Адольф Глунц
Адольф Глунц | |
---|---|
Рожденный | Брезегард возле Пичера | 11 июня 1916 г.
Умер | 1 августа 2002 г. Люденшайд | (86 лет)
Верность | Нацистская Германия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС |
Лет службы | 1939–1945 |
Классифицировать | Оберлейтенант (первый лейтенант) |
Единица | JG 52 , JG 26 , EJG 2 , JG 7 |
Команды | 5./JG 26, 6./JG 26 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Другая работа | |
Немецкая Формула-3 | |
Годы активности | 1950 – 1951 |
Лучшая отделка | 8-е место, Чемпионат Германии 1950 г. |
Адольф «Адди» Глунц (11 июня 1916 — 1 августа 2002) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас-истребитель во время Второй мировой войны . На его счету 71 воздушная победа, совершенная в 574 боевых вылетах. Все его победы, кроме трех, были одержаны на Западном фронте и в обороне Рейха . В эту цифру входило семнадцать четырехмоторных бомбардировщиков и 37 истребителей Supermarine Spitfire .
Глунц родился в Брезегарде и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . Он поступил на военную службу в Люфтваффе в 1939 году и прошел подготовку в качестве летчика-истребителя. После летной подготовки в ноябре 1940 года его направили в Jagdgeschwader 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк). Летая с этим крылом, Глунц одержал свою первую воздушную победу 7 мая 1941 года на Западном фронте над Королевских ВВС истребителем . При подготовке операции «Барбаросса» JG 52 был переброшен на восток, где, по утверждению Глунца, были уничтожены три советских самолета. В июле 1941 года он был направлен в Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк), действовавший на Западном фронте. 29 августа 1943 года Глунц был награжден Рыцарским крестом Железного креста , став единственным унтер-офицером JG 26, удостоенным этой награды. В январе 1944 года Глунц был назначен командиром эскадрильи 5. Staffel (5-я эскадрилья), а в марте — 6. Staffel , после чего в апреле последовало его повышение до офицерского звания. 24 июня 1944 года награждён Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями. . Глунц одержал свою последнюю воздушную победу 1 января 1945 года во время операции «Боденплатте» . В марте 1945 года он прошел переоборудование на реактивный истребитель Ме-262 . В апреле Глунц перешел в Jagdgeschwader 7 (JG 7–7-й истребительный авиаполк), первое авиаполк реактивных истребителей, но в боевых действиях на Me 262 не летал.
В мае 1945 года Глунц был взят в плен и освобожден в июне 1946 года. Затем он стал Формулы-3, гонщиком прежде чем основал собственный бизнес, давая уроки вождения . Глунц умер 1 августа 2002 года в Люденшайде.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Глунц родился 11 июня 1918 года в Брезегарде , округ Людвигслуст , в то время в провинции Померания Германской империи . Он был сыном Карла Глунца, Beamter , или государственного служащего, Deutsche Reichsbahn . Из-за работы отца семья переехала в Гамбург , а в 1934 году — в Хайде . [ 1 ] После окончания школы Глунц начал профессиональное образование в области машиностроения . В Хайде он работал в компании, производившей планеры , что вызвало у него интерес к полетам. В шестнадцать лет он начал строить и летать на планерах. Затем Глунц стал летным инструктором в Национал-социалистическом летном корпусе 11/16 Северной группы членов Гитлерюгенда . (северная группа), обучая пилотам [ 2 ]
Со 2 ноября 1938 года по 25 марта 1939 года Глунц посещал обязательную Reichsarbeitsdienst (имперскую трудовую службу). Глунц поступил на военную службу в Люфтваффе 1 сентября 1939 года, в день, когда немецкие войска вторглись в Польшу, развязав Вторую мировую войну в Европе. Он служил в составе 2-й роты (2-й роты) 61-го Flieger-Ausbildungs-Regiment (61-го летно-учебного полка), завершив службу 30 сентября. [ 2 ] Затем его перевели в 1. Staffel (1-я эскадрилья) Jagdfliegerschule 4 (школа летчиков-истребителей) в Фюрте . После завершения летной подготовки [ Примечание 1 ] он получил значок пилота ( Pilotenabzeichen ) 4 октября 1940 года. Затем 1 ноября 1940 года его направили в Ergänzungsstaffel (учебное подразделение) Jagdgeschwader 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк). [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. 9 ноября 1940 года Глунц был переведен из Ergänzungsstaffel в 4-й Staffel JG 52, эскадрильи II. Группа (2-я группа). [ 4 ] В то время II. Группа JG 51 находилась в период отдыха и пополнения сил в Менхенгладбахе после битвы за Британию . Там группы численность была доведена до 24 Мессершмиттов Bf 109 Es, включая несколько Bf 109 E-8. [ 5 ] Группой а командовал гауптман Эрих Войтке, 4. Штаффель возглавил оберлейтенант Йоханнес Штайнхофф . [ 6 ] 22 декабря II. Группа была направлена на аэродром Леуварден , где ей было поручено патрулировать побережье Северного моря в Нидерландах. После недолгого пребывания в Хаамстеде группа была переведена в Берк-сюр-Мер . 10 февраля 1941 года [ 7 ]
15 апреля 1941 года Люфтваффе приказали атаковать аэродром Королевских ВВС (RAF) в Манстоне . Из-за неблагоприятных погодных условий атака была отменена, только « Шварм» , звено из четырех самолетов под руководством оберлейтенанта Зигфрида Зимша , предположительно достигло цели. Однако рейс нашел аэродром Люфтваффе в Сен-Омере, где II. группа Jagdgeschwader ( JG 53 Базировалась 53–53-й истребительный авиаполк). В ходе атаки «Шварм» уничтожил девять самолетов, ранив двух пилотов и пять техников. [ 7 ] Летчики Глунц, Зимш, фельдфебель Георг Майр и сержант Ханс Зембилль были наказаны лично Германом Герингом . [ 8 ]
27 апреля II. Группа снова была переведена, на этот раз на аэродром в Катвейке , где она начала принимать первые самолеты серии Bf 109 F. [ 7 ] Глунц получил звание унтер-офицера (подчиненного офицера или сержанта). 1 мая [ 9 ] Вылетая из Катвейка 7 мая, он одержал свою первую воздушную победу, сбив истребитель RAF Supermarine Spitfire в 5 км (3,1 мили) к востоку от Дила . 19 мая ему приписали еще один уничтоженный «Спитфайр», заявленный в 12:40 к северу от Дувра . [ 10 ] [ 11 ] Это принесло ему Железный крест 2-го класса ( Eisernes Kreuz 2. Klasse ), врученный 26 мая, и Железный крест 1-го класса ( Eisernes Kreuz 1. Klasse ) 8 июня. [ 2 ] 9 июня II. Группа JG 51 была выведена с фронта под Ла-Маншем. [ 7 ]
13 июня штабу и 4-му штабному полку JG 52 было приказано на восток, к Сувалкам , расположенному примерно в 30 км (19 милях) от юго-западной границы с Литвой , а 5-й и 6-й штабные полки были переброшены в Восточную Пруссию . 22 июня немецкие войска начали операцию «Барбаросса» — вторжение Германии в Советский Союз. В начале этого вторжения II. Группой управлял штаб Jagdgeschwader VIII 27 (JG 27–27-й истребительный авиаполк), который находился в подчинении . Fliegerkorps (2-й воздушный корпус) и часть Luftflotte 2 (2-й воздушный флот). Район действий JG 27 во время операции «Барбаросса» находился над северным районом группы армий «Центр» . [ 12 ] Глунц одержал свою первую воздушную победу на Восточном фронте в районе Варены 26 июня. В тот день в 09:33 он сбил бомбардировщик Ильюшин ДБ-3 . [ 13 ] Глунц получил переднюю летную застежку Люфтваффе для летчиков-истребителей в бронзе ( Frontflugspange für Jagdflieger in Bronze ). 1 июля [ 14 ] Двумя днями позже он захватил еще два бомбардировщика ДБ-3 возле Борисова . [ 15 ] 16 июля 1941 года у его Bf 109 F-2 ( Werknummer 8175 — заводской номер) произошел отказ двигателя, что привело к вынужденной посадке в Витебске . [ 16 ]
Западный фронт
[ редактировать ]Глунц присоединился к Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк) 18 июля 1941 года и был назначен во II-й дивизион. Группа . [ 17 ] JG 26 был назван в честь Альберта Лео Шлагетера , мученика, которого культивировала нацистская партия . [ 18 ] В то время II. Группой командовал гауптман Вальтер Адольф , и она базировалась на аэродроме Мурселе в Бельгии, недалеко от Ла-Манша . [ 19 ] Глунц совершил свой первый контрольный полет с этим подразделением 24 июля и выполнил свой первый боевой вылет 29 июля в составе 4. Staffel . [ 20 ] 6 августа он совершил еще один полет, в результате которого претензий и потерь не было. [ 21 ] 21 августа истребительное командование Королевских ВВС нанесло удар по химическому заводу в Шоке с помощью «Цирка» № 83 и Nr. 84. После боя Глунц совершил вынужденную посадку Bf 109 E-7 в Сен-Омере. [ 22 ] 27 августа истребительное командование направило «Цирк» № 85 в Сен-Омер и Нр. 86 до электростанции в Лилле . Все три группы JG 26 были отправлены и перехватили «Цирк» № 85. Во время этого столкновения Глунц одержал свою первую воздушную победу с JG 26, свою шестую в целом, когда он сбил истребитель «Спитфайр» возле Берга . [ 23 ] 3 сентября 4. Штаффель отправился в Ле-Бурже для переоборудования на новый тогда истребитель Focke-Wulf Fw 190 с радиальным двигателем . В тот день Глунц совершил свой первый полет на Fw 190 под руководством оберлейтенанта Карла Борриса, который руководил программой обучения. [ 24 ] [ 25 ] Глунц как минимум еще раз управлял Bf 109. 8 сентября на Bf 109 E-7 он участвовал в сопровождении истребителей двух эсминцев, проходивших через Дуврский пролив . Позже в тот же день он совершил еще один тренировочный полет на Fw 190. [ 26 ]
18 сентября Адольф погиб в бою , в результате чего командование II группой было передано гауптману Иоахиму Мюнхебергу . [ 27 ] Глунц получил переднюю летную застежку Люфтваффе для летчиков-истребителей серебряного цвета ( Frontflugspange für Jagdflieger in Silber ). 1 октября [ 28 ] На следующий день во время аварии при приземлении на аэродроме Мурселе он повредил шасси своего Fw 190 A-1 ( Werknummer 0020). [ 29 ] 5 ноября Глунц одержал свою первую воздушную победу на Fw 190. «Ревень», пилотируемый 611-й эскадрильей, был перехвачен Глунцем и его ведомым у Гравелина . В этом столкновении Глунц заявил, что сбит истребитель «Спитфайр». [ 30 ] Его противником, возможно, был сержант Уильям Филип Дейлс из 611-й эскадрильи, погибший в бою. [ 31 ] 8 ноября истребительное командование совершило последний в году «Цирк». «Цирк» Nr. 110 атаковали железнодорожный ремонтный завод в Лилле. В воздушном бою, в котором участвовали истребители «Спитфайр» Королевских ВВС Канады (RCAF) 412-й эскадрильи , базировавшейся на авиабазе ВВС Веллингор , Глунцу приписывают сбитие истребителя «Спитфайр» в 15 километрах (9,3 мили) к северу от Кале . [ 32 ] [ 33 ]
Его первый воздушный бой в 1942 году произошел 9 января. Глунц и его ведомый, унтер-офицер Йозеф Зикер, преследовали два истребителя «Спитфайр» из 71-й эскадрильи американских , одной из эскадрилий «Игл» ВВС Великобритании. В этом бою Зикер был сбит и убит, в то время как один из истребителей «Спитфайр» заявил о вероятной победе над Глунцем. Глунц также заявил, что один из «Спитфайров» был сбит, но оба американских пилота благополучно вернулись. [ 34 ] Глунц одержал свою десятую воздушную победу во время операции Доннеркейль . Целью этой операции было обеспечение истребительной защиты немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» при прорыве из Бреста в Германию. Операция «Дэш Ла-Манша» (11–13 февраля 1942 г.) Кригсмарине получила у немцев кодовое название «Операция Цербер». В поддержку этого Люфтваффе разработало план превосходства в воздухе , получивший название «Операция Доннеркейль», для защиты трех немецких крупных кораблей. Глунцу приписали «Спитфайр» из 118-й или 234-й эскадрильи, в 17:08 12 февраля к востоку от Ю. сбитый [ 35 ]
13 марта Глунц атаковал группу истребителей «Спитфайр» из 401-й эскадрильи RCAF над Ла-Маншем, недалеко от Дандженесса . В этой встрече он заявил, что один из «Спитфайров» был сбит. [ 36 ] 10 апреля ВВС Великобритании совершили полет на двух «Родео», обеспечив отвлечение внимания для бомбардировщиков ближнего действия «Рамрод», нацеленных на Булонь . JG 26 потерял три самолета, в том числе двух пилотов убитыми, при шести заявленных воздушных победах. Глунц заявил, что 340-я эскадрилья «Спитфайр» («Свободная Франция») был сбит в 17:43 недалеко от Этаплея . [ 37 ] 14 апреля 1942 года Глунц заявил, что «Спитфайр» был сбит из 317-й эскадрильи недалеко от Кале. [ 38 ] ВВС Великобритании летали на одном «Цирке» и двух «Шомполах» в районе Па-де-Кале . «Цирк» Nr. Люфтваффе в 137 нацелился на аэродром Абвиле . Защищаясь от этой атаки, Глунцу приписывают сбитый истребитель «Спитфайр» недалеко от Аббевиля . [ 39 ] Глунц был ранен во время воздушной атаки на аэродром Абвиль. Нападение произошло, когда он сидел в туалете, что вынудило его искать укрытие в спущенных брюках. Затем он был ранен осколками стекла в ягодицу. Поскольку травмы были вызваны действиями противника, в апреле 1942 года он был награжден Знаком за ранение в черном цвете ( Verwundetenabzeichen in Schwarz ). Обстоятельства ранения он считал слишком смущающими и никогда не носил эту награду. [ 40 ]
Сержанту Джорджу Бёрлингу , канадскому летчику-истребителю, служившему в 41-й эскадрилье , возможно, приписали сбитие Глунца 1 мая. На кадрах с орудийной камеры видно два попадания в Fw 190, и Бёрлингу приписали его первую воздушную победу, хотя Глунц благополучно вернулся. [ 41 ] 17 мая он сбил «Спитфайр» 602-й эскадрильи возле Ардреса . «Спитфайр» сопровождал бомбардировщики «Рэмрод» №33 в булонский док . [ 42 ] 5 июня истребительное командование направило двухэтапную миссию «Цирк»: одну в Остенде , а другую в Гавр . В тот день Глунц сбил истребитель «Спитфайр» западнее-северо-западу от Олта . «Спитфайр» принадлежал либо 133-й , либо 401-й эскадрилье RCAF. Через три дня «Цирк» № 191 был отправлен в Брюгге , а Глунцу приписали уничтоженный к западу-северо-западу от Дюнкерка «Спитфайр» . «Спитфайр» принадлежал либо « Хорнчерч» , либо «Кенли Уингз» . [ 43 ] 28 июня Глунцу было поручено провести вечернюю воздушную разведку Англии. Его полет был перехвачен возле Бичи-Хед двумя «Спитфайрами» из 611-й эскадрильи. В этом бою Глунц сбил один из «Спитфайров» возле Гастингса . [ 44 ] За восемнадцать заявленных воздушных побед Глунц был награжден Почетным кубком Люфтваффе ( Ehrenpokal der Luftwaffe ). 29 июня [ 40 ]
22 июля командование II. Группа была переведена из Мюнхеберга гауптману Карлу-Хайнцу Мейеру, также известному как Конни Мейер. [ 45 ] Глунц заявил, что 31 июля к западу от Берк-сюр-Мера были сбиты еще два «Спитфайра», в результате чего его общее количество заявленных побед в воздухе достигло 20. Его противниками были бойцы либо американской 121-й , либо норвежской 332-й эскадрильи . [ 46 ] Во время рейда на Дьепп 19 августа, II. группы Третий боевой воздушный патруль за день, в 10:28, Глунцу приписывают уничтожение «Спитфайра» к западу от Дьеппа . Глунц также участвовал в II. Группы Пятая и шестая миссии за день. Целью было сопровождение истребителей Dornier Do 217 и обеспечение непосредственной воздушной поддержки немецких войск. [ 47 ] Глунц получил переднюю летную застежку Люфтваффе для летчиков-истребителей золотого цвета ( Frontflugspange für Jagdflieger in Gold ). 25 августа [ 40 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]( ВВС США USAAF) VIII бомбардировочное командование , позже переименованное в Восьмую воздушную армию, начало свои регулярные боевые действия 17 августа 1942 года. [ 48 ] 5 сентября VIII бомбардировочное командование нанесло удар по порту Гавр и Сотвиль-ле-Руан железнодорожным станциям в сопровождении истребителей RAF Spitfire из 64-й и 340-й эскадрилий (Свободная Франция). В 11:41 Глунц заявил об одном из шести «Спитфайров», сбитых в тот день JG 26. [ 49 ] За 22 заявленные воздушные победы Глунц был награжден крестом Немецким золотым ( Deutsches Kreuz in Gold ) 1 ноября 1942 года. [ 50 ] [ Примечание 2 ] На следующий день Глунц одержал свою 23-ю и последнюю в 1942 году воздушную победу над 91-й эскадрильей «Спитфайр» к западу от Берк-сюр-Мер. [ 50 ] 20 декабря VIII бомбардировочное командование направило в Лилль 101 бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator . При атаке бомбардировщиков Fw 190 Глунца был сбит огнем защиты бомбардировщика. Хотя его самолет был поврежден, он вернулся на свой аэродром в Бомон-ле-Роже . [ 53 ]
Глунцу было присвоено звание оберфельдфебеля (старший сержант). 1 января 1943 года [ 2 ] На следующий день Вильгельм-Фердинанд Галланд был назначен группенкомандером (командиром группы) II. Группа JG 26 его брата генерала дер Ягдфлигера (генерала истребительной авиации) Адольфа Галланда . Генерал Галланд в течение некоторого времени был недоволен неудачей JG 26 в борьбе с кампанией стратегических воздушных бомбардировок USAAF в обороне Рейха . В результате бывший группенкоммандер Мейер был переведен в учебное подразделение, а Вильгельм-Фердинанд назначил его преемником. [ 54 ] [ 55 ] 19 января Глунц совершил еще одну воздушную разведку, патрулируя английское побережье от Гастингса до Дувра. [ 56 ] 19 января 1943 года он совершил разведывательный полет в Англию, патрулируя английское побережье от Гастингса до Дувра, не встретив никакого сопротивления. [ 56 ] 3 февраля Королевские ВВС выполнили вылет № 259 «Цирк», атаковав железнодорожную станцию Сен-Омер. Атакующие средние бомбардировщики Lockheed Ventura сопровождались «Спитфайрами» из 416-й эскадрильи RCAF . В этом столкновении Глунц заявил, что «Спитфайр» был сбит в 15:30, что не подтвердилось. [ 57 ] На следующий день его отправили на очередную воздушную разведку. [ 58 ] 17 февраля Глунц встретился со «Спитфайрами» из 124-й эскадрильи , что привело к еще одной победе над «Спитфайром» возле Ардреса. [ 59 ] 26 февраля Королевские ВВС атаковали немецкий корабль, пришвартованный в Дюнкерке. В свою защиту Глунц сбил «Спитфайр» 122-й эскадрильи к западу от Сен-Омера, что стало его 25-й победой в воздухе. [ 60 ]
VIII бомбардировочное командование направило 54 бомбардировщика B-17 в Ренн и 16 бомбардировщиков B-24 на железнодорожные станции в Руане 8 марта . Глунц сбил один из истребителей сопровождения «Спитфайр» из 340-й эскадрильи («Свободная Франция») под Руаном. [ 61 ] RAF Группа № 2 была дополнена двумя эскадрильями de Havilland Mosquito боевых самолетов . Вечером 28 марта 1943 года были замечены шесть «Москитов», направлявшихся в сторону Дюнкерка. » « Шварм Глунца поднялся с аэродрома Витри, чтобы защитить аэродром. Самолету удалось перехватить «Москитос», а Глунц сбил два « Москито» 105-й эскадрильи к югу от Лилля. [ 62 ] 3 апреля крыло Кенли под командованием командира звена Джонни Джонсона отскочило II. Группа во время набора высоты с аэродрома Витри-ан-Артуа . На счету канадцев в этой атаке шесть воздушных побед. Глунц был единственным немецким пилотом, одержавшим воздушную победу, сбив «Спитфайр» 416-й эскадрильи RCAF возле Ле-Туке . На следующий день союзники атаковали автомобильный завод Renault на острове Сеген недалеко от Парижа . II. Группа перехватила формирование на их возвращении в Англию возле Бове . «Спитфайр» сопровождения из 315-й , 316-й или 403-й эскадрильи . К юго-западу от Дьеппа Глунц заявил, что сбит [ 63 ] [ 64 ]
Глунц забрал свой первый тяжелый бомбардировщик 5 апреля. В тот день ВВС США направили 104 бомбардировщика B-17 и B-24 на Erla авиазавод в Антверпене, при этом 82 бомбардировщика поразили район цели. II. Группа перехватила бомбардировщики 306-й бомбардировочной группы вскоре после того, как бомбардировщики сбросили бомбы. В лобовой атаке Глунц захватил B-17 в 15:38 к северу от устья Шельды . [ 65 ] Это заявление в окрестностях Динтелорда на самом деле было Herausschuss (разделительным выстрелом) — серьезно поврежденным тяжелым бомбардировщиком, вынужденным отделиться от своего боевого ящика, что было засчитано как воздушная победа. [ 66 ] 11 июня ВВС Великобритании пролетели четыре «Родео» над Па-де-Кале. Во втором задании дня Глунц захватил «Спитфайр» 611-й эскадрильи к северу от Дулленса . [ 67 ] 16 июня четыре «Спитфайра» 91-й эскадрильи, выполнявшие поисково-спасательную операцию, были перехвачены над Ла-Маншем. В этом столкновении Глунц заявил, что один из «Спитфайров» был сбит в 20 километрах (12 милях) к северо-западу от Кап-Гри-Нез . [ 68 ]
20 июня Глунц захватил 403-ю эскадрилью «Спитфайр» к северо-востоку от Этаплея. [ 69 ] Два дня спустя VIII бомбардировочное командование совершило свой первый вылет в Рур . Около Катса , севернее Зюйд-Бевеланда , 381-я бомбардировочная группа B-17. Глунцем была сбита [ 70 ] VIII бомбардировочное командование атаковало Виллакубле, 26 июня а британские ВВС атаковали Абвиль-Друкат. II. Группа отбросила сопровождавшие республиканские истребители P-47 «Тандерболт» со стороны солнца. В этой схватке Глунц заявил, что 56-й истребительной группы были сбиты два истребителя к северо-западу от Невшателя P-47 , из которых только один из них был подтвержден. [ 71 ] Ближе к вечеру 4 июля бомбардировщики B-25 Mitchell ВВС Великобритании атаковали Амьен . Для отражения этой атаки ягдфлигерфюрер 2 , среди других частей, направил II. Группа JG 26. Группа заявила о четырех воздушных победах над истребителями сопровождения, включая «Спитфайр» Глунца, что не было подтверждено, при потере одного пилота убитым в бою. [ 72 ]
12 августа VIII бомбардировочное командование направило 330 бомбардировщиков B-17 против района Рура и Рейна . Защищаясь от этой атаки, Глунц заявил, что B-17 был сбит в 09:05 возле Хагена , а второй B-17 - в 09:28 к западу от Менхенгладбаха. [ 73 ] [ 74 ] Во время полета Швайнфурт-Регенсбург 17 августа 1943 года Глунц сбил бомбардировщик B-17 305-й бомбардировочной группы к северо-западу от Схоувена . [ 75 ] разбился в Авербоде . [ 76 ] В тот день командир группы в бою погиб Галланд. Галланда временно сменил гауптман Йоханнес Науманн , пока подполковник Йоханнес Зайферт не принял командование II группой . 9 сентября [ 55 ] Двумя днями позже Глунц заявил, что бомбардировщик Martin B-26 Marauder из 323-й бомбардировочной группы (средняя) над северной Францией был сбит . Претензия не подтвердилась. [ 77 ]
29 августа Глунц получил Рыцарский крест Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), единственный унтер-пилот JG 26, удостоенный этой награды. [ 78 ] 31 августа VIII бомбардировочное командование нанесло удар по аэродромам Luftflotte 3 (Air Fleet 3). Защищаясь от этой атаки, Глунц сбил B-17 из 303-й бомбардировочной группы возле Ле-Трепора . [ 79 ] Затем в сентябре он ушел в отпуск на родину. [ 80 ] 1 октября в рамках расширения группы с трех Staffeln на группу до четырех Staffeln на группу Глунца , 4. Staffel под командованием лейтенанта Гельмута Хоппе был переименован в 5. Staffel . [ 81 ] Двумя днями позже он одержал воздушную победу над «Спитфайром», принадлежавшим либо 341-й , либо 485-й эскадрилье . Претензия не подтвердилась. [ 82 ] Неделю спустя, 10 октября, он сбил 100-й бомбардировочной группы (тяжелой) бомбардировщик B-17 к северу от Дилена . Бомбардировщик должен был бомбить Мюнстер . [ 83 ] [ 84 ] 14 октября, во время второго рейда на Швайнфурт , также называемого «Черным четвергом», Глунц заявил о неподтвержденной воздушной победе над сопровождающим P-47 353-й истребительной группы возле Буделя . [ 85 ]
11 ноября VIII бомбардировочное командование снова направило свои бомбардировщики в Мюнстер. II. Группа столкнулась с несопровождаемыми бомбардировщиками B-17 94-й бомбардировочной группы (тяжелой) недалеко от Дордрехта в Нидерландах. Глунц заявил, что два бомбардировщика B-17 были сбиты, позже было подтверждено только один. [ 86 ] [ 87 ] 26 ноября ВВС США направили 633 бомбардировщика VIII бомбардировочного командования к целям в Бремене и Париже. сбил истребитель сопровождения Р-47 из 78-й истребительной группы Защищаясь от этой атаки, Глунц под Шантильи . [ 88 ] В тот день II. Группа потеряла своего группенкоммандера , когда Зейферт погиб в бою. Его заменил гауптман Вильгельм Гет. 1 декабря Хоппе, командир 5. Staffel , также был убит в бою. В результате гауптману было поручено командование штаффелем Иоганну Айстляйтнеру . [ 55 ] В тот день Глунц заявил, что 411-й эскадрильи были сбиты два «Спитфайра» к юго-западу от Арраса . [ 89 ] ВВС США 9-я воздушная армия и 2-я тактическая воздушная армия Королевских ВВС 21 декабря атаковали различные цели во Франции. Глунц заявил, что «Спитфайр» был сбит недалеко от Вими-Ридж , к юго-западу от Дуэ . «Спитфайр» принадлежал либо 132-й , либо 602-й эскадрилье. [ 90 ] В канун Нового 1943 года бомбардировщики USAAF направились к различным заводам в районе Парижа, а также направили бомбардировщики к нижнему атлантическому побережью Франции. Перехватив бомбардировщики, направлявшиеся к нижнему побережью Франции, Глунц заявил об уничтожении B-17 недалеко от Лорьяна . [ 91 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]7 января 1944 года 8-я воздушная армия ВВС США бомбила химический завод IG Farben в Людвигсхафене . В тот день Глунц одержал воздушную победу над 4-й истребительной группой P-47 недалеко от Булони. [ 92 ] 14 января штабфелькапитан (командир эскадрильи) 5-го штабеля Айстляйтнер был убит в бою. В результате Глунц был назначен его преемником и стал штабфельфюрером , первым унтер-офицером JG 26, занявшим такую должность. [ 93 ] 11 февраля VIII бомбардировочное командование направило бомбардировщики в Париж и Франкфурт, пытаясь прорвать оборону Германии. Защищаясь от этой атаки, Глунц сбил 351-ю бомбардировочную группу B-17 к северо-западу от Пуа. [ 94 ] 21 февраля ВВС США атаковали ряд аэродромов на западе Германии. Перехватив возвращающиеся бомбардировщики, Глунц заявил, что 95-й бомбардировочной группы был сбит B-17 к западу от Бергена-ан-Зее . [ 95 ] [ 96 ]
22 февраля Восьмая и Пятнадцатая воздушная армия направили на различные аэродромы Люфтваффе и предприятия немецкой авиационной промышленности 1396 бомбардировщиков в сопровождении 965 истребителей. Ударная группа уже подверглась атаке других подразделений Люфтваффе, рассредоточив истребительную защиту, когда II. Группа перехватила строй. В 12:50 Глунц заявил, что его первый B-17 был сбит в тот день к западу от Дорстена . Бомбардировщик мог принадлежать к 91-й или 384-й бомбардировочной группе . В ходе дальнейшей атаки на строй в 12:55 к северо-востоку от Везеля Глунц заявил, что Herausschuss превосходит другой B-17, что не было подтверждено. Глунц снова атаковал строй в 13:10 и захватил еще один B-17 Herausschuss . Выполняя свой второй вылет за день, Глунц одержал воздушную победу над истребителем сопровождения P-47 78-й истребительной группы в 15:30 к северо-западу от Гайленкирхена . В 15:35 ему приписали сбитый к юго-западу от Гревенбройха B-17 . Еще один B-17, заявленный в 15:40 возле Гайленкирхена, не подтвердился. [ 97 ] [ 98 ] Всего в тот день он одержал шесть воздушных побед, четыре подтвержденных и две неподтвержденных, в результате чего его общее количество достигло 58 воздушных побед. [ 99 ] [ 100 ]
25 февраля Глунц был переведен в 6-й штабфельд , где был назначен заместителем штабфелькапитана лейтенанта Фридриха Ланге. Командование 5. Staffel было передано капитану Вальтеру Матони . [ 101 ] 2 марта Ланге был убит в бою, а Глунц был официально назначен штабфелькапитаном 6-го штаба . 3 марта [ 102 ] ему было присвоено звание лейтенанта (второго лейтенанта). 1 апреля 1944 года [ 103 ] В рамках подготовки операции «Оверлорд» вторжения союзников в оккупированную немцами Западную Европу Восьмая воздушная армия и экспедиционные воздушные силы союзников 9 мая начали атаковать аэродромы Люфтваффе во Франции и Бельгии. Глунц возглавил II. Gruppe в тот день соединилась с истребителями I. Gruppe JG 26. В первой атаке на бомбардировщики Глунц сбил бомбардировщик B-24 из 466-й бомбардировочной группы (тяжелой) к востоку от Тюрнхаута . Во время своей второй атаки он сбил еще один бомбардировщик B-24, принадлежавший 453-й бомбардировочной группе, к юго-юго-западу от Тюрнхаута. [ 104 ] Двумя днями позже ему приписали Herausschuss бомбардировщика B-24 из 44-й бомбардировочной группы к северо-востоку от Шатодена . [ 105 ]
6 июня союзные войска начали высадку десанта в Нормандии , и II. Группа переехала на аэродром в Гианкуре . Во время передислокационного полета с аэродрома Мон-де-Марсан Глунц заметил звено North American P-51 Mustang, истребителей обстреливающих наземные цели недалеко от Руана . В этой схватке Глунц повредил P-51, а затем прервал атаку. [ 106 ] Четыре дня спустя Глунц одержал три воздушные победы над истребителями P-47 из 365-й истребительной группы . Воздушный бой произошел между устьем реки Орн и Лизье . [ 107 ] 18 июня Глунц и его ведомый унтер-офицер RCAF Герхард Лиссак столкнулись с двумя истребителями P-51 414-й эскадрильи во время воздушной разведки недалеко от Кутанса . И Глунц, и Лиссак одержали по одной победе в воздухе. [ 108 ] Это был последний боевой вылет Глунца за какое-то время. Затем он прошел курс подготовки офицеров и был отстранен от боевой службы. [ 109 ]
Глунц был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями 24 июня 1944 года после 65 побед. [ 110 ] [ 111 ] Награда была официально вручена в штаб-квартире фюрера в Растенбурге 2 августа 1944 года Адольфом Гитлером . На церемонии также присутствовали Фридрих Ланг , Эрих Хартманн и Хайнц-Вольфганг Шнауфер, получившие Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами , а Хорст Каубиш и Эдуард Скрзипек , награжденные Дубовыми листьями. также присутствовавшие [ 112 ] [ 113 ] он получил переднюю летную застежку Люфтваффе для летчиков-истребителей золотого цвета с вымпела «200» ( Frontflugspange für Jagdflieger in Gold mit Anhänger «200» ). Перед вручением Дубовых листьев 10 июля [ 114 ] Поскольку Глунц все еще находился на обучении, капитан Георг-Петер Эдер временно получил под командование 6-й штабфель . 11 августа [ 115 ] 4 сентября Глунц вернулся с тренировок и возобновил командование 6. Staffel . [ 116 ] 21 сентября во время битвы при Арнеме Глунц сбил невооруженный Douglas C-47 Skytrain транспортный самолет недалеко от Неймегена, выполнявший задание по высадке подкреплений для 1-й британской воздушно-десантной дивизии . [ 117 ] Бой с истребителями Spitfire № 401-й эскадрильи RCAF 2 октября привел к одной победе в воздухе, одержанной Глунцем. II. Группа отбила «Спитфайры» возле Неймегена и заявила, что три «Спитфайра» были сбиты, хотя записи показывают, что два были потеряны. [ 118 ] Во время битвы при Аахене Глунц заявил, что 474-й истребительной группы Lockheed P-38 Lightning был сбит истребитель вблизи Дюрена . [ 119 ] Глунц получил звание оберлейтенанта (первого лейтенанта) 10 октября 1944 года, которое вступило в силу с 1 октября. [ 114 ]
Конец войны
[ редактировать ]17 декабря II. Группа переехала на аэродром Нордхорн-Клаушейде после переоборудования на новый рядный двигатель Fw 190 D-9. [ 120 ] В поддержку немецких войск, сражавшихся в Арденнской битве , Глунц заявил, что два истребителя P-47 36-й истребительной группы были сбиты 24 декабря под Льежем . [ 121 ] 1 января 1945 года Глунц возглавил 6-й штабной полк в атаке на аэродром Брюссель-Эвере во время операции «Боденплатте» , попытки получить превосходство в воздухе во время застойной стадии битвы при Арденнах . II. Группа под командованием майора Антона Хакля вылетела из Нордхорна в 08:29 и прибыла в целевой район примерно в 09:20. В 09:25 истребители 416-й эскадрильи (RCAF) были подняты в воздух для отражения немецкой атаки. Первые «Спитфайры» только что поднялись в воздух, когда прибыло шестьдесят Fw 190 и Bf 109. Не достигнув боевой скорости, лейтенант Дэвид Харлинг был сбит и убит Глунцем. Кроме того, Глунц совершил девять обстрелов аэродрома Брюссель-Эвере, заявив, что пять самолетов уничтожены, а еще два повреждены, в том числе один через открытую дверь ангара. [ 122 ] [ 123 ]
Глунц совершил свой последний вылет в войне - тренировочный полет на Fw 190 D-9 3 февраля 1945 года. [ 124 ] Он покинул JG 26 18 марта, перейдя в III. Группа Ergänzungs -Jagdgeschwader 2 (EJG 2 — 2-е дополнительное учебное крыло) для переоборудования на новый на тот момент реактивный истребитель Messerschmitt Me 262 . [ 125 ] В середине апреля ему была назначена II группа Jagdgeschwader (JG 7–7 - 7 й истребительный авиаполк) под командованием майора Германа Штайгера . [ 126 ] Однако Глунц никогда не управлял Me 262 в бою. [ 99 ] 1 мая 1945 года Глунц был взят в плен американскими войсками в Баварии. Он был освобожден 1 июня 1946 года в Ленггрисе . [ 127 ]
На счету Глунца 71 воздушная победа, совершенная в 574 боевых вылетах. Он вступал в бой с противником 238 раз и одержал все победы на Западном фронте, кроме трех . За все это время Глунц ни разу не был сбит или ранен. Ближе всего к потере самолета в бою он подошел 13 октября 1944 года, когда из-за поломки маслопровода у него отказал двигатель во время боя с двумя истребителями P-47. [ 128 ] [ 129 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После возвращения Глунцу пришлось исправиться в качестве пилота и получить лицензию гражданского пилота в Швейцарии. Затем он основал компанию по аэрофотосъемке . [ 127 ] Глунц также стал автогонщиком. 11 июня 1950 года он занял третье место в XV Eifelrennen , автогонке Формулы-3 , за рулем Scampolo 501 DKW . [ 130 ] Теодор Вайсенбергер , его бывший командир JG 7, также участвовал в этой гонке и в тот день попал в аварию со смертельным исходом . [ 131 ] 20 августа 1950 года он участвовал в Гран-при Германии (Гран-при Германии), проходившем на Нюрбургринге . [ 132 ] По итогам чемпионата Германии Формулы-3 1950 года он финишировал восьмым, разделив с Оскаром Франком три очка. [ 133 ] В 1951 году Глунц участвовал в различных гонках чемпионата Германии Формулы-3 1951 года, но очков не набрал. [ 134 ]
После своей гоночной карьеры он прошел курс обучения водителей и основал собственную автошколу в Люденшайде , где жил со своей женой Ирис. [ 135 ] Глунц умер 1 августа 2002 года в Люденшайде. [ 131 ] [ 136 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Глунцу на счету 71 воздушная победа. [ 137 ] Спик также сообщает, что Глунц одержал 71 воздушную победу в 574 боевых вылетах. В эту цифру входят три воздушные победы на Восточном фронте и еще 68 побед над западными союзниками, включая 20 тяжелых бомбардировщиков. [ 138 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 69 заявлениях о победах в воздухе, а также еще одиннадцати неподтвержденных заявлениях. В эту цифру входят три воздушные победы на Восточном фронте и 66 побед над западными союзниками, включая 17 четырехмоторных бомбардировщиков. [ 139 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Глунц не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Это вместе с & (амперсандом) указывает на endgültige Vernichtung (окончательное разрушение) — удар, нанесенный уже поврежденному тяжелому бомбардировщику.
Это вместе с ! (восклицательный знак) указывает на то, что тяжелый бомбардировщик был поврежден.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Колдуэллом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 4-я Jagdgeschwader 52 эскадрилья – [ 140 ] Бои у Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 7 июня 1941 г. | |||||||||
1 | 7 мая 1941 г. | 07:46 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к востоку от Дила [ 10 ] | 2 | 19 мая 1941 г. | 12:40 | Спитфайр | к северу от Дувра [ 10 ] Кентербери |
– 4-я Jagdgeschwader 52 эскадрилья – [ 140 ] Операция Барбаросса - 22 июня - 4 октября 1941 г. | |||||||||
3 | 26 июня 1941 г. | 09:33 | ДБ-3 [ 141 ] | 5 | 3 июля 1941 г. | 18:23 | ДБ-3 | к северо-востоку от Борисова [ 141 ] | |
4 | 3 июля 1941 г. | 18:20 | ДБ-3 | к северо-востоку от Борисова [ 141 ] | |||||
— 4-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 140 ] На Западном фронте — 4 октября — 31 декабря 1941 г. | |||||||||
6 | 27 августа 1941 г. | 08:25 | Спитфайр | Берг [ 142 ] | 8 | 8 ноября 1941 г. | 13:08 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к северу от Кале [ 142 ] |
7 | 5 ноября 1941 г. | 10:40 | Спитфайр | Гравелины [ 142 ] | |||||
— 4-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 140 ] На Западном фронте — 1 января — 31 декабря 1942 г. | |||||||||
9 | 9 января 1942 г. | 15:36 | Спитфайр | к юго-западу от Ле-Туке [ 143 ] | 17 | 8 июня 1942 г. | 13:59 | Спитфайр | к западу-северо-западу от Дюнкерка [ 144 ] |
10 | 12 февраля 1942 г. | 17:08 | Спитфайр | к востоку от ЕС [ 143 ] | 18 | 28 июня 1942 г. | 21:16 | Спитфайр | Гастингс [ 144 ] |
11 | 13 марта 1942 г. | 16:29 | Спитфайр | над морем, недалеко от Дандженесса [ 143 ] | 19 | 31 июля 1942 г. | 15:01 | Спитфайр | к западу от Берк-сюр-Мер [ 145 ] |
12 | 10 апреля 1942 г. | 17:43 | Спитфайр | Этаплей [ 143 ] | 20? [ Примечание 3 ] | 31 июля 1942 г. | 15:08 | Спитфайр | к западу от Берк-сюр-Мер [ 145 ] |
13 | 14 апреля 1942 г. | 18:50 | Спитфайр | Кале [ 144 ] | 21 | 19 августа 1942 г. | 10:28 | Спитфайр | к западу от Дьеппа [ 145 ] |
14 | 25 апреля 1942 г. | 16:43 | Спитфайр | Абвиль [ 144 ] | 22 | 5 сентября 1942 г. | 11:41 | Спитфайр | к западу от Берк-сюр-Мер [ 147 ] |
15 | 17 мая 1942 г. | 11:35 | Спитфайр | Ардрес [ 144 ] | 23 | 2 ноября 1942 г. | 16:57 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к западу от Берк-сюр-Мер [ 147 ] |
16 | 5 июня 1942 г. | 15:50 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к западу-северо-западу от Олта [ 144 ] | |||||
— 4-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 139 ] На Западном фронте - 1 января - октябрь 1943 г. | |||||||||
—
|
3 февраля 1943 г. | 15:30 | Спитфайр [ 148 ] | 35 | 20 июня 1943 г. | 13:35 | Спитфайр | к северо-востоку от Этаплея [ 149 ] к юго-востоку от Этаплея | |
24 | 17 февраля 1943 г. | 10:50 | Спитфайр | Ардрес [ 66 ] | 36 | 22 июня 1943 г. | 09:20 | Б-17 | к западу от Бергена-оп-Зума [ 149 ] |
25 | 26 февраля 1943 г. | 10:37 | Спитфайр | Сен-Омер [ 66 ] | 37 | 26 июня 1943 г. | 18:54 | П-47 | к северо-западу от Невшателя [ 149 ] |
26 | 8 марта 1943 г. | 14:06? [ Примечание 4 ] | Спитфайр | Руан [ 66 ] | —
|
26 июня 1943 г. | 18:55 | П-47 | к северо-западу от Невшателя [ 149 ] |
27 | 14 марта 1943 г. | 17:59 | Спитфайр | 3 км (1,9 миль) к юго-западу от Булони [ 66 ] | —
|
4 июля 1943 г. | 17:25? [ Примечание 5 ] | Спитфайр | Евросоюз [ 149 ] возле Амьена |
28 | 28 марта 1943 г. | 18:41 | Комар | к югу от Лилля [ 66 ] | — [ Примечание 6 ]
|
12 августа 1943 г. | 09:05 | Б-17& | угольная шахта Хаген [ 151 ] |
29 | 28 марта 1943 г. | 18:42 | Комар | к югу от Лилля [ 66 ] | 38 | 12 августа 1943 г. | 09:28 | Б-17 | PQ NP-4, Менхенгладбах [ 151 ] |
30 | 3 апреля 1943 г. | 16:08 | Спитфайр | Ле Туке [ 66 ] | 39 | 17 августа 1943 г. | 17:50? [ Примечание 7 ] | Б-17 | Хасселт / Антверпен [ 151 ] к северо-западу от Шувена |
31 | 4 апреля 1943 г. | 14:42 | Спитфайр | к юго-западу от Дьеппа [ 66 ] | —
|
19 августа 1943 г. | 12:30 | Б-26 ! | северная Франция [ 146 ] |
32 | 5 апреля 1943 г. | 15:38? [ Примечание 8 ] | Б-17* | Динтелорд [ 66 ] | 40 | 31 августа 1943 г. | 19:32 | Б-17 | к югу от Ле Трепор [ 151 ] |
33 | 11 июня 1943 г. | 16:42 | Спитфайр | к северу от Дулленса [ 149 ] | 41 | 3 сентября 1943 г. | 10:35 | Б-17 | к востоку от Парижа [ 151 ] |
34 | 16 июня 1943 г. | 07:07 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к северо-западу от Кап-Гри-Нез . [ 149 ] | —
|
3 октября 1943 г. | 16:00 | Спитфайр [ 151 ] | |
— 5-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 150 ] На Западном фронте — октябрь — 31 декабря 1943 г. | |||||||||
42 | 10 октября 1943 г. | 15:41 | Б-17 | к северу от Дилена [ 151 ] Харскамп |
46 | 26 ноября 1943 г. | 11:03 | Б-17 | Ла Невиль , недалеко от Бове. [ 152 ] |
—
|
14 октября 1943 г. | 14:00 | П-47 [ 151 ] | окрестности Буделя | 47 | 1 декабря 1943 г. | 10:03 | Спитфайр | 25 км (16 миль) к юго-западу от Арраса [ 152 ] |
43 | 11 ноября 1943 г. | 14:55 | Б-17 | к юго-западу от Дордрехта [ 152 ] | 48 | 1 декабря 1943 г. | 10:03? [ Примечание 9 ] | Спитфайр | 25 км (16 миль) к юго-западу от Арраса [ 152 ] |
—
|
11 ноября 1943 г. | 14:57 | Б-17 [ 152 ] | к юго-западу от Дордрехта | 49 | 21 декабря 1943 г. | 11:50 | Спитфайр | Вими-Ридж , к юго-западу от Дуэ. [ 152 ] |
44 | 14 ноября 1943 г. | 10:06 | Комар | Ланс, к юго-западу от Лилля [ 152 ] | 50 | 31 декабря 1943 г. | 15:00 | Б-17 | Plaçamen, к западу-северо-западу от Лорьяна [ 152 ] |
45 | 26 ноября 1943 г. | 10:40 | П-47 | Шантильи [ 152 ] Домонт |
|||||
— 5-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 150 ] На Западном фронте — 1 января — 25 февраля 1944 г. | |||||||||
51 | 7 января 1944 г. | 13:45? [ Примечание 10 ] | П-47 | окрестности Булони [ 153 ] | 55 | 22 февраля 1944 г. | 13:10 | Б-17* | 12 км (7,5 миль) к северо-востоку от Везеля [ 153 ] |
52 | 11 февраля 1944 г. | 14:05 | Б-17 | 20 км (12 миль) к северо-западу от Пуа [ 153 ] [ Примечание 11 ] | 56 | 22 февраля 1944 г. | 15:30 | П-47 | 15 км (9,3 миль) к северо-востоку от Гайленкирхена [ 153 ] |
53 | 21 февраля 1944 г. | 15:50 | Б-17 | 6 км (3,7 миль) к западу от Берген-ан-Зее [ 153 ] | 57 | 22 февраля 1944 г. | 15:35 | Б-17 | к юго-западу от Гревенброха [ 153 ] |
54 | 22 февраля 1944 г. | 12:50 | Б-17 | 7 км (4,3 мили) к западу от Дорстена [ 153 ] | —
|
22 февраля 1944 г. | 15:40 | Б-17 | Гайленкирхен [ 153 ] |
—
|
22 февраля 1944 г. | 12:55 | Б-17* [ 153 ] | —
|
25 февраля 1944 г. | 17:00 | Б-17 [ 153 ] | ||
— 6-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 150 ] На Западном фронте - 3 марта 1944 г. - 1 января 1945 г. | |||||||||
58 | 9 мая 1944 г. | 09:51 | Б-24 | 7 км (4,3 мили) к востоку от Тюрнхаута [ 153 ] | 65 | 21 сентября 1944 г. | 17:18 | С-47 | Неймеген [ 153 ] |
59 | 9 мая 1944 г. | 09:57 | Б-24 | 7 км (4,3 мили) к юго-юго-западу от Тюрнхаута [ 153 ] | 66 | 2 октября 1944 г. | 12:15 | Спитфайр | к югу от Неймегена [ 153 ] |
60 | 11 мая 1944 г. | 14:00? [ Примечание 12 ] | Б-24* | к северо-востоку от Шатодена [ 153 ] | 67 | 13 октября 1944 г. | 15:00 | П-38 | Дюрен [ 153 ] |
61 | 10 июня 1944 г. | 17:56 | П-47 | к северу от Лизье [ 153 ] | 68 | 24 декабря 1944 г. | 12:27 | П-47 | Корк [ 153 ] |
62 | 10 июня 1944 г. | 17:58 | П-47 | к северу от Лизье [ 153 ] | 69 | 24 декабря 1944 г. | 12:28 | П-47 | Корк [ 153 ] |
63 | 10 июня 1944 г. | 17:58 | П-47 | к северу от Лизье [ 153 ] | 70 | 1 января 1945 г. | 09:25 | Спитфайр | к югу от аэродрома Брюссель-Эвере [ 153 ] |
64 | 18 июня 1944 г. | 17:29 | П-51 | Кутанс [ 153 ] |
Награды
[ редактировать ]- Значок пилота (4 октября 1940 г.) [ 154 ]
- Железный крест (1939)
- Передняя летающая застежка Люфтваффе для летчиков-истребителей золотого цвета с вымпела "200"
- Почетный кубок Люфтваффе 29 фельдфебеля июня 1942 года в должности и пилота. [ 156 ] [ 157 ]
- Немецкий крест 1942 года в роли фельдфебеля в 4./Jagdgeschwader в золоте 15 октября 26. [ 51 ] [ Примечание 13 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
- Рыцарский крест 29 августа 1943 года в звании оберфельдфебеля 4./Jagdgeschwader и пилота 26 "Шлагетер". [ 158 ] [ 159 ]
- 508-й полк «Дубовые листья» 24 июня 1944 года в должности лейтенанта (военного офицера) и пилота 6./ Jagdgeschwader 26 «Шлагетер». [ 158 ] [ 160 ]
Даты звания
[ редактировать ]1 мая 1941 года: | Унтер-офицер (подчиненный офицер или сержант) [ 9 ] |
1 августа 1941 года: | Сержант (технический сержант) [ 28 ] |
1 января 1943 года: | Старший сержант (старший сержант) [ 2 ] |
1 апреля 1944 года: | Лейтенант (младший лейтенант) [ 103 ] |
1 октября 1944 года: | Оберлейтенант (первый лейтенант) [ 154 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 3 ]
- ↑ По данным Пацвалля и Шумана от 15 октября 1942 г. [ 51 ] [ 52 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, Прина, Стеммера, Родейке, Бока, это заявление считается 20-й воздушной победой Глунца. [ 146 ] [ 145 ] Мэтьюз и Форман считают это утверждение неподтвержденным. [ 140 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:08. [ 140 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 17:45. [ 150 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, это endgültige Vernichtung (окончательное разрушение) было засчитано как 38-я воздушная победа Глунца. [ 146 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 17:35. [ 150 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 15:40. [ 140 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 10:05. [ 150 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:40. [ 150 ]
- ↑ Есть несколько мест под названием Пуа , и неясно, какое именно. Однако следует отметить, что в Пуа-де-Пикарди находился важный аэродром Люфтваффе .
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:05. [ 150 ]
- ↑ По данным Колдуэлла и Обермайера от 1 ноября 1942 года. [ 50 ] [ 157 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стокерт 2012 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и Стокерт 2012 , с. 35.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 3.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 147.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2002 , с. 149.
- ^ Браатц 2010 , стр. 44-45.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2002 , с. 156.
- ^ Барб 2005 , с. 328.
- ^ Прин и др. 2003б , с. 26.
- ^ Прин и др. 2003б , стр. 27, 41.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 9.
- ^ Барб 2005 , с. 329.
- ^ Прин и др. 2003б , с. 49.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 153.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 3.
- ^ Прин и др. 2003б , с. 533.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 153, 158.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 160.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 168–169.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 170–171.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 170–172.
- ^ Уил 1996 , стр. 9–10.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 174.
- ^ Прин и др. 2003а , с. 528.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2017 , с. 11.
- ^ Прин и др. 2003а , с. 536.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 187.
- ^ Шуман 2017 , с. 14.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 188–190.
- ^ Колдуэлл 1991 , с. 97.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 201.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 204–210.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 216.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 223–224.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 226–227.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: а б с д Шуман 2017 , с. 17.
- ^ Томас 2015 , с. 38.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 240–241.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 249–250.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 255.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 367.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 265.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 269–276, 279.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 268.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 286.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1996 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 139.
- ^ Шуман 2017 , с. 18.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 314.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2010 , с. 550.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 14.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 23–24.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 24.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 30.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 31–32.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 33–34.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 39–40.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 41–42.
- ^ Франкс 2015 , с. 238.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2010 , с. 554.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 98–99.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 101–102.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 103.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 105–106.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 110–111.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 114.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 131–133.
- ^ Уил 2011 , с. 24.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 138–139.
- ^ Уил 2011 , с. 28.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 140–142.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 144.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 145–146.
- ^ Шуман 2017 , с. 26.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 547, 550.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 161–162.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 163–165.
- ^ Уил 2011 , стр. 32–33.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 165–167.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 174–175.
- ^ Уил 2011 , с. 46.
- ^ Боуман 2009 , с. 80.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 183–185.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 186–187, 189.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 192–193.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 196–197.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 201.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 211–212.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 215.
- ^ Форсайт2011 , с. 37.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 215–217.
- ^ Forsyth2011 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Спик 1996 , с. 188.
- ^ Уил 2011 , с. 61.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 219.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 224–225.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 31.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 254–255.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 256.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 266–267.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 272.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 281.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 282.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 289.
- ^ Уил 2011 , с. 77.
- ^ Хинчлифф 1999 , с. 198.
- ^ Хитон и Льюис 2014 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Стокерт 2012 , с. 37.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 318.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 344.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 353.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 360.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 367.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 387–388.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 392–393.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 408–411.
- ^ Манро и Пютц 2010 , с. 495.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 426–427.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 445.
- ^ Форсайт 2008 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 45.
- ^ Спик 1996 , с. 187.
- ^ Уил 1996 , с. 50.
- ↑ Чемпионат Германии Формулы-3 1950 года , 11 июня 1950 года — Айфельреннен, этап 1.
- ^ Jump up to: а б Шуман 2017 , с. 48.
- ↑ Чемпионат Германии Формулы-3 1950 года , 20 августа 1950 года — Гран-при Германии, этап 4.
- ^ Чемпионат Германии Формулы 3 1950 года , турнирная таблица.
- ^ Чемпионат Германии Формулы 3 1951 года , турнирная таблица.
- ^ Шуман 2017 , с. 47.
- ^ Стокерт 2012 , с. 38.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1616.
- ^ Спик 1996 , стр. 237–238.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 393–394.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 393.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003б , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003а , с. 533.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2004 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2004 , с. 372.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2004 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1998 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 375.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 553.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2010 , с. 555.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2010 , с. 556.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Прин и др. 2010 , с. 557.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Колдуэлл 1998 , с. 502.
- ^ Jump up to: а б с Шуман 2017 , с. ii.
- ^ Jump up to: а б Томас 1998 , с. 201.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 337.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 197.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 84.
Библиография
[ редактировать ]- Барбас, Бернд (2005). История II группы 52-го истребительного авиаполка [ История 2-й группы 52-го истребительного авиаполка ] (на немецком языке). ISBN 978-3-923457-71-7 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Боуман, Мартин В. (2009). Истребительные базы времен Второй мировой войны Истребительное командование ВВС США 8-й армии USAAF, 1943–45: эскадрильи P-38 Lightning, P-47 Thunderbolt и P-51 Mustang в Восточной Англии, Кембриджшире и Нортгемптоншире . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-78340-916-7 .
- Браатц, Курт [на немецком языке] (2010). Вальтер Крупински — Jagdflieger, Geheimagent, General [ Вальтер Крупински — летчик-истребитель, шпион, генерал ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeuundzwanzigSechs Verlag. ISBN 978-3-9811615-5-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Авиационные элитные подразделения. Том. 29. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолет асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Фрэнкс, Норман (2015). Иглы Даудинга: отчеты двадцати пяти ветеранов битвы за Британию . Южный Йоркшир: Перо и меч . ISBN 978-1-4738-4420-9 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2014). «Белокурый рыцарь Германии». Говорят немецкие асы II: Вторая мировая война глазами еще четырех самых важных командиров Люфтваффе . Издательская компания МБИ . стр. 7–122. ISBN 978-0-7603-4590-0 .
- Хинчлифф, Питер (1999). Шнауфер: Бубновый туз . Порт Бримскомб, Великобритания: Tempus. ISBN 978-0-7524-1690-8 .
- Манро, Джон; Пютц, Рон (2010). Боденплатте: Последняя надежда Люфтваффе — атака на аэродромы союзников, первый день Нового 1945 года . Книги Стэкпола . ISBN 978-1-4617-5072-7 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-19-6 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003a). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземноморье - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия на Западе — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — Действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-70-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Оборона страны. 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шуман, Ральф (2017). Профиль Рыцарского креста № 16 Адольф Глунц — Вероятно, единственный немецкий летчик-истребитель, который ни разу не был сбит противником в воздушном бою [ Профиль Рыцарского креста № 16 Адольф Глунц — Вероятно, единственный немецкий летчик-истребитель, который ни разу не был сбит противником ] (на немецком языке). Распространение СМИ UNITEC. OCLC 978262526 . ASIN B06WRV58RJ (22 ноября 2018 г.).
- Стокерт, Питер (2012). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 6 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 6 ] (на немецком языке) (3-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Томас, Франц (1998). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z ] (на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2300-9 .
- Томас, Ник (2015). Небесный снайпер: история Джорджа Фредерика «Винтажка» Берлинга, DSO, DFC, DFM . Лондон, Великобритания: Перо и меч. ISBN 978-1-473-86665-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Самолет асов. Том. 9. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уил, Джон (2011). Fw 190 Асы обороны Рейха . Самолет асов. Том. 92. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-482-4 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .
- «Чемпионат Германии Формулы-3 1950 года» . dlg.speedfreaks.org . Проверено 26 марта 2020 г. .
- «Чемпионат Германии Формулы-3 1951 года» . dlg.speedfreaks.org . Проверено 26 марта 2020 г. .
- 1916 рождений
- 2002 смертей
- Пилоты ВВС
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями
- Немецкие автогонщики
- Пилоты чемпионата Германии Формулы-3
- Члены Имперской трудовой службы
- Члены Национал-социалистического корпуса летчиков
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенными Штатами.
- Военнослужащие из земли Мекленбург-Передняя Померания
- Люди из Людвигслюст-Пархима
- Гонщики из земли Мекленбург-Передняя Померания