 76 ] |
27 | 11 ноября 1943 г. | 14:55 | Б-17 | к северо-северо-западу от Бреды [ 75 ] [ 77 ] | |||||
– II группа Jagdgeschwader 6 «Хорст Вессель » – [ 70 ] На Западном фронте и при защите Рейха - 1 сентября 1944 г. - 30 марта 1945 г. | |||||||||
29 | 8 сентября 1944 г. | 17:05 | Остер | к западу от Уи [ 78 ] | 31 | 12 сентября 1944 г. | 16:11 | П-38 | юго-юго-восток от Дюрена [ 78 ] Дюрен -Цюльпих |
30 | 12 сентября 1944 г. | 16:09 | П-38 | юго-юго-восток от Дюрена [ 78 ] | 32 | 14 октября 1944 г. | 10:50 | П-38 | к востоку от Кельна |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 79 ]
- Почетный кубок Люфтваффе 25 июня 1943 года в должности оберлейтенанта и пилота. [ 80 ]
- Немецкий крест в золоте, 31 августа 1943 года в роли в 6./Jagdgeschwader гауптмана 26. [ 81 ]
- Рыцарский крест Железного креста 9 ноября 1944 года в звании гауптмана и группенкоммандера II./ Jagdgeschwader 6. [ 82 ] [ 83 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 3 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:10. [ 35 ]
- ^ По словам Колдуэлла, заявленным в 09:00. [ 62 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 14:42. [ 63 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 18:42. [ 70 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 09:15. [ 72 ] По словам Мэтьюза и Формана, в 09:20 он был заявлен как Herausschuss из-за четырехмоторного бомбардировщика. [ 35 ]
- ^ По словам Колдуэлла, заявленным в 13:30. [ 74 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 172.
- ^ Диксон 2023 , с. 174.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 177.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 4.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 52–53.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 67–68.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 204–210.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 268.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 286–288.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 289, 327.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 138–139.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 550.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 140.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 547.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 211.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 199–200.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 485.
- ^ Уил 2011 , стр. 34–35.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 165–167.
- ^ Прин и др. 2019 , стр. 186, 199.
- ^ Прин, Стеммер и Бок 2018 , стр. 475.
- ^ Прин, Стеммер и Бок 2018 , стр. 473–474.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 1.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 123–124.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 125–135.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 137.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 247.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 6–10.
- ^ Jump up to: а б Диксон 2023 , с. 176.
- ^ Аренс 2019 , с. 494.
- ^ Лемке и др. 2006 , с. 634.
- ^ Jump up to: а б Голландия 2008г .
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 901–902.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 901.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 335.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 53.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 341.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 139.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 337.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 68.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 548.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 146.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 549.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 397.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 233.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 242.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 375.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 288.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 553.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2010 , с. 555.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2010 , с. 554.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2010 , с. 556.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 129.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 42.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 139.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 53.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 142.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 57.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 147.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 902.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 106.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2010 , с. 557.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 189.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Прин, Стеммер и Бок, 2018 , с. 477.
- ^ Диксон 2023 , с. 175.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 152.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 326.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 321.
- ^ Шерцер 2007 , с. 563.
Библиография
[ редактировать ]- Аренс, Ганс Вернер (2019). Транспортная авиация ВВС с 1956 по 1971 год. Концепция – Создание – Развертывание [ Транспортная авиация ВВС с 1956 по 1971 год. Концепция – Создание – Развертывание ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Карола Хартманн Майлз-Верлаг. ISBN 978-3-9458-6185-1 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1943–1945 гг . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-39903-073-1 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Авиационные элитные подразделения. Том. 29. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2012). Me 262 Stormbird: от пилотов, которые летали, сражались и выжили . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint. ISBN 978-0-76034-263-3 .
- Холланд, Джеймс (май 2008 г.). «Интервью Иоганна Науманна» . Грифон Мерлин . Проверено 16 августа 2013 г.
- Лемке, Бернд; Крюгер, Дитер; Ребхан, Хайнц; Шмидт, Вольфганг (2006), Военно-воздушные силы с 1950 по 1970 год. Концепция, структура, интеграция [ Военно-воздушные силы с 1950 по 1970 год. Концепция, создание, интеграция ] (на немецком языке), Мюнхен, Германия: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, ISBN 978-3-486-57973-4
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон-на-Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Манро, Джон; Пютц, Рон (2004). Боденплатте: Последняя надежда Люфтваффе — атака на аэродромы союзников, первый день Нового 1945 года . Кроуборо, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902109-40-4 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 . * Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000). Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземном море - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия в Запад — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Национальная оборона. 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид (2018). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 13/IV — Операции по обороне Рейха и на Западе — 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 13/IV — Действия при обороне Рейха и на Западе — с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-19-2 .
- Прин, Йохен; Балке, Ульф; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид (2019). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 13/V — Операции по обороне Рейха и на Западе — 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 13/V — Действия при обороне Рейха и на Западе — с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-21-5 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Уил, Джон (2011). Fw 190 Асы обороны Рейха . Самолеты асов. Том. 92. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-482-4 .